3 функции бюджета

Сущность и функции бюджета

В Бюджетном Кодексе РФ БЮДЖЕТ ОПРЕДЕЛЕН как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению — это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях — распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

Вторая – контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы , происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей , можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3 институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

4. регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций.

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями, а также рядом других факторов.

Государственный бюджет: понятие, функции и задачи

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6

Законодательное определение бюджета- это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С юридической, доктринальной точки зрения, бюджет- с одной стороны это основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов, с другой- он принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона.

Все бюджеты в РФ принимаются в форме годовых бюджетов – на один финансовый (бюджетный) год (с 1 января по 31 декабря).

Функции бюджета:

1. Распределительно- перераспределительная- через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

2. Аналитическая- состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей общества и государства.

3. Общетеоретическая- назначение бюджета- способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки и науки об обществе, государстве и экономике вообще (например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.)

4. Контрольная- бюджет позволяет осуществить мониторинг и контроль над объемами потребностей и возможностей общества и государства.

5. Критическая- в процессе бюджетных отношений выявляются недостатки и пробелы в действующем законодательстве и сфере бюджетной деятельности, несоответствие правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом.

К основным задачам бюджета относят:

1. перераспределение ВВП,

2. государственное регулирование и стимулирование экономики,

3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства.

4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

13.Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня.

Доходы бюджетов принято классифицировать по различным основаниям. Одной из основных выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования:

1. Налоговые доходы:

· Прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на прибыль или доход);

· Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных случаев и т.д.);

· Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные сборы);

· Налоги на имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и т.д.).

2. Неналоговые доходы включают:

· Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;

· Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

· Доходы в виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

· Иные неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления включают поступления от:

· Нерезидентов;

· Других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

· Государственных внебюджетных фондов;

· Государственных предприятий и учреждений;

· Международных организаций.

14.Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Классификация видов расходов бюджета:

1.По степени предсказуемости:

— запланированные;

— незапланированные.

2. По экономическому содержанию:

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.

Капитальные расходыпредставляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти.

3. По уровню бюджетной системы:

3.1. расходы федерального бюджета:

— обеспечение деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти;

— функционирование федеральной судебной системы;

— осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

— национальная оборона и обеспечение безопасности государства, обеспечение конверсии оборонных отраслей промышленности;

— ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

— обслуживание и погашение государственного долга;

— финансовая поддержка субъектов РФ и т.д.

3.2.Расходы бюджетов субъектов РФ:

— государственная поддержка отраслей промышленности (за исключение атомной энергетики),

— обеспечение правоохранительной деятельности;

— обеспечение противопожарной безопасности;

— обеспечение социальной защиты населения;

— развитие рыночной инфраструктуры;

— обеспечение средств массовой информации;

— обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности и т.д.

3.3.Расходы местных бюджетов:

— содержание органов местного самоуправления;

— формирование и управление муниципальной собственностью;

— содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

— муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. -И т.д.

15 . Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на текущий год. На уровне Федерации такими источниками являются:

— внутренние кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— внешние – государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте; путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета служат государственные займы. Если расходы растут намного быстрее, чем доходы, значимость заемных средств, как источника финансирования, возрастает. При этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.

В мировой практике выделяют два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — это собственное производство денег.

Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране: 1. Снижение эффективности общественного производства, усугубленное низкой результативностью внешнеэкономических связей. 2. Несовершенство финансовой системы страны. 3. Консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой. 4. Нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. 5. Неэффективные структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляется крупное государственное инвестирование и расходы.

⇐ Предыдущая123456

Рекомендуемые страницы:

newinspire

Функции бюджетов

Функции бюджетов заложены в их сущности, которые проявляются через их свойства.

Основными функциями бюджетов являются:

— распределительная функция бюджета;

— перераспределительная функция ВВП;

— регулирующая функция;

— стимулирующая функция;

— социальная функция;

— функция планирования;

— функция организации;

— контрольная функция.

Рис. 1. Функции бюджета

Распределительная функция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ.

С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Перераспределительная функция бюджета национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП.

Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд.

Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

Социальная функция бюджета заключается в том, что бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Функция планирования бюджетов предполагает:

— определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;

— разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;

— определение потребности денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;

— разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;

— разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному Собранию РФ на очередной финансовый год;

— разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год.

Функция организации бюджетов предполагает:

— определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;

— определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

— выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиций обеспечения бюджетов финансовыми средствами;

— разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;

— определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политики;

— определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

— контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

— контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Государственный бюджет

Сущность и функции бюджета.

  1. Доходы бюджета.

  2. Расходы бюджета.
  3. Бюджетная система и бюджетное устройство.
  4. Межбюджетные отношения.
  5. Сбалансированность бюджета.

  1. Сущность и функции бюджета.

Бюджет представляет собой объективную экономическую категорию, поскольку он необходим в каждом государстве для удовлетворения потребностей государства и общества. Государство не может существовать без бюджета. В любом государстве категория бюджет основывается на одних и тех же категориях и инструментах:

  • потребности государства и общества;
  • доходы государственного бюджета;
  • расходы государственного бюджета;
  • налоги;
  • займы;
  • бюджетное ассигнование.

Таким образом, бюджет представляет собой важнейшую финансовую категорию, отражающую все основные качественные признаки финансов.

Бюджет – это система денежных экономических отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный денежный фонд в целях удовлетворения потребностей государства и общества.

Следует обратить внимание на применение термина бюджет. Как финансовая категория, бюджет раскрывает понятие финансы.

Функции бюджета:

  1. Общие (функции финансов):
  • распределительная
  • контрольная
  1. Специфические (функции бюджета):
  • образование бюджетного фонда
  • использование бюджетного фонда
  • перераспределение ВВП
  • контрольная функция (по отношению формирования и использования этого бюджетного фонда).

Составными элементами бюджета любого государства являются:

  1. Доходы
  2. Расходы
  3. Адресность бюджетных отношений
  4. Сбалансированность доходов и расходов

При формировании дохода и осуществлении расходов в бюджетах различных государств используется 2 основных метода:

  1. Бюджетный (финансовый) метод предполагает формирование доходов на основе безвозмездных и безвозвратных отношений по поводу перераспределения конечных доходов хозяйствующих субъектов и физических лиц и такое же безвозмездное и безвозвратное поступление средств из бюджетного фонда бюджетополучателя, то есть юридическими и физическими лицами.

2. Метод кредитования предполагает формирование доходов на заемной основе и осуществление расходов на заемной основе, то есть на условиях срочности, платности и возвратности.

В большинстве стран в настоящее время активно используется второй метод. Особенно при формировании той части бюджетного фонда, которая будет использована на инновационную и инвестиционную деятельность.

В большинстве государств в состав бюджета включаются отношения по поводу формирования и использования целевых специальных фондов, то есть бюджетный фонд делится на 2 части.

Одна часть бюджетного фонда формируется и расходуется на основе принципа единства кассы, при котором отсутствует закрепление отдельных статей доходов за отдельными статьями расходов, то есть все поступающие доходы обезличиваются и затем по росписи расходов поступают к конкретным получателям бюджетных средств.

Вторая часть бюджетного фонда формируется и расходится по целевому признаку, то есть средства, поступающие в целевой фонд, выделяются либо путем специальных налогов, сборов или обязательных платежей, либо выделяются в конкретной сумме из общей суммы доходных поступлений. По целевым специальным бюджетным фондам выделяются отдельные субсчета. Расходование идет только, но конкретные цели.

Использование принципа единства кассы значительно позволяет использовать достаточно оперативно все доходные поступления на финансирование различных мероприятий, предусмотренных в росписи расходов.

Бюджеты большинства государств формируются на многоуровневой основе. В унитарных государствах – 2 уровня (государственный и местный), в федеральных – 3 уровня (федеральный, субфедеральный и местный).

Особенность многоуровневых бюджетов в том, что бюджеты нижестоящих уровней расходами и доходами не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Доходы бюджета выражают денежные экономические отношения, возникающие в связи с формированием бюджетного фонда между государством и юридическими и физическими лицами. Характер этих отношений и необходимость их осуществления закрепляются законодательно.

Доходы государственного бюджета достаточно многообразны, потому что представляют собой часть созданного конечного продукта различными предприятиями, организациями и различными категориями физических лиц.

Состав бюджетных доходов и формы их мобилизации зависят от экономической и политической системы государства. Так, в условиях тоталитарных режимов, административно-командной экономике значительная часть доходов формируется путём прямых изъятий в значительной части добавленной стоимости. И только небольшая часть доходов формируется за счет налоговых поступлений и перераспределения добавочной стоимости путем заимствований.

В условиях рыночной экономики система доходных поступлений строится на основе формирования налоговых доходов (70-80%) и неналоговых доходов (30-20%), то есть основой формирования доходов бюджета является налоговая система.

Налоговая система предполагает использование разделения налогов по уровням государственного устройства, то есть по 3 уровням:

  • федеральные налоги
  • региональные налоги
  • местные налоги

Также налоговая система предполагает разделение налогов по характеру их взимания:

  • прямые налоги — поимущественные и подоходные, которые взимаются у владельцев доходов и имущества.
  • косвенные налоги, которые перекладываются на потребителя товара и включаются в его цену.

Наряду с налоговыми доходами бюджет формируется на основе налоговых доходов.

Неналоговые доходы также распределены по уровням государственного управления:

1. Неналоговые доходы федерального бюджета:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объёме;
  • доходы от продаж имущества, находящегося в государственной собственности;
  • прибыль ЦБ РФ по нормативам, установленным федеральными законами;
  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов в размерах, установленных правительством РФ;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

2. Неналоговые доходы субъектов федерации:

  • неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в ведении субъекта федерации;
  • доходы от государственной собственности, находящейся в ведении субъектов федерации;
  • часть прибыли унитарных предприятий, находящихся на территории субъектов федерации и созданных субъектом федерации, остающейся после уплаты налогов в размерах, установленных законом субъектов федерации;
  • доходы от продаж или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов федерации;
  • средства, полученные в результате применения административной и уголовной ответственности, а также средства, полученные возмещением вреда, причиненного субъектом федерации и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные из федерального бюджета.
  1. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии с перечисленными выше статьями, касающимися субфедерального бюджета, относящимися к муниципальной собственности.

Система налоговых и неналоговых доходов позволяет сформировать сбалансированные бюджеты, усиливая либо одну, либо другую часть дохода.

3.Расходы бюджета.

Расходы бюджета выражают денежные экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованного бюджетного фонда.

Расходы бюджета очень многообразны, поэтому в бюджетном планировании их упорядочивают, пользуясь различными классификациями.

Рассмотрим общие классификации расходов бюджета.

1. По роли расходов в общественном производстве:

  • расходы на сферу материального производства (производственную сферу)
  • расходы на непроизводственную сферу

Данная классификация используется для регулирования государством распределения денежных средств и финансовых ресурсов между двумя крупнейшими сферами народного хозяйства в целях формирования рациональной структуры народного хозяйства.

2. По роли расходов в функциях государства (функциональная классификация, по общественному назначению). Эта классификация является наиболее употребляемой почти во всех странах.

Расходы делятся на 4 крупные группы по основным функциям государства:

  • расходы на содержание органов государственной власти;
  • расходы на покрытие потребностей и поддержку отраслей народного хозяйства;
  • социальное обеспечение и социальное развитие;
  • обеспечение обороноспособности государства .

Данная квалификация позволяет функционально распределить средства бюджетного фонда.

3. Отраслевая (предметная) классификация позволяет формировать отраслевые пропорции и добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре, поскольку все расходы распределяются по отраслям народного хозяйства.

4. По экономическому характеру расходов (экономическая классификация):

  • текущие расходы;
  • капитальные расходы.

Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы.

Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают:

  • расходы, связанные с инвестициями в действующие или вновь создаваемые предприятия;
  • расходы, связанные с реализацией крупных инвестиционных проектов в соответствии с инвестиционными программами.
  1. Целевая классификация отражает распределение расходов по конкретным видам затрат, финансируемым государством по экономически однородным признакам.

Существует 5 экономически однородных затрат:

  • материальные затраты;
  • амортизация;
  • заработная плата;
  • затраты на социальные нужды;
  • прочие затраты.
  1. Классификация по условиям государственного управления рассматривает федеральные расходы, региональные (субфедеральные) расходы и местные расходы.
  2. Ведомственная классификация, в которой расходы распределяются по отдельным ведомствам и учреждениям (Министерства, комитеты и другие бюджетные организации).
  3. Смешанная классификация сочетает признаки ведомственной и предметной квалификаций.

Способы бюджетного финансирования (способы осуществления расходов):

  1. «Нетто-бюджет». Этот способ предоставления средств из бюджета характеризуется тем, что средства выделяются на узкий, ограниченный круг затрат, которые четко обозначены и утверждены бюджетом.
  2. «Брутто-бюджет». Бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетного управления.

Принципы бюджетного финансирования:

  1. Получение максимального эффекта при минимальных затратах.
  2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.
  3. Предоставление бюджетных средств с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
  4. Безвозвратность бюджетных ассигнований (кроме бюджетной ссуды).
  5. Бесплатность бюджетных ассигнований (кроме бюджетной ссуды).

Формы расходов бюджета, определенные в бюджетном кодексе РФ:

  1. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений.
  2. Средства на оплату труда, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам.
  3. Трансферты населению.
  4. Субсидии и субвенции физическим и юридическим лицам.
  5. Дотации, субвенции и субсидии нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам.
  6. Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
  7. Бюджетные ссуды нижестоящим бюджетам или бюджетов других уровней и государственным внебюджетным фондам.
  8. Кредиты иностранным государствам.
  9. Денежные средства, выделяемые на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Реализация форм бюджетного финансирования основана на бюджетных нормах. В планировании применяются различные нормы расходов, которые представляют собой выраженную в денежной сумме меру удовлетворения конкретной потребности.

По степени сложности бюджетные нормы подразделяются:

  • простые определяются по конкретному отдельному виду расходов;
  • комбинированные (укрупненные) охватывают совокупность нескольких родственных статей или все расходы бюджетного учреждения.

В целом все бюджетные учреждения финансируются на основе сметы расходов, которая является составным элементом бюджетной росписи доходов и расходов. Бюджетной роспись доходов и расходов представляет собой оперативные финансовый план, по которому Министерство финансов осуществляет исполнение бюджета.

  1. Бюджетная система и бюджетное устройство.

Бюджетное устройство – это организационная структура построения бюджетной системы.

Бюджетное устройство в унитарных государствах содержат 2 уровня, в федеративных государствах – 3 уровня.

Бюджетная система – это совокупность различных видов бюджетов, которая основана на экономических отношениях и юридических нормах.

В федеративном государстве – трехзвенная бюджетная система, в унитарных – двухзвенная.

Бюджетная система РФ включает 3 уровня:

  1. Федеральный бюджет.
  2. Субфедеральные бюджеты:
  • 21 республиканский бюджет
  • 52 краевых и областных бюджета
  • бюджет г. Москвы
  • бюджет г. Санкт-Петербурга
    • 11 бюджетов национальных образований (Автономные округа и Еврейская автономная область)
  1. Местные бюджеты (порядка 29 000).

Наряду с бюджетами всех уровней согласно БК РФ в состав бюджетной системы включаются государственные внебюджетные фонды.

Основным отличительным признаком созданной бюджетной системы является то, что бюджеты нижестоящих уровней не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджетное устройство РФ основано на следующих принципах, которые обозначены в БК РФ:

  1. Единство. То есть, единство бюджетной системы, основанной на единой правовой базе, единой денежной системе, на единстве форм бюджетной документации и едином порядке ведения бухгалтерского учета всех уровней бюджетной системы, включая бюджетные организации.
  2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. То есть, закрепление соответствующих видов доходов и расходов полностью или частично и полномочий по их осуществлению за органами государственной власти по всем трем уровням государственного устройства.
  3. Самостоятельность бюджета. То есть, наличие собственных источников доходов для каждого уровня бюджетной системы и возможностью самостоятельного определения направления расходования средств бюджета.
  4. Полнота отражения доходов и расходов бюджета. То есть, все доходы и расходы подлежат отражению в бюджете в полном объеме.
  5. Сбалансированность бюджета. То есть, объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему бюджетных доходов и поступлений из различных источников финансирования бюджета.
  6. Эффективное и экономное использование бюджетных средств. То есть, при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить их необходимости достижения заданных бюджетных норм и эффективно использовать бюджетные средства целевым характером.
  7. Общее совокупное покрытие расходов. То есть, все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и предусмотренных поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.
  8. Гласность. То есть, обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
  9. Достоверность бюджета. То есть, реалистичный подход к расчету доходов и расходов.
  10. Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Бюджетная система РФ, как бюджетные системы зарубежных стран включают в себя совокупность самостоятельных бюджетов. Все эти бюджеты законодательно утверждаются, отчеты об их исполнении также утверждаются законодательно.

В тоже время в современных бюджетных системах используется понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет – это совокупность федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов федерации.

Консолидированный бюджет субъектов федерации состоит из совокупности местных бюджетов.

Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом и используется для анализа бюджетных показателей, для бюджетного прогнозирования и составления сводного финансового баланса по субъекту федерации и в целом по стране.

5.Межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения возникают в бюджетных системах унитарных и федеративных государствах, при этом межбюджетные отношения в государствах, имеющих различные административно – территориальные деления, складываются на разных принципах. Однако в любом государстве межбюджетные отношения – это, прежде всего, отношения между органами государственной власти и органами власти территориальных образований по обеспечению бюджетного процесса.

В унитарных бюджетных системах эти отношения носят централизованный характер, высока централизация бюджетных прав и только небольшой (незначительный) объем бюджетных прав передаётся ниже стоящим органам местного самоуправления.

В федеративных бюджетных системах межбюджетным отношениям присуща большая дифференциация, наделение существенными правами органов власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называются принципами бюджетного федерализма (межбюджетные отношения) регламентированы Бюджетным кодексом:

  1. Распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы РФ.
  2. Разграничение (закрепление на постоянной основе) и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.
  3. Равенство бюджетных прав субъектов федерации и равенство бюджетных прав муниципальных самообразований.
  4. Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
  5. Равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Для осуществления межбюджетных отношений используются следующие инструменты:

  1. Собственные доходы бюджетов
  2. Регулирующие доходы
  3. Дотации
  4. Субвенции
  5. Субсидии
  6. Трансферты
  7. Бюджетные ссуды
  8. Бюджетные кредиты

Собственные доходы – виды доходов, закреплённых на постоянной основе полностью или частично за определённым уровнем бюджета. К собственным доходам бюджета относятся:

  • неналоговые доходы;
  • часть налоговых доходов, которые закреплены за соответствующим уровнем (местные налоги)

Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах, бюджеты нижестоящего уровня на долговременной основе, но на срок не более трёх лет по разным видам доходов.

Бюджетное регулирование – процесс, осуществляемый органами власти высшего уровня, с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально – экономического потенциала территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и средств из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях.

Использование собственных и регулирующих доходов, как правило, не позволяет решить проблему сбалансированности регионального и местного бюджета, поэтому используются следующие инструменты:

  1. Дотации – бюджетные средства, передаваемые из выше стоящего уровня в ниже стоящий уровень бюджетной системы на безвозмездной, безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
  2. Субвенции – бюджетные средства, передаваемые бюджетом вышестоящего уровня ниже стоящему уровню, а также юридическому лицу на безвозмездной, безвозвратной основе для осуществления целевых расходов. Различают обусловленную и не обусловленную субвенцию.
  3. Субсидии – бюджетные средства, передаваемые из выше стоящего бюджета ниже стоящему или юридическому или физическому лицу на безвозмездной, безвозвратной основе, но на условиях долевого финансирования целевых расходов.
  4. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета другому бюджету на возвратной, возмездной или безвозмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
  1. Взаимные расчёты – метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений.
  2. Бюджетная компенсация – метод бюджетного регулирования, предполагающий, что суммы утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня в случае принятия непредвиденных решений, направляются для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов.

    Бюджетная компенсация может возникнуть только на основе изменений, вызванных решением органов власти выше стоящего уровня.

    7. Трансферт – средства или финансовая помощь, поступающая из федерального бюджета в региональные бюджеты (из региональных бюджетов в местные) тем территориальным образованиям, которые имеют отклонения по бюджетной обеспеченности установленной на данный бюджетный год.

    Этот механизм возник в РФ в 1993г. и пытался распределить бюджетные средства между бюджетными различных территорий, имеющих объективный или субъективный уровень более высокой или более низкой бюджетной обеспеченности.

    Механизм трансфертов предоставляет собой нормативно- долевую дотацию, которая выделяется в виде определённой суммы без оказания конкретной цели на безвозвратной и безвозвратной основе из специального целевого бюджетного фонда, создаваемого в региональном или федеральном бюджетном фонде.

    Система трансфертов направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий, приходящихся на душу населения и оказания им финансовой помощи по единым для всех правилам (Бюджетный кодекс, гл. «Межбюджетные отношения»).

6.Сбалансированность бюджета.

Вопросы сбалансированности бюджета рассматриваются в связи со следующими ситуациями:

  • Дефицит
  • Профицит
  • Баланс

Эти три ситуации отражают различные соотношения доходной и расходной части и определяются тремя факторами:

  1. Долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений и государственных расходов.
  2. Ситуация воспроизводственного цикла, в котором находится экономика в рассматриваемый период.
  3. Текущая политика правительства в областях бюджетных доходов и расходов, которая может в недостаточной степени учитывать или даже игнорировать или наоборот переоценивать долгосрочные цели социально- экономического развития.

Эти факторы являются общими, в тоже время существует целый ряд специфически факторов, которые определяются спецификой действующей финансовой политики, в основе которой лежит конкретная цель изменений в структуре экономики, в приоритетах отраслевого развития, в приоритетах социального характера, связанным с конкретным уровнем доходов и занятости населения.

Дефицит
бюджета
– категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса, при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Выделяют хронические и текущие дефициты.

Хронические – долгосрочная несбалансированность.

Текущие – несбалансированность в течение одного года.

Основные причины дефицита определяются следующими объективными явлениями:

  1. Рост расходов государства на научно исследовательские цели фундаментального характера и развитие наукоёмких отраслей
  2. Увеличение затрат на охрану окружающей среды
  3. Необходимость преодоления структурной безработицы, затраты на создание рабочих мест, на переквалификацию.
  4. Милитаризация экономики.
  5. Увеличение социальных расходов
  6. Экономические циклы и экономические кризисы.
  7. Форс-мажорные (чрезвычайные обстоятельства):
  • не зависящие от воли людей (наводнения и т.п.)
  • целенаправленно созданные людьми (война, конфликты и т.п.)

По поводу влияния дефицитного бюджета на состояние экономики существуют различные мнения и концепции, которые в конечном итоге оказывают влияние на бюджетную политику государства:

  1. Концепция дефицитного финансирования бюджетных расходов. Основные положения:
    1. Бюджетный дефицит не является деструктивным фактором.
    2. Бюджетный дефицит не представляет опасности для национальной экономики, поскольку все расходы, в том числе и превышающие доходы, производятся на территории данного государства и, следовательно, способствуют долгосрочной перспективе, росту благо состояния страны.
    3. Дефицит бюджета, в конечном счете, означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, то есть получателей бюджетных средств, что стимулирует покупательную способность, производительность труда и рост национального производства, что приводит в конечном итоге к росту налоговых поступлений.
  1. Неоклассическая концепция бездефицитного финансирования. Основные положения:
    1. Хронические дефициты потребуют в будущем неизбежно более высокий уровень налогов.
    2. Для покрытия дефицита бюджета должны привлекаться монетарные методы, то есть эмиссия денег, расширение заимствования, девальвация национальной валюты.
    3. Повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, необходимое при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, что нарушает естественный ход рыночного саморегулирования. Поэтому надо осторожно подходить к манипулированию процентными ставками.
  2. Концепция сбалансированности бюджета. Основные положения:
    1. В ходе экономического цикла необходимо одновременно достигать соответствия между доходами и расходами бюджета и осуществлять антициклические воздействия на рыночные процессы.
    2. Правительство должно снижать налоги и увеличивать расходы, то есть сознательно должно вызывать дефицит бюджета в период экономических спадов.
    3. В ходе экономического подъема правительству следует повышать налоги и снижать правительственные расходы.
    4. Возникающее положительное сальдо бюджета, то есть сумму профицита, можно использовать на погашение государственного долга, возникающего в период спада.
    5. В ходе практической реализации этой концепции необходимо обращать внимание на то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и по продолжительности.
  3. Концепция функциональных финансов. Основные положения:
    1. Цель финансовой политики должна быть определена как сбалансированность экономики, а не бюджета.
    2. Достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и растущим бюджетном дефиците.
    3. Сбалансированность бюджета выступает второстепенной проблемой, исходя из следующих причин:
  • налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста. Макроэкономическая сбалансированность будет стимулировать этот рост и в результате дефицит бюджета будет самоликвидироваться.;
  • государственная власть, обладая монопольным правом создавать деньги и устанавливать налоги способна финансировать дефицит практически всегда;
  • проблемы, порождаемые значительным государственным долгом, не являются обременительными для экономики и, особенно для высоко развитой экономики.

Источники финансирования дефицита бюджета:

  • Федерального:
  • внутренние: заимствование путём выпуска ценных бумаг (кредиты организаций и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней).
  • внешние: государственные займы на международном рынке на основе выпуска ценных бумаг, кредиты правительства в иностранных государствах, международных организациях, финансовых рынках.
  • Регионального:
  • внутренние: субфедеральные займы на основе ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы, кредиты от кредитных организаций.
  • внешние определяются законодательством в отдельных случаях.

    3) Местного:

  • муниципальные займы.
  • бюджетные ссуды, полученные от других уровней.
  • кредиты отдельных организаций.

Сущность и функции бюджетных расходов

Баймуханбетов А.Б., доцент Казахского экономического университета имени Турара Рыскулова

Статья раскрывает теоретические представления о сущности и функциях такой экономической категории, как расходы бюджета, на основе рассмотрения различных точек зрения ученых и законодательства по данному вопросу.

Ключевые слова: расходы бюджета; функции бюджетных расходов (перераспределительная, аллокационная, контрольная).

Своевременность рассмотрения сущности расходов бюджета объясняется отсутствием глубоких теоретических разработок данной дефиниции как экономической категории, ее функций, классификационных признаков, тогда как на современном этапе бюджетных реформ актуальность практического преломления данной категории является неоспоримой. Эволюция мирового сообщества, ситуация в стране требуют современных, научно обоснованных методов осуществления государством своих функций в управлении обществом, участия государства в развитии всех сфер жизни общества. Наиболее эффективными инструментами являются определение основных направлений государственной политики и набор методов бюджетирования, ориентированного на результат, которые активно используются всеми развитыми и интенсивно развивающимися странами мира. Сущность, функции, роль расходов бюджета, а также их развитие и совершенствование должны раскрываться на основе диалектического и исторического материализма, рассматривающего все экономические отношения в их взаимосвязи, взаимообусловленности, в движении, с учетом конкретных исторических условий, количественных и качественных изменений в способе производства. Например, одни авторы считают, что, как экономическая категория, «расходы бюджета различных уровней представляют собой совокупность экономических отношений по поводу распределения и использования централизованного фонда денежных средств». В данном ракурсе более точным звучит следующее определение: «расходы госбюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению». Другие полагают, что под расходами бюджета следует понимать «сложную систему перераспределения включаемых в доходы бюджета денежных средств, в процессе функционирования которой такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований»; «затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами управления своих конституционных функций»; «денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления». Бюджетные расходы также определяют как «процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год». Отсутствие единого мнения специалистов по определению понятия «расходы бюджета» подтверждается наличием двух определений в одном литературном источнике. Так, в учебнике «Финансы» сказано: расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие в ходе использования централизованных фондов денежных средств между государством с одной стороны, и организациями, учреждениями и гражданами – с другой; расходы бюджета – экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. В экономической литературе встречается и понятие «система бюджетных расходов», которая представляет собой «закрепленную нормами бюджетного права совокупность направлений, форм и методов целевого расходования доходов бюджетов различных уровней согласно бюджетной классификации, принципов построения и распределения расходных полномочий (прав и обязанностей) органов государственной власти и местного самоуправления». В зарубежной практике «расходы (Outlays) – экономическая концепция общих установленных (или фактических) расходов представляет собой, в данном выражении, уровень экономической активности, который правительство хочет опробовать и достичь (или фактически достигло)». Однако приведенные трактовки расходов бюджета не являются исчерпывающими, характеризуя ту или иную сторону рассматриваемого явления. При определении сущности расходов бюджета мы считаем необходимым выделить следующие специфические признаки, действующие только в совокупности: расходы бюджета – это разновидность экономических денежных отношений; расходы бюджета возникают в процессе перераспределения централизованных фондов денежных средств; расходы бюджета обеспечивают финансирование задач и функций государства и местного самоуправления. С учетом указанных признаков позволим дать авторскую трактовку. Расходы бюджета – это денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВВП и национального дохода путем аллокации и использования централизованных фондов денежных средств с целью финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета – экономическая категория, поскольку они провоцируют перераспределение прибыли и доходов в интересах государства. Любая экономическая категория проявляется в ее функциях, которые представляют собой форму выражения общественного назначения данной категории. Именно функции выражают то главное и специфическое, что характерно для конкретной экономической категории. Итак, функции расходов бюджета: перераспределительная; аллокационная; контрольная. Перераспределительная функция расходов бюджета реализуется в процессе использования бюджетного фонда, сформированного в результате распределения ВВП и национального дохода. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в национальном хозяйстве требует бюджетного финансирования его отдельных отраслей, экономических регионов (административных территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. При распределении финансовых ресурсов важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищных проблем. Перераспределительная функция расходов бюджета, с точки зрения положений экономической теории, обеспечивает сложный процесс вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта и его части – национального дохода, вновь созданной стоимости. При первичном распределении в качестве основных первичных доходов и фондов финансовых ресурсов выступают: оплата труда работников материального производства; прибыль – доход предприятия; отчисления предприятий в государственные внебюджетные фонды; косвенные налоги (НДС, акцизы) и таможенные пошлины и сборы, включенные в цену товара (услуги) и вносимые в бюджет за счет выручки; налоги и сборы, включенные в себестоимость продукции (работ, услуг); страховые платежи по обязательному страхованию. При первичном распределении происходит формирование бюджета государства. Более сложным является процесс вторичного распределения или перераспределения первичных доходов, перед которым стоят многочисленные и многообразные задачи. На этой завершающей стадии распределения совокупного общественного продукта и национального дохода, в пределах их полученных величин и объемов необходимо обеспечить доходами и финансовыми ресурсами все многообразные потребности общественного воспроизводства по его развитию, а также общегосударственные потребности по управлению, охране правопорядка, по обороне, по содержанию отраслей нематериальной сферы, обеспечить соответствующими доходами работников нематериальной сферы, содержание престарелых, инвалидов, детей и других групп населения В процессе перераспределения первичные доходы бюджета распределяются и разделяются на другие виды доходов и фондов, обеспечивающие конкретные потребности общества, что и проявляется в виде расходов бюджета через аллокационную функцию. Если в результате действия перераспределительной функции только формируется фонд денежных средств, предназначенных для расходования, то через аллокационную функцию определяются конкретные направления расходования бюджетных средств, их состав и структура. Аллокация – в экономической теории – распределение ресурсов в соответствии с заданными целями. Функция аллокации расходов бюджета связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может предоставить частный сектор: охрана правопорядка, безопасность, дорожное строительство и т.д. Аллокация бюджетных расходов предполагает их адекватную увязку с политическими целями. На практике это достигается в ходе бюджетного процесса, на котором сказываются конкретные обстоятельства общественного выбора, в том числе разнообразные групповые интересы. Аллокация ориентирована на требования эффективности и справедливости. Целевое начало и неразрывно связанные с ним идеи рациональности и эффективности призваны определять направления, формы, структуру и масштабы бюджетных расходов. Контрольная функция так же, как и две предыдущие, внутренне присуща расходам бюджета. Она объективно отражает их содержание в общественном воспроизводстве, в решении задач экономического и социального развития страны. Контрольная функция находится в тесной взаимосвязи и во взаимодействии с перераспределительной и аллокационной. Расходы бюджета с присущим им контрольным свойством используются в обществе в качестве инструмента, средства контроля. В рыночной саморегулируемой системе экономики контроль объективно необходим. Через него реализуются ее законы, обеспечиваются нужные пропорции в развитии отраслей экономики, достигается необходимый уровень жизни населения и др. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его функций. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование и т.п.), а также поддержки госпредприятий. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: предоставляются пособия, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета оказывают не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое является результатом осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют определенные ожидания и учитываются другими субъектами. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Литература:

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –

М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Н.Г. Сычева, В.В Ильина. Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов. – М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Ныязбекова К.С. Русско-казахский словарь банковских терминов. – Алматы: «ИП Волкова», 2010. – 145 с.