Антициклическое регулирование

Методы и инструменты государственного антициклического регулирования

О чем пойдет речь

  • • Каковы основные методы государственного антициклического регулирования и антикризисного управления?
  • • Как действуют денежно-кредитные инструменты в антициклическом регулировании?
  • • Какие бюджетно-налоговые инструменты антициклического регулирования применяются?
  • • Какими инструментами можно регулировать развитие крупного бизнеса и повышать его кризисоустойчивость?
  • • Какую роль играет развитие малого и среднего предпринимательства в антициклическом регулировании?

Каковы основные методы государственного антициклического регулирования и антикризисного управления?

Государственное антициклическое регулирование является одним из направлений общего государственного регулирования экономики, которое осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами. Административные методы государственного регулирования экономики подразумевают прямое воздействие на параметры воспроизводства через формирование законодательной базы, контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, применение санкций. Экономические методы предполагают использование рыночных инструментов регулирования деятельности хозяйствующих субъектов посредством налоговой и денежно-кредитной политики, валютного регулирования, воздействия на отношения собственности, участия государства в капиталах компаний и др.

Акцент на применении тех или иных методов государственного антициклического регулирования зависит от фазы экономического цикла. Так, в период подъема могут преобладать косвенные, экономические методы. В фазе спада, характеризующейся сокращением объемов производства и снижением деловой активности, регулирование направлено на активизацию предпринимательской деятельности, освоение новых производств и технологий, что предполагает применение как мягких косвенных экономических методов, так и прямое административное воздействие. В фазе кризиса государственное антикризисное управление реализуется посредством активизации и административных, и экономических методов, от успешности использования которых в значительной степени зависит степень негативного влияния данной фазы цикла и скорость перехода к оживлению и подъему.

Меры, которые использует государство для повышения стабильности, обычно основаны на селективных и системных методах управления. Селективные методы предполагают выборочное оказание помощи, «ручное» управление – выбор объекта оказания поддержки на основе экспертной оценки, разработку индивидуальных мер помощи для конкретного объекта. К системным методам относятся нормативные и правовые акты, программы поддержки, рассчитанные на широкие группы бенефициаров.

Как действуют денежно-кредитные инструменты в антициклическом регулировании?

Согласно теории неоклассического синтеза, на котором основывается современная макроэкономическая политика, система смешанного предпринимательства с помощью соответствующей денежно-кредитной и фискальной политики может избежать эксцессов бума и резкого спада и может рассчитывать на здоровый и прогрессивный рост.

Денежно-кредитное регулирование является в настоящее время одной из форм косвенного воздействия государства на экономику. Современный механизм денежно-кредитного регулирования основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а способность государства воздействовать на предложение денег в экономике – как важнейший фактор финансово-экономической стабилизации. Во всех странах с экономикой рыночного типа денежно-кредитное регулирование рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика свидетельствует, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, – на потребительский и инвестиционный спрос.

Денежно-кредитная политика как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита направлена на регулирование основных макроэкономических параметров: обеспечение стабильности цен, полной занятости, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей – глобальная задача. Текущее денежно-кредитное регулирование ориентируется на более конкретные цели, отражающие его специфику.

Осуществляя политику, направленную на обеспечение экономической стабильности в государстве, правительства и центральные банки разрабатывают денежно-кредитную политику на определенный срок, формулируют промежуточные цели, достижение которых обеспечивает выполнение задачи более высокого порядка, корректируют и конкретизируют выполнение тактических целей.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования являются процентные ставки, норма обязательных резервов, операции на открытом рынке (операции купли-продажи ценных бумаг, совершаемые между Центральным банком и коммерческими банками).

Процесс, посредством которого денежно-кредитное регулирование влияет на уровень затрат всех экономических субъектов, представляет собой трансмиссионный (передаточный) механизм. В современных условиях выявлены несколько основных каналов трансмиссионного механизма денежно-кредитного регулирования.

  • 1. Канал процентных ставок (традиционный механизм) – изменяет предельные издержки заимствования, воздействуя на денежный поток кредиторов и заемщиков, вызывая изменения в инвестициях, сбережениях и совокупном спросе.
  • 2. Канал валютного курса работает как через совокупный спрос (чистый экспорт), гак и через совокупное предложение (внутренняя стоимость импорта).
  • 3. Канал цены активов показывает влияние денежно-кредитного регулирования на цены акций, облигаций, недвижимости и других внутренних активов.
  • 4. Канал кредитования действует через рационирование кредита, обусловленное асимметричной информацией и (или) целевым кредитованием.
  • 5. Канал ожиданий связан с теми результатами, которые отражают меняющиеся представления субъектов экономики о будущем течении времени.

