1 понятие финансов

Понятие и роль финансов

Финансовое право- одна из отраслей права, входящих в систему российского права.

Финансы — одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего их (финансы) для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, наконец, содержание самого государственного аппарата, не располагая финансовыми ресурсами, не используя возможности механизма финансов.

Финансы — всепроникающая в социально-экономическую и политическую жизнь страны категория, в той или иной мере она находит свое отражение в ней и воздействует на нее, а также сигнализирует о ее состоянии. В этом плане финансы можно сравнить с воздухом в земном мире.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, используемых для потребностей общества. Точнее, это финансовые ресурсы страны. Однако такой характеристики недостаточно. Рассмотрение финансов как экономической категории требует уяснения сущности отношений, возникающих при ее функционировании. При таком подходе финансы- это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Деньги и финансы, несмотря на их близость как экономических категорий, определенное сходство внешнего выражения, имеют различия в функциях и выполняемой ими роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходя из одного качества в другое.

В распределительной и контрольной функциях выражается роль финансов, их предназначение в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение общественного продукта и национального дохода страны, создаются и используются денежные фонды для обеспечения различных потребностей общества (развитие экономики, экологическая безопасность, социально-культурное развитие, оборона страны и т.п.).

Активное использование регулирующей роли финансов — необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако кризисные явления препятствуют эффективной реализации функций финансов и проявлению ими в полной мере своей роли.

Финансовая система

Финансы как целостная экономическая категория с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями (распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). В результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в нее звеньев, их взаимодействие между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят следующие звенья (институты):

— бюджетная система, состоящая из государственных (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит;

— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды, создаваемые соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводиться политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.;

— финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий — исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.). В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит означает привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды, именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит может предоставляться заемщику не только за счет привлеченных, но и собственных средств кредитора.

Различают две формы кредита: государственный и банковский.

Государственный кредит выражается во временном использовании денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика. В результате использования такой формы кредита образуется государственный долг, который может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законом) и внешним, регулируемым международными договорами. В настоящее время Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) субъектам Федерации, организациям для оказания финансовой поддержки. Такую форму кредита также следует отнести к государственному кредиту. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

В рассмотренных формах осуществляется также муниципальный кредит.

Банковский кредит – это образование кредитных ресурсов в распоряжении банков (кредитных организаций) в результате использования главным образом хранящихся на их счетах временно свободных средств юридических и физических лиц, и предоставление ресурсов юридическим и физическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности, материальной обеспеченности долга. В настоящее время система кредитных организаций существенно изменилась, они основаны теперь на разных формах собственности и получили большую самостоятельность в осуществлении кредитных операций.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, то есть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денег. При формировании и использовании валютных фондов производятся соответствующие валютные операции.

§ 1. Понятие, функции и роль финансов

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономике, хозяйственных связях. Финансы являются прежде всего распреде­лительной категорией, с помощью которой происходит распреде­ление или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства.

Именно благодаря этому качеству фи­нансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в фор­ме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей1, термин «финансы» восходит к средневековым латинским словам fïnatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo — вбивать, вколачивать, а позднее — finis, означающее конец, пре­дел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для от­деления одного участка земли от другого). Первым автором научно- практического труда, посвященного финансам («О доходах Афинской республики»), считают древнегреческого писателя и историка Ксенофонта (около 430—355 гг. до н. э.).

Финансы можно рассматривать в экономическом и матери­альном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это эконо­мические отношения, связанные с формированием, распределе­нием и использованием централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осу-

ществляются распределение и перераспределение валового внут­реннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денеж­ные фонды государства, государственно-территориальных и му­ниципальных образований, предприятий, учреждений, организа­ций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресур­сы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отношения следует отождествлять с финансами. В содержание финансов включаются только те денежные отношения, которые имеют спе­цифическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формирова­нием и использованием определенных фондов денежных ресур­сов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отраслями права. Например, продажа предприятием произведенной продукции не будет вклю­чаться в сферу действия финансов, эти отношения носят граждан­ско-правовой характер, хотя и опосредуются деньгами. Однако уплата налогов, объекты которых возникают в результате совер­шения предприятием сделки купли-продажи, включается в фи­нансовые отношения.

