Бюджетные кредиты

§б. Понятие и виды бюджетного кредитования

Под бюджетным кредитованием понимается предоставление финансовых

ресурсов юридическим лицам и бюджетам другого уровня на

условиях срочности, платности и возвратности финансовых ресурсов

в целях обеспечения выполнения задач и функций бюджетами

различных уровней, а также предприятиями и учреждениями.

В соответствии со ст.

6 БК РФ бюджетный кредит определяется

как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету

бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу

(за исключением государственных (муниципальных) учреждений),

иностранному государству, иностранному юридическому лицу на

возвратной и возмездной основах.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые

может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок

предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для

их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок,

выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по

получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Предоставление бюджетного кредита осуществляется на основании

заключения соответствующего гражданско-правового договора.

По общему правилу бюджетный кредит предоставляется на услови-

Раздел V. Правовое регулирование государственных расходов

ях возмездности, срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

Основным условием предоставления бюджетного кредита является

отсутствие у заемщика просроченной задолженности по денежным

обязательствам перед соответствующим бюджетом (публичноправовым

образованием), а для юридических лиц- также по обязательным

платежам в бюджетную систему Российской Федерации,

за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Кроме того, в отношении юридического лица- заемщика обязательно

проведение предварительной проверки финансового состояния

юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта

или поручителя. Проверка финансового состояния, целевого

использования бюджетного кредита, а также учет основного и обеспечительных

обязательств ведется в течение срока действия договора

о предоставлении бюджетного кредита.

В рамках управления бюджетными кредитами на основании положений

закона (решения) о бюджете, соответствующих нормативных

правовых актов и соглашения между кредитором и заемщиком

допускается реструктуризация обязательств (задолженности) по

бюджетному кредиту в виде отсрочек, рассрочек исnолнения обязательств,

а также прекращение первоначального обязательства с заменой

его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим

иной предмет или способ исполнения.

Ряд особенностей бюджетного кредитования имеют бюджетные

кредиты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации

и местным бюджетам.

Так, максимальный срок предоставления бюджетного кредита

бюджету субъекта Российской Федерации составляет три года, более

длительный срок допускается только при предоставлении бюджетных

кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов

(заимствований), и в случаях реструктуризации обяза:rельств

(задолженности) в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных

федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год и плановый период.

Отметим, что бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных

кредитов (заимствований) предоставляются Российской

Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципаЛьным

образованиям и юридическим лицам в соответствии с программой

!’лава ХХ. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов

государственных внеШних заимствований Российской Федерации,

в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита,

сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования,

конечный получатель бюджетного кредита.

При неисполнении обязательств бюджетом субъекта Российской

Федерации по возврату кредита сумма задолженности, проценты и

штрафные санкции взыскиваются за счет межбюджетных трансфертов

(за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской

Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений

от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными

налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет

субъекта Российской Федерации.

В отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам

субъектов Российской Федерации, бюджетные кредиты местным

бюджетам могут предоставляться из бюджета субъекта Российской

Федерации на срок не более трех лет, а взыскание задолженности

по просроченным платежам и штрафные санкции взыскиваются

за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской

Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных

налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми

режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

В свою очередь, максимальный срок предоставления бюджетных

кредитов бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов

также составляет три года.

Во всех перечисленных случаях основания, условия предоставления,

использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются

соответствующими нормативными правовыми актами, муниципальными

правовыми актами.

При нарушении сроков возврата и (или) использовании не по целевому

назначению средств федерального бюджета, предоставленных

на возвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и

местным бюджетам, а также при нарушении сроков исполнения обязательств

по предоставленным Российской Федерации государстве нным

(муниципальным) гарантиям и поручительствам суммы средств,

подлежащие персчислению (взысканию) в федеральный бюджет:

1) удерживаются за счет доходов, подлежащих зачислению

в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;

Раздел V.

Правовое регулирование государственных расходов

2) взыскиваются путем обращения взыскания на средства,

предусмотренные для перечисления в бюджеты субъектов

Российской Федерации и местные бюджеты (за исключением

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и

местным бюджетам).

Исковая давность, установленная гражданским законодательством

Российской Федерации, не распространяется на требования

Российской Федерации в рамках предоставления бюджетных кредитов

и государственных гарантий. Уполномоченным органом по взысканию

задолженности выступает Минфин России.

В-32. Бюджетный кредит: понятие и порядок предоставления

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету БС РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах

Бюджетный кредит может быть предоставлен РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в БС РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является РФ или субъект РФ, Внешэкономбанк.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита.

В некоторых случаях бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, уплате процентных и иных платежей.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных СНР, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.

В случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта РФ бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных СНР, подлежащих зачислению в местный бюджет.

В-35. Бюджетные инвестиции: понятие и порядок предоставления.************

В бюджетах БС РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной).

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности РФ, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.!!!!!!!

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности РФ, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:

— федеральных государственных учреждений стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме НПА Правительства РФ!!!!!!!!!!;

— федеральных государственных учреждений стоимостью менее 1,5 миллиарда рублей в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, принимаются в форме правовых актов главных распорядителей средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами РФ).

Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.!!!!!!!!!!

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований.

Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета принимаются соответственно в форме НПА Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (за исключением бюджетных инвестиций, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи), утверждаются законом (решением) о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону (решению) с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

Договор между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также местной администрацией муниципального образования и юридическим лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, об участии соответственно РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете.

Требования к договорам, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.

Статья 93.2. Бюджетные кредиты

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

См. предыдущую редакцию

3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

ГАРАНТ:

Действие абзаца второго пункта 3 статьи 93.2 настоящего Кодекса было приостановлено до 1 января 2011 г. в части размера предоставляемого обеспечения при предоставлении государственных гарантий субъектов Российской Федерации

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень надежности (ликвидности).

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика:

государственных гарантий иностранных государств, государственных (муниципальных) гарантий публично-правовых образований, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит;

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, предоставляющим бюджетный кредит, и неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

банковских гарантий и поручительств юридических лиц, стоимость чистых активов которых меньше величины, составляющей трехкратную сумму предоставляемой банковской гарантии (предоставляемого поручительства), юридических лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), юридических лиц, которые находятся в процессе реорганизации или ликвидации.

Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог публично-правовому образованию, предоставляющему бюджетный кредит, не допускается.

Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования или по их поручению уполномоченным лицом, указанным в пункте 5 настоящей статьи.

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

Бюджетный кредит

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 76 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев в размере не менее 100 % предоставляемого кредита, при этом обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может.

Согласно ст. 77 Бюджетного кодекса РФбюджетные кредиты предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете. Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В случае непогашения бюджетных кредитов в установленный срок, остаток непогашенных кредитов погашается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до одного года. В случае непогашения предоставленных местным бюджетам бюджетных кредитов в установленные сроки остаток непогашенного кредита погашается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта РФ в соответствующем финансовом году, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Информация о максимальном размере средств федерального бюджета, направляемом на предоставление субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов, и сроке направления средств федерального бюджета на предоставление субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета

25 февраля 2020 года

1. Максимальный размер средств федерального бюджета, направляемый на предоставление субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета (далее – Бюджетный кредит) 200 000 млн. рублей:

— 150 000 млн. рублей (в общей сумме) для субъектов Российской Федерации;

— 50 000 млн. рублей (в общей сумме) для муниципальных образований;

— 100% от суммы Лимита на кредитные средства по Договору о предоставлении Бюджетного кредита, заключенному территориальным органом Федерального казначейства с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, за исключением субъектов Российской Федерации, которым по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации Бюджетный кредит предоставляется в меньшем размере.

2. Направление средств федерального бюджета на предоставление субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) Бюджетных кредитов осуществляется на срок, не превышающий 90 дней.

3. Указанные параметры применяются для Бюджетных кредитов, предоставляемых субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) с 2 марта 2020 года.