Аккредитация вуза

Аккредитация и лицензирование вузов

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи — и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит — государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело — прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы — это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные — скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае — при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие — нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации — неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, — а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) — но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация — та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, — это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели — не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели — оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения — заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте — это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, — всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт — это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов — вне зависимости от мирового кризиса — остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка — когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза — получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Государственная аккредитация

При представлении в Рособрнадзор заявления о государственной аккредитации образовательной деятельности следует учитывать, что в соответствии с частью 18 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности (приказ о государственной аккредитации) организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039.

День приема заявления о проведении государственной аккредитации следует считать дату регистрации Уведомления о принятии заявления на рассмотрение по существу.

ЗАЯВЛЕНИЕ И СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1039 к заявлению и сведениям о реализации образовательных программ организация, осуществляющая образовательную деятельность, прилагает:

В соответствии с пунктом 15 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности Заявление и прилагаемые документы представляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в Рособрнадзор (единое окно по адресу г. Москва, ул. Шаболовская, д.33 тел. 8-495-984-89-19) на бумажном носителе одним из следующих способов:

  1. уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — уполномоченный представитель);
  2. заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Рособрнадзор в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов проверяет (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов следующим требованиям:

а) отнесение государственной аккредитации к компетенции аккредитационного органа;
б) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
в) истечение 1 года со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации;
г) отсутствие неисполненного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства об образовании аккредитационного органа (за исключением предписания, выданного до представления документов на переоформление свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 78 Положения о государственной аккредитации , а также предписания, выданного организации, осуществляющей образовательную деятельность, только в части реализации образовательных программ в ее филиале (филиалах), не заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности, либо только в части реализации образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных образовательных программ);
д) отсутствие распорядительного акта аккредитационного органа о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;
е) правильность оформления и заполнения заявления и прилагаемых документов, полнота прилагаемых документов.

В случае соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям, указанным в подпунктах «а» — «д» пункта 17 настоящего Положения, и невыполнения требований, указанных в подпункте «е» пункта 17 Положения о государственной аккредитации, аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.

Уведомление о несоответствии содержит сведения о том, что заявлением и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существую в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий), а также информацию о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.

В случае если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представила правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы (далее — документы, представленные на основании уведомления), аккредитационный орган осуществляет в соответствии с их прием и регистрацию.

В соответствии п.1 п.п 6 ст. 333.18. «Порядок и сроки уплаты государственной пошлины» Налогового кодекса, при подаче заявления о государственной аккредитации необходимо предоставить документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины.

Эксперты: система аккредитации вузов может быть изменена за счет перехода «в цифру»

Как считает директор департамента образования Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» Михаил Куприянов, контроль за образовательной деятельностью со стороны государства нужен, но осуществляться он может по-разному. По его словам, при мониторинге деятельности образовательных организаций в первую очередь нужно контролировать качество подготовки студентов. «Это важнейшая задача государства. Она должна выполняться, опираясь на мнения работодателей и профессиональных сообществ, и определяться востребованностью выпускников, количеством стартапов, инновационными и прорывными решениями выпускников вуза», — поделился он с ТАСС.

Куприянов добавил, что сегодня много усилий со стороны как вузов, так и государства затрачивается на контроль формального соответствия документов требованиям стандартов. «Надо отметить также, что процесс подготовки и обновления стандартов сдерживает своевременную реакцию образовательного пространства на технологические тенденции и вызовы отраслей промышленности», — сказал ректор.

Проблемы отмены аккредитации

Ректор Финансового университета обратил внимание, что аккредитованные государством программы позволяют освобождать студентов от службы в армии. При отмене же государственной аккредитации возникнет вопрос, на основе чего выдавать отсрочку.

