Антимонопольная политика 2018

Содержание

Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

2.1. Регулирование деятельности естественных монополий

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий цены на энергию и т.п.

При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм Х-неэффективности. Действительно теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне.

На минимальном уровне, то есть посредство ценообразования по Рамсею: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Это правило в математической форме можно представить следующим образом:

,

где Р — цена товара i;

MC — предельные издержки выпуска товара i;

e — эластичность спроса на товара i по его цене;

k – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности)

Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услуг в равном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общим издержкам.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно – монопольные товары или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).

2.1.1. Х-неэффективность.

Главной особенностью рыночного поведения монополистов является Х-неэффективность. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать этот показатель на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает – конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы – от зарплаты рабочего, бездельничающего во время рабочего дня и до безудержной роскоши кабинетов высших менеджеров – легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек.

2.2. Максимизация уровня производства

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

На рис .1 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р=МС=D).

Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Так как скоро монополист не может повысить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного дохода из положения МR смещается в положение МR, совпадающее с максимально дозволенной величиной цен Р. В самом деле, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 27 коп. за 1 кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приносить доход, равный этой сумме, а кривая предельного дохода выродится в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.

Далее вступает в силу правило МС=МР. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного принуждения будет стремиться довести объем производства до Q, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На ритс.1 хорошо видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (Q>Q) и понижаются цены (Р<Р).

Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей (рис. 1а), и несение убытков (рис.1б). Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.). Но еще опасней закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает широкую дорогу расточительности. Так как скоро на прибыль так или иначе нет надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду лишь за счет растранжиривания государственных средств. Высочайшие оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы – все это скрытые формы обогащения за счет казны. Другими словами, Х-неэффективность в этом случае достигает высочайшего уровня.

Информация о работе «Естественные монополии и государственное регулирование их деятельности» Раздел: Экономика
Количество знаков с пробелами: 39285
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

Похожие работы

83449 0 2

… рынок естественной монополии к более конкурентному уровню. Глава 3.Естественные монополии в России Ø Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв …

59700 0 0

… применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в …

364991 5 4

… собственности и частной инициативы; -рыночная экономика играет решающую роль в их развитии; -основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала; -государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики; -наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем; …

134788 2 0

… 2002 г. № 184-ФЗ. · Новая редакция Таможенного кодекса РФ, от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ. · Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) · «О специальных защитных, компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ. …

Антимонопольная политика РФ

Для динамичного развития российской экономики очень важна антимонопольная политика, проводимая современным правительством. Так, должным образом продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей:

  • Будет стабилизирован рынок
  • Будет усовершенствована экономика в целом
  • Будет развиваться конкуренция.

Виды антимонопольной политики

На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики:

  • В отношении искусственным монополиям
  • В отношении естественных монополий.

Однако прежде, чем мы углубимся в вопрос, который связан с российской антимонопольной политики, вниманию читателя предлагается сама сущность монополии.

Как известно, монополия – понятие многоаспективное и очень важное – даже в мировой экономической теории было введено достаточно распространенное понятие «теории монополии». В рамках приведенной теории монополию принято рассматривать сквозь призму следующих аспектов:

  • Рыночные итоги
  • Рыночное поведение
  • Рыночная структура

Определение монополии – перед нами форма рынка, по условиям которого предложение исходит лишь от одного субъекта.

Какие признаки имеет монополия?

  • На монополизированном рынке работает только 1 продавец и присутствует множество покупателей;
  • Продукция, производимая монополистом, уникальна – товаров-заменителей на рынке нет
  • Новые продавцы не могут войти в рынок (по причине созданных барьеров – система выдаваемых на деятельность лицензий, размеры предприятий, монопольное право собственности в том числе);
  • Нечестная конкуренция.

Закрытая монополия. Наиболее защищенная от конкуренции, может быть использован институт авторских прав, патентная защита, юридические ограничения.

Естественная монополия. Образуется в отраслях, где средние долгосрочные издержки достигнут абсолютного минимума лишь тогда, когда один продавец начинает обслуживать весь рынок.

Открытая монополия. В этом случае продавец – единый поставщик продукции, не имеющие юридической защиты от конкуренции. Простой пример – фирмы, которые вышли на рынок с новым продуктом, не имеющим аналогов.

Монополия – естественное явление, которое существует практически во всех странах. Основная особенность монополии в России – ее наследственность от государственного монополизма (еще советской экономики).

Советская (социалистическая экономика) – это мощный народнохозяйственный комплекс, в рамках которого каждые из предприятий не имеют автономности, а входят в государственную структуру и имеют зависимость от других предприятий.

Так, в СССР имела место командная экономика, которая построена на:

  • Глобальном планировании;
  • Политике государственного ценообразования;
  • Централизованном распределении материальных ресурсов.

Предприятия подчинялись монополизму предприятий, центральных ведомств, а также министерств. Очень часто чтобы удовлетворить потребности государства в продукте производство поручали 1-2 предприятиям.

По причине начала рыночных реформ в РФ (90-е года 20 столетия) монополистические тенденции стали усиливаться – причем это напрямую связано с распадом Союза, а также ослаблением связи с союзными республиками. Были созданы новые монополии, которые раньше не являлись едиными производителям продукта на территории СССР, однако ставшие такими по причине сокращения территории республики (приобретение независимости).

Как формировалась российская антимонопольная политика?

На самом деле, антимонопольная политика РФ, созданная в государстве, преследует несколько глобальных целей:

  • Развить конкурентные начала;
  • Стимулировать частное предпринимательство.

Антимонопольное же регулирование представлено в России в двух методах:

  • Косвенный метод – финансово-кредитное регулирование, направленное на преодоление монополий в экономике;
  • Простой метод – регулирование, которое предупреждает или устраняет монопольное положение субъектов рынка.

Основная суть проводимой правительством антимонопольной политики – с выгодой использовать крупномасштабную экономику и, при этом, нейтрализовать ее побочные последствия, которые возникают по причине ослабления конкуренции на рынках страны.

Таким образом, специфика отечественных монополий оказала существенное влияние на особенности регулирования их деятельности законодателем. Так, в странах развивающегося капитализма монополии были организованы лишь после появления рыночных отношений – при этом государство, стремящееся препятствовать удушению конкуренции, вводит ограничивающие нормы.

В свою очередь, отечественное законодательство, регулирующее вопросы конкуренции разрабатывалось только при формировании рыночных отношений и при очень серьезных существующих монополиях. Антимонопольная политика преследует несколько важных целей:

  • Ограничение монополизма,
  • Ограничение злоупотребления доминирующим положением,
  • Исполнение правил конкуренции,
  • Наказание за нарушение правил,
  • Создание конкурентной среды.

Отметим, что первый антимонопольный закон был издан 22.03.1991 года — «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Со времени приобретения независимости и по 1999 год российское правительство принимает множество необходимых законов, которые впоследствии были трансформированы в организационно-правовую базу, призванную регулировать монополии.

Впрочем, спустя 8 лет со старта государственных реформ 1991 года появилась реальная необходимость совершенствования антимонопольного законодательства, которая выражается в обновлении правовой базы. Новая правовая база позволит:

  • Пресечь ущемление интересов хозяйствующих субъектов,
  • Пресекать злоупотребления рыночной властью,
  • Применение штрафных санкций по отношению к физическим и юридическим лицам,
  • Регулировать качество товаров и услуг на рынке.

Как следствие, в 1999 году создается МАП – Министерство по антимонопольной политике. Причем создан МАП на базе ГКАП (Государственный комитет по антимонопольной политике).

Сегодня МАП включает в себя следующие органы

  • ФСЕМС — Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи;
  • ФСЕМТ — Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте;
  • ГКРП — Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Впрочем, на данный момент, предпринятые меры для успешного и свободного развития конкуренции в стране явно недостаточны. По мнению специалистов, основные причины невысокого уровня развития конкуренции на территории страны:

  • Не появилось эффективных собственников, которые заботятся про развития предприятия
  • Неиспользование потенциала реструктуризации предприятий
  • Малый бизнес не получит серьезного развития.

Отметим, что в западных и европейских государствах именно малый бизнес – это естественная база для формирования конкурентной среды. Именно малый бизнес служит своеобразной испытательной площадкой для новых экономических и технологических проектов. Есть возможность маневрировать капиталом (переключаясь на различные виды деятельности), снижаются операционные расходы, а сотрудники имеют высокое чувство причастности к делам фирмы.

