Аудит финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский контроль

Аудиторский контроль наряду с ведомственным, внутрихозяйственным и общественным контролем относится к негосударственным видам финансового контроля.

Развитие рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, финансового рынка, создание предприятий различных форм собственности, расширение внешнеэкономических связей резко повысили требования к финансовой надежности субъектов хозяйствования и объективности при оценке их финансового состояния. Это привело к необходимости создания в России системы аудита.

Основными задачами аудиторского контроля являются установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности проверяемых экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам, проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых документов.

В зависимости оттого, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений ио экономному и рациональному использованию ресурсов хозяйствующих субъектов. Конкретные задачи служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер.

Внешний аудит — это независимый финансовый контроль. Его осуществляют аудиторские организации (фирмы) или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Основными целями аудиторских проверок являются: проверка достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, экспертиза финансового состояния субъекта хозяйствования, разработка рекомендаций по повышению его финансовой устойчивости и платежеспособности. Внешние аудиторские проверки проводятся в точном соответствии со стандартами и требованиями федерального законодательства, строго регламентирующего обязанности и ответственность аудиторских организаций.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки (в том числе и ЦБ РФ), другие кредитные организации, страховые компании, биржи, внебюджетные фонды (образуемые за счет обязательных взносов и отчислений), благотворительные фонды, а также коммерческие организации, функционирующие в форме акционерных обществ, и совместные предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов. Обязательная аудиторская проверка может проводиться по решению органов государственной власти и управления (такие решения в необходимых случаях принимают органы следствия, суда и прокуратуры).

Инициативная аудиторская проверка проводится на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов. В западных странах проведение инициативных аудиторских проверок получило широкое распространение. Руководители коммерческих организаций заказывают проведение таких проверок, так как наличие положительного аудиторского заключения повышает престиж фирмы, ее конкурентоспособность. В России инициативные аудиторские проверки проводятся пока не так часто.

Аудиторские фирмы наряду с проведением проверок могут оказывать и другие услуги:

  • постановку и ведение бухгалтерского учета;
  • составление налоговых деклараций;
  • проведение финансового анализа;
  • обучение персонала по финансовым и бухгалтерским вопросам;
  • консультирование по вопросам хозяйственного, финансового, налогового законодательства.

Все услуги аудиторских фирм являются платными. Стоимость их определяется по соглашению сторон.

Основные задачи аудиторской проверки:

  • установить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства;
  • установить достоверность финансовой отчетности, насколько адекватно она отражает истинное финансовое состояние проверенной организации;
  • проверить законность осуществленных финансовых операций;
  • проверить правильность составления налоговых деклараций.

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде аудиторского заключения, которое может быть:

  • положительным (без замечаний), когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется по всем правилам и финансовая отчетность отражает истинное финансовое состояние организации;
  • с замечаниями, когда аудиторы, давая в целом положительное заключение, отмечают в нем отдельные недостатки в постановке бухгалтерского учета и в финансовой отчетности, а также вносят предложения по их устранению;
  • отрицательным, когда в проверенной организации бухгалтерский учет ведется не по правилам, а финансовая отчетность недостоверна.

В отдельных случаях (обычно при инициативных проверках) заключение может не составляться (по просьбе организации — заказчика проверки).

Аудиторское заключение имеет юридическую силу для всех физических и юридических лиц, а также для органов власти и управления. За выдачу заведомо недостоверного аудиторского заключения аудитор (аудиторская фирма) несет ответственность по закону. Это могут быть взыскание, отзыв лицензии, уголовная ответственность.

Аудиторский финансовый контроль в России развивается. Сфера его деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и рос та спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций.

Разновидностью финансового контроля является аудит. Это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг называется аудиторской деятельностью.

Использование аудиторского финансового контроля в условиях развития рыночных отношений имеет важное значение. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. Все это в конечном счете отвечает интересам государства и придает аудиторскому контролю публичный характер.

Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон — государства и хозяйствующих субъектов, причем, что также важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В формировании в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Первоначально в Российской Федерации он действовал в течение почти восьми лет на основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации. Впоследствии был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 11 июля 2011 г., № 200-ФЗ). Нормы последнего Закона поэтапно вступали в силу по группам норм: с 1 января 2009 г., с 1 января 2010 г. и с 1 января 2011 г.

Сохранив основные положения об организации и порядке осуществления аудиторского финансового контроля, этот Закон внес в них уточнения, развил нормы и понятия. Законодательное урегулирование усилило правовую основу аудиторского финансового контроля. В данной сфере действуют и другие правовые акты в соответствии с названным Законом (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Вместе с тем с 1 января 2010 г. отменено государственное лицензирование аудиторской деятельности.

В обновленном Законе, в отличие от ранее действовавшей нормы, обоснованно разграничены понятия аудиторской деятельности и аудита, очерчен круг участвующих в них лиц, оговорены их права и обязанности, порядок контроля качества аудиторской деятельности, получения разрешения на нее и ответственность за нарушения законодательства об аудите.

Теперь согласно Закону (п. 2, 3 ст. 1) аудиторская деятельность (аудиторские услуги) определяется как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели названы в Законе аудируемыми лицами (вместо «экономических субъектов» по ранее действовавшему Указу). Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать, устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

В результате аудиторской проверки составляется аудиторское заключение: официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами). Он содержит выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Согласно Закону аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Вместе с тем аудит имеет важное значение для выполнения социально-экономических задач государства в целом. Это объясняется тем, что от достоверности финансовой отчетности зависит объективность оценки выполнения экономических и финансовых планов государства, а также реальность планирования и прогнозирования экономики и социального развития.

Кроме того, государство использует такой метод финансового контроля для решения своих конкретных задач, как обязательность аудита в указанных законодательством случаях. Например, представляемый Банком России в Государственную Думу годовой отчет о его деятельности должен включать аудиторское заключение по этому отчету (ст. 25 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)»). Перечень случаев обязательного аудита предусмотрен в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» (ст. 5).

Из сказанного следует, что правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер и содержат государственно-властные предписания правил (стандарты), касающиеся аудиторской деятельности, порядка ее организации, проведения и контроля. При этом гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (таких как составление финансовой отчетности, налоговое консультирование, составление бизнес-планов и др.).

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация — проверка в предусмотренном порядке квалификации физических лиц, желающих заниматься этой деятельностью. Кроме того, проверки ее качества может проводить и уполномоченный федеральный орган.

За нарушение законодательства в сфере аудита установлена ответственность следующих субъектов: аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, подлежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Аудиторская деятельность осуществляется при ее государственном регулировании. Таким органом является Министерство финансов РФ. К основным функциям Минфина России отнесены: издание нормативных правовых актов (в пределах своей компетенции), регулирующих аудиторскую деятельность; представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, обучения и повышения квалификации аудиторов; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Вместе с тем действуют профессиональные аудиторские объединения. Они могут, если это предусмотрено их уставами, вводить для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Министерстве финансов РФ создается Совет в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в области аудиторской деятельности, разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России. Состав Совета формируется по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений и утверждается министром финансов РФ. В него должны входить представители государственных органов. Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. В то же время представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений не должно составлять менее 51% общего состава совета.


Виды финансового контроля

В системе финансового контроля применяются различные виды и методы контроля.

По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяется на: государственный, ведомственный (внутриведомственный), вневедомственный, аудиторский (независимый), внутрихозяйственный.

Государственный контрольпреимущественно осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти.

Ведомственный (внутриведомственный) контрольпроводится министерствами, федеральными службами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Вневедомственный контрольосуществляется, например, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем.

Аудиторский контроль за деятельностью организаций осуществляется аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований проводится на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный контрольпроводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля – предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции.

Предварительный контроль полезен и необходим на всех уровнях управления. Он позволяет предотвратить непроизводительные расходы, неправильное оформление документации хозяйственных операций.

Текущий контроль,как правило, проходит в процессе совершения различных хозяйственных операций. Именно поэтому текущий контроль называют оперативным. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем субъекты предварительного.

Последующий контрольосуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим, исходя из различных факторов: задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при организации аудиторской проверки.

