Анализ счета по субконто

Что такое субконто в бухгалтерии?

Понятие «субконто» не встретишь в бухгалтерской теории. Оно практически незнакомо обычным пользователям и мало известно бухгалтерам, которые не работают с компьютерными программами учета.

Дело в том, что данный термин был придуман компанией «1С» и внедрен в одноименное программное обеспечение в качестве дополнительного аналитического среза. Что же такое субконто? Где его используют и в каких целях?

Что такое субконто?

Проще всего объяснить значение субконто в его сравнении с субсчетами. Бухгалтерская проводка является основным способом отображения хозяйственных операций и предполагает, что каждое действие можно описать посредством дебета и кредита.

К примеру, если в кассу поступают средства с расчетного счета, то бухгалтер выполняет проводку Д 50.01 К 51. На основании проведенной комбинации можно понять, что деньги ушли из банка и поступили в кассу предприятия. К сожалению, более подробной информации получить невозможно.

Ранее для полного анализа проводки бухгалтеру приходилось задавать субсчета по требуемым параметрам (например, с какого именно счета были отправлены средства или в какую именно кассу поступили). В результате бухгалтерская книга разрасталась до огромных размеров.

Теперь же посредством компьютерных программ все необходимые признаки можно собрать в отдельный справочник, который и носит название субконто. В этом случае у пользователей появляется возможность убрать субсчета и заменить их предложенным справочником, выбирая для отдельно взятой проводки соответствующие параметры.

В каких счетах используется субконто?

Субконто можно применять для аналитики любых счетов, но целесообразнее всего использовать его в анализе проводок, для которых нужно установить итоговые показатели по отдельным объектам.

Как правило, бухгалтеры делают аналитический срез по счетам «МБП», «Материалы», «Товары», «Основные средства», «Реализация», «Готовая продукция».

Достаточно удобно вести учет и по проводкам, связанным с различными видами расчетов – по выданным авансам, с поставщиками, учредителями, покупателями или подотчетными лицами.

Из чего состоит субконто?

Субконто заполняется бухгалтером на его усмотрение. В дальнейшем при создании проводок компьютерная программа самостоятельно делает правки в те затратные статьи, которые указываются пользователем.

При желании бухгалтер может в считанные секунды вывести на экран полную аналитику счета, выбрав в программе «Анализ субконто».

Для каждого справочника можно настроить свои параметры – в общей сложности удается осуществлять аналитику до трех уровней. У некоторых счетов субконто может не быть вовсе, а по отдельным проводкам удается анализировать более 3 уровней, но в таком случае программа начнет «тормозить».

При необходимости бухгалтер может настроить аналитическую выборку только по оборотам или количественному учету. Также в субконто настроена возможность делать анализ по сумме проводки, то есть просматривать суммовые показатели счета.

Для чего нужен субконто?

Субконто позволяет не только упростить аналитику, но и совместить ее с некоторыми другими функциями. К примеру, при анализе счета 41.01 бухгалтеру дополнительно удается контролировать заведующего складом, поскольку при использовании справочника можно получить информацию о количестве продукции на складах и номенклатуре товара.

Вкладка «Анализ субконто» напоминает ведомость, в которой представлены остатки и обороты номенклатурных позиций. Благодаря подобной подборке можно получать максимально детализированные сведения и все передвижения по счетам, из которых складываются итоговые показатели предприятия.

При работе с бухгалтерскими программами пользователь, как правило, сталкивается с понятием субконто. Рассмотрим, что это такое и как может быть использовано при анализе информации, содержащейся в базе данных.

Что такое субконто в бухгалтерии

Все данные об объектах учета распределяются по соответствующим бухгалтерским счетам. Некоторые из счетов, в свою очередь подразделяются на субсчета, что дает дополнительную возможность для проведения анализа. Однако во многих случаях разделения только на счета и субсчета бывает недостаточно.

Например, к счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета: «Основные материалы», «Вспомогательные материалы», «Инструмент» и т.д. Но на крупных предприятиях каждая из этих групп может содержать тысячи и даже десятки тысяч позиций, находиться на разных складах и т.п.

Для того, чтобы можно было провести более глубокий анализ данных по тому или иному счету, и используются субконто. Можно сказать, что это самый «нижний» аналитический уровень в иерархии: счет – субсчет – субконто.

Виды субконто

Эти виды зависят от того, по какому счету требуется детализация. В бухгалтерских программах они содержатся в специальных справочниках, откуда их можно выбирать при настройке счетов.

Как правило, для счета (субсчета) предусматривается открытие не более 3-4 субконто. В большинстве случаев этого достаточно.

Например, для всех субсчетов счета 10 «Материалы» обычно используют следующие субконто:

  1. Склад.
  2. Материально-ответственное лицо.
  3. Номенклатура.

Несколько уровней аналитики по субконто нужны не всегда, это зависит от специфики тех объектов учета, информация о которых содержится на счете. Например, для счета 70 «Расчеты по оплате труда» используют два субконто:

  1. Работники.
  2. Виды начислений.

Некоторые субконто могут использоваться для группы счетов, например, «Работники» для счетов 70,71,73 или «Контрагенты» для счетов 60,62,76.

Другие же могут быть отнесены только к конкретному счету, например, «Направления использования прибыли» – только к счету 84.

