1010421 код операции

Операции, освобождаемые от налогообложения, — не льготы

Налоговые инспекторы традиционно считают, что операции, упомянутые в ст. 149 НК РФ, носят характер налоговых льгот. Следовательно, при камеральных проверках можно требовать у налогоплательщиков подтверждающие документы в отношении упомянутых операций (они отражаются в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налого­обложения), операции, не признаваемые объектом налогообложения, операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации» налоговой декларации по НДС). Споры на эту тему давно переместились в судебную плоскость. Существует и знаковое постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12, разъяснившее суть налоговой льготы с точки зрения ст. 56 НК РФ. Однако налоговики не унимаются.

Суть дела

Общество представило в ИФНС декларацию по НДС за IV квартал 2012 г. В разделе 7 названной декларации были отражены операции по пяти кодам. ИФНС потребовала представить в десятидневный срок подтверждающие документы по этим операциям (см. табл.).

Таблица. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), отраженные в разделе 7 декларации по НДС

Код операции

­Норма ст. 149 НК РФ

Сумма, руб

Суть операции

Требования ­инспекции

Подпункт 17 п. 2

1 026 199

Реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды регистрационных, лицензионных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимае­мые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)

Договоры, не представленные ранее; счета-фактуры; перечень услуг с указанием суммы сделки; платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг

Подпункт 10 п. 2

31 000

Реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности

Договоры на оказанные услуги, не представленные ранее; счета-фактуры; платежные документы, подтверждающие оплату оказанных услуг (при отсутствии платежных документов указать, каким образом осуществляется оплата за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений); документы, подтверждаю­щие принадлежность обществу жилых помещений, предоставленных в пользование (если были представлены ранее, указать номер и дату); иные документы, подтверждаю­щие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС

Подпункт 15 п. 3

1 159 069

Операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО

Договоры займов; налоговые и бухгалтерские регистры по начислению процентов; документы, подтверждающие перечисление денежных средств заемщику; документы, подтверждающие перечисление процентов, начисленных заимодавцу; расчет процентов начисленных

Подпункт 26 п. 3

141 398

Операции по уступке (переуступке, приобретению) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из догово­ров по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитных договоров, а также исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки

Договоры, по предоставлению займов в денежной форме и (или) кредитные договоры, лежащие в основе договора уступки; перечень операций по исполнению заемщиком обязательств перед каждым новым кредитором, первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки; иные документы, подтверждающие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС

Подпункт 12 п. 2

34 200 042

Реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах (ценных бумаг и инструментов срочных сделок, включая форвардные, фьючерсные, контракты, опционы

Договоры купли-продажи на реа­лизацию и приобретение долей, ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок (не представленные ранее); учредительные документы; счета-фактуры на реализацию и приобретение; акты приема-передачи на реализацию и приобретение; документы, подтверждающие оплату за реализацию и приобретение ценных бумаг (акций), подтверждение принадлежнос­ти обществу реализованной доли (ценных бумаг), расшифровок/(перечень) соответствующей строки бухгалтерского баланса на 31.12.2012 г.; документы, подтверждающие право собствен­ности на ценные бумаги (акции), а именно: передаточные распоряжения, а также выписки из реестра владельцев акций; иные документы. подтверждающие правомерность использования вышеуказанной льготы по НДС

Помимо этого, инспекторы потребовали расчет «входного» НДС от операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения) и подтверждение раздельного учета таких операций. Кроме того, были потребованы и другие пояснения и до­кументы.

Общество посчитало неправомерным запрос на представление документов, относящихся к разделу 7 декларации, и не представило их. Инспекция привлекла общество к ответственнос­ти в размере 2800 руб. за 14 непредставленных документов по п. 1 ст. 126 НК РФ. Общество оспорило действия инспекции в суде и выиграло в первых двух инстанциях. Но в кассационной инстанции проиграло (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Логика, которой руководствовались первая инстанция и апелляционный суд, принимая решения в пользу налогоплательщика, такова.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Однако в данном случае ошибки, противоречия и несоответствия, допущенные обществом при составлении декларации, при проведении проверки не выявлены. Возражений по порядку оформления представленных документов у налогового органа также не имелось. Достоверность содержащихся в них сведений инспекция не оспаривала.