Развитие малого бизнеса и антимонопольной политики

Чтобы успешно развивать малый бизнес, нужны:

  • Льготное налогообложение,
  • Предоставление доступных кредитов,
  • Создание консалтинговых, деловых, информационных центров,
  • Привлечение малых предприятия в новейшие сферы деятельности.

Для успешного развития антимонопольной политики, развития конкуренции и демонополизации экономики РФ нужны такие шаги:

  • Максимально жесткие меры воздействия против региональных властей, которые препятствуют свободе перемещения капитала и товаров по РФ
  • Создание антимонопольного контроля за проведением торгов, аукционов, конкурсов
  • Постоянное совершенствование нормативного регулирования за использование государственных средств

Какие методы использует российская антимонопольная политика?

Наиболее действенной мерой в России по сей день является ограничительная мера, предусмотренная » законом «О конкуренции». Строгие запреты на недобросовестную конкуренцию, монополистическую деятельность, а также действия органов власти, впрочем, могут оказать негативное влияние на развитие конкуренции.

Современные запреты на монополистическую деятельность разделены на несколько видов:

  • Запрет развития ограничивающих конкуренцию соглашений
  • Запрет предприятиям злоупотреблять доминирующим положением

Как показывает практика, именно такие злоупотребления составляют больше 60% нарушения антимонопольного законодательства.

Также на рынке часто встречаются следующие нарушения:

  • Навязываются заведомо невыгоднее условия договора контрагентам;
  • Не соблюдается порядок ценообразования.

Современное законодательство также накладывает запрет на установление монопольно низких и монопольно высоких цен, создание дефицита путем изъятия товара из обращения и навязывание контрагентам условий, который невыгодны для них.

Монопольно низкая цена – стоимость приобретаемого товара, которая установлена доминирующим покупателем на рынке с целью получения дополнительной прибыли или компенсации необоснованных трат за счет продавца. Иными словами, стоимость товара искусственно занижается для вытеснения с рынка конкурентов.

В свою очередь, монопольно высокая цена – стоимость, которая устанавливается доминирующим хозяйствующим субъектом для компенсации неполного использования имеющихся производственных мощностей.

Если на данном этапе в России практикуют монопольно высокие цены, то по мере развития конкуренции значительно повышается вероятность использования монопольно низких цен. Многопрофильные компании, используя возможности перекрестного субсидирования, искусственно занижают стоимость продукции для блокирования конкурентов. Это создает необходимость строгого контроля финансово-промышленных групп.

Запреты и ограничения

Современная антимонопольная политика стремится запретить соглашения, которые ограничивают конкуренцию. В частности, речь идет про:

  • Отказы контрагентов от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами;
  • Соглашения, которые препятствуют выходу на рынок других предприятий;
  • Соглашения между предприятиями о разделе рынка по ассортименту продукции или территориальному принципу;
  • Другие ценовые соглашения.

Так, по действующему законодательству РФ — «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в случае, если предприятие достигло определенного порога по заданному объему операций, возникает необходимость получения согласия антимонопольного органа на собственные действия (это называется предварительный контроль), а также последующего уведомления про них (речь идет о последующем контроле).

Антимонопольные службы контролируют:

  • Ликвидацию и разделение унитарных муниципальных предприятий
  • Присоединение и слияние коммерческих объединений, организаций, ассоциаций и союзов.

Получить согласие в антимонопольной службе необходимо также:

  • Если группа лиц покупает доли (акции) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если она имеет право распоряжаться более 20% ценных бумаг. Неактуально для учредителей хозяйственного общества (при образовании).
  • Если группа лиц получает в пользование/собственность крупные активны другого предприятия (процент сделки должен превысить 10% от балансовой цены средств, а также активов отчуждающего имущество предприятия).
  • Группа лиц приобретает права, которые дают возможность определить функции исполнительного органа.

Учредители, которые создают новый хозяйствующий субъект, освобождаются от предварительного контроля, однако на них накладывается обязанность в уведомлении антимонопольных органов про создание предприятия в срок не более 15 дней со дня регистрации.

Современное антимонопольное законодательство РФ также не разрешает сделки и действия, по итогам которых устанавливаются или расширяется рыночная власть коммерческой организации в случае, если негативные последствия для конкуренции не будут компенсированы повышением конкурентоспособности на международном и внутренних рынках. Таким образом, существующая форма контроля не мешает отечественным предприятиям интегрироваться для успешной конкуренции с зарубежными производителями.

