2 вида политики

Виды политики, ее структура и основные характеристики.

Политика как социальное явление охватывает целую совокупность взаимосвязанных явлений и процессов:

  • — организованная деятельность социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью в интересах этих групп или общества в целом;
  • — общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по вопросу о государственной власти, ее завоевания, удержания и использования;
  • — политическая культура и сознание, составляющие существенную часть политической деятельности и политических отношений;
  • — совокупность политических организаций и норм, реализующих политические взгляды, цели, интересы, с помощью которых осуществляется политическая власть.

Политика, как социальная реальность, может быть рассмотрена с точки зрения трех ее измерений.

В институциональном измерении политика представляет собой совокупность институтов, осуществляющих властвующую и управляющую деятельность. В политических институтах оформляются и действуют властные отношения.

В своем нормативном отношении политика есть совокупность ценностей, норм и задач политической деятельности, зависящих от интересов социальных групп.

В процессуальном значении политика — это система действий, направленных на реализацию общих интересов и целей по осуществлению власти и управлению государством.

Стремясь классифицировать политику, выделить те или иные ее типы, политология с точки зрения сфер общественной жизни и государства рассматривает в качестве объекта своего изучения такие виды, как:

  • — экономическая политика. Она связана с регулированием экономических отношений между гражданами и социальными группами. Экономическая и политическая сферы общества тесно взаимосвязаны системой законов, регулирующих экономические отношения и определяющих государственный строй;
  • — культурная политика направлена на регулирование отношений в сфере духовной жизни общества. Культура и политика как общественные сферы взаимосвязаны системой ценностей, норм, правил политической жизни и политических отношений;
  • — социальная политика связана с регулированием отношений между гражданами и их группами по вопросу об их статусах и ролях в обществе. От одобрения или неодобрения проводимой государственной политики со стороны общественных структур зависит направление ее дальнейшего развития;
  • — национальная политика направлена на регулирование отношений между национальными группами и нациями.

Политическая сфера жизни общества имеет свою специфику. Ее образуют виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество не может существовать достаточно долго. В сфере политики формулируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общими делами.

Внутренняя политика характеризует связи и взаимодействия субъектов политики в рамках одного государства. В зависимости от того, какая область общественных отношений является объектом политического воздействия, можно выделять экономическую, национальную, социальную и другие направления внутренней политики, о которых было сказано выше.

Внешняя политика характеризует весь комплекс отношений одного государства с другими. Стержнем этой политики являются защита национальных интересов и создание максимально выгодных условий для развития страны. Внешняя политика может быть реализована в форме партнерских отношений, взаимовыгодного сотрудничества, а также в форме конфликта и даже войны.

Международная политика имеет определенную специфику, заключающуюся в том, что международные организации не имеют властных полномочий. Поэтому система международных отношений базируется на таких формах, как переговоры, соглашения и сотрудничество, достигаемое на основе компромиссов.

По своему содержанию и характеру политика так же может быть профессиональной, реакционной, научно-обоснованной, ва- люнтаристской и др.

Все направления политики связаны между собой, дополняют и зависят друг от друга. Причем все (внешняя и международная) системы политических отношений направлены на решение главной задачи — укрепление и развитие политической жизни внутри государства.

Весь комплекс политических отношений характеризуется развитостью политической организации общества. Основным ее элементом является государство, которое, располагая властными полномочиями и материальными ресурсами, организует политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. В политическую организацию общества входят также политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации. В некоторых государствах сюда включаются религиозные организации, которые играют большую роль в нравственном и духовном воспитании народа.

Одна из важных характеристик политики как целостного явления — это ее форма, содержание и понимание ее как процесса.

Форма политики — эго ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях, группах интересов, а также в законах, политических нормах.

Изучать форму политики в конкретном обществе — это значит рассматривать эти ее воплощения в обязательном единстве. Такой анализ позволяет дать оценку степени развитости общества, его культуры, цивилизованности, демократичности и т.д.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. Так, политика государства может быть гуманной или антигуманной, миролюбивой или агрессивной. При анализе содержания политики важен и анализ механизма принятия решения. Как правило, по своей сути он может быть закрытым или открытым. Например, в тоталитарных государствах механизм принятия решений скрыт от народа, широкие слои населения не принимают участия в выработке и принятии решений. В демократическом (открытом) обществе основные решения принимаются с учетом общественного мнения и под контролем гражданского общества.