Использование различных каналов трансмиссионного механизма в той или иной стране зависит от структуры кредитно-финансовой системы, степени развития банковской системы и фондового рынка.

В рамках антициклического регулирования государство проводит различную денежно-кредитную политику. В период экономического подъема проводится политика «дорогих денег», направленная на сдерживание экономической активности и недопущение инфляции. Это предполагает повышение процентных ставок, что приводит к удорожанию финансовых ресурсов для инвестиций и отсекает реализацию малоприбыльных проектов. Повышение нормы обязательных резервов и продажа Центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам связывает часть банковской ликвидности и снижает предложение кредитных ресурсов. В периоды кризиса Центральный банк обычно проводит политику «дешевых денег», снижая процентные ставки и норму обязательных резервов и покупая ценные бумаги у коммерческих банков. Эти меры способствуют увеличению банковской ликвидности, расширению объемов кредитования и улучшению условий для осуществления инвестиций, рост которых приводит росту производства и занятости.

В целом мероприятия денежно-кредитной политики, в том числе и антикризисные, могут оказывать противоречивое влияние на развитие экономики и в осуществлении денежно-кредитного регулирования возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации. В первую очередь это обусловлено общими особенностями использования косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательный эффект на других. Например, политика «дорогих денег» снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она связана с уменьшением объемов кредитования и ухудшением условий инвестирования, что может понизить темны экономического роста. В связи с этим очень важно наметить приоритетные цели, а также уметь предвидеть негативные последствия и разработать меры для их нейтрализации.

Однако и здесь возникают свои трудности, обусловленные существованием так называемых временных лагов (временных задержек) между изменениями денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических переменных. В эти периоды ряд привходящих обстоятельств могут нарушить ход экономических процессов и привести к возникновению противоречий между долгосрочными и краткосрочными целями денежно-кредитного регулирования. Подобное явление известно как проблема временных несоответствий. Наличие таких несоответствий, по мнению основоположников теории рациональных ожиданий, способно свести на нет все усилия в рамках монетарной политики властей, направленной на достижение финансово-экономической стабильности.

Вместе с тем в условиях кризиса существуют ограничения традиционных мер денежно-кредитной политики. В частности, это относится к применению инструмента процентных ставок, которое сталкивается с рядом ограничений, если решения по изменению процентных ставок начинают запаздывать по сравнению со скоростью распространения кризисных явлений или значения процентных ставок быстро достигают нулевого порога, после которого их снижение становится невозможным.

В целом Центральные банки достаточно быстро исчерпывают возможности использования традиционных рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования по мере углубления кризиса и расширения его масштабов или возникновения ситуации стагфляции.

В этих условиях традиционные антикризисные меры денежно-кредитной политики, применяемые в рамках антициклического регулирования, дополняются специальными мерами, разрабатываемыми в рамках государственного антикризисного управления.

Пример 2.1

В период экономической рецессии начала 2000-х гг. использование традиционных мер, связанных с понижением процентных ставок, снижением нормы обязательных резервов и повышением уровня ликвидности путем проведения операций на открытом рынке позволили в относительно короткие сроки оживить экономику в развитых странах Северной Америки и Западной Европы. Успешно сработала и такая антикризисная мера как расширение ликвидности. В условиях мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. Федеральная резервная система США (ФРС), Европейский центральный банк (ЕЦБ) и другие центральные банки за относительно короткий срок снизили свои процентные ставки до минимального уровня, достаточно оперативно ввели в действие инструменты расширения ликвидности, но это не привело к оживлению экономической активности. Понадобились дополнительные антикризисные меры, которые не применялись ранее, такие как кредитное расширение и количественное расширение.

Кредитное расширение (credit easing) – в рамках этой меры Центральный банк (ЦБ) выдает займы или покупает активы на различных сегментах долгового рынка, которые считаются приоритетными для функционирования финансовой системы (например, рынок коммерческих ценных бумаг). Предполагается, что участие ЦБ на этих рынках позволяет улучшить ликвидность и снизить премии за риск, что в свою очередь ведет к понижению процентных ставок. Однако при расширении кредита ЦБ в новые сегменты рынка, как правило, ухудшается состав его портфеля, а это может снизить гибкость его политики в будущем. Проводимые интервенции также могут привести к неэффективному распределению капитала, если направления вложений были выбраны неверно. Данная политика ЦБ также часто критикуется из-за непрозрачности распределения средств между частными банками и неподотчетности этих расходов перед законодательной властью.

