Безработица в России

Содержание

Анализ динамики показателей, характеризующих уровень занятости и безработицы в РФ

Показатели статистики труда, занятости и заработной платы как подраздела экономической статистики рассчитываются на базе первичной информации о деятельности хозяйствующих субъектов страны (предприятий, организаций, учреждений, физических лиц), которая формируется по источникам: как статистическими службами (http://www.gks.ru), так и другими ведомствами.

Показатель безработицы является основным индикатором определения системного состояния экономики и анализа ее результативности. Таким образом, проблема безработицы в России чрезвычайно актуальна, и поэтому она нуждается во всестороннем исследовании.

С развитием рыночных отношений в экономике России произошла структурная перестройка, что оказало существенное влияние на сферу труда и занятости. Возникла совершенно новая картина социальных и трудовых отношений, национальный рынок труда претерпел глубокие изменения.

Сфера труда имеет большое значение для экономического роста государства: от ее благоприятного развития зависит повышение эффективности всех видов деятельности и растет конкурентоспособность страны.

Открытость экономики в настоящее время серьезным образом воздействует на рынок труда: активизируются внешнеэкономические связи, возрастает влияние мировой миграции труда. Многие исследователи сделали предметом изучения пересмотр и переосмысление социальных и экономических отношений, которые претерпели изменения в последнее время. На первый план выходит необходимость совершенствования существующих форм и методологии государственного регулирования сферы труда.

Российский рынок труда отличается некоторыми особенностями. Основные характерные черты рынка труда в России заключаются в следующем: колебания экономической конъюнктуры рынок труда встречает изменением цены труда. При этом не происходит значительных колебаний в занятости и безработице, что позволяет обеспечить их стабильные уровни.

Основные тенденции развития российского рынка труда показаны на рисунке 1.

Как свидетельствуют данные, самый высокий уровень участия в рабочей силе отмечался в 2018 году, что было вызвано уменьшением численности населения, достигшего 15-72 лет, на 500 тыс. чел.

В 2018 году отмечался рост численности безработных на 374,5 тыс.чел. относительно 2017 года (рисунок 2).

Причиной роста количества безработных стал всемирный кризис. В 2017 году рынок труда не так сильно отреагировал на кризисные явления в экономике.

В 2016 году было зафиксировано рекордно низкое число безработных — 3,9 млн. чел. Наибольшее число людей, оставшихся без работы, пришлось на 2012 год – 5,5 млн. чел.

Естественная норма безработицы в последние годы снижалась. Удельный вес лиц, имеющих высокий риск безработицы, показывал устойчивое снижение (если в 2012 году таких лиц 20-24 лет было 18,3 %, то в 2019 году их стало 19,1 %). К этой категории относятся лица молодого возраста и те, кто имеет недостаточный уровень образования.

В России, как и в любом другой стране мира, имеет место естественная безработица, к которой принято относить структурную и фрикционную безработицу. При этом фрикционная безработица связана с тем, что трудоспособные лица меняют свое место работы в целях улучшения трудовых условий.

Анализ причин безработицы в РФ

Основными причинами фрикционной безработицы в России является ликвидация предприятий, сокращение штатов и увольнение граждан по собственному желанию. В 2018 году по первой из перечисленных причин оказались в поиске работы 18,5 % фрикционных безработных, вторая причина обусловила наличие 24,86 % фрикционных безработных (таблица 1).

Таблица 1 — Причины незанятости безработных

Причины незанятости Количество человек, тыс. чел. Удельный вес, %
Всего безработные 4243
Оставили прежние места работы 785 18,5
из-за:
— высвобождения, сокращения штатов, а также ликвидации организации, собственного бизнеса;
— увольнения по собственному желанию; 1055,0 24,86
— окончания срока действия договора; 169,0 3,98
— выхода на пенсию; 174 4,10
— изменения места проживания; 88 2,07
— состояния здоровья; 159,0 3,75
— личных обстоятельств; 392 9,24
— увольнения из армии; 12 0,28
— других причин 317 7,47

Анализ безработицы по видам

Наибольшее количество фрикционных безработных (1255 тыс. чел.) искали работу более 12 мес. В 2019 году среднее время поиска работы составило 7,6 мес.