В политическом процессе отражаются сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Характеристика политического процесса может дать ответ на вопросы, кто, по каким причинам и с какой целью участвует в политической деятельности, какие задачи участники этого процесса решают в настоящее время и каковы могут быть результаты этой политики. Таким образом, анализ структуры политики позволяет определить ее содержание, соответствие определенному этапу общественного развития.

Политика как явление общественной жизни общества характеризуется структурированностью и системностью. Это значит, что политика, являясь цельным образованием, вместе с тем состоит из определенных элементов (структур), находящихся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости, образуя тем самым устойчивую систему.

Элементами политической структуры являются политические субъекты, политические объекты, политическая деятельность, политический интерес, политическая организация, политическое сознание, политические отношения.

Субъектами и объектами политики выступают люди, социальные группы, реальные общности и организации в зависимости от занимаемой ими позиции в государстве — активной или пассивной. Объект политики — это социальные группы и общности как целое, их интересы. Политическая власть является средством обеспечения согласованной деятельности социальных групп и организаций по осуществлению их общих интересов и потребностей. Политика объективно призвана сплачивать все существующие в обществе организации и группы.

Социальные группы только тогда являются субъектами политики, когда обретают политические качества. Совокупность таковых можно назвать политической субъектностью.

Политическая субъектность — это качественная характеристика политического субъекта, это продукт развития общественных групп, отдельных личностей и их организаций. Это качество политических субъектов связано с объединением, защитой и реализацией общих интересов. Как правило, субъектами политики выступают правящие партии, господствующие классы, те социальные группы, в руках которых находится реальная власть. Политические субъекты разделяются по разным уровням в зависимости от масштабов развития свойств политической субъективности. Народ, нация — это первичные субъекты политики. Государство, партии, общественно-политические институты и организации — это вторичные субъекты политики. Политическая элита, политические лидеры, отдельные члены общества — третичные субъекты политики.

Политическая деятельность — это управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей. Она неразрывно связана с политической властью как со своим средством. Поэтому ее формами могут быть разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а также борьба социальных групп и прочие виды отношений. Формы политической деятельности неотделимы от политических отношений.

Политические отношения — это связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих для всех интересов, государственной власти как их орудия и защиты их интересов. Политические отношения отличаются по следующим признакам: по политической власти, политическим институтам, политическим ценностям. Отношение людей к государственной власти характеризуется их принятием или непринятием господствующих ценностей, участием или неучастием в политике, конфронтацией или сотрудничеством между членами общества. Политические отношения определяют положение и роли социальных групп и индивидов в политике.

Они проявляются в таких формах, как сотрудничество, конфликт, конкуренция, соперничество и др. Политические отношения протекают в трех направлениях: 1) внутриполитическом; 2) внешнеполитическом; 3) международном.

Политические интересы — это обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализации. Они показывают устойчивую ориентацию, направленность поведения социальных групп в сфере политических отношений. Политический интерес сопряжен с осознанием человеком своего отношения к властям, к государству, к общим для всех ценностям. Он определяется положением субъекта в системе общественных отношений, его местом и ролью в них.

Сфера политики — это социальное пространство организованных действий и взаимоотношений людей. Она представлена в форме политических организаций.

Политическая организация — это различные политические объединения, непосредственно участвующие в политической жизни и оказывающие влияние на ее развитие. К политическим организациям относятся государство, политические партии, политические институты.

Условием формирования политического субъекта является политическое сознание — это осознание субъектом политики своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий. Оно формируется под влиянием существующих в обществе политических норм, ценностей и правил.

Политическая жизнь — очень динамичный процесс, которому свойственна определенная внутренняя противоречивость. Динамичность определяется тем, что в ней постоянно появляются новые субъекты, стремящиеся реализовать свои интересы и ценности. К числу субъектов политической жизни относятся политические партии, движения, группы давления и, наконец, личности, стремящиеся реализовать на практике свои политические устремления. Этим же определяется и ее конфликтность, поскольку здесь происходит состязание в различных формах (от демократических выборов до революций и гражданских войн) конкурирующих политических сил за влияние и лидерство.

Существуют два способа разрешения конфликта в политической жизни общества. Первый — насильственный, характеризующийся жесткой конфронтацией политических соперников, и это, в конечном счете, ведет к революциям и войнам. Второй — консенсусный, который характеризуется тем, что стороны признают наличие разнообразных интересов внутри общества и стремятся на основе компромиссов найти целесообразные формы сосуществования.

Источником политической жизни является политическая деятельность, обусловленная политическими интересами субъектов, участвующих в процессе борьбы за власть, реализующих властные полномочия или оказывающих определенное влияние на власть. Таким образом, стратегическим направлением политической деятельности является борьба за власть.

Если попытаться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т. п., обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты и т.д.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования. Первый, так называемый макроуровень, характеризует государство как публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, так называемый микроуровень политики, охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д. Третий, мегауровень политики, относится к деятельности международных организаций.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.

Принципы и формы правовой политики.

Правовая политика современного демократического государства.

Правовая политика – это «стратегия деятельности государства в сфере правого регулирования», а так же деятельность, отражающая интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов.

Правовая политика осуществляется через деятельность субъектов политики. При демократическом режиме взаимное участие в правовой политике — деятельность государства, гражданского общества и общественных организаций, направленное на решение специфических задач, которые присущи лишь правовой политике.

Цель правовой политики состоит в создании эффективного механизма правового регулирования, цивилизованном использовании юридических средств для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

В условиях демократии государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, но оно обязано способствовать тому, что бы она не препятствовала правовой деятельности государства, граждан и иных субъектов. От государства требуется проведение политики сведущей на нет действие факторов деформирующих законодательный процесс.

Принципы и формы правовой политики.

Принципы правовой политики закладывают основы, определяющие содержание деятельности государства по осуществлению правовой политики. При проведении любой политики, в том числе и правовой, в условиях демократического общества и правового государства необходимо, чтобы правовые принципы и ценности стояли над политикой, не были подвержены манипулированию со стороны государства.

Классификация принципов права по Л.С. Явичу и Н.Н. Выпленко:

1. Политические принципы права. Они относятся к числу общесоциальных, т.к. фиксируют те идеи, которые производны от факторов экономической, политической, социальной динамики общества.

2. Принципы правовой политики производны от состояния системы общества, офицально установленных правовых идеалов и практики их достижения. К их числу относятся: 1- связанность общими принципами права (справедливость, гуманность, обеспечение формального равенства,…); 2- научная обоснованность; 3- соответствие принципам демократического общества; 4- соответствие международным стандартам в области прав человека; 5- реализм.

3. Принцип свободы и справедливости, являющиеся основой и целью правовой политики, предполагают, что не только действие правовых институтов свободно от вмешательства извне и общество оценивает существование этих институтов как справедливое, но и их становление проходило под прямым воздействием этих принципов. В противном случае может сложиться недопустимая для правового демократического государства ситуация, когда в становлении права используются не правовые методы.

4. Принципы демократии требуют от общества самостоятельности в формировании собственной правовой системы. Важным принципом демократического общества является принцип равенства, а для сферы правовой политики – принцип равноправия. Государство и институты гражданского общества наравне несут ответственность за равенство прав граждан вне зависимости от каких бы то ни было социально значимых факторов.

5. Принцип равенства имеет две важные для развития демократии составляющие. 1- равенство стартовых возможностей, — достигаемое благодаря признанию и обеспечению реального пользования основными правами человека. 2 — равенство юридических обязанностей. Принципы разделения властей, многопартийности и политического плюрализма, гласности.

6. Принцип реализма означает отказ от идеологизированной, корпоративной оценки значения произошедших и происходящих в стране перемен для развития правовой системы.

7. Федеральный Закон ст. 2 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к числу принципов государственной политики относит: Непрерывность и преемственность процесса образования; интеграция системы образования РФ в мировую систему высшего образования; государственную поддержку подготовки специалистов и приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований и т.д.

8. Принципы правовой политики, как и принципы права вообще, должны рассматриваться в качестве непререкаемых ценностей на данном этапе развития общества и на достаточно отдалённую перспективу.

Принципы правовой политики: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократический характер; 5) гуманность и нравственные начала; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетность прав человека; 10) соответствие международным стандартам. (из интернета)

Формы правовой политики.

— законодательная (конституционная, уголовная, налоговая, семейно-брачная и т.д.);

— правоприменительная;

— юридическая (политика в области юридической науки).

21. Правовая политика в области юридической наукитесно связана со стратегией законодательной политики, с научной оценкой действующего законодательства с целью содействия выработке более совершенного права.

Одной из задач политики государства в сфере юриспруденции является содействие выработке юридической наукой приоритетов точки зрения государственного и правого строительства.

Правоприменительная политика государства – это организация процесса реализации права. В настоящее время этот вид деятельности государства означает для общества чуть ли не больше, чем законодательствование. Глобальная проблема правопонимания состоит в том, что сегодня законы исполняются у нас плохо, с множеством законов которые и вовсе не исполняются. Первый аспект проблемы – потребность исполнителей в «обрамлении» закона массой приказов и инструкций, которые, по их мнению, и делают возможным исполнение закона. Второй аспект, тесно связан с первым, — это потеря законом своего первоначального содержания и замысла после его «уточнения» подзаконными актами. Третий аспект – расширение сферы усмотрения чиновника, приводящего к произволу.

Кадровая политика – важнейшая составляющая правоприменительной политики государства. Исполнять законы в сфере действия процессуальных норм должны лица с юридическим образованием. Количество работников правоохранительной системы должно быть приближено к европейским стандартам. Государство сегодня ограничивается словесным порицанием коррупции. Существующие нормы права, и законы, по мнению практикующих работников, словно специально предусматривают возможности получения взяток, злоупотребления правом.

Для демократически развивающегося общества актуальность приобретает установление «границ» политики и их неприкосновенность. Судебная система не должна быть ареной борьбы политических сил за власть, а суды не должны быть замешаны в политических интригах на стороне той или иной партии.

Организованное, техническое и финансовое обеспечение судов, органов внутренних дел, прокуратуры является самостоятельным аспектом деятельности государства в области правоприменительной политики.

Контроль – значимая часть правоприменительной политики. Контрольная деятельность государства предусматривает инспектирование, проверки деятельности и решений должностных лиц на соответствие правовым актам, имеющим для них обязательную силу. Контрольные органы государства (конституционные суды, прокуратура, контрольные палаты, управления, …), в котором общественные институты переплетаются с правовой политикой, — обладают специфичным правовым положением. В условиях демократического государства, где в рамках разделения властей существует сиситема сдержек и противовесов, каждая ветвь власти обладает контрольными полномочиями по отношению к другим ветвям власти. Но основная задача деятельности контрольных органов заключается в установлении фактов нарушения законов, ненадлежащего поведения гос. служащих, противоречащего основным догмам и принципам управления в правовом государстве.

Понятие средств в политике и их виды

В политической деятельности важным является не только умение ставить соответствующие цели, но и грамотно использовать эффективные средства их достижения.

Средства в политике представляют собой инструменты и технологии, ведущие к осуществлению политических намерений, превращению идеальных стремлений в реальные действия и результаты. Это совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать их в интересах общества или каких-либо политических сил. Это все политические методы, рычаги, формы, ресурсы, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов политики, обеспечивается достижение поставленных целей.

Средствами политики выступают, например, забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия, переговоры, обещания, критика политических оппонентов, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые нормы и т.д. Они могут быть жесткими (крайними), нацеленными на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого результата, и мягкими (умеренными), использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как применение средств первого типа.

В качестве основных средств, употребляемых политической властью, можно выделить две группы:

Деньги

Среди средств, используемых вне сферы политики, особенно заметны деньги, под которыми понимают специфические знаки, символы, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, всеобщим эквивалентом определенных ценностей. Деньги — один из самых мощных и страшных инструментов в современном мире. Они есть особая и важнейшая информация, которая во многом детерминирует развитие общества и используется, чтобы обслуживать экономику, социальную сферу, оборону и т.д. И хотя деньги обладают известными товарными свойствами, в современных условиях сами они в конечном счете товаром не являются. Ведь товар характеризуется тем, что он имеет потребительскую ценность вне товарно-денежных отношений. А какую потребительскую ценность имеют цифры в банковском компьютере вне самих товарно-денежных отношений?

Деньги, выступая одним из важнейших изобретений человечества, появились вместе с появлением и развитием товарного производства как инструмент экономических связей между товаропроизводителями, как знаки ценности вещей и услуг и как количественная мера ценности, т.е. как знаки величин ценностей. Они стали средством обмена и торговли, накопления ценностей (богатств), осуществления различного рода отношений между людьми, включая семейно-брачные, деловые, политические и т.н.

А. А. Зиновьев, проанализировав роль денег на Западе, пришел к следующим выводам. «Деньги стали (подчеркиваю, стали теперь, а не были такими изначально!) главным регулятором всей основной жизнедеятельности людей западного общества, основным побудительным мотивом, целью, страстью, заботой, контролером, надсмотрщиком, короче говоря — их идолом и богом. Западные люди одержимы деньгами вовсе не потому, что они морально испорчены… а потому, что деньги стали абсолютно необходимым условием, средством и формой их жизнедеятельности. В деньгах концентрируется и символизируется вся суть жизни людей в этом обществе. Это есть та реальная социальная атмосфера, которой они дышат, социальная нища, которой они питаются, социальная среда, в которой они движутся в поисках средств существования».

Деньги практически всегда олицетворяли власть, а значит, определяли политические и экономические процессы. Это особенно ярко проявляется в условиях кризисов, когда все более отчетливо видно, что общество начинает управляться не столько официальными средствами и методами, сколько группами, имеющими реальную силу (в большей степени силу денег). Именно они и определяют контуры политики, следуя известному изречению «кто платит, тот и заказывает музыку». Нередко обладатели денег берут на себя инициативу в осуществлении политических функций, перехватывают ее у формально властных структур.

Без денег власть бессильна и обречена, ведь они являются одним из важнейших элементов механизма властвования, реальное же управление большими денежными потоками в значительной мере показывает реальную властвующую силу. Известный финансовый магнат Ротшильд далеко не случайно в этой связи заметил: «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто создает законы».

Право призвано определять золотую середину (меру) в отношениях «власть — деньги», упорядочивая их, выводя своими силами на юридическое поле. Для общества крайности нежелательны, ибо оно обязательно будет в проигрыше и тогда, когда у власти нет денег, и тогда, когда наступает власть денег. Между властью и деньгами в качестве специфического посредника («арбитра») должно находиться право. Только в таком случае будет меньше как грязной политики, так и грязных денег. Право, будучи важнейшей культурной ценностью и одновременно действенным регулятивным средством, помогает «счищать» грязь, накопившуюся в большой политике и больших деньгах, придавая данным факторам подлинно цивилизованный смысл, возвращая их к истинному предназначению в жизнедеятельности общества.

Лоббизм

Среди средств, применяющихся в сфере политики, наибольшее распространение получил лоббизм, под которым понимают форму законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.). Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: его больше, как правило, там, где больше сосредоточено реальной власти. Таким образом, лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Органы власти и должностные лица выступают объектами воздействия лоббистов.

Лоббизм как политический инструмент появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: 1) имеет место многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; 2) расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для себя управленческие решения.

Лоббизм вносит в жизнедеятельность общества как определенные позитивные, так и негативные последствия. Он, как и всякое иное социальное средство, может быть употреблен как на благо всего общества (в конечном счете, разумеется), так и в узкопартийных, узкогрупповых и тому подобных «узких» интересах. Все зависит от социально- экономического, политического и культурного фона, от ряда обстоятельств, которые могут «наделить» лоббизм как преимущественно плюсами, так и минусами.

К плюсам лоббизма отнесем следующее. Во-первых, влияя на управленческие решения, он заставляет «держаться в форме» органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость. Во-вторых, лоббизм выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм в этой ситуация — своего рода соперник бюрократии. Учитывая также, что государство в условиях становления рыночных отношений все больше и больше оставляет многие свои позиции в сфере защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества. В-третьих, лоббизм создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма. В-четвертых, он воплощает в себе принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п. С помощью лоббирования они сами пытаются решать свои проблемы, обладая определенным выбором путей и средств подобного решения. В-пятых, применяется как своеобразное социально- политическое стимулирование претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, побуждение к конкретным действиям. В-шестых, позволяет расширить информационную и организационную баз}’ принимаемых решений и гораздо убедительнее обратить внимание на «кричащие» проблемы. В-седьмых, лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти. В-восьмых, его можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения между собой разнообразных интересов.

К минусам лоббизма отнесем следующее. Во-первых, он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как «непатриотическое» средство. Во-вторых, выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы. Здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые «подтачивают» фундамент власти. В-третьих, может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения «специальных интересов». В-четвертых, лоббизм таит в себе немалую опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп. В-пятых, лоббистские мероприятия в определенных условиях выступают в форме проявления социальной несправедливости. Как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса несравненно выше (ввиду главным образом финансово-материальных возможностей), чем у других групп и структур. Подобная ситуация, повторяющаяся постоянно, способна дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы, содействовать росту социальной напряженности. В-шестых, лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих. В-седьмых, это средство, иногда существенно мешающее стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлено, например, на постоянное перераспределение бюджета («перетягивание одеяла на себя»), частую смену приоритетов, усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п. В-восьмых, лоббизм может использоваться и в более «прозаичных» целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

В связи с тем, что лоббизм имеет такой широкий «веер» возможных последствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении. Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитивные, использовать эффективные инструменты минимизации вредных последствий лоббизма и наращивать позитивные результаты, утверждать цивилизованные его начала. С созданием соответствующих условий, по мере реального вплетения норм и принципов народовластия в социальную практику лоббизм из «гадкого утенка» будет постепенно превращаться в необходимый социально-политический институт.

Популизм

В политическом смысле под популизмом понимается применение не истинных, но популярных в конкретной ситуации средств для достижения политических целей. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств.

Появляясь на исторической арене вместе с демократическими институтами и нормами, популизм в наибольшей мере все же распространен в условиях низкого уровня политической и правовой культуры общества, еще не упрочившихся структур народовластия. Неспособность масс отличить демагогию от реалистических предложений, черно-белое видение мира, готовность обожествить очередного кумира и ненавидеть конкурентов — все это симптомы явно невысокой политической культуры, что весьма активно используется популистскими лидерами для мобилизации общественной поддержки.

Популизм особенно усиливается во времена кризисов, переломных периодов в развитии общества, социально- экономической и политической нестабильности, когда условия жизни большинства людей ухудшаются и они теряют уверенность в завтрашнем дне. Кроме того, кампании по проведению выборов, референдумов и других политических мероприятий тоже сопровождаются активизацией популистов. Это самое благодатное для них время, ибо именно в такие моменты переоценки ценностей и ожесточения политической борьбы народ в наибольшей степени дезориентирован и подвержен политике обещаний.

Популизм зачастую обслуживает прежде всего политический радикализм. «Набор средств, необходимых для осуществления того или иного политического идеала, — отмечает А.И. Демидов, — может сформироваться только по прошествии времени. Политический радикализм заменяет эту реальную дистанцию между целями и средствами жесткой связью: если поставлены цели, должны быть и средства, необходимо лишь их найти и применить». Тут-то и приходит на помощь популизм, который позволяет «реальную дистанцию между целями и средствами» заменить упрощенной, декларативной, демагогической. Можно выявить следующую закономерность: чем более радикален политик, тем в большей мере он пользуется популистскими приемами. В качестве примера можно назвать как большевиков, так и нынешних радикальных «демократов», которые во многом взяли па вооружение необольшевистские методы.

Популизм — это уход от действительно имеющихся проблем, объективно данных интересов и потребностей людей. И в этом смысле он выступает в виде специфической имитации, напоминает своеобразный социально-политический наркотик, уводящий массы от реальности, не удовлетворяющей их, в мир несбыточных ожиданий и чуда. После чего, разумеется, наступает отрезвление, «ломка». Вот почему популизм весьма жестко связан с разочарованием масс. Он возникает на почве разочарования, разочарованием же и заканчивается.

Популизм ориентируется в основном на обыденное сознание, ибо в его методах преобладают иррационализм, поверхностность при объяснении сложных социально- экономических причин. Весьма часто популисты «разыгрывают излюбленную карту» доверчивого обывателя — проблемы справедливости, привилегий, свободы, поиска универсальных, привлекательных и простых средств для решения практически всех задач и т.д.

Популизм — разновидность демагогии. Типичные для демагогии средства — ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует во имя подлинных интересов общества, — употребляются в полной мере и в популистской практике.