Субъектами последующего контроля являются различные финансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенного контроля и др. Среди субъектов последующего контроля особое место занимает внешний аудит.

В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контрольпредусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактический контроль — контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя определить действительное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.

Ревизия – это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия используется во внутриведомственном контроле, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит – независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Тематическая проверка– это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, например, проверка организации учета товарно-материальных ценностей; сохранности денежных средств и ценных бумаг и др.

Следствие –процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие проводится судебно-следственными органами и регулируется особым процессуальным законодательством.

Служебное расследованиепредусматривает проверку соблюдения работниками предприятия должностных обязанностей, а также исполнение положений должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя предприятия в случаях выявления хищений, недостач, потерь и порчи материальных ценностей и в других случаях.

Приведенные классификации показывают разнообразие подходов к понятиям видов и методов контроля и, хотя не являются исчерпывающими, дают общее представление о видах контроля.

Правовые основы аудиторского финансового контроля в России

Понятие и виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка представляет собой совокупность мероприятий, заключающихся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, которые касаются финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и имеющих своим результатом выраженное мнение аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта. Аудиторские доказательства включают документированные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников.

Заключив соглашение о проведении аудиторской проверки, аудитор занимается планированием. Планирование аудита является одним из обязательных его этапов, оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, составлении общего плана аудита, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур. Общий план аудита представляет собой описание предполагаемого характера его проведения, особенностей экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской проверки, используемых в процессе аудита методов и технических приемов. Программа аудиторской проверки включает в себя совокупность приемов и методов аудита, перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей. Под аудиторской процедурой понимают определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита. Различают следующие разновидности аудиторских процедур: аналитическая, детальные тесты и др.

В зависимости от вида деятельности проверяемого субъекта выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общий аудит.

Аудит может быть внешним или внутренним. Под термином «внешний аудит» понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией).

Внутренний аудит — это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля разрабатывается органами управления организации в качестве средства для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Такая система представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур и включает, в частности, организованные внутри самого субъекта и его силами надзор и проверку:

  • — соблюдения требований законодательства;
  • — точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • — своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • — обеспечения сохранности имущества и др.

Внутренний аудит осуществляется внутренним аудитором, т. е. сотрудником подразделения, организованного самим экономическим субъектом.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Юридическим фактом возникновения правоотношения при осуществлении инициативной аудиторской проверки следует считать заключаемый между экономическим субъектом и аудитором (фирмой) договор на оказание услуг, в котором указываются права и обязанности сторон, срок проведения проверки, условия оплаты, ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств.

Обязательный аудит — ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право — М.: Юрист, 2001..

При осуществлении обязательного аудита основанием возникновения правоотношения является юридический состав: требование законодательства и обязательно заключаемый договор на оказание аудиторских услуг. Отметим, что содержание правоотношения, возможные санкции и меры ответственности такие же, как ив рассмотренном выше обязательстве, с тем лишь отличием, что они конкретизируются не только в договоре, но и в нормах специального законодательства.

Обязательный аудит осуществляется, если Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М., 2003.:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.

Следует отметить, что обязательный аудит для открытых акционерных обществ предусмотрен также Федеральным законом «Об акционерных обществах»;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией бюро кредитных историй или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, или фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

В отношении большей части из перечисленных субъектов проведение обязательного аудита предусмотрено также специальными нормативными актами. Проиллюстрируем данное положение.

Как явствует их перечня, под обязательный аудит подпадают кредитные организации. Такое требование для них предусмотрено статьями 42 и 43 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Кроме того, говоря о практике проведения аудиторских проверок банков, нельзя не отметить рекомендации Международного Комитета по практике аудита, Базельского Комитета по банковскому надзору, направляемые Банком России кредитным организациям для использования в работе. В качестве примера назовем Рекомендации Базельского Комитета по банковскому надзору «Взаимоотношения между Органами Банковского надзора и Внешними Аудиторами Банков» (г. Базель, январь 2002 г.), доведенные до банков Письмом ЦБР от 13 мая 2002 г. № 59-Т. Такие документы предназначены для оказания практической помощи аудиторам и для продвижения хорошей практики. В ряде случаев они основаны на положениях Международных стандартов аудита.

