3 просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм и европейское просвещение

Под просвещенным абсолютизмом понимают политику, которая проводилась во второй половине 18 в. в ряде монархических стран Европы.

Существует две точки зрения на то, что следует понимать под просвещенным абсолютизмом.

1. Это определенная стадия в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявший модернизацию в своих странах, опираясь на идеи философов-просветителей.

2. Это лишь способ изменить внешние формы общественной жизни, сохраняя основные устои феодализма.

Что включает понятие просвещенного абсолютизма?

Деятельность таких монархов, как правило включала: 1. Покровительство национальной промышленности; 2. Создание благоприятных условий для развития земледелия и роста внутренней и внешней торговли; 3. Совершенствование налоговой системы; 4. Административно-территориальное устройство; 5. Ослабление власти феодалов над крестьянами; 6. Кодификация законов; 7.Поощрение наук и образования; 8. Ограничение власти церкви.

Политика Екатерины 2, в этой области, двойственна. Укрепляя свое положение и государственную власть с помощь дворян, проводя политику закрепощения крестьян, она в то же время поощряла предпринимательство и торговлю, пропагандировала через вольное экономическое общество научные знания в области агротехники, секуляризировала монастырские земли, переведя монастырских крестьян в разряд экономических, т.е. в одну из разновидностей казенных, отказавшись от перераспределения их между помещиками. Она провела также административные реформы — губернскую и городскую.

Просвященный абсолютизм

Политика «просвещенного абсолютизма» была консервативной в политическом и социальном плане. Она предполагала создание абсолютистского государства с сословной структурой и прочной правовой основой в виде системы законов. Эта политика была направлена на укрепление феодально-крепостнических отношений, прав дворянства как особо привилегированного сословия — регулирование взаимоотношений между подчиненными государству сословиями.

Был ликвидирован кабинет министров. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел определенные полномочия. Тем самым Екатерина ослабила Сенат, превратив его из законодательного в простой административный орган. Екатерина решила создать Комиссию для составления нового Уложения; возникли проекты Посошкова, Голицына, Татищева.

В течение двух лет (1764—1765) Екатерина II работала над составлением «Наказа», руководства для депутатов, в основу которого были положены трактаты западноевропейских философов-просветителей. «Наказ» провозглашал, что цель власти — содействовать добру, вводить наилучшие законы, а это мог сделать только просвещенный, самодержавный государь. В этом документе отвергались пытки, казни (лишь в особых случаях), говорилось о предупреждении преступлений. «Наказ» раздали депутатам Уложенной комиссии, которую созвали в 1767 г. Но в среде депутатов возникли серьезные разногласия, какие возникают между представителями разных сословий. Работа Комиссии ярко свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Уложенная комиссия, не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. (а упразднена в 1774 г.).

В 1775 г. было упразднено казачье самоуправление на Дону и уничтожена Запорожская Сечь.

Вся Российская Империя была разделена на 50 губерний, а губернии делились на 10—12 уездов. Власть в губерниях принадлежала губернатору, назначаемому Сенатом. Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Дворян судили земский и уездный суды: горожан — магистраты, государственных крестьян — судебные расправы. Все сословные суды были выборными.

Таким образом, было проведено разделение административных, финансовых и судебных дел. Дворяне фактически получили право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали уездного предводителя дворянства, в губернии выбирался губернский предводитель дворянства. В том же 1785 г. была издана «Жалованная грамота городам», которая закрепляла сословную структуру населения города.

Все население города делилось на шесть сословных категорий — разрядов. Расширялись права лишь одной категории — гильдейского купечества. Богатые купцы были освобождены от подушной подати и стали платить налог с капитала (1%). Купцы первой и второй гильдий, именитые граждане были освобождены от телесных наказаний. Органы городского самоуправления были представлены общей городской думой и шестигласной думой (в которую общей думой выбирались шесть представителей, по одному из каждого разряда городского общества). Это была исполнительная власть. Жители города раз в три года избирали городского голову и гласных общей и городской думы. Крестьян, проживавших в городах, в число горожан не включали, хотя подати с них брали в двойном размере — и в городе, и в деревне.

Екатерина II заботилась об укреплении государства, основой которого должны стать сильные сословия. Но все ее реформы остались незавершенными.

Крепостное право сдерживало возникновение «третьего сословия», исключало крестьян из сословной структуры. Век Екатерины II — «век просвещенного абсолютизма», «золотой век» дворянства. Именно дворяне, занимая исключительное положение в государстве, препятствовали отмене крепостного права, изменению социального статуса крестьянства.

16. Европейское Просвещение и рационализм. «Просвещённый абсолютизм» и социально-экономическая политика Екатерины 2.

На смену Реформации под влиянием происходивших изменений пришло Просвещение, которое на протяжении XVIII и первой половины XIX веков определяло духовные устремления передовых слоев общества.