В рамках «камералки» инспекторы могут истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Именно на этом основании инспекция в данном случае потребовала представлении документов, подтверждающих правомерность отражения операций в разделе 7 декларации по НДС. По мнению налоговиков, эти операции носят характер льгот.

Льгота или нет?

Согласно ст. 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Суд отметил, что отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрено ст. 149 НК РФ. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по НДС, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Поэтому, по мнению суда, необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения и, соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

В данном случае апелляционная инстанция подтвердила вывод суда первой инстанции: операции, отражающиеся в разделе 7, не отвечают признакам льготы согласно ст. 56 НК РФ, что не предполагает по ним проверку первичных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Суд подчеркнул, что эти выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12. По мнению апелляционного суда, данное Президиумом толкование ст. 56 НК РФ распространяется не только на ст. 146, но и на ст. 149 Кодекса.

Освобождение от НДС реализации земельных участков

Дело, которое рассмотрел Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12, касалось операций по реализации земельных участков, заявленных обществом в разделе 7 декларации по НДС (код 1010806).

Президиум ВАС РФ отметил, что в п. 2 ст. 146 НК РФ указаны операции, которые в целях главы 21 Кодекса не признаются объектом обложения, в частности, в силу подп. 6 п. 2 названной статьи не признаются объектом обложения НДС операции по реализации земельных участков (долей в них).

Иными словами, отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет НДС с таких операций прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу ст. 56 Кодекса не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения НДС, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно ст. 56 Кодекса применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

В результате Президиум ВАС РФ пришел к выводу: направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам ст. 88 Кодекса.

Освобождение от НДС займов и реализации ноу-хау

Позиция, сформированная Президиумом ВАС РФ, неоднократно подтверждена в определениях высшего суда.

Так, в деле, по которому ВАС РФ вынес Определение от 12.11.2012 № ВАС-6809/12, инспекция истребовала у налогоплательщика документы в части подтверждения реализации по двум кодам операций, отражаемых в разделе 7 налоговой декларации по НДС:

— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;

— 1010256 — реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Тройка судей напомнила, что Президиум ВАС РФ 18.09.2012 рассмотрел дело № А65-9081/2011 Арбитражного суда Республики Татарстан о применении ст. 56 НК РФ к правоотношениям, связанным с применением главы 21 названного Кодекса, и принял постановление № 4517/12, размещенное в полном объеме на сайте ВАС РФ 05.11.2012, что позволяет обществу обратиться в суд в установленном порядке с заявлением о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 312 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Дело действительно было пересмотрено по новым обстоятельствам (см. постановление ФАС Московского округа от 20.08.2013 по делу № А40-87461/11-99-409). Таким обстоятельством стала правовая позиция Президиума ВАС РФ о том, что отсутствие у налогоплательщика исчислять и уплачивать НДС в бюджет с операций, предусмотренных нормами НК, не является льготой.

В следующем деле Межрайонная ИФНС попыталась оспорить в надзорной инстанции решения трех нижестоящих судов, принятые в пользу налогоплательщика, но получила отказ (см. Определение ВАС РФ от 15.11.2012 № ВАС-8834/12).

В данном деле инспекция требовала подтверждающих документов по следующим операциям:

— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;

— 1010274 — реализация лома и отходов цветных металлов;

— 1010243 — реализация долей в уставном капитале (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.

Как отмечено в данном Определении, выводы нижестоящих судов соответствуют позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 18.09.2012 № 4517/1 при рассмотрении спора со схожими с настоящим делом фактическими обстоятельствами.

Что касается займов, стоит также упомянуть недавнее Определение ВАС РФ от 31.01.2014 № ВАС-497/14. В этом деле инспекция посчитала, что освобождение операций займа в денежной форме от обложения НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ) носит характер налоговой льготы.

