Авторитаризм режим

Отличие авторитарного режима от тоталитарного режима

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

От тоталитарного режима авторитарный режим отличается тем, что при нем происходит огосударствления экономики, культуры, социальной сферы. Государство не пытается вторгаться в личную жизнь граждан, существует определенный уровень автономии и хозяйствующих субъектов. Для решения отдельных вопросов власть может прибегать и к внеправовым методам, но только в крайнем случае и на короткое время. В целом же преобладают административно-командные методы управления. Иногда в рамках данного режима существует «декоративная» оппозиция, могут формально закрепляться права и свободы личности, политический плюрализм, наличествовать местное самоуправления, отдельные элементы гражданского общества. Наличие или отсутствие последних дает основания выделять «мягкий» и «жесткий» авторитаризм.

Еще одно существенное отличие авторитаризма от демократии и тоталитаризма — слабость политической институциализации. Как и тоталитаризм, авторитаризм — дитя незаконнорожденное. Более того, если тоталитаризм появляется на свет в результате революции, т.е. при поддержке массовых слоев населения, то происхождение авторитаризма значительно более сомнительно. Легитимность его власти весьма относительна. В случае военных переворотов главным источником власти выступает опора на силовые структуры. Режимы личной власти также весьма уязвимы, ибо, во-первых, свита лидера не обладает его авторитетом, во-вторых, харизма при всей мощи ее мобилизационных способностей явление недолговечное и в случаях с тоталитарными режимами сочетается с другими механизмами социального контроля, прежде всего, с партийной машиной. Еще менее стабильны бюрократические режимы, которые не обладают чаще всего ни легитимностью, ни эффективностью. Источником их относительной стабильности, как правило, является отсутствие жизнеспособной оппозиции. Единственное исключение из этого ряда — однопартийные системы, опирающиеся в своем функционировании на достаточно отлаженные механизмы. Однако и здесь, если мы ведем речь об авторитаризме, правящая партия не способна выработать и внедрить в общественные структуры столь важную для закрепления ее власти идеологию, ровно как и мобилизовать общество на успешное решение экономических задач.

Тоталитаризм в этом отношении гораздо более последователен, устойчив и надежен для власть придержащих. Однако путь от авторитаризма к тоталитаризму долог и тернист — редкие из авторитарных режимов могут пройти его до конца. Кроме того, даже в тех случаях, когда тоталитаризм установлен и функционален, а его политические институты производят впечатление сильных и эффективных, власть не может успокаиваться в поисках все новых и новых способов своей стабилизации и убеждения общества в ее единственной законности и справедливости. Тоталитаризм, как показывает опыт, отнюдь не бессмертен и со временем теряет опоры своей устойчивости, вырождаясь в режим, чьи институты дряхлеют и который начинает все более напоминать авторитаризм. В этой связи имеет смысл выделить два вида авторитарных режимов — предтоталитарные и посттоталитарные. Конечно, теоретически нельзя исключать возможности и взаимотрансформации. Режим, возникший исторически как посттоталитарный, при соответсвующих условиях может изыскать идеологическую и материально-силовую основу для нового прыжка в утопию. Однако шансы для такого прыжка у посттоталитарных режимов несравненно менее значительны.

Предтоталитаные режимы возникают на свет в результате углубления противоречий, особенно характерных для раннего капитализма. Функционирование представительных учреждений нарушается, и власть оказывается в руках лиц, опирающихся в своих действиях на силу, и авторитет которых не подкреплен процедурой всеобщих выборов. Два основных агента авторитаризма — бюрократия и военные — не справляются с решением проблем институциализации, ибо исторически им отведены обществе совсем иные функции. Институциализация или связь государства, политической системы с обществом осуществляется совсем иными агентами — партиями и представительными учреждениями. Однако именно эти учреждения и преследуются авторитаризмом из опасения подрыва его и без того не слишком надежных устоев. Несколько иначе обстоит дело в условиях посттоталитарных режимов. Перед этими режимами не встает проблема формирования новых институтов, которые бы качественно отличались от их предшественника. Посттоталитарные режимы всячески подчеркивают свою преемственность и близость с давшими им рождение тоталитарными режимами. Однако проблема институциализации существует здесь в не менее, а порой в еще более острой форме, ибо все, на чем держался прежний режим, либо вообще отказывается функционировать, либо функционирует плохо, неохотно, выставляя наружу пороки режима и делая их посмешищем. В известном смысле, посттоталитарный режим является, по сравнению с тоталитарным, режимом лицемерия. Не обладая источниками доверия тоталитаризма, постоталитаризм пытается насколько это возможно использовать авторитет своего гигантского собрата-предшественника, спрятаться за его спиной, либо декларируя в основном те же самые цели и намерения, либо лишь поверхностно модернизируя их. Однако результаты такого лицедейства, как правило, весьма плачевны.

Наиболее характерный пример посттоталитаризма — политический режим, возникший в СССР после смерти Сталина. Мы не хотели бы здесь вдаваться в обсуждение всех тех аргументов, которые нередко приводятся исследователями в доказательство (или в опровержение) новой природы режима, возникшего с уходом в мир иной «вождя всех времен и народов». Но если важнейшей характеристикой авторитаризма полагать появление в нем условий для функционирования различных центров власти, если допустить возникновение в условиях постсталинского режима различных элитных группировок и групп интересов, то с этой точки зрения режим придется признать скорее авторитарным, нежели тоталитарным по своей природе. Различия элит и наличие групп интересов не было институциализировано этим режимом, однако и прежние институты в их ослабленном, одряхлевшем виде предоставляли немалые возможности для артикуляции и постепенной консолидации новой структуры интересов. Политические институты сталинизма, приспособленные к нуждам харизматического вождя, в новых, послесталинских условиях наполнились качественно иным, нереволюционным содержанием. Они функционировали скорее по традиции, да и сам авторитет Генерального Секретаря и партии воспринимался скорее как традиционный, чем как харизматический. Идеология эволюционировала в ослабленный миф, выборы из места демонстрации массового ликования в поддержку режима превратились в посмешище. Источник власти режима утратил первоначальную ясность, определенность очертаний, приобретя взамен угрожающую самой власти множественность.

Институты авторитаризма таким образом представляют собой, в зависимости от обстоятельств, удивительную и не слишком функциональную смесь институтов традиционных, демократических и тоталитарных. Именно эта множественность оснований власти подрывает ее устои, воспроизведя имеющиеся для этой власти угрозы и порождая новые.

Авторитарный режим

25 декабря 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В современной политологии принято выделять три политических режима - тоталитаризм (что это?), демократия (это как?) и авторитаризм.

Последний относится к категории недемократических, отличается силовым стилем управления и ограниченным количеством свобод граждан.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к этому режиму - одни ругают за наличие множества ограничений, другие хвалят за порядок.

Давайте подробнее рассмотрим его признаки и особенности, чтобы самостоятельно сделать выводы об авторитаризме.

Авторитаризм — это…

Авторитарный режим (лат. Fuctoritas «влияние, власть») — это один из видов политических режимов, при котором высшая государственная власть сосредотачивается в рамках одного правителя либо узкой группы политической элиты. Нередко сочетается с автократией, диктатурой личности и олигархией.

В общих чертах рассматривается как жесткое по стилю правление, основу которого составляют силовые методы, применяемые для регулирования общественных процессов.

Это создает условия для резкого увеличения роли силового аппарата - вооруженных сил, полиции, разведки, прокуратуры (что это за структура?).

В результате многие демократические институты вовсе исключены или носят откровенно формальный характер.

Авторитаризм не требует со стороны граждан демонстрации максимальной преданности, но при этом исключает любое незавуалированное противостояние власти.

Признаки авторитарного режима

В политологии выделяют следующие признаки авторитаризма:

  1. выраженная централизация управления;
  2. ограничение политических прав населения (свободы СМИ, существования оппозиции, некоторых форм политического участия и даже избирательных прав);
  3. активное использование политической властью силовых методов, опора на разведку, армию и другие органы силового аппарата;
  4. номинальное существование прав и свобод личности, закрепленных в Основном законе страны;
  5. система разделения властей работает неполноценно, например, суды контролирует государство, а парламент (что это?) лишен самостоятельности.

Авторитарный стиль управления не подконтролен гражданам, которые не могут изменить режим с помощью выборов. Он предполагает избирательное использование законов по усмотрению руководства.

Рекрутирование политической элиты осуществляется методом кооптации, предполагающим самостоятельный отбор правящими кругами новых кадров.

Во внешней политике нередко проявляются признаки агрессии, прослеживается стремление к вторжению в сферу интересов других государств и даже оккупации их территории.

Виды и примеры авторитарных режимов

Различные примеры авторитарного режима представил в своей классификации политолог из Германии Д.Берг-Шлоссер. Он выделил несколько видов авторитаризма:

  1. Военные и диктаторские режимы - Египет при Г.Насере, Ливия при М.Каддафи, Аргентина при Х.Пероне или Чили во времена А.Пиночета. Могут существовать в трех видах: как строго однопартийные режимы, военные хунты и диктаторские системы с ярко выраженным персональным характером власти.
  2. Традиционные режимы с олигархическими кланами (характерны для латиноамериканских государств).
  3. Авторитаризм, облаченный в монархическую форму (Саудовская Аравия, Марокко, Непал до 2007 года).
  4. Гегемонистский тип новых олигархических кругов (Тунис, Камерун).
  5. Государства бывшей или нынешней «социалистической ориентации», обладающие собственными эгалитаристскими традициями (Мьянма, Казахстан, Беларусь, Венесуэла, Алжир и другие).

Берг-Шлоссер утверждает, что авторитарные государства сформировались в Китае и Мексике. Ученый их классифицирует как неоавторитарные режимы.

Для них характерно присутствие оппозиционных сил, проведение выборов и наличие прав и свобод граждан. Однако эти псевдодемократические признаки имеют формальный характер, при этом в отношении граждан и СМИ действует жесткий контроль.

В ряде среднеазиатских стран (Туркменистан, Кыргызстан) сформировался националистический авторитаризм.

Он отличается доминирующим положением в правящей элите представителей одной этнической группы, которая монополизирует право на власть. Подобная ситуация приводит к созданию выраженной системы преференций (что это?) для одной национальности, что автоматически причисляет другие этносы (что это такое?) к оппозиции.

В условиях корпоративного авторитарного режима властные позиции занимают олигархи, а также теневые или бюрократические силы, совмещающие политическую власть и собственность.

Такая комбинация формирует ситуацию, при которой политические решения принимаются в интересах узкой правящей верхушки, использующей властные полномочия для достижения своих целей, далеких от чаяний общества.

Примером теократического авторитаризма выступает Иран. Верховным руководителем страны является пожизненно избираемый духовный лидер.

Он имеет более высокий статус, чем президент и стоит над всеми ветвями власти. В соответствии с принципом «велаят-е факих», выдвинутым основателем исламской республики Р.Хомейни, последнее слово при принятии политических решений всегда должно оставаться за духовенством.

Подробнее о разнообразных формах современного авторитаризма можно посмотреть здесь:

Авторитаризм и тоталитаризм

Авторитарный и тоталитарный режимы относятся к недемократическим, однако между ними есть существенные различия, прежде всего, связанные с характером и степенью контроля над обществом.

Авторитаризм представляет собой форму диктатуры руководителя или группы, а тоталитаризм выступает диктатурой государства.

Если тоталитарный режим устанавливает полное господство, то авторитарный допускает послабления во многих сферах, устанавливая особую опеку только над политикой.

Яркий пример Китай. Монопольное право на власть со стороны КПК не оспаривается никем, однако это никак не препятствует развитию рыночных отношений и наличию определенных свобод в социальной сфере.

Авторитаризм — это режим, который допускает то, что при тоталитаризме не может существовать.

Наличие нескольких идеологий, СМИ, свободы совести, частного предпринимательства и других признаков демократии здесь вполне допустимо. Хотя об их полноценном развитии говорить не приходится.

Этот режим допускает определенную автономию личности. Он не претендует на порабощение ее духовного мира или установление тотального контроля над сознанием. При этом в политических вопросах зачастую не приемлет многообразие мнений.

Авторитаризм и тоталитаризм формируются недемократическими методами и позволяют концентрировать власть у ограниченного круга лиц, исключая или сильно ограничивая контроль над ними со стороны общества.

Сильные и слабые признаки авторитаризма

Одна из сильных сторон авторитарных режимов - умение задавать экономические стимулы и создавать условия для повышения благосостояния граждан, что отчетливо демонстрируют ближневосточные государства.

Среди других преимуществ авторитаризма:

  1. поддержание политической стабильности;
  2. возможность обеспечить технологический прорыв (Сингапур, Тайвань);
  3. способность к мобилизации граждан;
  4. эффективный контроль стратегических ресурсов;

Примеры стран с авторитарным режимом ярко показывают зависимость политической жизни от главы государства и высшего руководства. Их ошибки в условиях отсутствия полноценной оппозиции могут дорого обойтись обществу.

В стране по многим вопросам действует «генеральная линия», отклонение от которой карается. При этом свободы граждан сильно скованы, так как фактически отсутствует механизм их реализации.

Авторитарный — это режим, который нередко выдает себя за демократический. В результате формируется иллюзия демократии, которая поддерживается пропагандой и манипулированием общественным мнением, что создает атмосферу лжи и недоверия.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Авторитаризм

Восточная Европа

Албанская фашистская партия · Crusade of Romanianism · Железная Гвардия · Lapua Movement · Национальное фашистское движение · Национальное итало-румынское культурное и экономическое движение · Национальное движение возрождения · Национально-радикальный лагерь · Румынская национальная фасция · Фронт национального возрождения · Патриотическое народное движение (Finland) · Romanian Front · Российская фашистская партия · Российское Женское Фашистское Движение · Глинкова словацкая народная партия · Union of Bulgarian National Legions

Северная Америка

Фашизм в Канаде · Канадский союз фашистов · Общенациональная социал-христианская партия · Красные рубашки · Золотые рубашки · Германо-американский союз · Серебряные рубашки

Южная Америка

Фалангизм в Латинской Америке · Бразильский интегрализм · Боливийская социалистическая фаланга · Национал-социалистическое движение Чили

Личности

Абба Ахимеир · Ион Антонеску · Садао Араки · Золтан Бесерменьи · Корнелиу Кодряну · Марселу Каэтану · Густав Целминьш · Энрико Коррадини · Марсель Деа · Леон Дегрель · Джованни Джентели · Генрих Гиммлер · Адольф Гитлер · Икки Кита · Димитрие Лётич · Арнольд Лиз · Иоаннис Метаксас · Освальд Мосли · Бенито Муссолини · Оуэн О’Даффи · Анте Павелич · Уильям Дадли Пелли · Видкун Квислинг · Хосе Антонио Примо де Ривера · Константин Родзаевский · Антониу ди Оливейра Салазар · Плиниу Салгаду · Ференц Салаши · Анастасий Вонсяцкий

Работы

Скульптура

Фильмы

Победа веры · День Свободы: Наши Вооруженные Силы · Триумф воли · Марш для вождя · Вечный жид · Еврей Зюсс · Ханс Вестмар — один из многих · Штурмовик Бранд

Литература

Доктрина фашизма · Итальянский расовый манифест (англ.) · Манифест фашизма · Манифест фашистских интеллектуалов · Моя борьба · Моя жизнь · Миф двадцатого века · Восстание против современного мира · Цвайтес Бух · Современная иудаизация мира или еврейский вопрос в XX-м столетии (Завещание русского фашиста)

Газеты, журналы

La Conquista del Estado · Das Reich · Der Angriff · Deutsche Allgemeine Zeitung (Берлин) · Deutsche Zeitung in Norwegen · Deutsche Zeitung in den Niederlanden · Figli d’Italia · Fronten · Gândirea · Gioventù Fascista · Je suis partout · La france au travail · Münchener Beobachter · Novopress · NS Månedshefte · Norsk-Tysk Tidsskrift · Das Schwarze Korps · Der Stürmer · Il Popolo d’Italia · Sfarmă-Piatră · Signal · Vlajka · Völkischer Beobachter · Наш Путь · Фашист · Нация (газета) · Нация

Дополнительно

Искусство Третьего рейха · Фашистская архитектура · Героический реализм · Архитектура эпохи национал-социализма в Германии · Кинематограф Третьего рейха · Перемещённые культурные ценности · Мультипликация Третьего рейха

Организации

Основные

Палата фасций и корпораций · Большой фашистский совет · Imperial Way Faction · Итальянская националистическая ассоциация · Квадрумвиры

Активисты

Германо-американский союз · Всероссийская фашистская организация · Союз Фашистской Молодёжи · Союз Юных Фашистов — Авангард · Союз Юных Фашисток — Авангард · Союз Фашистских Крошек

Военизированные

Албанская милиция · Чёрные бригады · Чёрнорубашечники · Синерубашечники · Айнзатцгруппы полиции безопасности и СД · Золотые рубашки · Зелёнорубашечники · Серорубашечники · Гитлерюгенд · Хеймвер · Железный волк · Красные рубашки · Серебряные рубашки · Штурмовые отряды · Lăncieri · Национальный союз (Португалия) · Makapili · Португальская молодежь · Войска СС ·

Международные

Страны Оси и их союзники · NSDAP/AO · ODESSA (организация)

История

1910е

Ардити дель Пополо · Фашо

1920е

Авентин Сецессион (XX век) · Закон Ачербо · Марш на Рим · Пивной путч · Итальянские экономические битвы

1930е

Марш железной воли · Кризис 6 февраля 1934 года · Фашистская конференция в Монтрё (1934)

1940е

Вторая мировая война · Холокост · Веронский конгресс · Денацификация · Нюрнбергский процесс

Списки

Антифашисты · Книги о Гитлере · Британские фашистские партии · Фашистские движения по странам · Нацистские идеологи · Нацистские лидеры · Выступления Гитлера · Состав СС

Дополнительно

Антифашизм · Антинацистская лига · Всемирный союз национал-социалистов · Христофашизм · Клерикальный фашизм · Криптофашизм · Экофашизм · Эзотерический нацизм · Фашист (эпитет) · Глоссарий нацистской Германии · Нацистское приветствие · Итальянизация · Итальянизация Южного Тироля · Ку-клукс-клан · Левый фашизм · Неофашизм · Неонацизм · Римский салют · Социал-фашизм · Синархизм · Объединимся против фашизма · Фёлькише бевегунг

Портал:Фашизм • Проект «Фашизм» п·о·р

Политика и государство

Научные дисциплины и теории

Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора

Общие принципы и понятия

Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет

государства по политической
силе и влиянию

Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава

Виды политики

Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика

Форма государственного устройства

Конфедерация • Унитарное государство • Федерация

Социально-политические
институты и ветви власти

Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть

Государственный аппарат
и органы власти

Глава государства • Парламент • Правительство

Политический режим

Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм

Форма государственного правления
и политическая система

Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие •

Политическая философия,
идеология и доктрина

Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм

Избирательная система

Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная

Политологи и
политические мыслители

Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер

Учебники и известные
труды о политике

«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»

См. также

Основные понятия политики

Категория • Портал • Проект

В Викисловаре есть статья «авторитаризм»

Авторитаризм, его признаки и проявление в России

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть) — система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма — тоталитаризм Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. — М., 2000 с. 128. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

  • 1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.)
  • 2. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению. “Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью”.
  • 3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
  • 4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.
  • 5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.
  • 6. Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Политология / Под ред. М.А. Василька М.: изд. «Гардарики» 1999.- с. 462

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.) Авторитаризм и власть // Социально-политический журнал. 1997. №3..

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа — великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах.

В 1990-х гг. в российском обществе сложился олигархически-корпоративный тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имели представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролировали более половины государственной экономики и частного сектора. Корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия.

В современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.

В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и ряд демократических институтов, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм.

Что такое авторитаризм. Признаки авторитарного политического режима

Авторитаризм — это антидемократический политический режим, при котором власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц — например, определенной партии.

Авторитаризм — одна из форм политической диктатуры. Противоположность авторитаризму — демократический режим. В авторитарном государстве власть имущие не допускают к управлению широкие массы, ограничивают их участие в политической жизни. В то же время авторитарные режимы, в отличие от тоталитарных, не стремятся к полному контролю над всеми сферами жизни общества.

Примеры авторитарных режимов

Авторитарные режимы сильно отличаются друг от друга. Примеры авторитарных государств из истории — деспотии Древнего Востока, абсолютные монархии Европы, режимы «народной демократии» в странах-сателлитах СССР во второй половине XX века.

Примеры из современности: Китай, где монополия на власть принадлежит Коммунистической партии, или теократический Иран.

Ракеты на фоне портрета Аятоллы Али Хаменеи — духовного лидера и высшего руководителя Исламской республики Иран. Фото: Reuters

По степени авторитарности режимы могут быть как умеренными (режим Шарля де Голля во Франции в 1958- 1969 годах), так и открыто диктаторскими (режим Аугусто Пиночета в Чили в 1974-1990 годах).

Признаки авторитарного политического режима

  • Для авторитаризма характерна централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

  • В авторитарных странах существенно ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

  • Авторитаризму свойственны командный стиль руководства. Власти активно используют репрессии против политических противников.

  • Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.

«Все на выборы». Советский плакат

  • Доминирует официальная идеология, но допускаются другие идейные течения.

  • Нарушается принцип разделения властей. Суд лишен самостоятельности, подчинен официальной власти. Парламент может существовать, однако не имеет реальной власти.

  • Правящая партия соединяется с государством.

  • Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

  • Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты — бюрократию, церковь и т.п.

  • А вот экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.

  • Нередко для авторитарных режимов характерны агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

  • При авторитаризме «в массах культивируется фанатизм, страх и раболепное отношение к власти», сообщал «Философский энциклопедический словарь», изданный в СССР в 1983 году.

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

Иногда тоталитаризм называют одной из форм авторитарного государства — его наиболее жестким вариантом. Но чаще в обществознании разделяют эти понятия и говорят о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

При тоталитаризме государстве стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.

Авторитарный режим в этом смысле ведет себя мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.

Например, в современном Китае полновластие Компартии не мешает существованию развитой рыночной экономики. При этом попытки поставить под вопрос монополию КПК на власть или коммунистическую идеологию пресекаются жестко.

Камеры видеонаблюдения на фоне портрета Мао Цзэдуна — создателя современного китайского государства. Фото: Reuters

Тоталитаризм и авторитаризм могут сменять друг друга при сохранении внешних форм государства. Так, СССР времен И.В. Сталина обычно называют тоталитарным государством: у населения отсутствовали реальные права и свободы, был установлен полный контроль над экономикой, господствовала общеобязательная идеология, для устрашения и борьбы с «врагами народа» использовались массовые репрессии.

Однако СССР в эпоху Н.С. Хрущева или при Л.И. Брежневе — это уже авторитарный режим. Контроль в политической сфере и плановая экономика сочетались с относительной личной свободой. Идеологический контроль ослаб, массовые репрессии ушли в прошлое: преследованиям подвергали в основном диссидентов, которые публично критиковали советскую власть.

Леонид Ильич Брежнев. СССР в эпоху брежневского «застоя» — пример авторитарного режима. Фото: РИА Новости