Как уже говорилось, обязательность проведения ежегодного аудита распространяется на страховые организации. Это положение Закона об аудите подтверждается и развивается специальными актами: Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Действующим законодательством обязательные аудиторские проверки предусмотрены не только для страховщиков, но и для их профессиональных объединений. Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. В силу ст. 28 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», финансовая деятельность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Независимая аудиторская организация и условия договора, который обязано заключить с ней профессиональное объединение страховщиков, утверждаются общим собранием членов профессионального объединения.

Согласно Закону об аудите обязательному аудиту подлежат государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами. Эта норма развивается подзаконными нормативными актами: Положением о проведении ежегодных аудиторских проверок Фонда социального страхования РФ, Положением о проведении ежегодных аудиторских проверок Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Положением об организации конкурса аудиторских фирм на проведение аудиторской проверки Государственного фонда занятости населения РФ, Положением об организации конкурса аудиторских фирм на проведение аудиторской проверки Пенсионного фонда РФ.

В силу названных актов договоры на проведение ежегодных аудиторских проверок заключаются соответствующим фондом по итогам проведения открытых конкурсов среди аудиторских организаций, изъявивших желание принять в нем участие. Организация и проведение таких конкурсов осуществляются самим фондом, а контроль — Министерством финансов РФ.

Законом об аудите обязательный аудит распространен на инвестиционные фонды. Согласно ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», аудитор в соответствии с заключенным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки. Аудиторской проверке подлежат Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М., 2003.:

  • — бухгалтерский учет, ведение учета и составление отчетности в отношении имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом;
  • — состав и структура активов акционерного инвестиционного фонда и имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд;
  • — расчет стоимости чистых активов акционерного инвестиционного фонда, оценка расчетной стоимости одного инвестиционного пая, цены размещения и цены выкупа акции или суммы, на которую выдается один инвестиционный пай, и суммы денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с погашением инвестиционного пая;
  • — соблюдение требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и документов, удостоверяющих право на имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, и имущество, составляющего паевой инвестиционный фонд;
  • — сделки, совершенный с активами акционерного инвестиционного фонда и активами паевого инвестиционного фонда;
  • 3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тыс. раз превышает установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса на конец отчетного года превышает в 200 тыс. МРОТ;
  • 4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным в п. 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  • 5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Не ставя перед собой цели полной «инвентаризации» действующего законодательства, приведем примеры.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества утверждается состав подлежащего приватизации унитарного предприятия. Состав принадлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте (ст. 11 Закона о приватизации). Передаточный акт составляется на основании данных акта инвентаризации унитарного предприятия, документов о земельных участках и аудиторского заключения.

Рассмотрев установленные законодательством критерии для обязательных аудиторских проверок, обратимся к условиям их проведения.

Первое императивное требование, на которое необходимо обратить внимание, заключается в том, что обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. Как представляется, устанавливая, запрет для индивидуальных аудиторов проводить обязательные проверки, законодатель преследовал, прежде всего, цель повысить качество и профессиональный уровень проводимых мероприятий. Напомним, что к статусу аудиторской организации, ее штатному составу Закон об аудите предъявляет жесткие требования. Кроме того, повышается возможность реализации имущественной ответственности аудиторской организации в случае обнаружения некачественного аудита, причинившего убытки аудируемому лицу.

Следующее условие касается порядка заключения договоров. Законом об аудите установлено, что при проведении обязательного аудита в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, договор о проведении аудиторской проверки должен заключаться только по итогам проведения открытого конкурса. «Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов» утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409. Эти «Правила…» применяются также при проведении конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий. В отношении проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для обязательного аудита государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации они являются примерными.

Установлено, что конкурс проводится ежегодно и является открытым. Доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале организаций определяется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Организатором конкурса выступает орган управления организации, подлежащей обязательному аудиту. Организатор конкурса через средства массовой информации объявляет о его проведении, осуществляет сбор заявок на участие в нем заинтересованных аудиторских организаций, направляет организациям приглашение на участие в конкурсе. Такое приглашение должно содержать техническое задание на проведение аудита и образец договора на оказание

Аудиторские организации представляют организатору конкурса в отдельных конвертах технические и финансовые предложения. Их оценивает конкурсная комиссия, создаваемая организатором конкурса. В ее состав включаются представители организатора конкурса, Минфина РФ, Росимущества (ранее — Минимущества РФ), органов по управлению государственным имуществом субъектов РФ, Центрального банка РФ (при проведении аудита кредитных организаций). Положение о конкурсной комиссии утверждается организатором конкурса. Оно разрабатывается на основе типового положения, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31 октября 2002 г. № 107н.

Оценка предложения осуществляется в два этапа по установленной «Правилами…» балльной системе. На первом этапе оцениваются технические предложения (оценка образца аудиторского заключения по ранее проведенной проверке, сведений о практической Пользе для аудируемых ранее лиц; оценка методики осуществления аудита, квалификации специалистов, подтверждаемая соответствующими квалификационными аттестатами с учетом опыта проведения не менее пяти проверок по типу деятельности организации). По результатам первого этапа отбирается не более пяти аудиторских организаций, получивших наибольшее число баллов. Они допускаются ко второму этапу, на котором оцениваются финансовые предложения отобранных организаций.

По результатам оценки предложений конкурсная комиссия дает заключение, которое представляется в соответствующий орган, уполномоченный управлять государственным имуществом. Победителем конкурса признается аудиторская организация, которая по заключению конкурсной комиссии набрала наибольшее число баллов. Протокол, подписанный победителем и организатором конкурса, является основанием для проведения дальнейшей процедуры утверждения аудитора проверяемой организации.

Следует отметить, что правовое регулирование вопросов, связанных с проведением конкурса аудиторских организаций, осуществляется и субъектами РФ. В качестве примера можно привести распоряжение Первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 28 мая 2001 г. № 291-РЗП, которым утверждены Положение о конкурсной комиссии по отбору уполномоченных аудиторских организаций для аудита хозяйственных обществ с долей города Москвы и государственных и муниципальных унитарных предприятий, Положение о конкурсном отборе уполномоченных аудиторских организаций и форма Заявки на участие в конкурсном отборе.

Следующим установленным Законом об аудите (ст. 13) требованием при проведении обязательных аудиторских проверок является обязательное страхование аудиторской организацией риска ответственности за нарушение договора. В данном случае речь идет об обязательном заключении договора имущественного страхования. В качестве имущественного интереса выступает риск ответственности по договору, что возможно в случаях, предусмотренных законом (ст. 929, 932 ГК РФ).

82. Аудит как особый вид финансового контроля.

  • •1. Понятие финансов, их особенности, функции.
  • •2. Финансы как экономическая и правовая категории.
  • •3. Экономические основы функционирования финансов.
  • •4. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, конституционные основы.
  • •5.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  • •6. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
  • •7. Финансовая система Российской Федерации.
  • •8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
  • •9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
  • •10. Общая характеристика субъектов финансового права.
  • •11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
  • •12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
  • •13. Система и источники финансового права.
  • •14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
  • •15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
  • •16. Финансовая политика государства.
  • •17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
  • •18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
  • •19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
  • •20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
  • •21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
  • •22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
  • •23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
  • •24. Финансовый контроль: понятие и значение.
  • •25. Виды и формы финансового контроля.
  • •26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
  • •27. Понятие, предмет, метод, система, источники бюджетного права.
  • •28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
  • •29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • •29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • •30. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • •31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • •32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
  • •33. Стадии бюджетного процесса.
  • •34. Бюджетная классификация.
  • •35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • •36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • •37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
  • •38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
  • •39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
  • •40. Понятие и функции налогов и сборов.
  • •41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
  • •42. Налоговое право: понятие, предмет, метод, система и источники. Налоговое право как наука и учебная дисциплина.
  • •43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
  • •44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
  • •45. Налоговый контроль: понятие, формы.
  • •46. Элементы налогообложения.
  • •47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
  • •48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
  • •49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
  • •50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
  • •51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
  • •53. Порядок разрешения налоговых споров.
  • •54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
  • •55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
  • •56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • •57. Государственный внутренний долг.
  • •58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
  • •59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
  • •60. Банковская система рф: структура, значение.
  • •60. Банковская система рф: структура, значение.
  • •61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
  • •62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
  • •63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
  • •64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
  • •65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
  • •66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
  • •67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
  • •68. Правовые основы обращения наличных денег.
  • •69. Правовые основы безналичных расчетов.
  • •70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
  • •71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
  • •72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
  • •73. Правовые основы вкладных операций.
  • •74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
  • •75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
  • •76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
  • •77.Правовое регулирование страховой деятельности
  • •78.Правовые основы валютного контроля.
  • •79. Валютное регулирование и контроль
  • •80. Органы и агенты валютного контроля.
  • •81. . Электронные безналичные расчеты
  • •82. Аудит как особый вид финансового контроля.
  • •83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
  • •84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
  • •Лицензирование.
  • •85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
  • •86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
  • •87. Организация имущественного и личного страхования.
  • •88. Виды обязательного страхования.
  • •89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
  • •90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.

Сущность аудиторского финансового контроля

Определение 1

Аудиторский финансовый контроль – предпринимательская деятельность по независимого контролю вневедомственному характера.

Аудиторский финансовый контроль подтверждается то, что возможно сочетание интересов экономических субъектов и государства. А также при таком сочетании не нужно выделять деньги из бюджета на данную деятельность.

Регулирует аудиторский контроль Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Данный закон дает следующие понятия:

  • аудит или аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность, которая связана с проверкой бухгалтерской отчетности независимого характера;
  • аудирумые лица – индивидуальные предприниматели и предприятия различного уровня.

Проводится аудиторский финансовый контроль индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.

У индивидуальных предпринимателей данной сферы и аудиторских организаций по законодательным нормам нет права заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме аудита и ряда сопутствующих ему услуг.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Качество аудиторской деятельности гарантируется проведением аттестации обязательного характера. Кроме того, необходимо лицензионное разрешение на данную деятельность.

Замечание 1

Основная цель аудиторского контроля – выразить мнение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторский финансовый контроль может быть следующих форм:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

В результате аудиторского контроля формируется аудиторское заключение.

Определение 2

Под аудиторским заключением понимают официальный документ, соответствующий федеральным правилам аудиторской деятельности, который содержит мнение лица, осуществлявшего аудит в организации, о степени достоверности бухгалтерской отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета в этой организации.

Замечание 2

Необходимо отметить, что аудиторская проверка не заменяет государственный контроль.

Обязательный характер аудита

Аудиторский финансовый контроль осуществляется государством в случаях, когда он обязательный, и указываются данные случаи в Федеральном законе. Обязательному аудиту подлежат страховые и кредитные организации, муниципальные и государственные унитарные предприятия, фонды внебюджетных средств и так далее.

Замечание 3

Правовые основы аудиторского финансового контроля имеют публичный характер, так как юридические нормы с помощью государственно-властных правил (стандартов) регулируют аудиторскую деятельность и порядок ее осуществления.

За нарушение аудиторской деятельности, Закон устанавливает наступление ответственности, она распространяется на аудиторские структуры, их руководство, индивидуальных предпринимателей, аудируемые лица, а также лица, которые подлежат обязательному аудиторскому контролю.

Ответственность за нарушения аудиторской деятельности может быть:

  • гражданско-правовой;
  • уголовной;
  • административной.

Рассмотрим ряд функций Минфина России, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности:

  1. Формирует нормативные акты правового характера для регулирования аудиторской деятельности.
  2. Представляют Правительству России федеральные стандарты (правила) в сфере аудиторского финансового контроля для их утверждения.
  3. Проводят аттестации.
  4. Лицензируют (выдают лицензионные разрешения) аудиторскую деятельность.
  5. Формируют надзирательскую систему для контроля над соблюдением лицензионных стандартов, которые регламентируют независимый аудиторский финансовый контроль.
  6. Контролируют соблюдение индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями предписанных федеральных стандартов.
  7. Ведут реестры государства по аттестованным аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.