Бюджет финансирования

Бюджетное финансирование инвестиций

Сущность и классификация источников финансирования инвестиций

Источники финансирования инвестиций

Вопросы для самопроверки

· На какой методологической основе формируется классификация инвестиций?

· Перечислите виды инвестиций.

· Какие существуют виды инвестиций по уровню риска?

· Какое значение имеют инвестиции для предприятия?

· Что Вы понимаете под структурой инвестиций?

· Что характеризует технологическая структура инвестиций в основной капитал?

· Дайте определение структуры инвестиций по источникам финансирования.

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.

Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России к рыночным отношениям наблюдается их острый дефицит.

По действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);

· заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

· привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

· финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

· средств внебюджетных фондов;

· средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

· средств иностранных инвесторов.

Система финансирования обеспечения инвестиционного процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.

Финансирование капитальных вложений по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.

К внебюджетным средствам относятся собственные средства предприятий и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.

К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.

В каждой коммерческой организации целесообразно анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.

Рассмотрим более подробно основные источники финансирования инвестиций с анализом их положительных и отрицательных сторон.

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Получателями государственных инвестиций могут быть предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, участвующие в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.

Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

Целевой характер использования бюджетных ресурсов заключается в том, что финансирование конкретных строек и объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд, не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Что касается возвратного финансирования, то оно чаще всего сориентировано на коммерческий эффект от осуществляемого инвестиционного проекта. Как показывает практика, любая поддержка со стороны государства наиболее важна на ранних стадиях реализации проекта. Поэтому возвратное бюджетное финансирование, как правило, дополняется системой льгот, например налоговых, кредитных, носящих временный характер.

Безвозвратное финансирование за счет средств федерального бюджета осуществляется при включении данного объекта строительства в утверждаемый перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. Такой перечень включает объекты, которым обеспечивается приоритетная государственная поддержка ввиду их высокой значимости и необходимости, а также отсутствия других источников их финансирования.

Средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной основе, возвращаются заемщиком (застройщиком) в сроки, определенные в трехстороннем договоре. Минфин РФ возвращает кредит ЦБ РФ в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Проценты за пользование ссудами федерального бюджета, полученными на возвратной основе, начисляются с даты их предоставления, а уплата процентов производится начиная с момента возврата этих ссуд. При этом процентная ставка за пользование кредитами не может превышать размера ставки, установленного договором между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ.

Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие:

· совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора; уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование; сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам; федеральную поддержку при реализации ресурсосберегающих программ в обрабатывающих отраслях промышленности, подкрепленную системой санкций за нарушение стандартов ресурсопотребления;

· авансирование инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в первую очередь в развитие тех регионов, где наметились тенденции относительного оживления инвестиционных мотиваций;

· широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;

· объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);

· ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.

Реализация этих и поиск других нетрадиционных путей совершенствования федерального бюджетного инвестирования строек и объектов, сооружаемых для федеральных нужд, позволят в определенной мере оживить инвестиционную деятельность государства и повысить эффективность инвестиций.

Формы выделения бюджетных средств на поддержку национальной экономики.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 21

В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов.

В бюджетах расходы на финансирование инвестиционных программ предусматриваются следующим образом:

1. В федеральном бюджете при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и правительства.

2. В бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости.

При принятии решений о предоставлении таких гарантий учитываются следующие критерии значимости проектов:

— содействие росту производства конкурентоспособной продукции;

— содействие решению социальных проблем в масштабе страны;


— соблюдение экологической безопасности населения.

Анализ, оценку и отбор проектов для предоставления государственных гарантий осуществляют Минфин и Минэкономразвития РФ.

В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов.

Инициаторами реализации этих проектов могут выступать:

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

— коммерческие организации, в том числе иностранные.

Среди инвестиционных проектов претендующих на государственную поддержку ведется отбор по следующим принципам:

1. Инвестиционные проекты должны соответствовать установленным критериям.

2. Обеспечиваются равные условия доступа к процедуре предоставления государственной поддержки.

3. Инвестиционный проект должен быть безубыточным.

4. Должен быть разделен риск государства с частным капиталом.

5. В проекте должны быть сбалансированы государственные интересы и интересы частных участников проекта.

6. Должны соблюдаться условия добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства.

В целях совершенствования процессов предоставления государственной поддержки в рамках федерального бюджета был создан федеральный инвестиционный фонд. Его средства идут на финансирование проектов федерального уровня, а с 2008 года было разрешено финансирование из федерального инвестиционного фонда и из региональных бюджетов технических проектов, которые направлены на развитие инфраструктуры субъектов РФ.

Предоставление государственной поддержки из инвестиционного фонда может осуществляться в следующих формах:

1. Софинансирование проекта на договорных условиях с оформлением прав собственности РФ. (Частный капитал должен предоставить не менее 25% собственных средств от сметной стоимости этого проекта).

2. Направление средств в уставный капитал юридических лиц. (Прямые инвестиции).

3. Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты в размере до 60% предоставленных кредиторами средств не более чем на 5 лет.

Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами:

1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд.

2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности. (Бюджетные кредиты).

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности не только путем финансовой поддержки, но и введения налоговых льгот.

Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами:

1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд.

2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов.

Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих процедур:

а) Разработка технических регламентов по строительству;

б) Осуществление экспертизы проектов;

в) Защита российских предприятий от поставок из-за рубежа морально устаревшего оборудования и материалов;

г) Выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных.

Государственная поддержка экономики

Реализация инвестиционных проектов (ИП): — софинансирование; — прямые инвестиции в уставный капитал; — государственные гарантии.

Финансирование целевых государственных программ.

Введение налоговых льгот.

Рис. 3 – Формы государственной поддержки экономики

3. Особенности государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства. Порядок планирования и финансирования расходов бюджетов всех уровней на жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищно — коммунальное хозяйство по своей структуре является многопрофильной отраслью и включает в себя:

а) Содержание жилого фонда;

б) Тепло-, газо- и энергоснабжение;

в) Водоснабжение и водоответвление;

г) Благоустройство территорий (вывоз и утилизация мусора, уборка территорий и озеленение);

Жилищно — коммунальное хозяйство является важной частью народного хозяйства и требует на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Эта отрасль имеет с бюджетом двухсторонние отношения, и складываются они в пользу отрасли – жилищно — коммунальное хозяйство получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.

Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов составляет:

— в бюджетах субъектов РФ 5-7%;

— в местных бюджетах 19-25%.

Порядок формирования расходов по жилищно — коммунальному хозяйству аналогичен общему порядку формирования бюджета по другим отраслям. Объем жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг. Главным источником финансирования затрат ЖКХ является плата граждан за предоставленные услуги. Складывается она из трех составляющих:

1. Из собственно-вносимой платы гражданами.

2. Платы, причитающихся льгот в части региональных льготников из бюджета субъекта РФ, а в части федеральных льготников из федерального бюджета.

3. Оплата субсидий малообеспеченным гражданам из местных бюджетов.

Вторым источником являются средства бюджетов в виде целевых бюджетных дотаций в отрасль ЖКХ. В дальнейшем будет осуществляться переход от бюджетных дотаций к полной оплате услуг ЖКХ населением при условии сохранения социальной защиты малоимущих граждан.

За органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления будет сохраняться право определять основные параметры новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг. Размеры финансовой помощи регионам из федерального бюджета рассчитываются на основании ежегодно определяемых федеральных стандартов оплаты услуг ЖКХ.

Расходы на содержание и обеспечение деятельности жилищно-коммунальной отрасли отражаются по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» бюджетной классифи­кации РФ. Порядок формирования расходов бюджета субъекта РФ по расходам на ЖКХ аналогичен общеустановленному порядку формирования бюджета по другим отраслям. Главным источником финансирования затрат является плата граждан за предоставлен­ные услуги (63,8%) , которая составляет и состоит из:

— собственно вносимой платы гражданами

— причитающихся им льгот в части полномочии бюджета (так называемые региональные льготники) и федерального бюджета (так называемые федеральные льготники);

— субсидий мало­обеспеченным гражданам.

Остальные средства предостав­ляются гражданам из бюджетов регионов ежемесячно как субсидии в безналичной форме в виде уменьшения их платежей за жилье и коммунальные услуги для дальнейших расче­тов с поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

Предоставляемый гражданам объем услуг не полностью обеспечивается средствами населения и бюджета региона РФ в связи с тем, что компенсация затрат жилищно-коммунальных услуг региона из федерального бюджета осуществляется но федеральным стандартам стоимости, в которых не учитыва­ются экономически обоснованные расходы, сложившееся в данном субъекте РФ.Финансирование ЖКХ в связи со спецификой его функционирования осуществляется, прежде всего, из бюджетов субъектов РФ. В ближайшие годы целевые бюджетные дотации на ЖКХ сохранятся. Однако и объем бюджетных расходов, и их структура претерпят существенные изменения. Будет осуществляться переход от бюджетного дотирования к оплате жилинщо — коммунальных услуг гражданами в полном объеме, при условии обес­печения социальной защиты малоимущих семей и экономического стимулирования, улуч­шения качества обслуживания. Постановлением Правительства РФ, принятым в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ, было определено, что при сохранении за органами государственной власти субъек­тов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры пе­рехода па новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры финансовой по­
мощи, оказываемой субъектам РФ из средств федерального бюджета, рассчитываются на основании ежегодно определяемых в соответствии с утвержденной в установленном по­рядке методикой финансирования федеральных стандартов с учетом:

• социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 м2 — на семью из двух чело­век и 33 мэ — на одного человека. Стандарт действует до настоящего времени;

• уровня платежей граждан в процентах от стоимости предоставляемых жилищной коммунальных услуг: начиная с 35% в 1997 г. до 100% в 2005 г.;

• максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и ком­мунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из их социальной нормы пло­щади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Этот показатель так­же ежегодно увеличивался и с 2001 г. составляет 22%;

• предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг и стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 м2 общей площади жилья в месяц. Этот показатель устанавливается в среднем по Российской Федерации и дифференцируется по субъектам РФ.

Федеральные стандарты устанавливаются Правительством РФ ежегодно в целях со­вершенствования порядка оплаты жилья и коммунальных услуг. Региональные стандар­ты также ежегодно устанавливаются местными законодательными актами субъектов РФ. Вопрос перехода к 100%-ной оплате жилищно — коммунальных услуг для отдельных регио­нов оказался достаточно сложным. У регионов-доноров, которых всего 16 из 88, есть и де­нежные доходы населения, и собственные ресурсы, в том числе по оказанию социальной помощи нуждающимся группам граждан, что позволяет перейти на 100%-ную оплату; у остальных субъектов РФ готовности к такому переходу пока пет. Значительная часть финансовых проблем предприятий ЖКХ связана с завышенными обязательствами, кото­рые берут на себя бюджеты всех уровней по финансированию компенсаций населению на пользование услугами. Компенсации предоставляются в различных формах: финансиро­вания льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; субсидирования граждан; возме­щения разницы между стоимостью услуг и уровнем оплаты гражданами этих услуг. При наличии возможностей бюджета региональные органы власти вправе вводить дополни­тельные компенсации отдельным категориям граждан в качестве помощи малоимущим.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъек­тов РФ (т. е. па федеральных и региональных льготников). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социаль­ной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенции. Объем средств, передаваемых субъектами РФ, определяется исходя из: числа лиц, имеющих пра­во па указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ феде­рального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 обшей площади жилья п месяц и федерального стандарта нормативной пло­щади жилого помещения, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета по­рядке на счета бюджетов субъектов РФ. Кроме того, па частичное возмещение расходов бюджетов РФ направляются средства в виде субсидий на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла (так называемых региональных льготни­ков). Предоставление субвенций и субсидий из федерального бюджета субъектами РФ осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Субъекты РФ законодательно устанавливают региональные стандарты в целях опреде­ления прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на предоставление субсидий па оплату жилого помещения и коммунальных услуги расче­та их размеров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте общую структуру расходов па национальную экономику.

1. Приведите факторы, способствующие повышению роли государства в инвестицион­ном процессе.

2. Перечислите основные источники финансирования инвестиций в основной капитал.

3. Сформулируйте порядок финансирования капитальных вложений за счет бюджет­ных и собственных средств инвесторов.

4. На решении каких задач будут сосредоточены государственные КВ в текущем году.?

5. Состав расходов на финансирование национальной экономики по федеральному бюджету.

6. Особенности государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства.

7. Назовите задачи и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

8. Перечислите основные направления реформирования ЖКХ.

9. Какими федеральными законами регулируется деятельность ЖКХ?

10. Перечислите основные источники финансирования ЖКХ, проанализируйте их струк­туру.

11. В каких случаях предоставляются компенсации из федерального бюджета бюдже­там субъектов РФ по расходам на жилищно-коммунальную сферу?

12. Как определяется объем жилищно-коммунальных х услуг при планировании расхо­дов отрасли?

13. Проанализируйте изменения в объеме и структуре расходов бюджетов на ЖКХ в сред­несрочной перспективе, поясните их.

14. Перечислите федеральные стандарты, ежегодно устанавливаемые Правительством
РФ в сфере ЖКХ для определения размера финансовой помощи субъектам РФ на эти цели из федерального бюджета.

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

7.3. Основные принципы и методы бюджетного финансирования.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования, которое представляет собой систему предоставления денежных средств предприятиям, организациям, учреждениям из централизованного денежного фонда государства на финансирование расходов, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специальными методами и формами предоставления бюджетных средств.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.

2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление бюджетных средств осуществляется без условий их обязательного возврата в госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных ассигнований означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в виде процентов, части доходов и т. п.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т. п.

Смета, составленная на основе бюджетных норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.

Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям – Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т. п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений – это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.

Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного перечня строек и объектов с указанием объемов капиталовложений и государственные контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов централизованных капиталовложений и перечня строек для федеральных нужд. В свою очередь, государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.

Начиная с 1997 г. Правительство РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции и технического перевооружения негосударственным предприятиям только при условии оформления этой части средств в качестве доли государственной собственности.

Финансирование (financing) — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Финансирование осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятиях финансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия (раздел бизнес-плана «Финансовый план коммерческого предприятия»). Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций, состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств государственного или местных бюджетов.

В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средств организаций различают виды финансирования:

  • заработной платы;
  • приобретения предметов длительного пользования;
  • аренды;
  • транспортных расходов;
  • капитального ремонта;
  • капитального строительства;
  • прочих текущих расходов.

Финансирование организуется на принципах:

  • плановости;
  • целевой направленности средств;
  • безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней;
  • расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организации;
  • соблюдения режима экономии.

Принцип плановости означает, что финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планах коммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественных организаций и других хозяйственных структур.

Принцип целевой направленности предполагает использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты.

Принцип безвозвратности означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациям финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанного на возврате полученного заемщиком на определенный срок средств с уплатой процентов за пользование кредитом.

Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученных сумм.

Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовой дисциплины, установленных норм и нормативов.

Для рыночной экономики характерна множественность источников финансового обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства. В целом они подразделяются на 3 группы:

  1. собственные средства предприятий;
  2. кредиты коммерческих банков;
  3. ассигнования из бюджетов.

Структура источников финансирования нестабильна. Она изменяется в процессе развития экономики, финансирования и денежно-кредитной политики государства. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерческий расчет и самофинансирование основным источником финансирования являются собственные средства предприятий. За последние годы возросла роль коммерческого кредита, снизилась доля бюджетных ассигнований в источниках финансирования текущих и капитальных затрат.

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего-либо. Например, финансирование проекта, технического перевооружения, плана мероприятий, комплексной программы, бюджета и бюджетных затрат и т.д.

В Плане счетов бухгалтерского учета выделен раздел «Кредиты и финансирование». Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии средств, полученных извне на финансирование деятельности предприятия:

  • полученные от банка кредиты;
  • полученные от других заимодавцев кредиты;
  • иные средства финансирования целевых мероприятий.

Финансирование учитывается по кредиту счетов: «Краткосрочные кредиты банков»; «Долгосрочные кредиты банков»; «Долгосрочные займы»; «Целевые финансирование и поступления».

Выделяют следующие основные источники финансирования:

  • продажа доли финансовому инвестору;
  • продажа доли стратегическому инвестору;
  • венчурное финансирование;
  • публичное предложение ценных бумаг (IPO);
  • закрытое (частное) размещение ценных бумаг;
  • выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);
  • банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;
  • коммерческий (товарный) кредит;
  • государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);
  • облигационный заем;
  • проектное финансирование;
  • страхование экспортных операций;
  • лизинг;
  • франчайзинг;
  • факторинг;
  • форфейтинг;
  • гранты и благотворительные взносы;
  • соглашение об исследованиях и разработках;
  • государственное финансирование;
  • выпуск векселя;
  • взаимозачет;
  • бартер;
  • другие источники финансирования.

Также финансирование может различаться по следующим признакам:

  • инвестиционное финансирование — выступает инструментом для привлечения дополнительных материальных ресурсов и направления их на увеличение рентабельности и/или прибыльности организации;
  • торговое финансирование — поддержка оборотного капитала организации.

Классификация видов финансирования

Классификацию видов финансирования можно провести по нескольким основаниям.

1. В зависимости от условий предоставления денежных средств можно выделить:

· собственно финансирование, которое предусматривает предоставление денежных средств без условия их возврата;

· кредитование, т.е. предоставление определенной денежной суммы при условии возврата ее через определенный промежуток времени.

Первый вид финансирования можно охарактеризовать как финансирование в узком смысле слова. Сочетание же собственно финансирования и кредитования представляет собой финансирование в широком смысле слова.

Кредитование, как и собственно финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства. Вместе с тем кредит выступает как относительно самостоятельное звено в финансовой системе, имеет особые специфические методы перераспределения временно свободных денежных средств. В связи с этим кредитные правоотношения следует рассматривать как часть, подсистему финансовых правоотношений.

2. В зависимости от источника получения денежных средств финансирование бывает:

· внутреннее;

· внешнее.

Внутренние финансовые ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности организаций. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.

Основные формы внешнего финансирования — это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные. Основной упор в финансировании субъектов МП надо делать на внебюджетные источники — банковское и небанковское кредитование, лизинг, франчайзинг, венчурное финансирование и т.д.

3. В зависимости от субъекта финансирования:

· самофинансирование;

· государственное;

· банковское;

· кооперативное;

· партнерское и иное

4. В зависимости от способа финансирования:

· прямое — предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.

· косвенное — передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции (например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).

Все вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники.

финансирование малый бизнес факторинг

Источники финансирования

Примерный перечень источников финансирования малого бизнеса следующий:

1. Финансирование:

· из накопленной капитализированной прибыли (за счет фонда развития фирмы);

· из накопленного амортизационного фонда и текущих амортизационных отчислений;

· из резервного фонда для покрытия временных текущих убытков, планируемых на период, предшествующий выходу предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж;

· из уставного капитала (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).

2. Заемные средства:

· банковские кредиты;

· средства, выручаемые от размещения на биржевых или внебиржевых фондовых рынках облигаций предприятия;

· коммерческий кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг контрагентов и пр.) при покупке их в рассрочку или с отсроченным платежом;

· лизинг.

3. Привлеченные средства:

· средства акционеров — учредителей (участников) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);

· средства от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций;

· франчайзинг.

4. Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования:

· выпуск и размещение конвертируемых акций и облигаций;

· инновационный кредит;

· получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.

В целом для финансовой структуры малых фирм характерны следующие черты:

· недостаток собственных средств;

· ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм;

· повышенный уровень себестоимости продукции в сравнении с крупными фирмами, что мешает производить инвестирование в нужный момент из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов;

· нерегулярность финансирования.

В экономически развитых странах основным видом финансирования МП является кредитование, особенно банковское. В нашей стране несколько иная ситуация. Тем не менее и в Казахстане существуют специальные организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса.