256 УК РФ комментарий

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 256 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Закон о животном мире, Закон об охране окружающей среды. Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать законодательство РФ и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.

2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения, находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды. Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по комментируемой статье. К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи — котики, морские бобры (иное название — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Не относятся к водным животным водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатра, выдра, речной бобр, нутрия и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК.

К промысловым морским растениям относится, например, ламинария (морская капуста), которая используется для питания, выработки удобрений, изготовления медицинских и косметических препаратов.

3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер. Для установления признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи (вылова) водных биоресурсов.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет незаконной, если она производится без разрешения (лицензии, договора); в том числе и с просроченным разрешением; недозволенными орудиями, приемами и способами, в запрещенное время, в запрещенном месте; в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, или с нарушением иных условий, обозначенных в разрешении.

При решении вопроса о наличии крупного ущерба (п. «а» ч. 1 комментируемой статьи) в результате незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов следует учитывать: количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость по специальным таксам, распространенность животных; их отнесение к редким и исчезающим видам; экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания, размер вреда, нанесенного животному или растительному миру (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). К добыче (вылову) с причинением такого вреда относятся, например, добыча, сопряженная с уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отловом или уничтожением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Действующие таксы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (в ред. от 10.03.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972; 2009. N 12. Ст. 1429.

Правительство РФ приняло Постановление от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным» . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие.

В литературе высказано предложение о необходимости законодательного установления конкретных пределов крупного ущерба в стоимостном исчислении, которое необходимо ввиду отсутствия четких критериев его определения и периодического пересмотра такс для исчисления размера взыскания за ущерб , которое следует поддержать с оговоркой, что таксы будут учитывать экологическую составляющую вреда.
———————————
Российская юстиция. 2003. N 12. С. 46. Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Международной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005. С. 348, 422, 511 (авторы — Ю.А. Ляшева, Ю.В. Надточий, Н.Л. Романова).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей, в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и др. исключительно для лова рыбы и добычи зверя, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова); взрывчатых и химических веществ; электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений (гон рыбы, использование сетей при любительской ловле, заграждение протоков и др.) характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи).

Места нереста, миграционные пути к ним (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи). Лов вне сроков нереста или орудиями, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку — см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26), особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. ст. 247, 250), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах территориального моря России: внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая в открытом море, регулируется нормами международного права. За ведение незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Преступления, предусмотренные п. п. «б» — «г» ч. 1 комментируемой статьи, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента начала незаконной добычи (лова) независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или растения .
———————————
В связи с этим представляется неточным употребление в законодательстве слова «вылов», так как оно характеризует момент окончания, результат добычи (лова), а не его процесс.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые «лежбища», где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 комментируемой статьи и ч. 2 этой статьи, поскольку действие ч. 2 распространяется на эти зоны, а действие ч. 1 не распространяется. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (например, морские звери обустраивают себе сейчас лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (при причинении крупного ущерба также предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде крупного ущерба) и желает так действовать (при причинении крупного ущерба желает наступления этого последствия). Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (например, в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из законодательной формулировки состава преступления.

Мотив совершения преступлении (преобладает корыстный) не относится к признакам состава и лежит за его пределами.

6. Квалифицирующими признаками состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (например, работниками органов рыбоохраны, органов власти) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35). При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.

Комментарий к Статье 256 УК РФ

1. Общественная опасность незаконной добычи водных животных и (или) растений заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении ущерба животному и растительному миру.

Части 1 и 2 коммент. статьи определяют альтернативные составы преступлений. Часть 3 коммент. статьи закрепляет квалифицированный состав указанных альтернативных составов преступлений. Все эти составы описывают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, использованием, воспроизводством и обеспечением экологически необходимой численности рыбы, морского зверя, иных водных животных или промысловых растений; экологическая безопасность живых существ, населяющих и использующих водную среду обитания; жизнеспособность водных животных и растений.

3. Предметом посягательства признаются находящиеся в состоянии естественной свободы рыбы, морские звери, иные водные животные, промысловые морские растения.

