Активное избирательное право

Пассивное избирательное право

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — право гражданина быть избранным депутатом представительного органа либо на выборную государственную должность либо должность в системе местного самоуправления. Понятие П.и.п. связано с конечным результатом — избрание происходит голосами других лиц, т. е. избирателей. В РФ депутатом представительного органа местного самоуправления можно стать с 18 лет, главой муниципального образования — с 21 года, депутатом законодательного органа власти субъекта РФ — с 21 года, главой исполнительной власти субъекта РФ (президентом, губернатором. главой администрации) — с 30 лет. Для избрания депутатом ГД возраст установлен Конституцией РФ — 21 год. Президентом РФ — 35 лет. В прежней Конституции содержалась для избрания Президента РФ верхняя возрастная планка — 65 лет. В Конституцию РФ она не включена. Сроки обязательного проживания на территории, устанавливаемые субъектами РФ, не могут превышать 1 года. Однако некоторые субъекты завысили сроки проживания для избрания глав исполнительной власти. а некоторые — и для депутатов. Для избрания депутатом ГД не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ необходимо постоянно проживать в РФ не менее 10 лет.

Не имеют права избирать и быть избранными в РФ:

— граждане, признанные судом недееспособными;

— граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Авакьян С.А.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Избирательное право граждан. пассивное и активное избирательное право

В статье 32 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах, а также баллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборную должность. Закрепленные в Конституции избирательные права являются основными, базовыми и обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан, сфокусированных на отдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет им свободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционное избирательное право граждан слагается из двух прав: активного избирательного права и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают.

Активное избирательное право реализуется путем голосования гражданина на выборах в Российской Федерации. Важнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

История развития избирательного права такова, что признание за гражданином как пассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость от значительного количества различного рода цензов. Это были имущественные, половые, образовательные, сословные цензы.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Одним из индикаторов того, насколько население способно к самоорганизации и взаимодействию, является различие в активности избирателей на федеральных и местных выборах, когда избираются органы власти, наиболее близкие непосредственно к конкретному жителю. Именно отношение населения к местным выборам может служить лучшей иллюстрацией состояния взаимоотношений власти и общества, отражать реальную степень развитости социальных сетей на той или иной территории. Оно характеризует реальное состояние массового сознания, особенности политической культуры, реальную легитимность институтов управления. Именно по этому показателю особенно ярко видны глубокие социокультурные различия между регионами страны. А уже они ведут к применению в разных регионах разных предвыборных технологий.

Может быть именно в изменении за 1990-е информационной среды и надо искать одну из ключевых причин такого резкого изменения поведения обывателя от повышенной политической активности к явной апатии.

В российской избирательной культуре очень сильны патерналистские начала, как следствие — высокая зависимость населения от региональной элиты, ведущая в свою очередь к формирование авторитарных политических режимов. Публичная политика и выборы являются зачастую ритуальным мероприятием, лишь легитимизирующим негласные договоренности. Сверхвысокая явка как на местных, так и на федеральных выборах (часто в районе 90%), причем смена отношений в элите резко меняет и результаты голосований. «Независимых» же элементов в системе практически нет и голоса за «третьих» кандидатов всегда на уровне погрешности – будь выборы президента РФ или Государственной думы РФ. На всех местных выборах решающее значение имеет личный образ кандидата, а не его партийность и отмечается высокая степень корреляции между этнической принадлежностью кандидата и числом полученных им голосов.

В России фактически возникла система многоуровневых ограничений прав граждан на участие в выборах – сначала законодательство о политических партиях ограничивает право граждан на объединение в партии путем ограничений по их численному составу, предоставляемой для регистрации информации, запретом региональных партий (хотя Россия является Федерацией) и т.д., а затем оно ограничивает партии возможностью выдвижения кандидатов через чрезмерно жесткие требования к сбору подписей, внесению огромных залогов, проведению плановых и внеплановых проверок, ежегодной перерегистрации численности, оформлению соответствующей документации и т.д. В этих условиях чтобы исполнить требования закона о выборах, надо вначале исполнить требования закона о политических партиях, что весьма сложно и трудоемко.

Однако никто не станет спорить, что количество участвующих в выборах кандидатов, если ему искусственно не мешает закон, отражает настроение в обществе и его потребности. Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общее число партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито на множество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным, идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается. Да, кому-то может не нравиться, что кандидатом стал тот или иной человек, но наличие равных политических прав это – условие демократии.

Единственный механизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть работать в интересах населения – это конкуренция. Убеждена, что в нынешних российских условиях необходимо восстановить смешанную избирательную систему, сочетающую территориальные и партийные интересы. Выборы только по спискам в современной России превращаются в референдум среди отобранных кандидатов.

Нет абстрактного государства, а есть лишь интересы конкретных граждан, которые имеют право использовать (и используют) любые ограничительные нормы закона как элемент удовлетворения своих интересов и потребностей. Излишнее ужесточение законодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждают кандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитие коррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных стран уровня политической культуры.

Необходимо называть вещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно к искусственному обхождению закона.

На самом деле многие российские регионы либо находятся на грани качественного изменения отношения населения к выборам, либо уже перешли ее, не смотря на популистские обещания и фиктивные программы, а на личности тех, кто избирается и практический личный опыт их деятельности на территории. А это говорит о том, что несмотря на все де-факто возникает и начинает все сильнее осознавать себя то, что называется гражданским обществом. Жизнь не станет проще от того, что кому-то так хочется. Все годы проведения в России того, что принято называть «демократическими выборами» (а именно свободные конкурентные многопартийными выборы стали главным политическим отличием системы власти новой демократической России от однопартийного режима советской власти в СССР) в России идет перманентная, не прекращающаяся избирательная реформа. Причем процесс реформирования избирательного законодательства как правило инициируется представителями исполнительной власти и имеет очевидной целью упрочить ее положение и сохранить власть в руках господствующей группировки.

Вероятно, что комиссии удобнее работать с меньшим числом кандидатов и партий, только заинтересовано ли в этом общество? Сужает или расширяет уменьшение числа «допущенных» общее число представленных на выборах групп населения? Ответ очевиден – политическая представительность при такой системе не может не снижаться, как и представленность прав меньшинств.

Это иллюзия, что населению можно просто не давать реального выбора, в итоге превратив выборы в референдум может привести к недовольству населения, которое никуда не денется, а утрата доверия населения приведет к утрате властью точек опоры в обществе, которое будет вынуждено искать иные способы борьбы за свои права и интересы, что чревато самыми негативными последствиями. Если институты не выполняют свои функции, у них есть риск просто сойти с политической сцены, уступив место другим институтам.

Очевидно, что от многих «нововведений» последних лет нужно отказаться, пока они не нанесли слишком большого ущерба – нужно либерализировать закон о политических партиях, в частности, разрешив создание региональных партий, расширить права средств массовой информации по освещению выборов, например, вернуться к 5% барьеру. При сохранении ограничений размеров избирательных фондов «чёрный нал» и незаконное финансирование выборов останутся неизбежными, так как имеющиеся ограничения во многих случаях вообще не дают возможности ведения честной избирательной компании (во всяком случае, для неофициальных кандидатов). Более активной должна быть и позиция институтов гражданского общества, которые пока, к сожалению, довольно вяло реагируют на очевидное наступление на избирательные права граждан. Без нее добиться нормализации ситуации будет затруднительно.

Участие в выборах — право, долг, обязанность каждого гражданина

Выборы (англ. electivity) – форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании. Законодательство Российской Федерации (РФ) понятием выборы обозначает выборы президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в государственные органы субъектов РФ, выборы в выборные органы местного самоуправления, а также действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и др. избирательные действия в соответствии с федеральными избирательными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ..

Конституцией РФ предусмотрены права избирателя. Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закреплено основное право избирателя принимать участие в голосовании на выборах. Избиратель — тот, кто обладает активным избирательным правом, допускающим возможность принимать участие в выборах. Не имеют право избирать и быть избранными, по Конституции Российской Федерации, граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, либо лишенные дееспособности в соответствии с судебным решением.

Конкретными обязанностями избирателя являются соблюдение всех процедур, установленных действующим избирательным законодательством по реализации его прав, а именно прийти на избирательный участок в день выборов, либо получить заранее открепительное удостоверение, чтобы можно было прийти на любой избирательный участок. Если гражданин не может прийти по уважительной причине (болезнь, инвалидность) на избирательный участок, то для реализации права голоса он обязан уведомить об этом избирательную комиссию. Он может сделать это либо по телефону, либо попросить кого-то оповестить избирательную комиссию, где он обычно голосует, и сделать заявку для голосования. Если заявка сделана, то комиссия обязана приехать и предоставить возможность проголосовать. Принуждать избирателя к голосованию либо запрещать голосовать никто не имеет права. Продекларированные в статье 3 Конституции РФ свободные выборы предполагают принцип избирательного права — добровольность участия в них гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Избиратели должны прийти на выборы и сделать свой выбор. Отказ от выбора — это тоже выбор. Но при этом политический выбор за них сделают другие, те, кто пришел и проголосовал. Выбор должен быть сбалансированным и отражать интересы всего населения государства. Значение участия избирателей в выборах на всех уровнях власти огромно. Необходимость участия в выборах обусловлена тем, что от них во многом зависит наша жизнь, жизнь простых граждан, которая, как и во всех демократических государствах, основывается на правоотношениях, регулируемых законами.

Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

Сегодня в современном обществе каждый гражданин знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи — наблюдают за этим процессом со стороны. Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания. Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.

В последнее время некоторые страны и Россия, в том числе, сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей части населения страны. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг.

Долг – категория этики, нравственной обязанности человека, выполняемый из побуждения совести.

В большинстве стран мира считается, что участие в выборах — добровольный выбор каждого гражданина. Однако существуют государства, которые придерживаются иной точки зрения. Выборы они расценивают как гражданскую обязанность, невыполнение которой может повлечь за собой наказание. Власть объясняет, какие аргументы стоят за разными выборными традициями.

Обязательное голосование — концепция не новая. Первой страной, которая ввела соответствующее законодательство, стала Бельгия — в 1892 году. Ее примеру последовала Аргентина (1914) и Австралия (1924). Логика здесь вполне понятна: в течение веков люди боролись (и гибли) за право выбирать свое правительство, свою власть, и теперь это право (и обязанность) — есть основа их общества, то, на чем оно зиждется. Многие страны придерживались принципа обязательного голосования, но затем отменили его. Например, Венесуэла и Нидерланды. Сегодня обязательное голосование на выборах законодательно закреплено всего в 23 странах мира. Апологеты обязательного голосования уверены: чем больше людей участвуют в выборах, тем легитимнее власть. Кроме того, они считают, что голосование дисциплинирует граждан и усиливает в них чувство гражданской ответственности. С точки зрения экономии государственных средств обязательное голосование также оправдано: не нужно тратить деньги на агитирование населения к участию в выборах.

Так что же такое выборы – право или обязанность?На наш взгляд, есть тонкая грань между добровольным и обязательным. С одной стороны, большинство граждан убеждены, что ходить на избирательный участок – это, прежде всего, право. Те граждане, которым не все равно, в каком обществе, в каком государстве они живут и будут жить, считают, что это обязательное право для каждого человека: для ума и сознания – это право, а для совести – обязанность.

И все же возникает вопрос: «Почему люди не голосуют? Почему бывает так низка активность на выборах?». Ответов два.

1.Граждане довольны положением вещей, а человек довольный не видит необходимости ходить на избирательный участок.

2.Люди не идут голосовать потому, что: а) считают это бесполезным и б) таким образом хотят выразить свое отношение к власти. Если массовое бойкотирование выборов приводит к тому, что выборы считаются несостоявшимися, то бойкот есть выражение такой гражданской позиции.

На наш взгляд можно выделить четыре основные причины, которые определяют низкую электоральную активность россиян: это неверие в честность выборов, неверие в то, что выборы реально влияют на жизнь страны, области и города, мнение о том, что результаты выборов являются предсказуемыми, а также то, что россиян не интересует политика. Несмотря на настороженное отношение к результатам выборов, необходимость проведения волеизъявления у граждан не вызывает сомнений. 85% жителей нашего муниципального образования уверено, что президента нужно избирать на всеобщих выборах, 50% настаивает на прямых выборах губернатора и глав городов и районов области..

Считаем, самым важным условием привлечения граждан на выборы это обязательное выполнение депутатами (и политиками вообще) своих предвыборных обещаний, выдвижение понятных и конкретных программ, организация культурно-массовых мероприятий и концертов, транслирование телевизионных молодежных программ, где вместо рекламы показывать научно-познавательные ролики об избирательных правах граждан, о нормах Конституции. Ведь большинство граждан, особенно молодежь (как показал опрос) ни разу не читали российскую Конституцию, не знают, как называются органы государственной власти, и как они формируются. Это говорит о том, что правовое воспитание населения ведется на очень низком уровне и не только в масштабе отдельных муниципальных образований, но и в стране в целом..

В Конституции РФ 1993 года нормы о правах человека содержатся в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст.17-64). Сохраняя в качестве исходных принципов, провозглашенные в декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция точно раскрывает содержание многих прав и свобод.

Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанности граждан, однако в ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст.6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей: платить законно установленные налоги и сборы (ст.57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), воинская обязанность (ст. 59) и др. На наш взгляд в нашей Конституции отсутствует одно очень важное положение об обязанности граждан участвовать в выборах. Считаем необходимым внести дополнение в Конституцию РФ следующего содержания: «Все граждане России, достигшие 18 летнего возраста, не лишенные избирательных прав, обязаны принимать участие в выборах всех уровней власти». Это дополнение позволит сократить возможности фальсификации результатов выборов. Все выборные органы власти будут избраны всенародным голосованием, а не отдельной частью граждан.

Ссылки на источники

Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 декабря 2017 года Центральная избирательная комиссия РФ начнет регистрацию кандидатов в президенты РФ. Прием документов от претендентов на высший пост в стране будет продолжаться до 18:00 31 января 2018 года.

Выборы главы государства состоятся 18 марта 2018 года.

Общие принципы избирательного права

Выборы президента РФ проводятся тайным голосованием на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Их проведение регулируется конституцией РФ, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О выборах президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года, а также другими правовыми актами.

Избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и социального положения, принадлежности к общественным объединениям и др. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принуждать граждан голосовать за кого-либо из кандидатов, а также препятствовать свободному волеизъявлению избирателей.

Кто имеет право голосовать

Принимать участие в выборах главы государства может любой гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, дееспособный и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

По данным на 1 июля 2017 года, Центризбирком зарегистрировал в России и за ее пределами 111 млн 425 тыс. 443 избирателя. На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. 331 человек. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. 800 граждан, явка составила 65,34%.

Кто может стать кандидатом

Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой.

На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Кроме того, в законе особо отмечается, что на пост президента не могут быть избраны ранее судимые граждане, которые:

  • имеют неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 10 лет до начала избирательной кампании;
  • были осуждены к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена менее чем за 15 лет до начала избирательной кампании;
  • имеют неснятую и непогашенную судимость за преступления экстремистской направленности;
  • находятся под административным наказанием за демонстрацию или распространение экстремистской символики, причем срок наказания истекает после проведения выборов главы государства;
  • приговорены судом к лишению права занимать государственные должности на срок, дата окончания которого приходится на период после проведения выборов президента.

Закон запрещает также баллотироваться лицам, чьи выступления или агитация за шесть последних лет, предшествующих выборам, были признаны экстремистскими.

Условием регистрации кандидатов является требование о закрытии ими счетов или прекращении хранения денежных средств и иных ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами России.