Количественное расширение (quantitative easing) представляет собой покупки финансовых активов, которые могут сопровождаться созданием новых банковских резервов и увеличением баланса ЦБ. Смысл этой меры состоит в том, чтобы снизить процентные ставки по приобретаемым финансовым активам, среди которых могут быть государственные ценные бумаги. Вместе с дополнительной ликвидностью, получаемой банками на счета в ЦБ, это должно стимулировать кредитование в экономике. Естественным риском такой политики является возможный скачок инфляции.

Банк России не использовал методы кредитного и количественного расширения, но облегчил условия предоставления кредитов коммерческим банкам и увеличил сроки кредитования.

В странах, экономика которых отягчена высоким уровнем инфляции, антикризисные меры в денежно-кредитной сфере могут на первых этапах развития кризиса обусловить необходимость проведения политики абсорбирования ликвидности, которая проводится с использованием традиционных инструментов, в частности повышения нормы обязательных резервов. Принципам стимулирующей антикризисной политики противоречит и повышение процентных ставок, используемое для снижения оттока капитала из страны. Но в условиях финансовой глобализации это может рассматриваться как антикризисная мера, сдерживающая широкомасштабное бегство спекулятивного капитала.

Антициклическое регулирование экономики

Антициклическое регулирование — это система способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. Это комплекс государственных мер воздействия на экономический цикл, основные цели которых — обеспечение полной занятости и снижение темпов инфляции.

Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к двум основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал кривую AD, а классики — линию AS.

Кейнсианский подход: государством используются финансовобюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются.

Классический подход: основным инструментом является денежно- кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Государство проводит политику «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения процентных ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. Налогово-бюджетная политика выступает здесь в качестве вспомогательного инструмента. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки.

Неокейнсианский инструмент регулирования экономического развития страны — бюджетно-налоговая политика. При резком экономическом подъеме правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора-акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к уменьшению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результат деятельности правительства — сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

В противоположном случае правительство должно будет снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы не допустить экономического кризиса и вывести экономику на повышательную волну. Именно в период подъема государство должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для того чтобы финансировать экономику на спаде.

С точки зрения неоклассиков, монетарная (кредитно-денежная) политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице ЦБ должно уменьшить объем наличной денежной массы, в результате чего процентная ставка увеличится. Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и для поддержания своих производственных объемов на прежнем уровне. Совокупное предложение перестанет увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет набирать прежние обороты, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста иен.

Графически направления антициклического государственного регулирования экономики представлены на рис. 14.3.

Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и неоклассиками. Однако неокейнсианцы делают акцент на первой, а неоклассики — на второй (табл. 14.2).

Рис. 14.3. Направления антициклического регулирования экономики

Различия нсоксйнсианского и неоконсервативного направлений антициклического регулирования

Таблица 14.2

Признаки

Нсоксйнсианство

Неоконсерватизм

Ориентации

На спрос

На предложение

Цели

Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)

Создание стимулов деятельности (микроэкономика)

Приоритеты регулирования

Налогово-бюджетная

политика.

Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика.

Налогово-бюджетная политика

Оценка роли государства

Поощрение

Ограничение

Как уже отмечалось ранее, независимо от применяемых инструментов антициклического регулирования цель правительства — достижение постоянного, или устойчивого, экономического роста. В случае резкого экономического роста правительство начинает проводить политику, направленную на охлаждение конъюнктуры (политику сдерживания, или рестрикционную политику), ведущую к уменьшению деловой активности и объема ВВП. Если экономика сталкивается с падением темпов экономического роста, то оно проводит политику, направленную на разогрев конъюнктуры (политику разогрева, или экспансионистскую политику), выражающуюся в повышении деловой активности и объема ВВП страны.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Труды каких ученых посвящены изучению экономических циклов?
  • 2. Что вы понимаете под экономическим циклом?
  • 3. Какие виды циклов вы знаете?
  • 4. Воздействием каких факторов можно объяснить экономические циклы? Какие теории, объясняющие возникновение циклов, вы знаете?
  • 5. Как вы считаете, существуют ли строго повторяющиеся экономические циклы или конъюнктурные колебания не имеют строгой упорядоченности?
  • 6. Дайте свою оценку модели Самуэльсона — Хикса.
  • 7. Что вы можете сказать о модели Тевеса?
  • 8. В чем особенности теории цикла Калдора?
  • 9. Какие неоклассические теории цикла вы знаете? Прокомментируйте их.
  • 10. В чем сущность теории реального экономического цикла?

Государственное антициклическое регулирование

Существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы.

Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм
Ориентации Цели Приоритеты регулирования Оценка роли государства На спрос Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) 1. Налогово-бюджетная политика. 1. Кредитно-денежная политика Поощрение На предложение Создание стимулов деятельности (микроэкономика) 2. 3. Кредитно-денежная политика 2. Налогово-бюджетная политика Ограничение

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах — в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности

В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

Заключение

Проблема цикличности экономики за более чем вековую историю её существования стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития приобрело исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спады и рецессии в хозяйственной жизни страны.

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям людей, что не может не беспокоить цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории

Таким образом, цикличность выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Список используемой литературы

1. Вводный курс по экономической теории. (Учебник МГУ) — М.: Инфра-М., 2001 г..

2. Кемпбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю — Экономикс, Москва, 2003г.

3. Самуэльсон П. А. — Экономика, Москва, 2000г.

4. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. — М., 2007г. (электронная библиотека Гумер)

5. Экономическое наследие Н.Д.Кондратьева и современность. — СПб., 2000г. (электронная библиотека Гумер)

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989. стр.261-262.

Вводный курс по экономической теории. (Учебник МГУ) — М.: Инфра-М., 2001 г.. стр. 362

Там же.

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. стр.58.

Вводный курс по экономической теории. (Учебник МГУ) — М.: Инфра-М., 2001 г.. стр. 371

Государственное антициклическое регулирование

цикл экономический промышленный регулирование

Методы государственного антициклического регулирования

Антициклическое регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.

В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.

После второй мировой войны в большинстве развитых стран мира были расширены антикризисные меры государства, а также дополнены определенными антициклическими средствами в отношении смягчения циклических колебаний. В частности, антикризисные меры были расширены за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг, стимулирования жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует сроки погашения кредитов, размер процента и т. д.), проведения политики ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового оборудования, снижения налогов на прибыль корпораций и др. Обобщающим показателем влияния государства на экономический цикл является доля государственных расходов в ВВП и, прежде всего, государственные закупки товаров и услуг. В середине 90-х гг. доля государственных расходов в ВВП составляла в Японии около 35, а в Швеции — более 70 %.

Особенности антициклического регулирования в значительной мере обусловлены доминированием в экономике монополий. Э.Чемберлин вполне убедительно доказал, что даже при отсутствии соглашений (устных или письменных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Э.Чемберлин и другие западные ученые справедливо указывали на отсутствие гибкости цен, их подвижности в сравнении с периодом свободной конкуренции. Если раньше цены во время экономического кризиса резко понижались, то в условиях господства коллективных монополий они остаются неизменными или даже растут. Это обусловлено тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен.

Этой негативной тенденции может противостоять только деятельность государства по стимулированию денежного спроса с помощью соответствующей денежно-кредитной политики. Этот метод активно использовался в послевоенный период и способствовал сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы увеличения денежной массы, как правило, были более высокими, чем их рекомендовали монетаристы. Вместе с тем, значительное увеличение денежной массы, наряду с действием других факторов, например, резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса, привело в конце 60-х — в начале 70-х гг. к усилению инфляционных тенденций, и темпы роста цен в середине 70-х гг. составляли более 10 %.

Учитывая это, в 80-х гг. правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, проводить политику «дорогих денег». Средством достижения этой цели стало осуществление жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса государство увеличивает резервную норму (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы), снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.

Преимущество метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки.

С целью расширения совокупного спроса в фазах кризиса и депрессии государство проводит политику «дешевых денег», снижает ставки налогов на прибыль, заработную плату, предоставляет льготы при условии ускоренного списания стоимости основных фондов, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственный сектор, прежде всего, в отрасли экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро- газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.) Так, в США из почти 43 тыс. миль межштатной системы скоростных автомагистралей ежегодно становятся непригодными около 2 тыс. миль, которые необходимо ремонтировать за счет государственного бюджета. В 1948—1949 гг., чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (в сравнении с 1946 г.). Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался. Так, их часть в ВНП за период 1970-1985 гг. снизилась, %: в ФРГ — с 6,1 до 3,9, во Франции — с 4,2 до 3,0, в Великобритании — с 5,0 до 2,4, в странах ЕС-с 5,0 до 4,0.