История в терминах – просвещение. В широком смысле под просвещением понимается распространение знаний и культуры среди по преимуществу взрослого населения. Процесс освоения знаний в процессе обучения на разных его уровнях называют образованием. В основе Просвещения, как идейного течения, лежало убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Просветители выступали против невежества, мракобесия, религиозного фанатизма, которые они считали причинами человеческих бедствий. Просветители выступали против феодально-абсолютистских режимов, за политическую свободу, гражданское равенство, права людей.

Просвещение возникло в Англии, где его наиболее видными представителями являлись Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери. Целую плеяду просветителей дала Франция в период с 1715 по 1789 год, который называли «веком просвещения». Произведения Вольтера, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха получили самую широкую известность. В Германии для просвещения своего народа многое сделали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, И. В. Гёте. В США просветители Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн активно участвовали в общественно-политической жизни. Нелегко пришлось Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву в России

Влияние идей Просвещения на мировое развитие.

Просвещение стало переломной эпохой в мировом развитии. На смену старым моральным и политическим авторитетам пришли новые моральные и политические принципы. Человек с помощью своего собственного разума, без каких бы то ни было религиозных или светских влияний, стал решать вопросы, возникавшие в жизни общества. Просвещение заложило основы нового взгляда на мир. Господство разума, главенство науки, стремление к универсальному братству людей стали фундаментальными ориентирами для миллионов людей на протяжении десятилетий и веков.

****

Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних “просветителей” выступали и прусский король Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

В течении двух лет Ек II трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

“Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье “О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского “просвещенного абсолютизма”.

Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

Комиссия для кодификации законов начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд — в уездных. Горожан — соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян — верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты — гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, «иметь фабрики и заводы по деревням». Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Кратко

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II

Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской ИмперииАллегория с текстом «Наказа»

Основные положения:

  • Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
  • Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
  • Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
  • Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
  • Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.

Таблица
политика просвещенного абсолютизма
Екатерины II Великой

К политике просвещённого абсолютизма Екатерины II относится следующая деятельность:

Мероприятие Цель
1763

Реформа Сената

Императрица хотела единолично руководить процессом написания законов Законодательная функция перешла лично к Екатерине II, Сенат превратился в главный судебный и административный орган
1764

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель. Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства
1764
Ликвидация гетманства на Украине
Укрепление вертикали власти Вся власть перешла к Малороссийской коллегии и её президенту, генерал-губернатору П. Румянцеву, подчинённому лично Екатерине II
1764

Начато строительство «воспитательного дома» для беспризорных детей
Открыт «Смольный институт благородных девиц»

Решение «сиротского» вопроса и популяризация женского образования. Учреждения спонсировались из казны, также привлекались пожертвования дворян и деятелей.
1765

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Стимулирование экономики, продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства
1765

Дворянам разрешено ссылать крестьян на каторгу

Повышение лояльности правящего класса — дворян Утверждено личным указом
1765
Инаугурация Императорской Академии художеств
Популяризация искусств Академия получила официальный статус и отделилась от Московского университета
1766-1768

Созыв и заседания Уложенной Комиссии

Разработка нового, единого свода законов, улучшающих положение крестьян. Попытка создания нового единого законодательного документа «Проект новаго уложения». Деятельность не была успешной, комиссия распущена в 1768.
1767

Запрет крестьянам жаловаться на помещиков

Удовлетворение запросов дворянства Жалоба признавалась преступлением и каралась ссылкой на каторгу в Сибирь
1768

Введение обязательного оспопрививания

Развитие здравоохранения Для пресечения слухов о пагубном действии процедуры, Екатерина II стала одной из первых кому поставили прививку от оспы.
1771

Запрет на публичную продажу крестьян за долги помещика

Попытка скрыть существующий рабовладельческий строй Прямой запрет императрицы не имел особой силы, объявления о продаже крестьян продолжали появляться в газетах
1775

Ликвидация Запорожской Сечи

Создание единой системы воинских частей, подчиняющихся императору. Исчезла угроза со стороны Крымского ханства, императрица опасалась повторной измены казаков после восстания Пугачёва и личным указом упразднила Сечь.
1775

Губернская реформа

Усиление власти императора и правящего класса – дворянства.
Внедрение местного самоуправления.
Разделение органов административной и судебной власти.
Большая часть выборных должностей досталась дворянству. Генерал-губернаторы, назначаемые Екатериной II, получили практически неограниченную власть на вверенных им территориях.
1775

Манифест о свободе предпринимательства

Стимулирование экономики.

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений.

Купечество освобождено от податного налога.

1782

Полицейская реформа

Усиление вертикали власти, предотвращение возможных беспорядков Регламентирование иерархии и функций полиции в городах.
1783

Введение крепостного права в Малороссии

Создание единых правовых принципов рабовладения Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян
1783

Повторное открытие Академии наук

Популяризация и развитие наук и изысканий Было приглашено большое количество зарубежных преподавателей, курсы велись преимущественно на иностранных языках.
1783

Разрешение на создание вольных типографий

Показное снижение цензуры Личный указ
1785
Жалованная грамота дворянам
Окончательное закрепощение крестьянства, обеспечение лояльности дворянства Закрепление дворянства, как высшего сословия. Отменены все возможные налоги и необходимость военной службы.
1785

Жалованная грамота городам

Официальное оформление правового статуса мещан и купцов, передача им незначительных административных функций. Введение разделения горожан на 6 разрядов, выборных органов – общей городской и шестигласной дум.
1786

Создание народных училищ

Популяризация образования в обществе Создание главных и малых училищ в разных городах.
1789
Арест Радищева
Пресечение попыток распространения идей, ставящих под сомнение проводимые Екатриной II преобразования Личным указом, за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву
1792
Арест Новикова
Личным указом, за распространение «вводящих в заблуждение идей»
1796
Введение крепостного права в Новороссии
Создание единой правовой концепции рабовладения Официальное закрепление уже существующего «де-факто» крепостного положения местных крестьян

Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма
Екатерины II Великой

Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.

Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.

Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.

Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.

Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.

Внутренняя политика
Екатерины II Великой

Политика просвещенного абсолютизма

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Российский просвещенный абсолютизм

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

Просвещённый абсолютизм как термин, характеризующий политику ряда европейских держав во второй половине XVIII в., впервые появился в XIX в. Он был сформулирован с помощью двух понятий: «абсолютизм» (единоличная власть монарха) и «просвещённый» (опирающийся на идеи французских просветителей).

Подобного курса придерживались Иосиф II (Австрия), Фридрих II (Пруссия), Екатерина II (Российская империя) и другие императоры. Их политика была направлена на ликвидацию пережитков феодального строя и формирование рыночных отношений путём укрепления законной монархии, носящей сословный характер.

Причины и предпосылки

Основоположником идей принято считать Томаса Гоббса, взявшего за основу принцип соглашения между сувереном и государством. Государь отвечает за всех подданных, а те, в свою очередь, подчиняются ему и поддерживают все начинания. Предпосылками просвещённого абсолютизма стали следующие моменты:

  • Начало разложения крепостнической системы в век Просвещения (Дидро, Вольтер, Руссо), что подготовило буржуазные революции во Франции и Северной Америке.

  • Складывание просветительской общественной мысли внутри Российской империи (М. Ломоносов, Е. Дашкова, Н. Новиков, А. Радищев).

  • Народные волнения (Астраханское, Кижское, восстание К. Булавина и др.).

  • Необходимость модернизации страны, что легло в основу политической программы Екатерины II, позволившей ей оказаться на престоле в 1762 году в результате дворцового переворота.

Модернизация была невозможна без развития промышленности, торговли, системы управления. Необходимо было принятие мер для устранения социальных противоречий, что требовало реализации части требований низших сословий.

Основные принципы просвещённого абсолютизма

Выделим пять моментов, характерных для российской действительности:

  • Наилучшей формой правления для Российской империи является самодержавие. Французские просветители считали: во главе государства должен находиться «просвещённый» монарх, который обязан заботиться об «общем благе».

  • Общество делится на тех, кто правит (государь, дворяне), и тех, кто подчиняется (остальное общество) абсолютно естественным образом.

  • В государстве должны действовать законы, обязательные как для монарха, так и для подданных, что превращает страну в «законную монархию».

  • Абсолютная власть не отнимает свободу, понимаемую как право подданных делать то, что не запрещается правовыми нормами.

  • Государь обязан заботиться обо всех слоях общества, повышая их образованность, гарантируя медицинскую помощь, развитие искусства и науки.

Всё это сопровождалось модернизацией страны, принятием большого количества политических реформ и их реализацией.

Политика просвещённого абсолютизма (таблица)

Принято считать, что в политике Екатерины II можно выделить более либеральный и более реакционные периоды, водоразделом которых служит Пугачёвское восстание.

Однако 34 года правления императрицы (1762–1796 гг.) – это единая система ценностей и политическая линия. Менялась лишь тактика – от попытки совещаться с представителями выборных органов до взятия законодательной инициативы в свои собственные руки.

Первый период

Дата

Мероприятие

1763 г.

Реформа Сената

Сенат лишился права издавать законы, сохранив за собой лишь контрольную функцию и судебную власть.

1764 г.

Секуляризация церковного имущества и земель

Духовенство лишилось своих земель и стало финансово зависеть от государства. Сокращение числа монастырей. Освобождение от крепостной зависимости 992 тыс. крестьян.

1764 г.

Ликвидация гетманства

Генерал-губернатором на Украине назначается П. Румянцев, непосредственно подчиняющийся Екатерине II. Вместо гетманства восстановлена Малороссийская коллегия.

1764 г.

Открытие Смольного института – первого учебного заведения для девочек, училища при Академии художеств, строительство Воспитательного дома для детей-беспризорников

Государство строит образовательные учреждения за счёт казны и пожертвований

1764 г.

Приглашение иностранных колонистов

Демонстрация культуры сельского хозяйства вольных хлебопашцев.

1765 г.

Основание Вольного экономического общества

Указом было одобрено создание общества крупных землевладельцев, внедряющих эффективные методы землепользования. По сути это было первое научное общество, а также первая общественная организация.

1767-1768 гг.

Работа Уложенной комиссии

Екатерина II лично пишет «Наказ» — либеральный текст с принципами нового законодательства.

Целью деятельности 564 депутатов являлось создание нового Уложения взамен устаревших законов. Но работа выполнена не была и прервана с началом русско-турецкой войны.

1771 г.

Запрет публично продавать крепостных за долги их владельцев – помещиков

Запрещение официальных публикаций в газетах

Второй период

1775 г.

Упразднение Запорожской Сечи

Сечь была причислена к Новороссийской губернии, а казачье войско входило в единую систему.

1775 г.

Губернская реформа

Проводилась в несколько этапов, закрепив новую систему административно-территориального деления. Генерал-губернаторы на местах получили неограниченную власть. Выделена в самостоятельную судебную власть. Выборные должности – дворянству.

1775 г.

Свобода предпринимательской деятельности

Освобождение купечества от податного налога, возможность заниматься кустарным промыслом без специальных разрешений и т. д.

1782 г.

Полицейская реформа

Определение функций полиции в учреждениях и городах. Выстраивание вертикали власти.

1783 г.

Указ о вольных типографиях

Формальная отмена цензуры.

1785 г.

Жалованная грамота дворянскому сословию

Отмена обязательной военной службы, налогов и т. д. Признание дворянства высшим сословием.

1785 г.

Грамота на права и выгоды городам

Введение основ самоуправления и выборных органов. Разделение горожан на 6 разрядов в соответствии с имущественным и социальным статусом.

1786 г.

Организация Главных и Малых народных училищ

В дальнейшем они будут преобразованы в гимназии и уездные училища.

Основные противоречия

Согласно идее просвещённого абсолютизма, закон должен был стать единым для всех. На деле указами и манифестами императрицы были закреплены особые выгоды для дворянства. Например, по уголовным делам не предполагалась конфискация их имущества, которое должно было передаваться наследникам.

Местное самоуправление, полицейская реформа должны были предотвратить возможность новых крестьянских выступлений, подобных восстанию Пугачёва 1773–1775 гг., но по сути закрепили особый статус дворянства и способствовали развитию бюрократии и взяточничества. При этом в Малороссии фактически подтверждалось наличие крепостного права.

Разрешение свободного предпринимательства должно было способствовать развитию экономики, но этого не произошло из-за применения рабского труда крепостных. Новые технологии не внедрялись.

В образовательном процессе наметились значительные перемены, однако они не затрагивали основное население – крестьянство. Кроме того, преследование Н. Новикова и А. Радищева никак не вязалось с продвижением науки и искусства. Реформы не сумели кардинально изменить устоявшиеся веками обычаи и традиции.

Итоги политики просвещённого абсолютизма

Главным итогом можно считать укрепление и модернизацию самодержавия. А также:

  • Оживилась общественная жизнь. Отдельные учёные полагают: именно в эпоху Екатерины II были заложены будущего гражданского общества.

  • Крепостничество усилилось, но впервые возникли идеи его отмены.

  • Улучшилась хозяйственная деятельность в городах, а также положение горожан.

  • Именно с периода правления Екатерины Великой появились в обиходе понятия «свобода», «права личности». Хотя поначалу это относилось исключительно к дворянству.

  • Зарождение капиталистического уклада.

Историческое значение

Декларируемые либеральные принципы и идеи остались нереализованными из-за массы противоречий, что привело к разочарованию общества в возможности самодержавия в реформаторской деятельности. Политика просвещённого абсолютизма дала старт появлению в обществе радикальных революционных идей.

Непоследовательность, самонадеянность и необдуманность реформ проигрывали той мощи буржуазных революций, которые сумели ликвидировать устаревшие феодальные порядки.

Используемая литература:

  1. С. Я. Карп. Просвещённый абсолютизм. / Большая российская энциклопедия. – Электрон. текстовые дан. – БРЭ 2005-2019.
  2. Шубин А. В. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. / История России для студентов технических вузов.