Анализ нематериальных активов

Экономический анализ. Шпаргалка (10 стр.)

Анализ эффективности использования нематериальных активов

К нематериальным активам относятся патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, права на пользование природными и иными ресурсами, программные продукты для ЭВМ, новые технологии и технические решения, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности.

Анализ динамики и структуры нематериальных активов можно провести по данным баланса предприятия и приложения к нему. Нужно рассмотреть основную долю в структуре нематериальных активов: увеличилась или уменьшилась за отчетный период их величина. Уменьшение нематериальных активов свидетельствует о снижении деловой активности предприятия из-за отсутствия инвестиций в данный вид активов. Уменьшение собственного оборотного капитала, снижение ликвидности и оборачиваемости капитала станут итогом необоснованного роста нематериальных активов . Следует изучить также состав нематериальных активов. Их можно разделить на несколько групп.

1. По источникам их поступления: государственные субсидии, внесенные учредителями, приобретенные за плату или в обмен на другое имущество, полученные безвозмездно и т. д.

2. По степени правовой защищенности: защищенные авторскими правами, патентами на изобретение, свидетельствами на модель, зарегистрированными лицензиями, патентами на промышленные образцы, свидетельствами на товарный знак, свидетельствами на право пользования, свидетельствами об официальной регистрации программных продуктов и т. д.

Положительно можно расценить, например, увеличение доли активов, защищенных лицензиями, патентами, авторскими правами, и уменьшение доли незащищенных нематериальных активов.

3. По степени ликвидности и риска инвестиций нематериальные активы можно разделить на три категории: высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные. Обычно нематериальные активы относят к группе низколиквидных, так как по сравнению с основными средствами и оборотными активами реализовать их достаточно трудно. Показатель – доход на рубль вложенного капитала (ДВК) – рассчитывается по формуле:

Доходность нематериальных активов рассчитывается по формуле доходности всего капитала:

где П / В – рентабельность продаж;

В / НА – отдача материальных активов.

Эффективность нематериальных активов станет выше при опережающих темпах роста прибыли и выручки над темпами роста нематериальных активов.

Резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности

Резервы увеличения выпуска продукции и фондоотдачи – ввод в действие неустановленного оборудования, внедрение НТП, повышение коэффициента сменности, более интенсивное использование этого коэффициента, сокращение внутрисменных и иных простоев. Резервы увеличения выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования рассчитываются как произведение дополнительного количества оборудования и фактической величины среднегодовой выработки или фактической величины всех факторов, которые формируют ее уровень:

Сокращение целодневных простоев оборудования – произведение прироста, возможного количества единиц оборудования и фактической среднедневной выработки единиц:

Повышение коэффициента сменности – произведение этого прироста и возможного количества дней работы всего парка оборудования и фактической сменной выработки СВ:

Для определения резервов увеличения выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки оборудования необходимо умножить возможный рост выработки за счет модернизации оборудования на возможное количество часов работы оборудования Т В:

Увеличение объема производства продукции и сокращение среднегодовой стоимости основных фондов – резерв роста фондоотдачи :

где Р ФО – резерв роста фондоотдачи;

ФО в, ФО ф – возможный и фактический уровень фондоотдачи;

Р ВП – резерв роста производства продукции;

ОПФ д – дополнительная сумма основных производственных фондов;

Р ↓ ОПФ – резерв сокращения средних остатков основных производственных фондов. Резервы фондорентабельности:

Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности

Главными источниками увеличения суммы прибыли являются:

1) увеличение объема продукции;

2) снижение себестоимости продукции;

3) повышение качества продукции;

4) реализация товаров и услуг на более выгодных условиях, на других рынках сбыта и т. д.

Чтобы определить резервы роста прибыли за счет увеличения объема продукции , нужно произвести умножение выявленного резерва роста объема реализации на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции:

Чтобы определить резервы увеличения за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг , нужно умножить выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста:

Важным резервом роста прибыли является повышение качества продукции , для подсчета которого необходимо умножить изменение удельного веса каждого сорта на отпускную цену соответствующего сорта. Полученные результаты по каждому сорту нужно сложить и умножить на возможный объем реализации продукции:

Расчет резервов роста прибыли за счет изменения рынков сбыта производят аналогично. Главные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – это увеличение суммы прибыли от реализации продукции РП и снижение себестоимости продукции PvC:

где Р R – резерв роста рентабельности;

R в – рентабельность возможная;

R ф– рентабельность фактическая;

Пф – фактическая сумма прибыли;

Р П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

Vpn В – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов снижения;

З Ф – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Последним этапом анализа финансовых результатов должны быть разработка комплекса мер по освоению резервов и осуществление мониторинга.

Факторный анализ прибыли на рубль материальных затрат

Эффективность использования материальных ресурсов проявляется в показателе прибыли на рубль материальных затрат. Анализируя прибыль на рубль материальных затрат, необходимо изучать динамику показателя, рассматривать выполнение плана по повышению его уровня, проводить сравнения с другими хозяйствующими субъектами, устанавливать факторы изменения его величины.

Для анализа используют факторную модель:

где П / МЗ – прибыль на рубль материальных затрат;

П / В – рентабельность продаж;

В / ТП – удельный вес выручки в общем объеме выпуска товарной продукции Д в;

ТП / МЗ – материалоотдача.

Детальный факторный анализ производят, изучая факторы изменения прибыли и суммы материальных затрат по следующей модели:

Финансовый анализ бухгалтерского баланса

Как с помощью определяющих показателей баланса оценить темпы роста компании?

Как разработать мероприятия для повышения финансовой устойчивости предприятия?

Основная цель финансового анализа предприятия — определить, сможет ли оно эффективно финансировать свою текущую производственную деятельность и перспективы долгосрочного развития. Информационной базой для такого анализа служит в первую очередь бухгалтерский баланс.

Однако простой анализ по оценке изменения абсолютных величин его отдельных статей может не дать желаемых результатов из-за несопоставимости оценок как по годам деятельности компании, так и при сравнении их по различным хозяйствующим субъектам.

Поэтому в данном анализе гораздо большую ценность приобретают относительные показатели. Они более удобны для сопоставления в пространственно-временном разрезе. С учетом этого в данной статье основной упор при проведении финансового анализа предприятия делается именно на использовании относительных показателей и критериев (коэффициентов).

Балансовый отчет компании

Финансовый анализ деятельности должен проводиться на основе показателей баланса, позволяющих оценить реальную финансовую ситуацию в компании.

Активы предприятия и их структура анализируются как с точки зрения их участия в производстве, так и с точки зрения их ликвидности.

Непосредственно в производственном цикле участвуют основные средства, запасы и затраты денежных средств. К наиболее ликвидным активам компании относятся денежные средства на счетах и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Дебиторская задолженность покупателей перед компанией находится на втором месте по показателю ликвидности, и анализировать ее надо, сравнивая с кредиторской задолженностью в пассиве баланса.

С учетом сказанного проанализируем показатели баланса на примере компании, которая работает всего три года. Основной вид деятельности — пивоварение. Также она производит соки и другие безалкогольные напитки.

Баланс активов компании за второй и третий годы — в табл. 1.

Таблица 1

Анализ статей актива баланса

В таблице за 100 % принята величина всего имущества, т. е. валюта баланса, а все удельные веса подсчитываются по отношению ко всему имуществу.

Абсолютное изменение — это разница между соответствующими абсолютными величинами отдельных активов за 3-й год по отношению ко 2-му году.

Изменение удельного веса — разница между соответствующими удельными весами также за 3-й год по отношению ко 2-му году.

Темп роста рассчитывается как отношение величины за 3-й год ко 2-му году. Этот столбец — самый важный для анализа, поскольку отражает влияние степени изменения составляющих величин баланса на величину всего имущества в целом.

С учетом сказанного анализ активов представленного баланса позволяет сделать следующие выводы. Все имущество компании увеличилось на 58 %, в том числе за счет быстрого роста оборотных активов (в 2,55 раза) и более медленного роста внеоборотных активов (всего в 1,37 раза).

Отсюда удельный вес внеоборотных активов в общем имуществе уменьшился на 11,13 %, в то время как удельный вес оборотных (мобильных) активов увеличился на те же 11,13 %. Это может свидетельствовать о формировании более мобильной структуры активов, что, в свою очередь, способствует ускорению оборачиваемости оборотных активов предприятия.

Далее, рост оборотных активов обеспечивается в том числе увеличением доли запасов лишь на 0,88 % и решающего влияния повышения доли дебиторской задолженности на 11,01 % при одновременном снижении удельного веса денежных средств на 0,76 %.

Показатель доли запасов говорит о том, что нет существенного затоваривания склада.

Уменьшение доли денежных средств и краткосрочных финансовых вложений свидетельствует о разумных способах управления компанией: деньги не замораживаются на расчетных счетах, а сразу идут в дело.

Как мы уже говорили, чтобы объективно оценить дебиторскую задолженность, ее надо анализировать в сравнении с кредиторской задолженностью (табл. 2).

Таблица 2

Анализ статей пассива баланса

Обратите внимание!

Если удельный вес дебиторской задолженности больше удельного веса кредиторской задолженности, то предприятию легче будет расплачиваться по своим краткосрочным и кредиторским долгам.

Но при этом деньги предприятия «замораживаются» в дебиторских долгах. В итоге снижаются показатели ликвидности и оборачиваемости средств. К тому же это свидетельствует о том, что часть оборотных активов фактически отвлекается на кредитование дебиторов (покупателей своей продукции).

Обратите внимание!

Если удельный вес дебиторской задолженности меньше удельного веса кредиторской задолженности, это говорит о проблемах с реализацией продукции.

В нашем случае такая ситуация сохраняется в течение двух рассматриваемых лет. Казалось бы, действительно есть проблема с реализацией продукции. Однако дебиторская задолженность растет быстрее (в 4,67 раза) по сравнению с возрастанием кредиторской задолженности (всего в 2,21 раза). Следовательно, объемы сбыта продукции увеличиваются, а значит, следует расширять производство.

Далее, большая часть денег находится в дебиторской задолженности и запасах. Значит, чтобы расширить производство, необходимо заняться кредитной политикой либо попытаться увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности.

Выводы по пассиву баланса следующие.

Увеличение доли собственного капитала увеличивает финансовую устойчивость предприятия. Однако при этом снижается эффективность использования капитала как более дорого финансового инструмента по сравнению, например, с заемными средствами.

В нашем случае доля собственного капитала снизилась с 69,18 % до 57,14 %. Это допустимый уровень для финансовой устойчивости компании.

В то же время акционерный капитал в 3-м году вырос по сравнению со 2-м годом на 38 %. Это может быть следствием увеличения количества размещаемых акций компании либо ростом цен на эти акции на финансовом рынке.

Предположим, во 2-й год выпустили 100 тыс. акций, в 3-й — 200 тыс. акций. Отсюда следует, что на 2-й год средняя цена акций составляла 3300 руб./шт. (330 000 тыс. руб. / 100 тыс. шт.), а на 3-й — 2275 руб./шт. (455 000 тыс. руб. / 200 тыс. шт.). То есть в погоне за увеличением собственного капитала произошло размывание стоимости размещаемых акций компании, что в дальнейшем может негативно сказаться на привлекательности акций и имидже компании в целом.

В плане кредитной политики для новых развивающихся предприятий наиболее выгодно соотношение:

КЗуд > КЗКуд > ДЗКуд,

где КЗуд, КЗКуд, ДЗКуд — удельные веса соответственно кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных кредитов в валюте баланса.

Для предприятия, которое прочно стоит на ногах, более выгодно другое соотношение: