Авторское право на идею

Идея и защита идей

Что такое идея

Можно ли защитить или запатентовать идею и как это сделать

Какими бывают бизнес-идеи

Какие идеи можно защитить, а какие нет

Какие способы защиты идей предусмотрены законодательством

Как уберечься от предлагающих защиту идей

Воплощение и регистрация идеи

Библиотека ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ

Что такое идея

Идея – это то, с чего начинается любое дело. По сути это мысль или чем решил заниматься ученый, автор, артист или предприниматель, облеченное в четкие формулировки: что делать, как делать и что в результате должно получиться.

Результатом воплощения новых творческих идей являются, например, литературные и художественные произведения, а итогом реализации бизнес-идеи становится преуспевающая компания, производящая товары или оказывающая услуги.

Если с творческими или научными идеями, нацеленными на научный прорыв в конкретной области, все более или менее понятно, то примером бизнес-идеи может послужить следующая ситуация. У грамотного компьютерщика есть идея открытия сервисного центра по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. Но таких организаций сегодня очень много. Привлечь клиентов можно, только предложив оригинальное решение – ремонт на дому, восстановление работоспособности ПК в течение суток, на удаленном расстоянии, наличие деталей и запчастей на самые популярные модели, предоставление дисконта на последующее обслуживание и т.д. Весь этот замысел в совокупности с оригинальным решением распространенных услуг и есть бизнес-идея.

Поделившись с кем-то из знакомых своими идеями в общих чертах (вот бы открыть центр по ремонту компьютеров!), вряд ли можно сразу воодушевить их на создание аналогичного сервиса и, тем самым, увести потенциальных клиентов. А вот рассказать в подробностях, как организовать работу, что для этого нужно, сколько потребуется вложений, как долго займет раскрутка, какое количество клиентов можно обслуживать, какую предположительную прибыль это принесет, означает, дать повод для заимствования.

Аналогична ситуация и в науке. Стоит поделиться замыслами, озвучить какое нужно оборудование и материалы, и что в итоге должно получиться, как аналогичную лабораторию создает уже кто-то из более предприимчивых коллег.

Прежде чем с кем-либо делиться своими планами и подробно их излагать, стоит позаботиться о надежной защите своей идеи, тщательно просчитать и продумать этапы ее реализации и придать ей форму.

Можно ли защитить или запатентовать идею и как это сделать

Гениальные научные идеи, творческие проекты присваиваются повсеместно, компании и фирмы появляются в огромном количестве, но свое трехлетие отмечает лишь четвертая часть из них. В половине случаев причина провала в недостаточно продуманной и взвешенной идее или несовершенной стратегии ее реализации. В остальных случаях крах обусловлен как раз таки удачной идеей, привлекшей внимание более предприимчивых конкурентов, располагающих значительными материальными ресурсами.

Проблема воровства идей актуальна, как для сферы искусства, науки, так и для бизнеса. Неужели гениальных авторов нельзя защитить от откровенного воровства, а открывающие свое дело предприниматели не имеют шансов заниматься любимым делом на протяжении столь долгого времени, сколько им самим это нужно?

Конечно, можно. Залог успеха любого проекта – творческого, научного или коммерческого — в правильном подходе к реализации и его продуманной защите. Новая, оригинальная идея, ставшая отправной точкой работы, и каждый шаг ее реализации нуждается в качественной и надежной защите. Такой подход убережет проект от происков конкурентов и позволит насладиться авторством. А также результатами творческого труда в полной мере.

Какими бывают бизнес-идеи

В случае с открытием компьютерного сервиса все более или менее ясно. Желание открыть самый обычный продуктовый ларек – это тоже бизнес-идея, но довольно популярная, повсеместно используемая, причем реализуемая по одному и тому же сценарию. В данном случае необходимости в защите такой идеи нет. Успех предприятия будет обусловлен одним из сопутствующих факторов – месторасположением, упором на какой-то отдельный ассортимент или сосредоточенность на продукции конкретной марки.

Открытие по соседству аналогичной торговой точки, работающей по точно такому же сценарию, не принесет особой выгоды ни одному из двух предпринимателей. Если идею открытия магазина защищать нет смысла, то замысел по запуску магазина, предлагающего товары только одной, конкретной марки на особых условиях, может представлять уже коммерческую тайну, нуждающуюся в надежной защите.

Так какие бизнес-идеи нуждаются в защите, а какие нет? В первую очередь стоит подумать о защите технических ноу-хау, идей, ориентированных на развитие и внедрение инноваций, производство конкретного продукта (создание технологии, комплекса услуг).

  • Во-первых, потому что они имеют конкретное техническое решение и попадают под определение «промышленно применимые». Такие идеи сопоставимы с изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами и охраняются в соответствии с Четвертой частью ГК РФ.
  • Во-вторых, они имеют определенное применение, могут модернизироваться, совершенствоваться, а, значит, давать почву для появления новых открытий, концепций или методик, которые в случае их реализации будут основой патента.
  • В-третьих, оригинальные идеи, подразумевающие получение и использование конкретного продукта, пользующегося спросом, очень выгодны и являются объектом охоты большого числа конкурентов.

К этой категории относятся не только научные изыскания, направленные на создание инновационных продуктов, но также ноу-хау промышленного свойства.

Несмотря на отсутствие вышеперечисленных характеристик результаты интеллектуальной деятельности, результатом которой являются компьютерные программы, технологии, направленные на решение задач чисто эстетического свойства и визуального восприятия (то, есть не меняющие суть практического применения разработки) тоже нуждаются в защите, но уже в несколько ином ракурсе.

Какие идеи можно защитить и зарегистрировать, а какие нет

До тех пор пока идея имеет вид расплывчатых словесных набросков не конкретизированной формы защитить ее от плагиата невозможно. Несмотря на то, что в Гражданском Кодексе статьи по защите интеллектуальных прав выделены в Четвертую часть ГК РФ, они нацелены на защиту конкретных, имеющих визуальную форму произведений или проектов.

Дело в том, что в соответствии со статьей 1225 ч. 4 ГК РФ на законодательном уровне защите подлежат результаты интеллектуальной деятельности соответствующие следующим определениям:

  • литературного или музыкального произведения,
  • проекта,
  • компьютерной программы или базы данных,
  • фонограммы и сообщений в эфире,
  • изобретения,
  • полезной модели ,
  • промышленного образца,
  • селекционного достижения,
  • секретов производства (ноу-хау),
  • коммерческого обозначения,
  • топологии интегральных микросхем,
  • фирменного наименования и товарного знака,
  • знака обслуживания,
  • наименования места происхождения товара.

Все вышеперечисленные категории относятся к определению интеллектуальной собственности, защита которой основана на официальной регистрации экземпляра произведения или образца товара с удостоверением авторства.

Соответственно для того, чтобы зарегистрировать какую-то идею, ей необходимо придать форму одного из вышеперечисленных объектов, который должен быть представлен в окончательном варианте, не требующем правок, то есть, быть абсолютно законченным и завершенным. Только в этом случае возникают интеллектуальные права на проект, произведение, изображение и прочие объекты интеллектуальной собственности из перечня.

Какие способы защиты идей предусмотрены законодательством

В зависимости от характера воплощенной идеи выбирается и способ ее защиты. На государственном уровне предусмотрена охрана прав в соответствии со статьями четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации «»Интеллектуальные права».

В соответствии с этими законодательными нормами защищаются воплощенные идеи произведений (стихотворений, романов, серий статей и т.д.), проекты, разработки, рукописи, средства индивидуализации и прочие объекты интеллектуальной собственности. Зарегистрировать авторское право на проект можно ещё до изготовления промышленного образца или полезной модели. Это позволит более с самого начала защищать результаты своего творческого труда вплоть до реализации изобретения.

Что дает вообще официальная защита идей? Получение патента или регистрация авторского права позволит не только доказать истинную принадлежность объекта спора, но и взыскать с нарушителя солидную компенсацию в судебном порядке. Пренебрежение возможностью официально зарегистрировать изобретение, промышленный образец, полезную модель, произведение, проект или другой объект интеллектуальной собственности влечет за собой использование плодов вашего труда другими лицами.

Как уберечься от предлагающих защиту идей

Сегодня в Интернете огромное количество компаний предлагает надежную защиту идей любого рода за минимальную плату. Тщательный анализ этих сайтов показал, что большинство предложений не акцентируют внимание на разнице в характере идей, предлагая регистрацию и защиту вне зависимости от формы.

Вполне может быть, что ваша концепция, проект или бизнес-план не являются охраняемыми и не нуждаются в такой защите, поскольку использована не оригинальная, типовая схема, используемая многими учеными, продюсерами или предпринимателями.

Поголовная регистрация говорит о том, что предлагающие защиту оригинальных идей компании не компетентны в данном вопросе. В большинстве случаев речь идет о внесении заявителя, претендующего на авторство, в каталог. Таких каталогов в Интернете множество. Регистрация в одном из них не избавляет от возможности получения патента на ваше изобретение или авторских прав на произведение более предприимчивым коллегой.

Воплощение и регистрация идеи

Предложите свои интересные идеи и они будут реализованы в новых произведениях и изобретениях.

Статьи и новости по теме:

27.09.2018 Роскомнадзор заявляет президенту о гигантской работе

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался

11.10.2017 Что делать, если нашли ваши изображения, фотографии или статьи на чужом сайте

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем?

11.11.2014 Концепцию сборов авторского вознаграждения за интернет оценят ведомства

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации

06.05.2013 «Убить пересмешника»: писательница отстаивает свои авторские права

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента

Как защитить идею?

( Для регистрации идеи перейдите в раздел «Защита идей. Регистрация идей» или в раздел «Порядок и правила публикации» )

Как защитить идею?Что такое идея?
Этапы развития идеи
Идея и интеллектуальное правоСпособы защиты идеиТехнологический подход к идее
Как продать идею?

Как защитить идею!

Такой вопрос часто возникает у людей, в голове которых возникла идея. Многим этот вопрос даже не дает покоя.
Вопрос не так прост, чтобы на него можно было сразу и однозначно ответить. Сначала надо разобраться, что мы понимаем под «идеей», какие бывают «идеи» и нужно ли их защищать? Забегая вперед, скажем, что идею защитить можно и полезно.

Что такое идея?

Чтобы ответить на вопрос о возможности защиты идеи, надо разобраться в терминологии. Обычно под идеей понимают новую, возникшую в голове мысль на какую-либо актуальную в данный момент проблему. Ее могут отбросить, в случае неоригинальности или бесполезности. Если же идея покажет свою актуальность и оригинальность, она может развиваться вплоть до практической реализации. Отсюда критериями идеи являются оригинальность и общественная полезность, а значит, идею можно определить, как новую оригинальную мысль, имеющую определенную целевую направленность и потенциальную общественно-полезную ценность. Большинство справочников и энциклопедий определяют идею, как стержневую, основополагающую мысль.
Идея возникает мгновенно, часто неожиданно, будто искрой озаряет мышление. Ее возникновение всегда обусловлено, ее направленность определяется взаимодействием социального запроса и индивидуальных особенностей личности. Отсюда следует вывод о влиянии социальной среды на творческий результат деятельности человека (результат интеллектуальной деятельности) – большинство идей потенциально полезны обществу или какой-то его части.

Этапы и формы развития идеи

Только что возникшая идея имеет, как правило, довольно общий характер и не готова к конкретному использованию. На этой первоначальной стадии идея как бы обозначает направление деятельности или ее цель.
Такую идею можно назвать идеей направления или идеей цели.
По мере развития и доработки идеи она адаптируется к целевой ситуации, дополняется конкретными признаками. Такая идея уже содержит решение задачи в общем виде или решение основных элементов задачи. Другими словами такая идея содержит основу будущего конкретного решения. Самая сложная, основная задача решена в принципе без детальных проработок.
Такую идею можно назвать идеей — принципиальным решением или концептуальным решением, концептуальной идеей.
Следующий этап — конструктивная идея. Это решение с логической, художественной или теоретической проработкой задачи без указания конкретных параметров.
Дальнейшее развитие идеи приводит к уже конкретному техническому (изобретение), организационному или художественному решению с конкретными параметрами или характеристиками произведения, изделия, разработки.

Идея и права интеллектуальной собственности

В правах на результаты интеллектуальной деятельности достаточно много пробелов и противоречий. Так, например, нормативно не определено правовое положение идей и некоторых других результатов интеллектуальной деятельности (РИД). С одной стороны это понятно идеи не являются объектами хозяйственного оборота, т.к. их материальная ценность не определена. А с другой — они являются основой и отправной точкой для создания других РИД, оказывают огромное влияние на последующее развитие произведений науки, культуры, искусства.
У многих авторов и даже специалистов возникают сомнения – «Является ли идея объектом права и можно ли её защищать?» Такому положению способствует указание п. 5 ст.1259 ГК РФ: «Авторские права не распространяются на идеи…». Конечно, пока идея у Вас в голове на неё ничего распространяться не может и её нельзя защитить. Мысль нематериальна – значит и нечего защищать. Но как только Вы высказали, описали, изобразили идею или выразили её в какой-либо другой объективной форме, то это уже какое-то произведение — результат интеллектуальной деятельности или другими словами интеллектуальная собственность (ст.1225 ГК РФ). Если это произведение науки, литературы искусства (даже совсем маленькое), то на него распространяются авторские права (п.п. 1, 3 ст.1259 ГК РФ). Если же у Вас техническая идея и Вы её выражаете в виде технического произведения или объекта, то на них могут распространяться патентные права. Другими словами идею можно защищать в каком-либо конкретном проявлении, выражении. Таким образом, как только идею выразили, как только она появилась на людях или её обнародовали может идти речь о её защите. Другое дело — как это сделать?
Для большинства идей наиболее удобным является защита путём защиты авторских прав произведений, в которых эти идея выражена. Авторские права закон определяет, как «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства». Эти права представляют собой:
1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения (п.п. 1, 2 ст. 1255 ГК РФ)
При этом исключительное право является имущественным, а другие права – неимущественные.
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 12557 ГК РФ).
Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения или соблюдение каких-то иных формальностей (ст. 1259 п.4 ГК РФ). Однако, в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна государственная регистрация, осуществляемая Роспатентом по желанию правообладателя (ст. 1259 п.4 ГК РФ).
Хотя по закону государственная регистрация авторских прав не проводится и какая-либо другая регистрация не предусмотрена, она явно или неявно широко осуществляется. Так, например, регистрируются литературные произведения в издательствах – проставляются дата публикации, дата поступления произведения, номера ISBN, ISSN и др. Регистрируются многочисленные произведения в РАО с проставлением номера и даты. Эти регистрационные данные часто используются авторами и служат хорошую службу при возникновении споров и для доказательства своих прав, например в суде. Другими словами практика показывает, что оформление прав для автора в виде какой-либо регистрации очень желательна.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения, например:
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Такой широкий перечень объектов авторских прав, особенно замечание «другие произведения» значительно облегчают и расширяют возможности защиты идей. При этом объём произведения, на которые распространяются авторские права законом нигде не оговорен.
Для идей технического содержания также возможна защита путём защиты авторских прав произведений, но только на самом начальном этапе развития, пока не проявились определённые технические элементы (признаки). При появлении таких признаков уже можно говорить о техническом решении. Если наличие или осуществление этих технических признаков приводит к какому-либо техническому эффекту, свойству или проявлению какого-то явления, то нужно рассмотреть возможности патентования. Патентование технических решений осуществляют в виде изобретения, полезной модели или промышленного образца и является наиболее эффективным способом защиты технических решений, разработок. Запатентованные технические решения регистрируются в государственном реестре и охраняются государством. Однако к патентуемым техническим решениям предъявляется ряд серьёзных требований, это, прежде всего, новизна, а для изобретений соответствие определенному изобретательскому уровню.
Для защиты идей можно также использовать режим ноу-хау. Другими словами надо создать условия, в которых информацию об идеи будет знать только определённый узкий круг лиц. В большинстве случае для идей использование такой защиты нерационально и нецелесообразно, т.к. препятствует их развитию и реализации.

