Что экспортирует Франция?

Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства Франции

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI столетия превысил 25 тыс. евро в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн евро.

Как и Германия, Франция — страна со сложнейшей отраслевой и территориальной структурой хозяйства.

В высокоэффективном сельском хозяйстве занято всего 5% работающего населения, доля сельхозпродукции в ВВП страны не превышает 2%, но по объемам производства Франция занимает 1-е место в Европейском союзе и дает 22% общего объема его сельскохозяйственной продукции. По экспорту ей принадлежит 2-е место в мире после США.

Обрабатываемые земли составляют 33,4 млн га — более половины территории страны. Фруктовые сады и виноградники занимают 4%.

В результате укрупнения хозяйств средняя площадь одного хозяйства Достигла 40 га. В Парижском бассейне, Пикардии и Бри велика доля хозяйств площадью более 100 га.

Половину сельхозпродукции страны дает растениеводство. Ассортимент выращиваемых культур здесь очень широкий, среди них ячмень, кукуруза, рапс, подсолнечник, виноград, соя, разнообразные овощи и фрукты. По ряду ключевых отраслей растениеводства Франция — либо мировой, либо европейский лидер. По сбору пшеницы она занимает 1-е место в Зарубежной Европе, по винограду — 1-е место в мире. Пшеница традиционно возделывается в основном в Парижском бассейне, районах Берри и Тулузы. Сахар производится как Из сахарной свеклы, выращенной также в Парижском бассейне, так и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и Реюньона. После укрупнения хозяйств в северных и центральных регионах поля приобрели правильную геометрическую форму, что благоприятствует использованию техники.

Обширные виноградники размещены в Шампани, Аквитании (район Бордо), Бургундии, в долине Луары и в Лангедоке. Именно эти исторические районы Франции дали название всемирно известным винам, число сортов которых превышает 7 тыс. В окрестностях городов Коньяк и Арманьяк выращивают виноград специально для производства не менее знаменитых более крепких напитков. По сбору фруктов и овощей Франция занимает 3-е место в мире, уступая лишь Италии и Испании.

В животноводстве у Франции не менее сильные позиции. По поголовью крупного рогатого скота (20 млн голов) и производству мяса она занимает 1 -е место в Зарубежной Европе. Тучные стада рыжих и пятнистых буренок — традиционный элемент ландшафта на влажном западе страны, в Нормандии, Бретани, долине Луары. Франция занимает ведущие места в мире по производству многих молочных продуктов, в частности сыра. Культура сыроварения, как и виноградарства, уходит корнями в эпоху Римской империи, насчитывая уже 2 тыс. лет. Во Франции более 2 тыс. сортов сыра, каждый приурочен к определенной исторической местности. Особенно славятся сыры, вырабатываемые на старинных семейных фермах в предгорьях Юры и Альп.

По поголовью свиней и производству мяса птицы Франция уступает только Германии. Овцеводство сосредоточено в основном на юге в предгорьях Пиренеев и Альп, а также на о. Корсика. Последнее время растет популярность овечьих сыров, особенно рокфора. Есть и традиционные национальные пристрастия: гусиная печень из Эльзаса, выращивание или лов устриц на Атлантическом побережье, раз- ведение лошадей на мясо, производство знаменитого лягушачьего «мяса».

Яркие национальные особенности проявляются не только в сельском хозяйстве. Например, Франция — единственная страна мира, где АЭС дают более 70% всей электроэнергии, обеспечивая почти половину ее энергетических потребностей. В стране действует 57 атомных реакторов суммарной мощностью 60 тыс. МВт. Большинство АЭС размещены на реках Луара и Рона.

ТЭС вырабатывают всего 10% электроэнергии, еще 13% — гидроэлектростанции, расположенные в основном в Альпах, Пиренеях и Центральном массиве. Возрастает роль новых источников электроэнергии. Появляется все больше ветровых электростанций, обеспечивающих электроэнергией малые населенные пункты. Геотермальные установки дают тепло более 200 тыс. квартирам в Парижском округе и на юго-западе страны.

Французская индустрия занимает 2-е место в Зарубежной Европе после Германии. Судьбы отраслей промышленности в процессе модернизации экономики страны складывались по-разному. Как и в других развитых странах, многие традиционные отрасли переживают глубокий кризис. Наиболее характерный пример — угольная промышленность. За последние полвека добыча угля сократилась почти в 10 раз и сегодня не превышает 7 млн тонн. Шахты в департаменте Нор-Па-де- Кале закрыты в 1990 г., почти все остальные шахты — в Лотарингии и в Центральном массиве — планируется закрыть к 2005 г Главные поставщики угля во Францию: США, Австралия и Южная Африка.

Другая депрессивная отрасль — черная металлургия. С 1975 г. производство стали во Франции уменьшилось на треть и не превышает 15— 17 млн тонн в год. Спад производства связан с обострением конкуренции со стороны как других видов продукции, прежде всего алюминия и пластмасс, так и более успешных производителей в лице Бразилии и Южной Кореи. Чугунолитейное производство теперь размещается не в традиционных внутренних металлургических центрах (прежде всего в Лотарингии), а в приморских центрах: в Нор-Па-де-Кале и Дюнкерке, где металлургические заводы были переориентированы на импортное сырье, и в Фос-сюр-Мэр вблизи Марселя.

Намного лучше положение алюминиевой промышленности, обеспечивающей нужды прежде всего авто- и авиастроения. Первое в мире месторождение алюминиевой руды было обнаружено более 100 лет назад в местечке Бокс на юге Франции, поэтому руду назвали бокситами. Сегодня самый мощный в стране ультрасовременный завод по производству алюминия, принадлежащий компании «Пешинэ», расположен в Дюнкерке, рядом с атомной электростанцией в Гравлине.

Стабильно работает химическая промышленность. Предприятия основной химии используют местное сырье, в частности калий из Эльзаса, серу из Лака, соль из Лотарингии. Компания «Эр Ликид» — мировой лидер в промышленной переработке газа, крупнейшее месторождение которого находится в Лаке, в предгорьях Пиренеев. Нефтепереработка и нефтехимия тяготеют к портовым городам. Внутри страны нефтехимические предприятия компаний «Эльф-Акитэн» И «СФП-Тоталь» заняли корпуса бывших предприятий углехимии. Своих нефти и газа Франции уже давно не хватает, поэтому велика доля импорта. Франция интегрирована в единую общеевропейскую газовую сеть.

Быстро развивается производство товаров бытовой химии и фармацевтики. Здесь господствуют такие крупные компании, как «Про- ктер энд Гэмбл», «Колгейт-Пальмолив». Отдельно необходимо выделить знаменитую французскую парфюмерию. Фирма «Л’Ореаль» занимает ведущее место в производстве косметических средств. Продукция парфюмерных фирм «Ив Сен-Лоран» и «Шанель» известна во всех странах мира. В России она также широко представлена, од- йако пока еще, к сожалению, не по карману большинству поклонников тонкого французского парфюма.

