Содержание
- Тема 10. Бухгалтерский баланс
- Определение Бухгалтерского баланса
- Структура части баланса по активам
- Структура части баланса по пассивам
- Разделы бухгалтерского баланса
- Разделы актива баланса
- Разделы пассива баланса
- Бухгалтерский баланс: его назначение и строение
- Содержание бухгалтерского баланса
- Важные правила составления
Тема 10. Бухгалтерский баланс
-
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС БАНКА (ПУБЛИКУЕМАЯ ФОРМА) НА 01.01.2013 г. (в тысячах российских рублей)
Пассивы 2012 2011 Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации 0 0 Средства кредитных организаций 26 853 728 37 760 240 Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями 27 928 309 34 846 973 Вклады физических лиц 5 094 871 4 818 302 Финансовые обязательства,…
(Менеджмент в коммерческом банке) - Активы 2012 | 2011 Денежные средства 672 764 737 879 Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации 2 617 087 2 338 656 Обязательные резервы 374 992 429 886 Средства в кредитных организациях 4 001 494 605 454 Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль…
(Менеджмент в коммерческом банке) - Слово баланс происходит от латинских слов bis — дважды и lanx — чашки весов, следовательно, Ъйапх — двучашие, символ равновесия, что придает этому слову легко объяснимое фигуральное значение: “равновесие дебета и кредита в бухгалтерии”. В России термин “баланс” впервые упоминается…
(Бухгалтерский учет и анализ) -
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
Понятие бухгалтерского баланса Термин баланс происходит от лат. bis—“дважды” и lanx— “чаша весов”, т. е. bilanx буквально означает “двучашие” как символ равновесия, равенства. В бухгалтерском учете понятие “баланс” имеет два значения: 1) как элемент метода бухгалтерского учета; 2) как важнейшая…
(Теория бухгалтерского учета) -
Понятие бухгалтерского баланса
Термин баланс происходит от лат. bis—“дважды” и lanx— “чаша весов”, т. е. bilanx буквально означает “двучашие” как символ равновесия, равенства. В бухгалтерском учете понятие “баланс” имеет два значения: 1) как элемент метода бухгалтерского учета; 2) как важнейшая форма бухгалтерской отчетности. Бухгалтерскому…
(Теория бухгалтерского учета) -
Строение бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс — это таблица, в которой активы организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве группируются одни и те же активы по разным…
(Теория бухгалтерского учета) - В разделе I баланса “Внеоборотные активы” содержатся наименее ликвидные статьи. По строке 1110 “Нематериальные активы” отражается остаточная стоимость НМА. По строке 1120 “Результаты исследований и разработок” отражается информация о расходах на завершенные научно- исследовательские, опытно-конструкторские…
(Теория бухгалтерского учета) -
Виды бухгалтерского баланса
На практике существуют несколько видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются: по назначению, времени составления, объему содержания информации, объему регулирующих статей, характеру деятельности, формам собственности (рис. 10.3). По назначению различают балансы: 1) сальдовый…
(Теория бухгалтерского учета) -
Значение бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс имеет большое значение для руководителя организации: его данные используют для контроля за наличием и структурой хозяйственных средств и их источников, анализа финансового состояния организации. Так, по статьям актива баланса можно определить, как размещены средства организации (во…
(Теория бухгалтерского учета)
Определение Бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс — основная форма бухгалтерской отчетности. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчетную дату.
- В балансе отражаются остатки по всем счетам бухгалтерского учета на отчетную дату. Эти показатели приводятся в бухгалтерском балансе в определенной группировке. Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.
- В актив баланса включены два раздела: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы».
- В пассиве баланса три раздела: раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства».
- Каждый из разделов баланса состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса.
Структура части баланса по активам
АКТИВ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Структура части баланса по пассивам
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 6
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
===
Наименование элемента | Описание элемента | Формула элемента |
АКТИВ | ||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||
Нематериальные активы | ||
Результаты исследований и разработок | ||
Основные средства | ||
Доходные вложения в материальные ценности | ||
Финансовые вложения | ||
Отложенные налоговые активы | ||
Прочие внеоборотные активы | ||
Итого по разделу I | ||
Разделы бухгалтерского баланса
Разделы актива баланса
Актив баланса — часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение (табл. 1).
Таблица 1. Актив бухгалтерского баланса (сокращенный)
Номер раздела |
Наименование разделов |
Группа статей |
Внеоборотные активы |
Нематериальные активы Основные средства Долгосрочные финансовые вложения Незавершенное строительство |
|
Итого по разделу 1 |
||
Оборотные активы |
Запасы Дебиторская задолженность Денежные средства |
|
Итого по разделу II |
||
Баланс |
В разделе I актива баланса «Внеоборотные активы» представлены все долгосрочные активы хозяйствующего субъекта: нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.
Статьи группы «Нематериальные активы» оцениваются в балансе по остаточной стоимости. Остаточная стоимость данной группы активов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и величиной начисленного износа.
Также оцениваются статьи группы «Основные средства», за исключением статьи «Земельные участки». Износ по этому виду активов не начисляется. В балансе все основные средства и нематериальные активы представлены водном разделе, независимо от сферы эксплуатации.
По статьям группы «Финансовые вложения» отражаются вложения денежных средств и другого имущества в другие хозяйственные органы на срок более одного года; по статье «Капитальные вложения» — фактические затраты в незавершенном строительстве.
В разделе II актива баланса «Оборотные активы» отражаются текущие активы, объединенные в несколько групп. В группе «Запасы» отдельными статьями представлены оборотные активы сферы производства. Сырье и материалы оцениваются в балансе по фактической заготовительной себестоимости. Затраты в незавершенном производстве могут быть оценены по нормативной себестоимости, по сумме прямых затрат или по фактической производственной себестоимости. В этом же разделе отражаются и предметы обращения: готовая продукция и товары отгруженные, расходы будущих периодов, которые должны оцениваться по фактической себестоимости.
Вторую группу текущих активов представляют краткосрочные финансовые вложения в другие организации. Группа «Денежные средства» представлена статьями «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Прочие денежные средства».
В этом же разделе актива отражается и дебиторская задолженность как других организаций и лиц, так и работников данного хозяйствующего субъекта.
Разделы пассива баланса
Пассив баланса — часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении собственные и заемные источники формирования имущества организации (табл. 2).
Таблица 2. Пассив бухгалтерского баланса (сокращенный)
Номер раздела |
Наименование разделов |
Группа статей |
Капитал и резервы |
Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Прибыль прошлых лет Непокрытый убыток прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года Непокрытый убыток отчетного года |
|
Итого по разделу III |
||
Долгосрочные обязательства |
Заемные средства Прочие пассивы |
|
Итого по разделу IV |
||
Краткосрочные обязательства |
Заемные средства Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов |
|
Итого по разделу V |
||
Баланс |
В разделе III баланса «Капитал и резервы» самостоятельными статьями отражены собственные источники образования имущества: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал. В этом же разделе приведена нераспределенная прибыль предприятия прошлых лет и отчетного года. Самостоятельными статьями представлен непокрытый убыток.
Статьи раздела IV баланса «Долгосрочные обязательства» характеризуют задолженность перед банками по кредитам и займам, полученным от других организаций на срок более одного года.
Раздел V баланса «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов, доходы будущих периодов.
Бухгалтерский баланс является формой № 1 финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия. Баланс в общем смысле означает равенство двух частей: имущества предприятия и источников этого имущества. Рассмотрим подробнее структуру бухгалтерского баланса, его назначение, строение и содержание.
Бухгалтерский баланс: его назначение и строение
Основное назначение баланса — показать учредителям, государственным органам и другим пользователям информации финансовое положение организации в динамике за три прошедших года:
По общим правилам баланс составляется на 31 декабря отчетного года и представляется в налоговую инспекцию и в органы статистического наблюдения в срок до 31 марта следующего года.
Бывают ситуации, когда баланс в течение года запрашивают собственники, банки, инвесторы или контрагенты. В таком случае баланс составляется не на произвольную дату, а по окончанию очередного квартала, то есть по состоянию на: 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.
Организации, созданные после 01.10.2017 г. имеют право составить свой первый баланс на 31.12.2018 г.
Основными разделами баланса являются Актив и Пассив. Актив и пассив баланса состоят из строк, предназначенных для отражения показателей, значения которых на конец отчетного периода отличны от нуля.
Каждая статья актива отражает стоимостную оценку имущества и активов предприятия, а статьи пассива показывают, сколько долгов и обязательств имеет организация. В правильно составленном документе эти статьи всегда равны:
Актив (строка 1600) = Пассив (строка 1700) = Валюта баланса
Активами предприятия являются:
- основные средства, принадлежащие организации на праве собственности – здания, сооружения, машины и механизмы. Арендованные основные средства в эту статью баланса не включаются;
- нематериальные активы – товарные знаки, исключительные права, например на программы. Другие результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие предприятию на праве собственности;
- финансовые вложения по строке 1170 – это те вложения, возврат которых предполагается не раньше, чем через год;
- прочие внеоборотные активы организации – это может быть еще не установленное оборудование;
- запасы – материалы, полуфабрикаты, еще неиспользованные в производстве, а также товары и готовые изделия, не реализованные на отчетную дату, здесь же отражают выполненные этапы по незавершенным работам;
- НДС по строке 1220 – это НДС по приобретенным, но не принятым к учету товарам, услугам, материалам и т.п.;
- дебиторская задолженность – здесь должны быть суммированы все долги контрагентов перед предприятием: поставщиков, покупателей, подотчетных лиц, учредителей, а также переплата налогов и взносов;
- финансовые вложения по строке 1240 – отражаются те оборотные вложения, где срок возврата предполагается менее года;
- денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе предприятия, включая валюту:
Пассивами предприятия являются:
- уставный капитал – отражается во размере, утвержденным в Уставе организации;
- другие виды капиталов: добавочный и резервный – в том случае, если собственниками было принято решение об их создании;
- нераспределенная прибыль – та часть прибыли, которая еще не востребована учредителями. Если по итогам деятельности получен убыток, то его сумма указывается в круглых скобках;
- долгосрочные обязательства – отражаются те займы и расходы, где срок исполнения планируется более, чем через год;
- кредиторская задолженность – в нее включают все долги организации перед работниками, поставщиками, покупателями, перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также полученные авансы за вычетом НДС;
- доходы будущих периодов — фиксируют факт получения тех доходов, которые будут учтены в качестве прибыли спустя какое-то время:
Содержание бухгалтерского баланса
Все статьи баланса отражают конечное сальдо соответствующих бухгалтерских счетов на дату его составления. Это сальдо формируется с помощью проводок, которые описывают определенный факт хозяйственной жизни предприятия и фиксируется в:
- мемориальных ордерах:
- оборотных ведомостях — ведутся к каждому субсчету каждого счета используемого плана счетов. По итогам месяца, квартала и года составляется сводная оборотно-сальдовая ведомость. Данные в последних графах, обведенные красным, и нужно перенести в соответствующие строки баланса:
Важные правила составления
Заполняя форму бухгалтерского баланса также нужно учитывать, что форма № 1 связана с последующими формами финансовой отчетности и необходимо следить за правильностью контрольных соотношений во всех документах.
К бухгалтерской отчетности обязательно составляется «Пояснительная записка», которая призвана подробно раскрыть содержание итогов хозяйственной деятельности организации. Каждому пояснению присваивается уникальный номер. Его можно указать в балансе напротив той строки, к которой относится пояснение. Правильно составленное и исчерпывающее пояснение помогает в дальнейшем анализе результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, для верного составления бухгалтерского баланса нужно соблюдать следующие правила:
- своевременно и полностью отражать все хозяйственные операции в учете;
- следить за полнотой собранной первичной документации;
- понимать смысл бухгалтерских проводок, особенно в сложных случаях;
- планомерно и тщательно сводить результаты проводок в единые бухгалтерские регистры;
- соблюдать контрольные соотношения при составлении финансовой отчетности.