Запрет на недобросовестную конкуренцию

Прежде, чем перейти к анализу запрета не недобросовестную конкуренцию в современных российских реалиях, потребуется разобраться с определением.

Недобросовестная конкуренция – это действия, которые направлены на получение противоречащих закону преимуществ и которые причинили (или причиняют в перспективе) убытки конкурентам, и нанести ущерб деловой их репутации.

Под недобросовестной конкуренцией понимают также распространение неточных, ложных и искаженных заблуждений, которые причиняют убытки или наносят ущерб, вводят потребителей в заблуждение про место изготовления, потребительских свойств и качества товара, некорректном сравнении товара с другой продукцией конкурентов.

Действия законодателя

Также к недобросовестной конкуренции законодатель приравнивает разглашение, использование, получение научно-технической, торговой информации, коммерческой тайны без обязательного согласия собственника.

Российская антимонопольная политика запрещает антиконкрентные действия органов управления и власти. Как следствие, развитие рыночных отношений подразумевает устранение вмешательства государственных органов власти в деятельность компаний.

По законам РФ запрещено совершать действия и принимать нормативные акты, ограничивающие самостоятельность предприятий, создающие благоприятные условия для других (в ущерб другим) или дискриминирующие предприятия. Другими словами, запрещено предпринимать действия, что ограничивают свободную конкуренцию, а также ущемляют интересы граждан и предприятий.

Также существует запрет на создание государственных комитетов, министерств для монополизации производства или дальнейшей реализации товаров. Из этого следует, что решения органов местного самоуправления и исполнительной власти должны быть согласованы с антимонопольным комитетом (по вопросам реорганизации, создания, ликвидации предприятий).

Инструмент антимонопольного контроля

Сегодня в РФ очень широко используют реестр в качестве инструмента антимонопольного контроля. По итогам анализа состояния товарного рынка, а также доли предприятий-участников они могут быть внесены или исключены из государственного реестра.

Такими вопросами занимается МАП или же территориальные управления МАП. Основная цель создания реестра – получение информационной базы о самых крупных субъектов рынка, контроль соблюдения субъектами антимонопольного законодательства.

К сожалению, РФ подверглась негативному воздействию отраслей, которые являются естественными монополистами на рынке. На данном этапе работают более четырех тысяч монополистов (естественных монополистов – 500), продукция их составляет 7% от общего количества выпускаемых товаров.

Яркий пример естественного монополиста:

  • «Газпром»,
  • Министерство путей сообщения,
  • РАО «ЕЭС России».

По мере сокращения темпов производства в РФ спрос на услуги и продукты, что производятся естественными монополиями, быстро снижается. Приведенные выше отрасли очень капиталоемкие, а издержки у монополистов возникают постоянно.

Не так давно монополисты финансированы инвестиции, прежде всего, за счет своих внутренних источников (это стабилизационные и инвестиционные фонды, которые были сформированы за счет прибыли и себестоимости) – как следствие, это создало огромную нагрузку на тарифы для конечного потребителя.

Немного истории. В период с 93 до 96 года отраслевые цены естественных монополий России стали быстро расти (превышая темпы роста других отраслей экономики). Как следствие, цены были вплотную приближены к мировым, а некоторые и вовсе их превзошли. Это спровоцировало давление на правительство со стороны потребителей – в частности, имело место требование заморозить цены.

Очень значительный и быстрый рост цен в газовой промышленности, энергетике и ж/д транспорте инициирует постановку вопроса про обоснованность текущего уровня издержек, к которым относятся социальные выплаты, заработная плата или инвестиционная деятельность, а также соответствие производимой продукции текущему уровню мировых цен.

Закон «О естественных монополиях», призванный урегулировать данные вопросы, был подготовлен в 1994 году.

Регулирование естественных монополий

Сегодня под действие вышеупомянутого закона подпадает:

  • Транспортировка газа по трубопроводам;
  • Транспортировка нефти по трубопроводам;
  • Услуги по передаче тепловой и электрической энергии;
  • Ж/д перевозки;
  • Услуги аэропортов, портов, транспортных терминалов;
  • Услуги почтовой связи.

Правительство использует следующие методы регулирования естественных монополий:

  • Прямое определение тарифов или же назначение их предельного уровня;
  • Определение потребителей для обязательного обслуживания;
  • Установления минимального уровня обязательного обеспечения потребителей;
  • Контроль деятельности естественных монополистов (инвестиционные проекты);
  • Реализация или сдача в аренду имущества, сделки по приобретению прав собственности.

Кто контролирует естественных монополистов

В 1995 году правительство формирует систему регулирующих органов, которые действуют автономно по отношению к отраслевым министерствам – Федеральная (и региональная) энергетическая комиссия для контроля за ценами на тепло- и электроэнергию.

Иные естественные монополии контролировались:

  • Министерством связи;
  • Министерством путей сообщения;
  • Минтопэнерго;
  • Министерством экономики.

Российские реалии

Современный процесс формирования органов регулирования носит продолжительный и очень болезненный характер – профильные министерства очень неохотно отдают соответствующие полномочия. Основные проблемы:

Антимонопольное регулирование экономики РФ

На сегодняшний день российская практика антимонопольного регулирования активно развивается и изменяется под влиянием многих экономических, политических и общественных требований.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день антимонопольное регулирование в России представляет собой комплекс мер, направленных на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели .

В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).

Для обеспечения эффективной реализации указанных мер антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям:

  • Недопущение действий, направленных на ограничение конкуренции, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте;
  • Предупреждение создания административных барьеров для входа на рынок;
  • Препятствование получению хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке;
  • Принятие мер по избежанию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом – субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;
  • Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке;
  • Осуществление контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке.

Основой российского антимонопольного регулирования служит система нормативных правовых актов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Сфера антимонопольного законодательства также дополняется другими нормативными правовыми актами.

Антимонопольное регулирование предполагает проведение детального анализа антимонопольным органом поведения данного хозяйствующего субъекта для определения степени и специфики его воздействия на конкурентную среду отрасли. Важно проводить его качественно и рассматривать отдельно каждый случай. Такой анализ, с одной стороны, позволит решить вопросы текущие, по конкретным рынкам, с другой стороны, даст представление об общей ситуации и поможет скорректировать действующее антимонопольное законодательство. Кроме того, если рассматривать деятельность ФАС, то анализ способствует совершенствованию принятия решений по каждому делу и поможет сделать их более объективными. Проблемой является и то, что в системе государственных органов нет полного, исчерпывающего разграничения полномочий. Одни ведомства имеют слишком большое количество полномочий, и рассмотрение случаев нарушения антимонопольного законодательства становится менее качественным. С другой стороны, у некоторых ведомств забрали некоторые полномочия и функции, которые было бы логично, чтобы они реализовывали в связи с их спецификой.

Такой порядок способствует бюрократизации всей системы, и её результативность снижается. Поэтому необходима серьёзная перестройка системы распределения полномочий, однако, ясно то, что этот процесс может занять достаточно долгое время. Кроме того, чтобы успешно разграничить полномочия, необходима глубокая оценка текущей ситуации и разработка поэтапных мер для создания и реализации новой системы. Помимо этого, применение антимонопольного законодательства, со всеми его ограничениями, запретами, санкциями и проблемами ставит под сомнение необходимость системы с столь сильным административным контролем. Государство очень часто навязывает монополистам и даже не монополистам, а просто эффективным хозяйственным субъектам свою политику, ограничивая их в принятии решений. Например, законодательно запрещено закрывать предприятие, если оно не нарушает какие-либо явные нормы. Однако это лишь один пример. В любой области антимонопольного регулирования найдутся свои рестрикции, каким-либо образом ограничивающие хозяйствующий субъект.

При этом правильность решения о том, является ли субъект монополистом, ещё под вопросом из-за неэффективности ведомств. В связи со всей этой ситуацией, очевидно, что необходим пересмотр ограничений законодательства и функций контролирующих ведомств. Необходимо повысить продуктивность мониторинговых и контролирующих органов. Несмотря на кажущуюся строгость российского антимонопольного законодательства, мало того, что сами нормативно- правовые акты имеют размытое содержание, так ещё и органы, которые должны осуществлять надзор, выполняют свою работу достаточно плохо, часто пропуская средне и сильно монополизированные рынки .

Необходимо вспомнить, какому контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы подвергается малый и средней бизнес. Получается, что вместо того, чтобы ограничивать крупные монополии и развивать малый и средний бизнес, все делается наоборот. Развитие малого и среднего бизнеса является одной из важных составляющих конкурентной экономики, поэтому стоит стимулировать его развитие, улучшая условия, а не ограничивать и сдерживать его. Кроме того, важно модернизировать критерий определения доминирующего положения на рынке. Необходимо разграничить предприятия, добившиеся доминирующего положения путем использования мер добросовестной конкуренции и предприятия, обладающие уникальными конкурентными преимуществами.

В российской антимонопольной политике сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, государственные органы имеют достаточно много полномочий в сфере антимонопольного регулирования и всеми силами стараются реализовать их, причем часто перегибая палку. Например, как уже было сказано ранее, ФАС ограничивает деятельность малого и среднего бизнеса, заводит всё новые дела, якобы на предпринимателей, осуществляющих монополистическую деятельность, хотя, понятно, что малый и средний бизнес не могут существенным образом повлиять на экономику.

Помимо этого, существует большое количество ограничений на рынке, которые не только останавливают монополистов, но и мешают осуществлять предпринимательскую деятельность хозяйствующим субъектам в целом. С другой стороны, в России до сих пор, даже несмотря на все эти меры, действует большое количество монополий. Почему так происходит, когда контролирующие органы имеют так много власти? Ответ кроется в том, как данные органы осуществляют свои полномочия, и как сформулированы данные меры. Контролирующие органы действуют неэффективно, а очень часто они вообще пользуются своими полномочиями и пробелами в законодательстве, чтобы предоставить конкурентные преимущества определенным фирмам. Это является большой проблемой для всей государственной системы.

Вследствие чего, складывается совершенно немыслимая, странная ситуация: с одной стороны, государство обвиняют в слишком большом использовании административных мер, ограничивающих конкуренцию, а с другой стороны, на рынке нет порядка, монополии практически беспрепятственно могут осуществлять свою деятельность, кроме того, появляются все новые монополистические объединения.

Особенно важна деятельность антимонопольной службы при регулировании финансового рынка на новых территориях Российской Федерации, который до сих пор нельзя назвать полностью сформированным. Деятельность антимонопольной политики в Российской Федерации достаточно спорная, прийти к общему мнению сложно. Ясно, что существует множество проблем, которые необходимо решать. Российская Федерация постоянно развивается, развивается рынок, развиваются и институты. Для успешного функционирования всей системы необходима конкуренция, а одним из способов обеспечения конкуренции является эффективная антимонопольная политика.

Таким образом, можно прийти к выводу, что необходима разработка, создание и реализация комплексных мер, обусловленных диалектическим единством достоинств и недостатков монополистической организации рынка, с учетом актуальных общественных проблем и потребностей.

Меры борьбы с монополизацией рынка

Международный опыт знает множество методов борьбы с монополизацией рынков. Самыми широко применяемыми методами являются:

  • — предельное упрощение процедур создания новых фирм;
  • — снятие барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных предприятий, разрешающих контроль над рынком отечественных монополистов;
  • — принудительное разделение крупнейших фирм — монополистов на более малые и независимые друг от друга компании;
  • — введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях установление порядка, при котором поглощение и слияние возможно лишь с разрешения государства (широко используемая мера в странах, как принято считать, с развитой рыночной экономикой);
  • — введение в особо сложных случаях, чаще всего применяемая к естественной монополии, прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке;
  • — наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации, то есть продажи одинаковых товаров на одном и том же рынке по разным ценам разным покупателям.

Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука все же считает нормальным явлением. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет:

  • — создания уникального товара;
  • — эффективного маркетинга;
  • — разработки и освоения новой технологии, позволяющей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Выражение «не лишаясь прибыли» стоит того, чтобы обратить на него внимание. Дело в том, что одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, так же карающийся по закону. Экономическая наука определяет понятие демпинг как продажу товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим продавцу получение прибыли, а иногда и возмещения части затрат.

Первые попытки регулирования деятельности монополий предприняты в нашей стране в 1992-93 годах, особого успеха не принесли. Стало ясно, что особенности структуры российского хозяйства снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономиками рыночного типа. Вот почему весной 1994 года Правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демократизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». С момента принятия закона в России доминирующие на рынке фирмы делятся на три категории:

  • — естественные монополии;
  • — разрешенные монополии;
  • — временные монополии.

Исходя из ранее указанного закона, естественными монополиями считаются отрасли и фирмы, обладающие двумя признаками:

  • а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привезти из других регионов страны;
  • б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм — производителей экономически неэффективно.

В эту категорию попали такие отрасли, как электро- и теплоэнергетические предприятия, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм — производителей обеспечивает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы производящие ликероводочные и табачные изделия, другими словами акцизные товары, требующие лицензирования, и лекарства.

Временные монополии признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров вследствие проводимой ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии по закону находятся под особым вниманием Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании маховика инфляции.

Примером можно считать увеличение стоимости услуги по доставки печатной продукции (газеты, журналы), которая в России превышает стоимости подписки на эту самую продукцию. Многие органы печати были вынуждены ввести такую странную форму распространения своих изданий, как «подписка с получением непосредственно в редакции».

Для регулирования деятельности естественных монополий в 2000 году был создан специальный Единый тарифный орган (ЕТО). Эта организация, созданная Правительством РФ, устанавливает цены на электро- и теплоэнергию, а так же тарифы на перевозку грузов и пассажиров транспортом и перекачку нефтетрубопроводам.

Исходя из вышеперечисленного, в отрасли с естественной монополией свобода ценообразования ограничивается и на смену ей идет государственное экономическое управление.

По отношению к временным монополиям проводиться иная политика. Государство намеревается проводить следующие меры, направленные для уменьшения власти монополий этой категории над отраслью и рынком:

  • — запрещение формирования финансово — промышленных групп, способных занять доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
  • — запретить существующим финансово — промышленным группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов;
  • — поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, для ослабления доминирования монополистов на рынке;
  • — проводить принудительное разукрупнение фирм — монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм;
  • — поощрять новое строительство, а так же создание малых фирм, если это сможет содействовать снижению монополизации рынка.

При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальная их открытость для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эта мера может принести за собой весьма неоднозначные последствия. Дело в том, что большинство отечественных предприятий пока проигрывают зарубежным аналогам, из-за чего можно ожидать, что отечественные предприятия могут вообще потерять рынок, как произошло например с российскими производителями теле и аудио техники после появления на рынке электроники из стран Юго — Восточной Азии.

Таким образом, антимонопольное законодательство России находится на стадии формирования. Учитывая особенности российского монополизма, нельзя считать панацеей в борьбе с недугом российской экономики зарубежный опыт, и ждать от него такой же эффективности, которую мы видим в развитых капиталистических странах. Рынок России сильно отличается от рынка стран с развитой экономикой, и мера, принимаемая для борьбы с общими проблемами в рыночной экономике в России должны быть иными, соответствующими российским реалиям.

Государственная антимонопольная политика — цели и задачи

Антимонопольная политика РФ

Монополия и развитие конкуренции

Современная антимонопольная политика: сущность, виды

Инструменты антимонопольного регулирования

Антимонопольная политика РФ

Антимонопольная политика — это целый комплекс административных, экономических, законодательных мер, направленных на обеспечение эффективности функционирования конкурентоспособного рынка, а также оптимизацию рыночной структуры и ограничение власти монополий.

Основная цель антимонопольной политики — недопущение ограничения конкуренции, а также пресечение монополистической деятельности компаний.

Среди основных мер, осуществляемых в рамках государственной антимонопольной политики, принято выделять следующие:

  1. Прямое регулирование цен. Например, государство обладает правом установления цен или их предельных уровней на следующие виды товаров и услуг:
    • газ;
    • электроэнергию;
    • железнодорожные перевозки;
    • транспортировку нефти;
    • коммунальные услуги;
    • иные виды товаров.

    Как правило, цены на указанные категории товаров определяются на федеральном или региональном уровне.

  2. Установление степени эффективности использования материальных, денежных и трудовых ресурсов для производителей, контролирующих более 35% рынка.
  3. Недопущение создания и формирования новых монополий. Антимонопольный орган контролирует слияние крупных компаний, пресекает возможность ограничения конкуренции.
  4. Контроль с целью недопущения ограничения конкуренции со стороны местных властей.

Подробнее цели и направления антимонопольной политики в РФ изложены в «Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы», утв. Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Собственные акты стратегического характера разрабатывает и непосредственно ФАС России:

  • «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013–2024 годов», утв. президиумом ФАС России 03.07.2013;
  • Приказ ФАС России от 06.07.2015 № 557/15 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг. (II этап — 2016 — 2020 годы)».