Способы защиты идеи

В предыдущем разделе было показано, что идеи в объективной форме их проявления являются результатом интеллектуальной деятельности или интеллектуальной собственностью. Формами их проявления могут быть письменная, устная, (произнесение, исполнение), изображение, звуко- и видеозапись, объёмо-пространственное исполнение и другие. Если речь идет о собственности (пусть даже интеллектуальной), то у неё должен быть владелец – правообладатель. Когда говорится о защите интеллектуальной собственности, по сути имеется ввиду защита права интеллектуальной собственности её правообладателя. Когда говорим о защите идеи, то прежде всего имеем ввиду защиту прав автора на эту идею. В этой связи следует особенно подчеркнуть значения защиты и подтверждения права авторства. Без возможности подтверждения права авторства защита любых прав автора ничтожна. (Здесь нельзя смешивать права автора и право авторства.)

В зависимости от характера, направленности и степени развития идеи, права автора могут быть защищены нормами авторского или патентного права. Идеи нетехнического характера и идеи технического характера на ранних стадиях развития целесообразно защищать с помощью норм авторского права, а идеи технического характера с помощью норм патентного права.
Для защиты идей технического характера следует их техническую сущность представить её в виде технического решения. Техническую сущность идеи можно выделить уже на этапе принципиального (концептуального) решения и, конечно, на этапе конструктивного решения задачи. Принципиальное техническое решение при необходимой доработке можно защищать патентованием, как изобретение, полезную модель или промышленный образец. Трудность патентования в таком случае часто заключается в необходимости заявления достаточно широкой области охранных прав.
Конструктивную идею уже вполне можно защищать нормами патентного права. Это возможно, т.к. такая идея уже содержит элементы технического решения. На этом этапе важным является правильное патентное оформление. Возможно применение зонтичных патентных технологий и блокирующих пакетов. При патентовании следует учитывать стратегию развития идеи. В противном случае возможно осложнить себе некоторые пути развития.
На каждом этапе развития идеи нетехнического характера для ее защиты можно предложить разные способы. Только что возникшую идею или идею направления, идею цели защитить бывает достаточно трудно ввиду ее недостаточной оформленности и конкретности. Но описание такой идеи или другую форму её выражения можно уже опубликовать и тем самым заявить о ее существовании, содержании и своём авторстве. При этом желательно, чтобы публикация сопровождалась какими-либо реквизитами. Это позволит сформировать достаточные доказательную базу авторских прав. Важным элементом защиты здесь является частота и массовость публикаций – чем чаще и в большем объеме публикуется описание идеи, тем лучше подтверждаются права автора. Во многих случаях уже на этом этапе идею целесообразно зарегистрировать.
Другими известными в данном случае способами являются:
— нотариальное заверение текста,
— отправка заказного письма самому себе.
Оба способа имеют значительные недостатки – отсутствие факта обнародования, публикации, ограничение доступа к произведению. Особенно значительными эти недостатки становятся при продвижении и развитии идеи. Кроме того надо учесть, что заказное письмо может служить подтверждение только один раз в момент вскрытия. По поводу законности нотариального заверения текста идут споры и не каждый нотариус такие тексты заверяет.
Для защиты идеи — принципиального решения также можно предложить публикацию описания или другой формы её выражения, как в первом случае, а также регистрацию идеи. Обычно описания и различные формы выражения идеи страдают нечеткостью и размытостью, ввиду чего сущность идеи, как правило, выражается туманно и неоднозначно. Тем не менее, такие выражения идеи необходимы и желательны, т.к. могут объяснять и обосновывать идею. Такие описания могут придавать ей эмоциональную окраску и привлекать сторонников. На такие выражения идеи распространяются авторские права. Однако эти выражения идеи не помогают отразить её сущность и отличия от других известных идей такого рода, затеняют её новизну и потенциальную ценность. Чтобы этого избежать, следует использовать специальный приём – составить формализованное описание идеи с отображением её сути, а также отличий. Такое описание принято называть формулой. Эту формулу следует опубликовать наряду с описанием. По этой формуле будет легко распознать использование Вашей идеи. Во многих случаях с помощью формулы автор может заявить о своём творческом вкладе. На формулу также будут распространяться авторские права, но в данном случае они не важны. Важно то, что такое описание надежно будет подтверждать основополагающее право – право авторства. Здесь нельзя будет претендовать на исключительные права, но право авторства и моральные права будут на стороне автора. Это престиж, популярность, продвижение, а в жизни и бизнесе это очень важно!
По указанным причинам регистрировать целесообразно формулу и к ней дополнительно публиковать описание. Такой тандем будет с одной стороны надежно подтверждать авторство, поскольку в формуле описана суть (совокупность существенных признаков идеи), а с другой пояснять идею свободным авторским описанием. Кроме того формула идеи выполняет ещё одну важную роль – она защищает саму идею от размывания и искажения, т.к. в ней в концентрированном виде отображена её суть и любое отступление от изложенного сразу видно.
Позволим себе ещё раз повторить, что регистрация формулы позволяет Вам отстаивать только своё право авторства на эту идею и не даёт исключительного права на её использование. Использовать её может каждый. Но приоритет Ваш и он работает на Ваши имидж, престиж, популярность. В случае публикации технической идеи, её техническую суть необходимо защитить патентованием или замаскировать ноу-хау.
Но и это не всё. Никто не может без Вашего разрешения использовать, публиковать, распространять под Вашим или иным именем зарегистрированную формулу и дополнительные к ней описания или другие формы, а также их названия и части, которые могут иметь самостоятельное значение. Правда, на Ваши описания могут ссылаться с их частичным приведением, но обязательно с указанием Вашего имени и произведения. Последнее опять-таки способствует Вашему престижу и популярности.
Здесь мы указали только основные способы защиты идей. В зависимости от ситуации и степени продвижения, развития идеи можно разрабатывать конкретные меры защиты, как статического, так и динамического характера.

Технологический подход к идее

Закономерности эволюции идеи позволяют рекомендовать технологический подход к ее развитию и защите. Возникшую идею следует согласовать с общим трендом развития соответствующей области жизнедеятельности и вписать в стратегию развития предприятия или направления деятельности. Такая адаптация идеи позволит легче перейти к ее конкретизации и практической ориентации. Правильно ориентированная идея может быть доведена до соответствующей формы защиты с меньшими затруднениями (см. также ).

Как продать идею?

Чтобы продать идею, надо сначала оценить эффект ее применения и затем определить стоимость. Естественно, что идею на первом этапе развития – идею направления или цели -оценить чрезвычайно трудно. Оценка может быть только качественная. Тем не менее, общественная ценность таких идей может быть достаточно высокой, т.к. они совершенствуют и развивают творческую среду, способствуют развитию творческой общественной мысли, создают трамплин к количественным и качественным переходам в соответствующей отрасли деятельности. Поэтому авторам таких идей следует идти по пути их популяризации, расширения возможности публикаций, повышения своего престижа и популярности, продвижения и развития идеи.
Стоимость идеи — принципиального решения уже можно оценить по предполагаемому экономическому эффекту, области и объему применения. Конечно, оценка будет достаточно грубой, но уже можно составить бизнес-план и написать бизнес-предложение. Естественно, что такую идею уже можно предлагать и в случае ее актуальности продать. При этом следует иметь в виду метод защиты идеи и степень ее защищенности. В противном случае идею можно потерять. Вообще предварительно следует разработать технику продажи идеи. Эта техника будет индивидуальна для каждого случая, а может быть и для каждого покупателя.
В случае продажи конструктивной идеи экономический эффект ее применения можно уже рассчитать, т.к. известны параметры решения. Затем опять составление бизнес-плана и бизнес-предложения и далее маркетинговые технологии.
В заключение следует упомянуть на возможности защиты и продажи идеи, как ноу-хау. Но в этом случае сущность идеи не должна быть раскрыта. Продажа ноу-хау, опять-таки, предполагает особые приемы защиты конфиденциальной информации и ознакомления с нею заинтересованных лиц.
Затронутые выше вопросы и проблемы нашли свое решение в проекте, представленном на данном сайте. На сайте возможна регистрация идей на различной стадии развития, проект предусматривает патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. В ряде случаев возможно патентование бизнес- и организационных решений.

Для защиты/регистрации идеи перейдите в раздел

» Защита идей. Регистрация идей»

или»Порядок и правила публикации»

Как сценаристу защитить свою идею?

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Объект авторского права

Стоит ли показывать синопсис продюсеру? Таким вопросом нередко задаются сценаристы, особенно начинающие. Ведь авторские права не распространяются на идеи (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому у авторов возникает много беспокойства и недопонимания по этому вопросу.
Я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы и развеять страхи авторов на примере защиты логлайна, заявки, синопсиса и тритмента.
Например, у вас замечательный логлайн. Текст логлайна является объектом правовой защиты. Другое лицо не может использовать текст логлайна без согласия автора, но идея логлайна не охраняется авторским правом и по ней может быть написан сценарий другим лицом.

Фото: rawpixel.com
Идеи, которыми вы делитесь в устной беседе, например, с другом или продюсером, не подлежат правовой защите. Услышав вашу идею, другие люди могут использовать ее для своей заявки или сценария и это не будет являться нарушением ваших прав.
Авторские права на вашу идею возникают с момента, когда она выражена в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Например, в форме заявки, синопсиса, тритмента или сценария.

Переработка произведений

Тексты сценарных произведений не могут быть опубликованы, изменены, сокращены и т.п. без согласия автора. Но основной страх молодых авторов, как правило, касается переработки их произведений (прежде всего заявок и синопсисов в сценарные произведения) без их согласия и без выплаты вознаграждения, иными словами «воровство идей».
Рассмотрим ситуацию использования синопсиса другим лицом для написания сценария с правовой точки зрения.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения принадлежит исключительное право на произведение, к которому относится переработка произведения (п.п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ). Переработка — это создание производного произведения (например, сценарий на основе синопсиса). Другое лицо может создать производное произведение только с согласия автора произведения, которое было использовано для создания производного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Иными словами, чтобы написать сценарий на основе синопсиса требуется получить согласие автора синопсиса.

Фото: freepik.com
Вместе с тем, необходимо понимать, что закон охраняет не содержание, а форму произведения. Например, вы не сможете защитить заявку (краткое описание произведения), выполненную на одном или двух листах в случае, если она будет переработана другим лицом в сценарий. Для этого вам потребуется расширить ее до более подробного синопсиса или тритмента. А чтобы суд признал переработку вашего синопсиса или тритмента в сценарий, должна совпадать не просто основная идея произведения, а большая часть сцен. То есть должно быть четко отражено, что за основу сценария действительно взято ваше произведение, и совпадения есть по содержанию, а не только по основной идее и конфликту.

Доказательство авторства

Прежде всего необходимо знать, что авторские права возникают с момента, когда произведение выражено в какой-либо объективной форме и специальной регистрации для возникновения авторских прав не требуется (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). При этом, не имеет значения, закончено ваше произведение или нет. Даже если вы написали только один абзац заявки или одну сцену сценария — они подлежат правовой охране. Также не важно обнародовано или нет ваше произведение. На правовую защиту это никак не влияет.

Фото: rawpixel.com
Вместе с тем, в ваших интересах собирать доказательства авторства с первых шагов создания произведения. Направляя продюсеру ваш синопсис, вы должны не только знать свои права автора и понимать правовые риски, но и иметь на руках доказательства того, что вы являетесь автором произведения.
В качестве доказательств могут выступить:

  • депонирование произведения (регистрация на ваше имя в депонирующей организации);
  • письмо самому себе с вложенным произведением заказным письмом с описью вложения (но его ни в коем случае нельзя открывать до момента судебного заседания, и делать это можно только в присутствии судьи);
  • заверение произведения у нотариуса;
  • рукописи, черновики;
  • переписка по электронной почте;
  • отправка произведения на питчинг, конкурс (сохраняйте все материалы питчинга, буклеты, листовки, где опубликовано ваше произведение);
  • создание рассказа на основе вашего произведения и публикация в издательстве.

Кроме того, отправляя синопсис продюсеру по электронной почте, ставьте в копию вашего друга или юриста.

Подведем итог


Фото: freepik.com

  1. Наши идеи и логлайны не защищены авторским правом. Большие риски есть также с защитой заявок на 1-2 листах. Если идея дорога, она должна быть изложена в форме достаточно подробного синопсиса.
  2. Закон охраняет форму, а не содержание произведения. Правовой охране подлежат сами тексты ваших произведений, а не изложенные в них идеи.
  3. Собирать доказательства необходимо с первых шагов создания произведения.
  4. Синопсисы можно и нужно отправлять продюсерам, но необходимо максимально предотвращать возможные правовые риски (прежде всего, доказательство авторства).
  5. В ваших интересах разбираться в юридическом понятии «переработка» и понимать разницу между заимствованием идеи и переработкой произведения, что существенно сэкономит ваше время, нервы и деньги.

Желаю всем авторам успешной реализации проектов без правовых проблем!

Идею стартапа надо защищать от воровства

Джентльменское соглашение

На практике предприниматели прибегают к так называемому джентльменскому соглашению со своими партнерами и инвесторами. Соглашение заключается устно и сводится к тому, что предприниматель раскрывает идею стартапа только партнерам и инвесторам, а те в свою очередь обязуются сохранять конфиденциальность, не раскрывать идею третьим лицам и не реализовывать ее без предпринимателя.

Преимуществом такого способа является его простота и неформальный подход. Заключить такое соглашение может любое лицо, в том числе гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Недостатком джентльменского соглашения является практическая сложность его применения, в том числе в связи с отсутствием четких письменных обязательств сторон, объема и существа раскрываемой идеи стартапа, санкций за нарушение обязательств и т. д. Трудно себе представить, чтобы российский суд удовлетворил требования предпринимателя к нарушителю устного джентльменского соглашения. В этом случае мерой ответственности нарушителя будет являться лишь ухудшение его деловой репутации и, как следствие, определенная «известность» в бизнес-сообществе.

Соглашение о конфиденциальности

В связи с недостатками джентльменского соглашения более правильным способом является защита путем заключения письменного соглашения о конфиденциальности. В письменном соглашении о конфиденциальности его стороны, предприниматель в качестве раскрывающей идею стороны и партнер или инвестор в качестве принимающей идею стороны, договариваются о взаимных правах и обязанностях по раскрытию и использованию идеи, об ответственности за нарушение обязательств и т. д.

Преимуществом соглашения является его относительная простота. Российский суд может удовлетворить требования предпринимателя к нарушителю такого соглашения о конфиденциальности. Заключить соглашение может, в том числе, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Недостатком соглашения является то, что оно требует определенных усилий как со стороны предпринимателя, так и со стороны инвесторов и партнеров. В отдельных случаях у вас могут возникать трудности, например, с корректным формулированием обязательств, с точным обозначением идеи и объема ее раскрытия, с порядком разрешения споров, с ответственностью и порядком ее применения.

Оформленное ноу-хау

Российский закон определяет ноу-хау как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также как сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. По закону также требуется, чтобы:

  1. такие сведения имели действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам;
  2. у третьих лиц не было свободного доступа к таким сведениям на законном основании;
  3. в отношении таких сведений их обладатель ввел режим коммерческой тайны.

Серьезным преимуществом этого способа является возможность привлечения нарушителя к административной и уголовной ответственности.

Недостатком является то, что в силу законодательных ограничений этот способ доступен лишь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. То есть для обычных граждан этот способ недоступен.

Другим недостатком является обязательность введения режима коммерческой тайны и поддержание соответствия идеи стартапа всем требованиям, установленным в законе для ноу-хау. Введение режима коммерческой тайны требует существенных усилий от предпринимателя, включая

  • определение перечня ноу-хау
  • установление порядка обращения с ноу-хау и контроля за его соблюдением
  • учет получивших доступ к ноу-хау лиц и лиц, которым ноу-хау было предоставлено или передано
  • регулирование отношений с работниками и контрагентами, включая партнеров и инвесторов
  • проставление грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации.

Таким образом, при выборе способа защиты бизнес-идеи предпринимателям можно посоветовать учитывать такие факторы как трудоемкость (затратность) в сравнении с эффективностью (уровнем) защиты. Например, если вы находитесь на этапе разработки будущего продукта или услуги, то оптимальным может оказаться соглашение о конфиденциальности. Если же вы уже произвели исследования и у вас имеется готовая формула, бизнес-модель, прототип или алгоритм, которые лягут в основу бизнеса, — имеет смысл ввести режим коммерческой тайны и охранять идею как ноу-хау.

Из практики следует, что чем тщательнее проведена подготовка к защите, тем она эффективнее. Поэтому изначальный креативный подход не только к самой идее стартапа, но и к ее защите с помощью консультантов будет способствовать успеху бизнеса. Правильно сформулированные условия соглашения о конфиденциальности, оформленное ноу-хау и заранее продуманная стратегия защиты бизнеса, помогут защитить идею стартапа даже в условиях несовершенства российского законодательства и противоречивой судебной практики.

Пример: идеи проектов

Сегодня понятие «проект» приобрело какое-то огромное количество трактовок (от поделки из втулки от туалетной бумаги до межгалактического мероприятия). Поэтому важно сверить часы часовые пояса.

В материале, представленном ниже, «проект» трактуется как организованная и имеющая временнЫе рамки деятельность по решению выявленной проблемы.
Результат разработки и реализации (!) проекта — это преобразование изначальной системы и создание некого продукта.

Общие положения относительно проектов описывала

То есть: проект должен характеризоваться следующими прилагательными:
— актуальный — быть направлен на решение проблемы,
— практикоориентированный: формат «разработать и реализовать»,
— временный: ограниченность во времени (проект не может быть бесконечным).

В результате реализации проекта должен быть создан некий «продукт» (которым может быть предложенное решение / проведенное мероприятие / организованная деятельность / какая-то разработка: буклет, видеоролик, иллюстрированная памятка и т.д.).

Как правило, проект оформляется по типовой структуре. Примерные элементы:

  • название проекта (в идеале — чтобы было и по делу, и интересное-необычное),
  • актуальность тематики (почему важен данный проект и тема в целом),
  • выявление проблемного поля, на решение которого будет направлена реализация проекта (проведенное исследование и выявленная на его основе проблема),
  • идея (общий замысел проекта: какую основную проблему он позволит решить?),
  • миссия (социальный эффект от реализации), видение проекта (наличие перспектив развития),
  • цель (желаемый результат, полученный в ходе реализации проекта),
  • задачи проекта (конкретные шаги по достижению целей),
  • мероприятия проекта
  • участники проекта (лица, на которых он направлен, кого затрагивает: напрямую и косвенно, вовлеченные лица и т.д.)
  • ресурсы, необходимые для реализации: материально-техническая база (помещения, оборудование), человеческие, интеллектуальные, информационные и т.д.
  • SWOT-анализ проекта,
  • этапы реализации проекта (табличка: этап, задачи этапа, содержание работ по этапу, результат этапа, подтверждающий завершение этапа документ, сроки)
  • планируемые результаты проекта,
  • показатели эффективности и мониторинг их достижений (результаты для различных получателей, количественные и качественные показатели эффективности и методы их измерения),
  • отчет о реализации (!!),
  • план развития проекта

Как выбрать тематику проекта

  1. Недавно нашла вот такой материал про то, как можно выбрать тематику: http://www.trizminsk.org/e/23214.htm
  2. Кроме того, о выборе тематик писала
  3. Возможна также следующая схема выбора тематик:
  • Решите, какие могут быть ведущие тематики: здоровье, экология, история и т.д.
  • Подумайте, какой тип проекта вы хотите выбрать, какой будет «уклон»: проект получится социальный /творческий /исследовательский и т.д.? Будет ли какой-то «эксперимент»?
  • Какую проблему будет решать проект?
  • Какой «продукт» вы собираетесь получить «на выходе»: праздник / проведенная социальная акция / плакаты-буклеты / выставка / «научное» мероприятие / какая-то разработка / …
  • Поищите в сети сборники по проектной деятельности там есть сформулированные темы) — чтобы сориентироваться.
  • Предложите детям варианты направлений и спросите, что было бы интересно.
  • Разработайте, реализуйте и опишите проект

То есть оптимальная, на мой взгляд, стратегия: посмотреть примеры + оттолкнуться от запросов ребят.

Рассмотрим некоторые идеи проектов. Начнем с «организационных» и по теме ЗОЖ

Разработка «Закона здоровья»

Суть проекта: командам учеников предлагается разработать законопроект, связанный с тематикой ЗОЖ. В качестве завершающего этапа работы над проектом целесообразно устроить внутришкольные выборы: каждая команда представляет свой законопроект в рамках предвыборной кампании, после чего учащиеся и педагоги голосуют за понравившиеся им идеи и предложения. Основные мероприятия проекта:

  • — формирование и подготовка команды,
  • — определение проблемного поля для потенциального закона: выявление актуальных тематических направлений, анализ нормативной базы по тематике здоровья и ЗОЖ, опрос экспертов и целевой аудитории и т.д.,
  • — изучение структуры нормативных актов,
  • — выбор ключевой тематики законопроекта,
  • — разработка нормативного акта,
  • — презентация, защита и продвижение законопроекта, организация предвыборной кампании, участие в мероприятиях проекта (дебатах, открытых заседаниях, выборах и т.д.),
  • — внедрение лучших предложенных идей в практику внутришкольной жизни,
  • — рефлексия.

Важно предложить учащимся предварительно провести мониторинг нормативной базы, связанной со здоровьем, в результате чего разработать удобную классификацию нормативных актов. Кроме того, ученики могут проанализировать динамику отношения государства и общества к ЗОЖ, выявив изменения на уровне законодательной базы: ограничения на рекламу алкогольных напитков, запреты на курение в общественных местах и т.д. Кроме того, ученики могут попробовать разработать ПРОГРАММУ ЗДОРОВЬЯ

Проект-исследование «Экономика и ЗОЖ: выгоден ли ЗОЖ»

Суть проекта: ученикам предлагается подумать над провокационным вопросом, кому выгодно нарушение ЗОЖ населением, после чего оформить свои размышления в виде небольшого расследования на тему «выгоден ли здоровый образ жизни: государству / индивиду / конкретной школе и т.д.». При этом необходимо осветить, какими аргументами руководствуются рассматриваемые категории лиц/организаций, какие меры используются компаниями для пропаганды формата, выгодного собственному благосостоянию. Проведение подобного исследования позволит развить у учеников критическое мышление, поможет по-другому взглянуть на вопросы рекламы (подросткам не захочется становиться марионеткой в руках коммерческих компаний). Основные мероприятия проекта:

  • — определение, на уровне кого будут анализироваться параметры эффективности: государство / общество / коммерческие компании / конкретное ОУ / человек и т.д.,
  • — выявление индикаторов эффективности: по каким критериям может быть выгоден ЗОЖ, какие параметры будут учитываться при анализе и т.д.,
  • — проведение исследования: анализ литературы, опрос экспертов и специалистов, разработка и проведение социальных экспериментов и т.д.,
  • — анализ полученных данных, обобщение и публикация результатов,
  • — создание продуктов проекта,
  • — рефлексия.

Целесообразно подтолкнуть учеников к комплексному рассмотрению тематики, затронуть следующие понятия: уровень жизни, качество жизни и т.д. Так, на уровне государства аргументом в пользу ЗОЖ может быть повышение работоспособности населения и вклада в экономику страны; с другой стороны, нездоровые люди вынуждены приобретать медикаменты, пользоваться услугами специалистов и оплачивать свое лечение, вкладывая свои финансовые средства. Рассмотрение тематики на уровне отдельных организаций может включать в себя анализ деятельности и мотивов табачных фирм, страховых компаний, магазинов эко-товаров и т.д.

Факторы, выделенные на уровне индивида, могут быть следующими: сторонники ЗОЖ не тратят средства на вредные привычки (сигареты, алкоголь и т.д.) и, возможно, экономят на лекарственных средствах, однако траты на покупку здоровой еды, экологически чистой бытовой химии и т.д. могут превышать экономию. Проверить это можно эмпирическим путем – посредством проведения социального эксперимента, участникам которого необходимо соблюдать ЗОЖ и анализировать свои траты. Продуктом проекта могут стать рекомендации по тому, как оптимизировать свои расходы, соблюдая ЗОЖ.

Кроме того, ученики могут проанализировать, кому выгоден ЗОЖ на уровне своего ОУ. Например, для компаний, которые продают свою нездоровую продукцию в школьном буфете, принятие ЗОЖ будет невыгодным.

Продуктами проекта могут стать:

  • — социальная реклама, разработанная учениками с учетом выявленных закономерностей,
  • — сценарии социальных экспериментов, апробированные учащимися и готовые для тиражирования,
  • — разработанные рекомендации,
  • — журналистские заметки, написанные в рамках выбранной тематики, и т.д.

Проект-исследование «Факторы, влияющие на культуру здоровья участников образовательного процесса»

Суть проекта: ученикам предлагается разработать и провести исследование, нацеленное на выявление основных факторов, влияющих на уровень культуры здоровья школьников, анализа корреляций и последующее формирование рекомендаций. Основные мероприятия проекта:

  • — изучение литературы: ученикам необходимо проанализировать теоретическую базу и выявить, какие факторы и корреляции традиционно выделяются учеными (возраст, уровень образования, дохода и т.д.),
  • — выбор параметров исследования: команде проекта необходимо определить, каким аспектам ЗОЖ будет посвящено их исследование, после чего сформулировать гипотезу,
  • — подбор и разработка диагностического аппарата: школьникам предлагается выбрать и доработать опросник, позволяющий проанализировать выбранные параметры,
  • — проведение анкетирования целевой аудитории,
  • — обработка данных: ученикам необходимо проанализировать полученные результаты, выявить корреляции, сформулировать вывод о подтверждении или опровержении гипотезы исследования,
  • — разработка выводов и рекомендаций: участникам проекта предлагается разработать тематические рекомендации по формированию ЗОЖ, реализующие принцип индивидуализации (на основе выявленных закономерностей).

Можно также покопаться в сети и сделать подборку интересных фактов про сон:

Проект-исследование «ЗОЖ через призму искусства и кинематографа»

Суть проекта: ученикам предлагается проследить динамику отношения социума к ЗОЖ на основе анализа произведений искусства и кинематографа. Проект может включать в себя следующие основные направления.

  • Направление 1. «Питание через искусство»: ученикам необходимо исследовать пищевые привычки, характерные для определенных эпох, на основе анализа картин.
  • Направление 2. «ЗОЖ через призму фильмов»: ученикам предлагается провести анализ образа жизни через фильмы.

Для реализации проекта ученикам необходимо подобрать тематические фильмы, после чего проанализировать представленное в них отношение к аспектам ЗОЖ, что предполагает прохождение следующих стадий:

  • — предварительная работа: формирование команды, разработка плана мероприятия, выбор индикаторов ЗОЖ, которые будут приниматься во внимание, определение примерного списка фильмов к просмотру,
  • — организационная работа: разработка формы обобщения данных (сводной таблицы / «Дневника зрителя» и т.д.), выбор места, формата организации просмотра фильмов и т.д.,
  • — этап внедрения: просмотр фильмов, фиксация проявлений выбранных факторов,
  • — аналитическая работа: обобщение результатов исследования, разработка продуктов проекта, рефлексия.

Свои наблюдения участники могут обобщить в виде наглядно оформленной аналитической справки, тематической выставки и социального видеоролика, которые выступят в качестве продуктов проекта.

Тематика питания тоже прекрасно «просвечивает» через художественные произведения.

Кроме тогою, можно предложить ученикам разработать памятку грамотного выбора продуктов питания, предшествовать которой будет опрос: кто и на какие аспекты обращает внимание при покупке продуктов?

Идеи для тематического оформления блюд на каком-нибудь фестивале

Межпредмет: ЗОЖ + тематика

По итогам совмещения темы ЗОЖ и искусства можно надоумить учеников сделать собственную выставку.

Проект «Создание выставки по тематике ЗОЖ»

Суть проекта: учащимся предлагается разработать и организовать выставку, посвященную тематике ЗОЖ, которая в перспективе может лечь в основу школьного музея здоровья (реального или виртуального). При этом и сама выставка тоже может быть реальной / передвижной / виртуальной и т.д. Основные мероприятия проекта

  • — анализ литературы, опрос экспертов: учащимся необходимо обобщить и расширить имеющиеся у них знания в области здоровья и ЗОЖ, провести анкетирование экспертов и основных участников проекта, нацеленное на выявление рекомендаций и пожеланий по содержательному наполнению и оформлению выставки,
  • — разработка концепции выставки: школьникам необходимо продумать общую схему проведения выставки, запланировать мероприятия по ее открытию и проведению, а также выделить индикаторы эффективности мероприятия,
  • — выделение ключевых тематических зон: ученикам необходимо определить, какие элементы ЗОЖ будут представлены в рамках выставки (физическая активность, питание, социально-психологическое благополучие и т.д.), продумать, какие экспонаты могут их представить: макеты, плакаты, модели и т.д.,
  • — выбор, согласование и подготовка места проведения,
  • — привлечение партнёров,
  • — сбор, анализ, подготовка и размещение экспонатов выставки,
  • — разработка названия, логотипа, афиш мероприятия,
  • — разработка обучающих программ по экспонатам выставки.
  • — анонсирование, торжественное открытие экспозиции,
  • — проведение цикла тематических образовательных мероприятий в рамках выставки.
  • — анализ достигнутых результатов и эффективности мероприятия,
  • — выявление параметров для внедрения улучшений, разработка плана развития проекта,
  • — обобщение и описание опыта, рефлексия собственной деятельности.

И еще немного идей по теме питания

Проект-исследование «Карта питания»

Суть проекта: ученикам предлагается выявить и проанализировать закономерности питания, присущие различным историческим эпохам и регионам страны. Основные мероприятия проекта:

  • — формирование команды,
  • — выбор тематики для проведения анализа, разработка плана исследования,
  • — работа с информацией: ее поиск, изучение, обработка и обобщение,
  • — выявление и наглядное представление корреляций,
  • — обобщение полученных результатов, формулировка выводов,
  • — разработка продуктов проекта,
  • — рефлексия.

Можно предложить ученикам выбрать определенные регионы страны и установить наличие корреляций между климатическими особенностями и показателями ЗОЖ (особенности питания, уровень рождаемости и смертности, статистика курения, структура заболеваемости и т.д., социально-психологические аспекты и т.д.).

Растворите с детьми вывалившиеся молочные зубы в Кока-коле

Проект-эксперимент «Здоровое питание»

Суть проекта: ученикам предлагается организовать социальный эксперимент, участникам которого в течение заранее оговоренного периода необходимо будет соблюдать базовые принципы здорового питания (с учетом индивидуальных особенностей и показаний). Основные мероприятия проекта:

  • — формирование команды,
  • — расширение знаний в области правильного питания: изучение специальной литературы, прохождение обучения, взаимодействие с куратором проекта и т.д.,
  • — выработка правил здорового питания (состав, количество, режим и т.д.): как в целом, так и на уровне конкретных участников,
  • — разработка концепции эксперимента: определение основных правил и условий его проведения, согласование с кураторами и экспертами проекта, принятие Положения об эксперименте,
  • — определение методов и форм отслеживания результатов и динамики, разработка и оформление «Дневника эксперимента» и т.д.,
  • — продвижение идеи, проведение просветительских и рекламных акций, вовлечение и подготовка участников эксперимента,
  • — непосредственная реализация эксперимента: соблюдение правил питания, ведение разработанного Дневника питания, сопровождение процесса и т.д.,
  • — сбор, анализ, обобщение и представление результатов,
  • — разработка продуктов проекта (памяток, рекомендаций и т.д.),
  • — рефлексия.

Проект-эксперимент «Гигиена быта: телефоны, деньги и бактерии»

Суть проекта: ученикам предлагается разработать и провести серию опытов и экспериментов, посвященных вопросам здоровья: гигиене полости рта, степени загрязненности повседневных бытовых объектов и т.д. Основные мероприятия проекта:

  • — формирование и подготовка команды,
  • — планирование мероприятий: выбор направлений для исследования, определение примерного перечня тематических опытов,
  • — подготовка материалов, разработка формы отслеживания результатов экспериментов и т.д.,
  • — проведение серии лабораторных работ и опытов, фиксация и анализ данных,
  • — обобщение и представление результатов исследования,
  • — разработка и тиражирование практических рекомендаций, продуктов проекта,
  • — получение обратной связи, рефлексия.

Разработка интересных инструктажей по безопасности

Суть проекта: ученикам предлагается принять активное участие в разработке и проведении инструктажей по безопасности, усовершенствовать их содержание и процедуру проведения. Реализация проекта позволит вовлечь учащихся в процесс, превратить из пассивных слушателей в соавторов, сопроводить инструктажи сюжетами, юмором и творческим подходом к оформлению и донесению информации. Основные мероприятия проекта:

  • — проведение анализа имеющейся схемы инструктажей, определение индикаторов эффективности,
  • — выявление результативных форм донесения информации: изучение успешного опыта, проведение анкетирования экспертов и целевой аудитории и т.д.,
  • — разработка концепции повышения эффективности инструктажей, планирование и согласование основных мероприятий,
  • — внедрение предложений и разработок в практику образовательно-воспитательного процесса: создание плакатов и иллюстрированных комиксов, проведение агитационных акций, посвященных тематике безопасности, постановка тематических спектаклей и т.д.,
  • — анализ эффективности внедренных мероприятий, получение обратной связи,
  • — рефлексия.

Гаджеты для здоровья

Суть проекта: ученикам предлагается разработать подборку гаджетов, имеющих отношение к здоровью, и внедрить эффективную классификацию. Основные мероприятия проекта:

  • — формирование команды,
  • — анализ источников информации: изучение литературы, научных журналов, сети Интернет, посещение профильных выставок, конференций и т.д.,
  • — создание перечня гаджетов, сопровождаемых описанием,
  • — структуризация подборки: выделение критериев, систематизация материала и т.д.,
  • — наглядное оформление результатов исследования,
  • — проведение мероприятий по презентации и тиражированию своих подборок,
  • — получение обратной связи, анализ результатов, рефлексия.

Проект: что такое «Здоровый дом»: чем его можно наполнить и т.д.? Важно не забыть про психологическое благополучие и когнитивное развитие, а не только СанПиН, озеленение и т.д.

Идеи для проектов на тему межкультурных коммуникаций:

  • — можно сделать серию передач: самим разработать сценарий, отснять и монтировать тематические видео,
  • — можно провести соц.эксперимент: притвориться иностранцем и «поприставать» к людям в поисках дороги, например (свои наблюдения, эмоции и результаты фиксировать, а потом обобщить),
  • — исследовать иностранные фильмы (без перевода) на предмет выявления диалогов, отображающих различные манипулятивные приемы,
  • — тематические фотосессии в стиле выбранных стран / эпох / героев: предварительно, конечно, проработать тематику,
  • — спроектировать тематический дизайн детской / кабинета, включив туда элементы, косвенно касающиеся стран / языка и т.д. (может, что-то потом воплотить в учебном кабинете),
  • — разработать и провести интернет-марафон с заданиями, касающимися языка / стран (это сейчас очень актуально, куча каких-то платных марафонов, а тут будет социальный и образовательный),
  • — выбрать интересную методику психодиагностики (например, по коммуникативной культуре у автора В.В.Бойко взять), перевести и найти участников в разных странах, после чего сравнить ответы российской и иностранной «выборки»,
  • — исследовать традиции свадеб: какие есть классные приемы и «причуды» (не жениться в понедельник, например),
  • — связать проект с системой менеджмент качества (из-за рубежа пришло),
  • — создать серию образовательных рисунков / подборок и т.д.,
  • — провести анализ зарубежных инструкций к технике,
  • — составить иллюстрированное краткое руководство желающим поехать в определенную страну,
  • — что-то с пословицами…
  • — зарубежный метрополитен!
  • — логотипы
  • — понятие правильного питания в различных странах
  • Вот пример проекта, касающегося структуризации открыток (немного «занудная» форма обыграна через интерес): http://www.trizminsk.org/e/23215.htm
  • Если дети решат заняться «методическим сопровождением образовательного процесса», они, например, могут сами нарисовать вот такие тематические подборки: https://vk.com/wall190715_68577 и https://vk.com/wall190715_68722 и тут http://open.az/novosti/raznye/130747-zhivotnye-slova-.. Это и интересно, и полезно, и «продукт» будет)
  • В СПб вот это учреждение славится своими «Научными чтениями» (лицей 554 Приморского района СПб): http://sch554.spb.ru/shkolnoe-nauchnoe-obshchestvo/li..
    По этой ссылке можно посмотреть темы и направления)
  • А вот для младших: http://sch554.spb.ru/shkolnoe-nauchnoe-obshchestvo/sh..
  • Для второго класса можно взять, например, гигиену полости рта, провести опыт с яйцом. Вот (вдруг пригодится): http://emanuelt.ru/2015/12/12/zz/
  • Вот пример по экологии (тот же лицей 554):

Проект ТВОРЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: создание электронной подборки «Прекрасное в повседневном», которая может со временем перерасти в выставку / электронный музей и т.д.

Проект: разработка КОНКУРСА

Если вы решили учредить и провести какой-то конкурс.

  • Первым делом можно выбрать «объект» (конкурс «чего именно» у вас будет),
  • далее важно сделать небольшое и толковое положение с критериями и номинациями (возьмите типовое по структуре положение и адаптируйте под свою тему),
  • Экспертами можно сделать «сборную команду»: педагоги + приглашенные гости + приз зрительских симпатий.

Можно добавить традиционные элементы общешкольного мероприятия:
— предварительные конкурсы (буклетов / плакатов / фотографий / разработок / костюмов / подборок / построек: например, архитектурные стили из бумаги и т.д.),
— тематические проекты,
— творческие номера,
— мини-флешмобы,
— декорированные фотозоны (в стиле исторических событий / эпох и т.д.),
— всевозможные игры, фотозадания и т.д.
Если вовлечь школьников, можно фестиваль (игру по станциям) силами старших провести для младших (мы тоже так делали).

Создание словарей эмоций:

Разработка образовательных путешествий для младших школьников: «Гуляем с умом и с радостью»

Создание таких вот «смысловых портретов» (примеры из сети):

Сбор батареек в школе, чтобы потом утилизовать их грамотно

Проект-исследование «Математика обо мне»

Суть проекта: ученикам предлагается определить, какие числовые параметры должен знать о себе человек, после чего разработать наглядную памятку. Мероприятия проекта:

  • — формирование команды,
  • — изучение литературы, опрос экспертов и участников образовательного процесса,
  • — составление совокупного списка «математических фактов» о человеке,
  • — разработка системы классификации для параметров внутри списка,
  • — наглядное оформление подборки, создание продукта проекта,
  • — разработка и проведение мероприятий, нацеленных на просвещение участников образовательного процесса относительно выделенных параметров, актуализация тематики,
  • — получение обратной связи, рефлексия.

Важно, чтобы учащиеся подошли к вопросу комплексно и включили в «Математические факты о себе, который должен знать каждый» как общие понятия (возраст человека, количество зубов мудрости, и т.д.), так и более узкие (например, результаты анализа крови и т.д.). Рекомендуется поговорить также о значимости регулярной диагностики для профилактики и лечения заболеваний.

В завершении проекта можно провести внутришкольный конкурс-выставку, в рамках которого каждая команда представит свою подборку числовых параметров. В зависимости от номинации, могут

Создание трейлера для книги. Как вариант читательского дневника

Можно сделать в школе выставку-акцию «Читать — это модно». Вот пример из сети:

Проект «Создание выставки по тематике ЗОЖ»

Суть проекта: учащимся предлагается разработать и организовать выставку, посвященную тематике ЗОЖ, которая в перспективе может лечь в основу школьного музея здоровья (реального или виртуального). При этом и сама выставка тоже может быть реальной / передвижной / виртуальной и т.д. Основные мероприятия проекта

  • — анализ литературы, опрос экспертов: учащимся необходимо обобщить и расширить имеющиеся у них знания в области здоровья и ЗОЖ, провести анкетирование экспертов и основных участников проекта, нацеленное на выявление рекомендаций и пожеланий по содержательному наполнению и оформлению выставки,
  • — разработка концепции выставки: школьникам необходимо продумать общую схему проведения выставки, запланировать мероприятия по ее открытию и проведению, а также выделить индикаторы эффективности мероприятия,
  • — выделение ключевых тематических зон: ученикам необходимо определить, какие элементы ЗОЖ будут представлены в рамках выставки (физическая активность, питание, социально-психологическое благополучие и т.д.), продумать, какие экспонаты могут их представить: макеты, плакаты, модели и т.д.,
  • — выбор, согласование и подготовка места проведения,
  • — привлечение партнёров,
  • — сбор, анализ, подготовка и размещение экспонатов выставки,
  • — разработка названия, логотипа, афиш мероприятия,
  • — разработка обучающих программ по экспонатам выставки.
  • — анонсирование, торжественное открытие экспозиции,
  • — проведение цикла тематических образовательных мероприятий в рамках выставки.
  • — анализ достигнутых результатов и эффективности мероприятия,
  • — выявление параметров для внедрения улучшений, разработка плана развития проекта,
  • — обобщение и описание опыта, рефлексия собственной деятельности.

Дефиле в школе № 90 Выборгского района СПб: костюмы растений, произрастающих в наших широтах!!!

Одежда и приемы творчества:

В школе № 104 есть дерево учеников:

Коллеги поделились разработками (спасибо!!!):

Коллеги поделились разработками (спасибо!!!):

Организация соблюдения СанПиНа тоже может стать проектом!

Разработать игру. Например, про СТРЕСС

Фотосессии в стиле художников:

И в стиле произведений

Преобразование реальности

Таким образом, идей для потенциальных проектов очень много! Главное — вдохновиться и начать делать! А потом, после прекрасной реализации, обобщить результаты и поделиться ими!!!