Ассигнование

Ассигнованием (из лат. assignare «назначать, выделять») являются денежные средства, выделяемые государственным или иными структурами на поддержание работы некоторых организаций или лиц, а также для финансирования определенных целей и задач.

Описание простыми словами

Не раз можно слышать, как государство выделяет денежные средства на те или иные нужды – строительство и ремонт дорог, помощь социально незащищенным слоям населения и т.д. – это и есть ассигнование.

В основном, термин «ассигнование» применяется в государственных и политических стандартах. Наиболее распространенным видом ассигнования является бюджетное.

Бюджетное ассигнование

Понятие «бюджетные ассигнования» указано в Бюджетном Кодексе Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. и трактуется как ограниченный размер сумм денежных средств, установленных для исполнения государственных бюджетных обязательств в текущем финансовом периоде. То есть бюджетом государства установлены суммы и их дальнейшее использование в следующем году.

Основным параметром бюджетных ассигнований является поддержка и финансирование бюджетных организаций – это учреждения образования, медицина, ресурсодобывающие компании, судебные структуры и другие. Помимо этого ассигнования из бюджета идут на выплаты, установленные законодательством населению, а также на реализацию различных государственных программ.

Получателем бюджетных ассигнований являются бюджетные учреждения, кроме того, при участии в социальных программах и программах поддержки предпринимательства получателями могут являться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица.

Виды бюджетных ассигнований

Под видами бюджетных ассигнований понимается их целевое назначение в соответствии с бюджетом на основании Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Государственные (муниципальные) ассигнования – направляются для оплаты товаров, работ или услуг, требуемых для государственных или муниципальных нужд. Получателями ассигнований являются казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, некоммерческие организации. Основными целями ассигнований является закупка необходимых товаров, оплата работ или услуг физическим и юридическим лицам, исполнение государственного заказа, возмещение затрат на оборону и безопасность и др.
  2. Социальные ассигнования – к ним относятся все категории выплат от государства физическим лицам – пенсии, субсидии, компенсации и другие меры поддержки населения.
  3. Инвестиционные ассигнования юридическим лицам — выделяются при разработке инновационных и современных производств и разработок.
  4. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – выделяются производителям товаров или услуг для возмещения расходов, связанных с производством, за исключением подакцизных товаров, произведенных не на территории РФ.
  5. Межбюджетные переводы – это дотации и субсидии бюджетам субъектам РФ.
  6. Долговые ассигнации – необходимы для обслуживания государственного долга.
  7. Судебные ассигнации – необходимы для исполнения судебных решений и приказов по отношению к Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований о возмещении вреда в результате неправомерных действий органов государственной власти на всех уровнях.

Методы планирования бюджетных ассигнований

Планирование бюджетных ассигнований производится каждым специализированным государственным органом раздельно по отдельному виду ассигнования.

В первую очередь планирование осуществляется на выполнение текущих государственных обязательств и будущих или принимаемых обязательств. К первой категории текущих обязательств относятся обязанности РФ, установленные законами и иными нормативными актами, а также договорами, изменение которых не планируется в установленном году. К будущим обязательствам относятся такие обязанности, которые возникнут в следующем периоде на основе законов, договоров и иных документов, планируемых к принятию.

Схема планирования бюджетных ассигнований происходит следующим образом:

  1. Министерство финансов формирует сводный информационный материал о бюджетных ассигнованиях в следующем году и направляет его на рассмотрение в Управление делами Президента РФ, а также в Государственную думу, Совет федерации, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Счетную палату РФ.
  2. При возникновении разногласий формируется подкомиссия по планированию бюджетных ассигнований, решение которой носит рекомендательный характер.
  3. Если остались несогласованные вопросы, то результаты работы выносятся на Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам, где и принимается окончательное решение.

Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования

Наряду с понятием бюджетных ассигнований, подразумевающего предельные денежные суммы, Бюджетным кодексом предусмотрен термин – лимиты бюджетных обязательств. На первый взгляд, понятия схожи, однако при более детальном рассмотрении разница существенна.

Бюджетные ассигнования предусмотрены бюджетной росписью.

Бюджетная роспись – это документ, составляемый главным распорядителем средств бюджета, который ведется с целью исполнения расходной части бюджета.

Главным распорядителем или администратором бюджетных средств является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомсенными распорядителями.

Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне (орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ лимитами бюджетных обязательств признается размер денежных средств, которые казенные учреждение вправе использовать в установленном финансовом году.

Таким образом, если бюджетные ассигнования – это финансирование на определенные нужды, то лимиты бюджетных ассигнований – это установленные пределы в денежном выражении (смета расходов). Лимиты утверждаются и распределяются поквартально.

Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда

Бюджетом страны предусмотрена еще одна статья – «Резервный фонд», которая планируется в размере не более 1 % всех расходов бюджета. Денежные средства указанной статьи используются на финансирование чрезвычайных и непредвиденных расходов.

Использовать резервный фонд на выплату бюджетных ассигнований возможно только на основании указов и распоряжений Президента РФ. Запрещено использовать бюджетные ассигнования резервного фонда на финансирование проведения выборов или референдумов. Кроме того, бюджетные ассигнования из резервного фонда могут пойти на предупреждение и устранение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий при решении Правительства РФ.

В заключении хотелось бы отметить, что бюджетные ассигнования – это необходимый инструмент поддержания социальной сферы общества на высоком уровне. Незащищенные слои населения вправе получать от государства достойную поддержку, равно как и добросовестные предприниматели, уплачивающие налоговые обязательства в бюджет.

Таким образом, только грамотное планирование бюджета страны поможет сформировать необходимый объем ассигнований и осуществлять содействие во всех сферах жизни общества.

Бюджетные ассигнования

Каждая развитая страна обладает бюджетными обязательствами перед собственными гражданами. Данные бюджетные ассигнования это специальные финансовые средства, предназначенные для распорядителей или получателей подобных денег на основе росписи бюджета. Использование финансов возможно для решения всевозможных задач, к примеру, оплаты пенсий, пособий и так далее.

То есть, понятие предполагает определенные деньги, которые страна или госструктуры обеспечивают для поддержки функционирования предприятий и лиц, решения некоторых задач и целей.

В наши дни неоднократно можно услышать, как страна обеспечивает финансирование различных нужд, включая ремонт дорог и прокладку новых трасс, поддержку социально незащищенного населения и многое другое. Именно эти средства называются ассигнованием. Данное определение используется в рамках федеральных и политических нормативов, а самым распространенным вариантом выступает бюджетная процедура.

Особенности бюджетного ассигнования

Ассигнование из бюджета поддерживается нормами государственного бюджетного кодекса и используется в качестве ограниченного объема финансовых средств, предполагаемых для выполнения федеральных бюджетных требований для текущего экономического периода. Таким образом, бюджет страны имеет описанные суммы и нормы их применения за дальнейшие 12 месяцев.

Ключевой характеристикой данных сумм выступает подпитка бюджетных предприятий деньгами – на ассигнование претендуют медицинские, образовательные организации, суды и прочие. Также различные формы бюджетных ассигнований предполагают финансирование по закону для граждан, возможность реализации всевозможных федеральных программ.

В качестве объекта получения денежных средств по данным нормативам выступают бюджетные организации. Если речь идет о соцпрограммах и поддержке бизнеса, в качестве объектов могут выступать коммерческие предприятия и ИП, но порой ассигнования касаются и простых граждан.

Какими бывают бюджетные ассигнования

Виды бюджетных ассигнований предполагают различное предназначение, основываясь на действующем законодательстве государства. Можно выделить следующие варианты выплат:

  • Муниципальные (федеральные). Их применяют для оплаты продукции и услуг, в которых нуждается государство и другие субъекты страны. В качестве объектов выступают казенные организации, автономные и бюджетные предприятия, а также различные некоммерческие структуры. К ним относятся ассигнования на приобретение требуемой продукции, выплаты за труд или услуги в пользу различных лиц, выполнение федеральных заказов, компенсации расходов на безопасность и так далее.
  • Социальные. К этой категории можно отнести любые государственные оплаты в пользу физлиц – субсидирование, пенсии, возмещения и прочая поддержка граждан.
  • Инвестиционные. Данные выплаты для организаций предоставляются при необходимости создания передовых технологий и мощностей.
  • Субсидирование ИП, физических и юридических лиц. Осуществляются в пользу изготовителей продуктов и услуг, чтобы компенсировать их затраты на производство. Здесь не учитываются подакцизные продукты, которые были созданы за пределами конкретного государства.
  • Межбюджетные транзакции. Различное субсидирование и дотации в пользу бюджетов государственных субъектов.
  • Долговые. Требуются для обслуживания задолженностей страны.
  • Судебные. Этот вид ассигнований применяется для выполнения решений суда и требований к государству, субъектам, муниципальным структурам, которые обязаны компенсировать ущерб, возникший при неправомерных мерах, предпринятых властями на каждом из уровней.

Как осуществляется планирование ассигнований по бюджету

Планирование ассигнования федерального бюджета это комплекс мер, который отдельно выполняет каждый специальный орган страны. Для начала, подобное планирование производится в рамках осуществления действующих федеральных обязательств, а также дальнейших или принятых требований.

Для первого типа действующих обязательств характерны требования страны, прописанные законодательством или прочими стандартами, вместе с соглашениями, корректировки которых не будут произведены на протяжении дальнейших 12 месяцев. Что касается будущих требований, здесь имеются в виду обязанности, появляющиеся в дальнейшем отрезке времени и основанные на законодательстве, соглашениях и прочей документации, которая должна быть принята.

Комплекс мер по планированию бюджетных выплат производится по определенной схеме:

  • Федеральное министерство финансов изготавливает сводные сведения по бюджетным ассигнованиям для последующих 12 месяцев, передавая его для рассмотрения в управление делами Президента государства. Также документ предоставляется госдуме, федеративному совету, высшей судебной инстанции России, конституционному суду и счетной палате.
  • Если при подтверждении документа появились определенные разногласия, осуществляется создание специальной комиссии по планированию выплат. Вынесенное ею решение имеет сугубо рекомендательный характер.
  • При наличии все еще неразрешенных вопросов, все результаты мероприятий предоставляются федеральной комиссии по проектам бюджета, которая осуществляет вынесение финального вердикта.

Каким может быть лимитирование обязательств и ассигнований бюджетного образца

Вместе с бюджетными ассигнованиями, которыми предполагается максимальное значение финансовых средств, федеральный бюджетный кодекс также имеет другой термин – лимитирование требований бюджета. Данные понятия сперва могут показаться похожими, но их точечный разбор демонстрирует значительные различия.

Так, ассигнования бюджетного типа определяются специальным комплексом документов – росписью, что предполагает информацию от ключевого распорядителя бюджетных средств, предоставленную для решения задачи по выполнению затратной доли бюджета. Основным распорядителем финансов бюджета выступает госорган, структура местного самоуправления или основной образовательный, медицинский или другой орган, имеющий полномочия для распределения ассигнований бюджетного типа в рамках подведомственных администраторов.

Основной администратор предоставляет финансы распорядителю по каждому из упомянутых выше уровней, а далее конкретный орган или учреждение принимает личное решение по использованию ассигнований. Зачастую они направляются конечным потребителям бюджетных денег, включая лимиты требований по бюджету, что предполагает прописанные законодательством затратные объемы финансов.

Государственный бюджетный кодекс предполагает, что лимитирование требований по бюджету относится к размеру финансовых средств, предназначенных для использования казенными организациями в рамках следующих 12 месяцев.

Можно сделать вывод, что ассигнования бюджетного типа предполагают выделение средств на некоторые нужды, а лимитирование закрепляет определенные пределы, применяя денежное выражение, к примеру, затратную смету. Утверждение лимитирования и их распределение осуществляется отдельно для каждого последующего квартала.

Как выполняется социальное обеспечение физических лиц

Если рассматривать ассигнования для простых граждан страны, это предполагает различные оплаты соцпособий, пенсий, возмещений и другие, имеющие социальный характер выплаты. Регламентированием данных дотаций занимается государственный бюджетный кодекс, а также определенные документы нормативно-законодательного характера. Подобные денежные требования исполняются государством на основе программ соцподдержки граждан страны.

При этом предполагаются не только финансовые выплаты в пользу физических лиц, но также и приобретение государством продукции и услуг для нужд населения. Следует отметить, что определенные трансферты и суммы ассигнований бюджетного типа для граждан непременно имеют заверение на основе законодательства. К примеру, статья 178-ФЗ имеет упоминание об обеспечении ряда категорий нуждающегося населения правом бесплатного передвижения на железнодорожном транспорте пригородного типа.

Государственный бюджет предполагает дополнительную статью – Резервный фонд, чья основа не должна превышать 1 процент относительно всех бюджетных затрат. Финансовые средства по этой статье применяются для обеспечения непредвиденных и чрезвычайных затрат. Применять резервный фонд для обеспечения ассигнований бюджетного типа можно, но для этого требуется особое распоряжение главы государства.

Ассигнования из резервного фонда не могут применяться для обеспечения процедуры выборов или проведения референдумов. Использовать подобные выплаты возможно в рамках исключения чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий, если такое решение о перенаправлении финансов приняло федеральное правительство.

Выводы

Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что без бюджетных ассигнований невозможно грамотно поддерживать высокий уровень общественной соцсферы. Незащищенные слои граждан должны рассчитывать на соответствующую господдержку, также она необходима добросовестным бизнесменам, совершающим налоговые выплаты в пользу бюджета.

Если государство правильно обеспечивает федеральный бюджет, это позволит формировать требуемые ассигнования и производить содействие для каждой области общественной жизни.

Значение слова «Ассигновать»

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: ассигнова́ть несов. и сов. перех.

  1. Выделять денежные средства на какие-л. цели.

В словаре Фасмера Макса

ассигнова́ть
со времени Петра I; см. Смирнов 49. Через польск. asygnować из лат. assignare.

В словаре Д.Н. Ушакова

АССИГНОВА́ТЬ, см. АСИГНОВАТЬ» title=’что такое АСИГНОВАТЬ, значение слова АСИГНОВАТЬ в словаре Ушакова’>АСИГНОВАТЬ.

В словаре Синонимов

вкладывать, выделить, отпустить, отчислить, финансировать; откладывать, бронировать, предназначать, определять, ассигновывать, выделять, предназначить, отпускать

В словаре Синонимов 3

См. определять» title=’определять, определять синонимы, синонимы к определять, словарь русских синонимов’>определять…

В словаре Словарь иностранных слов

ную, нует, несов. и сов., что

Выделять (выделить) определенные денежные средства на какой-нибудь расход, для каких-нибудь целей. А. деньги на капитальное строительство. Ассигнование — 1) действие по глаголу а.; 2) ассигнованная сумма (значительные ассигнования).||Ср. ДОТИРОВАТЬ» title=’ДОТИРОВАТЬ, ДОТИРОВАТЬ это, что такое ДОТИРОВАТЬ, ДОТИРОВАТЬ толкование’>ДОТИРОВАТЬ, ИНВЕСТИРОВАТЬ» title=’ИНВЕСТИРОВАТЬ, ИНВЕСТИРОВАТЬ это, что такое ИНВЕСТИРОВАТЬ, ИНВЕСТИРОВАТЬ толкование’>ИНВЕСТИРОВАТЬ, СУБСИДИРОВАТЬ» title=’СУБСИДИРОВАТЬ, СУБСИДИРОВАТЬ это, что такое СУБСИДИРОВАТЬ, СУБСИДИРОВАТЬ толкование’>СУБСИДИРОВАТЬ, ФИНАНСИРОВАТЬ.

Похожие слова

Ассигнование Ассигнования Ассигновавший Ассигноваться Ассигнованный Ассигновавшийся

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 750 г. Москва «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях реализации статьи 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4472);

постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2002 г. N 836 «О дополнении пункта 6 Правил выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 810» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4686).

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила выделения бюджетных ассигнований

из резервного фонда Правительства Российской Федерации

по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

и последствий стихийных бедствий

1. Настоящие Правила определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее — резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее — чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

2. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

3. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

4. При обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах, направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

6. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее — обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.

Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.

7. По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.

В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.

8. Основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, указанных в подпункте «б» пункта 9 и подпункте «в» пункта 10 настоящих Правил, в решении Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.

9. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

а) проведение аварийно-спасательных работ;

б) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства;

в) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание — до 550 рублей на человека в сутки, за питание — до 100 рублей на человека в сутки);

г) оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью);

д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество — до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество — до 100 тыс. рублей на семью).

10. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий:

а) выплата единовременного пособия:

членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере 300 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи;

семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации;

гражданам, получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред — в размере 100 тыс. рублей на человека, легкий вред — 50 тыс. рублей на человека);

гражданам из числа заложников, не получившим в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями вреда здоровью, — в размере 30 тыс. рублей на человека;

б) проведение аварийно-спасательных работ;

в) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, получивших повреждения в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;

г) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание — до 550 рублей на человека в сутки, за питание — до 100 рублей на человека в сутки);

д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество — до 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество — до 100 тыс. рублей на семью);

юридическим лицам (из расчета за частично утраченное имущество — до 100 тыс. рублей на одно юридическое лицо, за полностью утраченное имущество — до 200 тыс. рублей на одно юридическое лицо).

11. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 9 и подпунктом «г» пункта 10 настоящих Правил, в сроки, превышающие один месяц, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда на основании принимаемого по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соответствующего акта Правительства Российской Федерации.

12. Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях:

а) погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;

б) восполнения запасов материальных ценностей, выпущенных в установленном порядке из государственного материального резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации и оказания гуманитарной помощи (включая мероприятия по доставке указанных материальных ценностей к месту их постоянного хранения);

в) финансового обеспечения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам, проводимых в установленном порядке по решению Правительства Российской Федерации, в части расходов, произведенных на территории Российской Федерации.

13. Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, не предусмотренных пунктами 9, 10 и 12 настоящих Правил, запрещается.

14. Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных в пунктах 9-11 настоящих Правил, осуществляется не позднее одного месяца с даты принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации, а мероприятий, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 12, — после представления в Министерство финансов Российской Федерации документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.

15. Контроль за целевым использованием бюджетных ассигнований из резервного фонда, выделенных на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, возлагается на органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Разъяснение

Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ).

Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Виды бюджетных ассигнований определены в ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

— оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

— социальное обеспечение населения;

— предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

— предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

— предоставление межбюджетных трансфертов;

— предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

— обслуживание государственного (муниципального) долга;

— исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Особенности видов бюджетных ассигнований и связанных с их выделением вопросов определены в статьях Бюджетного кодекса РФ:

Статья 69.1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

— обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

— предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

— предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

— осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

— закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:

— оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

— разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

— закупки товаров в государственный материальный резерв.

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

— показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

— порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

— требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

— определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

— порядок оказания соответствующих услуг;

— предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 70. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений

Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

— оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

— закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

— уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

— возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Статья 72. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Статья 74. Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

Статья 74.1. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения

1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Статья 78.1. Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Статья 78.2. Предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 ст. 78.2. БК РФ.

Статья 78.3. Предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям

В федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям:

1) в виде имущественного взноса Российской Федерации, в том числе на цели, указанные в подпункте 3;

2) на осуществление государственных полномочий (функций), возложенных на них федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, предусматривающими создание государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, и на оказание государственных услуг, включая субсидии на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, переданными (подлежащими передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

3) на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества;

4) на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 79 БК РФ.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Статья 79.1. Особенности осуществления капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями

Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

2. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Налогообложение бюджетных ассигнований

Законодательством предусмотрены льготы для получателей бюджетных ассигнований.

По налогу на прибыль организаций:

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами:

в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям;

По НДС:

Не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации(пп. 4.1. п. 2 ст. 146 НК РФ).

12.01.2020

Дополнительно

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Словари:

Словарь

Налоговый словарь

Словарь бухучета

Юридический словарь

Словарь инвестора