Одна из старейших отраслей хозяйства Франции — текстильная промышленность. Традиционно она сконцентрирована в трех районах: на севере в промышленно-городской агломерации Лилль—Рубэ— Туркуэн (шерстяное и льняное производство), в южном Эльзасе (хлопчатобумажные ткани) и в Лионской ПГА (трикотаж и синтетические волокна). Французские швейные изделия всегда отличались хорошим вкусом и элегантностью. Для состоятельных модниц Париж — город лучших в мире ателье. Сюда не только съезжаются посмотреть на плоды фантазии лучших модельеров мира, но нередко прилетают из-за океана по нескольку раз на примерки заказанных платьев.

В машиностроительном комплексе ключевая позиция принадлежит автомобилестроению. Франция занимает 4-е место в мире по производству автомобилей (около 3,5 млн в год) и 3-е место по экспорту легковых автомобилей индивидуального пользования (60% производства). Крупнейшие производители — частная группа PSA (более 50% автомобилей), контролирующая заводы «Пежо» и «Ситроен», и государственная компания «Рено» (более 40% автомобилей). На территории Франции корпуса завода «Рено» традиционно располагаются вокруг Парижа и к западу от него вдоль р. Сены вплоть до Гавра. Заводы «Пежо» и «Ситроен» находятся в Сошо-Монбельяре и Страсбурге, на Востоке страны. Сегодня география производства автомобилей этих Марок намного шире и простирается далеко за границы Франции. Покрышками и другими комплектующими выпускаемые автомобили обеспечиваются заводами всемирно известной компании «Мишлен» — крупнейшего производителя шин, головное предприятие которой находится в Клермон-Ферране.

Производство бытовой техники известно в мире прежде всего благодаря продукции компании «Мулинекс», основные предприятия которой расположены в Париже.

Авиационная и космическая промышленность — предмет национальной гордости. Франция одной из первых стран выпустила на пассажирские авиалинии сверхзвуковые самолеты. И хотя судьба знаменитого «Конкорда» складывалась не просто, с самолетом случались трагические аварии, французы не оставляли надежду на развитие сверхзвуковых полетов и до весны 2003 г. упорно продолжали эксплуатировать «конкорды». В рамках грандиозных программ «Аэробус» и ATR, оцениваемых миллиардами долларов, Франция выпускает самолеты вместе с Великобританией и Германией. Аэробус А-340 сегодня единственный в мире реальный конкурент американским «боингам». Главные предприятия авиационной промышленности сосредоточены в Париже и Тулузе. Совместно с другими странами ЕС Франция активно участвует в космических программах и в создании международной космической станции, имеет свои спутники связи. Ракеты «Ариан» регулярно взлетают с французского космодрома Куру в Гвиане.

Франция располагает одним из мощнейших в мире военно-промышленных комплексов, по экспорту вооружений входит в пятерку мировых лидеров. Она известна производством современных танков, истребителей («Мираж»), баллистических ракет средней и большой дальности. Основные заводы по производству вооружений находятся в Иль-де-Франсе, на севере в Бретани, на юге в Провансе и на Лазурном берегу. В Бордо размещен завод «Талез» по производству истребителей. Авиасалон в Бурже — мировой выставочный центр и место заключения коммерческих сделок по купле-продаже военных самолетов и вертолетов. Значительную часть вооружений закупают французские вооруженные силы. Примечательно, что Франция, обладая самой мощной армией в Зарубежной Европе, расходует на образование в 1,5 раза больше, чем на армию (27,8% против 19,8% бюджета страны в 1998 г.).

Намного хуже, чем с ВПК, дело обстоит с французским судостроением. За последнее тридцатилетие ушедшего века производство судов по тоннажу упало с 500 до 70 млн тонн, в 1980—1990-х гг. 80% работающих в отрасли потеряли свои места. Связано это с избыточной грузовместимостью мирового торгового флота и конкуренцией со стороны азиатских производителей, прежде всего Южной Кореи. Старинные судоверфи в Тулоне, Гавре, Сен-Назере выживают в основном за счет судоремонта. Военные судоверфи традиционно располагались в Тулоне и Нанте.

Среди «новейших» отраслей необходимо назвать прежде всего электронную промышленность и биоиндустрию. Первая занимает очень сильные позиции на мировом рынке телекоммуникаций (компания «Франс Телеком» и др.). Широкий спектр продукции — от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры — выпускает фирма «Томпсон». Размещены предприятия электронной промышленности очень дисперсно. Но тяготеют они к наиболее живописным и экологически чистым районам побережий, в особенности юга страны, что связано с повышенными притязаниями К качеству жизни высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых работников этой отрасли.

В условиях теснейшего взаимодействия науки и производства во Франции создаются технополисы — современные центры НИОКР, где разрабатываются наиболее перспективные научно-исследовательские проекты. Самый известный — София-Антиполис на юге страны недалеко от Ниццы.

Во Франции широко внедряются достижения биоиндустрии в самые различные сферы жизни. Достижения генной инженерии используют в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве, экологии. Так же как и в Германии, стремительно набирает темпы экоиндустрия — оборот предприятий «зеленого рынка» оценивается более чем в 5 млрд евро. Приоритетное внимание уделяется водоочистке, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.

В целом размещение промышленности отражает продолжающийся кризис внутренних старопромышленных районов, таких, как Лотарингия и Нор, и активное хозяйственное развитие прибрежных территорий, в особенности на юге.

Огромную роль в экономике страны в последние десятилетия играет сфера нематериального производства, или сфера услуг: транспорт, телекоммуникации, банковские услуги, страхование, торговля, туризм, а также образование, культура, спорт и др. Как уже отмечалось, этот сектор обеспечивает сегодня 70% ВВП страны.

Во Франции уже давно осознали, что такое транспорт для развития страны. За послевоенный период здесь создана одна из самых густых и эффективных транспортных сетей мира. На 100 км2 территории приходится 146 км автомобильных и 6,2 км железных дорог. Главная черта дорожной сети — ярко выраженная радиальная структура с центром в столице. Все ключевые магистрали сходятся в Париже.

Общая протяженность автомобильных дорог достигает почти 1 млн км. По ним осуществляется 60% грузоперевозок и 90% пассажироперевозок (включая индивидуальный автотранспорт). В 1990-х гг. стабильно растут международные автоперевозки, особенно после ввода в строй автомагистралей Париж—Лилль—Брюссель, Перпиньян—Барселона й др.

Железнодорожный транспорт почти весь послевоенный период находился в глубоком кризисе, так как не выдерживал конкуренцию автотранспорта. Длина железнодорожного полотна с 1930-х гг. к концу ушедшего столетия сократилась с 52 до 34 тыс. км. Однако Франция одна из первых в мире начала внедрять скоростные железные дороги, прежде всего для перевозок пассажиров. Хотя железнодорожным транспортом пользуются менее 10% пассажиров, скоростные поезда (TGV) популярны, особенно среди туристов, путешествующих по Европе. Каждый час с Северного вокзала столицы отправляется поезд «Еврос;гар», прибывающий через 3 часа на вокзал Ватерлоо в Лондоне, 54 км пути он проходит по тоннелю под Ла-Маншем. Поезд «Талис» — за 1 час 25 минут (!) «долетает» до Брюсселя. Внутри страны большой популярностью пользуются скоростные линии TGV Париж—Лион—Марсель, Париж—Тур—Бордо и Париж—Лимож—Тулуза.

Парижский авиаузел по пассажироперевозкам занимает 2-е место после Лондона. Огромное достоинство организации транспортных узлов в Париже — сведение в один пункт разных видов транспорта. Например, прилетев в аэропорт Руасси—Шарль-де-Голль, пассажир за считанные минуты, с тележкой, успевает перейти на железнодорожную станцию, станцию метро (RER), автовокзал или стоянку такси.

Занимая 4-е место в мире по экспорту, Франция находится всего на 27-м месте по морским перевозкам. Из 70 портов относительно крупные только два: Марсель-Фос (90 млн т) на Средиземноморье и Гавр (56 млн т) на севере в Па-де-Кале. В последние годы растут морские перевозки туристов, особенно из Кале и Шербура в порты Великобритании.

Грузо- и пассажирооборот речного транспорта невысокий. Несмотря на наличие густой речной сети, судоходная ее часть отстает от современных требований, плохо оборудована. Грузоперевозки по рекам в последние полвека многократно сократились из-за низкой рентабельности. Некоторое оживление наблюдается на реках, имеющих туристское значение. Например, очень популярен изумительно красивый речной маршрут «Замки Луары». Главные речные порты — Париж (р. Сена) и Страсбург (р. Рейн).

Во Франции зарегистрировано более 30 млн телефонных абонентов и уже более 35 млн абонентов мобильной телефонной связи (2002). Компания «Франс Телеком» входит в десятку крупнейших телекоммуникационных компаний мира. Счет пользователей Интернетом также пошел с середины 1990-х гг. на миллионы. Во многом это результат целевой государственной политики, направленной на преодоление отставания в этой сфере от мирового лидера США. Стремительно растет число французских страниц в Интернете.

Банковская деятельность обеспечивает 4% ВВП, что сопоставимо с какими секторами экономики, как транспорт, энергетика и сельское хозяйство. Возрастает интернационализация банковской деятельности, отражая стремление Франции увеличить мировую финансовую роль Парижа. Свыше тысячи отделений французских банков функционируют в 140 странах мира. После отказа в 2000 г. от национальной валюты — франка и вхождения в зону евро французский финансовый рынок стал неотъемлемой частью рынка общеевропейского. Французская система страхования находится на 4-м месте в мире — ее оборот в 2000 г. превышал 175 млрд долл.

Одна из ключевых отраслей специализации Франции — туризм. 0то самая посещаемая страна мира, за год она принимает 60—70 млн туристов, из которых почти 90% — европейцы. В стране насчитывается 12 тыс. памятников, находящихся под охраной государства, и 1200 музеев. Здесь первоклассная инфраструктура туризма, гостиничная сеть включает 45 тыс. гостиниц (1 млн номеров). «Туриндустрия» — мощный двигатель развития страны, она обеспечивает 1,5 млн рабочих мест и приносит около 125 млрд долларов дохода. Основные курортные зоны Франции расположены на море; это аристократические Довилль на севере и Ницца на юге, а также Аркашон и Биарриц. По числу приезжающих туристов лидирует регион Прованс—Альпы— Лазурный берег. Туризм дал «новое дыхание» многим бывшим депрессивным приморским районам, таким, как Лангедок и Ланды, замедлил отток населения из горных районов.

Горный туризм во Франции зародился в Шамони еще до Второй мировой войны. Здесь самая длинная горнолыжная трасса в Европе — более 20 км. Особенно популярным горнолыжный туризм стал после проведения зимних Олимпийских игр в Гренобле (1968) и Альбервилле (1992). В последнее десятилетие растет интерес к «зеленому» — экологическому — туризму. Он, в частности, позволяет крестьянам получать дополнительные доходы от аренды комнат и домов и оборудования кемпингов на фермах. Особенно активно «зеленый» туризм развивается в долине Роны и Центральном массиве.

Франция по праву гордится тем, что создала одну из самых передовых и эффективных систем образования и профессиональной подготовки. Как уже отмечалось, государство тратит на образование в 1,5 раза больше, чем на армию. 80% учащихся оканчивают не только среднюю школу (коллеж), но и лицеи, получая дипломы бакалавров. В системе высшего образования работают 130 тыс. преподавателей и научных сотрудников. В университетах Франции обучаются более 1,5 млн студентов, 10% из них — иностранцы, в основном выходцы из бывших французских колоний. Выпускники парижского университета Сорбонна славятся блестящим образованием в области гуманитарных наук. Престижные университеты расположены также в Лилле, Тулузе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси.

Сложная отраслевая структура и различие в факторах размещения отраслей обусловливают не менее сложный рисунок общего территориального устройства страны. К интегральным чертам современной территориальной структуры хозяйства можно отнести:

  • сохраняющуюся ключевую роль столичного региона. Несмотря на то что вес Большого Парижа в хозяйстве страны постепенно уменьшается, он остается огромным, здесь концентрируется почти четверть производства страны;
  • качественную перестройку хозяйства северо-востока и востока, связанную с глубоким кризисом традиционных отраслей экономики: угольной промышленности, черной металлургии и текстильной промышленности;
  • стабилизацию развития центральных районов страны, стимулирование развития экономики второго города страны Лиона;
  • динамичное развитие прибискайского и средиземноморского побережий, прежде всего за счет развития здесь авангардных отраслей промышленности, интенсификации сельского хозяйства и улучшения инфраструктуры туризма.

География. 11 класс

Название предмета, класс: география, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №3 «Зарубежная Европа. Комплексная характеристика стран (Франция, Польша)»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Комплексная характеристика стран Франции и Польши.
  • Международная специализация стран и регионов Европы.
  • Ведущие страны-экспортёры основных видов продукции.
  • Современные проблемы развития Европы.

Глоссарий по теме: международная специализация, международное географическое разделение труда, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Комплексная характеристика Франции

Французская Республика – самая большая страна Западной Европы, её площадь достигает 551,5 тыс. км2. Франции принадлежит несколько островов в Средиземном море и Бискайском заливе, самым крупным из которых является остров Корсика. Франция владеет также территорией в Америке – 3 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана), Африке (Реюньон, Майотта) и Океании, общая площадь которых достигает 127 тыс. км2. Французская метрополия (континентальная часть) состоит с 2015 года из 12 регионов (13 регион – о. Корсика) и 96 департаментов, занимает крайнюю западную часть Европы. На западе омывается водами Бискайского залива, на северо-западе – проливами Ла-Манш, Па-де-Кале, которые отделяют Францию от Великобритании

Франция является президентско-парламентской республикой, унитарным государством. Она входит в состав «Большой семёрки», многих международных организаций: является постоянным членом Совета Безопасности ООН, ОЭСР, ВТО, МВФ, ЮНИДО, с 1957 г. – Европейского союза, зоны евро. В 2009 году страна снова вступила в НАТО. Столица – город Париж (2196 тыс. чел.). Больше миллиона человек живёт в агломерациях Марселя, Лиона, Лилля.

Население

На 1 января 2018 года число людей, живущих во Франции, достигло 66 991 000 человек. Хотя суммарный коэффициент рождаемости во Франции – один из самых высоких в Европе, но этого недостаточно для увеличения численности населения. Население увеличивается из-за высокого миграционного прироста и большой продолжительности жизни, которая во Франции достигает 77 лет для мужчин и 84 года – для женщин.

Средняя плотность – около 108 человек на 1 км2. Этнический состав однороден, около 90% населения – французы, большая часть которых – католики. Мусульман много среди иммигрантов. В половом составе преобладают женщины. В возрастной структуре населения неуклонно растёт доля пожилых людей. Как и для всех европейских стран, для Франции характерен высокий уровень урбанизации. Большая часть населения занята в непроизводственной сфере.

Хозяйство

Промышленность – главная сфера экономики Франции. На неё приходится более 30% национального ВВП и половина от всей экспортируемой государством продукции. Более того, в данной сфере работает около 27% от всех занятых жителей страны. Главные отрасли специализации промышленности – это машиностроение, энергетика, химическая и пищевая промышленность.

В международном разделении труда Франция специализируется в таких направлениях, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС. Французские марки автомобилей «Пежо» и «Рено» занимают заметную часть в мировом автомобилестроении.

Каждое пятое рабочее место в стране обеспечивается за счёт новейших отраслей. Авиакосмическая промышленность Франции, являясь одной из них, производит, кроме самолётов и вертолётов, ещё космические ракетоносители (программа «Ариан»). Предприятия отрасли сосредоточены вокруг Парижа и в юго-западной части страны. Большая часть производимой авиакосмической промышленности идёт на экспорт. В 12 километрах от Парижа, в Ле-Бурже, находится самый известный международный авиасалон. Французская фирма «Алкатель» занимает лидирующие позиции по производству телекоммуникационного оборудования.

Из-за дефицита топливных ресурсов во Франции развивается ядерная энергетика на собственной и привозной урановой руде. Большая часть электроэнергии производится на атомных электростанциях. Дефицит топливных ресурсов приводит к зависимости от их импорта.

Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Металлургические комбинаты в городах Фоссе и Дюнкерк расположены возле моря, что позволяет существенно экономить на транспортировке прибывающего в порты импортного сырья.

Во Франции исторически занимаются производством разнообразных тканей, треть которых экспортируют. В департаментах севера Франции располагаются джутовые, льняные, хлопкопрядильные и шерстяные заводы. На парижских хлопчатобумажных фабриках изготавливают знаменитый трикотаж, с которым мы знакомы, благодаря рубашкам-поло фирмы «Лакоста». В Лионе изготавливают синтетические ткани.

По объёму производства и экспорту различных химических веществ государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. В пищевой промышленности лидирует мясо-молочное производство.

Производство сельхозпродукции отличается неравномерным размещением, что объясняется различными природными факторами. В основном крупные сельхозпредприятия находятся на севере, где раскинулись бескрайние равнины. Большую часть сельхозпродукции даёт животноводство. Благодаря ему, французы получают знаменитое сливочное масло, разнообразные сорта сыров, мясо говядины. Французские сыры, мясо всегда славились своим качеством, поэтому сельхозпроизводители резко высказываются о применении генномодифицированных продуктов. Солнечные долины, многовековой опыт – всё это позволяет не терять уверенных позиций в экспорте знаменитых французских вин.

В экономике Франции большое значение имеет морское рыболовство и разведение устриц.

Транспорт

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей. Железнодорожный транспорт связывает все части страны. Знаменитые скоростные поезда за час могут преодолеть более трёхсот километров и доставить жителей как в населённые пункты Франции, так и за её пределы, например, в Нидерланды. Уровень развития железнодорожного транспорта вызывает зависть и восхищение жителей соседних европейских государств.

Франция – один из крупнейших районов международного туризма. Курорты французской Ривьеры, Канны, Ницца привлекают миллионы туристов со всех уголков Земли. Не остаются без внимания и памятники истории и культуры различных периодов развития человеческой цивилизации. Собор Парижской Богоматери, Лувр, самый посещаемый город-памятник Версаль, замки Луары, Диснейленд – это далеко не полный список достопримечательностей, привлекающих туристов.

Внешние экономические связи

Франция экспортирует продукцию машиностроения – транспортные средства, оборудование для атомных электростанций, самолёты, вертолёты, космические ракетоносители. В структуре экспорта большую часть занимают химические вещества, лекарства, парфюмерная и косметическая продукция, ткани и одежда. Франция занимается поставкой вин и сельхозпродукции.

Основным рынком сбыта французской продукции являются страны Западной Европы, главным партнёром является Германия. Импортирует Франция топливные ресурсы, сырую нефть, оборудование.

Комплексная характеристика Польши

Польша – это восточноевропейское государство, которое граничит с семью странами: с Германией, Чехией, Словакией, Украиной, Беларусью, Литвой и Россией. Её площадь составляет 312,7 тыс. км2. На севере Польша омывается Балтийским морем. Экономико-географическое положение страны выгодное, так как она имеет удобный выход в Мировой океан, граничит с развитыми странами. Через Польшу проходят транзитные пути с севера на юг и с запада на восток. Судоходные маршруты разных направлений проходят по Балтийскому морю.

Польша является парламентско-президентской республикой, унитарным государством. Она входит в состав многих международных организаций: ООН, ОЭСР, ВТО, МВФ, ЮНИДО, с 1999 г. – член НАТО, в 2004 году вступила в Евросоюз. Столица – город Варшава (1758 тыс. чел.). К крупным городам относятся Краков, Лодзь, Вроцлав, Познань.

Население

Численность населения Польши – 38,6 миллионов человек. Высокий уровень миграции в западноевропейские страны, несмотря на положительный естественный прирост населения, не приводит к быстрому увеличению населения. С 2004 года после вступления Польши в Европейский союз тысячи поляков эмигрировали в страны Западной Европы в поисках работы. Средняя плотность населения составляет 123 человека на кв. км. Население размещено неравномерно, южные воеводства заселены лучше, чем северные. Продолжительность жизни мужчин –70 лет, а женщин – до 82 лет. Эти достаточно высокие для государства Восточной Европы показатели можно объяснить образом жизни самих поляков. Среди них мало курящих и страдающих лишним весом. В городах проживает 61,8% граждан, а в сельской местности – 38,2%. По результатам статистики средний возраст жителя Польши – 35 лет. Всего 57% населения находится в трудоспособном возрасте, поэтому Польша испытывает дефицит трудовых ресурсов. Польша – классический пример однонациональных стран мира, 98% населения – это поляки, которые ревностно относятся к защите своей нации. Беженцев из Северной Африки и Азии здесь очень мало. Самой влиятельной религией в стране является христианство (римский католицизм), приверженцами которого по разным оценкам являются от 75 до 95 процентов населения.

Хозяйство

Правительство Польши прикладывает большие усилия для создания условий полной интеграции национальной экономики в западноевропейские экономические структуры. Промышленность играет главную роль в национальном доходе. Горнодобывающая промышленность, особенно каменного и бурого угля, занимает большую часть в её отраслевой структуре хозяйства. На современном этапе происходит сдвиг в сторону увеличения доли машиностроения и химической промышленности. На предприятиях Польши производят рыболовные суда, металлоёмкое оборудование для промышленности, пассажирские вагоны, дорожные машины. Металлургические заводы выплавляют много металлов, особенно цинка.

