Акт камеральной налоговой проверки

Акт камеральной налоговой проверки — образец

Для чего нужен акт камеральной налоговой проверки

Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором

Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки

Каковы требования к содержанию акта проверки

Итоги

Для чего нужен акт камеральной проверки

По завершении любой камеральной проверки налоговым органом должны быть сделаны выводы о том, нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство или нет. Если факты нарушения были выявлены, то в обязательном порядке инспектором оформляются результаты проверки в виде акта камеральной проверки, на это нацеливает п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.

Функции, возложенные на акт камеральной налоговой проверки, следующие:

  • Он является документом, входящим в состав материалов камеральной проверки. Основываясь на изложенных в нем выводах, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или не стоит (п. 1 ст. 101 НК РФ).
  • И доводит до сведения налогоплательщика предварительные результаты камеральной проверки, на основании которых, согласно п. 6 ст. 100 НК РФ, последний может составить возражения.

Со сроками проведения камеральной проверки можно ознакомиться в материале «С камеральной проверкой инспекция должна уложиться в 3 месяца».

Каковы последствия несоставления акта проверки налоговым инспектором

Позиция судов такова, что если инспектор не составит акт камеральной проверки, то это может послужить основанием для отмены решения, вынесенного налоговиками по результатам рассмотрения материалов проверки (такие выводы были сделаны ФАС Московского округа и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлениях от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2 и от 12.11.2009 № А53-5911/2009 соответственно).

Таким образом, в случае обнаружения инспектором фактов нарушения налогового законодательства налогоплательщиком акт должен быть составлен обязательно. В противном случае решение налогового органа, основанное на результатах камеральной проверки, будет признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Когда еще решения налоговиков могут быть признаны недействительными, читайте в статье «Инспекция должна обеспечить участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки».

Какие требования должны выполняться при составлении акта проверки

При составлении акта налоговики должны руководствоваться Налоговым кодексом (п. 4 ст. 100), положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), требованиями к составлению акта налоговой проверки, изложенными в приложении 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Требования).

Приведем основные эти требования:

  • составление акта проверки в 2 экземплярах (п. 5 Требований);
  • соблюдение строго утвержденной формы в случае, если акт оформляется на бумаге (п. 4 ст. 100 НК РФ, п. 2 Требований);
  • подписание акта инспектором с одной стороны и проверяемым налогоплательщиком либо его представителем с другой стороны (п. 2 ст. 100 НК РФ, п. 4 Требований);
  • на составление акта отводится 10 рабочих дней с момента завершения проверки, если по ее итогам были обнаружены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • вручение экземпляра акта налогоплательщику (его представителю) в срок до 5 рабочих дней с того момента, как он был составлен.

Как уполномочить работника компании подписывать акты камеральной проверки, узнайте .

Должен ли инспектор составлять акт камеральной проверки, если выявленные нарушения не повлекли занижение суммы налога к уплате? Ответ на данный вопрос узнайте в Путеводителе по налогам КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

Каковы требования к содержанию акта проверки

Действующим налоговым кодексом в п. 3 ст. 100, а также Требованиями установлены нормы, которым должно соответствовать содержание акта проверки.

Структура акта в соответствии с п. 3 Требований должна выглядеть так:

  • Вначале идет вводная часть, где приводятся общие положения.
  • Далее следует описательная часть, где раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.
  • Наконец, в итоговой части инспектором делаются выводы по результатам проверки и выносятся предложения.

Кроме того, приложения, оформляемые к акту проверки, являются неотъемлемой частью составляемого документа.

Акт оформляется на специальном бланке, скачать который вы можете на нашем сайте.

Скачать бланк

Возможно, вам необходима информация по возражениям на акт КНП. Тогда читайте статью «Возражения на акт камеральной налоговой проверки — образец».

После вручения акта налогоплательщику, ФНС оформляет решение по выявленным нарушениям. Также налоговики могут провести дополнительнительные мероприятия уже после окончания налоговой проверки. Когда такие доп. мероприятия законны и что нужно делать налогоплательщику, узнайте в Обзоре, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и изучите эксклюзивный материал.

Итоги

Акт по итогам камеральной проверки оформляется в том случае, если в поданной налогоплательщиком декларации обнаружены ошибки и/или противоречия. В акте раскрываются факты нарушения налогового законодательства с обязательным документальным подтверждением, а также обстоятельства, позволяющие смягчить либо отяготить ответственность за совершение правонарушения.

