6 система законодательства

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Смотреть что такое «СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» в других словарях:

  • Система законодательства — (англ. system of legislation) объективная форма существования норм права, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. С.з. не просто совокупность таких актов, а их дифференцируемая … Энциклопедия права

  • Система законодательства — иерархичная и соподчиненная совокупность нормативных правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой и регулирующих общественные отношения. Нормативные правовые акты не существуют изолированно друг от друга, в своем единстве они… … Элементарные начала общей теории права

  • СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — внешняя форма права, выражающая строение его источников (см. Источники права). Представляет собой единый комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых… … Юридический словарь

  • Система законодательства — представляет собой совокупность существующих в государстве нормативно правовых актов (законов, указов и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части: федеральное законодательство,… … Теория государства и права в схемах и определениях

  • система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников (см. источники права). Представляет собой единый комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых… … Большой юридический словарь

  • КАЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — юридическая техника древности и средневековья; характеризуется тем, что законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации, вместо того, чтобы формулировать общие, абстрактные нормы права. В русском праве переход от казуальных… … Юридический словарь

  • казуальная система законодательства — юридическая техника древности и средневековья; характеризуется тем, что законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации, вместо того, чтобы формулировать общие, абстрактные нормы права. В русском праве переход от казуальных… … Большой юридический словарь

  • СИСТЕМА ПРАВА — внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. С. п. выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • Система возрастной классификации кинопоказа в России — Система возрастной классификации кинопоказа в России совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории. В соответствии … Википедия

  • Система права — Система права это внутреннее строение структурных элементов права. Содержание 1 Система права 2 Классификации системы права … Википедия

Система законодательства

Понятие и признаки системы законодательства

Система законодательства — целостный и согласованный комплекс нормативно-правовых предписаний, содержащихся в законах и распределены в зависимости от предмета и метода правового регулирования по отраслям и институтам законодательства.

Признаки системы законодательства:

1) является внешней формой существования основной части системы права;

2) является способом предоставления юридического (формального) значения нормам права, сложившимся в обществе;

3) выражает нормы права через первичные элементы — нормативно-правовые предписания, которые расположены в статьях законов;

4) имеет два уровня строения — вертикальную (иерархическую, супідрядну) и горизонтальную (равнозначную);

5) имеет субъективный характер;

6) имеет структуру — отрасли и институты законодательства. Система законодательства — это многогранное субъективно-объективное образование со сложной структурой. Основная роль в ней принадлежит нормативным актам, а также их структурным подразделениям. Они дают возможность группировать отдельные разделы, статьи, пункты нормативных актов в зависимости от норм права, содержащиеся в них, в разные более устойчивые формирования — институты законодательства. Статья закона здесь выступает внешней формой выражения правового содержания, сконцентрированного в правовом предписании.

Определение понятия «система законодательства» зависит от содержания, вкладываемого в термин «закон». Законы как письменные правовые документы можно разделить на две группы:

1) законы в материальном смысле — все правовые акты, в которых содержатся предписания, рассчитанные на неопределенный круг лиц;

2) законы в формальном смысле — правовые акты, принятые в особом порядке законодательной властью (законы, международные договоры, утверждаемые законами).

За такого подхода законами в материальном (а не в формальном!) смысле могут считаться не только законы, но и подзаконные акты, принимаемые президентом, правительством, министерствами и другими органами государства, то есть все нормативно-правовые акты государства, включая акты исполнительной (административной) нормотворчества.

Поэтому в юридической литературе нет однозначного определения понятия «система законодательства» («законодательство»), а существует несколько пониманий. Наиболее распространенными из них являются следующие:

1) широкое понимание — это система не только законов, но и всех источников (форм) официально установленного объективного права: подзаконные акты, принимаемые президентом, правительством, министерствами и другими органами государства, то есть система всех нормативно-правовых актов государства и органов местного самоуправления, включая акты низшего уровня (локальные акты);

2) срединное понимание (между широким и узким) — система нормативно-правовых актов высших органов государственной власти: законы и подзаконные акты парламента, президента, правительства. Такое понимание законодательства высказал Конституционный Суд Украины относительно трудового законодательства, то есть является отраслевым. Использование обозначенного толкования законодательства не может быть распространен на все отрасли законодательства. Так, в уголовном законодательстве нет подзаконных нормативно-правовых актов (см. решение Конституционного Суда от 09.07.1998);

3) узкое понимание — система всех действующих законов определенного государства, упорядоченных определенным образом, а также международных договоров, утвержденных (ратифицированных) законами Верховной Рады, то есть законодательство — это система всех законов держави41.

Такое понимание законодательства вытекает из Конституции Украины, где четко определено, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено законом Верховной Рады Украины, являются частью национального законодательства.

В широком смысле, если речь идет о законодательные и другие нормативно-правовые акты, следует применять понятие «акты законодательства», а в узком, если имеются в виду законы (включая

Сторонники узкого понимания национального законодательства (под которым понимаются законы в формальном смысле), когда речь заходит о отраслевое законодательство, нередко имеют в виду всю систему действующих нормативных актов данной отрасли (законы и подзаконные акты), то есть расширяют ее до понятия законов в материальном смысле, нормативно-правовые договоры, утвержденные законами) использовать понятие «законодательные акты».

Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Право, как и любое явление, имеет внутреннюю и внешнюю форму выражения. И если под внутренней формой права понимается система права, то под внешней формой — система законодательства.

Для системы законодательства, как и для любой системы, характерны такие признаки, как: целостность, структурность, взаимодействие, согласованность и единство.

Особенности же системы законодательства выражают такие характерные черты как:

1. Наличие статьи нормативного правового акта в качестве первичного элемента системы законодательства. Именно их совокупность формирует систему законодательства в целом, а также ее компоненты — главы, разделы, нормативные правовые акты, институты законодательства и отрасли

законодательства.

2. Субъективность характера. Система законодательства формируется законодателями, а значит, обусловлена потребностями времени и практикой правоприменения.

3. Иерархичность нормативных правовых актов, определяет подчиненность низших нормативных правовых актов высшим. Иерархическая лестница системы законодательства выстраивается на основе юридической силы, которая определяется положением, компетенцией органа издавшего данный нормативный правовой акт, а также его важностью.

Таким образом, система законодательства — внешняя форма права, выражающаяся через иерархический ряд нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Система законодательства, также как и система права имеет свою структуру, элементами которой являются: статья нормативного правового акта, сам нормативный правовой акт, отрасль законодательства, законодательный массив (комплекс).

Статья нормативного правового акта — это его составная часть, основной элемент, содержащий норму (нормы) права или ее структурные элементы и направленный на регулирование общественных отношений.

Нормативный правовой акт — это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. Нормативный акт может регулировать различные по своему содержанию виды отношений, включая в себя как нормы одной отрасли права, так и нескольких.

Отрасль законодательства — является основным элементом системы законодательства и представляет собой системную совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Законодательный массив (комплекс) — это более крупное, чем отрасль,

структурное образование законодательства, объем и внутренняя организация которого такова, что управление им с помощью одного активного центра, то есть возглавляющего массива кодифицированного акта, по существу невозможно52.

Для российского законодательства характерно отраслевое (горизонтальное), вертикальное (иерархическое) и территориальное (федеративное) построение его системы.

Отраслевое (горизонтальное) построение системы законодательства основано на предмете правового регулирования. В соответствии с ним система законодательства представляет собой совокупность отраслей законодательства, часть из которых является формой выражения отраслей права (конституционное право — конституционное законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.), другая же формируется из комплексных отраслей законодательства, отражающих нормы различных отраслей права (законодательство об образовании, обороне и т.д.), третья выступает как внешняя форма выражения правовых институтов (налоговое законодательство, таможенное законодательство и т.д.). Всю совокупность нормативных правовых актов можно также представить как комплекс законодательных массивов, сформированных по интересу или направленности, и отражающих такие типы отраслей права как частное и публичное или материальное, процессуальное и материально-процессуальное соответственно.

Основой вертикального построения системы законодательства является разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы. На ее основании система законодательства подразделяется на законы, нормативные правовые акты, принимаемые в особом порядке, обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений и подзаконные нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов.

Построение территориальной (федеративной) системы законодатель- ства

определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий. По этим основаниям выделяют федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, систему нормативных актов органов местного самоуправления и локальные нормативные актов.

Подводя итог, перечислим черты, указывающие на различия существующие между системой права и системой законодательства:

1. Система права — это внутренняя структура права, а система законодательства — внешняя форма права.

2. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства выступает статья нормативного правового акта.

3. Система права состоит из норм права, институтов права, отраслей права и типов отраслей права, а структурными элементами системы законодательства являются статья нормативного правового акта, нормативный правовой акт, институт законодательства, отрасль законодательства и законодательный массив

4. Система права носит объективный и первичный характеры, а система законодательства субъективный и вторичный характеры.

5. В основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования, отрасли же законодательства выделяются только по предмету правового регулирования.

6. Система права имеет только горизонтальное строение, а система законодательства — горизонтальное, вертикальное, территориальное.

Подводя итоги, хотелось бы акцентировать внимание на следующих моментах.

Во-первых, система права, представляет собой объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, выражающееся в распределении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне

согласованных норм на определенные совокупности — правовые институты, отрасли права и типы отраслей права.

Во-вторых, критериями деления права на отрасли являются — предмет и метод правового регулирования. При этом предмет выступает главным материальным критерием и определяется как обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права. Метод служит дополнительным юридическим критерием и выступает как совокупность приемов, способов, средств воздействия права на общественные отношения.

В-третьих, система законодательства — внешняя форма права, выражающаяся через иерархический ряд нормативных правовых актов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

В-четвертых, система права и система законодательства не тождественны. Они представляют собой различные формы права: система права выступает внутренней формой права, а система законодательства — внешней формой права.

Вопрос 25. Понятие и элементы системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства

Система законодательства — это совокупность всех источников права, действующих в государстве, их взаимосвязь. Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).

Можно выделить следующие системы законодательства:

·Горизонтальная (отраслевая) — выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права

·Вертикальная (иерархическая) — отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе (законы и подзаконные акты)

·Федеративная — основана на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации. Выделяют три уровня нормативно-правовых актов:

-федеральные

-акты субъектов федерации

-акты органов местного самоуправления

·Комплексная — складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранительное, транспортное законодательство)

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

Система права и система законодательства не тождественные понятия. Можно выделить следующие различия между ними:

·система права — это объективное явление, которое складывается в соответствии с общественными отношениями, а система законодательства является субъективной, поскольку создается законодателем

·Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).

·система права является содержанием права, а система законодательства — формой

·система права первична по отношению к системе законодательства

·система права строится в основном на горизонтальных связях, а система законодательства может быть построена на горизонтальных, вертикальных, федеративных и комплексных связях

·система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву.

Вопрос 26. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

  • для правильного уяснения и применения нормативных актов;

  • развития и совершенствования законодательства;

  • формирования правосознания.

В основном законодательство строится с учетом Отраслевого принципа (гражданское, уголовное, конституционное право). Однако, в системе законодательства могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие нормы разных отраслей права.

В основу построения системы законодательства может быть положена и Юридическая сила нормативно-правовых актов. В этом случае нормативные акты будут располагаться в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу (нормы конституционного права).

В федеративных государствах система законодательства строится с учетом принципа Федерализма — федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации (федеративное законодательство имеет преимущество перед законодательством субъектов).

Выделяют Три вида систематизации:

·Инкорпорация — это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают Официальную, проводимую непосредственно правотворческими органами, Официозную(полуофициальную), выполняемую по поручению правотворческого органа, и Неофициальнуюинкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства

·Кодификация — это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта — кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы.

Различают Всеобщую, предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства, Отраслевую, представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и Специальнуюкодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов

·Консолидация — это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией

Понятие и структура системы законодательства

Глава 15. Система законодательства

1. Понятие и структура системы законодательства

2. Соотношение системы права и системы законодательства

3. Систематизация законодательства: понятие и виды

Понятие и структура системы законодательства

В наиболее общем виде законодательство– это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

Систему законодательства характеризует следующие признаки.

Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции субъекта правотворчества.

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т. д.).

Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства. Объем отраслей законодательства определяется в России в соответствии с Классификатором правовых актов, одобряемым Указом Президента Российской Федерации и публикуемым в Собрании законодательства РФ. В настоящее время Классификатор выделяет 20 массивов отраслей законодательства.

Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т. д.

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.

1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).

В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта:

I. Федеральный уровень

1. Законы Российской Федерации:

а) Конституция;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации:

а) указы Президента;

б) постановления Правительства;

в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.).

II. Уровень субъектов Российской Федерации

1. Законы субъектов РФ:

а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы);

б) иные законы субъектов РФ.

2. Подзаконные акты субъектов РФ:

а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;

б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

2. Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательствопредставляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

Чрезвычайное законодательствопредставляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального конституционного закона о чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом ст. 26 этого же закона устанавливает порядок, по которому «органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характерапредставляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т. д.).