Содержание
Что такое РСБУ в бухгалтерии
Российские предприятия и компании обязаны отчитываться о показателях финансового и имущественного положения в первую очередь перед контролирующими госорганами. В связи с этим порядок составления и предоставления отчетности жестко регламентирован на законодательном уровне — утверждены специальные стандарты бухучета. В статье определим ключевые понятия, а также рассмотрим основные требования, предъявляемые к ведению бухучета и составлению отчетности.
В первую очередь определимся, как расшифровывается данная аббревиатура. РСБУ (расшифровка) — российские стандарты бухгалтерского учета. Следовательно, РС бухучета — это совокупность законодательных и нормативно-правовых актов, утвержденных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые устанавливают строгие правила ведения бухучета, а также составления отчетности. Основные требования, правила и способы ведения БУ разрабатывает Министерство финансов России.
Отметим, что российские стандарты применимы к организации и ведению бухучета практически во всех экономических субъектах. Исключением является организации банковской системы. Для банков и кредитно-финансовых компаний знание РСБУ необязательно, так как особенности учета и формирования бухотчетности для них устанавливает Центральный банк России. Однако, ЦБ РФ разрабатывает требования к ведению БУ на основании правил, которые утверждает Минфин РФ.
Правовые основы РСБУ
Рассмотрим состав нормативной базы, которая устанавливает требования и правила к ведению учета в российских организациях:
- Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011.
- Единый план счетов БУ и инструкция к его применению.
- Положения по ведению БУ.
- Положения по составлению бухотчетности.
- Отраслевые НПА, методические рекомендации и пояснения.
Напомним, что каждый экономический субъект обязан разработать учетную политику. Данный локальный документ составляется с учетом действующего законодательства.
Особенности российских стандартов бухучета
Российский бухучет имеет ряд ключевых отличий, в сравнении с международными стандартами бухучета. Подробнее о МСБУ читайте в статье «Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета».
Определим особенности РСБУ:
- Бухгалтерский учет ведется в валюте страны, то есть в рублях. При совершении хозяйственных операций в иностранной валюте следует конвертировать их в рубли.
- Составление первичной документации, заполнение регистрационных журналов или журналов-ордеров, а также составление бухотчетности осуществляется исключительно на русском языке.
- При сотрудничестве с иностранными инвесторами, кредиторами и прочими бизнес-партнерами осуществляется построчный перевод отчетных форм, регистров и первичной документации.
- Ведение бухучета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов. Операции отражаются методом двойной записи. То есть сумма операции записывается одновременно по дебету одного счета и кредиту второго.
- Для РСБУ отчетным периодом является календарный год, однако предусмотрены исключения для вновь созданных экономических субъектов. Для некоторых категорий организаций установлены промежуточные периоды для формирования и предоставления бухотчетности.
Отчетность по РСБУ
Российские компании обязаны отчитываться по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина № 66н. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- Обязательная форма «Бухгалтерский баланс».
- Отчеты и финрезультаты деятельности, движения капитала и денежных средств.
- Унифицированные приложения к бухгалтерским формам отчетности.
- Пояснительные записки.
- Аудиторские заключения (для организаций, которым установлен обязательный аудиторский контроль).
Пользователей такой БО делят на внешних и внутренних. К внешним относят кредиторов, поставщиков, подрядчиков, контролирующие госорганы (ФНС, Росстат). К внутренним — руководство компании, учредителей, акционеров, собственников.
Сводная отчетность по РСБУ
Крупные отечественные компании, имеющие развитую филиальную сеть, обязаны составлять консолидированную отчетность по РСБУ. Консолидированной отчетностью признается бухотчетность, составленная не только по головной компании, но и с учетом финансовых и имущественных оборотов по всем филиалам, обособленным подразделениям и территориальным отделениям. Причем независимо от того, выделены ли филиалы на отдельный баланс.
Особенности формирования сводной отчетности закреплены в законе № 208-ФЗ от 27.07.2010. Данный НПА содержит ключевые требования и правила заполнения отчетных консолидированных форм. Сдавать такую отчетность следует в ЦБ РФ не позднее 3 месяцев после завершения отчетного периода.
Бухгалтерские бланки
Актуально на: 7 ноября 2016 г.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (п. 4 ПБУ 4/99). О формах отчетности бухгалтерского учета расскажем в нашей консультации.
Документы бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет ведется на основе первичных документов. Некоторые первичные документы – унифицированные, а некоторые разрабатываем сами и утверждаем в Учетной политике. При этом бухгалтерским законодательством предусмотрен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
На основе первичных учетных документов ведутся регистры синтетического и аналитического учета, служащие для регистрации, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета приведены в ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
На основе регистров бухгалтерского учета составляется бухгалтерская отчетность.
Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации на отчетную дату.
Информация о финансовых результатах организации за отчетный период отражается в Отчете о финансовых результатах.
Сведения о наличии и изменениях уставного, резервного и других составляющих капитала организация раскрывает в Отчете об изменениях капитала.
В Отчете о движении денежных средств приводятся данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Отчет о целевом использовании средств, как правило, заполняется некоммерческими организациями и включается в состав годовой отчетности (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Дополнительно организация может представлять информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности (динамика важнейших экономических и финансовых показателей за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения и т.д.).
Формы бухгалтерских документов
Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Бухгалтерские документы (образцы) скачать можно по приведенным ниже ссылкам в формате Excel с графой «Код»:
Отчет о финансовых результатах
Отчет о движении денежных средств
Отчет о целевом использовании средств
Стандарт бухгалтерского учета
Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Стандарты подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).
Стандарты бухгалтерского учета это документы, которые устанавливают требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Они подразделяются на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта).
Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) могут называться Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Такие названия давал Минфин этому типу документов.
Стандарты бухгалтерского учета обычно посвящены какому-либо разделу учета. Например, Стандарт по основным средствам, Стандарт по нематериальным активам, Стандарт по доходам и т.д.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 3 ст. 3) определяет:
«Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.»
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» относит стандарты к документам в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21). Так, указывается, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению (если иное не установлено этими стандартами).
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
1) определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
4) требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.
Примеры федеральных стандартов бухгалтерского учета
Номер | Название | Приказ |
ПБУ 1/2008 | Учетная политика организации | Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н |
ПБУ 2/2008 | Учет договоров строительного подряда | Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н |
ПБУ 3/2006 | Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте | Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н |
ПБУ 6/01 | Учет основных средств | Приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н |
ПБУ 18/02 | Учет расчетов по налогу на прибыль организаций | Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н |
ПБУ 21/2008 | Изменения оценочных значений | Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н |
ФСБУ 25/2018 | Бухгалтерский учет аренды | Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н |
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.
Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.
Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.
Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
Развитие российских стандартов бухгалтерского учета
Долгое время, с 2012 по 2016 гг. Минфин РФ не разрабатывал новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета является не Минфин РФ, а любой, так называемый, субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Но сначала субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не очень активно взялись за эту работу.
В 2016 году был принят Приказ Минфина РФ от 23 мая 2016 года № 70н, который утвердил «Программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.». Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета (или новых версий старых стандартов), а также 6 изменений в существующие стандарты. Новые стандарты бухгалтерского учета и изменения в уже существующие вступят в силу с 2018 по 2020 годы.
Следует отметить, что у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты:
1) для организаций государственного сектора;
2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.