Финансовые отношения от денежных отличаются и по при­знаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или услуг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Фи­нансы не предназначены для создания встречного удовлетворе­ния, их движение не носит характера возмещения. Единственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приобретении госу­дарственных ценных бумаг. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 75) отношения в сфере государственного кредита основыва­ются на принципе добровольности для частного субъекта в их вступление, поэтому покупка эмитированных государством цен­ных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.

Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных ресурсов, а те денежные, экономические отно­шения, которые возникают в процессе формирования, распреде­ления и использования денежных фондов и денежных ресурсов.

Финансы, таким образом, являются денежными отношения­ми, в которых одним из участников обязательно выступает госу­дарство. К числу финансовых относятся только те денежные от­ношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления.

Сущность государственных и муниципальных финансов, за­кономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-де­нежных отношений и их роль в процессе общественного воспро­изводства определяются экономическим строем общества, при­родой и функциями государства и местного самоуправления.

Как историческая категория финансы появляются в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы — одновременно с возникновением местного самоуправления. Ос­новные средства государства и местного самоуправления концен­трируются в соответствующих бюджетах. Причиной, порождаю­щей появление финансов, являются потребности государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Данную ресурсопотребность без финансов невоз­можно удовлетворить ни в хозяйственной сфере, ни в сфере госу­дарственного или муниципального управления, ни в сфере вы­полнения делегированных государственных полномочий.

Современное государство — итог длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок, как и любая хо­зяйственная система, не является совершенным механизмом. Он имеет и положительные, и отрицательные стороны, что вызывает необходимость со стороны государства вырабатывать собствен­ный механизм хозяйствования, который препятствовал бы разру­шительным последствиям в финансовой сфере. Период становле­ния рыночных отношений характеризуется значительной децен­трализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обществе складывается особая группа денежных отношений, возникающая вне производственной сфе­ры, — государственные (публичные) финансы. Данные отноше­ния формируют денежные фонды, необходимые для функциони­рования государства в целом и его отдельных органов. Экономика не может функционировать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития об­щества всегда существуют такие потребности, которые обязано финансировать только государство. Это инфраструктура общего назначения (например, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, освоение космического пространства, инвестирова­ние наиболее приоритетных отраслей экономики и т. д.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся вос­производственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.

Благодаря экономической сущности финансы придают перво­начальный импульс распределению прибыли, доходов, а в от­дельных случаях и основного капитала в пользу государства или в соответствии с его интересами. Через финансы государство накап­ливает свое состояние. Государственные накопления формиру­ются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, стра­ховых фондов, банковского капитала и т. д. Подобные накопле­ния служат не только важным стабилизатором экономических отношений и гарантом экономического суверенитета государст­ва, но и регулятором производства, а также инфляционных про­цессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масштабов общественного производства, содержание и развитие непроиз­водственной сферы, обеспечение функционирования государст­венной инфраструктуры, реализуются иные функции государства. Однако обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправления еще не дает основания считать деятельность государственных или муни­ципальных органов причиной возникновения финансов. Возник­новение и отмирание финансовых отношений не происходят по волеизъявлению государственных или муниципальных органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены разви­тием местного сообщества и через его посредство — развитием го­сударства в целом. Государственные и муниципальные органы должны лишь учитывать объективную необходимость финансо­вых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их ис­пользования: формировать бюджет, вводить или отменять какие- либо виды обязательных платежей, изменять формы использова­ния финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным про­цессам — инфляции, безработице, финансово-правовым кон­фликтам, стагнации экономики и т. д.

Финансовые отношения строятся на потребностях государст­ва или местного сообщества, а не порождаются деятельностью государственных или муниципальных органов. Финансы выра­жают определенную сферу производственных отношений и от­носятся к базисной категории. Но хотя финансы и относятся к базисной категории, они во многом зависят от политики госу­дарства и местного самоуправления, их финансовой деятельно­сти. Органы власти, как известно, относятся к надстроечной ка­тегории. Диалектика взаимоотношений между базисом и над­стройкой состоит именно в том, что только социальные и экономические причины порождают необходимость возникнове­ния новых финансовых отношений, а государство и местное са­моуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Следовательно, финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач.