Вместе с тем популизм — лишь составная часть демагогии. Если всякий популизм — демагогия, то не всякая демагогия — популизм. Демагогия имеет более широкую сферу применения: она встречается и в политике, и в науке, и в искусстве, и в быту. Популизм же в основном связан с политикой, выступая своеобразной формой проявления демагогии, это создание популярности с помощью социальной демагогии, привлечение масс на свою сторону демагогическими приемами и методами, предвыборными трюками.

Учитывая, что выборы — это своеобразная «продажа» конкретного политика избирателям, популизм выступает в качестве специфической недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата в депутаты, президента и т.п. Как и всякая иная реклама в большом бизнесе (а политика зачастую именно так и понимается), популизм не считает денег, связан с раздачей налево-направо обещаний, льгот, наград и т.п. Причем сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приемы используют практически все политические силы и политики, гем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Главным же здесь является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен был конкретный лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популистского.

С помощью популистских методов политик зачастую пытается во что бы то ни стало понравиться избирателям, показать себя благодетелем, эксплуатируя, по сути, их действительные и мнимые ожидания. Именно популизм — форма проявления одной из побочных закономерностей политики в условиях становления демократии, выражающейся в том, чтобы перед выборами обещать как можно больше, а выполнять лишь то, что выгодно.

От чего зависит выбор политических средств?

Выбор средств, применяемых в политике, во многом зависит от особенностей конкретного общества, его политической культуры, менталитета.

Поскольку проблем и задач, которые ставятся и решаются в политике, великое множество, столь же широким должен быть и набор используемых здесь средств. В значительной степени именно от разнообразия освоенных средств политической деятельности зависят ее характер, возможности и результаты.

Так, выборы активизируют политическую жизнь страны, региона или отдельного населенного пункта, когда используются самые разнообразные средства. Не зря говорят, что «в предвыборной борьбе все средства хороши, особенно если это средства массовой информации».

Кроме того, динамика политической жизни, меняющиеся цели политических элит требуют постоянного обновления системы средств, внесения необходимого разнообразия в их арсенал, что является выражением известного кибернетического закона.

Вместе с тем важно учитывать неодинаковые природу и истоки целей и средств, существующих в том числе и в политике. Если цели зависят в большей степени от потребностей общества, то средства — от его культурного уровня и ресурсов, прежде всего от экономики страны.

Виды политики

  • Экономическую. Это разновидность политики государства, направленная на изменение экономических процессов в нужную сторону. Субъектами такой политики (они же выступают её исполнителями) является само государство, органы власти всех уровней, а также различные союзы и объединения, не относящиеся к государственным структурам. Реализация экономической политики государства происходит различными ветвями власти. Вынесение на обсуждение и одобрение основных её направлений происходит в парламенте. В свою очередь, Правительство отвечает за её осуществление, распределяя определённые задачи по всем профильным органам.
  • Социальную. Этот вид направлен на регулирование всей совокупности взаимоотношений в обществе. На кого направлена социальная политика:
  1. Членов семьи.
  2. Представителей различных национальностей, классов и групп.
  3. На взаимодействие между семьями, национальностями, группами и классами.

Социальная политика «вытекает» из экономической. В условиях рыночной экономики она имеет цель – удовлетворить все насущные потребности представителей социума. Это позволяет обеспечивать мир в обществе. Без экономического роста не будет возможности для функционирования рыночного хозяйства, а также для сглаживания возникающих в обществе конфликтов.

  • Культурную. Является составляющей социальной политики. Направлена на то, чтобы работали те механизмы, которые обеспечивают преемственность определённых действий. Иными словами, эта специфический вид деятельности по воздействию на личность, который имеет целью формирование у неё определённого мировоззрения. Именно через призму последнего у человека происходит восприятие и оценка окружающей действительности.

Основные задачи культурной государственной политики:

  1. Разработать и внедрить в общество определённые идеалы и ценности, отражающие концепцию гуманизма.
  2. Развить у каждого гражданина критерии адекватной оценки происходящих вокруг него событий.
  3. Установить обратную связь, и на её основе корректировать уже принятые решения.
  4. Сохранить особенности и специфику национальной культуры.
  5. Обеспечить всем слоям социума гарантии широты выбора культурных ценностей, а также их доступность.
  • Демографическую. Представляет собой совокупность мер, реализуемых государственными институтами и некоммерческими организациями, направленных на контроль и/или изменение сложившейся ситуации в области демографии. Она реализуется в трёх основных направлениях:
  1. Укрепить здоровье, а следовательно, и продолжительность жизни население.
  2. Контролировать миграционные процессы и, в случае необходимости, урегулировать их.
  3. Поддержка и сохранение социального института семьи, стимулирование рождаемости.
  • Национальную. Особый вид государственной политики, которая представляет собой совокупность мер и инструментов по обеспечению диалога между представителями различных наций и этнических групп, учёта и реализации национальных интересов. Органы власти, реализующие этот вид политики, формируют у социума определённое отношение к расхождению национальных интересов. Также ведётся постоянный поиск новых решений по благоприятным способам взаимодействия между субъектами межнациональных отношений.
  • Военную. Эта область не является самостоятельной. Она напрямую зависит от курса внешней и внутренней политики. Задача государства тут состоит в обеспечении формирования и функционирования военной структуры. В случае необходимости – мобилизация средств для защиты населения и национальных интересов.
  • Молодёжную. Это совокупность мер различного характера (экономического, нормативно-правового, кадрового, информационного, научного и т. д.) по обеспечению возможности самореализации у молодёжи, а также повышения у неё уровня потенциала к достижению определённого социального статуса. Иными словами, эта область обеспечивает у молодых людей стремление к получению знаний, ведению здорового образа жизни, устройства на престижную работу и т. д. В процессе её реализации идёт непрерывное взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества.
  • Экологическую. Эта область государственной деятельности направлена на установление понимания о сложившейся экологической обстановке на определённой территории и акватории, и связанных с этим эффектов и недостатков. В глобальном смысле – это совокупность мер и способов по воздействию на окружающую среду.
  • Кадровую. Она призвана обеспечить страну квалифицированными сотрудниками. Для этого разрабатывается целая стратегия работы государства с работниками на всех уровнях, чтобы в полной мере и рационально реализовать кадровый потенциал страны.

Основные формы политики

Политика, как видим, понятие довольно емкое. Она вторгается практически во все области социальной жизни. В связи с этим выделяют следующие основные ее формы, сгруппированные по четырем признакам.

Формы политики

По сферам жизни общества

По направлению и масштабам

По субъектам политики

По приоритету целей

  • § экономическая
  • § социальная
  • § культурная
  • § национальная
  • § военная
  • § экологическая
  • § научно-техническая
  • § др.

Внутренняя

  • § региональная
  • § федеральная

Внешняя

  • § двусторонняя
  • § блоковая
  • § мировая
  • § государства
  • § партий
  • § профсоюзов
  • § и т.д.
  • § нейтралитета
  • § национального примирения
  • § «открытых дверей»
  • § компромиссов
  • § большого скачка
  • § и т.п.

Итак, политические отношения — это взаимодействие субъектов политики. Формы взаимодействия субъектов политики могут быть самыми различными — конфликт, борьба, столкновения, соперничество, конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус (согласие) и др.

В зависимости от состава участников политического взаимодействия и предмета вопросов, которые они хотят разрешить с помощью государства, политика может быть внутренней, внешней и международной.

Внутренняя — это деятельность государства по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества.

Внешняя — регулирование отношений данного государства с другими государствами.

Международная — обеспечение согласованных действий мирового сообщества государств по разрешению стоящих перед ним проблем. Специфика решения международных проблем состоит в том, что здесь нет единого центра власти. Международные организации типа ООН и др. властными полномочиями не обладают. В них действуют государства, которые в принципе равноправны, и отношения между ними складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

Из всего многообразия политических отношений складывается политическая жизнь общества, которая предстает как процесс, т.е. как последовательное целенаправленное изменение- развитие всего комплекса политических отношений.

Таким образом, содержание понятия «политика» весьма многозначимо.

Во-первых, политика — это участие в делах государства и в управлении жизнедеятельностью общества;

во-вторых, — это область отношений народов, классов, социальных групп и общностей;

в-третьих, — это концентрированное выражение интересов различных социальных групп;

в-четвертых, — это наука и искусство управления;

и, в-пятых, в обыденном смысле — это характеристика образа действий в достижении своих целей (в контексте определения политики, данного Дизраэли: «способ достижения своих целей путем обмана).