Химическая промышленность специализируется на производстве серной кислоты, удобрений, фармацевтических, парфюмерно-косметических товаров. Текстильная промышленность производит хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани.

В отраслевой структуре сельского хозяйства Польши выделяется растениеводство. Агроклиматические условия позволяют выращивать все основные культуры умеренного пояса. Рожь, пшеница, ячмень, овёс и картофель – это основные культуры растениеводства. В стране выращивают также сахарную свёклу, лён, разнообразные овощи и ягоды. Садоводство характеризуется, прежде всего, выращиванием яблонь и ягодных культур. Поэтому в больших объёмах страна экспортирует яблоки, клубнику, малину, смородину.

Животноводство характеризуется развитием молочно-мясного скотоводства, свиноводства и птицеводства. Польша – основной поставщик куриных яиц в страны Евросоюза.

Транспорт

В Польше развиты все виды транспорта, но особенно выделяется железнодорожный транспорт. Польша – важная транзитная страна, её дорожная сеть составляет 375 000 км. Исторически сложилась густая сеть автодорог на западе, юго-западе и в центре страны. Морские порты Гданьска, Гдыни и Щецина характеризуются большим грузооборотом.

Внешние экономические связи

Польский экспорт представлен на 43% продукцией машиностроения (оборудование для сахарной и химической промышленности, морские суда, горно-шахтное оборудование). 14% экспорта составляет сырьё – уголь, медь, серебро. Польша является крупным поставщиком кокса. Сельскохозяйственная продукция составляет 10% польского экспорта. Она ввозит в страну нефть и нефтепродукты, алюминий. Большое количество железных, марганцевых и хромовых руд экспортируется для польской металлургии. Существенное влияние на внешнюю торговлю оказывает увеличивающийся товарооборот со странами Центральной и Восточной Европы.

Территориально промышленность Польши размещена неравномерно. Больше всего промышленных предприятий находится на юге страны.

Польша – это индустриально-аграрная страна. Она по всем экономическим показателям относится к странам с развивающейся экономикой, что объясняется процессом адаптации в Евросоюзе. Этим она отличается от сформировавшейся и высокоразвитой экономики Франции, которая сейчас выдвигает идеи «нового завоевания западноевропейского рынка».

Сравнительная комплексная характеристика стран Франции и Польши

Таблица 1 – Сравнительная комплексная характеристика Польши и Франции

План

Польша

Франция

1. Географическое положение

Восточная Европа, выход к Балтийскому морю, граничит с 7 странами, перекрёсток транзитных путей

Западная Европа, омывается Атлантическим океаном и Средиземным морем. Граничит на суше с 8 странами. Пересечение транзитных путей

2. Площадь территории, тыс. км2

312,7

551,5

3. Форма государственного управления

Президентско-парламентская республика

Президентско-парламентская республика

4. Система государственного устройства

Унитарное государство (16 воеводств)

Унитарное государство (18 регионов, включая заморские)

5. Количество населения, млн. человек

38,6

6. Национальный состав

Поляки (98%), немцы, украинцы

Около 90% – французы

7. Тип воспроизводства

Первый

Первый

8. Средняя плотность населения, чел./км2

9. Уровень урбанизации, %

10. Природные ресурсы

Минеральные

Минеральные, рекреационные

11. Основные полезные ископаемые

Каменный и бурый уголь, полиметаллические руды, соль, незначительные запасы нефти, природного газа

Железная и урановая руда, бокситы, калийные и каменные соли, уголь, цинк, медь, свинец, никель

12. Ведущие отрасли промышленности

Машиностроение, чёрная и цветная металлургия, горнодобывающая, химическая, пищевая, фармацевтическая, текстильная

Аэрокосмическая и военная промышленность, автомобилестроение, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, химическая промышленность (фармацевтика, парфюмерия)

13. Ведущие сельскохозяйственные отрасли

Растениеводство (картофель, зерновые, сахарная свёкла, овощи), животноводство (свиноводство, крупный рогатый скот)

Растениеводство (зерновые, картофель, лён), мясомолочное животноводство

14. Транспорт

Развиваются все виды транспорта, основная часть перевозок приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт

Развиваются все виды транспорта, основная часть перевозок приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт – скоростной

15. Структура экспорта

Каменный уголь, кокс, медь, цинк, сера, электротехническое и электронное оборудование, транспортные средства, замороженные овощи, мясо, текстиль

Реактивные двигатели, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины, парфюмерия и косметика, вино

16. Структура импорта

Машины и оборудование, нефть, руды металлов, химическая продукция

Машины и оборудование, химическая продукция

Таблица 2 – Некоторые показатели экономического развития стран

Международная специализация стран и регионов Европы

На мировом рынке страны зарубежной Европы выделяются определённой международной специализацией.

Для Швеции и Финляндии лесная и деревообрабатывающая промышленность – важные отрасли международной специализации. На производстве одежды и обуви специализируются Португалия, Чехия и Словакия. Бельгия в международном разделении труда специализируется не только на обработке алмазов, но и на производстве продуктов биотехнологии. Отраслью специализации Белоруссии является производство грузовых автомобилей и тракторов.

Многие страны Западной Европы имеют несколько отраслей специализации. Так, в Германии получили развитие машиностроение (Mercedes, BMW, Volkswagen, Siemens), фармацевтика (Bayer), текстильная (Adidas, Puma) и пищевая (пивоварение) промышленности. Швейцария оказывает банковские услуги, знаменита производством точных часов, фармацевтической и пищевой промышленностью. В Нидерландах развито машиностроение (Philips), нефтехимия (Shell), металлургия и пищевая промышленность.

Современные проблемы развития Европы

Как и любой регион мира, Европу не обошли проблемы. К ним можно отнести:

  • низкий темп экономического развития – многие эксперты это объясняют социальной ориентированностью экономики;
  • отставание европейской промышленности в области высокотехнологических отраслей, что требует коренной перестройки отраслевой структуры хозяйства;
  • во многих странах Европы высокий уровень безработицы;
  • включение в состав Евросоюза новых членов – стран Восточной Европы, развитие которых требует значительных финансовых вливаний;
  • предстоящий выход Великобритании из Евросоюза;
  • рост числа мигрантов и беженцев;
  • рост терроризма.

Будем надеяться, что страны Европы во главе со своими правительствами сообща решат возникшие проблемы.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Задание: введите в текстовое поле название страны, которую определите по описанию ниже.

Страна с радиальной сетью дорог, сходящихся к столице, со значительными различиями в сельскохозяйственной специализации северных и южных районов. Она имеет развитое машиностроение, атомную энергетику, лёгкую и парфюмерную промышленность.

Рекомендации к выполнению задания:

Внимательно прочитайте текст описания. Выделите и проанализируйте все признаки, указанные в описании. Найдите такую страну, которой будут соответствовать все признаки. После того, как вы сделали предположение, о какой стране идёт речь, подумайте, какие ещё страны подходят под описание. Затем определите, что их отличает от вашего предполагаемого выбора. Надо найти те особенности, которые присущи только одной стране. Если в первых предложениях признаки общие и подходят для многих стран, то в третьем предложении по специализации страны – сочетание атомной и парфюмерной промышленности – сразу натолкнёт вас на мысль, что эта страна – Франция.

Ответ: Франция.

2. Филворд – английский кроссворд. Выделите цветом в филворде пять стран Европейского союза, с которыми Франция граничит на материке.

Таблица 3 – Филворд «Страны Европейского союза»

л

ю

к

с

е

м

б

у

р

г

и

з

б

е

л

ь

г

и

я

г

с

и

р

м

л

и

т

в

а

е

п

т

о

о

ч

е

х

и

я

р

а

а

с

н

у

р

о

к

и

м

н

л

с

а

о

н

е

с

ф

а

и

и

и

к

л

г

д

ш

ш

н

я

я

я

о

п

р

т

о

л

и

ш

в

е

й

ц

а

р

и

я

я

Рекомендации к выполнению задания:

Внимательно прочитайте текст задания. Обратите внимание на условие задачи – граничит на материке и только со странами Евросоюза. Изучая материал конспекта, вы обратили внимание, что Мальта, Андорра, Швейцария – соседи Франции, не входят в Евросоюз, а названия некоторых этих стран есть в таблице (Швейцария, Мальта).

Правильный ответ: в филворде выделены цветом страны Испания, Италия, Германия, Люксембург, Бельгия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Экспорт и импорт Франции

В 2010 году объем экспорта составил 508,7 млрд. долл., а объем импорта — 577,7 млрд. долл.

Франция известна как экспортер средств транспорта (автомобилей, самолетов, судов), электротехнических изделий, стали и алюминия, тканей и одежды, зерна и вина, мяса и молока.

Покупает же Франция прежде всего нефть и газ, каменный уголь, цветные металлы, целлюлозу, шерсть, а также хлопок, кофе, какао и другие продукты сельского хозяйства южных стран.

Самый крупный торговый партнер Франции — Германия, в торговле с которой она имеет в последние годы хронический дефицит. Кроме европейских стран в импорте велика доля США.

Торговый баланс Франции активен, экспорт превышает импорт, однако темпы роста импорта превышают темпы роста экспорта. Доля экспорта в ВВП в 2010 г. составляла 23,5%. Франция — четвертый в мире экспортер и импортер товаров. Товарный экспорт в 2010 г. составлял 307 млрд долл. — 5,7 мирового экспорта; товарный импорт — 287,2 млрд долл. — 5,2 мирового импорта. Что касается услуг, то общий объем их экспорта в 2010 г. превысил 78,6 млрд долл. (6,1% мирового), а импорта — 62,8 млрд долл. (4,9 %).

Примерно 1/7 часть ее национального продукта экспортируется. На долю промышленности приходится около 4/5 национального экспорта товаров и услуг.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60 процентов экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16 процентов экспорта и 20 процентов импорта. На втором месте Италия (12 процентов). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1 процента экспорта).

В товарной структуре экспорта страны преобладает транспортное машиностроение (автомобили, самолеты, вертолеты, локомотивы), оружие, оборудование для АЭС, космическая техника, электротехника, сталь и алюминий, ткани и одежда. Благодаря успешному развитию ядерной энергетики Франция занимает первое место в регионе среди экспортеров электроэнергии. Вместе с тем доля товаров повышенной и высокой технологии в экспорте страны ниже, чем в экспорте США, Японии и Германии. По стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Франция уступает только США. Это мировой лидер в экспорте спиртных напитков, зерна, молочных продуктов, сахара и др. и в то же время крупный покупатель дешевых вин из средиземноморских стран.

Объем экспорта Франции представлен на рисунке ниже.

Импорт Франции (21 процент ВВП) превышает 50 процентов объема производства продукции таких важнейших отраслей современной промышленности, как основная химия, производство электротехнического и электронного оборудования; около 60 процентов объема импорта приходится на инвестиционные товары. Громадный импорт нефти — главная причина дефицита торгового баланса.

Ввозятся также кофе, какао, чай и другие продукты тропического сельского хозяйства.

Многие французские изделия отличаются высоким качеством и новизной, но не все они выдерживают конкуренцию иностранных изделий даже на внутреннем рынке, поэтому около 1/3 продаваемых в стране товаров — импортные.

Объем импорта Франции представлен на рисунке ниже.

Проведенный экспертами анализ ситуации на мировом рынке продемонстрировал, что из-за 15-процентного падения фунта стерлингов по причине принятия решения Великобританией выхода из ЕС экономика Франции обогнала английскую и стала пятой в мире и второй в Европе после экономики Германии. Географическое положение в западной части Европы обеспечивает Франции выход на основные торговые пути Атлантики и Средиземного моря. Сегодня Французская Республика играет на мировой арене одну из главных ролей.

Харктеристика и структура экономики Франции

Французская Республика – высокоразвитое государство, космическая и ядерная держава. В ней господствует экономическая система, которую принято называть этатистской. Это означает, что высокий уровень экономического развития Франции достигается благодаря большой доле государственного сектора.

Господин Эдуар Балладюр, занимавший в середине 90-х годов XX века должность премьер-министра, дал точную характеристику модели хозяйственной жизни страны. Он назвал государство планификатором, подразумевая, что оно разрабатывает планы развития и жестко их контролирует.

Подтверждают этот тезис следующие факторы:

  • на долю государства приходится почти третья часть от всей работающей во благо экономики собственности;
  • во Франции действует смешанная экономика. При этом государственный сектор обеспечивает занятость около четверти всего трудоспособного населения страны;
  • через консолидированный бюджет государство перераспределяет более половины от общего объема ВВП.

По итогам I квартала 2019 года рост экономики страны составил 0,3 %. Идентичная цифра была зафиксирована по окончании IV квартала 2019 года. Такая стабильность позволила министру экономики и развития г-ну Бруно ле Мэру высказать мнение, что экономическое положение Франции по сравнению с ее партнерами-членами Евросоюза вызывает хоть и сдержанный, но все-таки больший оптимизм.

А то, что показатель роста оказался меньше прогнозируемого ( 0,4 %), финансовые аналитики объясняют замедлением подъема экономики государств Еврозоны. Этот фактор негативно отразился на общем объеме международного товарооборота в Европейском экономическом сообществе.

Смягчить последствия данного явления во Франции позволили рост внутреннего спроса и увеличение уровня инвестиций на 0,5 % в конце 2019 – начале 2019 года.

По состоянию на II квартал 2019 года внешний долг Франции достиг отметки 2,903 трлн долларов, что в пересчете на душу населения составляет 44 282 долл. Много это или мало?

Для сравнения: размер госдолга США на это же время был равен 22,033 трлн или более 50 тыс. долларов на каждого гражданина. Даже благополучная Швейцария имеет немалый внешний долг: 195,05 млрд или более 23 тыс. долларов на душу населения.

В контексте вопроса, какая экономика во Франции, размер внешнего долга характеризует возможность правительства страны свободно перераспределять имеющиеся ресурсы с учетом приоритетных потребностей местных жителей, а не свидетельствует напрямую об уровне их достатка. Например, государственный долг Бурунди составляет в пересчете на каждого ее гражданина всего 436 долл., хоть по уровню благосостояния населения эта страна считается самой бедной в мире.

ВВП Французской Республики по годам, по отраслям и на душу населения

Валовый внутренний продукт (далее – ВВП) отражает произошедшее на протяжении года изменение стоимости (с поправкой на инфляцию) всех услуг и товаров, которые были произведены на территории государства. Финансисты рассматривают этот показатель как ключевой индикатор здоровья экономики.

Динамика изменения ВВП Франции по годам представлена на следующем графике:

Резкий рост ВВП Французской Республики с 2001 по 2007 год обусловлен тем, что правительство запустило новую волну либерализации условий ведения бизнес-деятельности, и приватизацией, активное участие в которой принял иностранный капитал из государств Евросоюза.

Численные данные можно узнать, изучив таблицу.

Как формируется бюджет Франции

Госбюджет Французской Республики формируется на основе данных о расходах и доходах, необходимых для удовлетворения потребностей государства на протяжении определенного временного интервала. Разрабатывают и подают правительству эти сведения финансово-аналитические подразделения, представляющие ведущие отрасли экономики Франции.

Рассмотрим сначала цифры, отображающие состояние базовых секторов французской экономики на окончание 2019 года. Именно они использовались при формировании бюджета страны на 2019 год.

Основной отраслью Франции является сфера услуг. В ВВП на ее долю приходится порядка 68 %. Из них 53 % – это торговые услуги, а 15 % – неторговые.

Наименьший вклад в ВВП страны вносит сельское хозяйство – около 2 %. Однако при этом Франция является крупнейшим в Европе производителем сельхозпродукции. Более подробно эта тема будет рассмотрена ниже.

На долю промышленного сектора в ВВП государства приходится 23 %. В число главных производственных отраслей Франции входят металлургия и энергетика.

Совершенно определенно можно утверждать, что основная промышленность Франции – это общее и транспортное машиностроение. В области производства и экспорта машин различного предназначения эта страна является одним из мировых лидеров. Интересно, что сконцентрированы предприятия данного профиля деятельности в столице и ее окрестностях – порядка 25 %.

Специализация французской промышленности на международном рынке связана в первую очередь с выпуском автомобилей, оборудования для АЭС, авиационной и космической техники, а также вооружения.

В число ведущих отраслей страны входит и химическая промышленность. Рекордный рост производства на 4,6 % был зафиксирован в 2017 году. Положительная тенденция коснулась всех секторов данной отрасли, но в особенности производства бытовых чистящих средств (увеличение составило 8,2 %), а также продукции органической химии (прирост на 7,5 %).

Что интересно: в Германии рост производства в 2017 году был меньше (+2,6 %), однако немецкий химпром выпускал на тот момент продукции почти в 2 раза больше, чем французский.

Территория Франции на 26 % покрыта лесами. Но, несмотря на такой внушительный потенциал, в XX веке вес первичного сектора в экономике страны снизился. Входящая в него лесная промышленность совместно со сферами рыболовства и сельского хозяйства обеспечивала в 2007 году 2,1 % ВВП, а работало в данном секторе тогда 4,4 % от всего трудоустроенного населения. Это максимальные показатели, которые были достигнуты отраслью в XXI столетии.

И несколько слов о строительной индустрии. Ее вклад в ВВП страны составляет порядка 7 %. Максимальные показатели были зафиксированы в 2016 году. Тогда стоимость строительных работ достигла отметки 226,1 млрд евро, а трудились в отрасли 1,53 млн человек.

Основные секторы и производители Французской Республики

Производство во Франции обеспечивает рабочими местами примерно 30 % от общей численности населения страны, является объектом 40 % инвестиций и дает порядка 70 % экспорта. Цветная металлургия – одна из его ключевых составляющих.

Особого внимания заслуживает деятельность в этой сфере компании Cogema. Она – единственная в западных странах корпорация, реализующая полный ядерно-топливный производственный цикл. Другие известные французские компании, специализацией которых является цветная металлургия, – Pechiney и Metaleurope.

В число ведущих отраслей экономики Франции входит, безусловно, автомобилестроение. Большинство предприятий данного сектора расположены на севере страны – в Нормандии, и на северо-востоке – в Эльзасе. Автотранспорт французского производства заслужил мировую известность благодаря высокому качеству и полному соответствию современным требованиям безопасности.

Ведущими автомобилестроительными компаниями Французской Республики являются Peugeot-Citroen и Renault. На заводах и в проектных институтах этих концернов работает в общей сложности свыше 2,5 млн человек.

Освоено во Франции также производство гражданских и военных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Занято в авиастроении порядка 40 тыс. рабочих. Основные компании, специализирующиеся на производстве летательной техники: Airbus Group, Dassault Aviation и Safran SA.

Разговор о том, что производит Франция, был бы неполным без упоминания парфюмерно-косметической продукции. Многие бренды являются лидерами определенных ниш на мировом рынке. Современные многочисленные поклонницы французских духов чаще всего отдают предпочтение продукции Chanel, Lanvin, Chloe, Christian Dior, Nina Ricci, Yves Rocher и L’oreal.

Важную позицию во Французской Республике занимает пищевая промышленность. В данной сфере трудоустроено около 585 тыс. человек. Ее основой являются средние и малые предприятия, на долю крупных компаний приходится всего 2 %. Основные секторы пищевой промышленности:

  • мясо-молочная продукция;
  • виноделие, особенно в провинциях Bordeaux, Champagne и Bourgogne;
  • хлебобулочные изделия;
  • морепродукты и подвергнутая переработке рыба;
  • крупы и мука;
  • фрукты и прошедшие процедуру переработки овощи;
  • жиры и масла;
  • вкусовые добавки, приправы, соусы.

Отметим, что большое внимание во Франции уделяется проблеме качества продуктов. Между тем, в 2016 году был введен закон, запрещающий предприятиям торговли уничтожать или выбрасывать продукцию, которая не была вовремя продана, но осталась пригодной к употреблению. Такие товары подлежат передаче в благотворительные организации с последующим распределением между нуждающимися.

Несколько слов о фармацевтической промышленности. Трудоустроено в этой отрасли около 94 тыс. человек и Франция занимает среди государств-производителей лекарственных препаратов 4-е место в мире. Самым крупным фармацевтическим предприятием является компания Sanofi. Ее представительства открыты более чем в 100 странах, а штаб-квартира находится в Париже.

Составляющие французской экономики

Экономика Франции хорошо диверсифицирована по всем секторам. Рассмотрим ее основные составляющие.

Банковская система и банки

Банковская система Французской Республики трехуровневая:

  1. Банк Франции. Его основной задачей является поддержка монетарной и ценовой стабильности в стране.
  2. Коммерческие специализированные банки (сберегательные, деловые, торговые), финансовые организации, а также дочерние представительства и филиалы зарубежных банковских структур.
  3. Народные банки, осуществляющие деятельность через учреждения кооперативного и взаимного кредитования,

По специализации финансовых организаций банковская система Французской Республики совпадает с английской. При этом обе они олицетворяют наиболее распространенный тип европейской (континентальной) банковской системы.

В обеспечении ее эффективного функционирования во Франции значительную роль играет Caisse des Depots et Consignations – Госбанк развития Франции. Он выполняет функции надзора за фондами почтовых отделений и сберкасс, а также осуществляет инвестирование средств в самые разнообразные проекты, реализуемые на государственном уровне.

Промышленность и энергетика

Для промышленности Французской Республики характерна совокупность таких факторов:

  • неравномерное развитие отраслей;
  • внедрение инновационных технологий;
  • постоянная реструктуризация;
  • на экспорт идет порядка 50 % продукции.

О большинстве ведущих отраслей промышленности Франции речь шла выше. Сейчас коротко остановимся на энергетическом комплексе страны.

В ноябре 2019 года президент г-н Макрон представил государственную обновленную экологическую стратегию. В одном из ее пунктов говорилось о намерении правительства вывести из эксплуатации до 2035 года в общей сложности 14 ядерных реакторов.

Кроме того, к 2020 году во Франции будут закрыты все угольные ТЭС. На фоне того, что промышленность государства функционирует стабильно, а численность населения страны хоть и медленно, но все-таки увеличивается, подобные заявления звучат и алогично, и странно. Эксперты расценивают их как обычную «игру на публику».

Сельскохозяйственная отрасль

Сельское хозяйство во Франции характеризуется такими основными моментами:

  • Главное направление – мясо-молочное производство.
  • Безусловное мировое лидерство по объему выпуска вина и виноматериалов.
  • Наличие в структуре агропромышленного комплекса большого количества некрупных хозяйств.
  • Высокий уровень индустриализации.

В число основных видов продукции отрасли входят также зерновые культуры (не только пшеница, но и кукуруза), фрукты и овощи, сахар.

Сфера туризма

Специализируется Франция на развлекательном, бальнеологическом и познавательном видах туризма. Эта сфера является главным источником валютных доходов: на их долю в ВВП приходится 11 %. Инфраструктура данной отрасли выглядит так. Количество:

  • гостиниц:
    • в городах – 20 тыс.;
    • в сельской местности – 40 тыс.;
  • кемпингов – 11 300. Из них 2 300 расположены на природе либо на фермах, а остальные 9 000 – на специально обустроенных территориях категорий 1-4 звезды;
  • ресторанов – 85 тысяч.

При заключении во Франции договоров на туристическое обслуживание комплект документов оформляется исключительно на французском языке. Национальной особенностью является то, что употребление в деловых отношениях немецкого или английского языка вызывает у местных жителей негативную реакцию.

Транспортная отрасль

В основе транспортной инфраструктуры Франции находится одна из наиболее густых на планете дорожных сетей, характеризующаяся следующими показателями: на 100 км2 проложено в среднем 146 км автомобильных дорог, 6,2 км железнодорожных путей.

Особенно важен для Франции высокоскоростной и электрифицированный железнодорожный транспорт. Он обеспечивает объем грузооборота более 40 млрд тонно-километров.

В сфере железнодорожного скоростного транспорта Французская Республика является лидером среди государств Евросоюза. Причем она принимает участие в реализации ряда проектов не только в Европе, но и в США. Высокоскоростными ж/д линиями связаны между собой более 50 крупнейших городов.

Протяженность автомагистралей на территории страны превышает 950 тыс. км. Интерес вызывает сделанное в марте 2019 года заявление г-жи Элизабет Борн – министра по делам транспорта. Начиная уже со следующего, 2020 года, планируется разрешить передвижение на автодорогах общего пользования автономных шаттлов (так называются беспилотные автобусы). Эти планы базируются на двух стартапах. Один из них реализуется под Лионом, а второй – под Тулузой.

Несколько слов о вкладе транспортной отрасли в ВВП страны. В марте 2019 года значение этого показателя составило 22,521 млрд евро.

Занятость населения

Уровень безработицы во Французской Республике начиная с середины 2015 года постепенно снижался с 10,5 % до зафиксированных в мае 2019 года 8,7 %. На фоне такой положительной тенденции беспокойство вызывает, что в начале июня 2019 отсутствует место постоянного трудоустройства у 20,1 % молодежи.

Коэффициент занятости населения принято рассчитывать по следующей формуле:

  • КЗН= (ОЧР/КЖ) × 100, где
    • КЗН – искомый параметр;
    • ОЧР – общее число работников;
    • КЖ – количество жителей.

Динамика изменения коэффициента занятости по годам представлена на следующем графике:

Количество населения во Франции постепенно растет. В 2019 году оно составляет 64,7 млн человек. Повышенной рождаемости способствует стабильность жизненного уклада французов.

Другой важный фактор – популярность института опекунства. Много отказных малышей переезжают во Францию из других стран мира на постоянное проживание. В целом статистика показывает, что на одну французскую женщину сегодня в среднем приходится 1,87 ребенка.

Структура экспорта и импорта

Отношение экспорта к величине ВВП равно приблизительно 30 %. За пределы страны вывозится широкий спектр товаров. В число тех, которые характеризуются наибольшей долларовой стоимостью, входят:

  • электронное оборудование;
  • автотранспорт;
  • космические аппараты;
  • самолеты;
  • фармацевтическая продукция.

Больше всего Франция экспортирует в страны Евросоюза. Такая же ситуация наблюдается и с импортом.

Из государств Европейского Содружества в страну ввозится 68 % от всего объема импорта. В число наиболее часто приобретаемых за рубежом товаров входят:

  • летательные аппараты;
  • сырая нефть;
  • транспортные средства.

Как член ЕС Французская Республика применяет при импорте товаров отдельных видов из стран-партнеров, не входящих в Евросоюз, единую средневзвешенную ставку. Согласно статистике, в 2019 году из таких государств больше всего товарно-материальных ценностей закупается в Китае.

Сравнительная характеристика экономик Франции и России

Одним из основных показателей, применяемых для сравнения экономик двух стран, является рост ВВП. По итогам 2019 года этот показатель у России превышал значение, зафиксированное во Франции: 2,3 и 1,5 % соответственно.

Между тем в абсолютных величинах РФ отстает. По данным Росстата, размер российского ВВП на конец 2019 года составил 1 287,56 млрд долл. А Министерство экономики Франции сообщило, что этот показатель в стране на то же время был равен 2 775,25 млрд долл.

В контексте рассматриваемой темы стоит указать, какой доход на душу населения обеспечивают промышленность России и Франции, исходя из значения ВВП. В РФ на одного гражданина по итогам 2019 года приходилось 9,264 тыс. долл. (73-е место в общемировом рейтинге). У Французской Республики этот показатель заметно выше: 42,568 тыс. долл. (22-е место).

Конкурентоспособные отрасли России сосредоточены в производстве вооружений и космической техники, а также в сырьевом секторе. Во Франции конкурентоспособны авиационно-космическая отрасль, туризм, высокая мода, виноделие.

Экономические особенности Франции состоят в значительной доле государственного сектора и весомом влиянии дохода от сферы услуг – 68 % ВВП. В сфере производства эта страна входит в число мировых лидеров в железнодорожной, аэрокосмической и автомобильных отраслях. Основным торговым партнером Французской Республики является Германия. Из стран, не входящих в Евросоюз, больше всего товаров закупается в Китае.