Рассматриваемая категория имеет следующие отличительные признаки. Она:

складывается всегда относительно денег или денежного экви­валента;

обусловлена управленческой ролью государства;

является формой перераспределительных отношений в сфере совокупного общественного продукта.

Указанные признаки только в единстве характеризуют сущ­ность государственных (публичных) финансов. Отсутствие любо­го из них не позволит считать какие-либо денежные отношения финансовыми.

Федеративная природа Российского государства обусловлива­ет наличие собственных функций, целей и задач как у всего госу­дарства в целом, так и у субъектов РФ. Реализация компетенции каждого субъекта РФ предполагает наличие соответствующих ре­гиональных финансов.

Финансы субъекта РФ — это экономические отношения, свя­занные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределе­ние валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворе­нием публичных потребностей в границах соответствующего ре­гиона.

Признание в России местного самоуправления и гаранти- }

рованность самостоятельности его финансовой деятельности — позволяют выделить в системе публичных финансов особую кате­горию — финансы муниципальных образований. Финансы муни­ципальных образований — это экономические отношения, связан­ные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач местного само­управления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых происходят распределение и перераспределение валово­го внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потреб­ностей сообщества в границах муниципального образования.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финан- ‘

совых основах местного самоуправления в Российской Федера­ции» определяет местные финансы как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов ме­стного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, при­надлежащие органам местного самоуправления, и другие финан­совые средства (п. 1 ст. 2).

Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в грани­цах всего государства публичные финансы являются единой кате­горией, что подтверждается следующими аспектами:

федеративным устройством России в сочетании с самостоя­тельностью местного самоуправления;

единством денежной системы, экономической, финансовой и таможенной политики;

единством государственной и муниципальной систем управ­ления и регулирования финансово-кредитной сферы.

На государственном уровне денежные средства мобилизуются в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Важное значение имеют финансы предпри­ятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с по­мощью которых в государстве осуществляется кругооборот ос­новной массы денежных средств.

Таким образом, финансы функционируют в двух основных формах:

экономические денежные отношения, связанные с аккумули­рованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований;

экономические отношения, обслуживающие кругооборот де­централизованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.

Сущность финансов проявляется в их функциях — формирова­нии денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государ­ством финансово-правового механизма, направленного на акку­мулирование денежных средств в его пользу. Выполнение госу­дарством своих функций и задач нуждается в материальном обес­печении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход каз­ны. Государство не является производственным инструментом, поэтому оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения в целях перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полученных таким образом денежных средств в специально образованные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирова­ния своих денежных фондов, кроме финансов. Формирование де­нежных фондов осуществляется различными методами, основной из которых налоги.

Использование денежных фондов означает направление госу­дарственных средств на реализацию публичных мероприятий. Посредством материального обеспечения государство осуществ­ляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалансирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуществляя бюджетное регулирование, финансируя министер­ства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударст­венным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов отражает перераспределительный характер финансов, т. е. возможность их вторичного движения от государства к иным субъектам — получателям бюджетных средств или кредиторам.

В совокупности функции финансов отражают их обществен­ное предназначение. Они не свойственны никакой иной эконо­мико-правовой категории. Формирование и использование де­нежных фондов выражают главные особенности финансов, поз­воляют отграничивать их от смежных денежных отношений. Важное значение финансов в механизме обеспечения экономи­ческого суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.

Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государ­ством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций отражает роль финансов, т. е. результа­ты их практического использования. Роль финансов выражается в возможности регулирования общественных отношений и осу­ществления контроля за этими отношениями.

Посредством использования финансов государство осуществ­ляет регулирование экономики, влияет на социальные и политиче­ские процессы. Функция регулятора связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях ре­гулирования экономики и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регу­лирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финансов выражается в создании со стороны государства стабильных усло­вий экономических и социальных отношений для всех хозяйст­вующих субъектов.

Формы государственного регулирования разнообразны и за­висят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потреб­ности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д.

Первостепенную роль в обеспечении регулирующей функции государства должно играть финансовое законодательство. В каче­стве финансовых регуляторов могут использоваться правовое ре­гулирование ценообразования — установление нормами законов предельных цен на товары и услуги, регулирование получения монополиями сверхприбыли, финансирование отраслей про­мышленности и т. д.

Финансы помогают государству осуществлять функцию кон­троля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, об­ладают свойством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способность фи­нансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулиро­вание, распределение и использование фондов финансовых ре­сурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансо­вого контроля. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой,

банками, а также взаимных обязательств предприятий, учрежде­ний и организаций по расчетам и платежам.

Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции проявляется в деятельности финансовых органов. Ре­зультаты практической реализации финансов в виде регулирова­ния общественных отношений и контроля за их осуществлением представляют собой форму выражения финансовой политики го­сударства.

Роль финансов в экономической системе

Финансовая система является основой экономики, а главными участниками финансовых отношений являются частные лица, хозяйствующие субъекты и, конечно, государство. Роль финансов в экономической системе мы сейчас и рассмотрим.

Рыночный механизм хозяйствования создает целостную систему экономических отношений, в которой функционируют три основных рынка:

1. Рынок труда,
2. Рынок товаров и услуг,
3. Финансовый рынок.

Все эти 3 специфических рынка постоянно и тесно взаимодействуют и выполняют функции рыночной экономики, а их участниками являются экономические и хозяйствующие субъекты.

Само понятие рынка означает определенную сферу, в которой проявляются экономические отношения (купля-продажа) между производителями товаров и их потребителями, а также между первоначальной и потребительской стоимостью товаров.

Основными категориями рыночной экономики являются следующие:

• Деньги – средство обращения, они являются посредниками во время осуществления актов покупки и продажи, становясь в это время капиталом,

• Капитал – денежные средства, пущенные в оборот (или деньги в обращении), которые приносят от оборота доход. Тем самым деньги создают условия для возникновения финансов как независимой сферы,

• Финансы – независимая система денежных отношений, в которых происходит формирование и использование фондов денежных средств во время их оборота.

Рыночная экономика придала финансам ещё большее значение, усилив их роль, ведь от финансового положения хозяйствующего субъекта зависит успех и процветание.

И хотя роль финансов очень многообразна, можно выделить 3 основных направления:

1. Обеспечение потребностей производства – то есть покрытие расходов за счет финансовых ресурсов (как собственных, так и привлеченных),
2. Регулирование экономики и социальных процессов с помощью финансов,
3. Стимулирование эффективного использования экономических ресурсов – оно может осуществляться самыми разными методами:

• Эффективное вложение финансов,
• Создание различных стимулирующих фондов,
• Применение бюджетных стимулов (льгот и пр.),
• Применение финансовых санкций (штрафы и т.п.).

Этапы управления финансами

Выделяют следующие основные этапы управления финансами:

1. Прежде всего, планирование, на котором выявляются и анализируются возможности роста финансовых ресурсов,
2. Оперативное управление – целый ряд мероприятий, разработанных исходя из текущей финансовой ситуации и направленных на максимизацию прибыли при минимизации расходов.
3. Контроль – отслеживание своевременного и полного поступления денег в централизованные и децентрализованные фонды, а также их эффективное и целевое использование.

Совокупность элементов финансовых отношений представляют собой финансовую систему, одним из её ключевых звеньев является МФ РФ, которым управляет глава Министерства финансов.

4 (80%) 87 vote

Слово «финансы» слышали все. Многие уверены, что это просто деньги и все. Но суть этого слова несколько глубже, чем деньги.

Оглавление
1. Что такое финансы простыми словами
2. Функции финансов
3. Финансовые рынки и услуги
4. Финансовые инвестиции

1. Что такое финансы простыми словами

Финансы (от лат. «financia» — наличность, доход) — это совокупность материальных ресурсов. При чем финансы могут принадлежать физическому лицу, бизнесу, государству. На бытовом уровне для каждого из нас финансы конечно означают «деньги».

Есть множество и других определений. Например:

  • Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования различных денежных фондов.
  • Финансы – это деньги в движении

Также есть глагол «финансировать» означает «снабжать деньгами».

В науке есть целая дисциплина финансы, которая изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика.

Финансовые ресурсы – это все возможные доступные средства, которые имеются в распоряжении для выделения денег.

Финансы можно разделить на условно на два вида

  1. Государственные/муниципальные
  2. Личные/семейные

2. Функции финансов

У финансов есть целый ряд важных функций, без которых никакая экономика бы не смогла работать.

  1. Распределительная. Деньги распределяются в разные отрасли и сектора, чтобы все работали и создавали блага.
  2. Контрольная. Контролировать процессы и развитие экономики.
  3. Стабилизирующая. Поддержание стабильности в стране и жизни каждого человека
  4. Регулирующая. Наведение порядка в обществе
  5. Стимулирующая. За хороший труд, идеи и прочее — как известно хорошо платят.
  6. Инвестиционная. Финансирование развивающихся и необходимых проектов

Ключевой орган управления финансами – «Министерство финансов». В его задачи входит

  1. Составление бюджета страны.
  2. Перераспределение средств между различными отраслями.
  3. Федеральный бюджет
  4. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ
  5. Разработка законов связанных с финансированием.

3. Финансовые рынки и услуги

В обществе принято разделять следующие финансовые услуги

  1. Банковские услуги
  2. Инвестиционно-банковские услуги
  3. Страховые услуги
  4. Лизинговые услуги
  5. Факторинговые услуги

Дадим определения, без которых обзор финансов был бы не полным.

Финансовый рынок — условное обозначение места для проведения торговли финансовыми активами (чаще всего имеется ввиду биржа). Существуют следующие рынки:

  • Денежный рынок — процесс получения денег в кредит или наоборот открытие вклада. Проще говоря это рынок денег и обязательств
  • Рынок ценных бумаг или фондовый рынок — торговля самыми популярными и ликвидными бумагами: акции, облигации, фьючерсы, опционы (нельзя назвать ценной бумагой, но его приобретение напрямую связано с поставкой реальных акций)
  • Рынок облигаций
  • Валютный рынок
  • Производный рынок
  • Рынок страхования
  • Товарный рынок
  • Сырьевой рынок
  • Фьючерсный рынок

4. Финансовые инвестиции

Экономика страны не сможет должным образом функционировать без денежных потоков, вливаний. Финансы это средства для достижения блага. В этой главе мы рассмотрим варианты для инвестирования частного лица. Более подробно вопрос инвестиций рассмотрен в специальной статье во что вложить деньги.

Современный мир предлагает множество возможностей для инвесторов куда можно инвестировать. Есть гарантированные варианты с небольшим доходом, но с отсутствующим риском, есть более рискованные варианты, где можно как заработать, так и потерять. Инвестор в отличии от своих целей и склада ума выбирает самостоятельно подходящий для него рынок. Например, стало модно откладывать себе на пенсию или создать пассивный доход.

Многие составляют инвестиционные портфели, как один из самых логичных и здравых подходов к инвестированию. С одной стороны мы стремимся получать реальный доход, который превзойдет инфляцию, но мы не хотим сильно рисковать. За счет включения нескольких активов в портфель создается диверсификация риска.

Итак, для частного лица хорошим вложениями являются:

1 Акции компании. Традиционно считаются, что акции это самый прибыльный инструмент. Благодаря росту стоимости и дохода от дивидендов, можно рассчитывать на достаточно стабильные результаты в долгосрочном выражении. Например, можно посмотреть на график индекса ММВБ. Видно, что за все время он все равно растет несмотря на сложности в экономике после санкций.

2 Облигации. Самый надежный и стабильный источник заработка. Риски практически отсутствуют. А если мы говорим про ОФЗ, то можно назвать их самым надежным источником сохранения денег для граждан. Не выплата купона по ОФЗ равносильна дефолту.

Приобрести акции и облигации можно на бирже ММВБ. Для выхода на биржу необходимо открыть счет у брокерской компании. Я сам работаю и рекомендую всем следующих брокеров:

  • Финам
  • БКС Брокер

Это два лучших брокера для торговли на ММВБ, которые оказывают услуги большей половине всех трейдеров в России. У них наилучшие условия, самые низкие комиссии на торговлю, есть офисы по всей России, крупный сервис поддержки клиентов. Здесь можно покупать американские акции, следовать стратегиям профессионалов и прочее.

Рекомендую обратить внимание на следующие статьи, которые помогут Вам с входом на биржу:

  • Как купить акции физическому лицу
  • Как купить облигации физическому лицу
  • Как зарабатывать деньги на акциях
  • Торговля на фондовой бирже для новичков

3 ПИФы. Если нету времени разбираться в торговле самостоятельно, то можно инвестировать деньги в готовый фонд (ПИФ), который займется управлением деньгами. Это рискованно, но как показывает практика прибыльно.

У ПИФов есть существенный недостаток в том, что они берут комиссию за управление. Плюс к тому же, статистика показывает, что 95% фондов проигрывает обычному инвестированию в фондовые индексы. Сейчас у инвесторов появились отличные возможности вложиться в ETF фонды, которые представляют из себя индексный фонд. Стоит такой биржевой фонд 1000-3000 рублей, что вполне доступно для рядовых инвесторов. Комиссия у ETF есть, но она составляет не более полпроцента.

4 Банковский вклад. Вариант с тем, чтобы отнести деньги в банк знаком каждому. Особо сказать про банковские вклады нечего, т.к. это с одной стороны надежный доход, но малоприбыльный. Еще из минусов можно отметить то, что большие суммы класть в банк не имеет смысла, т.к. застрахованы лишь 1,4 млн.рублей, а также то, что невозможно снять деньги в любой момент времени без потери процентов. Это накладывает не самые удобные условия в случае срочной надобности финансов.

Мы рассмотрели самые ликвидные варианты. Осталось выделить еще варианты, которые отличаются надежностью, но с другой стороны сложностью в продаже.

5 Бизнес, недвижимость. Инвестиции в недвижимость всегда считались самыми надежными. Это безусловно так. Однако продать объект порой бывает крайне сложно, особенно по средней цене рынка в периоды кризиса. Также стоит отметить низкую рентабельность покупки. При сдаче в аренду доход будет на уровне 5-7% без учета того, что объект может потребовать каких-то еще расходов на ремонт.

С бизнесом еще сложнее в плане риска. Заранее предсказать успех невозможно. Покупка готового бизнеса же будет стоить дорого.

  • Инвестиции в недвижимость

Смотрите также видео «что такое финансы, деньги, инвестиции»:

1. Понятие финансов, их особенности, функции.

  • •1. Понятие финансов, их особенности, функции.
  • •2. Финансы как экономическая и правовая категории.
  • •3. Экономические основы функционирования финансов.
  • •4. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы.
  • •5.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  • •6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  • •7. Финансовая система Российской Федерации.
  • •8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
  • •9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
  • •10. Общая характеристика субъектов финансового права.
  • •11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
  • •12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
  • •13. Система и источники финансового права.
  • •14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
  • •15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
  • •16. Финансовая политика государства.
  • •17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
  • •18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
  • •19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
  • •20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
  • •21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
  • •22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
  • •23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
  • •24. Финансовый контроль: понятие и значение.
  • •25. Виды и формы финансового контроля.
  • •26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
  • •27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.
  • •28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
  • •29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • •29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • •30. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • •31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • •32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
  • •33. Стадии бюджетного процесса.
  • •34. Бюджетная классификация.
  • •35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • •36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • •37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
  • •38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
  • •39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
  • •40. Понятие и функции налогов и сборов.
  • •41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
  • •42. Налоговое право: понятие, предмет, метод, система и источники. Налоговое право как наука и учебная дисциплина.
  • •43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
  • •44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
  • •45. Налоговый контроль: понятие, формы.
  • •46. Элементы налогообложения.
  • •47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
  • •48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
  • •49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
  • •50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
  • •51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
  • •53. Порядок разрешения налоговых споров.
  • •54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
  • •55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
  • •56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • •57. Государственный внутренний долг.
  • •58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
  • •59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
  • •60. Банковская система рф: структура, значение.
  • •60. Банковская система рф: структура, значение.
  • •61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
  • •62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
  • •63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
  • •64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
  • •65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
  • •66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
  • •67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
  • •68. Правовые основы обращения наличных денег.
  • •69. Правовые основы безналичных расчетов.
  • •70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
  • •71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
  • •72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
  • •73. Правовые основы вкладных операций.
  • •74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
  • •75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
  • •76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
  • •77.Правовое регулирование страховой деятельности
  • •78.Правовые основы валютного контроля.
  • •79. Валютное регулирование и контроль
  • •80. Органы и агенты валютного контроля.
  • •81. . Электронные безналичные расчеты
  • •82. Аудит как особый вид финансового контроля.
  • •83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
  • •84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
  • •Лицензирование.
  • •85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
  • •86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
  • •87. Организация имущественного и личного страхования.
  • •88. Виды обязательного страхования.
  • •89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
  • •90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.