Монополия и развитие конкуренции

Монополизацией власти принято считать действия определенной компании, позволяющие ей:

  1. Оказывать существенное влияние на формирование конкуренции.
  2. Ограничивать или вовсе не допускать на современный рынок другие хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, компании).

Основные признаки происходящей монополизации:

  1. Ограничение конкуренции.
  2. Дискриминация или устранение конечных потребителей.
  3. Искусственное завышение цен и стоимости отпускаемых товаров.
  4. Уменьшение количества выпускаемой продукции.

Иными словами, под содержанием монополии можно понимать экономическую власть поставщика (производителя).

Абсолютной противоположностью монополизму является конкуренция.

Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни одно предприятие, ни один изготовитель, поставщик не имеет абсолютной власти над условиями продажи (сбыта) определенных товаров. При этом каждый из таких производителей заинтересован в улучшении качества выпускаемой продукции, технологии изготовления, обновлении ассортимента и снижении при этом убытков и издержек.

Существует несколько понятий конкуренции, основные из которых можно сформулировать следующим образом. Это:

  1. Способ, при помощи которого осуществляется добыча новых знаний и умений.
  2. Особая форма, организация взаимодействия между субъектами, позволяющая значительно экономить существующие ресурсы.
  3. Общественная форма, выражающаяся в соперничестве, направленном на достижение определенных экономических показателей.

Современная антимонопольная политика: сущность, виды

Есть 2 вида государственной антимонопольной политики:

  1. Политика в отношении естественных монополий.
  2. Антимонопольная политика по отношению к искусственным монополиям.

В современной экономике принято считать, что эффективность можно обеспечить путем создания конкурентоспособного рынка. Однако в некоторых сферах это невозможно или неэффективно. В таких случаях речь идет о естественных монополиях, когда всего 1 предприятие имеет возможность обеспечить товарами весь рынок, имея при этом самые низкие затраты по сравнению с теми, которые могли бы быть у конкурентов. Это может быть крупная компания на широком рынке и небольшая, если рынок узок (например, оказывающая услуги по подаче вагонов по ж/д ветке необщего пользования для соседних с этой веткой предприятий).

Зачастую такую монопольную организацию отличают технологические особенности или наличие сетевых структур, таких как:

  • линии электропередач;
  • трубопроводы;
  • системы водоснабжения;
  • железнодорожные пути.

Антимонопольная политика в отношении таких предприятий заключается:

  1. В установлении уровня цен.
  2. Регулировке объемов производства.
  3. Регулировании, а при необходимости смене формы собственности.

Под искусственной монополией принято понимать компанию или группу компаний, которые объединяются с целью подавления других предприятий в этой же сфере и получения большой прибыли.

Политика в отношении искусственных монополий следующая:

  1. Противодействие их формированию.
  2. Разрушение уже сложившихся компаний путем запрета слияния крупных фирм, принудительное раздробление на несколько независимых предприятий.

Инструменты антимонопольного регулирования

Задачи антимонопольной политики РФ делятся на 2 блока:

  1. Формирование, а также способствование развитию конкурентоспособного рынка, создание равных условий для работы всех предприятий.
  2. Ограничение власти, а также пресечение работы уже сложившихся монополий.

Существует несколько инструментов антимонопольного регулирования для полноценного исполнения поставленных задач:

  1. Прямые (административные), к которым можно отнести различные меры, такие как:
    • издание соответствующих законодательных актов;
    • установление запретов (например, на покупку (продажу) товара в другом месте у другого поставщика);
    • применение мер ответственности и наложение санкций за выявленные нарушения;
    • использование особого режима налогообложения монополиста.
  2. Косвенные, то есть такие, при которых:
    • устанавливаются допустимые уровни минимальных и максимальных цен и размеры возможной прибыли (рентабельности);
    • осуществляются выплаты различных дотаций из бюджета;
    • принимаются меры по поддержанию конкуренции;
    • производится разукрупнение предприятия, то есть его разделение на более мелкие фирмы.

***

Антимонопольная политика — это целый комплект мероприятий, осуществляемых государством. Основной целью государственной антимонопольной политики является недопущение ограничение конкуренции и создания монополий.