Но судьи трех инстанций, сославшись на ст. 31, 56, 88, 93 и 149 НК РФ, указали, что направление обществу при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит положениям ст. 88 НК РФ, поскольку обязанность по их представлению вместе с налоговой декларацией не установлена.

С этой позицией согласилась и тройка судей, которая отказалась передавать дело в Президиум ВАС РФ.

Налоговики не вправе требовать неопределенный перечень первичных документов

Вернемся к нашему делу (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2014 по делу № А27-3819/2013).

Апелляционный суд подчеркнул, что глава 21 НК РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с декларацией по НДС первичные документы в случае отражения в разделе 7 операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). И при проведении камеральной проверки налоговики не вправе истребовать неопределенный перечень и состав первичных документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. При изложенных обстоятельствах суд обоснованно посчитал неправомерным направление обществу требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, поскольку это противоречит нормам ст. 88 Кодекса.

Поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для направления требования, привлечение к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов, незаконно.

Не принял апелляционный суд и ссылку налоговиков на Определение КС РФ от 04.06.2013 № 966-О, поскольку это Определение, по мнению арбитражных судей, не относится к спорным правоотношениям.

Нужно констатировать, что, принимая решения в пользу налогоплательщика, и суд первой инстанции, и апелляционный суд руководствовались нормами Налогового кодекса РФ и правовой позиций Президиума ВАС РФ, сформированной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12. Стоит также отметить, что тройка судей ВАС РФ, руководствуясь названной позицией, не признала налоговой льготой операции по двум из пяти спорных кодов (см. Определения ВАС РФ от 15.11.2012 № ВАС-8834/12 и от 31.01.2014 № ВАС-497/14):

— 1010292 — операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним, а также операции РЕПО, включая денежные суммы, подлежащие уплате за предоставление ценных бумаг по операциям РЕПО;

— 1010243 — реализация долей в уставном капитале (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок.

Однако кассационная инстанция, вопреки логике и здравому смыслу, неожиданно заняла позицию налоговых органов.

Налогоплательщик в свою очередь обратился в надзорную инстанцию. Определением от 05.02.2014 № ВАС-1442/14 заявление общества о пересмотре судебного акта в порядке надзора, принято к производству. С учетом всех приведенных обстоятельств, на наш взгляд, у налогоплательщика есть шанс отстоять свою правоту в надзорной инстанции.

Код операции по НДС

Актуально на: 1 апреля 2019 г.

В некоторых разделах декларации по НДС есть графы c названием «Код операции». Это такие разделы, как:

  • раздел 2 – заполняется налоговыми агентами;
  • разделы 4-6 – заполняются организациями и ИП, у которых были экспортные операции;
  • раздел 7 – заполняется организациями и ИП по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения), операциям, не признаваемым объектом налогообложения, операциям по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, а также по суммам оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.

Как видим, с определенными кодами в декларации отражаются не обычные операции по реализации товаров на территории РФ, а «особенные» НДС-операции.

Все коды операций по НДС приведены в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Если в декларации не заполнить необходимые коды, то декларация не пройдет форматно-логический контроль и не будет принята налоговым органом.

Коды операций в Разделе 2

Коды для налоговых агентов соответствуют пунктам ст. 161 НК РФ, а также п.10 ст.174.2 НК РФ, по нормам которых агенты рассчитывают налоговую базу по НДС (Раздел IV Приложения № 1 к Порядку). Примеры кодов приведены ниже.

1011711 Реализация товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, а также реализация работ, услуг таких иностранных лиц с применением безденежных форм расчетов
1011712 Реализация работ, услуг иностранных лиц, не состоящих на учете в качестве налогоплательщиков, кроме случаев применения безденежных форм расчетов
1011703 Предоставление органами госвласти и управления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества

Коды операций в «экспортных» Разделах 4-6

Список кодов для операций, облагаемых по ставке 0%, гораздо больше (Раздел III Приложения № 1 к Порядку). Приведем некоторые из них.

1011410 Реализация несырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ)
1011412 Реализация несырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ)
1010421 Реализация несырьевых товаров (не указанных в п. 2 ст. 164 НК РФ) на территорию государств — членов ЕАЭС

Для корректировок налоговых баз и налоговых вычетов в рамках экспортных операций тоже предусмотрены свои коды.

Коды операций в Разделе 7

Значимую часть рассматриваемых кодов составляют коды операций, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ, Раздел I Приложения № 1 к Порядку). Приведем примеры таких кодов.

1010801 Операции, не признаваемые реализацией товаров, работ, услуг (п. 3 ст. 39 НК РФ)
1010806 Операции по реализации земельных участков (долей в них)
1010807 Передача имущественных прав организации ее правопреемнику
1010811 Реализация товаров, местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 147 НК РФ)
1010812 Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (ст. 148 НК РФ)

Свои коды также присвоены операциям, не подлежащим налогообложению НДС по ст. 149 НК РФ (Раздел II Приложения № 1 к Порядку).

Код операции по объектам основных средств

Данный код в НДС-декларации указывается в приложении № 1 к разделу 3. В нем отражаются суммы налога по объектам основных средств, ранее принятые к вычету, которые теперь подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Это может быть связано с тем, например, что с определенного момента объект стал использоваться в деятельности, не облагаемой НДС (п. 2 ст. 170 НК РФ). Приложение заполняется один раз в год, – в декларации по НДС за IV квартал, в течение 10 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию (п. 39 Порядка). Для каждого объекта основных средств должно быть заполнено свое приложение (п. 39.1 Порядка).

Кодов операций по объектам основных средств всего 7 (Раздел V Приложения № 1 к Порядку). Приведем основные из них:

1011801 Объект основного средства, завершенный капитальным строительством подрядными организациями
1011802 Объект основного средства, завершенный капитальным строительством при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления
1011803 Объект основного средства, приобретенный по гражданско-правовому договору
1011805 Модернизация (реконструкция) объекта основного средства

Коды видов операций по НДС

Коды видов операций по НДС

Компании заполняют коды видов операций по НДС в графе 2 книг покупок и продаж, а посредники — в графе 3 журнала учета счетов-фактур. Эти сведения попадают также в разделы 8-11 декларации по НДС. Новые коды видов операций по НДС утверждены приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136. Приказ вступил в силу с 1 июля 2016 года, но применять эти коды для заполнения книг покупок и продаж, журнала учета счетов-фактур и декларации по НДС надо с отчетности за 3 квартал 2016 года. Пока компании пользуются кодами из приложения к приказу ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@ и временными кодами из письма ФНС России от 22.01.2015 № ГД-4-3/794. Если компания использовала старые коды, а для ситуаций подходят новые, безопаснее их перекодировать. По кодам инспекторы сопоставляют вычеты компании с базой в декларации по НДС контрагентов. А по некоторым операциям с новыми кодами видов операций по НДС такую сверку сделать нельзя, так как компания заявляет вычеты, а контрагент не платит НДС. Например, если товар вернула компания на упрощенной системе налогообложения. Если оставить старый код, инспекторы запросят пояснения.

Для каких видов операций по НДС коды не изменились

Все виды операций по НДС с кодами с 01-го по 13-й перекодировать не требуется. Например, это отгрузка товара или получение авансов.

№ п/п

Наименование вида операции

Код вида операции

Отгрузка (передача) или приобретение товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 03, 04, 06, 10, 11, 13

01
2 Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг (включая посреднические услуги)), передачи имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 05, 06, 12 02
3 Возврат покупателем товаров продавцу или получение продавцом возвращенных покупателем товаров 03
4 Отгрузка (передача) или приобретение товаров, работ, услуг (за исключением посреднических услуг), имущественных прав на основе договора комиссии (агентского договора, в случае, если агент совершает действия от своего имени), за исключением операций, перечисленных по коду 06 04
5 Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг (за исключением посреднических услуг)), передачи имущественных прав на основе договора комиссии (агентского договора, в случае, если агент совершает действия от своего имени), за исключением операций, перечисленных по коду 06 05
6 Операции, совершаемые налоговыми агентами, перечисленными в статье 161 НК РФ 06
7 Операции, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ 07
8 Операции, перечисленные в подпункте 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ 08
9 Получение сумм, указанных в статье 162 НК РФ 09
10 Отгрузка (передача) или получение товаров, работ, услуг, имущественных прав на безвозмездной основе 10
11 Отгрузка (передача) или приобретение товаров, имущественных прав, перечисленных в пунктах 3, 4, 5.1 статьи 154, в подпунктах 1-4 статьи 155 НК РФ 11
12 Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав, перечисленных в пунктах 3, 4, 5.1 статьи 154, в подпунктах 1-4 статьи 155 НК РФ 12
13 Проведение подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) капитального строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости 13

Есть два новых кода — 14 и 15, предназначенные для операций из пунктов 1-4 статьи 155 НК РФ, например, для уступки прав требования долга. До вступления в силу нового приказа эти операции надо было обозначать кодами 11 и 12 из Приказа № ММВ-7-3/83@. После того, как новые коды официально утвердили, прежние операции не нужно перекодировать.

Какие коды операций по НДС безопаснее перекодировать

Возврат продукции. Если товар возвращает налогоплательщик НДС, то надо, как и раньше, поставить код 03. А вот если продукцию вернули компания или предприниматель, которые не платят НДС, надо заполнить код 16. При возврате продукции обычными физлицами код 17.

Ввоз товаров. При импорте товаров предназначены два новых кода — 19 (при ввозе из стран Евразийского союза — Беларуси, Казахстана и Армении), 20 — при ввозе из других стран. Раньше отдельного кода не было, поэтому компании ставили общий код 01. Теперь его безопаснее поменять, так как продавец товаров по этим операциям не платит НДС, а компания заявляет вычет.

Корректировочные счет-фактуры. При составлении или получении таких документов базу или вычеты следует отражать с кодом 18. Раньше компании обычно записывали код 01.

Услуги, оформленные бланками строгой отчетности. Новый код 23 (вместо кода 01) надо ставить, если компания заявляет вычет по командировкам на основании бланков строгой отчетности.

Отказ от счет-фактур. Если компания продает товары организациям, освобожденным от НДС, то по соглашению с ними можно отказаться от составления счетов-фактур. Для этих операций код 01 нужно заменить на код 26.

Реализация физикам. Все операции надо отражать с кодом 26, подтвердили в ФНС России. Компания, которая продает товары в розницу, регистрирует в книге продаж с кодом 26 сводный документ, например бухгалтерскую справку или отчет за месяц или квартал. Тот же код видов операций по НДС нужен при получении аванса от физика. А ИНН покупателей заполнять в книге не требуется.

Какие коды видов операций по НДС необходимо перекодировать

Операция Старый код операций по НДС Новый код операций по НДС
КНИГА ПРОДАЖ
Получение корректировочного счета-фактуры в связи с уменьшением стоимости товаров 01 18
Передача имущества в уставный капитал, использование товаров для операций, не облагаемых НДС, и др. 01 21
Продажа товаров неплательщикам НДС, которые отказались от счетов-фактур, а также «физикам» 01 26
КНИГА ПОКУПОК
Возврат товаров от покупателя, который не платит НДС 03 16
Возврат товаров от покупателя-«физика», оплаченных наличными

03 17
Составление корректировочного счета-фактуры в связи с уменьшением стоимости товаров 01 18
Ввоз товаров из стран Евразийского союза (Белоруссии, Казахстана, Армении) 01 19
Ввоз товаров из других стран

01 20
Возврат авансов покупателям при изменении или расторжении договора, вычет НДС, ранее уплаченного с аванса, на дату отгрузки 02 22
Вычет НДС по командировочным (по билетам, счетам и другим бланкам строгой отчетности) 01 23

Коды видов операций по НДС в декларации

Декларацию по НДС за 3 квартал 2016 года уже надо сдавать с правильно указанными новыми кодами видов операций по НДС от 1 июля. Налоговики ужесточают требования к кодам.Поэтому стоит все проверить. Иначе из-за ошибок придется сдавать уточненку. ФНС подробно расписала, где и какие коды видов операций по НДС ставить, в письме от 20.09.2016 № СД-4-3/17657. Но инспекторы рассказали «УНП», что все равно находят много ошибок. Если поставить неверные коды видов операций, декларации поставщика и покупателя не совпадут. Налоговики не сопоставят счета-фактуры. В этом случае инспекторы видят налоговый разрыв, то есть неподтвержденные вычеты. Из-за налогового разрыва НДС сразу не доначислят. Компьютер отправит компании запрос пояснений. Сначала автотребование приходит к тому, кто заявляет вычет, — к покупателю. Если компания не ответит, требование отправят продавцу. Если компания ошиблась в кодах видов операций, налоговики просят уточненку. По закону она обязательна, только если недочет привел к недоимке (п. 1 ст. 81 НК РФ). При ошибке в кодах хватит пояснений. Но инспекторы говорят: уточненкой убрать разрыв легче. Формализованные пояснения иногда не ложатся в систему. Компьютер выдает ошибку формата. Пояснения в свободной форме разрыв не устраняют. После них у компании могут запросить еще и документы. На требование в любом случае надо ответить, даже если ошиблись не вы, а контрагент. Поясните инспекторам, что у вас все верно. За отсутствие пояснений директора могут оштрафовать на 4 тыс. рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Кроме того, налоговики потребуют документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Если не сдать их, уже будет штраф по 200 рублей за каждый документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Когда у компании много налоговых разрывов, главбуха или директора могут вызвать на комиссию.

В каких кодах видов операций по НДС возникают ошибки

Коды 01 и 26. Код 26 ставьте, когда уверены, что покупатель не платит НДС. Например, он на упрощенке. Не важно, договаривались вы не оформлять счета-фактуры или нет. Код 01 ставьте, если отгрузили товар контрагенту на общей системе. Так же поступайте, когда не знаете, какой режим у покупателя. Если потом окажется, что он освобожден от НДС, декларацию можно не исправлять. Но отчет потребуется уточнить, если по ошибке записать код 26 по отгрузке покупателю на общем режиме. Иначе у контрагента запросят пояснения.

Коды 01 и 18. Компания ставит код 18, когда уменьшает стоимость отгрузки и выставляет корректировочный счет-фактуру. Если же стоимость товара увеличилась, применяйте код 01 (письмо № 24-11/104017). Коды 02 и 22. Код 02 ставит покупатель, который заявляет вычет с перечисленных авансов (п. 9 ст. 172 НК РФ). А код 22 заполняет поставщик, который заявляет на дату отгрузки вычет НДС, ранее уплаченный с полученных авансов (п. 6 ст. 172 НК РФ). Если перепутать коды, инспекторы потребуют пояснения.

Коды 19 и 20. Для отражения операций по ввозу товаров из-за рубежа компания использует код 19 при импорте из стран ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Беларусь, Армения). Из всех других стран — код 20. Если выбрать не тот код, налоговая запросит пояснения или уточненную декларацию.

Бухгалтерские услуги, бухгалтерское обслуживание, удаленная бухгалтерия, бухгалтерское сопровождение

Раздел 7 декларации: нюансы заполнения

Карпова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Этот раздел заполняют справочно, причем не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. На сумму налога, которую надо перечислить в бюджет (возместить из бюджета), данные разд. 7 не влияют.

Раздел заполняется при осуществлении операций, которые:

  • не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения);

  • не признаются объектом налогообложения;

  • не признаются реализованными на территории РФ;

  • связаны с получением авансов (оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых превышает шесть месяцев.

Алгоритм заполнения раздела 7 декларации

Сам раздел представляет собой таблицу с четырьмя колонками.

Код операции

Стоимость реализованных (переданных) товаров, (работ, услуг), без налога в рублях

Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом, в рублях

Сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), не подлежащая вычету, в рублях

Отдельно выделена строка (с кодом 010) для отражения сумм предоплаты «долгоиграющих» поставок (товаров, работ, услуг, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев).

Алгоритм заполнения раздела (налогоплательщиком либо налоговым агентом) изложен в п. 44 – 44.7 Порядка.

Графа 1

В графе 1 отражаются коды операций в соответствии с приложением 1 к Порядку. Например, операции, не признаваемые объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ), имеют код 1010800; те из них, что отражены в п. 3 ст. 39 НК РФ, – код 1010801.

При этом некоторых кодов операций здесь нет, что связано с законодательными изменениями и отсутствием своевременных корректив в Порядке.

Так, с 01.07.2019 вступили в силу нормы пп. 19 и 20 п. 2 ст. 146 НК РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ), согласно которым не признаются объектом обложения НДС, соответственно, операции по передаче на безвозмездной основе в государственную казну РФ объектов недвижимого имущества и передача на безвозмездной основе имущества в собственность РФ для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

С 01.10.2019 действуют нормы пп. 3.2 п. 3 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 26.07.2019 № 212-ФЗ), на основании которого не подлежат налогообложению банковские операции, указанные в данной норме.

В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ) не подлежат обложению НДС операции по оказанию региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) услуг по обращению с ТКО. Норма применяется в отношении операций по реализации таких услуг по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.

При указанных обстоятельствах, то есть при отсутствии соответствующих кодов, ФНС выпустила дополнительные рекомендации. В Письме от 29.10.2019 № СД-4-3/22175@ сказано, в частности, что до внесения соответствующих изменений в приложение 1 к Порядку на основании норм НК РФ необходимо отражать в разд. 7 за соответствующие налоговые периоды следующие коды операций:

  • 1011450 (пп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ);

  • 1011451 (пп. 20 п. 2 ст. 146 НК РФ);

  • 1011207 (пп. 3.1 п. 3 ст. 149 НК РФ);

  • 1011208 (пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ).

К сведению: в Письме № СД-4-3/22175@ налоговая служба уточнила, что до момента официального утверждения названных выше кодов использование налогоплательщиками кодов 1010800 и 1010200 не является нарушением.

Графы 2, 3, 4

Согласно п. 44.3 Порядка в графе 2 по каждому коду операции налогоплательщиком либо налоговым агентом отражаются:

  • стоимость товаров (работ, услуг), которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;

  • стоимость товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ в соответствии со ст. 147, 148 НК РФ, п. 3, 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о ЕАЭС);

  • стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ с учетом п. 2 ст. 156 НК РФ.

При отражении операций,не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), под соответствующими кодами операций (каждому из них) налогоплательщик заполняет показатели в графах 2, 3 и 4 по строке 010.

В графе 3 указывается (п. 44.4 Порядка):

  • стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ;

  • стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у налогоплательщиков, применяющих освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога в соответствии со ст. 145 и 145.1 НК РФ;

  • стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных у лиц, не являющихся плательщиками НДС.

В графе 4 отражаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, которые не подлежат вычету на основании п. 2 и 5 ст. 170 НК РФ (п. 44.5 Порядка).

Обратите внимание: согласно пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ) с 01.07.2019 суммы НДС по приобретенным (ввозимым) товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, используемым для операций по производству и (или) реализации товаров, местом реализации которых не признается территория РФ, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости приобретения.

Положения названной нормы не применяются в отношении работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория РФ. Суммы «входного» («ввозного») НДС по приобретению, предназначенному для таких операций, подлежат вычету (пп. 3 п. 2 ст. 171 НК РФ). К исключениям относятся операции, перечисленные в ст. 149 НК РФ.

Показатели в графах 3 и 4 налоговыми агентами не заполняются (ставятся прочерки).

При отражении операций, не признаваемых объектом налогообложения, а такжеопераций,местом реализации которых территория РФ не признается,в графе 1 под соответствующими кодами операций налогоплательщик приводит показатели в графе 2. При этом показатели в графах 3 и 4 не заполняются – ставятся прочерки (п. 44.2 Порядка).

Авансы в счет поставок продукции с длительным циклом изготовления

В соответствии с п. 44.6 Порядка по строке 010 отражается сумма полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, по перечню, определенному Правительством РФ.

При получении такой предоплаты налогоплательщик-изготовитель товаров (работ, услуг) одновременно с декларацией представляет в налоговые органы документы, предусмотренные п. 13 ст. 167 НК РФ (п. 44.7 Порядка).