При несогласии налогоплательщика с изложенной в акте информацией он вправе подать свои возражения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Схема выездной налоговой проверки

Сущность и формы нал.к-ля.

НК – установленная законодательством совок-ть приемов и способов проверки, осуществляемых всеми уровнями нал.органов РФ, целью кот. явл. обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет разн. уровней налогов и сборов, а также выполнение иных обязанностей н/пл-ов. НК – установл. нормативн. актами совок-ть приемов и способов по обеспечению соблюдения нал.зак-ва и нал. производства. НК вкл-ет: 1. наблюдение за подконтрольными объектами; 2. Прогноз-е, план-ние, учет и ан-з тенденций в налоговой сфере; 3. принятие мер по предотвращению и пресечению нал.наруш-й; 4. Выявление виновных и привлечение их к ответственности. Формы НК: 1. Нал.проверки; 2. Получение объяснений н/пл-ов, нал.агентов и плат-в сбора; 3. Проверка данных учета и отчетности; 4. Осмотр помещ-й и терр, используем.для извлеч-я дохода.

Виды НК.

1. Опер.к-ль – проверка в пределах отчетного пер-да по окончании контролируемой операции. (источники: плановые, оперативно-технич, бухгалтерские, стат. данные); 2. Периодический к-ль – проверка по итогам опр. отчетн. пер-да с целью установления соблюдения требований нал.зак-ва, своевременностью и полнотой уплаты налогов, а также скрытия нарушений и принятие мер к их устранению (ист-ки: Данные планов, смет, первичных док-ов); 3.Документальный к-ль – проверка соответствия проверяемого объекта, установл. нормативом на осн. первичных и производственных док-в. 4. Фактический к-ль – проверка, при кот.состояние проверяем. объекта выявл. на основе осмотра, обмера, пересчета контрол. поставки или закупки и т.д. 5. Внутренний аудит – первичный к-ль, осуществляемый на уровне работников бух. и фин. служб п/п. Предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет нал. платежей, а также качество составления нал. расчетов и отчетов. 6. Внешний аудит – негос. нал.к-ль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соотв. разрешение, лицензию.

3. Гос. нал.к-ль – система мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию ден. фондов на всех уровнях гос. управления и явл. заверш. стадией нал. администрирования. Объектом явл. вся совок-ть нал.отношений. Предметом выступает законность, достоверность, полнота сведений, своевременность, обоснованность, оптимальность и др. аспекты нал.к-ля.

Виды нал.проверок.

1.По месту проведения и объему проверяемой документации:камеральные(проверяются арифм.ошибки,заполнение правильности деклараций),выездные(совок-ть фин.-хоз.операций за весь проверяемый п-д,но не более 3 лет).2По объему проверяемых вопросов:комплексные(фин.-хоз.деят-ть и ее анализ по всем вопросам соблюд-я нал.закон-ва; в решении о назначении данной проверки д.б.указаны какие обязат.платежи подвергаются проверке),выборочные(фин.-хоз.деят-ть н/пл по вопросам исчисл-я и уплаты отд.видов налогов),целевые(соблюд-е нал.закон-ва по отд.направлениям фин.-хоз.деят-ти; проводятся в ходе комплексных/выборочных,но могут проводиться и как самостоятельные). 3.По способу орган-ии проверки(по срочности):плановые, неплановые. 4.По методу проведения(относится преимущ-но к выездным):сплошные(проверяются все регистры бух уч. и др. необх. док-ты; охватываются ?-сы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов),выборочные(проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной пер-д времени).5.По целям проведения:обычные,контрольные.6.В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

5.Схема камеральной налоговой проверки

Н/пл представил декларация в н.орган

Лично на бумаж./электр.носителе В Виде почтового отправл-я По телекомм.

с описью влож-я

Факт представл-я н.отчетности в инспекцию подтвержден Начало камер.проверк

Проводится визуальная проверка представл-х док-тов,

кот.вкл-ет проверку полноты представл-х док-тов ,

наличия всех реквизитов,четкостиоформл-я

Проводится проверка своевременности подачи,

Арифмет.проверка,

Проверка правильности и обоснованности примен-я ст. и льгот,

Проверка правильности исчисл-я н.базы

Срок кам.пров. 3 мес

Формируется требов-е о представл-ии док-тов,

Или уведомл-е о вызове н/пл для дачи объяснений;

Требов-е о представл-ии док-тов контрагентами н/пл

Или запрос в др.н.орган о провед-ии встречной проверки;

Мотивиров-ый запрос в банк о представл-и сведений

О фин.-хоз. Деят-ти н/пл;

Мотивир-ый запрос в правоохранит.иконтрол.органы

С целью получ-я адресной информ-и, инф-и о

Окончание кам.пров

Зарегистри-х ТС и их владельцах,выданных лицензиях

НаличиеОбстоят-в,свидет-их О соверш-и н.правонар-я

Расхожд-я,ошибки не выявлены

Отметки н. инспектора в декларации о провед-иикамер.проверки

Вынесения реш-я рук-ля По рез-там камер.проверки

Если наруш-я выявлены,неПозднее 3 дн.сообщить о них н/пл С требов-ем внести исправл-я В теч.5 рабоч.дн.

Если наруш-я доказаныМожно составить акт,Оформить реш-е в 10 Днев.срок со дня пров. И требов-е-в 5днев.Со дня вынес-яреш-я

Акт не составляется

Возражения на акт камеральной налоговой проверки — образец

Когда следует подавать возражения на акт камеральной проверки

В каких ситуациях не стоит подавать возражения на акт камеральной проверки

Возражения на акт камеральной налоговой проверки: образец

Итоги

Когда следует подавать возражения на акт камеральной проверки

Если у налогоплательщика есть сомнения в правомерности позиции налогового органа по итогам камеральной проверки, ему следует подать возражения. Причем составлять документ надо обязательно в письменной форме, потому что:

  • так вы демонстрируете серьезность намерений;
  • в другом виде инспекция или управление ФНС его рассматривать не будут;
  • он может понадобиться в суде.

Естественно, следует подобрать очень убедительные доводы, способные склонить мнение вышестоящей инстанции или суда в вашу сторону.

Вместе с тем налогоплательщик должен иметь в виду, что подача возражений чревата дополнительными проверками — налоговая инспекция, согласно п. 6 ст. 101 НК РФ, обязана отреагировать на сигнал. Подобная ситуация отражена в нескольких судебных решениях, в частности в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 № А58-4792/08, ФАС Московского округа от 09.09.2009 № КА-А40/8644-09 и ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 № А56-26710/2008.

Может случиться так, что налоговые инспекторы в ходе дополнительной проверки найдут еще более серьезные нарушения. Поэтому, подавая возражения на акт камералки, следует еще раз тщательно убедиться в том, что вы правы и все документы в порядке.

О сроках камеральной проверки вы узнаете из статьи «С камеральной проверкой инспекция должна уложиться в 3 месяца».

Что делать, если возражения были представлены, но налоговый орган их не рассмотрел и вынес решение без учета мнения налогоплательщика? Ответ на вопрос узнайте в Путеводителе по налогам от системы КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

В каких ситуациях не стоит подавать возражения на акт камеральной проверки

Не следует отмечать в возражениях формальные нарушения, допущенные инспекторами, как то: сроки начала и окончания мероприятия, процедурные рамки, неточности в оформлении протокола. Лучше сосредоточиться на сути акта.

Если же у налогоплательщика есть замечания лишь по формальным поводам, то возражения подавать лучше не стоит. Их можно оставить для обжалования решений, принимаемых по итогам камеральной проверки. В суде таким образом можно будет попытаться дискредитировать акт. Если же сделать это раньше, то налоговый орган устранит недочеты и лишит налогоплательщика аргументов.

О том, к чему нужно быть готовым при проверке декларации по налогу на прибыль, читайте в материале «Камеральная проверка по налогу на прибыль: как подготовиться?».

Возражения на акт камеральной налоговой проверки: образец

В Налоговом кодексе и других законодательных актах нет отдельных требований к оформлению возражений на акт камеральной налоговой проверки. Поэтому налогоплательщик может излагать аргументы в произвольной форме.

Приведем образец возражения на акт камеральной проверки.

Пример

Налоговый орган в лице старшего налогового инспектора Зайцевой И. И. провел камеральную проверку декларации по НДС, поданной ООО «Омега» за 4 квартал 2019 года. В акте от 18.01.2020 № 18-4/23 Зайцева предлагает доначислить НДС за 4 квартал 2019 года и начислить пени по налогу. Претензии у налоговой инспекции возникли по договору поставки с ООО «Геркон».

Руководитель, бухгалтер и юрист компании ознакомились с актом и посчитали, что найдут весомые аргументы для убеждения налоговиков в исправлении суммы претензии. В результате был составлен документ — возражение на акт камеральной проверки.

Руководителю

ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу

196158, Санкт-Петербург,

ул. Пулковская, д. 12, литера А

от ООО «Омега»

ИНН 7801378904, КПП 771801991

196158, г. Санкт-Петербург,

пр-т Московский, д. 136

Возражения

ООО «Омега» на акт камеральной налоговой проверки

от 18.01.2020 № 18-4/23

25 января 2020 года Санкт-Петербург

ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу в лице старшего государственного налогового инспектора И. И. Зайцевой провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС ООО «Омега» за 4 квартал 2019 года.

В составленном инспектором Зайцевой И. И. акте от 18.01.2020 № 18-4/23 нашему обществу предложено оплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 172 800 руб. и начисленные в этой связи пени в сумме 4 354 руб. Помимо этого, общество за допущенное нарушение предлагается привлечь к налоговой ответственности.

Полагаем, что выводы инспектора Зайцевой И. И. необоснованны по следующим причинам:

В п. 2.4 оспариваемого акта указано, что сумма вычета в размере 172 800 руб. заявлена неправомерно, поскольку наше общество не получило товар от ООО «Геркон» (ИНН 77876091011 / КПП 778609001). По этой причине не состоялась и реализация данной продукции.

В подтверждение этому инспектор сослался на тот факт, что товар нашим обществом не оплачен, а контрагент имеет все признаки фирмы-однодневки, зарегистрированной для извлечения неправомерной налоговой выгоды.

Однако ООО «Омега» способно подтвердить документами реальность и правомерность сделки. На основании приложенных к возражениям документов можно убедиться, что товар в объеме 48 тонн был получен, оприходован на склад, а затем реализован другим контрагентам. Прилагаются следующие документы:

  • копия счета-фактуры от № 184 28.09.2019, выставленного ООО «Геркон» в адрес нашего общества на общую сумму 1 132 800 руб., в том числе НДС 188 667 руб., за удобрения компании «Сингента» в объеме 48 тонн;
  • копия товарной накладной от 28.09.2019 № 184/14, выписанной на сумму 1 132 800 руб., в том числе НДС 188 677 руб., за удобрения компании «Сингента» в объеме 48 тонн;
  • копия договора поставки товара в объеме 56 тонн от 15.09.2019 № 49, заключенного между ООО «Омега» и ООО «Геркон» на общую сумму 1 321 600 руб., и дополнительно заключенного к указанному договору соглашения о снижении партиидо 48 тонн.
  • копия счета-фактуры от 28.11.2019 № 337, который выставлен в адрес ООО «Сельхозцентр» на сумму 1 359 360 руб., в том числе НДС 226 560 руб.;
  • копия товарной накладной от 28.11.2019 № 337, которая выставлена в адрес ООО «Сельхозцентр» на сумму 1 359 360 руб., в том числе НДС 226 560 руб.;
  • копия налоговой декларации по НДС за 4-йквартал 2019 года;
  • копии платежных поручений о перечислении денежных средств ООО «Геркон» от 14.11.2019 № 532 и от 28.12.2019 № 664;
  • копии запросов о налоговых реквизитах ООО «Геркон» и ответы по этим запросам, свидетельствующие, что эта компания не является фирмой-однодневкой.

Кроме того, поясняем, что поставленная продукция действительно не была оплачена в 3 квартале 2019 года, поскольку в п. 4.2 договора поставки срок оплаты указан до 31.12.2019.

Директор ООО «Омега» Павлов Павлов Е. И.

Использовать можно и форму, рекомендованную ФНС. Скачайте бланк документа, а также узнайте рекомендации по составлению и представлению акта, в материале КонсультантПлюс, получив пробный доступ бесплатно.

Акт камеральной налоговой проверки оформляется налоговиками только в том случае, если при контроле декларации были обнаружены нарушения. Вы можете письменно отправить в инспекцию свои возражения, если сумеете аргументированно обосновать ошибочность выводов, изложенных в акте проверки.

Если аргументов недостаточно, оформлять возражения опасно – они могут спровоцировать дополнительные мероприятия налогового контроля.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.