Архитектура Москвы и Петербурга

Содержание

Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»

Почему от падения старых стен сотрясается общество?

С тех пор как 31 января 2020 года соцсети России облетел чудовищный видеоролик, в котором рушится крыша спортивно-концертного комплекса (СКК) «Петербургский» и погибает рабочий, не успевший запрыгнуть в «люльку», стало понятно, что история со сносом СКК, который в городе на Неве называли «Колизеем», не забудется никогда.

И дело не только в том, что снос здания повлек смерть человека и будет следствие и, возможно суд, если только все не свалят в конце концов на самого же погибшего.

На глазах у всего Петербурга убивали не просто здание, а часть биографии большинства его жителей. Часть их жизни, проще говоря. Такое не забывается.

Истоки сопротивления

Еще в Москве начала 2000-х, в разгар беспощадного «градостроительства» времен Юрия Лужкова, я спрашивал себя: почему городское общество практически не реагирует на гибель практически бесценных архитектурных и исторических памятников — палат XVII века или домов, связанных с жизнью Пушкина, но дружно вступается, например, за «Военторг» на Воздвиженке, «Детский мир» на Лубянке и гостиницу «Москва»? Ответ тот же: как только «реконструкция Москвы» начала покушаться на здания или пространства, которые казались горожанам частью их собственной жизни, рождалось сопротивление.

То же, кстати, и в современной Москве — на защиту знакомых улиц и домов, как, например, дом Булошникова на Большой Никитской или квартал в Палашевских переулках, поднимаются люди, далекие от «охраны памятников».

То же и в Петербурге — СКК давно, для нескольких поколений, стал частью общегородской биографии.

Его архитектурные и инженерные особенности ценили знатоки, а все остальные помнили, как ходили сюда на концерты, как праздновали в 1984-м невиданный триумф футбольного «Зенита», еще ленинградского…

Поэтому покушение на СКК вызвало у горожан весьма болезненную реакцию.

2 февраля, через два дня после намеренного обрушения кровли, результатом которого стала гибель 80 процентов конструкций и стен здания, собрался общегородской митинг. За несколько часов до его начала полиция задержала активистку, написавшую на заборе вокруг руин СКК фразу «Не простим вандалов». Слова «и убийц» она дописать не успела.

Зато их досказали на митинге, где тема сознательного убийства стала лейтмотивом. «На наших глазах убили ребенка,— говорил один из ораторов.— Что такое сорок лет для уникального строения со столетним запасом прочности? Это юность. Но его убили — на камеру, цинично, чтобы все видели, кто тут хозяин и кто диктует свою волю».

Профессиональным сообществом снос СКК расценен почти в тех же выражениях. Санкт-Петербургский союз архитекторов опубликовал в феврале весьма резкое заявление:

«Совершен беспрецедентный акт вандализма… уничтожен один из важнейших материальных объектов, созданных народом России в ХХ веке… День 31 января стал в Санкт-Петербурге рубежом противостояния граждан, отстаивающих интеллектуальные ценности своего народа, и людей, пытающихся поспешно, на грани криминала, решить пусть важные задачи ценой игнорирования предметов национальной культуры и искусства».

Фирменный почерк

Его сокрушение 31 января Санкт-Петербургский союз архитекторов квалифицировал как «беспрецедентный акт вандализма»

Фото: РИА Новости

Сейчас архитекторы призывают восстановить снесенное здание, благо «имеется реальная техническая возможность воссоздания конструкции по сохранившейся документации СКК».

Мало того. Борьба за СКК примирила, надо заметить, петербургских архитекторов и градозащитников, редко выступающих единым фронтом.

Санкт-Петербургское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) и городской Союз архитекторов еще в начале 2019 года подали в петербургский Комитет по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП) совместное заявление о присвоении СКК статуса объекта культурного наследия. Это требование поддерживали и видные эксперты в области архитектуры и искусства, в частности петербургское отделение Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).

КГИОП отказал, сославшись на то, что закон позволяет присваивать этот статус зданиям не моложе 40 лет.

Градозащитники, однако же, нашли в архивах документы от 29 декабря 1979 и 31 января 1980 годов, в которых фиксировалось, что здание СКК введено в эксплуатацию. 40 лет, таким образом, уж точно исполнялось 31 января 2020 года, в пятницу. В ближайший рабочий день, 3 февраля, градозащитники собирались подать в КГИОП новое заявление о постановке здания под госохрану. И обнародовали это намерение.

Если бы КГИОП принял заявление к рассмотрению (а причин отказать не просматривается), здание нельзя было бы сносить — по крайней мере, до окончания разбирательства о его историко-культурной ценности.

И… 31 января 2020 года начались работы по демонтажу уникальной мембраны-кровли СКК, в результате чего здание рухнуло. В случайное совпадение этих дат и событий поверить невозможно. Уничтожение предмета разбирательства накануне разбирательства —фирменный почерк отечественных застройщиков в больших и малых городах.

Цена утраты

Инвестором проекта спортивной новостройки на месте СКК считается петербургский хоккейный клуб СКА, а проект разрабатывала компания «СКА-Арена». С ней у петербургских властей подписано концессионное соглашение. А на Петербургском международном экономическом форуме в 2018 году соглашение о намерениях реконструировать СКК с городской администрацией подписал президент хоккейного клуба СКА Геннадий Тимченко. По совместительству — нападающий знаменитой «Ночной хоккейной лиги» и председатель совета директоров КХЛ. Так что всем было ясно, что намерения более чем серьезные.

Новый архитектурный проект еще не утвержден окончательно властями Санкт-Петербурга, однако же о нем известно, что новый спортивный комплекс должен превзойти СКК по габаритам и вместимости. Ядром «многофункционального спортивного комплекса» должна стать ледовая арена на 20 тысяч зрителей, на которой планируется проводить матчи чемпионата мира по хоккею 2023 года. Сообщалось также, что проект предполагает строительство на прилегающей к новой арене территории около 300 тысяч кв. м жилой недвижимости и объектов «социальной инфраструктуры». В общем, лакомый проект, с какой стороны ни посмотри. Стоимость его оценивалась в 25 млрд рублей.

О сносе старого доброго СКК инициаторами проекта напрямую не говорилось, но после 31 января 2020 года стало ясно, что сохранение памятника архитектуры «советского модернизма» в их планы не входило.

На митинге протеста жители Северной столицы пошли еще дальше: они требуют воссоздать разрушенное

Фото: Майя Жинкина, Коммерсантъ

Меж тем спортивно-концертный комплекс, построенный к Олимпиаде 1980 года по проекту известных ленинградских архитекторов того времени Николая Баранова и Игоря Чайко, безусловно, был незаурядным сооружением. Архитектура СССР последней трети ХХ века до сих пор, пожалуй, не имеет полной и законченной истории; однако же ясно, что нельзя считать этот период эпохой безвременья. Были мастера, были и здания, это отчетливо видится теперь, на расстоянии, да еще и на фоне нынешних архитектурных «откровений» Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря уж о провинциях.

Петербургский СКК современные специалисты по истории советской архитектуры считают «очень остроумно придуманным зданием, содержащим в себе исторические реминисценции, но по-модернистски легким, устремленным вверх, создающим необходимое для соревнований напряжение». Не случайно и то, что в Петербурге его звали «Колизеем» — за схожие с прототипом очертания.

Главной «изюминкой» комплекса, особо ценимой специалистами, было безопорное перекрытие 160-метрового пролета — висячая стальная мембрана, растянутая между 56 стальными опорами. Спроектированная инженерами ленинградского института ЗНИИЭП, эта кровля-мембрана площадью около двух гектаров сорок лет выдерживала петербургские дожди и снегопады.

Считается, что именно благодаря этому новаторскому инженерному решению в 1988 году СКК был включен французскими экспертами в список величайших технических достижений ХХ века.

ССК больше нет, но борьба за него не закончена. Градозащитники заявляют, что в гибели СКК виновны городские власти и КГИОП, ничего не сделавшие, чтобы его сохранить. Но констатациями они не ограничиваются. Заявлено, что теперь борьба пойдет за восстановление СКК (этот тезис, правда, не все разделяют) и за ныне существующий вокруг него сквер, против застройки его новыми жилыми домами.

Что бы ни принесли следующие раунды, ясно, что Санкт-Петербург останется в проигрыше. Нет, новый хоккейный стадион, понятное дело, построят, будут проводить на нем чемпионаты мира и разные общегородские приятности.

Ценители советского модернизма будут тихо грустить или громко возмущаться… в общей массе избирателей или потребителей новых жизненных благ их процент ничтожен.

Но вот тысячи людей, частицу биографии которых превратили в пыль и прах 31 января,— что делать теперь с их чувствами и отношением к властям? К тем, кто «играл на опережение», начиная сокрушение «Колизея» за два дня до подачи заявления о постановке его под госохрану?

К тем, кто теперь разводит руками и говорит, что ничего не знал ни о планах сноса, ни о дате «противоаварийного» обрушения кровли? К тем, кто пишет в соцсетях комментарии о том, что это всякие градозащитники и эксперты виноваты в гибели человека: не защищали бы СКК, мол, так давно бы уже все снесли и была бы тишь да гладь…

Итого: российская архитектура и город Санкт-Петербург утратили СКК, активным горожанам показали, что их мнение мало что значит, а петербургская власть явно потеряла часть сторонников или хотя бы тех, кто еще верил в ее добрые градостроительные намерения.

Кто же в выигрыше? Возможно, инвесторы и бенефициары проекта. Но разве стоит их частный выигрыш таких общих жертв?

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга XVIII века

Для русского зодчества XVIII века характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Продолжая свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры.

По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины XVIII века может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко. Но русское зодчество обладало значительно большей простотой форм, чем западное барокко. Особенностями русского барокко являются обилие сложных, криволинейных форм, масштабные колоннады, обилие скульптур на фасадах и в интерьере, многоярусные купола со сложной формой.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм. Он был призванн выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества. Особенностями русского классицизма являются простота и симметрия форм зданий, сдержанный и простой внешний декор с колоннами, пилястрами, капителями и статуями, строгие, повторяющиеся линии, окна прямоугольные, эффект перспективы. Получило некоторое распространение течение «псевдоготика», когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и в стиле ампир.

Архитектура Москвы первой половины XVIII века

Русский зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский. С его именем связаны два памятника русской архитектуры в Москве: колокольня Троице-Сергиевой лавры и каменные Красные ворота.

В 1740 году началось строительство Троицкого монастыря под руководством И.Ф. Мичурина и И. Жукова. В 1747 году руководить строительством стал московский архитектор Д.В. Ухтомский. В 1753 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна, которой был представлен новый план дальнейшего возведения звонницы. Ухтомский предложил сделать ее самым высоким сооружением – выполнить не 2 яруса, а 4, возвышающихся на двухэтажном постаменте. Проект был одобрен, и к 1770 году на территории монастыря возвышалась 88-метровая колокольня. На постамент в виде двухэтажного яруса поставили 4 яруса, каждый следующий меньше по размерам, чем предыдущий. Необычный золоченый купол с коронами гармонично сочетается с белоснежным цветом стен.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Они были построены из дерева, неоднократно подвергались пожару и восстанавливались. В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку. Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи». Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году.

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в XVIII веке.

Доменико Трезини принадлежат типовые проекты жилых домов, дворцов, храмов, различных гражданских сооружений.Лучшим и наиболее значительным творением является Петропавловский собор. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела.

В 1722–1733 гг. создается другое сооружение Трезини– здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Строгие пилястры используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада.

По проекту Трезини был создан также Летний дворец. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Дворец окружен водой с трех сторон. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне.

Многообразной была деятельность Михаила Григорьевича Земцова. Он участвовалво всех крупных работах Трезини, завершил постройку здания Кунсткамеры, построил церкви Симеона и Анны, Исаакия Далматского и ряд других сооружений Петербурга.

Архитектор Петр Михайлович Еропкин дал замечательное решение трехлучевой планировки Адмиралтейской части Петербурга.Иван Кузьмич Коробов – создатель первого каменного здания Адмиралтейства. Увенчанная высоким тонким шпилем, перекликающимся со шпилем Петропавловского собора, башня Адмиралтейства построенная в 1732–1738 гг., стала одним из важнейших архитектурных ориентиров Петербурга.

В середине XVIII векаразворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Большое значение имела перестройка дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамблябыло намечено в 1704 г. самим Петром I. Основным автором планировки выступал Жан Батист Леблон. Ансамбль Петергофа был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений. Замысел объединил в одно целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом. Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Ондал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями. В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.

В 1714–1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включаются Ж. Б.Леблон и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

В 1735 г. была установлена центральная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено).

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого, так называемого Корпуса под гербом.

Растрелли поручили перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада.

В 1754—1762 гг. Растрелли строит Зимний дворец в Петербурге. Он решен в плане огромного замкнутого прямоугольника. Главный вход во дворец находился в то время в просторном внутреннем парадном дворе.Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

Растрелли и в церковном зодчестве оставил чрезвычайно ценное произведение – проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В. П. Стасовым в первой трети XIX в. Важная часть всего ансамбля, девятиярусная колокольня собора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время здесь есть и характерные черты архитектуры середины XVIII века: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора.

Основанный Петром в начале XVIII столетия Санкт-Петербург сегодня считается одним из красивейших городов мира, и сотни тысяч туристов с разных уголков земного шара приезжают в город на Неве, чтобы насладиться великолепием и величием его архитектуры. Но сегодня поговорим не о зданиях, а о людях, которые возвели эту красоту, и в нашем обзоре самые известные архитекторы Санкт-Петербурга, а также их величественные архитектурные творения. Ведь именно произведения архитекторов современности и прошлого создают тот неповторимый образ Петербурга, который по праву называют «городом дворцов». Для удобства восприятия разместим архитекторов в хронологическом порядке.

Доменико Трезини (1630-1734)

Доменико Андреа Трезини в России называли на русский лад Андреем Петровичем Трезиным. Великий архитектор родился в небольшом городке на границе Италии и Швейцарии, а в 1703 году по приезду в Россию, стал первым архитектором Петербурга.

На фото: Петропавловский собор в Петропавловской крепости

По его проектам были возведены Благовещенская церковь в лавре, Петровские ворота, но главное именно по его проектам шла городская застройка и планировка улиц.

В 1712 году стал архитектором Петропавловского собора в Петропавловской крепости, а в 1724 году начал работу над возведением Здания Двенадцати коллегий.

Джованни Мария Фонтанa (1670-1712)

Архитектор. Родом из Италии прославился постройкой великолепных зданий в Москве и в Санкт-Петербурге, среди которых особо выделяется Меншиковский дворец в северной столице.

На фото: Большой дворец (Ораниебаум)

Работал в изысканном стиле барокко, часто вдохновляясь архитектурными шедеврами античности. А вот Лефортовский дворец, построенный еще в 1699 году, Фонтана перестроил по указанию нового владельца Александра Меньшикова.

Среди других его работ стоит также отметить Большой дворец в Ораниенбауме, возведенный также по указу близкого соратника Петра I.

Жан-Батист Александр Леблон (1679-1719)

Французский архитектор стал первым, кто разработал детальный план застройки Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове. В 1716 г. Леблон был назначен главным архитектором города и занимал эту должность до самой смерти.

Петергоф

Архитектор Петергофа активно принимал участие в планировке верхнего парка, отделке Летнего дворца Петра I, руководил строительством фонтанов и разбивкой аллей.

По одной из версий, Леблон умер, не выдержав оскорблений со стороны русского императора, который, поверив слухам, оскорбил и ударил палицей талантливого архитектора.

Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1742)

Говоря об архитектуре Санкт-Петербурга, сразу вспоминается имя великого итальянского архитектора. В 1715 году семья Франческо приехала в Россию, где он и начал свою блистательную карьеру архитектора.

Первые свои оригинальные архитектурные творения итальянец создает в Курляндии, а со временем становится обер-архитектором Елизаветы Петровны.

Зминий Дворец

Архитектор Мариинского дворца в Петергофе, архитектор Зимнего дворца в центре города, а также автор многих других великолепных зданий в Петербурге, в том числе и построивший Большой дворец в Петергофе, Франческо Растрелли стал ярким представителем так называемого елизаветинского барокко, и оставил о себе добрую память, застывшую в великолепных постройках. Вершиной его творчества стал Екатерининский дворец в царском селе, возведенный по личному распоряжению Екатерины I.

Савва Чевакинский (1709-1776)

Известный русский архитектор елизаветинского барокко родился в тверской губернии, а работал в основном по заказам российского флота, будучи главным архитектором Адмиралтейства.

На фото: Никольский морской собор

Особенностью его зданий стали колоны, которые Чевакинский размещал на выступающих углах своих строений, делая, таким образом, закругленные фасадные линии. Таким пред нами предстает Дом Шувалова и многие другие творения архитектора.

Кроме колонн на углах, Савва активно использовал кованые балкончики и декорированные в растительном стиле фасады своих зданий.

Антонио Ринальди (1710-1794)

Еще один талантливейший итальянский архитектор, который работал и прославился в России. Прибыл в Российскую империю в 1751 году, а до этого долго путешествовал по Европе, вдохновляясь шедеврами лучших зодчих прошлого.

На фото: Мраморный дворец

Ринальди стал автором строительства Большого дворца в Гатчине, возвел Екатерининский собор в Ямбурге. В самом Петербурге по его проектам возвели Мраморный дворец, Большой театр, а также множество других строений гражданского и церковного предназначения.

Именно Ринальди в 1783 г. закончил строительство, начатое еще в 1738 году церкви Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте.

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800)

Прославился этот француз тем, что первым в Российской империи стал профессором архитектуры, а до приезда в Россию учился мастерству в Париже и Риме.

В 1756 году была основана Академия художеств в России, а проект ее создания поручили Жаку Франсуа Блонделю, у которого учился Валлен-Деламот. Ученик совместно с русским архитектором Кокориным переделали проект, и здание Академии стало величественным символом правления Екатерины II.

На фото: Академия художеств России

Жан Батист, в основном, разрабатывал лишь проекты зданий, не принимая прямого участия в их строительстве. Воспитал новое поколение российских архитекторов, а в 1775 году вернулся во Францию.

Этьен Фальконе (1716-1791)

Французский скульптор, в произведениях которого ярко отразились европейские идеи классицизма. Родился он в Париже, а с 1766 по 1778 год жил и работал в Петербурге.

Этьен работал в художественной мастерской на Большой Морской улице, а вошел в историю российского города, как создатель памятника Медный всадник. Именно в этом своем творении Этьен воплотил давние свои мечтания создать монументальное произведение.

Творение, посвященное Петру I, установили на Сенатской площади в честь 20-летия правления Екатерины II, в 1782 г., когда Этьен уже покинул Россию.

Юрий Фельтен (1730-1801)

Русский архитектор получил образование в Германии. И долгое время работал под началом Растрелли, а в 1772 году получил звание академика. Был директором академии художеств и ведущим архитектором при дворе Ее Величества.

Многие его постройки храмовой и дворцовой архитектуры и сегодня являются важнейшими украшениями Петербурга. В 1764 году начал работы по созданию Малого Эрмитажа, а в 1771 разрабатывает проект и начинает строительство еще одного величественного дворцового комплекса — Большого Эрмитажа.

Активно работал и в архитектуре малых форм, создавая неповторимые и оригинальные здания.

Василий Баженов (1737-1800)

Представитель классицизма, художник, архитектор Василий Баженов еще в студенческие годы стал работать помощником Чевакинского при строительстве Никольского собора.

На фото: Михайловский замок

Стал автором Михайловского замка в Петербурге, который еще называют Инженерный — крупнейшего памятника архитектуры, завершившим эпоху XVIII века.

По его проекту и под прямым руководством возвели красивейшие здания Петербурга и его окраин. Баженов работал при дворе Павла I. А также преподавал в Московском университете. Он начал проект постройки Смольного института, который уже закончил Кваренги.

Джакомо Кваренги (1744-1817)

Итальянского живописца и архитектора в 1780 году пригласила работать в Россию сама императрица Екатерина II. Джакомо с удовольствием принял предложение, и оставил о себе добрую память в зданиях и созданных по его проекту дворцах.

На фото: Эрмитажный театр

Возвел в городе множество церквей, а также Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, знаменитый Дворец Юсуповых и дом Салтыкова на Дворцовой набережной.

Кроме Петербурга работал в Москве и других регионах России. Память о талантливом, творческом человеке увековечена в названиях улиц в его родном Бергамо и Санкт-Петербурге.

Продолжение статьи ЧИТАЙТЕ на следующей странице ↓↓↓

>>> ЧАСТЬ 2. АРХИТЕКТОРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА <<<

Сегодня представляем вам статью по теме: «достопримечательности москвы и санкт петербурга» с полным описанием куда стоит поехать и что посмотреть. Так же в мы предлагаем интересные комментарии путешественников.

Эрмитаж слово знают во всем мире. Несмотря на его французское происхождение, сегодня оно неотрывно связано с Россией. Эрмитаж – достопримечательность Санкт-Петербурга и символ российской культуры. Эрмитаж хранит в себе почти три миллиона экспонатов из разных исторических эпох. Но славен он не только своими коллекциями.

Среди зданий Эрмитажа выделяется роскошью и размерами Зимний дворец. Он был построен для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого. Возведение его было завершено в 1762 году. Разработкой проекта занимался итальянский архитектор Бартоломео Растрелли.

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь – именно здесь, в самом центре культурной столицы России, находится один из самых величественных памятников не только в нашей стране, но и в мире – Александровская колонна. Вот уже более 180 лет ангел на вершине грандиозного гранитного столба осеняет своими крылами град Петра, олицетворяя победу добра над злом и мира – над войной.

Видео (кликните для воспроизведения).

Санкт-Петербург своим появлением обязан Петру I. Восстановление выхода в Балтийское море и закрепление здесь российского присутствия требовало решительных мер. В 1703 году, после победы над шведами, в дельте Невы Петр повелевает заложить крепость.

Если вы решили заглянуть на пару дней в Петербург, насладиться его красотой и вдохновиться архитектурой XVIII-XIX веков, нагулявшись по Невскому проспекту и осмотрев Эрмитаж, обязательно посетите стрелку Васильевского острова, чтобы своими глазами увидеть одну из визитных карточек города на Неве – Ростральные колонны.

В начале XVIII века на месте будущего Петербурга, у речки Черная в глухом месте среди лесов и болот началось строительство монастыря. Образовалась слобода ремесленников и мастеровых. Со временем просека, ведущая сюда, станет знаменитым Невским проспектом, речка Черная назовется Монастыркой, а сам храм станет духовным сердцем Санкт-Петербурга.

Спас на Крови задумывался как памятник царю-освободителю Александру II, и был построен на месте покушения на императора, закончившегося его смертельным ранением. В первый день марта 1881 года на Екатерининском канале (ныне – канал Грибоедова) организацией «Народная воля» было совершено очередное покушение на Александра II, на этот раз успешное.

Исаакиевский собор, грандиозный по своим размерам, представляет собой одно из величайших купольных зданий в Европе. Построенный в XIX веке, он вобрал в себя лучшие достижения инженерно-строительной мысли, живописи, скульптуры, мозаики и других видов искусства того времени.

Собор Казанской Божьей Матери – православный кафедральный храм Санкт-Петербурга. Грандиозная колоннада собора необычайна для православного сооружение. Чугунная решетка перед его западным фасадом является непревзойденным шедевром литейного искусства.

Памятник Петру I был установлен на Сенатской площади по приказу Екатерины II. Гранитный монолит для основания памятника, был найден в десятке верст от Петербурга. По местным преданиям, он был частью скалы, отколовшимся в результате удара молнии. Первоначальный вес монолита составлял около 2 тонн.

Санкт-Петербург привлекает туристов своей увлекательной историей и великолепной архитектурой. В этом городе собрано огромное количество достопримечательностей, каждая из которых легко заменит учебник по истории или архитектурный справочник. Многочисленные музеи Питера рассказывают о героическом прошлом города и демонстрируют настоящие сокровища царской России. На сценах питерских театрах выступают артисты с мировыми именами. В этой статье мы расскажем о самых интересных местах, без посещения которых не обходится ни одна обзорная экскурсия по городу.

Этот дворец был построен в 1762 году в качестве резиденции Елизаветы Петровны. И с тех пор вплоть до 1917 года его статус оставался неизменным. Эта постройка стала четвертым Зимним дворцом, построенным для императорской семьи из камня.

Кроме дворца, здесь построены Штаб гвардейского корпуса и Главный Штаб. А на дворцовой площади можно увидеть памятник, посвященный победе над армией Наполеона.

Эта площадь является центральной в северной столице и признана одной из самых совершенных в мире. Она включает в себя Зимний дворец, Штаб гвардейского корпуса, Новый и Малый Эрмитаж.

Корпуса Штаба известны своими арками, которые составляют одно из самых протяженных зданий в Европе. Само здание построено в стиле классицизма. А его главным элементом можно назвать Триумфальную арку с колесницей Победы.

Символом площади стала Александрийская колонна с фигуркой ангела на вершине. Это один из самых крупных гранитных монолитов в мире. На постаменте можно рассмотреть барельефы с воинскими доспехами, аллегории мира и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Этот музей стал крупнейшим в Санкт-Петербурге. Его коллекция насчитывает около 3 миллионов экспонатов, среди которых всемирно-известные произведения искусств российских и зарубежных авторов.

Коллекция музея состоит из картин и графических произведений, скульптур, образцов прикладного искусства, нумизматических материалов и интересных исторических находок.

Начало Эрмитажу было положено в 1764 год, когда Екатерина II приобрела у купца Гоцковского 225 картин.

Крепость считается одним из самых старых архитектурных памятников города. Его строительство началось в 1703 году. С этой даты и ведется отсчет истории Санкт-Петербурга. Расположена крепость на Заячьем острове, где в Петропавловской крепости организована усыпальница Романовых.

По форме крепость напоминает шестиугольник и полностью повторяет контуры острова. До XX века здесь располагалась главная тюрьма. Сегодня здесь открыт комплекс, состоящий из Петропавловского собора, бастиона, тюрьмы, Княжеской усыпальницы, Инженерного, Ботного, Церковного и Комендантского домов.

Ежедневно в полдень из пушки Нарышкинского бастиона производится выстрел.

Среди многочисленных достопримечательностей Питера, эту можно назвать сравнительно молодой. У нас крейсер ассоциируется со штурмом Зимнего дворца и начала новой исторической эпохи. Но само судно было сделано еще в 1900 году. За все время службы, оно принимало участие в Первой мировой, русско-японской и Великой Отечественной войнах.

Музей же здесь был открыт только в 1956 году, а до этого в течение 11 лет был базой для тренировок курсантов Нахимовского училища. В музее представлены около 500 экспонатов, проводятся временные выставки. Стоимость входного билета составляет 50 рублей для детей и пенсионеров и 100 рублей для взрослых посетителей.

Собор можно назвать уникальным памятником архитектуры, образцом российского культового искусства и одним из самых красивых европейских кафедральных соборов. Его оформление представляет собой собрание русской живописи середины XIX века, среди которых работы Бруни, Брюллова и Шебунова. Здесь же посетители могут увидеть около 300 статуй, скульптур и барельефов Ивана Витали.

Не менее значимыми являются около 60 мозаик талантливых российских мастеров. В Исаакиевском соборе проводятся различные значимые события, выставки и мероприятия.

Изначально остров проектировался как центр города, потому как в его пределах были размещены самые значимые государственные объекты. Но вскоре стало понятно, что это было не лучшей идеей.

На острове находится здание Двенадцати коллегий, Государственного университета, Кунсткамера. Местные жители любят неспешно прогуливаться по его аллеям и узким улочкам, где в воздухе ощущается величественный дух Российской империи.

Кунсткамера является одним из старых музеев Питера. Она была создана по указу Петра I для сбора необычных материалов, созданных не только природой, но и человеческими руками. Второе название Кунсткамеры – Музей антропологии и этнографии.

На создание такого места Петра I натолкнул вид березы, ствол которой рос с другого дерева. Глядя на нее он решил создать коллекцию всевозможных уродств. Открытие Кунсткамеры произошло в 1714 году. Среди его первых экспонатов были и живые создания (карлики, великаны, существа с различными уродствами).

Эта площадь стала одной из самых знаменитых в Питере. Марсово поле расположено на незастроенной части Адмиралтейского острова. Исторически его использовали для проведения различных учений и парадов.

В конце XVIII века здесь начали устанавливать памятники выдающимся полководцам, среди которых Александр Суворов.

В XX веке площадь стала мемориалом, где хоронились жертвы Февральской революции. И вплоть до 1933 года на ней хоронили выдающихся политических деятелей страны. В 1953 году на Марсовом поле был установлен вечный огонь, напоминающий людям о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

Адмиралтейство – целый комплекс зданий, признанных памятником федерального значения. Его строительство началось в 1704 году с верфи и Адмиралтейского дома. Позже по всему периметру Адмиралтейского острова был выстроен бастион для защиты от нападения шведов.

Адмиралтейство за короткий период времени стало центром города. Здесь проводились военные учения, а в праздники устраивались представления и народные гуляния. Музеем это место стало только в начале прошлого века.

Он был открыт в 1783 году. Сегодня он является центром культурной жизни города. И, несмотря на то, что на его сцене можно увидеть постановки высокого уровня, цены на билеты достаточно демократичные. Здесь выступали звезды с мировым именем, среди которых: Екатерина Кондаурова, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Анна Нетребко и т. д.

Санкт-Петербург можно назвать уникальным городом, сумевший собрать в себе огромное количество значимых исторических и культурных достопримечательностей страны.

Достопримечательности Санкт-Петербурга – 40 главных мест Питера

Достопримечательности Санкт-Петербурга – 40 главных мест Питера, которые стоит посетить!

В Северной столице Российской Федерации много памятников архитектуры, старинных зданий, мостов и просто красивых мест. Достопримечательности Санкт-Петербурга вызывают у гостей города и коренных жителей неподдельный восторг и исключительно положительные эмоции. В данной статье речь пойдет про сорок самых популярных местах Питера, без которых невозможно представить город.

Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга

Центральный в Санкт-Петербурге и входящий в число самых больших в мире. Эрмитаж — это не одно здание, а целый музейный комплекс, состоящий из Большого (Старого) Эрмитажа, здания Главного штаба, Зимнего дворца, здания дворца Меншикова, Нового Эрмитажа, Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра. Коллекции сей достопримечательности Санкт-Петербурга необыкновенно богаты.

Музей предлагает своим посетителям необычную услугу – проведение специальных экскурсионных программ, которые составляются с учетом пожеланий гостей. Посещение экспозиций происходит либо утром до официального открытия, либо вечером после закрытия Эрмитажа.

На Исаакиевской площади раскинулось величественное сооружение – это и православный храм, и памятник архитектуры, и музейный комплекс. Высота собора составляет 102 метра, и по данному показателю он является вторым в мире самым высоким памятником архитектуры.

Снаружи здание украшено гранитными колоннами, статуями и барельефами, а внутри его интерьер роскошен – для оформления использовали мозаику, витражи и резьбу. В любое время года собор выглядит величественно и красиво. Несомненно, это одна из самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

На противоположном от Зимнего дворца берегу Невы на Заячьем острове расположилась крепость, с которой и началась история великого города. Сейчас крепость занимает почетное место в музеи истории Петербурга.

Изначально строящаяся для защиты исторического центра города, крепость долгое время выполняла функции политической тюрьмы. На территории находится собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенный в 1732 году. Главное украшение храма – иконостас и надпрестольная сень.

4. Мемориальный Собор Воскресения Христова на Крови

Еще одно историческое здание находится на набережной канала Грибоедова и представляет собой мемориальный однопрестольный храм. Собор был заложен в память о том, что на его нынешнем месте смертельно ранили при покушении императора Александра II в 1881 году. Храм представляет собой не только музей, там также проводятся церковные службы. Внутреннее убранство храма отличается богатством и роскошью. Внешний же вид напоминает Собор Василия Блаженного в Москве.

Как в Москве известен Старый Арбат, так и в Санкт-Петербурге имеется весьма популярный среди жителей города и туристов проспект – Невский. Главная магистраль города, гуляя по которой можно осмотреть многие достопримечательности Санкт-Петербурга: великолепные старинные дворцы, доходные дома, разводные мосты, церкви и соборы, а также просто посидеть в кафе или сделать покупки, послушать музыкантов и что-то приобрести у уличных художников на память о посещении Северной столицы. На Невском проспекте успешно сочетается современная жизнь и атмосфера прошлых столетий.

Это сердце Санкт-Петербурга. Строительство лавры было начато по указанию Петра I, а чуть позже по его же решению сюда перенесли мощи Александра Невского. Посещая эту достопримечательность, можно не только осмотреть архитектуру, убранство церквей, но и прогуляться в тишине, помолиться, а также преклониться перед знаменитыми людьми, покоящимися в прилегающих к лавре некрополях, среди которых такие величайшие деятели культуры и искусства как В. Шереметев, И.А. Крылов, Б.М. Кустодиев, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, Ф.М. Достоевский и П.И. Чайковский.

Один из ведущих театров оперы и балета в мире, Мариинский подарил миру много талантливых артистов. Здесь пели Осип Петров, Федор Шаляпин, Медея, танцевали Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуриев, начинал выступать известнейший русский тенор Д. Баланчин и многие другие представители искусства.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. Звезды мировой величины и в наше время выступают на его сцене. Посетителям театра будет интересно взглянуть на красивые интерьеры, сохранившиеся с середины прошлого столетия.

Преемник первого российского публичного музея, основанного в 1714 году Петром Великим, один из старейших и самых больших этнографических музеев мира, представляющий исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. На основе Кунсткамеры была создана Российская академия наук.

Представленные в залах музея коллекции огромны, поистине впечатляющие, уникальны, а порой даже пугающие. Здесь проводят не только обзорные и тематические экскурсии, а также специально для школьников и студентов медицинских вузов, читают лекции знаменитые ученые умы – доктора наук и академики Санкт-Петербурга.

Устав от городского шума и суеты, приходишь сюда и погружаешься в тишину, покой и блаженство. Уникальный природный памятник архитектуры Летний сад находится в самом центре города, на набережной Кутузова.

Неспешно пройтись по аллеям, полюбоваться скульптурами и фонтанами, подышать свежим воздухом, сделать красивые фотографии, осмотреть здания на территории – все это доступно для любого желающего. В ходе недавней масштабной реконструкции восстановлены многие первоначально расположенные здесь объекты, взамен старых и больных, посажены новые деревья и благоустроена оранжерея девятнадцатого века.

Величественные дворцы, восхитительные фонтаны и их каскады, живописные парки и статуи представлены в данном музейно-парковом комплексе, находящемся всего в тридцати километрах от Санкт-Петербурга. Поверьте, без посещения этого места представление о городе будет неполным. Чтобы насладиться всем великолепием ансамбля, сюда надо приезжать обязательно летом, несмотря на то, что музей работает круглогодично и все время проводятся фестивали, музыкальные вечера, балы и праздники фонтанов.

В данном разделе собраны главные достопримечательности Санкт-Петербурга — с фото, видео, подробным описанием (контакты, режим работы, стоимость входных билетов), местоположением на карте. Из статьи вы узнаете, какие достопримечательности Санкт-Петербурга будут интересны детям, что можно успеть посмотреть за выходные, сможете подобрать летние и зимние варианты маршрутов по городу.

Санкт-Петербург — город великолепной архитектуры и богатейшей истории, где сконцентрировано невероятное количество достопримечательностей. Выверенная архитектура — с просторными центральными улицами, торжественными площадями и сотнями самобытных зданий, о каждом из которых можно рассказывать долго и увлекательно, словно развернув учебник истории и справочник по архитектуре.

Петербургские музеи демонстрируют сокровища царской России, напоминают о военно-морской славе и советских достижениях, хранят память о деятелях культуры и искусства, в увлекательной, интерактивной форме преподносят информацию о городе детям.

В Санкт-Петербурге работает более сотни театров. Местные коллективы с мировым именем регулярно выпускают премьеры и радуют зрителей культовыми постановками.

Не нужно забывать и о том, что в историческом центре в зданиях-памятниках располагаются кинотеатры с артхаусной программой, огромные книжные магазины и букинистические лавочки. Культурная программа в городе отлично сочетается с походом по магазинам.

Чтобы не растеряться и не забыть о личных знаковых местах, перед поездкой стоит составить список достопримечательностей Санкт-Петербурга с маршрутом на каждый день поездки.

Найти главные памятники архитектуры, обзорные площадки, парки, культурные центры и многие другие интересные объекты поможет карта Санкт-Петербурга с достопримечательностями на Туристер.Ру.

Классический первый визит на день в Санкт-Петербург — это, конечно же, обзорная прогулка по центру города.

Начать знакомство с Петербургом стоит прогулки от конца Невского проспекта, площади Александра Невского, в сторону Адмиралтейства, ориентируясь по его шпилю, который также видно из любого места на Гороховой улице и с Вознесенского проспекта.

По дороге получится насладиться торжественной петербургской архитектурой, пройти площадь Восстания, украшенный скульптурами Аничков мост через Фонтанку, Екатерининский сквер с памятником императрице, Гостиный двор, самый низкий городской мост — Казанский, великолепный Казанский собор, затем по Зеленому мосту через реку Мойку и наконец добраться до Адмиралтейского проспекта и Дворцовой площади. Далее можно задержаться и побродить по Эрмитажу либо продолжить путь через Дворцовый мост к Биржевой площади. Еще один вариант — задержаться в центре города, отклониться от Невского проспекта, чтобы побывать в Александровском саду или подняться на смотровую площадку Исаакиевского собора, дойти до Медного всадника. Альтернатива продолжению прогулки — дать отдых ногам и наконец расслабиться на Марсовом поле.

Отличным вариантом для одного дня пребывания в городе могут стать готовые обзорные экскурсии: подобных предложений много от гидов проекта Эксперты.Туристер.Ру .

Для первых суток можно придерживаться уже обозначенной экскурсионной программе максимум, а для второго дня отдыха в Санкт-Петербурге продумать другой формат. Интересный вариант — экскурсия в дворцовые комплексы в пригороде Петербурга, например, в Петергоф (Большой дворец), Пушкин (Екатерининский, Александровский дворцы, лицей Пушкина) или Павловск (Павловский дворец).

Второй популярный формат — «музейный день» с обзором нескольких музеев-сокровищниц столицы. Но тут нужно быть внимательным: для детального знакомства на день получится запланировать только 2–3 крупных музея, таких как Кунсткамера, Эрмитаж, комплекс Петропавловской крепости, музей крейсера «Аврора». Лучшее завершение вечера (любого из дней) — поход на спектакль или музыкальное представление в один из петербургских театров.

Трехдневная программа отдыха в Санкт-Петербурге тоже предполагает выбор приоритетных маршрутов, так как даже за этот срок (и за неделю) невозможно охватить все главные достопримечательности города и ближайшие пригородные дворцовые комплексы.

При хорошей погоде один из дней можно почти полностью посвятить отдыху на Крестовском острове — в парке развлечений «Диво Остров». В пасмурные дни не трудно найти альтернативы в крытых комплексах — таких как «Маза парк» или крупные аквапарки.

Еще одно направление — самостоятельно открыть Петербург литературный: побывать в музеях-квартирах любимых писателей, сфотографировать посвященные им памятники или даже пройтись по маршруту Раскольникова. На свой вкус можно подобрать и другие необычные места: отметить на карте скульптуры львов, неординарные архитектурные объекты, парк миниатюр, маршруты вдоль набережных. Для многих туристов в обязательную программу также входят круиз по рекам и каналам Санкт-Петербурга и фотография неба из двора-колодца.

Стандартные маршруты по Санкт-Петербургу для школьников — экскурсионные: поездки до дворцово-парковых комплексов, изучение экспозиций музеев или прогулки по центру города по Набережной Невы, мимо Медного всадника и Исаакиевского собора.

Разнообразить культурную программу можно посещением необычных достопримечательностей, которые точно понравятся детям: например, на полчаса зайти в Музей-магазин шоколада у Гостиного двора или в Музей советских игровых автоматов. Для группы школьников можно организовать посещение Музея восковых фигур или Петербургского музея кукол, где по воскресеньям проводятся мастер-классы. Старшеклассникам будет интересно сходить в музеи-квартиры известных писателей, в разное время проживавших в городе на Неве: увидеть, где жили и творили Гумилев, Достоевский, Пушкин, Блок, Ахматова, Набоков. Универсальный маршрут отдыха для детей и взрослых — поход в Ленинградский зоопарк.

Отдельного внимания заслуживают парки развлечений и аквапарки Санкт-Петербурга, о которых так часто забывают, составляя программу отдыха. Летом или весной-осенью в хорошую погоду стоит на весь день съездить в один из парков аттракционов: «Диво Остров», «Гагарин Парк» (зимой есть ледовый городок) или веревочный парк. Развлечения там найдутся на любой вкус: детские и классические, экстремальные аттракционы, интерактивные представления. Аквапарки «Питерлэнд» и «Родео Драйв» открыты круглый год, как и парки аттракционов в крупных торговых центрах. Достопримечательности Петербурга зимой — открытые катки на Дворцовой площади, на Крестовском острове, в Петергофе.

Больше интересных мест для семейного отдыха вы найдете в материале «Санкт-Петербург для детей».

Архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга

История архитектуры Петербурга начинается с каменной Петропавловской крепости, заложенной в 1703 году. Находится она на Заячьем острове, на ее территории расположен Петропавловский собор, ангел на шпиле которого является одним из символов Санкт-Петербурга.

Особая архитектурная достопримечательность Северной столицы — разводные мосты: Дворцовый, Биржевой, Благовещенский, Кантемировский, Тучков и другие. Каждый из них выглядит впечатляюще даже днем — за счет ширины и протяженности; а ночью разводные мосты с подсветкой становятся чуть ли не главной достопримечательностью.

В Петербурге обязательно нужно увидеть своими глазами дворцово-парковые комплексы. Летом наибольшей популярностью у туристов пользуется Петергоф с его скульптурными композициями и фонтанами. Зимой можно уделить больше времени изучению интерьеров Екатерининского, Строгановского, Александровского дворцов, посетить Русский музей в Михайловском замке.

Наконец, говоря об архитектуре города, стоит уделить внимание храмам и соборам. Самые известные и запоминающиеся — храм Спас-на-Крови, Исаакиевский, Казанский и Смольный соборы. Все они расположены относительно недалеко друг от друга и центра города, поэтому можно включить их в маршрут одной прогулки. Исаакиевский собор известен не только своей архитектурой и убранством, но и смотровой площадкой, с которой открывается впечатляющий вид на центр города.

В летние дни в один ряд с главными достопримечательностями Санкт-Петербурга попадают воспетые классиками белые ночи. Застать ставшее культовым природное явление можно с конца мая до начала июля: в этот период ночью светло, как во время сумерек или в пасмурную погоду. В ближайшую к самой длинной белой ночи субботу (примерно в период 18 — 25 июня) в акватории Невы проходит яркий праздник для выпускников петербургских школ — «Алые паруса». В это время и туристам выпадает шанс со стороны понаблюдать за мероприятием и его апофеозом — фейерверком над водой.

Разводные мосты — еще одна «фишка» Санкт-Петербурга, актуальная в период навигации — с конца апреля по середину ноября. И летом во время заката получаются едва ли не лучшие снимки всем знакомых романтичных видов.

При любой погоде летом в Санкт-Петербурге, особенно в выходные дни, проводятся фестивали разных форматов, ориентированные на семейный отдых.

В погожие дни желательно как можно больше гулять в городских парках: отдыхать в ЦПКиО имени Кирова, Летнем саду, Южно-Приморском парке и других местах на природе. С конца мая до середины октября получится застать работающими великолепные фонтаны Петергофа.

К сожалению, перечисленные летние достопримечательности недоступны для тех, кто отправляется в Санкт-Петербург в холодное время года. Однако даже без них перед туристами открывается необъятный выбор направлений и вдохновляющих мест. Знакомиться с архитектурой города, его богатейшим культурным наследием приятно при любой погоде — и в дождь (всесезонный), и при промозглом зимнем ветре.

Сезонные зимние красоты — ледовые городки на петербургских площадях, в Петропавловской крепости, в ЦПКиО (где также традиционно заливается каток). В Северной столице проводятся по-европейски яркие рождественские и новогодние ярмарки, для детей готовится праздничная программа. В это время, как и летом, актуальны и очень интересны ночные экскурсии по городу.

Главное преимущество отдыха в Северной столице в выходные дни — богатая театральная и клубная афиша, возможность посетить городские фестивали или мастер-классы. Если вы прибываете в город вечером в пятницу, не упустите из своего графика и этот день, чтобы сходить на классическую постановку в Мариинский театр, оказаться на премьере в одном из современных петербургских театров или на камерном концерте в клубе.

В субботу и воскресенье в Санкт-Петербурге открыты все главные музеи и выставочные площадки. Их выходные, как правило, приходятся на среду или понедельник, реже — на вторник.

Более детально с Санкт-Петербургом вам помогут ознакомиться русские частные гиды.
На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрировано 9 русских гидов в Санкт-Петербурге.

Автор статьи: Юлия Ткач

Здравствуйте. Меня зовут Юлия. Я уже чуть менее 9 лет работаю в туристическом бизнесе. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте необходима консультация со специалистами.

Сравните архитектуру Санкт — Петербурга и Москвы в 18 — 19 веках. заранее признателен))

Петербург – настоящий «европеец» в России, что при его застройке широко использовался западный опыт планировки и строительства. Творения Трезини, Растрелли, Кваренги, де Томона во многом определили исторический облик города. Именно в XVIII веке, во времена царствования Елизаветы и Екатерины II, Петербург возвышался над Москвой своим столичным великолепием. В XIX веке различие образов Москвы и Петербурга всерьез заинтересовало русскую творческую элиту. Неоднократно обращался к этой теме Пушкин («Путешествия из Москвы в Петербург»), Герцен («Москва и Петербург»). Гоголь в «Петербургских записках 1836 года» пишет: «Она (Москва) еще до сих пор русская борода, а он (Петербург) уже аккуратный немец».В первой половине XIX века Петербург обогнал Москву по количеству жителей .Петербург:
1.Елизаветинское барокко.У столичной знати появилась тяга к роскоши, величию, парадности и пышности.
2.Классицизм.»Ранний классицизм» в Петербурге датируется 1760 — 1780 годами. Этот временной интервал в истории России называют «просвещённым абсолютизмом», что подчеркивает противоречивость правления Екатерины Великой. Ранний классицизм в стране воплощал идеи гармонической упорядоченности, простоты и величия европейской страны.
Москва:
в 18 веке в Московской архитектуре можно было увидеть здания, в которых одновременно сочетались особенности и российской, и западной культуры, в одном месте отпечатывалось Средневековье и Новое время. В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствии Красные ворота.
Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий Баженов и Матвей Казаков. Оба они известны прежде всего по архитектурному комплексу в Царицыно и Петровскому замку. Баженов построил знаменитый Пашков дом. По проектам Казакова построены Благородное собрание, дворец генерал-губернатора, здание Сената в Московском Кремле, дом Елисеева и многие другие московские здания.