Имеется тенденция к увеличению числа безработных, становящихся таковыми по собственному желанию. Если таких людей в 2012 году было 1247 тыс. чел., то в 2019 году – 1055 тыс. чел. В возрастной структуре безработных по сокращению штатов преобладают лица, достигшие возраста 30-49 лет. Таких лиц в 2019 году было 393 тыс. чел. Среди этой возрастной категории больше всего граждан, которые уволились по собственному желанию (548 тыс. чел.). Всего безработных всех возрастов и по разным причинам нетрудоустроенных в 2019 году было 4243 тыс. чел.

Структурная безработица более продолжительна по времени и связана с изменениями в структуре экономики страны, повлекшими исчезновение и появление современных видов производств. В 2019 году наибольший уровень безработицы был зафиксирован среди неквалифицированных рабочих (8,3 %). Уровень безработицы среди работников сферы торговли, обслуживания и охраны составлял 5,6 %. Среди квалифицированных рабочих уровень безработицы также высок и составлял 5,4 % (рис. 3).

Естественная безработица имеет место даже в том случае, если имеется равновесие на рынках. Причиной возникновения фрикционной безработицы являются временные затраты на поиск рабочих мест. Структура занятого населения в возрасте 15-72 лет, работающего за пределами своего субъекта Российской Федерации, по видам экономической деятельности в 2019 году представлена на рисунке 4.

Структурную безработицу вызывает ситуация, при которой интересы работодателей и работников не совпадают. Проведенные опросы среди работодателей свидетельствуют о том, что уровень подготовки и полученных компетенций выпускников не соответствуют предъявляемым требованиям. Нередко происходят ситуации, при которых выпускники, которые не удовлетворены предлагаемым им местом работы и оплатой труда, отказываются от работы по полученной специальности. Все эти обстоятельства приводят к недостаточной эффективности использования труда молодежи. Отсюда возникает проблема «перепроизводства» специалистов с высшим образованием с неудовлетворительным качеством подготовки .

На рисунке 5 представлены 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим уровнем безработицы в 2019 году.

Таким образом, наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в Республике Ингушетия.

Проблемы безработицы в России

Сложная ситуация с трудоустройством молодежи возникает вследствие неправильных маркетинговых стратегий ВУЗов, направленных на запросы абитуриентов, желающих удовлетворить свои амбиции совершенно не считаясь с ситуацией на рынке труда и не принимая во внимание прогнозы ее изменения.

Ориентация на социальные стереотипы и на престиж высшего образования приводит к перекосам на рынке труда, вызванным избытком одних специалистов и недостатком других.

Доля индивидов, имеющих высшее образование в общей численности экономически активного населения, достигает в России 23 %. Только в Нидерландах, США и Норвегии данный показатель имеет значение выше, чем в нашей стране. В некоторых развитых странах, например, в Испании, Японии, Канаде и Великобритании высшее образование имеет значительный меньший процент населения.

Сложности с адаптацией после окончания ВУЗов вынуждают выпускников устраиваться на работу не по полученным специальностям, переквалифицироваться или выезжать из страны.

Нередко молодые специалисты с дипломами ВУЗов разочаровываются в низкой оплате труда и идут работать не по полученной специальности. Высшее образование в России универсальное, а не специальное. Ценность его состоит не в сумме знаний, слабо востребованных сейчас, а суммой компетенций, хорошо реализуемых в новой экономической структуре.

В России в основном преобладает скрытая безработица, которая в наибольшей степени имеет место на северо-востоке и Дальнем Востоке страны. Ситуация усугубляется тем, что жители данных регионов ищут работу самостоятельно и не доверяют службе занятости. Много людей из этих регионов задействованы в криминальной сфере.

Одной из основных проблем безработицы как социально-экономического явления является то, что в Российской Федерации в значительной степени несовершенна законодательная база. Это выражается в том, что на данный момент не разработано ни одного отдельного нормативно-правового акта, который бы регулировал безработицу. Одним из основных нормативных документов, на который опираются при изучении данного явления, выступает Федеральный закон «О занятости населения РФ», где дается понятие безработицы и сообщается, кто может быть безработным.

Еще одной не менее важной проблемой безработицы является тот факт, что Россия находится в десятке государств, имеющих самый большой уровень риска, который имеет отношение к старению населения страны. По данным агентства Bloomberg, на одного пенсионера в России приходится 2,4 работающих. Если исходить из усредненных 65 лет, то на одного пенсионера приходится 5,1 работника.

В свете выявленных проблем можно предложить следующие направления реформирования сферы занятости:

— совершенствование законодательной основы сферы занятости;

— внедрение государственной программы стимулирования предприятий в приеме на работу выпускников ВУЗов страны;

— совершенствование механизма учета количества безработных;

— создание современного механизма мониторинга рынка труда.

— совершенствование российского законодательства о занятости.

— осуществление политики занятости должно предусматривать программы формирования рабочих мест, имеющих антикризисное направление

— повышение производительности труда.

— важнейшим направлением политики на рынке труда должно стать дальнейшее развитие структуры малого бизнеса.

Необходимо уходить от возрастных ограничений в приеме на работу. Это касается как молодых, так и зрелых специалистов.

В целях борьбы с безработицей необходимо финансово, инфраструктурно, кадрово и информационно укреплять региональные службы занятости. Необходимо переходить на страховые принципы борьбы с безработицей. Только в этом случае общество будет видеть, что государство имеет заинтересованность в рациональном функционировании рынка труда.

Перспективы занятости и безработицы в России

Снижению безработицы (в том числе естественного уровня) будет способствовать постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы (в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет – технологий в данной области).

Несмотря на снижение уровня безработицы, в условиях общего сжатия рынка труда (под воздействием уже отмеченного негативного демографического фактора), численность занятых снизится с 72,1 млн. человек в 2018 г. до 71,7 млн. человек в 2020 году.

В части оплаты труда работников бюджетного сектора после выполнения в 2018 г. обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2014 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2014 — 2019 гг.» и от 28 декабря 2014 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в 2019 — 2020 гг. для данных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры и социальные работники) предполагается сохранить достигнутые соотношения (заработной платы к доходу от трудовой деятельности в соответствующем регионе или иное, закрепленное в указах).

Подход в отношении прочих категорий работников бюджетной сферы предполагает проведение, начиная с 2018 г., ежегодной индексации на целевой уровень инфляции (4%).

С учетом замедления инфляции и текущей динамики ожидается, что реальная заработная плата в целом по экономике в 2019 г. продемонстрировала рост на 3,2%. В 2018 г. рост показателя будет пиковым в среднесрочной перспективе за счет целевых категорий бюджетного сектора, динамика ускорится до 4,1%. В целом за 2019 — 2020 гг. в условиях базового варианта реальная заработная плата в целом по экономике увеличится на 10,5%.

Прогноз величины прожиточного минимума на 2019 — 2020 гг. рассчитан с учетом потребительской корзины, установленной в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2014 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Реальные располагаемые доходы населения уже в текущем году могут продемонстрировать рост на 1,3%. Вслед за ускорением заработной платы, ожидаемым в 2018 г., реальные располагаемые доходы также продемонстрируют рост на 2,3% с дальнейшей стабилизацией динамики на уровне 1,1-1,2% в 2019 — 2020 гг. В целом за 2019 — 2020 гг. рост реальных располагаемых доходов населения может составить 6%.

В среднесрочной перспективе определяющими развитие рынка труда факторами будут являться нарастающие демографические ограничения, обусловленные сокращением численности населения трудоспособного возраста, что приведет к снижению численности рабочей силы. В этих условий высокую важность приобретает политика, направленная на вовлечение в трудовую деятельность отдельных категорий граждан, испытывающих сложности при трудоустройстве (в первую очередь молодого поколения и женщин, имеющих малолетних детей, а также старшего поколения).

Так, в соответствии с планом мероприятий на 2018 — 2020 гг. по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г. в прогнозном периоде будут реализованы меры, направленные на стимулирование занятости пожилых граждан, такие как профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, развитие института наставничества.

Кроме того, планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2019 — 2020 гг. предусматривается совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости и создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

Также в прогнозный период предполагается реализация Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2019 – 2022 годы, в число мероприятий которой входит в том числе вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность.

Реализация указанных мер в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте на 3,1 млн. человек (с 83,7 млн. человек в 2018 г. до 80,6 млн. человек в 2020 г.) позволит частично нивелировать потери в совокупной численности рабочей силы: снижение составит около 1 млн. человек (с 76,3 млн. человек в 2018 г. до 75,3 млн. человек в 2020 г.).

В условиях ожидаемого экономического роста темпами, превышающими 2% в год в среднесрочном периоде, прогнозируется снижение безработицы с ожидаемых 5,2% в 2019 г. до 4,7% в 2020 г.