В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного «перегрева» экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой. При этом между принятием мер в области кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит длительный промежуток времени. По оценке западных ученых, этот временный лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема — 10—24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, что в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса, поэтому исключительно важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла.

В общем виде мероприятия антициклической политики государства могут быть представлены с помощью таблицы:

Вид политики

Подъем

Кризис

Денежно-кредитная

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная

Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета

Политика заработной платы

Понижение заработной платы

Повышение заработной платы

Инвестиционная политика

Сокращение государственных инвестиций

Увеличение государственных инвестиций

Антициклическое и антикризисное регулирование осуществляется экономическими, правовыми и административными методами.

Антициклическое регулирование со стороны олигополии осуществляется посредством выработки ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического регулирования, синхронизации экономического цикла.

Антициклическое регулирование в современных условиях также обусловливают значительные различия между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем:

  • 1) современные кризисы менее глубоки, но происходят чаще;
  • 2) в отличие от кризисов в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей);
  • 3) если во время кризисов в прошлом происходило резкое снижение цен, в современных условиях оно, как правило, отсутствует;
  • 4) современные экологические циклы характеризуются менее продолжительным периодом прохождения фаз собственно кризиса и депрессии, и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема;
  • 5) в отличие от стихийного характера кризисов в прошлом, современные экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются регулированию;
  • 6) в современных условиях наблюдается синхронизация экономического цикла, прежде всего, финансовых кризисов. Свидетельством последнего является финансовый кризис в Японии и Южной Корее, разразившийся в конце 1997 г. С целью его локализации, недопущения его разрастания МВФ и Мировой банк предоставили Южной Корее беспрецедентный за всю историю своего существования кредит в сумме 47 млрд. дол..

Антициклическое регулирование экономики направлено

на сокращение кризисного падения производства

на ускорение экономического роста

на стабилизацию экономического развития

21. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

+в) на стабилизацию экономического развития;

22. Циклический характер экономического развития характерен для:

+а) для рыночной экономики;

б) для традиционной экономики;

в) для командно-административной экономики.

23. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВВП от реального составляет:

а) 2%;

б) 4%;

в) 3%;

+г) 5%;

24. Номинальный ВВП=750 млрд. долл., естественный уровень безработицы = 5%, фактический уровень безработицы = 9%. Какой объём продукции в денежном выражении недопроизводится в стране? (коэффициент Оукена = 2,5

а) 115;

б) 130;

+в) 75.

ТЕМА 9. ИНФЛЯЦИЯ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

1. Инфляция – это:

+а) падение ценности или покупательной способности денег;

б) рост стоимости жизни;

2. Повышение цен на энергоресурсы дает:

а) инфляцию спроса;

+б) инфляцию предложения;

3. (Цены текущего месяца/цены базового месяца) х 100% — это;

+а) уровень инфляции;

б) темп инфляции.

4. (( Индекс цен текущего месяца- индекс цен прошедшего месяца)/ Индекс цены текущего месяца) х 100% — это:

+а) темп инфляции;

б) уровень инфляции.

5. Пусть сокращение инфляции на 1 процентный пункт сопряжено с падение реального ВНП на 5% в год. По закону Оукена отклонения уровня безработицы от естественного на 1 процентный пункт вызывает изменения ВНП на 2% за тот же период. Каков будет уровень циклической безработицы, если инфляция сократиться на 3 процентных пункта?

а) 6%;

б) 10%;

в) 5%;

+г) 7,5%.

6. Если реальный ВНП равен потенциальному, то в соответствии с кривой Филипса, учитывающей инфляционные ожидания, можно утверждать, что фактический уровень инфляции равен нулю?

а) да;

+б) нет.

7. Рост ожидаемой инфляции служит причиной сдвига кривой Филипса (с уровнем инфляции по вертикальной оси):

а) вправо на величину, равную росту инфляции;

б) влево на величину, равную росту инфляции;

в) вниз на величину, равную этому росту;

+г) вверх на величину, равную этому росту.

8. Если сравнить ситуацию, когда поведение экономических агентов основано на том, что ожидаемая инфляция равна инфляции ожидаемого года, с поведением экономических агентов, соответствующим концепции рациональных ожиданий, то можно предположить, что движение экономики к новой точке долгосрочного равновесия (когда уровень безработицы равен естественному) вследствие изменений в фискальной или денежной политике требует:

+а) меньше времени;

б) больше времени;

в) столько же времени.

9. Для борьбы с инфляцией Центральному банку следует:

а) выпускать государственные ценные бумаги;

б) уменьшить норму банковских резервов;

+в) уменьшить учетную ставку, которая приведет к уменьшению процентов по вкладам в коммерческих банках.

10. Государственная антиинфляционная политика в длительной перспективе опирается на:

а) увеличение финансирования отдельных видов деятельности;

б) рост дотаций и субсидий;

в) рост бюджетного дефицита;

+г) лимитирование денежной массы.

11. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно:

+а) всему населению страны;

б) продавцам, торгующим в рассрочку;

в) клиентам банка, взимающего фиксированный процент;

г) правительству страны.

12. От внезапного роста инфляции выгадают, скорее всего:

а) люди, живущие на фиксированную пенсию;

б) владельцы страховых полисов, застраховавшие свою жизнь;

+в) вкладчики сбербанков;

13. Согласно монетаристской концепции между инфляцией и безработицей существует обратная зависимость:

+а) в краткосрочном периоде;

б) в долгосрочном периоде;

в) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

14. Инфляционный налог повышается, если:

а) увеличивается выпуск государственных облигаций;

б) повышается ожидаемый темп инфляции;

+в) повышается фактический темп инфляции;

г) уменьшается спрос населения на реальные кассовые остатки.

15. Дефицит государственных бумаг непосредственно не приводит к инфляции, если он:

а) не превышает 5 % от ВВП;

+б) фиксируется за счет размещения государственных облигаций;

в) финансируется за счет правительственных займов у Центрального банка;

г) покрывается за счет выпуска дополнительного количества наличных денег.

16. Инфляцию спроса может вызвать следующий фактор:

+а) рост дефицита государственных бумаг;

б) повышение цен на нефть;

в) снижение предельной склонности к потреблению;

г) повышение ставок подоходного налога с населения.

17. Инфляция предложения может возникнуть в результате:

а) роста дефицита государственного бюджета;

б) увеличения дефицита платежного бюджета страны;

+в) повышения ставок заработной платы;

г) увеличения чистого экспорта.

18. Если повышаются цены на сырье, растет заработная плата, а объем производства и занятость снижаются, то это:

а) инфляция избыточного спроса;

б) стагфляция;

+в) инфляция издержек производства.

19. Если номинальный доход повысился на 8 %, а уровень цен возрос на 10%, то как изменился реальный доход:

а) возрос;

+б) уменьшился;

в) не изменился.

20. Что из перечисленного ниже, скорее всего, станет причиной роста инфляции:

+а) рост цен на энергоносители;

б) начало разработки обширного угольного бассейна;

в) повышение Центральным банком учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц.

21. При росте темпа инфляции рыночная цена государственных обязательств с фиксированным процентом:

а) будет иметь тенденцию к росту;

+б) будет иметь тенденцию к снижению;

в) будет стабильна и равна номиналу;

г) упадет до нуля.

22. При снижении темпа инфляции выиграют:

+а) кредиторы и работники с фиксированной заработной платой;

б) должники и работники с фиксированной заработной платой;

в) кредиторы и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату;

г) должники и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату.

23. Что из перечисленного ниже не имеет отношения к инфляции издержек?

+а) рост занятости и выпуска;

б) «догоняющий» рост заработной платы;

в) шоки предложения;

г) рост издержек на единицу продукции.

24. Как изменится реальный доход работника, если за год его номинальный доход увеличился с 30 до 40 тысяч у.е., а темпы инфляции составили 10%:

а) недостаточно информации;

б) не изменится;

в) уменьшится;

г) возрастает.

25. Какой из приведенных ниже вариантов верный?

а) при повышении уровня инфляции коэффициент монетизации увеличивается;

б) при повышении уровня инфляции коэффициент монетизации уменьшается;

в) не существует никакой связи между уровнем инфляции и коэффициентом монетизации.

26. Годовой рост цен в интервале от 101 до 240% имеет инфляция:

+а) галопирующая;

б) умеренная;

в) гиперинфляция.

27. Взаимосвязь инфляции и безработицы отражает:

а) кривая Лоренца;

б) закон А. Оукена;

+в) кривая Филипса.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 3377 | Нарушение авторских прав