3.1. О рыбах см. в п. 3.1 коммент. к ст. 257.

3.4. УО за незаконную добычу водоплавающих пушных зверей (речного бобра, выдры, выхухоли, ондатры, нутрии) наступает в соответствии со ст. 258, поскольку данные животные отнесены к категории пушных зверей.

3.5. Промысловые морские растения — это предназначенные для массовой добычи виды растений (в том числе некоторые виды морских водорослей и трав), обладающие потребительской ценностью.

4. Объективная сторона составов преступления отражается в незаконной добыче указанных предметов посягательства, т.е. в промысловом или любительском лове рыбы, добывании водных беспозвоночных и морских млекопитающих, в том числе промысловых морских растений. В любом случае преступление выражается в действии.

При бездействии должностного лица, ответственного за соблюдение, выполнение правил добычи водных животных и растений, но устранившегося от этого вопреки реальной возможности исполнения своих служебных обязанностей, его деяние должно быть квалифицировано в зависимости от формы вины как халатность либо соучастие в незаконной добыче водных животных и (или) растений путем пособничества. В последнем случае виновное лицо устраняет препятствия соучастникам для совершения преступного деяния.

6. Незаконная добыча предметов преступного посягательства предполагает приобретение таковых без надлежащего на то разрешения, вылов их сверх количества, указанного в разрешении, договоре, билете, либо добыча с просроченными документами, не в указанном водоеме (на участке), в запретное время, которое устанавливается органами рыбоохраны отдельно для каждого водоема и предметов вылова. Например, запрещен лов рыбы во время нереста, постоянно (круглый год) запрещены лов рыбы осетровых пород в центральных районах России, промысловый забой морского зверя в стадии зеленца и линного, лов дельфинов, спортивный и любительский лов ракушки-жемчужницы, спортивная и любительская охота на любого морского зверя; добыча крабов, раков и других водных беспозвоночных — во время линьки и вынашивания икры.

7. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления является место его совершения — водная среда (территориальные воды, внутренние моря, озера, реки, пруды, каналы, водохранилища, придаточные воды).

7.1. Недозволенными местами признаются водоемы, их участки, где полностью или частично запрещается вылов либо убой рыб и водных животных (например, участки ближе 500 м от мостов, шлюзов, плотин, других гидротехнических сооружений; вылов некоторых пород рыб в местах их скопления для нереста).

8. Пункты «в» и «г» ч. 1 коммент. статьи конкретизируют место преступления, относя к нему: а) места нереста; б) миграционные пути к местам нереста; в) территорию заповедника; г) территорию заказника; д) зону экологического бедствия; е) зону чрезвычайной экологической ситуации.

8.1. Места нереста — это некоторые участки водной среды (нерестилища), где происходит выметывание рыбами зрелой икры и молок.

8.2. Миграционными путями к местам нереста называют маршруты некоторых видов рыб из мест постоянного обитания к нерестилищу, например, лососевые, осетровые виды рыб на нерест идут из морей в реки, а речной угорь, наоборот, — из рек в моря.

8.3. О заповеднике см. в п. 6 — 6.1 коммент. к ст. 262.

8.4. О заказнике см. в п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 262.

8.5. О зоне экологического бедствия см. в п. 10.2 коммент. к ст. 247.

8.6. О зоне чрезвычайной экологической ситуации см. в п. 10.3 коммент. к ст. 247.

9. Ответственность за преступление, предусмотренное ч. 2, наступает при незаконной добыче котиков и морских бобров или иных морских млекопитающих, если таковая совершена в открытом море или в запретной зоне.

9.1. Об открытом море см. в п. 4.3 коммент. к ст. 252.

9.2. Запретная зона — это часть естественного пространства (суши или акватории), на которой в силу закона в целях сохранения экологического равновесия природной среды запрещена хозяйственная и ограничена иная деятельность человека. Такими зонами объявляются, например, миграционные пути морских зверей, места их линьки.

11. К недозволенным способам можно отнести применение самоходных транспортных плавающих средств, взрывчатых или химических веществ, электротока, иные способы массового истребления водных животных и растений. Любые (в том числе перечисленные) способы, используемые для массового истребления водных животных и растений, являются обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 1 коммент. статьи.

11.1. Самоходные транспортные плавающие средства — это любые сооружения, устройства, конструкции, приводимые в движение двигателем (катамараны, моторные лодки, катера, суда, летательные гидроаппараты и т.д.). Самоходные транспортные средства, использованные для доставления виновных лиц к месту незаконной добычи водных животных (растений), не могут быть признаны средствами совершения преступления, а следовательно, не влекут квалификации преступного деяния по п. «б» ч. 1.

11.2. К взрывчатым веществам относятся динамит, тротил, взрывпакеты и другие приспособления, предназначенные для шумового глушения, выманивания, загона водных животных.

11.3. О химических веществах см. в п. 6.6 коммент. к ст. 247 (в данном случае отравляющие и иные ядовитые вещества).

11.5. Применение взрывчатых, химических веществ, электротока предполагает их использование в процессе непосредственной добычи рыбы, морского зверя, иных водных животных или промысловых морских растений. Причем применение этих средств должно повлечь гибель или создать угрозу гибели значительного количества водных животных (растений).

11.6. Иные способы массового истребления водных животных и растений — перегораживание орудиями лова большей части ширины водоема, забивание по всей ширине течения водоема кольев, багрение (в некоторых случаях) и т.д.

12. При квалификации преступного деяния по ч. 1 коммент. статьи обстоятельства, связанные с недозволенными орудиями и способами, должны быть конкретизированы относительно местных условий (географического расположения места совершения преступления, предметов посягательства и т.д.).

13. Часть 3 коммент. статьи предполагает совершение незаконных действий, указанных в ч. 1 или 2 коммент. статьи, но сопряженных с такими квалифицирующими обстоятельствами, характеризующими способ совершения преступления, как: а) использование виновным своего служебного положения; б) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; в) осуществление преступного деяния организованной группой.

13.1. Под использованием служебного положения понимается осуществление лицом противоречащего интересам службы поведения, в частности, связанного с добычей водных животных и (или) растений, которое в той или иной мере облегчается предоставленными виновному по службе полномочиями, а равно использованием своего профессионального статуса. При этом не имеет значения, в чьих интересах совершается противоправное деяние.

13.2. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, повлекшие незаконную добычу водных животных (растений), следует квалифицировать по ч. 3 ст. 256 без совокупности со ст. 285 или 201 (см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

13.3. Предварительный сговор группы лиц предполагает совершение преступления двумя или более лицами, заранее договорившимися о совместном осуществлении данного преступления (см. ч. 2 ст. 35).

13.4. Организованная группа — это устойчивое соединение двух или более лиц, предварительно объединившихся для совершения одного либо нескольких преступлений (см. ч. 3 ст. 35).

14. По законодательной конструкции составы преступления, предусмотренные ч. 1 и 3 коммент. статьи, являются формально-материальными. Преступление окончено (составами) в момент начала незаконной добычи, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные или растения (в формальной части состава). Однако в некоторых случаях формальный состав преступления может перерасти в материальный — при причинении водным животным и (или) промысловым растениям крупного ущерба. В последнем случае содеянное образует оконченное (составом) преступление лишь при наличии реального ущерба (см. п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). Законодательная конструкция состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, формальна.

15. Материальный ущерб определяется в соответствии с Таксами, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 724, Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126, а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см. ст. 56 Закона о животном мире).

При установлении крупного ущерба нужно учитывать количество добытого, распространенность животных (растений), их отнесение к специальным категориям, например к редким (исчезающим) видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, другие обстоятельства. При этом следует учитывать и причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру. К такому вреду можно отнести, например, уничтожение мест нереста, гибель большого количества молоди, отлов или уничтожение животных (растений), занесенных в Красную книгу РФ (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

16. Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается ее стоимость (см. ст. 56 Закона о животном мире). Орудия и средства преступления, принадлежащие виновному и (или) использованные для непосредственного совершения данного преступления, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть конфискованы на основании ч. 3 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытых предметов преступного посягательства, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат (см. абз. 6 п. 16, п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

17. Незаконную добычу рыбы, водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, следует квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

18. Уменьшение размера возмещения причиненного вреда допускается лишь в исключительных случаях в зависимости от установленного судом имущественного положения правонарушителя при условии, что преступление не носило корыстного характера (абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВС СССР N 1), а в иных случаях — не являлось умышленным (абз. 5 п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При выявлении корыстных экологических преступлений органам предварительного расследования и судам для обеспечения возмещения материального ущерба надлежит изымать (накладывать арест на) денежные средства, полученные от реализации незаконно приобретенной продукции, а также собственно незаконно приобретенную продукцию (животного, растительного, иного органического мира).

19. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает, что незаконно добывает предметы посягательства, и желает этого в определенном или неопределенном количестве. В некоторых случаях незаконная добыча водных животных и (или) растений, причинившая крупный ущерб, может быть совершена с косвенным умыслом. Мотивы и цели для квалификации деяния как преступления значения не имеют, но, как правило, учитываются при назначении наказания.

20. Субъектом незаконной добычи водных животных (растений) является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Наряду с частными лицами субъектами могут быть должностные и иные ответственные по службе лица — капитаны рыболовецких и зверобойных судов, инспекторы органов рыбоохраны и т.д. Преступные деяния должностных лиц, осуществленные с использованием своего служебного положения, надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 256 (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

20.1. Деяния лиц, заранее обещающих приобрести добытые заведомо преступным путем предметы экологического преступления либо систематически приобретающих их у одного и того же правонарушителя, должны квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

Другой комментарий к Ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются водные биологические ресурсы — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.

Водоплавающие пушные звери и водоплавающие птицы под понятие других водных животных не подпадают, их незаконная добыча квалифицируется по ст. 258 УК РФ.

2. Объективная сторона выражается в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов. Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. На незаконный характер может указывать отсутствие разрешения на добычу водных биологических ресурсов, совершение указанных действий в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

3. Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 256 УК, окончено с момента причинения крупного ущерба, устанавливаемого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным».

В остальных случаях преступление окончено с момента начала добычи независимо от того, были ли добыты водные биологические ресурсы.

4. Некоторые вопросы уголовной ответственности за совершение данного преступления раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)».

Статья 256 УК РФ. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

1. К водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Водными животными признаются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, кишечнополостные водные организмы.

Промысловые морские растения — водные растения, способные к автотрофному питанию, т.е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени либо имеющие специальный правовой статус.

Последствия в виде крупного ущерба оцениваются исходя из количества и стоимости добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенности особей, их отнесения в установленном порядке к специальным категориям, а также учитывать нанесенный их добычей ущерб водным биологическим ресурсам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)»).

3. Добычу следует признавать незаконной, если она произведена без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией), с превышением установленного количества водных животных, запрещенных к вылову, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.

Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.

4. Места нереста — это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и появляется потомство; миграционные пути — водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в больших количествах (рунный ход).

Использование самоходного транспортного плавающего средства, т.е. средства передвижения по воде, снабженного двигателем любого типа (моторной лодки, катера, скутера, яхты и т.п.), в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений является одним из признаков рассматриваемого преступления.

К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. По ч. 2 ст. 256 уголовная ответственность наступает за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах.

Открытым признается море за пределами 12-мильной морской полосы от побережья в районах зверобойного промысла России и в районах действия Временной конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана (1957 г.).

Запретные зоны — это прибрежные зоны, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, бобров или иных морских млекопитающих, в том числе их лежбища.

Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
Комментарий к статье 256
1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране, рациональному использованию и воспроизводству водных биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Законы о животном мире, об охране окружающей среды.
Пленум ВС РФ в п. 1 Пост. от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судам в каждом конкретном случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, какие правовые нормы были нарушены в результате совершения преступления.
Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать и положения действующих для РФ международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения (напр., «морская капуста» — ламинария), находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды.
Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по ст. 256 УК.
К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.
Предмет посягательства по ч. 2 ст. 256 УК — специально выделенные из общей массы водных биологических ресурсов вследствие их охраны нормами международного права котики, морские бобры (иное названии — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.
Пленум ВС РФ в п. 10.2 Пост. от 23.11.2010 N 26 разъяснил, что в случае незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (их частей и производных), включенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (утв. Пост. Правительства РФ от 31.10.2013 N 978), содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 258.1 УК.
Незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) в Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, но не включенных в указанный Перечень, при наличии признаков состава преступления следует квалифицировать по соответствующим частям ст. 256 УК.
Не относятся к предмету данного преступления водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатры, выдры, речные бобры, нутрии и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК (см. ст. 11 Закона об охоте).
3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ), при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 коммент. статьи.
Содержание этих признаков в законе не раскрыто, поскольку диспозиция рассматриваемой статьи имеет бланкетный характер. Для установления признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи (вылова) водных биоресурсов.
Пленум ВС РФ в п. 3 Пост. от 23.11.2010 N 26, конкретизируя понятие незаконности вылова, указал, что под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (напр., без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова) при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
И ранее непростое решение вопроса об определении размера ущерба (п. «а» ч. 1, ч. 3 коммент. статьи) еще более усложнилось с введением примеч. к ст. 256 УК, согласно которому крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утв. Правительством РФ таксам, превышающий 100 тыс. руб., особо крупным — 250 тыс. руб.
Следует обратить внимание, что стоимость рыб и других водных животных определяется теперь только по специальным таксам, утв. Правительством РФ <1>. Однако Пост. Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право, исходя из местных условий, утверждать таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, не предусмотренных в таксах, утв. Пост. Правительства РФ. В большинстве субъектов РФ такие таксы приняты и используются <2>.
———————————
<1> См., напр.: Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утв. Пост. Правительства РФ от 25.05.1994 N 515; Пост. Правительства РФ от 26.09.2000 N 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам».
<2> См., напр.: Пост. Правительства Кировской области от 21.06.2005 N 36/143 «Об утверждении такс для расчета ущерба, причиненного видам животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Кировской области».
Следует также иметь в виду, что Правительством РФ принято Пост. от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным». Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ, регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
Статья 1 указанного Пост. Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть, по существу, Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие, нуждающееся в устранении <1>.
———————————
<1> На практике в ряде случаев Пост. Правительства РФ от 18.08.2008 N 625 при применении ст. 256 УК использовалось, но стали множиться случаи вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с его применением. Например, в Курганской области в 2014 — 2015 гг. прокуратурой было отменено три таких незаконных процессуальных решения и признано, что применение Пост. от 18.08.2008 N 625 в сфере уголовно-правовых отношений недопустимо, поскольку таковые не входят в предмет регулирования этого Постановления.
Таким образом, как следует из текста примеч. к ст. 256 УК, никакие другие таксы, кроме утв. Правительством РФ, и никакие другие нормативные акты при подсчете ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, при применении ст. 256 УК приняты во внимание быть не могут.
К изложенному о подсчете ущерба следует также добавить, что предположительно таксы, утв. Правительством РФ, должны учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость, распространенность животных или растений; их отнесение к редким и исчезающим видам (специальным категориям); экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания (эндемичность); размер ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам. В частности, должны учитываться: гибель большого числа рыбы, в том числе неполовозрелой (мальков), вылов или уничтожение водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ или Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ (за исключением внесенных в указанный выше Перечень от 31.10.2013 N 978), уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства. О необходимости учета данных обстоятельств говорится и в п. 4 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26.
На деле многие из этих факторов в таксах не учитываются, и эти таксы подлежат совершенствованию.
Для оценки причиненного ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты (п. 4 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).
Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая (причинивший) крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей (выловом), в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.
Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных (оснащенных двигателем) транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и иных моторных плавающих конструкций) подразумевает их использование исключительно как орудия совершения преступления, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова.
Применение взрывчатых и химических веществ, электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 коммент. статьи). При этом следует не только исходить из того, какой запрещенный вид орудий лова или способ вылова был применен, но и устанавливать, может ли их применение с учетом конкретных обстоятельств дела повлечь массовое истребление водных биоресурсов. В частности, под иными способами массового истребления водных биоресурсов понимаются такие, которые повлекли или могли повлечь массовую гибель водных животных или растений, отрицательно повлиять на среду их обитания: прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его поступления в водный объект; спуск воды; перегораживание водоема орудиями лова более чем на 2/3 его ширины; применение крючковой снасти типа перемета, ахана; лов рыбы гоном или багрением; использование запруд, огнестрельного оружия, колющих орудий (остроги, багры и др.).
Место нереста — это, напр., море, река, водоем или его часть, где рыба мечет икру. Миграционные пути к нему — проходы, по которым рыба идет к месту нереста. Если водный объект имеет небольшие размеры (напр., озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста (п. «в» ч. 1 ст. 256 УК).
Квалификация незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по признаку совершения деяния в местах нереста или на миграционных путях к ним возможна лишь при условии совершения этих действий в период нереста или миграции к местам нереста. Совершение такого деяния вне этих сроков или с помощью орудий лова, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку (п. 8 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).
Особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 коммент. статьи (см. коммент. к ст. 247), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах вод России: территориального моря, внутренних морей, рек, озер, прудов, водохранилищ и придаточных вод этих водоемов (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая(-ые) в открытом море, регулируется(-ются) нормами международного права. О ведении незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ см. коммент. к ст. 253.
Для установления факта добычи водных биологических ресурсов в запрещенных районах — в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, а также в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (п. п. «в» и «г» ч. 1 ст. 256 УК) — надлежит исследовать данные, определяющие такой район промысла, с описанием ориентиров или географических координат (п. 9 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).
Момент окончания преступлений, предусмотренных п. п. «б» — «г» ч. 1 коммент. статьи, представляет сложность. Слово «добыча» как глагол этимологически (напр., по В.И. Далю) означает «добывание, доставание, собирательство, приобретение, отыскивание, извлечение полезных ископаемых, лов и т.п.» <1>, т.е. характеризует процесс завладения чем-либо. «Вылов» же означает результат лова. В связи с таким содержанием закона в литературе нет единства по вопросу о моменте окончания данных преступлений. Указанное Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26 также не содержит ответа на этот вопрос. Вместе с тем в п. 10 этого Пост. Пленум ВС РФ указывает, что, напр., начало установки орудий лова, подготовку взрывчатых и химических веществ, электротока следует считать действиями, непосредственно направленными на незаконную добычу водных биологических ресурсов, а пресечение таких действий рекомендует квалифицировать как покушение на преступление. Отсюда можно сделать вывод, что оконченным он считает преступление с момента вылова рыбы и иных водных животных, завладения водными растениями, а состав преступления, предусмотренный п. п. «б» — «г» ч. 1 ст. 256 УК, — материальным.
———————————
<1> URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/228310/%D0%94%D0%9E%D0%91%D0%AB%D0%92%D0%90%D0%A2%D0%AC.
Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.
Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые лежбища, где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.
В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 коммент. статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 ст. 256 УК и ч. 2 этой статьи. Поскольку действие ч. 2 распространяется на запретные зоны, а действие ч. 1 не распространяется, применению подлежит ч. 2 ст. 256 УК. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (напр., морские звери стали обустраивать себе лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 коммент. статьи.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (напр., в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из смысла и содержания ст. 256 УК.
Мотив (преобладает корыстный) не относится к признакам состава, лежит за его пределами и на квалификацию преступления не влияет.
5. Субъект преступления — общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. Квалифицирующим признаком состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 коммент. статьи, лицом с использованием своего служебного положения (напр., работниками органов рыбоохраны, органов власти), либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35), либо с причинением особо крупного ущерба. При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.
Понятие особо крупного ущерба изложено в п. 3 коммент. к этой статье.
7. Если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 253 или ст. 256 УК, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании ч. 2 ст. 14 УК. Основаниями для признания действий подсудимого малозначительными могут служить, напр., незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических, в том числе и рыбных, ресурсов (п. 12 Пост. Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).
8. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административного правонарушения (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) с учетом признаков объективной стороны состава преступления, указанных в коммент. статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.