Помимо этого, Эскиндаров также заметил, что с отменой государственной аккредитации вновь актуальной может стать проблема так называемых псевдовузов. «Необходимо свести к нулю спрос на непрофессиональное, некачественное образование. А отсутствие серьезной государственной аккредитации может привести к ухудшению качества образования в высших и средних профессиональных учебных заведениях», — сказал он.

Важным аспектом, который должна учитывать аккредитация вузов, ректор Финансового университета при правительстве назвал оценку знаний студентов. «Аккредитация должна определять, в первую очередь, насколько студент освоил требования государства, заложенные в федеральных образовательных стандартах. При проведении аккредитационных мероприятий нужно обращать внимание на те остаточные знания, которые есть у студентов», — отметил он.

Напротив, ректор Европейского университета и зампредседателя общественного совета при Министерстве науки и высшего образования Вадим Волков считает, что желание Рособрнадзора проверять качество подготовки студентов настораживает. «Если ввести неадекватные способы проверки, что с регуляторами часто случается, то при негативной оценке вуз встанет перед угрозой потерять лицензию. Логично было бы перейти от репрессивного контроля к конструктивному: работать с отстающими вузами на предмет улучшения их качества, подключать передовые вузы для этих целей», — подчеркнул ректор университета, получившего государственную аккредитацию на ведение образовательной деятельности в июле 2019 года.

Он также поддержал инициативу отмены существующей системы аккредитации вузов. «Избыточное регулирование давно сдерживает развитие высшего образования, поэтому отмена аккредитации — правильный шаг, как и замена выездных проверок удаленным мониторингом показателей работы вуза», — сказал Волков.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе Рособрнадзора, срок действующей модели контрольно-надзорной деятельности в сфере образования истекает в 2020 году, в 2021 должна быть принята новая. Сейчас ее обсуждают в профильных ведомствах и в профессиональном сообществе.

Аккредитация вуза: что это такое, как проходит, как проверить и что делать студенту, если вуз лишили аккредитации

Студенты привыкли относиться к своему университету как к надежному и стабильному учреждению. Однако в некоторых случаях вуз может прекратить образовательную деятельность. Чаще всего это происходит потому, что университет не проходит аккредитацию. Мы объясним, что значит это слово и подскажем, что делать студенту, если институт лишили аккредитации.

Больше студенческих секретов и лайфхаков доступно подписчикам нашего телеграм-канала. Присоединяйтесь и будьте в курсе новостей из мира образования.

Что такое аккредитация вуза

Аккредитация учебного заведения — это документальное подтверждение того, что данный вуз соответствует образовательным стандартам, установленным государством.

Чтобы понять, что такое аккредитация вуза простыми словами, расшифруем это официальное определение. Тогда станет ясно, что аккредитация — это право вуза учить студентов и выдавать им диплом государственного образца.

Если университет или академия не прошли аккредитацию или были ее лишены, их выпускники могут получить только диплом собственного образца. Однако такой документ чаще всего не рассматривается работодателями.

Есть и другие проблемы: со свидетельством негосударственного образца нельзя поступать в магистратуру, аспирантуру или получать второе высшее образование.

Как проходит аккредитация вуза

Государственная аккредитация вуза проходит в несколько этапов.

Сначала, когда вуз только открывается, проводится первичное лицензирование: учебному заведению дается разрешение набирать студентов на те или иные специальности.

Не чаще, чем раз в 2 года возможно прохождение постлицензионного контроля. Повторное лицензирование раньше проводилось каждые 5 лет, но с 2011 года лицензия выдается на бессрочный период.

После первого выпуска по каждой специальности проводится экспертиза качества образования. Если ее результаты удовлетворительны, университет получает аккредитацию.

Интересно, сколько действует аккредитация вуза? Эта процедура проходит раз в 5 лет.

Проверку проводит комиссия Рособрнадзора. Также они занимаются плановым постлицензионным контролем. В этой же организации можно проверить вуз на лицензию и аккредитацию.

Если в Рособрназдор поступают многочисленные жалобы на университет или институт, они имеют право проводить внеплановые проверки. Лишение аккредитации произойдет, если:

  • количество студентов меньше установленного стандартами;
  • учебные планы и программы не соответствуют ФГОС;
  • материальная база устарела и не обеспечивает потребностей студентов;
  • квалификация преподавателей не соответствует требованиям;
  • есть серьезные ошибки в нормативных документах.

Что будет, если вуз не пройдет аккредитацию

Если вуз потерял аккредитацию, но у него осталась лицензия, он по-прежнему может вести набор и обучать студентов. При этом его выпускники получат диплом негосударственного образца, который не дает права на работу по специальности или дальнейшее обучение.

С таким дипломом установленного образца можно рассчитывать только на работу в частной фирме, где работодателю нужны не определенные документы, а реальные умения.

Важный для юношей аспект: если вуз не прошел аккредитацию, учеба в нем не дает право на отсрочку от армии.Если вуз лишили лицензии, не расстраивайтесь: у вас есть шансы все же получить заветный диплом

Аккредитация специальности в вузе

Помимо аккредитации университета в целом, аккредитовать нужно и отдельные образовательные программы. Если у самого вуза нет проблем с действующей лицензией, но специальность не аккредитована, ее выпускникам не выдадут диплом гос. образца.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как проверить вуз на аккредитацию и лицензию

Есть несколько методов, чтобы проверить аккредитацию вуза.

  1. Обратиться непосредственно в университет и попросить показать соответствующие документы (их копии обязательно хранятся в центральной приемной комиссии).
  2. Найти электронный вариант документов на сайте учебного заведения.
  3. Проверить институт на лицензию и аккредитацию также можно по карте вузов от Рособрнадзора (смотрите не только на отметки, обязательно загружайте документы). Именно эта организация ведет реестр аккредитованных учреждений. Это самый простой способ, как проверить институт на государственную аккредитацию онлайн.

Если не можете на сайте найти, где посмотреть аккредитацию вуза, можно задать вопрос об учебном заведении в электронной приемной. Ответ придет на указанный электронный адрес.

Что делать, если вуз не прошел аккредитацию

У студентов вуза, который потерял аккредитацию, есть несколько вариантов действий.

1. Ничего не предпринимать и получить диплом собственного образца. Это может привести к трудностям при трудоустройстве.

2. Перейти на такую же специальность в другой вуз. Университет, который потерял аккредитацию, обязан известить об этом студентов и предоставить им перечень учебных заведений с аналогичными специальностями, куда они могут перевестись.

Процесс перевода осуществляет вуз, но он может занять до полугода.

3. Перейти в своем вузе на близкую специальность. Если аккредитацию потерял не вуз, а образовательная программа, студенты могут продолжить обучение по родственной специальности.

Недостаток этого варианта – необходимость досдавать академическую разницу.

4. Доучиться в вузе, лишенном аккредитации, и пройти итоговую аттестацию в другом учебном заведении.

Как и в предыдущем случае, сдавать придется много: все те предметы, которые были изучены после того, как вуз потерял аккредитацию (включая защиту практики и курсовых).

Если вам приходится доучиваться в новом вузе, то без поддержки не обойтись. Обращайтесь в студенческий сервис: его эксперты помогут сделать любую учебную работу или подготовиться к экзаменам.

Формализация процедуры подготовки к аккредитации вуза



Статья посвящена освещению вопроса улучшения подготовки к процедуре государственной аккредитации в высших учебных заведениях на примере Сибирского федерального университета.

Ключевые слова: государственная аккредитация, нормативный документ, Болонский процесс, база данных.

Государственная аккредитация ВУЗа — это признание уполномоченными государственными органами качества образовательного учреждения, его соответствия установленным стандартам. Как правило, аккредитация учебных заведений проводится один раз в 5 лет. Вновь организованные университеты или отдельные филиалы, новые специальности имеют возможность получить государственную аккредитацию только после первого выпуска.

Проводя анализ двадцатилетней практики становления и развития аккредитации в системе высшего образования Российской Федерации, можно выделить три этапа:

– инновационный (1995–2004);

– «европеизации» (2004–2009);

– дифференциации процедур оценки (2009 — по настоящее время).

Первая аккредитационная коллегия министерства образования была проведена 22 апреля 1997 года, и первые двадцать семь вузов прошли госаккредитацию. Далее работа коллегии приобрела характер регулярного типа: восемь раз в год, третий четверг месяца. А сама процедура оптимизировалась: началось совмещение по срокам трех ее составляющих — лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Такая комплексная оценка, которая была введена в 2000 году, достаточно облегчила жизнь вуза. Все процедуры проводились в одно время силами объединенной комиссии, и решение по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации принималось практически одновременно .

Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация для России были процедурами новыми и не совсем ясными, особенно для государственных вузов: всегда работали без всяких лицензий и всегда выдавали одинаковые дипломы. Но в условиях разнородности вузов по организационно-правовому статусу (государственные, муниципальные, частные) нужны были единые механизмы регламентации и признания.

В 2003 году произошло присоединение России к Болонскому процессу, что оказало очень сильное воздействие на систему госаккредитации:

– организация широкого информирования общественности: созданы информационные ресурсы, которые содержат необходимые сведения о процедурах аккредитации и аккредитованных вузах в печатных и электронных форматах;

– осуществление многосторонней поддержки вузов, их административного персонала, относительно формирования внутривузовских систем менеджмента качества и сбора информации, прохождения процедур государственной аккредитации;

– с 2000 года была разработана система повышения квалификации для специалистов, которые работают в области экспертизы качества высшего образования;

– с 2006 года введен такой аккредитационный показатель как «Воспитательная деятельность вуза» и технология анкетирования студентов при прохождении государственной аккредитации;

– интенсивное развитие международных связей в области оценки качества высшего образования с помощью участия в международных проектах и ассоциациях, приглашение коллег из зарубежа в качестве наблюдателей в экспертные комиссии .

Очень важным для системы аккредитации в РФ стал 2009 год. Произошел резкий спад демографического роста: начиная с 2008 года ежегодно высшая школа стала недосчитывать 10 % абитуриентов. Проблемы набора абитуриентов обострили конкуренцию среди вузов, особенно негосударственных. Выросла потребность государства и общества по поводу падения качества высшего образования.

Изменение целевых установок государственной аккредитации было закреплено в законодательстве и нормативных правовых документах 2011 года и фактически без изменений вошло в новый федеральный закон — «Об образовании в Российской Федерации», № 273. Важнейшим изменением стало отсутствие возможности установления (для вновь создаваемых вузов) и изменения (для действующих) государственного аккредитационного статуса. Государственная аккредитация теперь будет проводится не в отношении вуза, а в отношении его деятельности по отдельным образовательным программам . Целью оценки теперь является установление соответствия содержания и качества обучения в вузе требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), как и при плановом (или внеплановом) государственном контроле качества.

Для подготовки вуза к аккредитации очень важно иметь нормативные документы, четко регламентирующие порядок подготовки и представления комплектов документов на всех стадиях подготовки к аккредитационной процедуре. Для этого был разработан ряд документов, в частности регламент с указанием этапов. Структурная схема этапов представлена на рисунке.

Рис. 1. Этапы государственной аккредитации вуза

Сегодня аккредитация — это признание эффективности деятельности образовательного учреждения, установления (подтверждение, изменение) его государственного статуса (типа, вида), передача ему на определенный срок установленных законодательством прав и полномочий.

В Сибирском федеральном университете ведется работа по созданию баз данных, которые обеспечат получение быстрой и достоверной информации при подготовке к аккредитации. Формирование баз данных предполагает сбор всех структурных подразделений университета, которые будут зафиксированы в нормативных документах, с последующим периодическим обновлением. Наличие нормативной документации, утвержденной в университете, позволит в будущем безболезненно подготовиться к процедуре государственной аккредитации.

Литература: