Бюджетный учет для начинающих

Содержание

Новые правила бухучета в бюджетных учреждениях. Изменения в Инструкцию № 174н

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые приказом Минфина России от 31 декабря 2015 г. № 227н (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из Инструкции № 174н удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Вносимые в Инструкцию № 174н дополнения и корректировки в большинстве своем подобны изменениям, внесенным ранее в Инструкцию № 162н приказами Минфина России от 17 августа 2015 г. № 127н и от 30 ноября 2015 г. № 184н. На очереди изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению (далее – Инструкция № 183н) – с Приказом Минфина от 31 декабря 2015 г. № 228н можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России. Предстоящие изменения в Инструкцию № 183н в большинстве подобны изменениям в Инструкцию № 174н.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Инструкция № 174н и больше не регулирует порядок применения первичных документов в качестве основания для отражения фактов хозяйственной жизни. Положения Инструкций в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н. У ревизоров теперь не будет поводов для квалификации нарушений по формальному признаку – отсутствию упоминания о том или ином документе применительно к отражению определенного факта хозяйственной жизни.

Новый порядок формирования номера счета

Одним из ключевых нововведений, внесенных в Инструкцию № 174н, является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (п. 3.2 Приказа № 227н). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:

  • вида расходов;
  • аналитической группы подвида доходов;
  • аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.

А с 1 января 2017 года в 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения»;
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами».

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (п.п. 2.1-2.24 Приказа № 227н). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения Инструкции № 174н.

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» (п. 2.7 Приказа № 227н);
  • 0 206 11 000 «Расчеты по оплате труда» (п. 2.8 Приказа № 227н) – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат», 0 209 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия», 0 209 83 000 «Расчеты по иным доходам» (п. п. 2.9-2.12 Приказа № 227н);
  • 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» (п. п. 2.13-2.14 Приказа № 227н);
  • 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами» (п. 2.18 Приказа № 227н);
  • увязка счетов 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» и 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций (п. п. 2.19, 2.25 Приказа № 227н).

В новой редакции изложен раздел 5 «Санкционирование расходов» (п. 2.20 Приказа № 227н). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения», 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета (п. 2.24 Приказа № 227н):

  • 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»;
  • 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц»;
  • 31 «Акции по номинальной стоимости».

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н «О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н» (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях», предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях».

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения п. 9 Инструкции № 174н (п. 3.3 Приказа № 227н):

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности «4».

Инструкция № 174н дополнена проводками для отражения в учете перемещения нефинансовых активов между группами и (или) видами имущества, а также движения нефинасовых активов (основных средств, материальных запасов) при разукомплектации и частичной ликвидации объектов учета. В этих случаях соответствующие счета учета нефинансовых активов корреспондируют со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (см., например, пп. «л» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.5, пп. «б» п. 3.15, п. 3.20, пп. «в» п. 3.21 Приказа № 227н). А вот основные средства, полученные по результатам НИОКР, и материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражаются с применением счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (пп. «к» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.19 Приказа № 227н).

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 3.10 Приказа №227н, п. 20 Инструкции № 174н).

В п. 12 Инструкции № 174н теперь предусмотрена возможность списания инвентарного объекта с балансового учета по иным основаниям, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета. Установлено, что при принятии решения о списании объектов учета, пришедших в негодность, или по иным основаниям, выбывшее из эксплуатации имущество отражается на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации (пп. «б» п. 3.5 Приказа № 227н).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения (п. 3.29 Приказа № 227н).

Новой редакцией п. 146 Инструкции № 174н урегулировано, что при приобретении (создании) нефинансовых активов за счет средств, полученных более чем по одному виду деятельности (финансового обеспечения), суммы вложений, сформированные на счете 0 106 00 000, переводятся с кодов вида деятельности «2», «5» и «6» на код вида деятельности «4». Отражение операций по переводу нефинансовых активов с одного кода вида деятельности на другой осуществляется с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 3.83 Приказа № 227н).

Кроме того, Инструкция № 174н дополнена проводками по выбытию (перемещению) и оприходованию материальных запасов в различных ситуациях, в том числе при (п. 3.21 Приказа № 227н):

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий (п. п. 3.22 Приказа № 227н).

Также теперь положениями п. 67 Инструкции № 174н предусматривается, что накопленные на счете 4 109 60 000 суммы фактической себестоимости оказанных учреждением услуг (выполненных работ) в рамках исполнения государственного (муниципального) задания списываются на финансовый результат по доходам (в дебет счета 0 401 10 100). Новации п. 66 Инструкции № 174н предусматривают отнесение нераспределяемых общехозяйственных расходов, издержек обращения в уменьшение соответствующего дохода (п. п. 3.35, 3.36 Приказа № 227н).

НАША СПРАВКА

Вместе с тем в п. 153 Инструкции № 174н по-прежнему предусмотрена возможность списания фактической себестоимости выполненных работ (оказанных услуг), общехозяйственных расходов и издержек обращения на счет 0 401 20 200. Поэтому отнесение затрат в уменьшение соответствующих доходов желательно урегулировать в учетной политике.

Финансовые активы

Доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финобеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания с 2016 года отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (Раздел V Указаний № 65н). Поэтому внесены правки в п. 72 Инструкции № 174н, которыми предусмотрен учет поступления субсидий на выполнения государственного (муниципального) задания на счете 4 205 31 660 . Также и поступления денежных средств учреждениям, осуществляющим медицинскую деятельность по программе ОМС, отражаются в корреспонденции со счетом 7 205 31 660 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (подпункты «а», «б» п. 3.39 Приказа № 227н). Иные субсидии по-прежнему учитываются по статье 180 «Прочие доходы» и отражаются на соответствующих аналитических счетах счета 0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам». Соответствующие изменения претерпели и положения Инструкций в отношении операций по начислению доходов (п. 3.53 Приказа № 227н).

Приказом № 227н дополнены корреспонденции по отражению доходов, в том числе доходов будущих периодов при начислении (пп. «и» п. 3.53):

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

В Инструкции № 174н расширен перечень операций, при осуществлении которых применяются счета 0 201 23 000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» и 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», а также добавлены корреспонденции по операциям, связанным с применением банковских карт, в частности (п.п. 3.45, 3.46, 3.69 Приказа № 227н) (таблица 1):

Таблица 1. Новые корреспонденции по применению счета 0 201 23 000 и 0 210 03 000

Корреспонденции по счетам

Дебет

Кредит

0 201 23 510

0 201 34 610

Выбытие денежных средств из кассы учреждения: – при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (иное техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт); – при передаче наличных денежных средств инкассаторам

2 201 23 510

2 205 31 660

Прием оплаты услуг (товаров, работ), иных платежей с использованием платежной карты получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в учреждении

0 201 23 510

0 206 00 660,

0 208 00 660,

0 209 00 660

Прием возврата дебиторской задолженности с использованием платежной карты через платежный терминал, установленный в учреждении

0 201 11 510

0 201 23 610

Поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт через банкомат

0 210 03 560

0 201 23 610

Поступление (зачисление) денежных средств на балансовый счет № 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы

0 201 34 510

0 210 03 660

Поступление в кассу учреждения наличных денежных средств, полученных с использованием банковской карты через банкомат (на основании чека банкомата)

0 208 00 560

0 210 03 660

Получение подотчетным лицом наличных денежных средств с использованием карт, выданных органом Федерального казначейства через банкомат, а также оплата подотчетным лицом за приобретенные товары (работы, услуги) с использованием карт через электронный терминал

0 210 03 560

0 201 11 610

Перечисление денежных средств на счет органа, организующего кассовое обслуживание, открытый в кредитной организации для осуществления операций по обеспечению денежными средствами с использованием карт

Кроме того, определено, что оприходование неучтенных денежных средств, выявленных в результате инвентаризации, отражается по дебету счета 0 201 34 000 «Касса» и кредиту счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (пп. «в» п. 3.49 Приказа № 227н).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» (пп. «б» п. 3.54 Приказа № 227н).

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте (п.п. 3.47, 3.48 Приказа № 227н).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в Инструкцию № 174н внесены новые корреспонденции (пп. «г» п. 3.63 Приказа № 227н), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Дебет

Кредит

0 209 30 560

0 401 10 130

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

0 209 30 560

(0 209 30 000)

0 206 00 000,

0 208 00 000

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

0 209 40 560

0 401 10 140

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (пп. «в» п. 3.54, пп. «г» п. 3.64 Приказа № 227н).

В новой редакции изложены и дополнены положения п.п. 112, 113 Инструкции № 174н по отражению операций на аналитических счетах счета 0 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС» (п.п. 3.67, 3.68 Приказа № 227н).

Также приведены в соответствие с применяемой методологией учета положения по учету расчетов бюджетных учреждений с органом власти, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя, отражаемых на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (п. 116 Инструкции № 174н, п. 3.70 Приказа № 227н).

Подробнее с отражением операций на счетах учета финансовых активов можно в материалах Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

Наиболее значимые изменения коснулись счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Инструкция № 174н дополнена корреспонденциями по счету 0 304 06 000 для отражения в учете операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (финансового обеспечения). Раньше этот порядок регулировался на уровне писем Минфина России и Федерального казначейства. В частности, с применением счета 3 304 06 000 может отражаться удержание суммы удовлетворения требования учреждений при нарушении условий договора (контракта) из поступивших сумм задатков и залогов, в том числе в обеспечение заявок на участие в конкурсе. Предусмотрено использование счета 0 304 06 000 для учета уменьшение задолженности (п.п. 3.83, 3.84 Приказа № 227н):

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года (пп. «в» п. 3.90 Приказа № 227н).

Финансовый результат

Приказом № 227н скорректированы, расширены и дополнены корреспонденции по аналитическим счетам счета 0 401 00 000 «Финансовый результат».

Для счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» теперь предусмотрена корреспонденция со счетом 0 109 00 200 (пп. «б» п. 3.93 Приказа № 227н).

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 3.95 Приказа № 227н), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1 и Приложении 2 к письму Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998, бухгалтерские записи по отражению в учете операций с отложенными обязательствами – в письме Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 02-07-07/19450 и Приложении 3 к данному письму. Вместе с тем порядок начисления резервов следует установить в учетной политике (см. также п. 5 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918).

Подробнее о резервах предстоящих расходов изложено в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60
  • Резерв на оплату отпусков в госучреждении
  • Резерв под обязательства, по которым в госучреждении отсутствуют первичные документы

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» и 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения».

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Бюджетный учет. Особенности и общие принципы

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.
Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.
Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными.
Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.
Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета.
Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.
Такая система учета и называется бюджетным учетом.

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению, принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.
Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов, включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.
Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.
Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.
Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.
Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.
Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ.

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);

По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации — активы, и средства обеспечения — пассивы. Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов. Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.
А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);

Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства.
Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.
Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н
Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н).
Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем:
К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс «Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях с применением 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8.3», Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Счета учета в государственных организациях

Итоги

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы, расходы, источники. В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Приложение 2 к указаниям № 85н

Приложение 3 к указаниям № 85н

Приложение 4 к указаниям № 85н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

С 2020 года также введены новые стандарты:

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

Первые дни работы бухгалтером бюджетного учреждения

Опубликовано 23.04.2018 21:19 Просмотров: 26810

Крик души: «Я – бухгалтер. Много лет работала в коммерции. А тут недавно предложили попробовать вести учет в бюджетной организации. Согласилась, да видно зря. Помогите, пожалуйста, с чего начать? А то я уже думаю увольняться».
Встречали такие вопросы на форумах? Мне хочется помочь сделать первые шаги начинающему бухгалтеру бюджетной организации.

Семь лет назад, когда я устроилась работать в свою музыкальную школу сразу на должность главного бухгалтера, за моими плечами был только преподавательский опыт, то есть теоретические знания – как должно быть, и ни дня работы бухгалтером.
Сейчас, наверно, не согласилась бы на такую авантюру.
Но теперь у меня уже есть опыт работы в бухгалтерии бюджетного учреждения, поэтому могу позволить себе дать несколько советов начинающему бухгалтеру в госсекторе.
Первое, с чем необходимо ознакомиться – это план финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная роспись на текущий год, чтобы понимать на какие цели предусмотрено финансирование. Ну и, конечно, выяснить специфику учреждения, по каким кодам финансового обеспечения требуется вести учет. Эту информацию можно почерпнуть в учетной политике. В случае ее отсутствия нужно будет предпринять меры по ее составлению в ближайшем будущем. Обязательно проверьте, разнесены ли данные из ПФХД в программе? Это можно сделать путем заполнения формы 737. Если графа 4 заполнилась – то все в порядке,


если нет, то срочно формируйте документы «Плановые назначения».


Следующий шаг, по моему мнению — обратиться к вышестоящей организации с просьбой предоставить перечень отчетов, которые необходимо будет им сдавать с указанием сроков.
Еще один важный момент – выяснить у учредителя процесс финансирования расходов учреждения, в какой момент предоставлять заявки и в какие сроки они будут профинансированы. Попросить предоставить шаблоны заявок и отчетов.
Само собой, нужно обзавестись датированным ежедневником или планингом и прописать в нем сроки отчетности и текущие дела на ближайшую неделю.
Следующий шаг – возьмите последнюю выписку с лицевого счета и сравните остаток средств на конец дня со сведениями, которые отражены в программе.
Для получения этой информации можно построить оборотно-сальдовую ведомость по счету 201.11


или справку по движению денежных средств.

После этого сравнения придет понимание, своевременно ли отражались операции по движению денежных средств на счетах или потребуется время на их восстановление.
Ежедневно следует разносить выписку с лицевого счета, отражая поступления денежных средств с помощью документов «Кассовые поступления»,


«Поступление родительской платы».

Для отражения списания средств со счета и проведения оплаты нужно будет сформировать «Заявку на кассовый расход» или «Кассовое выбытие», для получения наличных денег – «Заявку на наличные (банковская карта)».

При ведении хозяйственной деятельности ваше учреждение будет получать документы от поставщиков, их необходимо будет отражать в программе 1С. В зависимости от содержания операции это могут быть документы: «Услуги сторонних организаций»,

«Покупка ОС, НМА»,

«Покупка материалов» и др.

Естественно, все начисления в программе должны быть отражены только на основании первичных документов.
Помнится, в первый год работы у меня никак не получалось сформировать отчеты «красиво» – кругом была одна краснота. И я не могла понять, что же со всем этим делать и как мне сдать отчеты? Я позвонила сестре в слезах, что у меня ничего не получается, ни одна сумма не закрывается.
Она быстро меня успокоила вопросом: «А ты все услуги начислила?».
Оказывается, я сделала большую ошибку – проводила все оплаты, но совсем не производила начисления. После устранения этого недочета все мои отчеты были сформированы, а моей радости не было предела.
Поэтому регулярно формируйте оборотно-сальдовую ведомость и анализируйте ее.
Еще один немаловажный момент — проведите сверку расчетов со всеми поставщиками, с налоговыми органами и внебюджетными фондами, запросите в ИФНС «Перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности», чтобы понимать, все ли отчеты предоставлены.
Составьте список всех «паролей и явок» для работы с различными программами – СУФД, 1С, Web – консолидация и др. (только позаботьтесь о том, чтобы доступ к нему был ограничен).
Выясните сроки выплаты заработной платы в учреждении, чтобы их не нарушить по неосмотрительности.
В конце месяца в обязательном порядке нужно начислить заработную плату и страховые взносы на оплату труда.

Прежде чем перечислить заработную плату сотрудникам, нужно сверить суммы в реестрах на перечисление с остатками по обороткам по соответствующим счетам и в разрезе КФО, чтобы лишний раз убедиться в правильности произведенных расчетов.
Ежемесячно следует проводить начисление амортизации по основным средствам и НМА,

списание затрат,

начисление доходов.

Для того, чтобы избежать лишних ошибок в программе, проводите технологический анализ.

Также есть замечательный «Помощник закрытия периодов», который подскажет, какие обязательные процедуры не были проведены.

Разработчики 1С заботятся о нас – бухгалтерах, и стараются облегчить нам жизнь. Для этого они предусмотрели такие замечательные возможности как «Обмен с казначейскими системами и учреждениями банка», выгрузка отчетов и в Web – консолидацию и в налоговые органы. Я считаю, что этими средствами обязательно нужно пользоваться. Пусть вы в какой-то день потратите уйму времени, чтобы научиться их использовать в своей деятельности, зато позже эти умения превратятся в свободную минутку, когда ее будет катастрофически не хватать.
Еще один очень важный момент: если вы пришли в учреждение работать после другого бухгалтера, не поленитесь до начала отчетного периода сверить остатки на конец периода в годовой отчетности за предыдущий период с начальными остатками в программе 1С. Поверьте, это поможет сэкономить время в горячую пору отчетного периода.
И не бойтесь задавать вопросы. Если столкнулись с проблемой – позвоните учредителю или коллегам. Мир не без добрых людей, и, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше.
Обращаюсь ко всем читателям – если я что-то пропустила, дополняйте список в комментариях.

Автор статьи: Татьяна Зудилова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Наши обучающие курсы и вебинары

Отзывы наших клиентов