Выводы по анализу занятости и безработицы в РФ

Безработицей принято считать наличие той части экономически активного населения (то есть не пенсионеры, школьники, дети и т.д.), которая желает работать, но не может трудоустроиться.

Согласно Международной организации труда, безработным считается тот, кто одновременно не имеет работу, ищет работу и готов к ней приступить.

Отношение количества безработных к общему количеству экономически активного населения (в процентах) называется уровнем безработицы – один из основных показателей экономического развития страны. Например, тот факт, что в Зимбабве уровень безработицы составляет около 95%, а в Либерии – 85%, дает уже определенное понимание, что с экономикой этих стран все очень печально. В России уровень безработицы составляет около 5,2%.

Для того чтобы сдерживать уровень безработицы на низком уровне, государству необходимо осуществлять грамотную политику, способствующую повышению занятости населения.

В Российской Федерации для снижения уровня безработицы предлагаются следующие мероприятия:

— ограничение поступления миграционной неквалифицированной рабочей силы на государственный рынок труда, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению уровня заработной платы и привлечению трудовых ресурсов страны в те области производства, в которых чаще всего заняты мигранты;

— развитие кадровых отделов на предприятиях. Деятельность кадрового отдела должны быть направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, что даст возможность исключить сокращения персонала;

— стимулирование правительством предоставления работодателями рабочих мест для определенных групп населения (инвалидов, молодежи);

— активное формирование и развитие служб занятости и бирж труда.

Подводя итог, следует отметить, что безработица является одним из важных явлений, характеризующих уровень экономического развития страны. Относительно России, можно сказать, что динамика численности безработных в стране имеет отрицательный характер, что говорит о положительной тенденции данного показателя. Также стоит отметить, что государственная власть принимает активное участие в разработке программ и мероприятий, способствующих снижению показателя уровня безработицы

Просмотров 1 803

EREPORT.RU

Безработица. Причины и виды безработицы. Последствия безработицы

Автор — Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ
«Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год

Основные категории населения

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force — L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force — NL): POP = L + NL.

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

  • занятые (employed — E) — т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается заня-тым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды;
  • безработные (unemployed — U) — т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис.1.). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment — u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах: u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.

Уровень безработицы в России, %

Посмотреть данные по безработице в России в виде таблицы

Уровень безработицы в других странах мира

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах:

уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

Причины и виды безработицы

Выделяют три основные причины безработицы:

  1. потеря работы (увольнение);
  2. добровольный уход с работы;
  3. первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» — трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К фрикционным безработным относятся:

  1. уволенные с работы по приказу администрации;
  2. уволившиеся по собственному желанию;
  3. ожидающие восстановления на прежней работе;
  4. нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
  5. сезонные рабочие (не в сезон);
  6. люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: uфрикц = Uфрикц/L*100%.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах: uструкт = Uструкт/L*100%.

Поскольку и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, то эти типы безработицы относятся к категории «search unemployment».

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Последствия безработицы

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы — это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDPgap = (Y — Y*)/Y* * 100%,

где Y – фактический ВНП, а Y* — потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* — естественный уровень безработицы, поэтому (u — u*) – уровень циклической безработицы, ??- коэффициент Оукена (??> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Yt – фактический ВВП данного года, Yt — 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 — фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% — темп роста потенциального ВНП, обусловленный:

а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Другие статьи раздела «Макроэкономика»

Проблема безработицы в России и пути ее решения

В статье раскрывается понятие безработицы и причины ее возникновения. Проблема занятости и безработицы является одной из главных во всем мире. В данной статье приведен уровень безработицы в России. Выявлены основные причины возникновения безработицы и пути ее преодоления.

Ключевые слова: безработица

Безработица на сегодняшний день представляет собой самую актуальную проблему в Российской Федерации. Зачастую, безработица является одним из самых основных показателей экономики страны. Чем выше уровень безработицы, тем ниже экономика страны и уровень жизни граждан. Также от уровня безработицы зависит степень возникновения криминальной ситуации в стране. Чем выше степень безработицы, тем больше вероятность уровня преступности.

Для начала определимся, что представляет собой понятие «безработный». Безработными считаются граждане, не имеющие постоянного заработка, являются трудоспособными и зарегистрированы в службе занятости..

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения вопреки желанию не находит приложения своего труда. .

Существует несколько форм безработицы:

 структурная, появляющаяся в стране под влиянием каких-либо структурных изменений или сдвигов в экономике,

 фрикционная, связанная с потерей работы на короткий срок;

 скрытая, то есть, неполная занятость населения, всего лишь 2-3 часа в неделю;

 сезонная, которая наступает в определенный период года, и др..

В нынешнее время нет отдельного нормативно-правового акта, который регулирует безработицу. Но есть Федеральный закон «О занятости населения РФ», где дается понятие безработицы и сообщается, кто может быть безработным. Лицо считается безработным в течении 18 месяцев, причем пособие ему выплачивают только 12 месяцев. Органы службы занятости регистрируют лицо в качестве безработного в течении 11 дней. Граждане, получившие отказ в регистрации, имеют право на повторную подачу заявления о регистрации в течении 1 месяца со дня отказа. После объявления лица безработным на него возлагается определенный круг обязанностей. При невыполнении данных обязанностей наступает ответственность. Ответственность может быть как гражданско-правовой, уголовно-правовой, так и специфической, свойственной только данным правоотношениям.

Уровень безработицы в январе 2014 г. составил 5,60 %, в то время как в декабре 2013 г. эта цифра составляла 5,58 %. Исходя из этого, на январь 2014 г. число безработных людей в России составило 4180 000.Тем не менее, невзирая на все его успехи на рабочем месте работодатель будет требовать диплом о среднем профессиональном образовании.

По мнению многих специалистов, причиной возникновения безработицы в России является переход к рыночным отношениям. Безусловно, появился широкий экономический простор, есть возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Но вместе с тем приватизируется государственная собственность, происходят глобальные изменения в структуре народного хозяйства, множество организаций и предприятий становятся банкротами, в связи с чем квалифицированные кадры остаются безработными. Ведь в Советском Союзе не существовало понятия «безработица». Данное понятие является неким новшеством для российского государства, и в то же время становится одной из наиболее острых проблем.

Стоит отметить, что число работающих пенсионеров выше числа молодых специалистов, более того, они занимают начальственные места. Но этот фактор не является позитивным. Да, пожилые люди намного опытнее молодых, но их производительность труда, к сожалению, не так высока в силу их возраста. Это объясняется тем, что пожилые люди отказываются принимать новые технологии, в особенности Интернет. Именно поэтому правительство РФ ведет политику вытеснения пенсионеров с рабочих мест. Но из одной проблемы вытекает другая проблема — маленький размер пенсии. Поэтому нужно обеспечивать население достойной пенсией, чтобы открыть дорогу молодым в их карьере.

Еще одна причина безработицы — низкие заработные платы. Гражданам легче вообще не работать, чем горбиться 8 часов в день за гроши.

Для сравнения приведем статистику безработицы в разных регионах страны. Конечно, самый низкий уровень безработицы в Центральном федеральном округе — 3,3 %, так, например, в Москве уровень безработицы составляет 1,6 %. Самый высокий показатель установлен в Северокавказских республиках — 13,3. В Северо-Западном федеральном округе — 4 %.

Таблица 1

Экономическая активность населения Северо-Кавказского федерального округа в возрасте 15-72 лет за декабрь 2014-февраль 2015 г.

Также, президент России В.В. Путин подчеркнул, что социальная поддержка граждан будет оставаться приоритетной задачей, а также уверил россиян, что кризисы различного характера будут преодолены. Можно также отметить, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев указал в своей недавней статье под названием «Время простых решений прошло», что нужно создавать новые условия для профессионального роста, а не «консервировать то, что отжило свой век».

Действительно, граждане нашей страны должны расти профессионально, без боязни смены профессии и сферы деятельности. Ведь если посмотреть на статистику, то в стране достаточная потребность в рабочей силе.

Конечно, нужно особенно отметить уровень безработицы среди молодежи. По данным Росстата, в некоторых регионах уровень безработицы среди молодежи достиг 30 %. Все потому, что ценность труда упала. Молодые люди предпочитают «легкую наживу», считая производственные работы — занятием для «неудачников». На наш взгляд, нужно помочь молодым людям с трудоустройством — нахождением мест в различных компаниях и на производстве, где они смогут реализовать свои навыки.

Во всем мире «молодежную» безработицу признали проблемой номер один. В Евросоюзе было выделено 45 млрд евро для решения данной задачи. Помимо этого, жителям ЕС, которые не достигли 25 лет, гарантированы рабочие места или производственная практика. Что касается нашей страны, то в России на борьбу с молодежной безработицей выделены 135 млрд рублей.

Исходя из вышеизложенного, требуется найти пути решения данной проблемы. Первым делом, необходимо разработать такие мероприятия, которые были бы направлены на создание условий, которые были бы наиболее оптимальными для самоопределения личности в трудовой среде.

Необходимым элементом решения проблемы безработицы является информирование о положении на рынке трудоустройства. Информировать молодых людей можно различными способами: статьи в газетах и журналах, сюжеты на телевидении, так же возможны объявления на радио, но самым распространенным источником получения новых данных будут несомненно социальные сети в Интернете.

Что касается выпускников высших и других учебных заведений, то проблемы трудоустройства могут частично лежать и на самом учреждении. Университеты, институты или училища должны создать такие условия, благодаря которым выпускник сможет трудоустроиться без особых проблем и найти применение своим знаниям и навыкам, полученным в ходе обучения. Однако, как показывает практика, в настоящее время молодые люди не могут устроиться по профессии и работают в совершенно чуждой для них сфере, или находятся в вечном поиске заработка, не желая обратиться на рынок занятости.

Литература:

Добавлено в закладки: 0

Что такое безработица структурная? Описание и определение термина.

Безработица структурная является формой безработицы, которая появляется во время структурных изменений в экономике, которые связаны с изменением спроса на товары различных отраслей или с научно-техническим прогрессом. Увеличение спроса на продукцию одной отрасли ведет к увеличению потребностей для нее рабочей силы и к уменьшению безработицы, при этом падение спроса на другую – приводит к уменьшению занятости в ней и увеличению безработицы.

Сокращенные люди, которые имеют профессию и квалификацию, которые не соответствуют современным требованиям не могут в дальнейшем найти другую работу.

К структурной безработице также относят выпускников учебных заведений, чьи профессии стали в экономике невостребованными.

Рассмотрим, более детально, что значит безработица структурная. Тип безработицы, который вызван упадком некоторых типов отраслей и изменениями производственных процессов, называют структурным.

Причины структурной безработицы

Основные ее причины две: изменение структуры спроса на разную продукцию и изменения отраслевой структуры экономики. Спрос на продукцию постоянно изменяется, в том время, как он увеличивается в одном случае, во втором случае наблюдают его резкое падение. Это вызывает то, что рабочая занятость уменьшается, рабочих приходится увольнять. Структурная безработица может быть вызвана изменениями в отраслевой структуре производства. С течением времени проходит исчезновение некогда необходимых и важных отраслей, к примеру таких, как изготовление паровозов или черно-белых телевизоров. На смену им приходят более современные – изготовление мобильных телефонов, компьютерной техники, ЖКИ-телевизоров и так далее. В связи с этим изменяется востребованность профессий в экономике. К примеру, исчезли такие профессии, как стеклодув, ямщик и фонарщик, а вместо их возникли профессии маркетолога, дизайнера, программиста и так далее.

Несоответствие структур рабочих мест и рабочей силы

Таким образом, структурная безработица указывает на то, что проходит несоответствие меж структурой рабочих мест и структурой рабочей силы. Проще говоря, те люди, которые имеют и уровень квалификации, и профессию могут быть уволены, и лишь потому, что не отвечают современным требованиям отраслевой структуры.

Структурная безработица объединяет и тех людей, которые работу потеряли по причине изменения структуры спроса на разную отраслевую продукцию. Когда в развитии определенной отрасли наблюдается подъем, спрос на ее продукцию резко увеличивается, а, значит, возникает необходимость в увеличении штата сотрудников. Когда же спрос на отраслевую продукцию уменьшается, изготовление необходимо уменьшать, а сотрудников увольнять. Уровень структурной безработицы рассчитывают в виде отношения числа всех структурных безработных к общему числу всей рабочей силы, которое выражают в процентах.

Сравнение структурной и фрикционной безработицы

Структурная безработица весьма часто сравнивают с фрикционной безработицей. И все же, оба эти типа имеют значительные отличия друг от друга. Пожалуй, основное отличие заключают в том, что фрикционные безработные имеют навыки, которые они могут использовать, а структурные безработные не смогут на работу устроиться без предварительной переподготовки, так как те навыки, которые уже есть у них, остаются невостребованными. Оба эти типа безработицы связаны главным – поискам работы, лишь этот поиск имеет свою длительность. Структурная безработица может продолжаться весьма долго, так отыскать работу в современных отраслях без той же переквалификации и переподготовки просто невозможно.

В ситуации с фрикционными безработными, они могут найти работу намного быстрее, часто на это может уйти совсем 2-3 дня. Оба вида безработицы в то же время являют собой неизбежное и естественное явление, даже в высокоразвитых странах. А это связывается с теми же отраслевой структурой и структурой спроса, для которых характерна постоянная изменчивость, самое большое внимание на которую научно-технический прогресс оказывает.

Сохранность структурной безработицы

Ввиду этого развитие экономики будет то подниматься, то падать, провоцируя тем самым сохранность структурной безработицы. Есть мнение, что любая безработица является нужным явлением для нормального функционирования экономики. С этим утверждением возможно поспорить, так как само уже понятие безработица не может быть полностью позитивным, в особенности, когда ее показатели резко увеличиваются. Высокая структурная безработица говорит о нарушениях в организации и управлении труда.

Уровень безработицы в России

По данным ФСГС, за второй квартал 2018 года безработица в России составила 4,8%. Это один из самых низких показателей за всю историю РФ. По сравнению с 2017 годом, статистика отображает увеличение занятости на 0,7 пунктов. Если проводить параллели с кризисным 2009 годом, то уровень нетрудоустроенности и вовсе сократился почти вдвое: в том году показатель безработицы составлял 8,3%.

Статистика безработицы в 2019-2020 году

Показатель безработицы складывается из следующих значений:

  • Численность экономически активного населения (ЭАН). В число экономически неактивных граждан входят нетрудоспособные, пожилые или несовершеннолетние лица;
  • Далее высчитывается сам процент безработицы в России: те из ЭАН, кто не трудоустроен, и является безработным.

На примере это можно рассчитать следующим образом:

  • Допустим, нам нужно посчитать процент безработных от 1000 человек, проживающих в данном конкретном регионе. Из общей численности населения нужно вычесть экономически неактивных граждан — допустим, таких в регионе 280 человек;
  • Среди оставшихся 720 человек не работают 120 граждан. Высчитываем процент от общего числа, получается уровень безработицы в размере 16,67%.

Именно такой метод подсчета использует Федеральная Служба Государственной Статистики (ФСГС). Среди экономистов принято использовать статистические данные, полученные от ФСГС, т.к. они прозрачны и математически верны.

Динамика занятости в России, согласно отчетам ФСГС, показывает, что уровень безработицы в 2019-2020 году сокращается по сравнению с предыдущими годами: в среднем по стране он уменьшился с 5,5% в 2018 году до 4,7%.

На данный момент из актуальных сводок доступна статистика только за третий квартал 2019-го года, но для полного понимания ситуации этих данных достаточно: согласно отчетам ФСГС, с сентября 2019-го года никаких резких ухудшений ситуации в сфере безработицы не происходило.

Уровень безработицы в зависимости от возраста. Безработица в зависимости от образования.

Срезы по регионам

Разумеется, динамика занятости разнится в зависимости от географии, демографических показателей региона и т.д. Поэтому ответ на вопрос, сколько безработных в России, нужно всегда уточнять: имеются ли в виду общие федеральные значения или же с разбивкой на регионы.

По состоянию на 2020 год, традиционно невысокую безработицу показывают крупные города федерации, а также высоко урбанизированные регионы. Так, например, Центральный Федеральный Округ, включая Москву и Московскую область, показывает уровень безработицы на уровне 3,1% от общего числа работоспособных граждан (здесь и далее — данные на второй квартал 2018 года).

Северо-Западный Федеральный Округ, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, отстает незначительно с показателем безработицы 4,4%. В Приволжском Федеральном Округе уровень нетрудоустроенности составляет 4,7%, в остальных федеральных субъектах показатели приближаются к общим федеральным значениям.

И, наоборот, более 60% всех безработных приходятся на деревни, села и мало урбанизированные регионы: так, например, «лидером» в этой области является Северо-Кавказский федеральный округ со средним значением 11%. Отдельные субъекты — например, Республика Ингушетия — установили новые рекорды: в указанной республике уровень нетрудоустроенности составил 26,2%, Республика Тыва догоняет с показателем 18,8%.

С полным перечнем статистических данных, учитывающих особенности регионов и их показатели занятости, вы можете ознакомиться в таблице ниже.

Динамика безработицы

На данный момент можно утверждать, что количество безработных в России стабильно уменьшается с 1999-го года. Всплески нетрудоустроенности наблюдались только в кризисные года: 2009 и 2015.

Причины безработицы в России связаны, как правило, с падением цен на нефть — основным экспортным товаром страны, составляющим большую часть федерального ВВП: если цены падают, уровень безработицы растет, но верно и обратное.

Поэтому мы могли наблюдать провальную статистику по трудоустроенности в период с 1991 по 1999 года, когда баррель нефти стоил 20-25 долларов (по сравнению с нынешними 60-65 долларами). Этим же объясняются и всплески нетрудоустроенности в 2008 и 2015 годах.

Согласно официальным источникам, уровень нетрудоустроенности падает благодаря невысоким требованиям к бизнесу — в частности, благодаря низким показателям МРОТ и юридической «гибкости» законодательства РФ. Так, например, многие руководители предприятий в России оформляют сотрудников на «минималку», т.е. оплачивая по трудовому договору только часть реального дохода, все остальное выплачивается в конверте.

Все, кроме работника, остаются в выигрыше: работодатель экономит на налоговых отчислениях, ФСГС получает данные о высокой трудоустроенности. Работник же получает низкую социальную защищенность из-за того, что получение зарплаты в конверте автоматически означает риск обмана со стороны работодателя. Не вполне законное трудоустройство приводит и к другим проблемам: формализации бюрократии, сокрытии от государства реальной статистики.

И отсюда можно сделать вывод о т.н. «скрытой безработице». Это те люди, которые официально числится как трудоустроенные, но на самом деле не получающие доход. Работодатель в таком случае пользуется юридическими лазейками и, например, отправляет работника в длительный неоплачиваемый отпуск. Как результат — человек фактически не работает, но в статистику о безработице не попадает.

Поэтому динамика занятости по стране в целом следующая:

  • Официальная безработица сокращается. С 2018-го года она упала на 0,7 пунктов до значения 4,8%. Обратите внимание: в эти цифры включены и проблемные регионы с традиционно низкой занятостью;
  • Вследствие кризиса растет теневой сектор, а за ним — скрытая безработица. В отличие от европейских стран, в Российской Федерации подсчет уровня занятости производится без учета скрытой безработицы, в результате уровень безработицы в стране является одним из самых низких в мире. Но эти данные не отображают реальной ситуации. А эти реалии, к сожалению, показывают неутешительное состояние рынка труда.

Прогноз, чего ждать в 2020 году

Можно ожидать продолжение тенденций, которые наблюдаются в современной России: безработица, как реальная, так и по официальным данным, вряд ли увеличится. В этом плане очень показательно мнение директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяной Малевой, занимающейся исследованием нынешнего рынка труда в стране (цитата из интервью изданию РИА Новости):

«Да, в России низкая безработица — одна из самых низких в мире. Но в экономической теории имеется четкая корреляция: при невысоком уровне жизни низкая безработица стоит населению низких зарплат. И наоборот: если зарплаты высокие, а уровень жизни в целом падает по стране, сильно увеличивается безработица — мы это видим на примере современной Испании. Другими словами, если уровень жизни падает, а занятость — нет, неизбежно падает уровень заработных плат».

Безработица в мире.

Исходя из официальных данных, зарегистрированная нетрудоустроенность не будет расти, по крайней мере быстро. Однако, с 2014-го года стабильно падает уровень жизни, это приводит к двум следствиям:

  • Хотя официальная статистика это не зарегистрирует, вырастет показатель скрытой безработицы и роль теневого сектора;
  • Наконец, еще значительнее уменьшатся зарплаты в реальном выражении (т.е. в пересчете на продуктовую корзину, которую можно приобрести в российских рублях).

Вывод

Итак, каков уровень безработицы в России? Для Российской Федерации свойственен низкий уровень занятости в слабо урбанизированных регионах и, наоборот, в крупных мегаполисах по-прежнему много свободных рабочих мест. К 2020 году показатель занятости повысился еще на 0,7 пунктов, что в целом является очень хорошим показателем.

Однако, официальная статистика не отражает реальную ситуацию на рынке труда из-за широкого применения «теневых» расчетов. Поэтому в 2020 году не следует ожидать резкого падения официально зарегистрированной занятости в стране, фактическое падение этого показателя тоже маловероятно. Станет проблемой в ближайшее время разве что уменьшение заработных плат в реальном выражении.