Содержание
- Авиационные заводы в СССР
- 1Государственный авиационный завод № 1
- 2Воронежский авиационный завод
- 3Авиационный завод № 18 (Куйбышев)
- 4Авиационный завод № 21 (Горький)
- 5Казанский авиационный завод № 22
- 6Киевский авиационный завод
- Блог «Авиация»
- Крутое пике российского авиапрома
- Авиационные предприятия России
- Авиационная промышленность в СССР
- Авиационная промышленность России
- Предприятия
- Выпускаемые самолеты
Авиационные заводы в СССР
1Государственный авиационный завод № 1
На годы советской истории нашей страны пришелся расцвет авиационной промышленности. На территории СССР были построены многочисленные заводы, на которых собирали самолеты. О том, где располагались авиационные заводы, какие самолеты на них строили и как сложились судьбы этих промышленных объектов, читайте в материале, подготовленном совместно с компанией «Аэрофлот».
История Государственного авиационного завода № 1 начинается еще со времен царской России, только тогда он носил другое название. В 1893 году в Москве Юлием Меллером было основано акционерное общество «Дукс», сначала оно занималось сборкой велосипедов. В первые годы 20-го столетия завод «Дукс» начал производить мотоциклы и автомобили, а затем там начали строить и самолеты. До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолетов.
19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1). До Великой Отечественной войны завод серийно производил самолеты: Р-1, И-2, И-3, И-4, Р-5, И-5, И-7, И-15, ССС, Р-Z, ДИ-6, И-15 бис, И-153 «Чайка», МиГ-3.
В октябре 1941 года завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122 в окрестностях города Куйбышев (Самара). После начала ВОВ авиазавод приступил к выпуску самолетов Ил-2, но этот процесс шел очень медленно, завод отставал от необходимых темпов выпуска. В декабре 1941 года в адрес директора завода пришла телеграмма от Сталина с обвинениями в том, что завод подводит страну и Красную Армию, и с просьбой «не выводить правительство из терпения». Необходимый темп выпуска самолетов был все-таки достигнут. А 2 июля 1945 года ГАЗ № 1 был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов.
После войны на заводе, так и оставшемся в Куйбышеве, был освоен серийный выпуск первых советских реактивных самолетов МиГ-9. В 1949 году завод начал производство новейших истребителей МиГ-15, в 1952 году — МиГ-17. Завод также выпускал бомбардировщики Ил-28, а в 1954 году приступил к выпуску бомбардировщиков Ту-16.
2 января 1958 года советское правительство приняло постановление o размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7. Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства. С 1 января 1960 года завод получил условное наименование «Предприятие п/я № 208», а с 16 декабря 1961 года — открытое наименование «Завод «Прогресс»».
17 февраля 1959 года с полигона № 5 Министерства обороны СССР (ныне космодром Байконур) была успешно запущена первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на заводе «Прогресс».
В последующие годы завод освоил серийное производство ракет Р-7, Р-7А, Р-9А, ракет-носителей Восток-М, Молния, Молния-М, Союз.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Ракета-носитель Восток для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс».
В настоящее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию.
2Воронежский авиационный завод
В апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР, было принято решение об организации авиационного завода в Воронеже. В 1930 году началось его строительство, а в 1932 году завод был введен в строй. В отраслевом реестре заводу первоначально был присвоен № 18. В 1933 году на воронежском заводе выпускался АНТ-25, а в 1934 году началось серийное производство бомбардировщика ТБ-3.
В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного в ОКБ Ильюшина. Сборка бомбардировщиков продолжалась параллельно с выпуском штурмовиков Ил-2.
Во время Великой Отечественной войны авиационный завод № 18 выпускал фронтовые штурмовики Ил-2. В 1941 году завод был эвакуирован в Куйбышев. А после освобождения Воронежа весной 1943 года, возродившийся авиазавод был перенумерован в № 64. Уже вскоре на нем было выпущено два штурмовика нового поколения — Ил-8 и Ил-10. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. Уже в октябре 1944 года новый Ил появился на фронте.
С 1947 года началось переоборудование завода под производство пассажирского самолета Ил-12. В 1949 году было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, а с 1954 — турбореактивного бомбардировщика Ту-16. В конце 50-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в КБ Антонова.
В 1960 году воронежский авиазавод построил серию тяжелых перехватчиков Ту-128. После чего заводу было поручено освоить выпуск сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый полет Ту-144 совершил в декабре 1968 года. В 1976 году начался выпуск широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86. А в 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96−300.
В 1993 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Предприятие функционирует и по сей день.
3Авиационный завод № 18 (Куйбышев)
Осенью 1941 года воронежский авиазавод № 18 был эвакуирован на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. Когда в Воронеже в 1943 году была восстановлена работа авиазавода, он получил № 64. А авиационный завод под Куйбышевом остался с номером 18. В годы войны завод выпускал самолеты-штурмовики Ил-2.
С 1949 по 1953 годы завод выпускал бомбардировщики Ту-4. В 1951—1958 годах завод построил 50 бомбардировщиков Ту-95 и Ту-95М, после чего перешел на выпуск модификации Ту-95К (ракетоносец). В середине 1960-х выпуск Ту-95К был прекращен.
С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолеты Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолеты Ту-154. Серийно — с 1968 года. Абсолютное большинство этих авиалайнеров, составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начало 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.
В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолеты Ту-142. В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооруженных Сил СССР. В 1981 году завод начал серийное производство этих самолетов.
В 1990-е годы объемы строительства самолетов на заводе резко сократились. В 2005 году бывший Куйбышевский авиазавод стал называться «Авиакор — Самарский авиационный завод». Основная сфера деятельности «Авиакора» — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолетов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.
4Авиационный завод № 21 (Горький)
21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Авиационный завод начали строить на западной окраине города в мае 1930 года. Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года. Первым самолетом, выпуск которого был налажен на заводе, стал истребитель-биплан И-5. Он выпускался с августа 1932 года. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16.
В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21, его начальником был назначен С. А. Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР.
C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11. А в 1948—1949 годах выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15.
В 1949 году горьковский авиазавод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис. С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17. С 1955 по 1957 год на заводе выпускался МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового истребителя МиГ-21. В 1969 году началось производство истребителя-перехватчика МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолета. С 1979 года — производство тяжелого дальнего перехватчика МиГ-31. С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.
В 1994 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»».
5Казанский авиационный завод № 22
14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве. Осенью 1941 года «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».
Во время Великой Отечественной войны на заводе выпускали Пе-2. Для отправки самолетов на фронт на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.
В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4. В 1947 году началось его серийное производство. Завод стал головным предприятием по выпуску Ту-4.
В 1952 году выпуск самолета Ту-4 был прекращен и завод начал освоение реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16. Самолеты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство Ту-16 завершилось в 1963 году.
В 1957—1962 годах на заводе шло освоение самолета нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. В 1962 году самолет был принят на вооружение. В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М. В 1969 году начался его серийный выпуск. Самолеты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.
В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-62.
В 1978 году завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолетов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.
Начиная с 1990-х годов, КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолетов в соответствии с требованиями заказчика. В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-214.
6Киевский авиационный завод
Государственный авиационный завод № 12 был создан 9 сентября 1920 года в Киеве. В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолетов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним. В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин.
В 1925 году завод освоил производство первого самолета оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолет К-1. В 1934 году завод выпустил скоростной шестиместный пассажирский самолет ХАИ-1. После 1937 года заводом были выпущены самолеты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова.
После начала Великой Отечественной войны заводское оборудование было вывезено на восток. После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолетов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.
23 августа 1948 года киевский завод приступил к освоению серийного производства самолета Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин. В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолет Ан-24. В 1969—1985 годах завод выпускал самолет Ан-26. С 1979 года началось производство самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-32.
После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав украинского Государственного предприятия «Антонов».
Блог «Авиация»
-
Первый серийный Ми-38 с салоном повышенной комфортности передан заказчику — компании «Газпромбанк Лизинг». Эксплуатантом машины, произведенной на Казанском вертолетном заводе, станет компания Русские вертолетные системы (РВС).
Передача первого вертолета Ми-38 — важный этап, подтверждающий готовность КВЗ к серийным поставкам машин данного типа как для коммерческих эксплуатантов, так и для госзаказчиков. Прогнозируемая потребность потенциальных покупателей в Ми-38 до 2030 года составляет более 100 машин.
- Великоросс
- 26.02.2020 17:15
Ростех, Вертолеты России, ГТЛК, Ми-38
-
Ульяновское самолетострои-тельное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершило работы по изготовлению очередной партии агрегатов для серийных авиалайнеров МС-21.
— В настоящее время готовятся к отгрузке на Иркутский авиационный завод панели фюзеляжа, — поясняет директор программы МС-21 в АО «Авиастар-СП» Виталий Игнатьев. — На финальной стадии сборки находится следующая партия агрегатов.
Напомним, «Авиастар-СП» является крупнейшим кооперантом ПАО «Корпорация «Иркут» по программе МС-21. В цехах предприятия изготавливаются комплекты панелей на отсеки фюзеляжа, все двери и хвостовое оперение.
- sergey k
- 25.02.2020 16:06
-
Инженеры Корпорации «МиГ» (в составе ПАО «ОАК») получили патент на систему автоматического управления самолетом при заходе на посадку. Данный цифровой комплекс повышает безопасность пилотирования в сложных метеоусловиях, позволяет летчику выйти на глиссаду в автоматическом режиме и за меньшее время, продолжить снижение до появления видимости. Новая технология найдет свое применение в самолетах МиГ-29М/М2 и МиГ-35.
Новая разработка Корпорации «МиГ» включила в себя ряд инновационных блоков, приводов и систем, в том числе навигационно-измерительный комплекс. Преимущества системы уже подтверждены летными испытаниями с положительными оценками летчиков.
- alex_uns
- 21.02.2020 17:40
МиГ, МиГ-29М/М2, МиГ-35
-
21 февраля в Комсомольске-на-Aмуре совершил свой первый полет очередной серийный пассажирский самолёт Суперджет 100. Борт для Аэрофлота имеет заводской номер 95198 и регистрацию 89134. Это уже 194-й взлетевший самолёт этого типа.
- sergey k
- 21.02.2020 07:27
-
Акционерное общество «Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершил работы по модернизации серийного самолета Ан-140-100 в варианте аэросъемки. Выпущен комплект конструкторской и технологической документации и дополнения к эксплуатационно-технической документации. На воздушном судне была проведена необходимая доработка планера и систем, установлено специальное оборудование, позволяющее проводить картографическую аэросъемку местности.
- sergey k
- 19.02.2020 16:22
-
Когда-то в СССР было порядка 60 юношеских планерных школ, где учились летать сотни мальчишек и девчонок. В 2016-2019 годах Федерация планерного спорта России провела серьёзную подготовку, чтобы сделать легитимными полёты детей в современных ЮПШ в формате спортивных секций. Теперь любой желающий может взять в Федерации необходимые документы и открыть юношескую школу. Материальная часть минимальная — это детский планер от 350 000 рублей и простейшая лебёдка от 100 000. Приобрести Бро-11М можно в СИБНИА. Лебёдку заказать там же или изготовить самостоятельно. Для занятий подойдёт любое ровное поле длиной не менее 400 метров. Часть денег, вкладываемых в ЮПШ, можно вернуть через субсидии Минспорта, а также из муниципальных средств вашего региона. Обучать по такой методике можно и взрослых, которые захотят научиться летать на самолёте до 115 килограммов. Это легально. Хотите учить летать других или научиться летать сами? Подробности в 105 выпуске FlightTV
©Видео с youtube.com
- FlightTV
- 19.02.2020 13:37
-
Холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) завершил процесс валидации сертификата типа легкого многоцелевого вертолета Ансат в Китайской Народной Республике. Валидация сертификата типа авиационными властями Китая позволяет начать поставки данных вертолетов в эту страну в соответствии с ранее заключенным контрактом.
В ходе международного авиационного салона Airshow China 2018 заключен контракт на поставку 20 вертолетов Ансат в интересах Ассоциации медицины катастроф КНР. «Вертолеты России» готовы начать поставки Ансатов в этом году.
- sergey k
- 19.02.2020 13:01
-
«Гражданские самолеты Сухого» начали испытания новой установки охлаждения воздуха отечественного производства, которая входит в систему кондиционирования и является ее основным агрегатом. В настоящий момент идут наземные и летные испытания в составе опытных самолетов SSJ100.
Российскую установку охлаждения воздуха (УОВ) планируется устанавливать на импортозамещенную модификацию самолета SSJ100 — SSJ-NEW.
- sergey k
- 17.02.2020 12:49
-
© uacrussia.ru
14 февраля 2020 г. с заводского аэродрома ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (входит в состав ПАО «ОАК») поднялся в воздух очередной серийный поисково-спасательный (с функцией пожаротушения) самолет-амфибия Бе-200ЧС. Планируется, что после прохождения программы предъявительских и приемо-сдаточных испытаний, Бе-200ЧС будет передан заказчику для эксплуатации в составе морской авиации ВМФ России.
- vlTepes
- 14.02.2020 15:09
Бе-200, ВМФ
-
© uacrussia.ru
Согласно сообщению пресс-службы Объединенной авиастроительной корпорации, на авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде начата сборка частей фюзеляжа первого серийного Ил-114-300.
На авиазаводе «Сокол» будут изготовлены семь отсеков фюзеляжа пассажирского самолета. После этого они будут переданы для окончательной сборки. В кооперации по изготовлению агрегатов участвуют также серийные заводы «ВАСО» и «Авиастар-СП» в Воронеже и Ульяновске. Финальная сборка будет осуществляться на производственных площадях РСК «МиГ» — на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина.
- Константин Курсиков
- 14.02.2020 11:15
-
© www.technodinamika.ru
Холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех успешно завершил межведомственные испытания новейшей системы генерирования электроэнергии для самолетов Ил-112 В и Ил-114-300, а также средних вертолетов. Это первая в российском авиастроении система генерирования, построенная на принципах цифрового управления, позволяющих повысить ее производительность.
В ходе межведомственных испытаний, проходивших на Уфимском агрегатном производственном предприятии, проверялись функциональность системы и ее устойчивость к внешним воздействиям. В результате испытаний комиссия установила практически полное соответствие характеристик агрегатов системы требованиям технического задания.
Система генерирования СГ-112-115 состоит из синхронного генератора переменной частоты ГСР-40НЧ и блока регулирования, защиты и управления. Генератор ГСР-40НЧ специально разработан для установки на двигатели типа ТВ7-117 и ТВ3-117, что делает возможным внедрение новой системы генерирования в конструкцию новейших самолетов Ил-112 В, Ил-114-300, а также вертолетов типа Ми-8/17/171 и Ми-38.
- sergey k
- 13.02.2020 17:01
Технодинамика, Ростех, генератор, СГ-112-115, ГСР-40НЧ, ТВ7-117, ТВ3-117, Ил-112В, Ил-112В, Ил-114-300, Ми-38, Ми-8, Ми-171
-
© mintrans22.ru
В Международном аэропорту им. Г.С. Титова введен в эксплуатацию новый павильон прилета пассажиров международных воздушных линий. Строительство нового помещения для выдачи багажа было произведено в сжатые сроки. Первыми пассажирами, прилетевшими в новый терминал, стали 235 пассажиров рейса Утапао (Тайланд) — Барнаул авиакомпании Royal Flight.
Зал оснащен современной системой обработки багажа. Помещение общей площадью 400 кв. м. позволит с комфортом разместиться пассажирам международных рейсов и значительно сократит время обслуживания прибывающих пассажиров.
Аэропорт Барнаул в Алтайском крае в 2019 году впервые принял более 530 тыс. пассажиров, что стало для него рекордом. Рост пассажиропотока по сравнению с 2018 годом составил 5%. Аэропорт был построен в 1965 году.
- Великоросс
- 12.02.2020 16:34
-
© russianhelicopters.aero
В Авиационном учебном центре Казанского вертолетного завода появился комплексный тренажер вертолета Ансат. Тренажер был изготовлен ООО «М.А.К.» — компанией, занимающейся разработкой и производством технических средств обучения для летного и технического состава. После проведения квалификационной оценки АУЦ «КВЗ» получит разрешение от Росавиации на эксплуатацию тренажера.
Математическая модель тренажера разработана на основании данных летных испытаний вертолета, предоставленных опытно-конструкторским бюро Казанского вертолетного завода. Внешний вид кабины и приборного оборудования тренажера полностью соответствуют вертолету. Тренажер оснащен системой визуализации, полностью реализована сцена визуализации района Сочи и Казани, включая летно-испытательный комплекс КВЗ. Разработка и изготовление комплексного тренажера Ансат производилось в соответствии с инвестиционным проектом «Концепция развития Авиационного учебного центра КВЗ холдинга «Вертолеты России».
- sergey k
- 11.02.2020 18:13
Ансат, КВЗ
-
© sun1-89.userapi.com
Цель сертификационных испытаний — оценка работоспособности оборудования, установленного в VIP салоне вертолета и электромагнитной совместимости с бортовым радиоэлектронным оборудованием. Следующий этап — получение в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) одобрения данного изменения типовой конструкции вертолета.
- sergey k
- 11.02.2020 18:07
-
© fpi.gov.ru
Ученые Фонда перспективных исследований и Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова разработали авиационный роторно-поршневой двигатель, ряд элементов которого изготовлен с помощью 3D-печати.
В разработке используются композиционные металлокерамические материалы нового поколения с высокими физико-механическими характеристиками, а также электронная система управления двигателем и система топливоподачи, разработанные в России.
Двигатель способен работать на различных видах топлива, в том числе авиационном керосине, газе и бензине. Он может быть использован в беспилотных летательных аппаратах, легкомоторной авиации, робототехнических платформах, а также в составе генераторов гибридных силовых установок и в качестве лодочных и автомобильных моторов. При рабочем объеме 0,4 литра в ходе испытаний двигатель развил мощность в 120 лошадиных сил.
- Константин Курсиков
- 06.02.2020 14:53
-
© primamedia.gcdn.co
Приобретенные Магаданской областью для внутрирегиональных перевозок два самолета ТВС-2МС с 6 февраля приступают к выполнению рейсов. Один из них уже совершил полет из Магадана в Сеймчан.
Утвержден график пассажирских перевозок на новых самолетах. Внутрирегиональные авиаперелеты по трем направлениям и обратно (из Магадана в отдаленные населенные пункты Сусуман, Омсукчан, Сеймчан и обратно) будут осуществляться с 6 февраля по будням. Это новые направления, которые удалось открыть благодаря новым самолетам. С сегодняшнего дня началась эксплуатация воздушных судов.
Как пояснил представитель авиакомпании «Сибирская легкая авиация», которая осуществляет полеты на новых самолетах, ТВС-2МС «удобнее, теплее, быстрее и даже тише, чем Ан-2, которые использовались ранее».
- Константин Курсиков
- 06.02.2020 11:51
-
© www.aviastar-sp.ru
На ульяновском самолетостроительном предприятии АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершены работы по изготовлению панелей фюзеляжа на второй и третий отсеки для нового российского регионального турбовинтового пассажирского самолета Ил-114-300. Партия из пяти агрегатов отправлена на нижегородский авиастроительный завод «Сокол» — филиал АО «РСК «МиГ» для дальнейшей сборки. Панели, произведенные в Ульяновске, предназначены для второго экземпляра самолета Ил-114-300.
Ульяновское предприятие является одним из главных кооперантов по программе Ил-114-300. На заводе изготавливаются в сборе панели для отсеков фюзеляжа, люки и двери — всего порядка 48 наименований.
- sergey k
- 04.02.2020 18:27
-
© newtimes.ru
Модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М совершил первый тестовый полет на аэродроме КАЗ имени Горбунова, сообщили в пресс-службе компании «Туполев»
Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Анри Наскидянца. Полет проходил на высоте 1500 метров и продлился 34 минуты.
- crazykot
- 02.02.2020 15:50
ту-160м, Туполев
-
У компании «Сила-аэро», производителя одноместного самолёта РП-15, появилась новая программа для тех, кто хочет попробовать самостоятельную сборку самолёта. Вы можете взять на пробу для сборки крыло самолёта за 150.000 рублей. Если у вас получится, то продолжить сборку дальше. Если нет — минимум треть от этой суммы вам вернут. Подробности — в следующем репортаже.
Одноместный самолёт массой до 115 килограммов — это, во-первых, возможность попробовать. Тем, кто никогда не летал, он даст понять, смогут ли они стать пилотами. Пилотам, которые уже летают на паралётах и дельталётах, РП-15 даст возможность освоить самолётное управление. Технология такого обучения разработана и опробована ещё в Советском Союзе, в интернете есть методички курса лётной подготовки на планере, которыми можно пользоваться и при полётах на РП-15.
После того как вы научитесь летать на РП-15 и поймёте, что вам нужен самолёт побольше, можно пойти в авиационный учебный центр. Большинство пилотов не укладывается при обучении в стандартные 42 часа практических полётов и доплачивают за дополнительный налёт. Навыки, полученные в полётах на РП-15, помогут вам сэкономить и уложиться точно в программу. Позднее при покупке более вместительного самолёта РП-15 можно будет продать или оставить для одиночных полётов «по настроению».
Подробности и видео — в 104 выпуске FligjhtTV
©Видео с youtube.com
© flighttv.ru
- FlightTV
- 30.01.2020 14:14
-
архивное фото © static.riafan.ru
Самарское предприятие «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех приступает к поставкам агрегатов для самолета Ил-112 В. До конца года Воронежскому самолетостроительному обществу (ВАСО) будет передана партия модернизированных шасси и гидроцилиндров.
На сегодняшний день на предприятии успешно проведены ресурсные испытания гидроцилиндров шасси и других систем самолета в объеме 1000 взлето-посадок. До 2024 года их ресурс будет увеличен до 15 тысяч в/п. Также в полном объеме проведены копровые испытания основной и передней опор шасси. Завершены повторно-статические испытания передней опоры шасси в объеме 150 в/п, а также испытания системы разворота передней опоры шасси в объеме 150 в/п. Кроме того, в конце прошлого года начаты повторно-статические испытания основной опоры шасси.
В 2019 году конструкторы «Авиаагрегата» провели доработку конструкции опытных опор шасси и гидроцилиндров Ил-112 В по результатам монтажа в составе самолета в ПАО «ВАСО» и изолированных испытаний агрегатов на «Авиаагрегате». Так, доработаны проводка трубопроводов передней опоры шасси и рулежные гидроцилиндры Ил-112 В, а также система герметичности в гидроагрегатах.
- Великоросс
- 28.01.2020 15:11
Ростех, Авиаагрегат, Технодинамика, Ил-112В
Крутое пике российского авиапрома
Ни для кого не секрет, что российская авиационная промышленность, несмотря на огромные бюджетные вливания, остается в глубоком кризисе. В данной ситуации имеются нюансы в зависимости от отрасли; она определенно лучше в военном секторе, чем в секторе гражданской авиации, но кризисные явления углубляются везде.
В 2018 году в России были изготовлены 121 самолет, 169 вертолетов и 845 авиадвигателей. Это очередной слабый результат за несколько лет. Производство самолетов в современной России достигло своего пика в 2014 году, когда Объединенная авиационная корпорация (ОАК) выпустила 158 самолетов, что всего в два раза больше, чем выпускается в месяц популярных моделей Boeing и Airbus. Производство вертолетов достигло пика в 2012 году, когда было построено 290 вертолетов. Последующее падение темпов было вызвано снижением заказов от Министерства обороны России, что было вызвано обвалом цен на нефть во второй половине 2014 года и санкциями Запада после конфликта в Украину.
В течение двух последних лет Объединенная авиационная корпорация, объединяющая большинство производителей самолетов в России, и Российская вертолетная корпорация, объединяющая всех производителей вертолетов, перестали публиковать информацию об объеме производства. Поэтому данные за 2017 и 2018 годы получены из косвенных источников.
Однако следует помнить, что текущее производство все еще значительно выше, чем в среднем за предыдущие 25 лет. Результаты уровня 150 самолетов в год были достигнуты российской промышленностью лишь ненадолго в середине этого десятилетия. В 1995-2010 годах российская авиационная промышленность выжила только благодаря иностранным заказам, в основном из Китая и Индии; никаких заказов от отечественных клиентов не было. Только тогда, когда в 2008 году цена на нефть, являющейся основным источником доходов российского бюджета, превысила 100 долларов за баррель Министерство обороны России разместило первые крупные заказы на новые самолеты.
Боевые самолеты традиционно занимают наибольшую долю в авиационном производстве России. Можно косвенно оценить (поскольку нет полных официальных данных), что в 2018 году Министерство обороны России получило 54 боевых самолета, в том числе 14 истребителей-бомбардировщиков Су-34, произведенных в Новосибирске, 10 истребителей Су-35С, произведенных на заводе Комсомольске-на-Амуре, 14 истребителей Су-30СМ производства Иркутского завода и 14 реактивных учебно-боевых самолетов Як-130, также из Иркутска. АО «РСК МиГ» передало армии для испытаний два истребителя МиГ-35.
Шесть истребителей Су-35 было отправлено в Китай, четыре истребителя Су-30СМ — в Казахстан, шесть Як-130 — в Мьянму и четыре — в Лаос, а также группа истребителей МиГ-29M были экспортированы в 2018 году в Египет.
Ми-35
Особенно сильный обвал произошел при производстве вертолетов. Самые большие трудности касаются самого популярного из них, транспортного Ми-8, производимого в Казани и Улан-Удэ. Крупные заказы предыдущих лет, сделанные Министерством обороны России, а также Китаем, Индией и США, завершены; новые контракты по объему и стоимости намного меньше. Заводу помогает правительство, запустившее государственную программу санитарной авиации, о которой говорилось годами, но до тех пор ничего не делалось. В 2017 году для санитарной авиации было закуплено 60 вертолетов, а в 2018 году было заказано 150 вертолетов (46 единиц Ми-8 и 104 — Ансат) на последующие годы.
Средства, предусмотренные для закупок и разработки военной техники в России, отражены в Государственной программе вооружений, охватывающей 10-летний период. Текущая программа ГПВ-2027 охватывает 2018-2027 годы и стоит 19 триллионов рублей. Формально эта сумма такая же, как и в предыдущем десятилетии. Но фактически с тех пор российский рубль потерял половину своей стоимости по отношению к доллару, а это значит, что на самом деле средств выделено намного меньше.
Учитывая неизбежное ограничение закупок российским министерством обороны, авиационной отрасли приходится искать других покупателей. Наиболее естественным решением является увеличение экспорта. Генеральный директор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев недавно объявил, что экспорт военной авиации из Российской Федерации в 2018 году достиг 6 миллиардов долларов. Это около 23 процентов все авиационной продукции России. По словам представителей «Рособоронэкспорта» новые клиенты делают запросы о боевых самолетах, которые якобы хорошо проявили себя во время кампании в Сирии. Но это утверждение вызывает сомнение с учетом огромных потерь по отношению к числу боевых вылетов и может оказаться простым рекламным трюком.
Должны быть выполнены контракты на истребители Су-35 для Индонезии и Египта. Истребители Су-30 будут отправлены в Казахстан, Армению, Белоруссию и Алжир. Алжир также купил истребители МиГ-29М. В то же время ведутся предварительные переговоры по первому контракту на экспорт истребителя-бомбардировщика Су-34. Клиент остается неизвестным. Однако экспорт оружия из России ограничен Законом о противодействии Америке через санкции (CAATSA), принятым в Соединенных Штатах в августе 2017 года, который не рекомендует многим странам покупать российское вооружение.
Кроме того большинство стран неохотно выкладывают наличные, приобретая самолеты с отсрочкой платежа, который к тому же производится бартером. Так, например, Индонезия, оплачивающая авансом 25 процентов программы по созданию южнокорейского истребителя рассчитывается за Су-35 пальмовым маслом, которое в России получают частные структуры, а дальнейшая судьба средств полученных от его продажи на внутреннем рынке выглядит весьма туманно.
Решением может стать увеличение гражданского производства. В январе 2018 года была поставлена задача увеличить долю гражданской продукции в оборонной промышленности до 30 процентов в 2025 году и 50 — в 2030 году. Проблема здесь, однако, заключается в отсутствии конкурентоспособного продукта. Спрос на производимые в настоящее время пассажирские самолеты Superjet был искусственно создан государством и практически себя исчерпал.
Гражданские программы ОАК на самом деле не являются коммерческими и живут только благодаря государственному финансированию. Генеральный директор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов на встрече с Путиным 22 июля 2019 года попросил дополнительно 300 миллиардов рублей (4,7 миллиарда долларов); В настоящее время «Ростех» контролирует как ОАК, так и Вертолеты России, а также Объединенную моторную корпорацию и многие другие компании оборонной промышленности.
«Нам необходимо увеличить капитализацию, чтобы завершить реструктуризацию всех наших компаний; эта сумма превышает 300 миллиардов. Прежде всего, эти деньги нужны для реализации программы МС-21 и других гражданских проектов. (…) Конечно, мы рассчитываем на вашу поддержку в этом вопросе», — сказал Чеченов.
Яркие звезды
Российская авиационная отрасль в настоящее время имеет два продукта, являюшимися носителями новых технологий и которые потенциально могли бы иметь некоторую коммерческую ценность в ближайшие годы. Первый — истребитель нового поколения Су-Су-57. Второй – пассажирский самолет «Иркут» MC-21 нового поколения.
К Су-57 предъявляются все требования к современному истребителю. Сверхзвуковая крейсерская скорость и высокая маневренность. Снижение заметности, а также интеграция самолета и в сеть обмена данными по ситуации на поле боя.
Истребитель Су-57 на МАКС-2019
Специально для Су-57 созданы новые приборы, в том числе радар Н036 с активным электронным сканированием. Машина оснащена новым оборудованием, приспособленным для размещения внутри фюзеляжа. Проведены испытания нового двигателя. Специально для взаимодействия с Су-57 создан тяжелый беспилотный штурмовик С-70 «Охотник». Его первый полет был совершен 3 августа этого года.
В августе 2018 года Министерство обороны России заказало предварительную партию из двух истребителей Су-57. Первый должен быть готов в ноябре этого года.
Радикальный поворот в программе истребителей Су-57 произошел 27 июня, когда во время выставки «Армия-2019» Министерство обороны России разместило заказ на поставку 76 истребителей «Сухой» к концу 2027 года. Предыдущий пассивный подход к программе Су-57, навязанный заместителем премьер-министра (бывший заместитель министра обороны, ответственный за закупку вооружений) Юрием Борисовым, предусматривал приобретение всего 16 единиц. Производство и последующая эксплуатация крупной партии Су-57, несомненно, помогут усовершенствовать эту систему, что невозможно было бы сделать только на прототипах.
Второй прототип MC-21
163-местный (в типичной двухклассной конфигурации) пассажирский самолет Irkut MC-21-300, по словам его конструкторов, позволяет снизить расход топлива на 8 процентов и обеспечить на 5 процентов более низкие эксплуатационные расходы на типичном 1000-мильном (1850 км) маршруте, чем у Airbus A320neo. Для МС-21 было изготовлено новое крыло с большим (11,5) удлинением из композитов. Машина использует двигатели Pratt & Whitney PW1400G, в будущем планируется использовать российский КПК-14. При крейсерской скорости M = 0,78 аэродинамическое превосходство MC-21, по словам производителя, на 5,1 процента выше, чем у Airbus A320 и на 6 проц. выше, чем у Boeing 737NG.
Другое преимущество MC-21 перед конкурентами — повышенный комфорт. Фюзеляж на 15 см шире, чем у A320, и на 30 см шире, чем у B737. Представители «Иркута» называют МС-21 «самым широким узкофюзеляжником».
Благодаря более широкому коридору время на подготовку самолета к полету 20 процентов меньше, чем у конкурентов. Климатическая установка поддерживает в полете на высоте 39 000 футов (11 877 м) давление, эквивалентное 6000 футам (1830 м) вместо стандартных 8 200 футов (2500 м). Иллюминаторы больше, чем обычно используются на гражданских авиалайнерах. Наконец, генеральный директор Иркут Равиль Хакимов пообещал на МАКС-2019, что цена MC-21 будет 20 процентов ниже цены конкурентов. Однако он отказался приводить какие-либо конкретные цифры.
Проблема в том, что ни Су-57, ни МС-21 еще не готовы. Обе машины по-прежнему требуют много доработок и финансовых вливаний. Кроме того, зарубежные субподрядчики из-за опасений перед санкциями отказались поставлять для МС-21 композитные материалы, а без них этот самолет станет тяжелее и потеряет заявленные преимущества.
Нынешний Су-57 все еще находится в промежуточной конфигурации. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил в августе 2018 года, что с 2023 года Су-57 будет поставляться в стандарте «второй этап». Он означает оснащение новыми двигателями и, возможно, также модернизированным оборудованием. Информации о состоянии работ по системам и вооружению Су-57 нет, кроме общих заверений, что все идет по плану.
Еще одна проблема MC-21 в небольшом количестве заказов. На данный момент имеет всего 175 «твердых» контрактов, причем все они только от российских компаний. На МАКС-2019 самолет получил 20 заказов, но только в форме протоколов о намерениях.
Планы на будущее
От российских чиновников и из российских СМИ слышно много заявлений о новых самолетах, которые будут сделаны в России после Су-57 и МС-21-300. В рамках программы ПАК ДА (Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации) разрабатывается новый «невидимый» стратегический бомбардировщик. После 2030 года перехватчик ПАК ДП (Перспективный авиационный комплекс Дальнего Перехвата) должен заменить МиГ-31.
Преемником МиГ-29 должен стать ЛМФС («Легкий многофункциональный самолет фронтовой авиации»). СВТС (Средний военно-транспортный самолет) будет транспортным самолетом грузоподъемностью 20 т. Затем наступит очередь ПАК ВТА (Перспективный авиационный комплекс военнотранспортной авиации), перевозящего 80 тонн.
Запланирован новый авианосец и бортовой истребитель, а также боевой вертолет нового поколения. В планах — широкофюзеляжный пассажирский самолет CR929 и сверхзвуковой бизнес-джет.
Три вышеуказанные программы могут быть реализованы в обозримом будущем. Речь в основном о ПАК ДА, CR919 и новом боевом вертолете.
У бомбардировщика ПАК ДА Туполева имеется достаточное финансирование для создания его прототипов в рамках ГПВ-2027. В настоящее время программа находится на стадии разработки отдельных компонентов. Речь о двигателях, за которые Кузнецов отвечает в Самаре. Радар создан в НИИП в Жуковском. Навигационная система на ПАО «МИЭА» в Москве. Систему управления КСУ-80 создает МНПК Авионика из Москвы. АО «НПП-Звезда» в Томилино отвечает за кресла, комбинезоны и систему спасения экипажа. Комплекты вспомогательного электроснабжения разрабатываются ОМКБ в Омске, а коммуникационное оборудование – в ПО «Радуга» в Дубно. ПАК ДА должен быть дозвуковым самолетом, выполненным по схеме «летающее крыло», дальность полета которого достигает 15 тысяч км без дозаправки.
Программа пассажирских самолетов CR929 реализуется совместно с Китаем. CR означает Китай-Россия, и это значительно увеличивает шансы на его реализацию. Стандартная версия CR929-600 будет перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 тысяч км. Российская сторона пытается получить как можно большую долю участия в проекте. На данный момент было решено, что она будет производить композитное крыло с использованием технологий МС-21. Китай должен производить фюзеляж и хвостовое оперение. Двигатель — на выбор между General Electric GEnx или Rolls-Royce Trent, т.к. к 2023 году ни какой другой двигатель не будет доступен. Затем, после 2027 года, россияне хотели бы использовать свой новый двигатель ПД-35 с тягой 35 000 кг. У китайцев есть свой вариант.
Шансы на реализацию новой программы боевых вертолетов возрастают благодаря тому, что был выбран довольно консервативный вариант. Речь идет о машине в классической вертолетной системе Миля с приводом от модернизированных двигателей ВК-2500M. Новым будет только жесткий ротор, позволяющий развивать скорость до 400 км/ч. В работе над этим вертолетом использован опыт, полученный на экспериментальном вертолете Ми-24ЛЛ, скорость которого на испытаниях осенью 2016 года превысила 400 км/ч.
Будущее в прошлом?
Между тем российский авиапром сделал странный поворот в прошлое. В 2015 году программа стратегического бомбардировщика ПАК ДА была отложена, как заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов, из-за новой идеи возобновить производство тяжелого бомбардировщика Ту-160. 25 января 2018 года Министерство обороны заказало 10 новых серийных бомбардировщиков Ту-160М2; первый самолет должен взлететь в 2021 году.
Ранее, в 2006 году, на завод «Авиастар-СП» в Ульяновске была поставлена задача начать производство транспортного самолета Ил-76МД-90А. Во времена СССР ил-76 производились в Ташкенте. Конструкторское бюро Ильюшина получило более 6 миллиардов рублей (200 миллионов долларов США) на модернизацию конструкции самолета, а завод «Авиастар-СП» получил 8,5 миллиарда рублей на модернизацию производственного оборудования.
Однако даже такая, казалось бы, простая задача решается с огромным трудом и не всегда успешно. Первый самолет взлетел только в 2012 году. Тридцать девять транспортников этого типа были заказаны в 2012 году с доставкой к концу 2018 года, но на сегодняшний день армия получила только четыре из них; к концу 2019 года обещаны еще четыре. Руководство завода пожаловалось в 2017 году на значительное увеличение производственных затрат и цен субпоставщиков, что означает убыточность производства; первоначальный контракт составлял 3,57 млрд. рублей (110 млн. долларов США по ставке на тот момент) за один самолет.
Завод в Жуковском, принадлежащий РСК «МиГ», начинает производство 64-местного турбовинтового самолета Ил-114-300. Первый Ил-114 вылетел в 1990 году. Цели программы Ил-114-300, представленные в решении правительства от декабря 2016 года, заключались в том, чтобы расширить производственные мощности предприятий авиационной промышленности и снизить зависимость российских авиакомпаний от закупок иностранных самолетов.
Ожидается, что первый новый Ил-114-300 будет выпущен в 2021 году. Завод ВАСО в Воронеже готовит производство широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-400М, опытный образец которого Ил-96-300 был запущен в 1988 году; новый Ил-96-400М должен быть готов к 2021 году. Это при том, что спроса на четырехмоторные самолеты нет и уже никогда не будет. А производство Jumbo конкуренты скоропостижно сворачивают.
Потеря компетенции
Общая заявленная цель, якобы для которой предпринимаются программы возобновления производства этих самолетов из эпохи СССР состоит в том, чтобы восстановить компетенцию конструкторских бюро и производственных предприятий для последующего строительства самолетов нового поколения в каждом из этих классов. В России обновили конструкцию и документацию Ил-76, чтобы переобучить персонал, способный справиться со следующей относительно простой задачей — создать совершенно новый транспортный самолет, средний СВТС и тяжелый ПТА ВТА. Точно так же возобновление производства Ту-160 должно стать введением в создание стратегического бомбардировщика следующего поколения ПАК ДА.
Однако в будущем может оказаться, что возобновление производства старых самолетов закончится, а новое поколение исчезнет. Достаточно сложно приобрести компетенцию для создания самолета 21-го века, повторяя, хотя и с модернизацией, проекты, сделанные несколько десятилетий назад. Может оказаться, что некоторые конструкторские бюро, например Туполев и Ильюшин, которые не делали ничего нового в течение 30 лет, больше не могут реализовать проект следующего поколения. Несмотря на многочисленные усилия, научный и строительный персонал среднего звена не был восстановлен после упадка в 1990-2000 годах.
В типичном российском научно-исследовательском институте, за некоторыми исключениями, такими как Сухой и Яковлев (Иркут), есть группа работников пенсионного возраста и молодежи, которая все еще должны учиться и которая, вероятно, там не останется, если не будет хорошей зарплаты и интересной работы.
Программа легкого транспортного самолета Ил-112В выявила много проблем. Проект начался в 1994 году, но потом финансирование прекратилось. Позже оно возобновлялось и останавливалось несколько раз. В 2014 году проект возродили с новыми, сниженными требованиями. Теперь Ил-112В должен доставить 5 тонн груза на расстояние 1200 км. Ранее требовалась доставка 6 тонн на 3000 км. Однако прототип Ил-112В, выпущенный в Воронеже 30 марта 2019 года, не отвечал даже этим сниженным требованиям.
Николай Таликов, главный конструктор «Илюшин», признал, что транспортный самолет Ил-112В перегружен из-за низкой культуры веса. По его словам, в авиационной отрасли произошла смена поколений. Новый персонал недостаточно компетентен, технические колледжи потеряли свою популярность. Более того, в 2010 году, когда работы над Ил-112 были приостановлены, пять отделов его конструкторского бюро переехали в Иркут, где зарплаты были почти в три раза выше.
Публичный дебют Ил-112 был объявлен до выставки МАКС-2019, но после первого и единственного полета самолет сейчас дорабатывается на воронежском заводе. Шоу на МАКС было официально отменено из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы в воронежском аэропорту. Согласно заявлению OAK, вес первого самолета будет снижен на одну тонны, а последующего — на 2,5 тонны, что довольно много для самолета весом 21 т. Планируется использование более легких материалов в конструкции, оптимизация бортовых установок и использование более легкого оборудования.
Реорганизация
Еще одна сложная и неизбежная задача, стоящая перед российской авиационной отраслью, — это необходимость реорганизации предприятий в сочетании с сокращением персонала. Российская авиационная промышленность достигла сегодня практически неизменного состава со времен СССР. Восемь крупных заводов участвуют в окончательной сборке самолетов; еще пять заводов производят вертолеты. После распада СССР исчезли только два: завод в Саратове прекратил свое существование, а завод в Смоленске перешел на ракетостроение.
Другое дело, что они не такие большие, как раньше. Например, на Казанском заводе (стратегические бомбардировщики Ту-160, пассажирские самолеты Ту-214) сегодня работают 3500 человек. Во времена СССР их было 28 000. За последнее десятилетие большинство российских производителей самолетов и вертолетов полностью обновили свое производственное оборудование, в основном покупая его на Западе.
В российской авиационной промышленности занято 434 тыс. человек (данные на 2018 год), в том числе 322 тысячи — в производственных цехах и 112 тыс. — в научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждениях. Производительность труда на промышленных предприятиях составляет 3,828 млн рублей (61 тыс. долларов США) на одного работника.
В течение нескольких лет предпринимались попытки «рационализировать», то есть сконцентрировать конечное производство самолетов и вертолетов в России на меньшем количестве заводов и преобразовать оставшихся в субпоставщиков, специализирующихся на конкретных типах компонентов. В России не хотят говорить о конкретике, потому что это социально-опасная тема. Переход производителей самолетов к производству компонентов рассматривается трудовыми коллективами как ухудшение положения, в том числе финансового.
Андрей Бочкарев
Авиационные предприятия России
Полный список авиационных заводов России. Представлены контактные данные организаций и официальный сайт каждого предприятия.
Значение выпускаемой продукции авиационными заводами огромно. Так, авиация — это транспорт обеспечивающий перевозку пассажиров и грузов по воздуху. Отличительной особенностью авиации является высокая скорость, способность преодолевать большие расстояния прямо.
Авиационные предприятия является одной из ключевых отраслей нашего государства. Выпускаемые самолеты часто стимулирует повышение экономического роста, в том или ином регионе обеспечивая его связь с центральными районами.
Главную роль продукция авиационных предприятий играет для отдаленных регионов Сибири и Дальнего Востока. Так, воздушное сообщение и речной транспортом часто является единственным средством сообщения в сезоны непогоды.
Список действующих организаций
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина (гор. Арсеньев)
Арамильский авиационный ремонтный завод (гор. Арамиль)
218 Авиационный ремонтный завод (гор. Гатчина)
Воронежское акционерное самолётостроительное общество (гор. Воронеж)
Иркутский авиационный завод (гор. Иркутск)
Кумертауское авиационное производственное предприятие (гор. Кумертау)
Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова (гор. Казань)
Казанский вертолётный завод (гор. Казань)
Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина (гор. Комсомольск-на-Амуре)
Московский вертолётный завод им. М.Л.Миля (гор. Томилино)
Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (гор. Новосибирск)
Нижегородский авиастроительный завод (гор. Нижний Новгород)
Производственное объединение Полет — филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (гор. Омск)
Ростовский производственный вертолетный комплекс Росвертол (гор. Ростов-на-Дону)
Российская самолетостроительная корпорация МиГ (гор. Москва)
Смоленский авиационный завод (гор. Смоленск)
Самарский авиационный завод (гор. Самара)
Ульяновский авиационный завод (гор. Ульяновск)
Улан-Удэнский авиационный завод (гор. Улан-Удэ)
Авиапромышленность является одной из главных отраслей, она подразделяется на промышленную и гражданскую — они тесно связаны. История авиации на своём зачаточном уровне восходит к первым успехам США: именно там поднялся в небо первый самолёт. Затем крупные государства стали создавать промышленные базы и авиационные предприятия. В России первые самолёты стали появляться в 1910 году. Первые летательные аппараты создавались в абсолютно непредназначенных для этого условиях. Обострение ситуации в связи с Первой мировой войной дало толчок не только для создания военного самолетостроения, но и гражданского.
Создание крупной авиационной техники напрямую зависит от развития экономической системы в стране. В СССР авиастроение началось в 20-х годах. Было 15 маленьких заводов с минимальным количеством работников. В 1939-1945 гг. на авиационной промышленности пришлось сконцентрироваться, и по сей день министерство авиационной промышленности Россииведёт активную работу по развитию отечественного производства летательных аппаратов.
Авиационная промышленность в СССР
Довоенные пятилетки породили авиапромышленность. Оригинальные конструкции создавались выдающимися советскими конструкторами: Поликарповым, Туполевым, Ильюшиным, Лавочкиным — это далеко не весь список. По своим техническим особенностям и характеристикам они создавали мощную конкуренцию зарубежным аналогам. В Великую Отечественную войну было развёрнуто массовое производство, и к 1945 г. численность техники достигала 40 000 единиц.
После войны в СССР стали появляться реактивные самолёты, РЛС, затем стали активно производить вертолёты. В послевоенное время стала развиваться реактивная авиация. Параллельно технологии стали применяться и в гражданской авиации, появились и были поставлены на поток турбовинтовые, реактивные самолёты для пассажирских перевозок.
В 1970-1980 гг. Количество авиа- и моторостроительных предприятий увеличилось до нескольких десятков. Появились сотни заводов, которые поставляли комплектующие. Проектирование осуществлялось в московском конструкторском бюро, а самолёты-амфибии проектируются и изготавливаются в Таганроге.
Авиационная промышленность России
После распада СССР из-под влияния Российской Федерации ушли крупнейшие заводы в Киеве, Харькове, Ташкенте, Тбилиси. Россия лишилась возможностей создания военно-транспортной авиации, т. к. конструкторская база осталась на Украине. Компенсировать потери было крайне затруднительно. Отделение Белоруссии — единственный пример, когда отношения в области самолётостроения не были проблемными, Украина и Таджикистан — наиболее проблемные государства в отношении строительства самолётов. Рост начал наблюдаться только в 1998 году, когда военная продукция стала производиться активнее. По гражданскому авиастроению был ещё больший удар.
Существенные преобразования начались в 2000-х годах. Гражданские самолёты стали производиться активнее, в 2009 году количество единиц техники достигло числа 124.
Ситуация стала улучшаться, когда была принята государственная программа — проект из трёх этапов. Первый этап проведён до 2013 года, на нём усилилась интеграция второстепенных отраслей. Также определены позиции, сформирован и утверждён перечень заказов. Второй этап (2013-2018 гг.) предполагает повышение рентабельности в отрасли авиастроения. На третьем этапе предполагается усиление позиций при экспорте новейшей продукции за рубеж. Нам остаётся следить за состоянием авиапрома и довольствоваться последними разработками крупных заводов.
В РФ существует специальный Департамент, занимающийся вопросами развития авиации. Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России в 2018 г. — Равиль Хакимов. Основные задачи связаны с разработкой стратегий, и проектов, реализация мер, связанных с государственной поддержкой авиапромышленности. Работа тесно связана с правительством РФ, куда направляются предложения, в т. ч. связанные с непосредственной деятельностью самого Департамента.
Предприятия
Предлагаю рассмотреть наиболее крупные предприятия авиационной промышленности России. Среди них выделяются:
- Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Основан в 1934 году, сейчас развёрнуто производство самолётов марки «Су» (Су-30, многофункциональный истребитель Су-35). Также здесь выпускаются Т-50, Sukhoi Superjet 100.
- Иркутский авиационный завод. Здесь выпускаются самолёты военного назначения (Су-30, Як-130, учебно-тренировочные машины (Як-152). Также предприятие выпускает гражданские самолёты МС-21.
- Новосибирский авиационный завод. Производится современная продукция: бомбардировщик Су-34, также предприятие участвует в создании боевого авиакомплекса 5-го поколения. Отсюда поставляются элементы фюзеляжа для региональных самолётов.
- Авиастар-СП. Организован выпуск Ил-76 и Ту-204, также компания занимается обслуживанием транспортных и пассажирских самолётов.
- Казанский авиационный завод. Выпускает до 3 самолётов в год (Ту-214). Отдельно изготавливаются Ту-160, их выпуск восстановлен недавно.
- Воронежское акционерное самолётостроительное общество. Изготавливает машины Ан-148, Ил-96.
- Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. Здесь производятся самолёты-амфибии Бе-200.
- Нижегородский завод «Сокол». В основном создаются истребители МиГ и Як. Также возобновлён выпуск Ил-114, производятся легкие пассажирские самолёты (Гжель), детали для Airbus.
Итак, города центры авиационной промышленности России— Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж и Казань.
Следующие предприятия занимаются выпуском вертолётов:
- Роствертол;
- Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
- Казанский вертолётный завод;
- Улан-Удэнский авиазавод;
- Кумертауское авиационное производственное предприятие.
Выпускаемые самолеты
Перечень основных машин российского авиапрома я представлял выше, разберём ключевые позиции подробнее. Весь мир знает следующие имена: «Сухой», «Миль», «Туполев», «Ильюшин», «Камов», «Яковлев». Авиационная промышленность России в 2017 году развивалась, на сегодняшний день новейшими разработками являются:
- «Сухой Суперджет 100» — это ближнемагистральный самолёт;
- «Иркут-21» — новый лайнер, серийный выпуск которого был в планах на 2017 год.
Также нужно отдать должное гражданским (пассажирским) самолётам, проверенным в действии:
- Ил-96 — рассчитан на средние/большие авиалинии.
- Ту-204, Ту-214 — предназначен для авиалиний средней протяжённости.
Министр авиационной промышленности России и его подчинённые регулярно следят за исполнением программы по стратегическому развитию авиапромышленности. Если ранее средств совсем не хватало, в производство могло завершиться просто из-за невозможности возместить затраты — ситуация сегодня улучшилась.
Также интересно: