Аккредитация испытательной лаборатории

Содержание

Чем отличается аттестация от аккредитации ЛНК

Лаборатория неразрушающего контроля (ЛНК) – это самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение организации, которое осуществляет неразрушающий контроль технических устройств, зданий и сооружений. Только аттестованная лаборатория НК может проводить техническое диагностирование и неразрушающий контроль технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Соответственно процедура аттестации ЛНК является обязательной, тогда как аккредитация лаборатории НК является добровольной.

Аттестацию лабораторий неразрушающего контроля могут проводить Независимые органы по аттестации лабораторий (НОАЛ), которые аккредитованы в НТЦ Промышленная безопасность и включены в реестр Независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающего контроля. Возможности по аттестации НОАЛ определяются их областью аккредитации по методам и объектам неразрушающего контроля. В результате аттестации выдается свидетельство об аттестации сроком на 3 года.

Аккредитация лабораторий НК может проводиться только НТЦ Промышленная безопасность или территориальными уполномоченными органами (ТУО). Аккредитация проводиться для уже аттестованных лабораторий НК. Потребность в аккредитации, как правило, появляется по причине требований Заказчика услуг лаборатории, с которым планирует свое взаимодействие ЛНК.

Аккредитация испытательной лаборатории

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с помещениями, необходимо:

  • провести детальный анализ нормативных документов, регламентирующих применение методов контроля и испытаний;
  • выявить состав требований к помещениям и окружающей среде, указанных в этих документах, по каждому из методов, заявленных в области аккредитации;
  • провести проверку соответствия реально существующих условий требованиям к помещениям и окружающей среде.

Если аккредитация испытательной лаборатории осуществляется в нескольких системах аккредитации (например, Российской и Европейской), то требования к помещениям будут отличаться. Для прохождения аккредитации понадобится выполнить требования критериев аккредитации испытательной лаборатории в обеих системах.

Для передвижных лабораторий выполняются аналогичные действия, но только в отношении средств обеспечения необходимых условий окружающей среды.

2. Испытательное оборудование, средства измерения и стандартные образцы.

Эта группа критериев является одним из основных элементов аккредитации. Аккредитация испытательной лаборатории по заявленной области аккредитации возможна при наличии необходимого состава испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов.

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами, необходимо:

  • определить состав оборудования, средств измерений и стандартных образцов для каждого из методов контроля и испытаний, заявленных в области аккредитации;
  • определить метрологическую пригодность испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов;
  • определить соответствие испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов требованиям по обеспечению единства измерений. Применяемое испытательное оборудование, средства измерений или стандартные образцы должны пройти процедуру «утверждения типа» и иметь разрешение на применение в регионе работы лаборатории.

3 Вспомогательное лабораторное оборудование и материалы.

В этой группе критериев, как правило, нет особых требований. Вспомогательное оборудование и материалы должны быть в достаточном количестве для проведения предполагаемого объема испытаний. Однако здесь есть одно условие – вспомогательное оборудование не должно влиять на процесс испытаний или измерений.

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с вспомогательным оборудованием, необходимо:

  • определить виды вспомогательного оборудования, задействованного в каждом из методов испытаний;
  • определить влияние вспомогательного оборудования на процесс испытаний и измерений;
  • провести анализ нормативных документов, регламентирующих применение методов контроля и испытаний;
  • выявить существующие требования нормативных документов к вспомогательному оборудованию.

Если вспомогательное оборудование оказывает влияние на процесс испытаний, и к нему предъявляются какие-либо требования в нормативных документах, то такое оборудование необходимо идентифицировать. В дальнейшем, такое оборудование следует указать в паспорте испытательной лаборатории совместно с испытательным оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами.

4. Нормативная документация.

Нормативная документация определяет уровень технической компетентности испытательной лаборатории. В ходе определения области аккредитации указывается состав нормативной документации, которая применяется как для контроля параметров образцов, так и для методов испытаний. На основании этих данных строится вся дальнейшая работа по аккредитации испытательной лаборатории.

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с нормативной документацией, необходимо:

  • определить состав нормативной документации;
  • определить актуальность нормативной документации;
  • обеспечить наличие нормативной документации в местах ее применения.

Вся нормативная документация должна соответствовать той системе, в которой осуществляется аккредитация испытательной лаборатории. В частности, если аккредитация осуществляется в одной из европейских систем, то в качестве нормативных документов должны применяться директивы ЕЭС, а не Российские регламенты.

Вопросы управления нормативной документацией, как правило, регламентируются критериями, связанными с системой качества испытательной лаборатории.

Критерии аккредитации испытательной лаборатории в отношении компетентности персонала

Критерии данной группы могут относиться как к основному персоналу, который непосредственно осуществляет испытания или измерения, так и вспомогательному. Детальный состав критериев устанавливается в каждой конкретной системе аккредитации.

В основном, все критерии данной группы могут быть разделены на две подгруппы. Первая из них определяет требования к базовому образованию и подготовке персонала. Вторая относится к повышению квалификации и развитию персонала.

Критерии, связанные с компетентностью персонала, включают в себя:

1. Базовое образование персонала и опыт работы.

Под базовым образованием понимается образование, необходимое для выполнения работ по испытаниям и измерениям в заявленной области аккредитации. Оно включает в себя: знания, связанные с определенной областью деятельности (например, машиностроение, строительство, металлургия и пр.), применение методик испытаний, проведение расчетов, работу с испытательным и измерительным оборудованием, выполнение действий по испытаниям и пр. К базовому образованию может относиться высшее и среднее профессиональное образование, а также дополнительное образование.

Другой составляющей критериев аккредитации испытательной лаборатории в отношении персонала является наличие опыта работы. В большинстве систем аккредитации персонал, непосредственно выполняющий работы по испытаниям и измерениям, должен обладать определенным опытом работы в этой сфере.

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с базовым образованием и опытом персонала, необходимо:

  • определить виды профильного образования для заявленной области аккредитации;
  • проверить соответствие базового образования персонала лаборатории заявленной области аккредитации;
  • определить количественный состав персонала лаборатории для каждой области аккредитации;
  • проверить наличие дополнительного образования в области метрологии у персонала лаборатории;
  • проверить соответствие опыта работы персонала лаборатории требованиям критериев аккредитации испытательной лаборатории.

В отношении вспомогательного персонала требования по образованию, как правило, предъявляются только в том случае, если персонал участвует в подготовительных процессах испытаний и измерений. Например, осуществляет подготовку оборудования, выполняет технические действия по отбору проб или транспортировке образцов и т.п.

2. Повышение квалификации и развитие персонала.

Наличия только базового образования бывает недостаточно для аккредитации испытательной лаборатории в той или иной системе аккредитации. Часто, в состав критериев аккредитации входит требование о регулярном повышении квалификации. Повышение квалификации может осуществляться как в виде одобренных курсов повышения квалификации, так и в виде самообразования (посещение тематических выставок, конференций и пр. мероприятий). Периодичность мероприятий по повышению квалификации устанавливается в составе критериев конкретной системы аккредитации. Аккредитация испытательной лаборатории может потребовать предоставления документированных сведений о повышении квалификации персонала.

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с повышением квалификации персонала, необходимо:

  • определить методы повышения квалификации, требуемые для аккредитации в заявленной области;
  • определить состав персонала, обязанного проходить повышение квалификации;
  • подготовить документальные свидетельства повышения квалификации персонала.

Критерии аккредитации испытательной лаборатории в отношении системы качества

Эта группа критериев является неотъемлемой частью системы оценки испытательной лаборатории. Состав критериев в разных системах аккредитации может незначительно изменяться. В большинстве случаев критерии аккредитации испытательной лаборатории в отношении системы качества базируются на требованиях стандартов ISO 17025 или ISO 9001. Укрупнено, все критерии этой группы могут быть разделены на две подгруппы: критерии наличия документации системы качества и критерии работоспособности системы качества.

Критерии, связанные с системой качества испытательной лаборатории, включают в себя:

1. Критерии наличия документации системы качества.

По этим критериям осуществляется первоначальная оценка соответствия испытательной лаборатории требованиям по аккредитации. На этапе подачи документов от испытательной лаборатории может потребоваться предоставить полный пакет документации по системе качества. Этот пакет документов включает в себя регламентирующую документацию системы качества.

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с документацией системы качества, необходимо:

  • подготовить комплект основных документов системы качества. Этот комплект включает в себя: руководство по качеству, обязательные процедуры, политику и цели в области качества;
  • подготовить организационно-распорядительные документы. Они включают в себя: организационную структуру испытательной лаборатории, приказ о внедрении системы качества, приказ о назначении уполномоченного по качеству или менеджера по качеству, приказ о назначении внутренних аудиторов, документы, определяющие права и ответственность персонала (должностные инструкции, матрицы ответственности или приказы о распределении обязанностей и полномочий);
  • подготовить комплект специальных процедур системы качества. В комплект специальных процедур, как правило, входят: процедуры обращения с испытательным и измерительным оборудованием, процедуры управления окружающими условиями, процедуры обращения с исследуемыми образцами, процедуры ввода в действие методик измерений и пр.

Документация системы качества должна распространяться на все виды деятельности, а также методы испытаний и контроля, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории.

2. Критерии работоспособности системы качества.

Эта группа критериев оценивается в ходе выездной проверки. Аккредитация испытательной лаборатории предусматривает обязательный контроль системы качества в действии. Эксперты уполномоченной организации должны оценить соответствие выполняемых работ требованиям документов системы качества.

В отношении критериев аккредитации испытательной лаборатории, связанных с работоспособностью системы качества, необходимо:

  • подготовить данные, подтверждающие работу по основным документам системы качества. К таким данным относятся: регистрация документации, планы работ, записи о контроле выполненных работ, сведения о закупках и привлечении внешних специалистов, протоколы совещаний, формы регистрации обращений заявителей и пр.
  • подготовить данные, подтверждающие работу по организационно-распорядительным документам. К таким данным относятся: приказы по личному составу с подписями сотрудников, трудовые договора, подписанные оргштатные документы, планы повышения квалификации персонала и пр.
  • подготовить данные, подтверждающие работу по специальным процедурам системы качества. К таким данным относятся: инвентаризационные ведомости оборудования, паспорта средств измерений, графики поверки, журналы регистрации условий проведения испытаний и измерений, система идентификации образцов, результаты расчетов по методикам измерений и пр.

Состав данных, необходимых для подтверждения работоспособности системы качества может быть достаточно большим. Он зависит от масштабов испытательной лаборатории, видов ее деятельности, заявляемой области аккредитации, особенностей работы системы качества в испытательной лаборатории.

Документы для аккредитации испытательной лаборатории

Аккредитация испытательной лаборатории осуществляется на основании предоставленных документов. В каждой системе аккредитации установлен свой состав документов, который необходимо подать заявителю для аккредитации в выбранной системе. В большинстве случаев состав документов для разных систем аккредитации является схожим. Это связано с тем, что аккредитация осуществляется по единым стандартам (например, ISO 17025). Исключение могут составлять отраслевые или корпоративные системы аккредитации.

В общем виде состав документов для аккредитации испытательной лаборатории включает:

  • заявление на аккредитацию. Форма заявления в каждой из систем аккредитации своя, но основной набор данных примерно одинаковый. В этом документе указывается фирменное название заявителя, форма собственности, адрес нахождения испытательной лаборатории, предполагаемая область аккредитации;
  • документы по технической оснащенности лаборатории. В состав этих документов входят перечни или спецификации оборудования лаборатории. Такие сведения могут предоставляться в паспорте испытательной лаборатории. Для проведения аккредитации испытательной лаборатории необходимо указывать состав испытательного и измерительного оборудования, а также состав вспомогательного оборудования, которое влияет на процесс проведения испытаний и измерений. Также, к этим сведениям относятся перечни стандартных образцов. Иногда, для аккредитации испытательной лаборатории требуется предоставить документы, подтверждающие право собственности (или аренды) лаборатории на измерительное и вспомогательное оборудование. В этом случае понадобятся договора (приобретения, аренды или лизинга);
  • документы по виду и состоянию лабораторных помещений. Сведения о помещениях, их назначении и состоянии условий среды могут быть представлены в паспорте лаборатории. В составе этих сведений необходимо указать основные помещения (в которых осуществляются испытания), вспомогательные помещения ( для хранения образцов). Для каждого из помещений необходимо указывать наличие систем обеспечения условий среды (температура, влажность, освещенность и пр.). Кроме того, может потребоваться предоставить документы о праве собственности или аренды;
  • документы об образовании и квалификации персонала. К таким документам относятся дипломы и свидетельства об образовании, резюме, референц-листы, трудовые книжки и т.п. Для аккредитации испытательной лаборатории может понадобиться предоставить такие сведения как по основному персоналу (непосредственно выполняющего испытания), так и по вспомогательному, а также привлекаемому для выполнения отдельных видов работ;
  • документы системы качества. К этому виду документов относятся руководство по качеству, основные процедуры системы качества, специальные процедуры, документы, подтверждающие работу системы качества, записи по качеству и иные документированные сведения.

Представленная на данной странице информация является обобщающей по вопросам аккредитации испытательной лаборатории. Сведения по аккредитации испытательной лаборатории в конкретной системе аккредитации представлены на страницах сайта, посвященных этой системе.

Разъяснение (постатейный комментарий) о сроках прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованными лицами согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
от 30 марта 2016 года
Разъяснение (постатейный комментарий) о сроках прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованными лицами согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Комментарий к статье 19. Требования к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации.

Комментарий к части 4. Аттестат аккредитации является бессрочным.
Согласно данному положению аттестат аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, аккредитованного в национальной системе аккредитации после 01.07.2014, является бессрочным.
Аттестат аккредитации (иной документ об аккредитации), выданный ранее 01.07.2014, действует до окончания указанного в аттестате срока (часть 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», далее — 412-ФЗ).
В случае прохождения процедуры подтверждения компетентности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими документы об аккредитации, которые были выданы федеральными органами исполнительной власти до 01.07.2014, соответствующие сведения вносятся в реестр аккредитованных лиц, и аккредитованное лицо вправе обратиться с заявлением о получении бессрочного бумажного аттестата аккредитации.

Комментарий к статье 30. Переходные положения

Комментарий к части 1. Документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.
Аттестат аккредитации (иной документ об аккредитации), выданный ранее 01.07.2014, действует до момента времени, указанного в аттестате аккредитации в качестве срока окончания действия этого аттестата, если аккредитованное лицо не прошло процедуру подтверждения компетентности в соответствии со статьей 30 412-ФЗ (если аккредитованное лицо прошло процедуру подтверждения компетентности, действие его аттестата аккредитации является бессрочным).
Датой аккредитации необходимо считать указанную в реестре аккредитованных лиц дату принятия решения (приказа Росаккредитации) об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В случае отсутствия сведений об аккредитованном лице в реестре аккредитованных лиц и (или) отсутствия указания на дату принятия решения об аккредитации датой аккредитации необходимо считать дату, указанную в качестве даты аккредитации в аттестате аккредитации либо ином документе об аккредитации, либо, в случае отсутствия даты, указанной в качестве даты аккредитации, — дату выдачи документа об аккредитации.
В случае отсутствия сведений об аккредитованном лице в реестре аккредитованных лиц и (или) отсутствия указания на дату принятия решения об аккредитации данные сведения следует восстановить. Для этого необходимо подать заявление на государственную услугу о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц в соответствии со статьей 21 412-ФЗ.

Комментарий к части 2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.07.2014) и сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение третьего (01.07.2016-30.06.2017) года и пятого (01.07.2018-30.06.2019) года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого (01.07.2014-30.06.2015) года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3.1 настоящей статьи.

Комментарий к части 3.1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и не проходили процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в течение двух лет (01.07.2012-30.06.2014), предшествовавших дню вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого (01.07.2014-30.06.2015) года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие аттестат аккредитации (иной документ об аккредитации) ранее 01.07.2014, срок действия которого истекает в периоды 01.07.2016-30.06.2017 и 01.07.2018-30.06.2019, либо не проходившие процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (инспекционный контроль) в период 01.07.2012-30.06.2014, должны были пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица (далее также — процедура ПК) в период 01.07.2014-30.06.2015, при этом заявление о проведении процедуры ПК должно было быть представлено не позднее, чем за 20 рабочих дней до истечения указанного периода, т.е. до 02.06.2015.
Процедура ПК в соответствии с частями 2 и 3.1 статьи 30 412-ФЗ осуществляется в форме документарной и выездной оценок, решение по итогам принимается в течение 90 рабочих дней со дня приема заявления.

Комментарий к части 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.07.2014) и срок действия которых заканчивается в течение четвертого (01.07.2017-30.06.2018) года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение второго (01.07.2015-30.06.2016) года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3.1 настоящей статьи.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие аттестат аккредитации (иной документ об аккредитации) ранее 01.07.2014, срок действия которого истекает в период 01.07.2017-30.06.2018, должны пройти процедуру ПК в период 01.07.2015-30.06.2016, при этом заявление о проведении процедуры ПК должно быть подано не позднее, чем за 20 рабочих дней до истечения указанного периода, т.е. до 02.06.2016.
Процедура ПК осуществляется в форме документарной и выездной оценок, решение по итогам принимается в течение 90 рабочих дней со дня приема заявления.

Комментарий к статье 22. Порядок прекращения действия аккредитации. Комментарий к статье 23. Порядок приостановления, возобновления действия аккредитации, порядок сокращения и расширения области аккредитации

Комментарий к части 1. Действие аккредитации прекращается в следующих случаях:

5) неустранение аккредитованным лицом, действие аккредитации которого приостановлено по основаниям, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

Комментарий к статье 23. Порядок приостановления, возобновления действия аккредитации, порядок сокращения и расширения области аккредитации

Комментарий к части 1. Действие аккредитации приостанавливается национальным органом по аккредитации в отношении всей области аккредитации или ее части в случае:

3) отказа или уклонения от прохождения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, а также несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, которое выявлено по результатам процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица и факт устранения которого может быть установлен национальным органом по аккредитации только при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованного лица в форме выездной проверки.
Действие аккредитации юридического лица (индивидуального предпринимателя), не прошедшего процедуру ПК в соответствии с положениями частей 1-3 и 3.1 статьи 30 и части 1 статьи 24 412-ФЗ, т.е. не подавшего заявление о проведении процедуры ПК в предельно установленные сроки, подлежит приостановлению на 20 рабочих дней для устранения нарушения требований законодательства об аккредитации (для подачи соответствующего заявления о проведении процедуры ПК), а в случае неустранения нарушения законодательства (неподачи соответствующего заявления о проведении процедуры ПК в течение 20 рабочих дней с даты приостановления) — безусловному прекращению.

Комментарий к статье 24. Подтверждение компетентности аккредитованных лиц

Комментарий к части 1. Аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:

1) в течение первого года со дня аккредитации;

2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности (далее также — «двухлетнее» ПК);

3) каждые пять лет со дня аккредитации (далее также — «пятилетнее» ПК).

Комментарий к части 3. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в сроки, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, проводится в форме выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в сроки, предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, проводится в форме документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации и выездной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности.

Комментарий к части 5. Решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Датой прохождения ПК необходимо считать указанную в реестре аккредитованных лиц дату приказа Росаккредитации о завершении прохождения процедуры ПК аккредитованным лицом. Приказ о завершении прохождения процедуры ПК издается вне зависимости от результатов ПК. Государственная услуга считается завершенной с момента издания такого приказа, даже если в ходе ее оказания были выявлены несоответствия критериям аккредитации. Устранение несоответствий и принятие отчета об их устранении происходит в рамках контрольных процедур после завершения государственной услуги по ПК.
Юридические лица (индивидуальные предприниматели), аккредитованные в национальной системе аккредитации с 01.07.2014 (в том числе на «новый срок»), должны пройти процедуру ПК в течение первого года с даты аккредитации, при этом подать заявление о проведении процедуры ПК необходимо не позднее, чем за 20 рабочих дней до истечения указанного периода. Процедура ПК осуществляется в форме выездной оценки, решение по итогам принимается в течение 65 рабочих дней со дня приема заявления.
Аккредитованные лица должны проходить процедуру ПК не реже одного раза в два года с даты завершения последнего ПК, при этом каждые пять лет со дня аккредитации процедура ПК осуществляется в форме документарной и выездной оценок, решение по итогам принимается в течение 90 рабочих дней со дня приема заявления, «двухлетние» ПК осуществляются в форме выездной оценки, а решение по итогам принимается в течение 65 рабочих дней со дня приема заявления. Подавать заявление на прохождение ПК необходимо не позднее, чем за 20 рабочих дней до истечения периода, указанного в пунктах 2 или 3 части 1 статьи 24 412-ФЗ.
Датой подачи аккредитованным лицом заявления на ПК необходимо считать дату принятия пакета документов экспедицией Росакредитации при личной подаче документов или дату регистрации заказного почтового отправления ФГУП «Почта России» или иным почтовым оператором — при подаче документов почтой.

Комментарий к части 2. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в сроки, предусмотренные пунктом 2 части 1 настоящей статьи («двухлетнее» ПК), не проводится, если аккредитованное лицо в этот год прошло процедуру подтверждения компетентности в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи («пятилетнее» ПК).

Комментарий к части 5. Решение о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица принимается на основании заявления аккредитованного лица. Заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица подается аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В случае, если в течение года с даты завершения предшествующей процедуры ПК (даты приказа о завершении государственной услуги по ПК), проведенной в форме документарной и выездной оценок («пятилетнее» ПК в порядке пункта 3 части 1 статьи 24, по переходным положениям статьи 30), наступает срок для прохождения процедуры ПК в форме выездной оценки («двухлетнее» ПК в порядке пункта 2 части 1 статьи 24), — последнее не проводится.
Если срок прохождения процедуры «пятилетнего» ПК наступает в течение одного года с даты прохождения «двухлетнего» ПК, то аккредитованное лицо может пройти процедуру «пятилетнего» ПК в сроки, установленные для прохождения процедуры «двухлетнего» ПК.
В этом случае аккредитованное лицо будет «автоматически» освобождено от прохождения процедуры «двухлетнего» ПК при условии прохождения процедуры «пятилетнего» ПК. Форму проводимого ПК заявителю необходимо указать в сопроводительном письме к заявлению на оказание государственной услуги по ПК.
Однако если аккредитованным лицом по более раннему предельному сроку прохождения процедуры ПК уже пройдена процедура по форме «двухлетнего» ПК, то это не освобождает аккредитованное лицо от необходимости прохождения процедуры по форме «пятилетнего» ПК, даже если две ГУ по ПК приходятся на один год.
Примечание
Согласно указанному порядку исчисления сроков две процедуры ПК считаются установленными как проходящие в течение одного года, если промежуток времени между предельными сроками их прохождения составляет 364 дня или менее (365 дней — в случае, если период времени между указанными предельными сроками содержит дату 29 февраля, включая крайние даты периода).

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Росаккредитации
www.fsa.gov.ru
по состоянию на 01.08.2016

Реестр лабораторий

Реестр испытательных лабораторий

Испытательные лаборатории проводят исследования образцов продуктов производства и материалов, также компонентов окружающей среды на соответствие нормам, государственным стандартам и техническим регламентам. Каждая аккредитованная лаборатория вносится в реестр лабораторий, где проверить её наличие может каждый производитель товара, подлежащего сертификации или декларации.

Присутствие лаборатории в реестрах проверяют и органы сертификации. Ведь решение о выдаче документа, подтверждающего качество и безопасность продукции, во многом зависит от лабораторной экспертизы. Значит, лаборатория, занимающаяся проверкой товара на обязательную сертификацию, заведомо должна подтвердить высокий уровень оказания услуг и получить аттестат.

Если говорить конкретнее о характере деятельности испытательных организаций, которые могут проходить аккредитацию, то это могут быть:

  • лаборатории неразрушающего контроля (для исследования различного оборудования, строительных объектов и сооружений с применением радиационного, магнитного, теплового, ультразвукового, электрического и иных методик контроля);
  • лаборатории разрушающего контроля (занимающиеся проведением механических, статических, динамических, технологических испытаний, проверками твердости, антикоррозийных свойств продукции и т.п.);
  • аналитические лаборатории (занимающиеся исследованием воды, воздуха, почвы, отходов производства).

Аккредитация лаборатории не является непременным условием абсолютно для всех исследовательских организаций, зато она расширяет их правомочия и широту деятельности. Товары, даже не подлежащие обязательной сертификации, но прошедшие проверку в аккредитованной лаборатории, вызывают больше доверия у продавцов и потребителей. Это означает, что в интересах любой лаборатории пройти аккредитацию, получить аттестат лаборатории и оказаться в реестрах.

Для вашего удобства мы разместили на нашем сайте ссылки на Единый реестр лабораторий, исследующих качество продукции на соответствие ТР ТС и на национальные реестры аккредитованных лабораторий Таможенного союза:

Единый Реестр лабораторий по ТР ТС

Как найти испытательную лабораторию в Реестре Росаккредитации — у нас Вы можете скачать бесплатно подробную официальную инструкция Росаккредитации по поиску в реестрах.

Реестр аккредитованных лабораторий по ТР ТС:

Реестр лабораторий Армении

Реестр лабораторий Беларуси

Реестр лабораторй Казахстана

Реестр лабораторий Киргизии​​

Реестр лабораторий России

Реестр аккредитованных лабораторий Таможенного союза:

Реестр лабораторий Беларуси

Реестр лабораторий Казахстана

Реестр лабораторий России

Нужна мгновенная консультация эксперта?
Просто позвоните по бесплатному номеру: 8 (800) 222-46-11
Или задайте вопрос в форме обратной связи:
Задать вопрос эксперту

Или напишите нам в мессенджерах и получите мгновенный ответ эксперта:

Как проверить наличие аккредитации лаборатории реестре?

Проверка аккредитации лабораторий доступна в сети, причём ознакомиться с подробными данными о каждой аккредитованной лаборатории можно абсолютно бесплатно.

В Едином реестре лабораторий по ТР ТС нужно ввести в окна поиска известные данные и нажать «поиск». Если данные введены частичные, вы увидите список лабораторий, из которых нужно выбрать нужную. Как и в случае с сертификатами и органами сертификации, в реестре возле названия лаборатории будет обозначен её статус:

  • зелёный круг – аттестат лабораторий действует (значит, в текущий момент она имеет право выдавать заключения на сертифицируемую и декларируемую по обязательной схеме продукцию);
  • оранжевый круг – аккредитация лаборатории временно приостановлена (до исправления каких-либо нарушений или внесения корректив в документы, либо до продления истёкшего аттестата аккредитации);
  • жёлтый круг – действие аттестата лаборатории временно ограничено (аккредитованная лаборатория может оказывать только определённые услуги, пока проверяющий орган не снимет ограничения после исправления нарушений или документальных несоответствий);
  • красный круг – аттестат лаборатории аннулирован.

Для проверки аттестата лаборатории на сайте Росаккредитации нажмите на вкладку Реестры. Здесь нас интересует Реестр аккредитованных лиц, включающий обширный список органов сертификации, испытательных лабораторий, органов инспекции, провайдеров проверок квалификации лабораторий посредством межлабораторных сравнительных испытаний.

В итоге вы также переходите в Единый реестр лабораторий, но если после ввода в графы поиска известных данных вы поставите отметку «Только включённые в национальную часть Единого реестра», то круг поиска сузится до лабораторий в РФ.

Как происходит аккредитация испытательной лаборатории?

Роль лабораторий, испытывающих продукцию на соответствие Техническим регламентам, буквально является ключевой. Именно протоколом лаборатории товар признаётся не просто пригодным к использованию, но качественным и безопасным для людей и окружающей среды. Поэтому процедура проверки компетентности лаборатории очень серьёзная и происходит в несколько этапов:

  1. Заявитель направляет заявку об аккредитации в Федеральную службу по аккредитации.
  2. Аккредитующий орган назначает исполнителя, проверяющего документацию, юридический статус заявителя и квалификацию сотрудников. Большое значение имеет наличие современного оборудования и степень оснащённости лаборатории. Непременно проводится анализ подобных испытательных организаций, ранее получивших аттестат лаборатории.
  3. О своём решении исполнитель уведомляет заявителя в течение 10 суток. Если принимается положительное решение о выдаче аттестата, документы анализируются специальной экспертной комиссией. На этом этапе могут понадобиться дополнительные документы и данные от заявителя. В результате проверки выносится экспертное заключение, которое может содержать, помимо результатов анализа проверки, и указания о разногласиях с принятыми условиями проведения оценки квалификации. По рекомендации комиссии некоторые пункты заявки могут быть изменены. Но главное, чего добивается каждый заявитель – это итоговые выводы комиссии о соответствии информации о лаборатории всем критериям компетентности для исследования продукции подлежащей обязательной сертификации.
  4. Положительное решение экспертов вместе с программой аттестационной проверки направляется в Росаккредитацию. Заключение о следующем этапе проверки принимается именно Федеральным органом, который инициирует собрание аттестационной комиссии экспертов.
  5. Окончательная проверка осуществляется в течение 20 дней по программе Росаккредитации на территории лаборатории.
  6. Акт проверки лаборатории и экспертные заключения изучаются Федеральной службой. Если принимается положительное решение, то не позднее чем через 3 дня после составления приказа заявитель получает аттестат лаборатории, а испытательная организация вносится в реестр лабораторий.

Как продлевается аттестат аккредитации лаборатории?

Аттестат испытательной лаборатории действует в течение 5 лет. Если его срок требуется продлить, запрос в орган Росаккредитации необходимо направить не позднее, чем за 3 месяца до окончания данного срока.

Новый аттестат могут дать и по упрощённой схеме, если инспекционная проверка не выявляла нарушений, а лаборатория не планирует расширять сферу деятельности. Упрощение аккредитация лаборатории заключается в том, что проверка объекта на его территории не обязательна. В остальном все этапы проверки лаборатории соблюдаются.

Разумеется, реестр лабораторий отражает всегда только актуальные данные о каждой испытательной организации, и вновь аккредитованные лаборатории снова изменяют свой статус «приостановлен» на обозначение «действует».

Зарегистрировать любой сертификат или декларацию соответствия

можно «под ключ» через наш портал, отправив заявку в разделе «Онлайн-заявка», либо связавшись с нашими специалистами по телефонам или электронной почте, указанным в разделе «Контакты».

Все выданные через Портал по сертификации «Сертики ру» сертификаты декларации ТР ТС гарантированно вносятся в Единый реестр сертификатов, а значит проходят проверку только аккредитованными лабораториями.

Оценка соответствия критериям аккредитации

Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, а также перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326.

Заявление об аккредитации, подтверждении компетентности, и расширении области аккредитации подается в электронном виде через личные кабинеты заявителей, аккредитованных лиц во ФГИС Росаккредитации в форме электронного документа. Рекомендуем использовать Яндекс.Браузер последней версии или Google Chrome версии 58.0 и выше. Заявления на бумажных носителях, предоставленные непосредственно либо направленные заказным почтовым отправлением, возвращаются без рассмотрения.

Формы заявлений об аккредитации, расширении области аккредитации, о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, а также формы прилагаемых к ним областей аккредитации (в зависимости от типа аккредитованного лица) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2014 г. № 288.

Рекомендации по вопросам оформления и подачи заявлений на предоставление государственных услуг

При подготовке пакета документов необходимо руководствоваться нижеприведенными документами:

Методические рекомендации по описанию области аккредитации органа по сертификации продукции, процессов, услуг

Методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)

Методические рекомендации по описанию области аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющего работы и (или) оказывающего услуги по обеспечению единства измерений

Методические рекомендации по описанию области аккредитации органа инспекции

Рассчитать размер платы за проведение экспертизы и проверить ее соответствие стоимости, заявленной экспертной организацией в договоре на оказание услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. № 653), можно при помощи соответствующего сервиса.

Расчет размера платы за проведение экспертизы

Последовательность административных процедур по предоставлению государственных услуг при взаимодействии Росаккредитации с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти определена Административным регламентом.

Сроки проведения административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица определены соответствующим Положением.

Ответы на часто задаваемые вопросы размещены в разделе Вопрос — ответ.

Служба технической поддержки ФГИС Росаккредитации: fgis@fsa.gov.ru

Информационный центр Росаккредитации: +7 (495) 539-26-70