БСО аппарат

Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН (Желонкина М.Н.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 02.03.2017

Предположить, что какое-либо из образовательных учреждений смогло применить новинку — онлайн-кассу уже в 2016 году, сложно из-за особенностей закупочного процесса. Однако и отсрочка их внедрения до 1 июля 2018 года за счет применения бланков строгой отчетности (далее — БСО) вместо контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) неожиданно оказалась под вопросом.

Переход на онлайн-кассы

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ о применении ККТ (далее — Закон N 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее — Закон N 290-ФЗ) поставил окончательную точку в многолетних обсуждениях перехода на онлайн-кассы. Онлайн-кассами для краткости именуют ККТ с онлайн-режимом выгрузки данных, необходимых налоговым органам для контроля выручки.
Сама онлайн-касса вполне может быть результатом модернизации ККТ, которой пользуется учреждение. Более того, с задачей модернизации вполне может справиться центр технического обслуживания (далее — ЦТО), с которым у каждого учреждения, применяющего ККТ, заключен договор (контракт) на обслуживание.
Отметим, что после перехода на онлайн-кассы ЦТО потеряют практически все свои функции, кроме непосредственно технического обслуживания. И поскольку сотрудничество с ЦТО учреждения уже наладили, то расходы на осуществляемое им обслуживание привычно будут включены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Уже с 15 июля 2016 года разрешено добровольное применение онлайн-касс, в том числе параллельно с обычными ККТ и БСО. Соответственно, если возникнут какие-то сбои, то всегда можно использовать привычный способ расчетов и параллельно отладить систему, чтобы, когда офлайн-кассы и БСО станут незаконными, не иметь проблем.
Однако вряд ли какое-либо из учреждений сможет опробовать онлайн-кассу в относительно тестовом режиме до того момента, как ее применение станет обязательным. Причина — в необходимости заключить государственный (муниципальный) контракт не только с ЦТО, но и с новой специальной организацией — оператором фискальных данных (далее — ОФД). Именно через ОФД данные о пробитых чеках ККТ должны быть переданы в налоговые органы.
Поскольку изменения, внесенные Законом N 290-ФЗ, вступили в силу лишь с 15 июля 2016 года и еще долгое время не все учреждения могли их осознать, то надежды на то, что можно успеть запустить закупочный процесс до конца уходящего года, довольно слабы.

Обязательные даты перехода

С 1 февраля 2017 года онлайн-кассы начнут применять те учреждения, которые столкнутся с необходимостью:
— поменять электронную кассовую ленту защищенную (далее — ЭКЛЗ);
— приобрести новую ККТ.
Эта совсем уже близкая дата связана с тем, что именно с 1 февраля будет прекращена регистрация касс, оснащенных ЭКЛЗ. Останутся только те ККТ, которые оснащены фискальными накопителями (п. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Учитывая, что ЭКЛЗ действует 13 месяцев, учреждений, у которых время замены выпадет на период с 1 февраля, будет немало. Если смена ЭКЛЗ прошла недавно и ее срок истекает после 1 июля 2017 года, то можно работать на старой офлайн-ККТ до 30 июня 2017 года включительно.
С 1 июля 2017 года применение онлайн-касс станет обязательным. Под исключения подпадут в основном учреждения, которые:
— расположены в местностях с медленным Интернетом (список таких местностей пока не определен), то есть удаленных и труднодоступных;
— обладают весьма специфическими особенностями ведения деятельности;
— продолжат применять БСО.

Отметим, что новая редакция Закона N 54-ФЗ приравняла БСО к чекам ККТ, что на практике означает отмену БСО, изготавливаемых типографиями, и переход на автоматизированные системы БСО (далее — АС БСО). Причем АС БСО станут фактически онлайн-кассами, так как их также приравняли к ККТ, притом что в настоящее время АС БСО:
— не имеют ЭКЗЛ;
— не подлежат регистрации в налоговых органах.
Указанные сроки — 1 февраля и 1 июля 2017 года подробно рассмотрены в Письме Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831.
Очевидно, что изменения провести гораздо сложнее, чем модернизацию ККТ в онлайн-кассы. Поэтому действующий на сегодняшний день порядок применения БСО разрешено использовать до 1 июля 2018 года, чем решили воспользоваться даже те учреждения, которые применяли ККТ.

Действующий порядок применения БСО

Для БСО, утвержденных Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н и применяемых учреждениями всех типов, предусмотрена единая форма — квитанция с кодом по ОКУД 0504510 (далее — ф. 0504510). Указанная форма имеет все признаки первичных учетных документов, установленных ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Возможность применения квитанций в случае оказания учреждением услуг населению была предусмотрена п. 2 ст. 2 прежней редакции Закона N 54-ФЗ. Отметим, что применять положения устаревшей редакции смогут только те учреждения, которые до 1 февраля 2017 года перейдут на применение БСО.
Помимо наличия в учреждении БСО, отпечатанных в типографии или АС БСО, должно соблюдаться важное условие — учреждение принимает оплату, оформленную БСО, по услугам населению. Такое условие предусмотрено и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 порядком осуществления без применения ККТ наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт (далее — Положение N 359).
В частности, квитанции, оформленные на БСО, в обязательном порядке должны содержать реквизиты, установленные в п. 3 Положения N 359.

Типографские БСО

Так, в случае изготовления БСО типографским способом, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов, они должны содержать сведения об изготовителе:
— сокращенное наименование;
— ИНН организации;
— место нахождения;
— номер заказа и год его выполнения, тираж;
— наименование документа, шестизначный номер и серию;
— наименование организации и ее организационно-правовую форму;
— местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
— ИНН, присвоенный организации;
— вид услуги;
— стоимость услуги в денежном выражении;
— размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
— дату расчетов и составления документа;
— должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации.
Кроме того, БСО может содержать иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми организация вправе дополнить документ. В исключительных случаях, предусмотренных п. п. 5 и 6 Положения N 359, на состав реквизитов БСО могут оказывать влияние федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Как было отмечено выше, как правило, в работе применяют квитанцию по ф. 0504510, утвержденную Приказом N 52н. Отметим, что указанная форма оставлена без изменений Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н, которым внесены различные изменения в том числе и в Приказ N 52н.
Кроме того, к действующим формам БСО, которые иногда применяют образовательные учреждения, относятся, в частности, «Билет», «Абонемент», «Экскурсионная путевка». Указанные формы утверждены Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257.
Согласно п. 4 Положения N 359 БСО можно формировать и с использованием АС БСО.

Преимущества АС БСО

БСО можно распечатывать, как чек ККТ, в единственном экземпляре, если учреждение применяет АС БСО. В данном случае выполнено условие о том, что все или часть реквизитов БСО должны быть указаны в электронном виде (пп. «б» п. 8 Порядка N 359).
Если учреждение применяет БСО, изготавливаемые типографским способом, то уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства при составлении реестра сдачи документов с приложением копий квитанций (ф. 0504510). При использовании АС БСО реестры не применяются (п. 11 Порядка N 359). Учет выручки идентичен ее оприходованию при использовании ККТ.

Вместо ОКУН

Идентификация услуг учреждения населению основана на применении ОК 002-93 «Общероссийский классификатор услуг населению», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее — ОКУН). Такой вывод следует из множества писем финансового ведомства, например из Письма Минфина России от 22.05.2014 N 03-01-15/24495.
С 1 января 2017 года ОКУН утрачивает силу в связи с введением в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее — Приказ N 14-ст).
Это обстоятельство, несомненно, затрудняет учреждениям принятие решения о переходе на БСО. Особенно смущает многих бухгалтеров, что все же в нормативной базе происходят изменения, связанные с толкованием понятия услуг населению.
На основании ОКВЭД 2 и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного Приказом N 14-ст, были разработаны Собирательные классификационные группировки «Платные услуги населению». Указанные группировки утверждены Приказом Росстата от 23.05.2016 N 244 (далее соответственно — Группировки N 244 и Приказ N 244).
Некоторые эксперты считают, что за неимением другого источника и в отсутствие официальных разъяснений учреждение имеет право использовать Группировки N 244 и отказаться от применения ККТ в пользу оформления БСО. Однако, если следовать этому совету, то БСО вместо чека ККТ можно будет выдавать только в отношении бытовых услуг населению. По мнению автора, такой подход в корне не верен, так как Группировки N 244:
— не предназначены для определения услуг населению в целях применения Положения N 359;
— применимы только для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению (п. 2 Приказа N 244).
Предложения экспертов применять то, что есть, не выдерживают критики не только потому, что сужают применение БСО до бытовых услуг населению. Например, еще один Перечень бытовых услуг населению был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р «Об утверждении кодов в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам» (далее — Распоряжение N 2496-р), которое вступает в силу с 1 января 2017 года.
Как видно уже из самого названия Распоряжения, необходимость его принятия обусловлена иными целями, чем те, которые обусловили применение Группировок N 224, а также изменениями в Налоговом кодексе РФ, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 248-ФЗ и действующими с 1 января 2017 года. Указанные изменения касаются состава бытовых услуг для целей применения, в частности, УСН и ЕНВД.
В целях УСН и ЕНВД с 1 января 2017 года необходимо применять не ОКУН, а Перечни кодов видов деятельности и кодов услуг по ОКВЭД 2 и ОКПД 2, относящихся к бытовым услугам, определяемым Распоряжением N 2496-р.

Запросы в ФНС и Минфин России

В отношении услуг населению для целей применения БСО совсем иная ситуация, чем с бытовыми услугами населению. Для тех учреждений, которые имеют право на их применение согласно прежней редакции Закона N 54-ФЗ и соответственно Положению N 359, такая возможность сохранена до 1 июля 2018 года. Разъяснения этого момента представители ФНС России дают пока исключительно устные, однако поступление многочисленных запросов (срок ответа — один месяц) должно привести к выпуску системного письма.
Отметим, что такое письмо или ответ на индивидуальный запрос необходимо ждать именно от налоговых органов, так как регулирование ККТ — их прерогатива. Более подробно о том, что регулируют налоговые органы в части ККТ, можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе «Иные функции ФНС России». Впрочем, Минфин России благодаря наличию в нем Департамента по налоговой и таможенной политике также не оставит запрос без ответа. Так, в отношении возможности применения БСО и АС БСО за почти 7 лет действия Положения N 359 именно из финансового ведомства вышло много разъяснений, например это Письма Минфина России:
— от 20.01.2016 N 03-11-06/2/1651;
— от 05.05.2014 N 03-01-15/20962;
— от 03.08.2010 N 03-01-15/6-170;
— от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285;
— от 18.05.2009 N 03-01-15/5-238.
Переход на онлайн-кассы также активно комментируется Минфином России, однако пока только с точки зрения пользы потребителей и фискальной системы в целом.

Подробности о БСО

Если учреждение не может приобрести АС БСО, можно использовать бланки ф. 0504510, распечатанные типографским способом. В сложившейся ситуации наиболее выгодное положение имеют те учреждения, которые отказались от единой учетной политики в пользу комплекта организационно-распорядительных документов (далее — ОРД), регулирующих учетную политику. Если учреждение утвердило положение о БСО в виде составляющей части учетной политики, то все необходимые изменения можно внести в этот отдельный ОРД, не затрагивая при этом остальные положения учетной политики.
Если учетная политика оформлена единым документом, то из ее состава также можно выделить отдельный ОРД в отношении БСО. Например, лучше оформить отдельный ОРД для определения состава БСО и лиц, ответственных за их хранение.
Соответственно, отдельный ОРД будет регламентировать порядок хранения и учета БСО на забалансовых счетах.

Забалансовый учет

В соответствии с требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), БСО необходимо учитывать на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке «один бланк — один рубль». Выбытие бланков при их выдаче или в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи или принятием решения об их уничтожении (списании) производят на основании соответствующего акта по той же стоимости, по которой они были ранее приняты к учету.
Согласно п. 337 Инструкции N 157н учитывать БСО на счете 03 необходимо в разрезе:
— ответственных за их хранение и выдачу лиц;
— мест хранения.
Также места хранения указываются в книге по учету бланков строгой отчетности. В настоящее время можно ввести дополнительный уровень аналитики — по БСО старой и новой форм.
По счету 03 следует отражать также и внутренние перемещения БСО в учреждении — на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и места хранения.
Таким образом, в учетной политике и рабочем плане счетов учреждения здравоохранения необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и аналитические счета к счету 03 «Бланки строгой отчетности».

Пример. В рабочем плане учреждения предусмотрен субсчет 03.1 «Неиспользованные квитанции», к которому открыты аналитические счета:
— 03.11 «Неиспользованные квитанции у лица, ответственного за их получение и хранение» (на этот счет приходуются все поступившие квитанции, при этом счет дебетуется);
— 03.12 «Неиспользованные квитанции в кассе» (отражается передача квитанций кассирам, ответственным за их оформление).
Дальнейшая аналитика возможна по фамилиям кассиров.
Счет 03.12 дебетуется при передаче квитанций кассирам и кредитуется при сдаче врачом корешков использованных или аннулированных квитанций. Также рабочим планом счетов предусмотрены субсчета:
— 03.2 «Использованные квитанции» (дебетуется при сдаче использованных квитанций кассирами и кредитуется при уничтожении корешков по истечении трех лет на основании акта, составляемого соответствующей комиссией);
— 03.3 «Аннулированные квитанции» (дебетуется при сдаче кассирами аннулированных квитанций, кредитуется при уничтожении квитанций по истечении трех лет на основании акта, составляемого комиссией);
— 03.4 «Квитанции — бланки старого образца».
На субсчете 03.4 отражаются квитанции старых форм, подлежащие уничтожению (переходный период на ф. 0504510 Письмом Минфина России от 24.08.2015 N 02-06-10/48743 был установлен до 1 апреля 2016 года).

Ведение бухгалтерского учета БСО, в том числе и квитанций, нередко становится предметом проверки различных контрольных органов. Одна из самых распространенных ошибок кассиров, выявляемых проверяющими, — отсутствие квитанций на платежи, осуществленные с применением платежных банковских карт.

Примечание. Полномочия ФНС России по контролю за ККТ
Правительство РФ Постановлением от 12.11.2016 N 1173 уполномочило ФНС России осуществлять контроль и надзор за применением контрольно-кассовой техники.
В частности, установлено, что ведомство:
— ведет реестр фискальных накопителей и экспертных организаций;
— выдает разрешения на обработку фискальных данных;
— принимает решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;
— устанавливает порядок ведения кабинета контрольно-кассовой техники и др.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добрый день, уважаемые ИП!

Многие ИП без сотрудников, которые продают товары собственного производства или самостоятельно оказывают услуги (выполняют работы) получили отсрочку по применению онлайн-касс до 1 июля 2021 года.

Соответствующий закон с поправками в 54-й федеральный закон был принят еще 7 июня 2019 года.

Повторяться не буду, так как много раз про него писал на блоге ().

Но в этом законе ничего не сказано о том, какие подтверждающие документы выдавать клиентам вместо чеков. Если не чеки, то что? Бумажные БСО отменены с 1 июля 2019 года… Более того, если читать закон буквально, то получается, что можно вообще ничего не выдавать.

А если клиент требует чек?

К сожалению, никаких поясняющих писем со стороны ФНС или Минфина я не встречал. Единственное, что нашел с подсказки читателя, так это рекомендацию на сайте ФНС в разделе “Часто задаваемые вопросы”

К сожалению, не могу дать прямую ссылку на цитату, так как там есть фильтрация по вопросам, в зависимости от категории вопроса (см. картинку).

А итоговый URL при этом не меняется. Поэтому, сначала нужно выбрать нужную тематику вопросов, как на картинке ниже.

Вот, что пишут:

Следует отметить, что с 01.07.2019 по 01.07.2021 индивидуальным предпринимателям, не имеющим работников (с которыми заключены трудовые договоры), при реализации товаров собственного производства, а также выполнении работ и оказании услуг законодательством Российской Федерации о применении ККТ предоставлено право не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги. Другими словами, такие индивидуальные предприниматели могут в указанный период не применять ККТ и выдавать БСО, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

То есть, следуя логике ответа на сайте ФНС, можно применять бумажные БСО (при оказании услуг населению), как и ранее, но только в том случае, если подпадаете под отсрочку по применению онлайн-касс до 1 июля 2021 года. Но подчеркну, что это ответ на сайте ФНС, а не информационное письмо с разъяснениями.

Еще раз напомню, если вы ИП без сотрудников, с которыми заключены трудовые договоры и при этом:

  • продаете товары собственного производства;
  • или выполняете работы;
  • или оказываете услуги.

То у вас есть отсрочка по применению онлайн-касс до 1 июля 2021 года в отношении указанных выше видов деятельности. Подробнее про эту отсрочку читайте здесь:

P.S. Но по прежнему остаются вопросы на которые нет ответов. Например, каковы однозначные критерии для товаров собственного производства? Что с агентскими услугами, когда ИП перепродает чужие услуги…

Или остается вопрос о том, что нужно выдавать если ИП продает товары собственного производства. Ведь БСО выдается при оказании услуг населению.

Читал на одном сайте, что можно самостоятельно изобразить на принтере что-то наподобие товарного чека, но сам сайт не внушил мне доверия.

P.P.S. Сам использую кассу и выдаю чеки.

Уважаемые читатели!

Готово подробное пошаговое руководство по открытию ИП в 2020 году. Эта электронная книга предназначена прежде всего для новичков, которые хотят открыть ИП и работать на себя.

Она так и называется:

«Как открыть ИП в 2020 году? Пошаговая Инструкция для начинающих»

Из этой инструкции Вы узнаете:

  1. Как правильно оформить документы на открытие ИП?
  2. Выбираем коды ОКВЭД для ИП
  3. Выбираем систему налогообложения для ИП (краткий обзор)
  4. Отвечу на множество сопутствующих вопросов
  5. Какие органы надзора нужно уведомить после открытия ИП?
  6. Все примеры приведены на 2020 год
  7. И многое другое!

Можно ли вести БСО в электронном виде?

Электронные бланки строгой отчетности — что это такое и как их применять?

Могут ли остаться БСО только в электронной форме?

Что меняется в порядке учета БСО?

Форма БСО

Итоги

Электронные бланки строгой отчетности — что это такое и как их применять?

Законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — закон № 290-ФЗ) была сформулирована новая редакция закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ). В том числе изменения коснулись порядка применения бланков строгой отчетности (БСО). Вместе с тем сравнение существующих положений законодательства, нововведений и особенностей имеющейся практики применения БСО вызывает ряд вопросов, на которые ответов пока нет. В данном материале мы постарались обобщить наиболее явные спорные моменты, касающиеся применения электронных БСО в том виде, в каком оно предполагается в законе № 290-ФЗ.

Итак, в свете закона № 290-ФЗ:

  • Электронные бланки строгой отчетности — это документы, формируемые автоматическими системами расчетов (далее — АС для БСО), передаваемые покупателю или получателю услуг в электронной форме и в бумажном виде в момент проведения расчетов (абз. 6 подп. 3 п. 2 ст. 1 закона № 290-ФЗ).
  • При расчетах за оказание услуг необходимо теперь применять автоматизированные системы для БСО, соответствующие требованиям закона № 54-ФЗ. Согласно абз. 3 ст. 1.1 этого закона автоматизированная система для БСО — это ККТ, используемая для создания БСО в электронной форме и для печати на бумажном носителе.
  • Налогоплательщик, оказывающий услуги (организация или ИП), если покупатель предоставил ему данные о своей электронной почте (абонентском номере) на момент проведения расчетов, должен направить БСО в электронной форме. Эта обязанность остается за налогоплательщиком даже в том случае, если покупателю услуг был выдан БСО на бумажном носителе, но при этом покупатель изъявил желание получить документ (БСО) в электронной форме (п. 2 ст. 1.2 закона № 290-ФЗ).
  • Одновременно с выдачей БСО покупателю информация о купле-продаже услуги, по замыслу законодателей, фиксируется в фискальном накопителе, который является обязательным элементом ККТ в свете требований закона № 290-ФЗ. Данные с фискального накопителя направляются в ФНС через оператора фискальных данных.

ВАЖНО! Статьей 7 закона № 290-ФЗ установлен поэтапный ввод в жизнь требований этого закона. Так, регистрация новых ККТ (с фискальными накопителями) началась 01.02.2017, а обязательное применение ККТ теми, кто утратит действующее разрешение не применять ККТ (например, некоторыми спецрежимниками) планируется с 01.07.2019.

Могут ли остаться БСО только в электронной форме?

Применение автоматизированной системы приема платежей в случаях, когда необходимо выдавать покупателю БСО, подразумевает уход в прошлое бумажной формы таких бланков, так как они формируются автоматически в момент расчетов. Узаконивается электронная форма бланков строгой отчетности. Но насколько это применимо на практике?

БСО по своему назначению все-таки несколько отличаются от чека ККМ.

Подробнее о прежней форме БСО можно прочитать здесь: «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».

Основная разница заключается в несовпадении момента расчета за услуги и момента фактического оказания самих услуг. Рассмотрим примеры БСО, приведенные в положении № 359: билеты, проездные документы, абонементы и т. п. Четко прослеживаются 2 общих аспекта:

  1. В момент, когда покупатель заплатил деньги и получил БСО, услуги почти всегда еще не оказаны. То есть БСО, как правило, подтверждает получение от покупателя аванса.
  2. В момент фактического оказания услуги покупатель в большинстве случаев предъявляет БСО, чтобы воспользоваться услугой. Кроме того, факт предъявления тоже фиксируется с обеих сторон: тот, кто оказывает услуги, отрывает предназначенный для этого корешок (как у билета в театр или на спортивное мероприятие) либо сличает оригинал предъявленного БСО с хранящейся у исполнителя копией (как, к примеру, при оказании бытовых услуг или услуг автосервиса). То есть на практике применение бумажной формы БСО часто является наиболее удобным, в том числе для целей учета оказания услуг по БСО.

Из этих аспектов возникают некоторые неясности с практическим применением обновленного закона № 54-ФЗ:

  • Появились разночтения в том, что же такое вообще БСО.

По смыслу положения № 359 это документы, в большинстве случаев подтверждающие получение аванса за услугу и предъявляемые, чтобы эту услугу получить.

По изменениям, вносимым в закон № 54-ФЗ после вступления в силу закона № 290-ФЗ, БСО — это документ, «формируемый в момент расчета за оказанные услуги». Пояснений, чем теперь считать абонементы, билеты на театральные и спортивно-зрелищные мероприятия и прочие определенные «по-старому» БСО, новое законодательство пока не предлагает.

  • Применение на практике только электронной формы БСО приведет к полной (и пока не очень понятной) перестройке системы работы в некоторых сферах деятельности. Например, в реализации билетов на развлекательные и культурные мероприятия — вряд ли всех билетеров оснастят компьютерами. А наличие только электронной формы билетов, которые тогда надо будет распечатывать в домашних условиях, даст слишком большой простор для создания подделок. Скорее всего, новое законодательство будет доработано в тех моментах, где есть неясности и опасности, и бумажная форма БСО сохранится там, где она наиболее удобна.

Что меняется в порядке учета БСО?

Исходя из п. 4 ст. 5 закона № 54-ФЗ (в редакции закона № 290-ФЗ), предписывающего передавать данные о применении ККТ в налоговую инспекцию в электронном виде, логично предположить, что теперь учет выданных БСО и чеков ККТ ведется в памяти кассового оборудования или автоматических устройств, формируясь в файлы, годные для передачи в ФНС. Кроме того, фискальные накопители, которые должны стоять на кассовых аппаратах и автоматических системах приема платежей, формируют подобные данные и передают их операторам фискальных данных.

Порядок установки фискальных накопителей описан законом № 290-ФЗ. В первую очередь это касается организаций и ИП, находящихся на общей системе налогообложения и на УСН. В самую последнюю очередь переход на автоматический порядок передачи фискальных данных установлен для тех, кто применяет ЕНВД и ПСН, — до 01.07.2019 такие предприниматели могут не использовать фискальные накопители и формировать БСО по старому порядку: печатать типографским способом либо с помощью существующих АС для БСО.

Учет бланков всеми, кто применяет БСО вместо кассовых чеков, ведется в порядке, предусмотренном в постановлении Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Интересно, что это постановление запрещает ведение журнала учета БСО в электронной форме. П. 13 постановления предписывает вести учет в специальной книге, которая должна быть прошнурована, листы ее пронумерованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или ИП и скреплены печатью. Такой порядок согласуется с описанными выше особенностями практического использования печатных БСО. И этот же порядок демонстрирует еще один нюанс, связанный с возможностью применять только электронные БСО.

Подробнее о порядке учета и хранении БСО, существующем сегодня, можно узнать из материала «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Снова возьмем ситуацию с билетами на зрелищные мероприятия. Подавляющее большинство таких БСО реализуется через посредников. Например, лидер билетных продаж МДТЗК (Московская дирекция театрально-зрелищных мероприятий) в свое время осуществила «технологический прорыв» — организовала автоматизированную продажу билетов. Все кассы МДТЗК оснащены специальным электронным оборудованием, «билеты» от театров и аналогичных предприятий поступают, по сути, в виде электронной информации о наличии и стоимости мест. Распечатку БСО при покупке осуществляет работник кассы МДТЗК (он же принимает деньги). Отчет о проданных билетах, по которому посчитает свою выручку театр, формируется уже потом.

То есть между театром и распространителем вполне в ходу электронные БСО. Но возникает другой вопрос: в какой момент и как у самого театра будет формироваться выручка по проданным через посредника билетам, которая должна зафиксироваться в фискальном накопителе? И что должно фиксироваться в накопителе у посредника, который на своем АС распечатывает билет? Причем посредник не является ни собственником продаваемых билетов, ни тем, кто фактически будет оказывать услуги по проданным БСО.

Подобные вопросы возникнут во всех сферах, где БСО традиционно реализуются через посредников — в спортивно-зрелищной, санаторно-курортной, туристической, транспортных услуг для населения и т. п.

Подробнее о порядке учета и хранении БСО, существующем сегодня, можно узнать из материала «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».

Форма БСО

Форма БСО по некоторым видам деятельности утверждена соответствующими министерствами. В остальных случаях, если утвержденная форма отсутствует, предприятие или ИП разрабатывают ее самостоятельно. Обязательные условия:

  • форма БСО должна включать все обязательные реквизиты и поля, установленные законодательством;
  • до перехода на электронную систему БСО такие бланки могут быть изготовлены типографским способом либо формируются с использованием АС для БСО.

Требования к реквизитам БСО с принятием закона № 290-ФЗ изменились. Рекомендуем ознакомиться со ст. 4.7 закона № 54-ФЗ. Обращаем внимание на то, что теперь БСО и кассовые чеки имеют аналогичные реквизиты. Отличием в применении чеков ККТ и БСО является сфера применения БСО — только в сфере услуг, при наличных расчетах с физическими лицами.

Кроме установленных законом 19 реквизитов БСО и чеков ККТ и заводского номера кассового аппарата, предприятия имеют право вносить необходимые им данные в формируемые документы. Эта возможность предусмотрена п. 7 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ (в редакции закона № 290-ФЗ).

БСО, по новому законодательству, должны формироваться специальными автоматизированными системами, имеющими фискальные накопители и присоединенными к сети Интернет. У продавца должен быть заключен договор с оператором фискальных данных на обработку этих данных. Автоматизированная система должна быть зарегистрирована в отделении ФНС. Раньше достаточно было иметь типографским способом отпечатанные бланки или пользоваться автоматизированной системой для формирования БСО.

Все, изложенное выше, приводит к тому, что парк АС для БСО, существовавших до недавнего времени, должен быть обновлен практически на 100%, т. к. применяемые ранее системы требованиям нового законодательства не соответствуют. Новые АС для БСО должны совпасть по своим характеристикам с ККМ, а возможно, и еще более усложниться. Например, для практического решения вопроса о поступлении на фискальный накопитель информации о выручке от продажи БСО через посредника.

Со вступлением в силу закона № 290-ФЗ происходит постепенное вливание в обращение электронных БСО. По новым правилам БСО и кассовые чеки имеют одинаковый набор обязательных реквизитов, а кассовые аппараты и автоматизированные системы формирования БСО должны проходить регистрацию в ФНС.

Соответственно, по замыслу законодателей, и учет БСО должен быть электронным, с направлением клиенту электронного БСО, с формированием соответствующих отчетных файлов для ФНС и с электронной передачей этих данных в налоговую.

Однако состояние дел на сегодняшний день и порядок практической работы со многими видами БСО демонстрирует, что:

  • совсем отказаться от бумажной формы бланков может быть достаточно проблематично;
  • нет ясности в том, как АС для БСО должны превратиться в ККТ для БСО и как будет осуществляться с их помощью требуемый учет отдельных операций (например, реализация БСО через посредников). При этом уже можно сделать вывод, что существовавшие ранее АС для БСО требованиям закона № 290-ФЗ практически не соответствуют.

Исходя из таких выводов, можно предполагать, что порядок работы с электронными БСО и АС для БСО еще будет дополнительно нормироваться и разъясняться. А материально-техническая база АС для БСО будет обновляться и приводиться в соответствие с требованиями обновленных законов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.