Человек высшая ценность

ПРИНЦИП ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Высшая ценность человека — принцип организации социальной системы и деятельности государства, в соответствии с которым человек, его жизнь и свободы признаются высшей ценностью в обществе, а их соблюдение и защита — основой политики государства.

С точки зрения прогрессивной идеологии, отдельный человек как свободная творческая личность является смыслом и целью социального прогресса, а его жизнь и деятельность — высшей социальной ценностью. Все социальные институты производны от человека и являются средством обеспечения необходимых условий существования и свободной деятельности человека.

Признание высшей ценности человека предполагает, что его жизнь и деятельность, интересы и цели имеют неоспоримое преимущество перед интересами социальных общностей, государства или других социальных институтов. Никакая власть не вправе распоряжаться жизнью человека, посягать на его свободу и диктовать, что и как он должен делать, как строить свою жизнь.

Признание высшей ценности человека не означает полного отсутствия каких-либо ограничений поведения для конкретных людей. Во-первых, свобода каждого человека имеет естественное ограничение в виде равной свободы других личностей. Свобода одного человека может осуществляться лишь в той мере, в которой она не наносит ущерба свободе других и не посягает на нее.

Во-вторых, любой человек находится в социальной системе и связан обязательствами с другими людьми — как непосредственно, так и через различные социальные общности, в том числе семью, трудовые и территориальные коллективы, государство. Свобода человека включает в себя как необходимый элемент социальную ответственность за выполнение принятых на себя обязательств и в этом смысле также ограничена.

Понимание абсолютной ценности человека и достижение состояния его свободы — результат длительного процесса исторического развития человечества. Оно возможно на той ступени существования общества, когда сформирован высокий уровень материальной и духовной культуры, когда характер производительных сил позволяет отказаться от необходимости принудительного труда и деятельность человека приобретает все более творческий характер.

Далеко не все страны, в том числе и ныне существующие, дошли до осознания принципа высшей ценности каждого человека. Например, в социальных системах с доминирующей тоталитарной идеологией отдельный человек рассматривается как элемент, полностью подчиненный целям общества и государства. Считается, что интересами любого человека, даже его жизнью можно вполне пожертвовать ради реализации этих целей.

Свобода личности и ее элемент в виде социальной ответственности выражаются в естественных правах и обязанностях человека. К ним относятся право на жизнь, собственность, выражение мнений, беспрепятственное передвижение, безопасность; обязанности уважать права и свободы других людей, исполнять обязательства перед обществом и государством и др. Эти права и обязанности принадлежат человеку изначально, по рождению, и не могут быть ограничены или отменены государством.

Реализуя принцип высшей ценности человека, государство принимает на себя обязанность формального признания этого принципа и закрепления его в основных законах (конституциях) страны. Государство, все его органы берут на себя обязанность соблюдения этого принципа во взаимоотношениях с гражданским обществом в целом и отдельными людьми. Принцип высшей ценности человека становится определяющим для деятельности любого звена аппарата государства, при принятии любых государственных решений.

Государство в целом принимает на себя обязанность защищать этот принцип в случае посягательства на него со стороны отдельных государственных структур, частных организаций или лиц. Соответственно каждый человек вправе потребовать от государства и его конкретных органов исполнения данной обязанности и обеспечения своей жизни, свободы, возможности реализации основных прав.

Высокие и низкие ценности

По нравственной окраске различают высокие и низкие ценности.

На уровне сознания, Творец и Романтик считает ценностью то, что полезно людям и обществу в целом. «Мир, взаимопонимание, поддержка толковых людей и перспективных общественных инициатив, развитие культуры…» Потребители и Паразиты считают ценностями то, что они могут дорого продать, с большой пользой использовать или с большим удовольствием потребить.

В мире высоких ценностей есть ценности, которые лежат выше просто заботы о своей жизни: Честь, Правда, Справедливость, Забота о многих и пр. Ценности могут быть разными, и позитивными (Возлюби ближнего своего!) и негативными (Бей врагов революции!).

«Глядя на самоактуализированного человека, который исполняет вполне конкретную работу, служит закону, семье, науке, психиатрии, преподаванию или искусству, то есть подчиняется конвенциональным требованиям профессии или призвания, мы не сможем не заметить, что на самом деле его мотивы к работе более сущностны, более высоки, чем собственно необходимо, что служба для него лишь средство достижения некой иной, высшей цели (85, 89). Я и сам наблюдал их за работой и задавал им вопросы. Например, я спрашивал у них, почему им нравится работать врачом, или что они находят в ведении домашнего хозяйства, или в общественной работе, или в воспитании ребенка, или в писательском труде. И, основываясь на их ответах, я готов торжественно заявить, что они работают ради истины и красоты, во имя добродетели и законности, во благо порядка и справедливости, в стремлении к совершенству. Действительно, все сводится к десятку или около того высших ценностей (или ценностей Бытия) — все сотни и сотни конкретных и очень различных ответов на мой вопрос о том, чего они хотят, к чему стремятся, что приносит им удовлетворение, что они ценят, ради чего работают день за днем и, собственно, почему работают. (Я не беру здесь в расчет низшие ценности.)»

Если потребности высокого уровня, то это радость общения с друзьями, качественные книги, произведение искусства. Если потребности пониже, то это тачка, дачка, девки и пиво.

Многие люди живут практически в мире без ценностей, поскольку об этом не думают и такими понятиями не оперирует. Там все просто: заботься о себе и своей жизни. О большем заморачиваться не стоит, уши выше лба не растут.

Классификация ценностей современного человека

Министерство образования и науки мурманской области

Государственное областное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мурманский технологический колледж сервиса

Реферат

Классификация ценностей современного человека

Дисциплина: Основы философии

Специальность: Моделирование и конструирование швейных изделий

Студент: Сазыкина Е. Д.

4 курс, 207 группа

Руководитель: Колесникова И.А.

Мурманск, 2010

Введение

Классификация ценностей

Ценности-цели и ценности-средства

Модель иерархии ценностей

Заключение

Источники информации

Введение

Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим и наиболее распространенным основанием для типологизации является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д. Специалисты насчитывают многие десятки, даже сотни таких ценностей.

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности — это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Классификация ценностей

1. Традиционные — ориентированы на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни. Современные — возникают под влиянием изменений в общественной жизни.

2. Базовые — характеризуют основные ориентации людей в жизни и основных сферах деятельности. Формируются в процессе первичной социализации, затем оставаясь достаточно стабильными и второстепенные.

3. Терминальные (выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы жизни) и инструментальные (одобряемые в данном общества средства достижения целей).

4. Возможна иерархия от низших ценностей к высшим.

За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные — моральные, религиозные, художественные, политические и др. Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями — такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности. Однако на бытовом уровне целиком достаточным есть деление ценностей на материальные и духовные. При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные ( состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными — религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.

ценность традиционный базовый цель

Ценности-цели и ценности-средства

Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Ценностями-Целями считают изначальные жизненные ориентиры, которые не нуждаются в обосновании, а имеют значение сами по себе. Их человек воспринимает на веру, они являются очевидными для нее. Такими ценностями есть, например, истина, добро, прекрасное, жизнь, любовь, счастье.

Ценности-Средства воплощают в себе определенную ситуативную цель, они служат средствами достижения других, значимых целей. Например, молодые люди важным в своей жизни часто считают одежду. Для модниц он даже может быть самоцелью, но для большинства — средством самоутверждения, привлечение к себе внимания, которое также может рассматриваться лишь как средство в достижении жизненного успеха (карьеры, любовь), а карьера — как средство получения славы, богатства.

Ценности-Цели и ценности-средства должны согласовываться между собой. Благородную цель, например, нельзя воплощать никакими средствами, а если для ее утверждения нужны именно такие средства, то она не является благородной.

Модель иерархии ценностей

Ценности высшего порядка формируются, как правило, очень надолго или навсегда, и изменяются только под влиянием очень тяжелых экстремальных воздействий. Большой интерес представляют также ценности низшего порядка, ценность становится ценностью тогда, когда индивидуум обращает на феномен свое внимание, именно они формируют значительную часть разнообразия ценностей личности, как таковых. Так, в данной иерархии можно сформулировать еще одну закономерность, а именно: чем выше порядок ценностей, тем меньше ценностей данного порядка может существовать. Это можно объяснить, прежде всего, необходимостью выживания и адаптации, ибо если бы у человека все ценности были ценностями высших порядков, то он должен был бы или постоянно жертвовать жизнью, или принимать невыгодные для себя решения, что с точки зрения социальной адаптации, конечно, недопустимо. На рисунке 1 представлена модель иерархии ценностей.

Рис. 1.

На данном рисунке кружками разной толщины изображены ценности разных порядков, при этом отражено, что ценностей высоких порядков меньше, чем ценностей низких порядков.

Таким, образом, естественная иерархия ценностей базируется на представлении о том, что чем сильнее воздействие, под влиянием которого индивидуум способен отказаться от данного запрета, тем выше порядок ценностей. Ценности в процессе жизни меняют свой порядок, постоянно мигрируя. Чем выше порядок ценности, тем ниже ее возможность к изменению порядка (подвижность), но количество ценностей низкого порядка всегда больше, чем ценностей высокого порядка.

Однако, предложенная внутренняя классификация ценностей показывает лишь внутреннюю структуру ценностной системы. Между тем, как ценности отвечают за отношение к феноменам реальности. Следовательно, необходимо предложить классификацию ценностей, соответствующую различным сферам окружающей среды, с которыми сталкивается индивидуум. Такая классификация предложена, в частности, Н. Решером, он выделяет экономические, политические, интеллектуальные и другие ценности. На наш взгляд, такой подход страдает некоторой бессистемностью, хотя в целом предложенную классификацию можно принять и использовать. Тем не менее, мы предлагаем использовать в качестве критерия построения внешней классификации жизненные сферы, с которыми имеет дело индивидуум в процессе своего существования, тогда все ценности можно будет разделить на следующие группы:

1. Ценности здоровья – показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь – описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья – показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность – описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера – показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие – ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум – ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения – ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Таким образом, предложенная классификация, на мой взгляд, отражает все типы жизненных сфер, с которыми может сталкиваться человек.

Заключение

Особенность ценностей как феномена культуры заключается в том, что разные, а иногда и противоположные ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

Источники информации

1. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. — 1993. №9. с. 17-28.

2. Андреенкова А.В. Постматериалистические и материалистические ценности в России // Социологические исследования, 1994, № 11.

Человек — высшая ценность государства и общества

В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д. ). Политический и идеологический плюрализм — отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 — права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. » А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами.

Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. » Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непо0средственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).

В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд… «. Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50). Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод — права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт — присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4).

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности — непременное условие существования и развития общества и государства. Ничем не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними. Для эффективного осуществления принятых на себя обязанностей, государство и общество должны стать самостоятельными субъектами прав, а, может быть, и свободу .

Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при условии ограничения прав и свобод каждого. Этому способствуют два обстоятельства. Одно из них терминологического свойства: недостаточно четкое определение понятия субъективных прав гражданина. Строго говоря, субъективное право есть средство обеспечения законных интересов личности, меры возможного поведения субъекта, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением его интересов

Но обеспечение интересов личности возможно и другими, кроме субъективных прав, средствами.

Ситуация в России складывается сегодня таким образом, что в правоприменительной практике ограничений прав и свобод человека сколько угодно (сколько выгодно обладающим реальной властью). Однако законодательство про эти ограничения как бы не знает.

Отсюда возможны два следствия. Первое: в случае надобности работника правоприменительного органа всегда можно обвинить в отступлении от закона. Второе: участник правоотношения, обладающий реальной силой (деньги, связи, должностное положение) имеет возможность избавить себя и своих ближних от действия таких ограничений.

В то же время от ограничений прав и свобод граждан следует отличать их игнорирование государством, должностными лицами, гражданским обществом.

Егоров С.А. считает, что следует различать законодательное, внешнее ограничение права от его внутренней ограниченности на основе естественного закона равной свободы, считает он. Согласно этому закону, никто, реализуя свои права, не должен нарушать права другого или затруднять их осуществление. Использование естественных прав во вред другим является правонарушением и служит основанием для соответствующего воздействия на нарушителя. Но и в этом случае не могут подвергаться ограничению естественные права человека. Речь идет о восстановлении нарушенных границ чужого права, его ограждении от посягательств.

Судья, виновный в умышленном вынесении неправосудного решения в корыстных целях, заслуживает сурового наказания, но на основе правосудного приговора, вынесенного с соблюдением всех процессуальных формальностей. Нельзя такого судью признавать незаслуживающим правосудия по той причине, что оно им самим грубо попрано. Самого закоренелого преступника

Нельзя лишить права на рассмотрение его дела судом присяжных.

Правонарушитель за совершение общественно опасного деяния подвергается лишению свободы, но при этом ограничивается не в праве на свободу, а в возможности ею злоупотреблять. К числу естественных прерогатив человека относится право на самоохранение, на самооборону. Формулируя институт необходимой обороны, законодатель уточняет естественные границы этого права, пределы его осуществления. При этом он обязан законодательно утвердить то, что вытекает из самого права в целях лучшего правового ориентирования граждан при отражении преступного нападения, а также судебно-следственных органов при юридической оценке действий, им вызванных.

В этой связи является совершенно неправомерным законодательное связывание реализация права на необходимую оборону с невозможностью «прибегнуть к защите местного или ближайшего начальства (ст. 107 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года) и спасения бегством. И то и другое — ограничение естественного права.

Ничто сугубо личное не должно быть объектом законодательного воздействия. Закон не вправе к чему-либо принуждать человека во имя его собственной пользы или что-либо недозволять ему из тех же соображений, например, за трещать подвергать себя в научных целях опасным для жизни экспериментам и т.д. Речь идет о непререкаемости правового статуса личности, о недопустимости какого-либо посягательства на него со стороны государства. Это самая запретная зона для государственной власти. Здесь всецело господствует суверенитет права.

Правовой статус личности в таком его понимании является главным устоем правовой государственности. Не случайно дореволюционные русские юристы основной признак правового государства усматривали в ограниченности юрисдикции государственного суверенитета в сфере прав человека. «Ограниченность власти в правовом государстве, — писал Б.А. Кистяковский. — создается признанием за личностью неотъемлемых, ненарушаемых и неприкосновенных прав… есть известная сфера самоуправления и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством напротив, они по существу своему присвоены самой личности. право человек нравственный воспитание

История свидетельствует о том, что и без признания со стороны государства права личности, осознанные как высшая правовая ценность, могут обладать действенной силой. Как известно, акты великих российских реформ 60-70-х годов XIX в. не содержали провозглашения этих прав, во в их защиту было вынесено немало вердиктов присяжных. Суд общественной совести упорно отказывал в наказании за преступные деяния, продиктованные местью за поруганную честь, за нарушения паспортного режима, воспринимаемого народным правосознанием как «удавка» для свободы.

Я считаю, что характерная черта российской деятельности — явная приоритетность общественного над личностным и решение любой ситуации в интересах государства. При подобном положении дел речь идет не столько о способности, сколько о возможности человека действовать. Одних способностей для свободы и отстаивания своих прав недостаточно, необходимы и соответствующие условия. Поэтому более широкая категория возможностей в данном случае принципиально точнее: она содержит указание на то. что необходимо учитывать не только субъективные свойства личности, но и объективные обстоятельства, в которых ей приходится действовать.

Возникает парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: констатируя несовершенство имеющегося законодательства по обеспечению прав и свобод человека, мы настаиваем в то же время на необходимости защиты механизма ограничения прав и свобод. Здесь дело в обратной связи. Личность в любом правовом пространстве быстро адаптируется и добивается реализации своих прав и свобод, создавая новые общественные отношения. которые требуют правового регулирования. зачастую игнорируя интересы самого государства. И тогда в действие вступает механизм ограничения прав и свобод личности, который обеспечивается нормативной базой, принципами законности или целесообразности, механизмом реализации нормы права и т.д. Учитывая большой опыт в данном вопросе со стороны государства, можно смело утверждать, что обеспечение и Защита механизма ограничения прав и свобод человека больших затруднений ни политического, ни социального, ни экономического характера не вызывает.

Такое сложное надстроечное явление, как юридическое пространство, должно представлять собой не только противопоставление, но и гармонию, где данный механизм постоянно совершенствуется. обновляется в интересах личности. Для российского законодательства примером может служить межгосударственное регулирование отношений в области прав и свобод человека, тонко учитывающее национальную и правовую специфику.

В качестве позитивной практики можно привести обоснование ограничений, которые отражены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Оно гласит: ограничения, предусмотренные законом, необходимы в демократическом обществе и служат интересам государственной и общественной безопасности, общественного порядка и защиты прав и свобод граждан.

Я во многом согласна с точкой зрения А. И. Гудкова о том, что реальность прав личности способно обеспечить только сильное государство.

Практика общественного развития России убедительно свидетельствует о том, что «демократические» приемы и средства государственной деятельности не дают должного эффекта, и страна неуклонно скатывается в пропасть экономического хаоса. Подобное положение просматривается практически во всех сферах общественных отношений, в том числе и в сфере права. «Демократические красивости» действующего законодательства, механически заимствованные на Западе, не способны решить проблему реального обеспечения прав личности. Идеализация абстрактных конструкций типа «правовое государство», «гражданское общество», «права человека» приводит к тому, что реальный человек, его потребности и права отходят на второй план, останутся в тени. В результате основная часть населения страны, особенно люди старшего поколения. оказываются экономически и социально незащищенными, а характер и масштабы преступности делают практически каждого потенциальной жертвой. Вполне естественно, что эти процессы находят адекватное отражение в общественном правосознании. Примечательна эволюция правовых представлений и идей в связи с развитием общественных отношений в посттоталитарный период. После известного апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г. и практически до криминальной приватизации, в процессе которой произошло наиболее масштабное после 1917 года перераспределение собственности в обществе, общественное сознание находилось в плену эйфории, вызванной освобождением от тоталитарной идеологии и воцарением «социализма с человеческим лицом». В отечественном правоведении утвердились демократические концепции теории естественного права, а привлекательные идеи свободы, равенства и братства, пережив «второе рождение», казалось, прочно завладели умами российских граждан. Однако российский, а правильнее было бы сказать советский, менталитет характеризуется крайностями — в нем различается только «черное» и «белое». На российской почве демократии западного типа начала ассоциироваться со вседозволенностью, что породило мощную волну правового нигилизма на всех уровнях, которая в итоге «вымыла» из категории «права человека» правовое и социальное содержание.

Вместе с тем. стало ясно. что общество не готово платить экономическим благосостоянием за свободы. Деструктивные процессы во многих сферах отношений, в первую очередь в экономике, в национальных отношениях, в социальной политике породили другую крайность: ряд политиков начали призывать в “сильной руке” в управлении государством, стали раздаваться призывы возрождать экономику “пиночетовскими методами”. Относительное экономическое благополучие периода “развитого социализма” на расстоянии прошедших лет порождает в определённых социальных слоях ностальгические воспоминания и соответствующую политическую ориентацию.

Вполне закономерно, что такое положение вызывает обеспокоенность и юристов: стремление к абсолютизации прав человека и верховенства закона в итоге приводит к забвению обязанностей. Мы не занимаем крайне противоположной позиции, считает А. И. Гудков, в отношении традиционной иерархии правоохраняемых ценностей “человек-общество-государство”, но разделяем мнение о том, что права человека могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и позитивно воздействовать на личность.

Права личности — это стержень правовой системы, начало, определяющее её социальное, политическое и специально-юридическое содержание. В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества, критерием устойчивости его правовой системы и показателем уровня его правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина. Государство нуждается в разумном расширении властных полномочий в отношении общества. Для этого необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы о роли государственной власти в обществе. Государство не должно довольствоваться ролью “ночного сторожа” в обществе, ему следует стать активным участником общественных отношений.

Классификация «ценностей» и «ценностных ориентаций» в социальных науках

Классификацией «ценностей» и «ценностных» ориентаций занимались многие науки, такие как философия, культурология, психология, социальная психология и социология.

Психология рассматривает «ценностные ориентации» как феномен, тесно связанный с познавательными и волевыми процессами, образующими основу отношения к действительности личности. Психология уделяет особое внимание регулирующей функции «ценностных ориентаций» для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях рассматривается роль «ценностных ориентаций» в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.

Социология рассматривает «ценности» и «ценностные ориентации» как идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценки субъектом того или иного явления. Такой подход к проблеме «ценностных ориентаций» предполагает их исследование как компонентов общества, или социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии «ценностные ориентации» и «ценности» рассматриваются как связующее звено между «ценностями» общественного сознания и внутренним миром личности, то есть между социальным миром и миром внутренним, индивидуальным. Так же изучается степень осознанности личностью общественных «ценностей», сила их воздействия на поведение людей.

В данной работе мы рассмотрим классификацию этих понятий в контексте социологии и социальных наук.

Для начала определим, что такое классификация. Классификация представляет собой систему упорядочивания знаний о мире, которая создается путем отбора элементов некоторого упорядоченного множества. Или, простыми словами, классификация – это определенная система понятий или явлений, разделенных на разновидности согласно каким-либо признакам.

Классификация представляет собой форму научных знаний и удовлетворяет следующим критериям полноты:

• обладает определенной глубиной познания для обширного типа культурных, природных и материальных феноменов;

• позволяет обеспечивать возможность решения комплекса задач различного уровня для широкого спектра субъектов;

• предполагает возможность расширения множества классифицируемых объектов и внесения необходимых изменений в структуры классификации;

• обеспечивает возможность сопряжения и сравнения определенной классификации с другими классификациями однородных объектов;

Стоит заметить, что для анализа и типологии «ценностей» и «ценностных ориентаций» необходима методологическая концепция, которая позволила бы обосновать классификацию этих понятий. Для того, чтобы обрести эту методологическую концепцию, обратимся к исследованиям современного американского ученого У. Кена.

Он утверждает, что существует три языка описания мира:

1. Язык «это», объективный, стандартный язык эмпирических, аналитических и системных наук: физики, биологии, экологии, кибернетики, а так же позитивистской социологии и теории систем;

2. Язык «я», предполагающий субъективное восприятие, относящийся больше к гуманитарным дисциплинам, а так же к искусству.

3. Язык «мы», то есть, коллективное мировоззрение, которое наследуется вместе с определенным временем и местом рождения в определенной культуре.

Эмпирическая наука имеет дело с объектами и закономерностями. Искусство связано с субъективным восприятием прекрасного и возвышенного. Мораль, этика касаются нас как личностей и нашего субъектного мира. Данные три аналогичны требованиям достоверности Хабермаса:

• объективная истина,

• субъективная правда

• интерсубъективная справедливость.

Аналогичное разделение можно найти в работах Канта – «Критика чистого разума» как объективная наука, «Критика практического разума» как наука о морали, и «Критика способности суждения» как эстетическая оценка искусства.

На основе этих трех языков различные ученые и философы приводили свои типологии и классификации «ценностей» и «ценностных ориентаций».

Тем не менее, прежде мы перейдем непосредственно к типологиям ценностей, стоит заметить, что классификация данного понятия носит некоторый субъективный характер. Есть такое понятие, как «высшая ценность» и для каждой личности эта «высшая ценность» – своя. Для верующего единственно высшим всегда будет Бог, для философа – Истина, для моралиста – Добро, для художника – Красота.

Как раз социология и психология ставят одной из своих основных задач определить то, что заставляет личность определять для себя свои собственные «высшие ценности», а типология и классификация «ценностей» и «ценностных ориентаций» поможет определить, как именно личность делает свой выбор.

Итак, перейдем к типологии. Современный американский ученый-социолог М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальные ценности – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

2. Инструментальные– убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Примеры терминальных и инструментальных ценностей по Рокичу, для более глубокого понимания и осмысления, представлены в изображениях ниже.

р. 2, терминальные и инструментальные «ценности»

Терминальные «ценности» по Рокичу, в свою очередь, делятся на еще один ряд «ценностей». Этот ряд «ценностей», а так же тип мотиваций будет представлен в изображениях ниже.

р. 2, более подробно о терминальных «ценностях»

Это деление так же соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Так же можно выделить «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни, а так же универсальные общечеловеческие ценности, ключевые для существования и развития человечества.

Так же М. Дюфрен выделил три класса ценностей:

· блага, обращенные к обладанию, то есть, приятное, полезное и прекрасное.

· блага, обращенные к познанию, то есть, истинное.

· блага, обращенные к уважению, то есть священное, гуманное, справедливое.

Ученый и социологом С. Шварцем в 1992 году был проведен многонациональный опрос, направленный на выявление «ценностей», которые люди считают своими главными жизненными принципами, то есть «высшими ценностями»

С. Шварц утверждал, что главный аспект, отделяющий ценности друг от друга – это тип мотивации. Он выделил ценностные блоки, основанием которых были основные человеческие ценности, характеризующие человеческие потребности и имеющие место во всех культурах. К ним автор относит:

· биологические нужды;

· потребности социального взаимодействия;

Выделив ценности в работах других ученых, он сгруппировал их в десять видов мотивации.

Основываясь на главной цели, С.Шварц дал ценностям следующие определения:

· власть;

· гедонизм;

· достижения;

· заботливость;

· безопасность;

· конформизм;

· самостоятельность;

· стимуляция;

· традиционность;

· универсализм;

Последующие результаты подтвердили данную структуру, после чего исследование Шварца прибрело научный отклик. В дальнейшем С. Шварц говорил, что единая система ценностей связана с другими переменными, такими как – установки, поведение, групповое членство.

Более подробно и наглядно классификация «ценностей» по С. Шварцу будет представлена в изображении ниже.

р.3, типология «ценностей» Шварца

В исследовании, проведенном С. Шварцем, описанную совокупность из десяти ценностей можно представить в двумерном пространстве, где одна из осей будет характеризовать открытость опыту, а другая – выход за пределы Я.

Это двумерное представление отражает динамические связи между ценностями. Одновременно придерживаться ценностей, расположенных рядом в двумерном пространстве, не представляет затруднений. Придерживаться же противоположных ценностей, например, стимуляции и конфронтации, довольно трудно.

Дж. Капрара и Д. Сервон рассматривают проблему влияния социальных изменений на «ценности» общества и говорят о наличии феноменов, которые свидетельствуют о сохранении определенных базовых ценностей. При изучении влияния социальных изменений на индивидуальные «ценности» личности необходимо учитывать, интересы каждого индивидуума.

Рассматривая индивидуальную иерархию ценностных ориентаций, Д.А. Леонтьев предлагает свою классификацию и группировку»ценностей» по различным основаниям, в частности противоположные ценности, среди которых:

· конкретные и абстрактные ценности;

· индивидуальные и межличностные;

· активные и пассивные ценности;

· ценности профессиональной реализации и личной жизни;

«Ценностные ориентации» общества в социологии, в отличие от «ценностей» индивидуума во многом изменчивы и неоднородны. Они отличаются неустойчивостью, поскольку они формируются и развиваются в ходе накопления индивидом жизненного опыта в условиях изменяющегося социума.

В связи с этим, «ценностные ориентации» личности и социума, а так же их типология и классификация, представляют интерес для определения и исследования не только для выявления направленности общества, но и для определения влияния и возможно изменения «ценностных ориентаций» в результате совместной деятельности индивидуумов.

В связи с этим, типология «ценностных ориентаций» имеет высокое значение, поскольку в группах характеризующихся низким или чересчур высоким уровнем развития, наиболее отчетливо проявляются доминирующие индивидуальные ценности.

По мнению М.С. Яницкого субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В связи с этим, важно отметить, что развитие «ценностных ориентаций» личности основывается не только исходя из индивидуального опыта, но и в социальном взаимодействии.

Таким образом, в результате социально-коррекционного воздействия, социологи могут оказывать определенное влияние на развитие системы «ценностных ориентаций» молодого поколения и всего социума.

Яницкий М.С. «Ценностные ориентации личности как динамическая система», c. 1–2

Яницкий М.С. «Ценностные ориентации личности как динамическая система», c. 2–3

Диоген Лаэртский,»О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», книга первая, с. 57–59

Конфуций»Суждения и беседы» перевод П. С. Попова, г. 1–5

Гоббс Т. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», г. 4 «О речи».

Гоббс Т. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», г. 10 «О могуществе, ценности, достоинстве, уважении и достойности».

И. Кант, «Основы метафизики нравственности»

О. В. Павенков, «Проблемы изучения ценностей в философском знании», с. 317

Рокич М.Методика «Ценностные ориентации», Психодиагностика.

Ф. Ницше, «По ту сторону добра и зла», с. 255

Яницкий М.С. «Ценностные ориентации личности как динамическая система», c. 6

Яницкий М.С. «Ценностные ориентации личности как динамическая система», c. 6

Шестаков В. А. Основные принципы построения классификации культурных ценностей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 6. С. 232