Анализ субконто

Использование субконто позволяет получить максимально полную детализацию информации, содержащейся на счете.

Например, если речь идет о материалах, то можно увидеть их движение в разрезе складов или по материально-ответственным лицам.

Информацию по счетам, показывающим состояние расчетов (60, 62, 76) можно разделить по контрагентам и далее по договорам и отгрузочным документам.

Для получения данных в том или ином разрезе нужно выбрать в настройках соответствующее субконто.

Кроме того, с использованием субконто можно получить информацию о каком-либо объекте, содержащуюся на всех счетах. Например, контрагент является для предприятия и поставщиком, и покупателем. Выбрав его в настройках отчета, можно собрать данные со всех счетов, где отражаются операции по этому контрагенту и показать сводную информацию о состоянии расчетов.

Вывод

Субконто в бухгалтерских программах используется для детализации информации, содержащейся на счетах. Их использование существенно упрощает анализ данных, содержащихся в информационной базе

Для анализа данных по расчетам с контрагентами в разрезе договоров можно использовать отчет «Анализ субконто» (рис. 1, 2):

  1. Раздел: Отчеты – Анализ субконто.
  2. Укажите период, за который формируется отчет.
  3. Выберите вид субконто – «Контрагенты».
  4. По кнопке «Показать настройки» настройте параметры формирования отчета:
    • На закладке «Виды субконто» отредактируйте список видов субконто (не более трех), данные по которым будут выводиться в отчет (субконто должны быть связаны между собой, т.е. подключены к одному бухгалтерскому счету).
      В примере: «Контрагенты», «Договоры», «Документы расчетов с контрагентом».
    • На закладке «Группировка»:
      • Установите флажок «По субсчетам», если данные необходимо выводить по субсчетам.
      • В поле «Периодичность» выберите периодичность, с которой данные будут выведены в отчет: «По месяцам», «По дням» и т.п.
      • В табличной части отметьте флажками показатели, по которым будут сгруппированы данные в отчете. Если нужно добавить дополнительный показатель для группировки или удалить какой-то из показателей, используйте соответствующие кнопки. Обратите внимание, что выбрать для группировки можно только показатели, связанные с видами субконто, перечисленными на закладке «Виды субконто».
        В примере: «Контрагенты», «Договоры», «Документы расчетов с контрагентом».
    • На закладке «Отбор» отметьте показатели для отбора данных в отчет (показатель можно добавить по кнопке «Добавить»), укажите вид сравнения для отбора и значение отбора (например, отчет можно сформировать по конкретному контрагенту (вид сравнения «Равно»), группе контрагентов (вид сравнения «В группе») или списку контрагентов (вид сравнения «В списке»));
      В примере: отборы не установлены.
    • На закладке «Показатели» отметьте флажками, какие данные будут выводиться в отчет (бухгалтерского учета, налогового учета, постоянные и временные разницы, развернутое сальдо и др. – список доступных показателей может меняться в зависимости от выбранных видов субконто).
    • На закладке «Дополнительные поля» при необходимости выберите, какую дополнительную информацию нужно вывести в отчет.
      В примере: «Договор. Вид договора».
    • На закладке «Сортировка» добавьте показатели для сортировки и укажите направление сортировки («по возрастанию» / «по убыванию»).
    • На закладке «Оформление» настройте шрифт, цвет, границы полей отчета по определенным условиям (новые параметры добавляйте по кнопке «Добавить»).
  5. Кнопка «Сформировать».

Рис. 1

Рис. 2

Карточка субконто

Здесь мы познакомимся с отчетом Карточка субконто, который во многом похож на отчет Карточка счета. Разница в данном случае заключается в том, что карточка субконто привязывается не к счету, а к значению субконто. Например, можно сформировать отчет по субконто Договоры, Номенклатура, Контрагенты и т. д. При этом вы можете сделать тонкую настройку отчета: например, сформировать его только по субконто Контрагенты со значением субконто ООО «Торговый мир», или только по субконто Номенклатура со значением субконто Шоколадная паста, и т. д.

Чтобы сформировать карточку субконто, нужно выполнить команду главного меню Отчеты ? Карточка субконто, затем в инструментальной панели открывшегося окна нажать кнопку Настройка. В результате откроется окно, изображенное на рис. 12.12.

Рис. 12.12. Настройка карточки субконто

В соответствующих полях данного окна на вкладке Общие указывается период формирования отчета, выбирается организация, по которой он формируется, а также режим отображения оборотов. В табличной части окна нужно выбрать как минимум один вид субконто для формирования отчета: для этого нажмите клавишу Insert или кнопку Добавить, которая находится в панели инструментов, затем в поле Вид субконто нажмите кнопку выбора и в открывшемся окне укажите требуемый вид субконто.

На вкладке Отбор можно выполнить тонкую настройку фильтра, в соответствии с которым будут включаться данные в отчет. Например, если на вкладке Общие вы выбрали вид субконто Контрагенты, то на вкладке Отбор можно указать конкретных контрагентов, по которым будет сформирован отчет, и т. п.

Чтобы сформировать отчет, нажмите в окне настройки параметров кнопку ОК. Пример карточки субконто показан на рис. 12.13.

Рис. 12.13. Карточка субконто

Из карточки субконто вы можете быстро перейти в режим редактирования соответствующего первичного документа – для этого в отчете дважды щелкните мышью на соответствующей проводке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке