Что такое адресная программа?

Содержание

В каждой стране имеются люди, живущие за чертой бедности – Россия не является исключением из правил. Помимо всевозможных пособий, льгот и субсидий на региональном уровне устанавливаются и некоторые виды так называемой адресной помощи, претендовать на которые могут только представители самых незащищённых слоёв населения, не способные обеспечить себя денежными средствами даже до уровня жизни человека, существующего на прожиточный минимум. К таковым относятся инвалиды, одинокие пенсионеры, многодетные семьи, которые хотели бы работать, но оказались заложниками экономического кризиса, отсутствия вакансий, слишком низкого уровня зарплат или задержки выплат. Давайте разберёмся, как получить адресную помощь в 2020 году.

Что такое адресная помощь нуждающимся

Адресная помощь – вид социальной поддержки, выраженной в денежной или натуральной форме, которая предоставляется малозащищённым категориям заявителей в связи с невозможностью самостоятельно обеспечивать себя или возникновением тяжёлой жизненной ситуации.

Каждый случай выплаты адресного пособия или стипендии, а также выделения помощи в виде выдачи питания, одежды и предметов первой необходимости, рассматривается в индивидуальном порядке специально собранной для решения вопроса о размере поддержки комиссией.

Кто может рассчитывать на получение адресной помощи

В первую очередь адресная финансовая поддержка выделяется для следующих категорий граждан:

  1. Малоимущих. Для того, чтобы претендовать на выплаты, нужно сперва встать на учёт как малоимущая семья, а для этого нужно доказать, что среднедушевой доход каждого члена семейства не превышает размер местного прожиточного минимума (величина различна в зависимости от категории гражданина – суммы разные для пенсионеров, трудоспособных граждан и детей). При расчёте доходов семьи во внимание принимается заработок трудоспособных её членов – в органы СЗН предоставляется справка по форме 2-НДФЛ об их доходах за предшествующие подаче заявления 3 месяца. Если один из трудоспособных членов семьи попросту не желает трудиться и обеспечивать домочадцев, финансовая помощь не полагается, кроме следующих случаев:
    • поиску работы препятствует обнаруженное тяжёлое заболевание, в том числе профессиональное;
    • пребывание в отпуске по беременности и родам или по уходу за детьми до полутора и трёх лет;
    • потеря имущества по независящим от члена семьи причинам непреодолимой силы;
    • в семье проживает несовершеннолетний, инвалид или пожилой человек, которому требуется постоянный уход или присмотр.
  2. Многодетных. Из-за неблагоприятной демографической обстановки в России на государственном и региональном уровне всегда действуют программы поддержки многодетных родителей – им предоставляется льгота на оплату услуг ЖКХ, повышенные размеры детских пособий, земельные участки под строительство и ведение личного хозяйства, субсидии.
  3. Ветеранов Великой Отечественной Войны. Чаще всего под адресной помощью понимается разовая выплата на целевые расходы как покупка необходимой бытовой техники, косметический ремонт. Как правило, величина пособия бывает не выше 15 тысяч рублей, а деньги предоставляются после подтверждения затрат.

Следующими в очереди на адресные выплаты стоят:

  1. Неполные семьи, в которых воспитываются маленькие дети.
  2. Родители, на воспитании которых находятся дети с инвалидностью, не достигшие 18 лет.
  3. Семьи, в которых мать или отец здорового ребёнка имеет инвалидность I или II группы.
  4. Семьи, в которых оба родителя или родитель-одиночка получил в Центре занятости населения статус безработного и не нашёл работы на протяжении как минимум 3 месяцев.
  5. Беженцы, репрессированные, вынужденные переселенцы.
  6. Герои РФ и СССР.
  7. Граждане, являющиеся жителями Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
  8. Пострадавшие от радиации на ЧАЭС или приравненных к ней объектах, а также при участии в ликвидации последствий аварий.
  9. Военные, являющиеся участниками боёв в России и СНГ.

Виды адресной помощи нуждающимся

Адресная помощь может быть назначена нуждающимся семьям или одиноким пенсионерам в форме:

  • выплаты социального пособия;
  • адресной денежной выплаты;
  • обеспечения детей и пенсионеров бесплатным питанием, выдачи предметов одежды, подгузников, вещей первой необходимости, строительных материалов;
  • предложения о заключении социального контракта (гражданин соглашается на условия социальной программы и получает в своё распоряжение денежное пособие).

Читайте также статью ⇒ “Порядок оформления льгот инвалидам по оплате коммунальных услуг”.

Как получить адресную помощь студентам от государства

Студенты ВУЗов и средних профессиональных учебных учреждений, которые обучаются на бесплатном отделении по очной форме, вправе претендовать на социальную помощь, выраженную в выплате социальной стипендии. Она предназначается следующим категориям учащихся:

  1. Инвалидам, кому была присвоена I или II группа инвалидности, инвалидам детства, сиротам, детям без родительской опеки, пострадавшим от радиации при ядерных испытаниях, авариях или участия в ликвидации их последствий на ЧАЭС и приравненных к ней объектах.
  2. Студентам 1 и 2 курсов, обучающихся на программе специалитета или бакалавриата и получивших только отметки “хорошо” и “отлично” по итогам последней сессии. При этом они должны относиться к категории студентов, которые вправе рассчитывать на социальную выплату. Эти же учащиеся могут попросить о выплате стипендии в повышенном размере, если им ещё не исполнилось двадцати лет, и они воспитываются родителем-одиночкой, являющимся инвалидом I группы.
  3. Аспирантам и студентам, которые подали заявление в деканат на назначение им единовременного пособия по случаю возникновения тяжёлой жизненной ситуации. Они должны быть причислены к льготным категориям учащихся и иметь документальное доказательство того факта, что им нужна материальная помощь (возможно, умер родитель, студент воспитывается в многодетном семействе, студентка ждёт ребёнка).

Читайте также статью ⇒ “Как оформить социальную стипендию в 2020 году”.

Источники финансирования выплат адресной помощи

Адресная помощь может предоставляться не только в виде денежных выплат, но и в натуральной форме – одеждой, обувью, школьной формой и так далее.

Помогать нуждающимся гражданам могут не только государственные и муниципальные учреждения, но и работодатели и организаторы бюджетных организаций. Зачастую в качестве гуманитарной помощи семьям предоставляются предметы одежды, обувь, лекарства, товары первой необходимости, детское питание, консервы, подгузники, строительные материалы, специализированные приспособления для инвалидов и тому подобные вещи.

Значительная часть населения российских регионов нуждается в дополнительной поддержке, а потому не стоит начинать собирать документы и обращаться в органы социальной защиты, пока не получите консультацию об условиях выделения адресной помощи и категориях получателей – в вашем территориальном образовании может оказаться настолько много малообеспеченных людей, что вы можете не добиться поддержки.

На сегодняшний день наиболее распространёнными мерами социальной поддержки являются те, что относятся к проектам заключения целевых контрактов, помощи малоимущим, чей доход оказывается меньше регионального прожиточного минимума, выдачи субсидий многодетным родителям.

Читайте также статью ⇒ “Кому полагается компенсация за отопление”.

Многодетные семьи всегда остаются в приоритете, поскольку уровень рождаемости в стране оставляет желать лучшего – население стремительно стареет, демографическая ситуация ухудшается с каждым годом. И чтобы поощрить супружеские пары, кто готов родить более 3 детей или взять детей на воспитание из детских домов, региональные власти выделяют часть бюджета на выплату им пособий и субсидий, назначение льгот и выдачу значимых для семейного бюджета предметов единожды в год, например, одежды к школе.

Популярными в последние годы становятся и социальные контракты, которые заключаются с гражданами, оставшимися без источника заработка или попавшими в сложную ситуацию. Статистика показывает, что данная адаптационная программа поддержки помогла справиться с кризисом половине обратившихся. Участники программы, реализуемой органами СЗН и Службой занятости, обязуются:

  • заниматься активным поиском вакансий;
  • пройти различные курсы повышения квалификации, чтобы облегчить себе задачу поиска работы;
  • начать организовывать личное подсобное хозяйство;
  • зарегистрироваться в ФНС в качестве индивидуального предпринимателя.

В каком размере выплачивается адресная помощь

Основной целью, преследуемой властями, назначающими адресные меры поддержки, является финансирование первоочерёдных нужд граждан, без которых не представляется возможным дальнейшая жизнь. Ситуации, из-за которых люди могут остаться без средств к существованию и без возможности заработать себе на жизнь, бывают разные, а потому невозможно установить все необходимые пособия для всех индивидуальных случаев.

В связи с вышесказанным, можно было понять, что фиксированного размера адресной помощи не существует. Для определения того, в каком размере предоставить поддержку тому или иному заявителю, собирается специальная оценочная комиссия, члены которой являются сотрудниками государственных и муниципальных служб. Их целью является тщательное изучение представленных документов и объяснений ситуации, исходя из имеющихся сведений комиссия и выносит решение.

Значимым фактором при определении суммы пособия является размер среднедушевого дохода семьи. Единовременная помощь предоставляется, как правило, в размере полутора тысяч рублей.

Если адресная помощь предназначалась ребёнку, который после её оформления поступил в ВУЗ, выплаты могут продлиться до исполнения ему 23 лет. Также, если среднедушевой доход оказывается вдвое меньше регионального прожиточного минимума, на каждого члена семьи выплачивается 150 рублей, а на каждого ребёнка – 450 рублей ежемесячно.

Читайте также статью ⇒ “Материальная помощь пенсионерам от соцзащиты в 2020 году”.

Как получить адресную помощь: порядок оформления

Чтобы попробовать получить адресную помощь, нужно действовать по следующей схеме:

  1. Выяснить, каков размер прожиточного минимума в регионе проживания заявителя.
  2. Рассчитать среднедушевой доход семьи:
    • сложить вместе все заработки членов семьи (зарплаты, гонорары, премии, пособия, пенсии) за один месяц;
    • разделить результат на число членов семьи, в том числе детей до 18 лет, кто живёт в одной квартире.
  3. Сравнить полученную сумму денег с размером местного прожиточного минимума, чтобы выяснить, можно ли считать семью малоимущей.
  4. Собрать все требуемые документы (список вы найдёте ниже).
  5. Обратиться с заявлением и комплектом документов в учреждение, уполномоченное на рассмотрение подобных дел.

Куда обращаться за получением адресной помощи

Обращаться за предоставлением адресной помощи необходимо в региональное отделение социальной защиты населения или в Многофункциональный Центр, если таковой имеется в районе проживания заявителя. Рассмотрением заявок на заключение социального контракта занимается Центр занятости населения.

Какие документы нужна для обращения за адресной помощью

Подготовьте все перечисленные ниже документы и помните, что отсутствие какой-либо бумаги может лишить вас права на оказание адресной помощи:

Документ

Где получить
Заявление на получение адресной помощи

Бланк выдаётся по месту обращения

Справка о неполучении адресной выплаты ранее

УСЗН
Паспорта РФ всех членов семьи (с ксерокопиями основного разворота и штампа о регистрации)

МВД РФ

Свидетельства о рождении всех детей (с ксерокопиями)

Органы ЗАГС
Справка о составе семьи

ЖЭУ, паспортный стол

Документы, свидетельствующие о наличии родственных связей между членами семьи (свидетельства о заключении брака)

Органы ЗАГС
Заключение медико-социальной экспертизы (для инвалидов)

Бюро МСЭ

Трудовая книжка

С последнего места работы
Справки о доходах семьи (за период 3-6 предшествующих месяцев)

ФНС РФ, из бухгалтерии по месту работы, ПФР, Центр занятости, УСЗН

Удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС

УСЗН
Удостоверение многодетной семьи

УСЗН

Какие документы понадобятся для получения статуса малоимущего

Чтобы получить адресную выплату, нужно прежде всего доказать свою нуждаемость в дополнительных финансовых средствах, а для этого придётся получить статус малообеспеченного. Для этого понадобится собрать следующие документы:

Документ

Где получить
Паспорт РФ (с ксерокопиями)

МВД РФ

Свидетельства о рождении всех детей, находящихся на иждивении заявителя

Органы ЗАГС
Справка о составе семьи

ЖЭУ, паспортный стол

Свидетельство о присвоении ИНН

ФНС РФ
Справка о среднемесячной заработной плате

В бухгалтерии по месту работы

Документ о правах собственности на имеющееся имущество (при наличии)

По месту покупки недвижимости, транспорта и т.д.
Пенсионное удостоверение (для пенсионеров)

ПФР

Заключение медико-социальной экспертизы (для инвалиды)

Бюро МСЭ
Справки о получении пособий, пенсии и других выплат

Центра занятости, ПФР, УСЗН

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 05.04.2003 № 44

Постановление Правительства от 29.06.2011 РФ № 512

Приказ Минздавсоцразвития от 31.05.2010 РФ № 399

Об условиях того, как получить адресную помощь нуждающимся

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин обращается в органы социальной защиты населения за предоставлением ему адресной помощи, не получив предварительной консультации о возможности оформления адресных выплат.

Комментарий: Получение адресных мер поддержки имеет региональные особенности, и прежде чем собирать документы, нужно узнать о наличии возможности оформления выплат.

Ошибка: Претенденты на получение адресной помощи рассчитывают среднедушевой доход членов семьи, основываясь на величине федерального прожиточного минимума.

Комментарий: В данном случае в расчёт берётся величина регионального прожиточного минимума, различная для трудоспособных жителей субъекта РФ, инвалидов, пенсионеров и несовершеннолетних детей.

Ответы на распространённые вопросы про то, как получить адресную помощь

Вопрос №1: Если малоимущая семья начала получать какое-либо социальное пособие, станет ли это препятствием к получению адресной финансовой помощи?

Ответ: В том случае, если среднедушевой доход на каждого члена семьи остался по размеру меньше регионального прожиточного минимума, адресная помощь будет продолжать предоставляться.

Вопрос №2: Имеются ли программы адресной поддержки нуждающихся в Липецкой области?

Ответ: Да, причём условия предоставления выплат и помощи в натуральной форме не отличается от условий, утверждённых в Свердловской области. Претендовать на поддержку могут все без исключения жители региона, признанные малоимущими. Им могут быть выплачены денежные пособия и выделены продовольственные наборы.

Видео-советы.Как получить адресную помощь?

В видео раскрывается информация о том, как можно получить адресную помощь⇓

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

По крайней мере для тех, кто старается писать грамотно и не коверкать «великий и могучий» нагромождением языковых конструкций и канцеляризмами. Из-за отсутствия в штате корректоров официальные сайты различных ведомств грешат одними и теми же грубыми нарушениями.

«Белые воротнички» ежедневно составляют тысячи документов, которые, как это ни печально, содержат ошибки. Самые типичные из них касаются неверного употребления падежей.

Реальный пример с одного из официальных сайтов: «Согласно данных статистики просроченная задолженность по выдаче средств на заработную плату на 1 мая 2016 года по определенному кругу видов экономической деятельности составила 28 млн. рублей».

Согласно чему или согласно чего? Если вы ответили на этот вопрос верно, то стоит отпраздновать маленькую победу — у вас хорошая память и достойный учитель русского языка. Большинство же госслужащих, а также офисных работников, составляя документы различной степени важности, почему-то пишут согласно приказА, договорА, распоряжениЯ, нормативА, даннЫХ, отчетА, штатнОГО расписаниЯ и т. д.

Предлог «согласно» вот уже больше 100 лет требует дательного падежа. Поэтому, прежде чем его употреблять, задайте простой вопрос: согласно чему? А про «согласно чего?» — забудьте. Конструкция «согласно чего» (то есть с родительным падежом) была распространена в XIX веке как типичная для канцелярской речи. С тех пор нормы изменились, и современный русский язык предполагает только единственно верное употребление: «согласно чему», то есть с дательным падежом.

Таким образом, правильно: согласно приказУ, договорУ, распоряжениЮ, нормативУ, даннЫМ, отчетУ, штатноМУ расписаниЮ и т. д.

Кстати

Хотите узнать, как правильно произносить или писать то или иное слово? Интересуетесь происхождением фраз и выражений? Заходите в раздел «Уроки русского» на сайте kp.ru.

Другие материалы по теме

Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил Адресную инвестиционную программу (АИП) на 2020-2022 годы, которая включает перечень строек и объектов, финансируемых за счет городского бюджета.

15 окт. 2019 г. 15:08

  • Градостроительная политика

АИП сохраняет приоритеты инвестиционной политики города, определенные в 2011 году. В ближайшие три года планируется построить и ввести около 800 городских объектов (с учетом строительства домов по программе реновации).

Ключевым приоритетом Адресной инвестиционной программы является развитие транспортной инфраструктуры Москвы, сообщает портал mos.ru.

В 2020-2022 годах планируется ввести 67,7 км линий, 27 станций и два электродепо. В частности, речь идет об участках Большой кольцевой линии (БКЛ), Калининско-Солнцевской (от «Рассказовки» до станции «Внуково»), Сокольнической (от «Коммунарки» до «Потапово»), Люблинско-Дмитровской (от «Селигерской» до района Северный) линий.

Кроме того, будет создан задел для ввода линий и станций метро после 2022 года, включая новые Коммунарскую, Рублево-Архангельскую и Бирюлевскую ветки.

В результате реализации программы метростроения к 2027 году 95% москвичей будут жить в шаговой доступности от станций метро.

Программа предусматривает строительство дополнительных главных путей, реконструкцию железнодорожных станций и сооружение новых для поэтапного ввода Московских центральных диаметров (в общей сложности 375 км путей, 180 станций и около 100 пересадок).

Движение по первым двум диаметрам (МЦД-1 «Лобня – Одинцово» и МЦД-2 «Нахабино – Подольск») запустят в конце 2019 года.

В 2020-2022 годах планируется построить свыше 300 км дорог, более 60 пешеходных переходов и около 100 транспортных сооружений (мосты, эстакады, путепроводы).

Приоритетами программы являются завершение строительства хордовых магистралей (Северо-Восточная хорда, Северо-Западная хорда, Южная рокада и Юго-Восточная хорда), продолжение формирования транспортной системы Новой Москвы, строительство Южного дублера Кутузовского проспекта и завершение программы реконструкции развязок на МКАД.

АИП предусматривает строительство технологической части 55 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), что позволит пассажирам комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой.

В составе ТПУ планируется открыть пять автовокзалов, 14 зданий конечных станций наземного общественного транспорта, 35 подземных и семь надземных пешеходных переходов, а также обустроить порядка 15 тысяч машиномест.

Бюджетное финансирование жилищного строительства будет осуществляться за счет средств АИП и субсидии Московскому фонду реновации жилой застройки.

С 2020 по 2022 год для реализации городских программ планируется построить 3,4 млн кв. метров жилья. В новых кварталах создадут комфортную городскую среду с благоустроенными зелеными дворами, парками и зонами отдыха.

Кроме того, в шаговой доступности будут социальные и торговые объекты, а также удобный общественный транспорт.

Кроме того, в 2020-2022 годах планируется построить 230 новых социальных объектов в 109 районах Москвы. В частности, речь идет о строительстве 82 зданий школ и детских садов, 32 поликлиник, 21 больничного корпуса и шести подстанций скорой медицинской помощи.

Кроме того, завершится строительство многопрофильного медицинского центра с родильным домом в Коммунарке, перинатально-кардиологического корпуса больницы № 67, а также объектов медицинского кластера в Сколково.

В программу включено строительство крупных медицинских стационаров, среди которых лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научного центра имени А.С. Логинова, лечебно-диагностический комплекс инфекционной клинической больницы № 1, инфекционный корпус детской городской клинической больницы святого Владимира, а также шесть стационарных комплексов скорой медицинской помощи городских многопрофильных больниц.

В 2020-2022 годах планируется построить и реконструировать 19 объектов культуры. В частности, речь идет о трех музеях, пяти театрах, двух культурно-досуговых центрах и двух объектах культурного наследия.

Кроме того, заработают новая сцена театра «Уголок дедушки Дурова», павильон «Ластоногие» в Московском зоопарке, а также продолжится реконструкция театров имени Владимира Маяковского и имени А.С. Пушкина.

АИП предусматривает строительство 45 спортивных объектов, среди которых три футбольных поля, 19 физкультурно-оздоровительных комплексов и два бассейна.

В ходе реализации программы появятся новые знаковые объекты спорта. В частности, речь идет о ледовом дворце спортивной школы «Самбо-70», теннисном центре и международном центре самбо и бокса на территории олимпийского комплекса «Лужники», кластере зимних видов спорта на Воробьевых горах, спортивном комплексе с крытым катком, бассейном, экстрим-парком и зоной для воркаута в районе Некрасовка, многофункциональном спортивном комплексе в Мневниковской пойме, а также о глубоководном бассейне для фридайвинга.

Финансирование Адресной инвестиционной программы в 2020-2022 годах составит 2029,6 млрд рублей, из которых на 2020 год придется 663,9 млрд рублей, на 2021 год — 681,3 млрд рублей и на 2022 год — 684,3 млрд рублей.

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, также как и региональная адресная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (см. комментарий к ст. 15). При этом с учетом долгосрочного характера политики государства в сфере ЖКХ изначально положениями Федерального закона от ФЗ от 25.12.2012 г. N 270-ФЗ обозначен минимальный срок этой программы 3 года, если ее действие началось после 01.01.2013 г. Впоследствии согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ срок действия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемой высшим исполнительным органом региональной власти установлен до 01.09.2017 г.

Необходимо отметить, что Фонд разработал Методические рекомендации по подготовке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Эти рекомендации утверждены решением наблюдательного совета Фонда от 10.02.2011 г. (протокол N 222).

И комментируемая статья, и указанные Методические рекомендации устанавливают, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилого фонда должна включать в себя:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.

Опираясь на указанное Положение, законодатели субъектов РФ разрабатывают собственные правила определения аварийности жилого фонда, см. например, постановление Правительства Москвы от 21.08.2007 г. N 712-ПП «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Москва», которым утверждено Положение о городской межведомственной комиссии по использованию жилого фонда города Москвы. Согласно п. 2.2 этого Положения в полномочия межведомственной комиссии входит рассмотрение вопросов и принятие решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в любом случае производится комиссионно;

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п. 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном комментируемым Законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы.

Комментируемая статья указывает на то, что объем долевого финансирования определяется в соответствии с комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 18);

4) обоснование объема средств, предусмотренных п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, с указанием:

способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с комментируемым Законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений;

планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со ст. 32 ЖК РФ;

5) планируемые показатели выполнения региональной адресной программы, в свою очередь, должны включать в себя общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом.

При этом законодатель вводит определения:

этапа региональной программы — части этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами РФ заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного ч. 11 ст. 16 Закона.

размера этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда — общей площади аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна соответствовать требованиям ч. 2.1 настоящей статьи.

Вне всякого сомнения, каждый субъект РФ волен устанавливать собственные размеры предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии комментируемым Законом. Однако императивом является то, что этот предельный размер не должен превышать установленные предельные размеры, см., например, приказ Минстроя России от 27.02.2014 г. N 67/пр.

В связи с развитием социальной и жилищной сферы в России правилами ФЗ от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ внесено множество изменений в содержание Закона, которые согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ определяют изменения ст. 16 Закона о подсистеме региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда:

1) определение в ч. 1 ст. 16 Закона максимального срока действия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утверждаемой высшим исполнительным органом региональной власти, до 01.09.2017 г. (ранее определялся «не менее чем трехлетним периодом»);

2) корректировка в ч. 2 ст. 16 Закона содержания региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которая должна содержать следующие категории информации:

перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома согласно перечню, указанному в п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона, с учетом срока признания аварийности дома;

объем долевого финансирования региональным, местным бюджетами (внебюджетными средствами) переселения граждан на весь период действия программы и в разбивке по этапам этой программы;

обоснование объема средств, п. 3 ч. 2 ст. 16 Закона, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с комментируемым Законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со ст. 32 ЖК РФ;

планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда по программе в целом и на каждом ее этапе — финансируемой Фондом части программы согласно заявки субъекта РФ в одном календарном году, которая должна быть реализована не позднее срока, установленного ч. 11 ст. 16 Закона; размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда — общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом программы, соответствующий требованиям ч. 2.1 ст. 16 Закона;

3) включение в подсистему региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда ч. 2.1 ст. 16 Закона о размере этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, который совокупно с размером этапа текущего года с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства должен быть не менее чем произведение регионального остатка аварийного жилищного фонда и частного от деления неиспользованного лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда этого субъекта РФ на величину, равную сумме средств данного лимита и прогнозного увеличения лимита средств для этого субъекта РФ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда до 2017 г. включительно;

4) определение в ч. 2.1 ст. 16 Закона остатка аварийного жилищного фонда субъекта РФ как общей площади аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональных адресных программ переселения граждан, а также региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства;

5) корректировка в ч. 6 ст. 16 Закона порядка расходования средств Фонда, средств долевого финансирования за счет регионального (муниципального) бюджета на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, или в домах, указанных в ст. 49 ГрК РФ, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ;

6) установление в ч. 6 ст. 16 Закона запрета на привлечение внебюджетных средств для строительства многоквартирных домов и домов, указанных в ст. 49 ГрК РФ, если они строятся (создаются) субъектами РФ (муниципальными образованиями) за счет средств Фонда, средств долевого финансирования из средств региональных (местных) бюджетов;

7) обновление в ч. 11 ст. 6 Закона условий реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (этапов этих программ), в рамках которых с 01.01.2011 г. до 31.12.2015 г. предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, в срок не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия решения о предоставлении поддержки Фонда;

8) установление в ч. 11 ст. 6 Закона условий реализации этапов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, в рамках которых в 2016 и 2017 годах предоставлена поддержка Фонда, не позднее чем 01.09.2017 г.;

9) определение в ч. 11 ст. 6 Закона двух самостоятельных обязательных условий реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (этапов этих программ) в указанные сроки:

количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ переселения из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в рамках этих программ выплачено возмещение за изымаемые жилые помещения, в совокупности не должны быть менее чем предусмотренное этими программами на дату подачи заявки в Фонд количество граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом была предоставлена поддержка по представленным заявкам;

общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого переселены граждане (включая общую площадь выкупленного жилья) в рамках этих программ не должна быть меньше чем предусмотренная в заявках на поддержку Фонда общая площадь жилищного аварийного фонда, на переселение из которого Фондом предоставлена финансовая поддержка согласно заявок.

2. Переселение граждан из аварийного жилого фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1-3, 5-9 указанной статьи.

Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с ч. 10 указанной статьи.

Статья 86 ЖК РФ устанавливает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Следует добавить, что в связи с развитием социальной и жилищной сферы, активизацией малоэтажного жилищного строительства в России множество изменений в содержание Закона внесено ФЗ от 28.06.2014 г. N 200-ФЗ, обозначившим изменения ст. 16 Закона о подсистеме региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда посредством:

изъятия устаревших норм;

обновления сроков исполнения обязательных требований;

дополнения в п. 2 ч. 2 ст. 16 Закона содержания адресной программы элементами угрозы обрушения многоквартирных домов и вступившего в законную силу решения суда;

обновления в ч. 2.1 ст. 16 Закона размеров этапа текущего года региональной адресной программы с учетом активизации малоэтажного жилищного строительства;

изменения в ч. 12 ст. 16 Закона условий возврата субъектом РФ в Фонд в связи с заменой муниципальных контрактов на договоры, заключенные субъектом РФ и муниципальным образованием в рамках выполнения мероприятий соответствующей региональной адресной программы;

дополнения ч. 13 ст. 16 о возмещении Фондом кредитных и иных заемных средств, связанных с реализацией принятых после 01.01.2013 г. и досрочно завершенных до 31.12.2015 г. региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (в пределах лимитов, установленных Правительством РФ для субъектов РФ).

3. ФЗ от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ обозначены:

корректировка в ч. 6 ст. 16 Закона порядка расходования средств Фонда, средств долевого финансирования за счет регионального (муниципального) бюджета на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, или в домах, указанных в ст. 49 ГрК РФ, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ;

установление в ч. 6 ст. 16 Закона запрета на привлечение внебюджетных средств для строительства многоквартирных домов и домов, указанных в ст. 49 ГрК РФ, если они строятся (создаются) субъектами РФ (муниципальными образованиями) за счет средств Фонда, средств долевого финансирования из средств региональных (местных) бюджетов.

Вместе с этим согласно Федеральному закону от 24.11.2014 г. N 356-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральному закону от 08.03.2015 г. N 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в рассматриваемую статью внесен и скорректирован организационно-правовой механизм муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений, которые:

должны соответствовать условиям Минстроя России отнесения к жилью экономического класса;

построены на земельных участках, переданных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

4. В ч. 10 и 11 комментируемой статьи законодатель регламентирует сроки реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Также как и региональные адресные программы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов срок реализации региональных адресных программ применительно к комментируемой статье варьируется в зависимости от срока предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию этих программ.

Правила п. 4 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ определяют изменения ст. 16 Закона о подсистеме региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в частности:

1) обновление в ч. 11 ст. 6 Закона условий реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (этапов этих программ), в рамках которых с 01.01.2011 г. до 31.12.2015 г. предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, в срок не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия решения о предоставлении поддержки Фонда;

2) установление в ч. 11 ст. 6 Закона условий реализации этапов региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, в рамках которых в 2016 и 2017 годах предоставлена поддержка Фонда, не позднее чем 01.09.2017 г.;

3) определение в ч. 11 ст. 6 Закона двух самостоятельных обязательных условий реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (этапов этих программ) в указанные сроки:

количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда в рамках региональных адресных программ переселения из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, и количество граждан, которым в рамках этих программ выплачено возмещение за изымаемые жилые помещения, в совокупности не должны быть менее чем предусмотренное этими программами на дату подачи заявки в Фонд количество граждан, которые подлежали переселению и на переселение которых Фондом была предоставлена поддержка по представленным заявкам;

общая площадь аварийного жилищного фонда, из которого переселены граждане (включая общую площадь выкупленного жилья) в рамках этих программ не должна быть меньше чем предусмотренная в заявках на поддержку Фонда общая площадь жилищного аварийного фонда, на переселение из которого Фондом предоставлена финансовая поддержка согласно заявок.

По данному поводу в Порядке определения завершения реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, на которые предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда в рамках реализации краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта, завершения реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и этапов таких программ субъектами РФ (утв. правлением государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 30.04.2015 г., N 575; URL: http://www.fondgkh.ru/finance/doc_bank/method/160915.html) установлено, что для оценки результатов реализации программы, этапа программы, мероприятий по капитальному ремонту и выполнения требований, установленных ч. 10 и 11 ст. 16 Закона, используются следующие показатели по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда, этапам таких программ используются показатели выполнения программы, этапа программы «Количество граждан» и «Расселяемая площадь»:

1) запланированные значения показателей, указанные в региональных адресных программах, этапах программ на дату подачи заявки;

2) запланированное значение показателя, на реализацию которых была предоставлена финансовая поддержка;

3) запланированные значения показателей региональных адресных программ, этапов программ на дату подачи отчета;

4) фактически достигнутое значение показателей в результате реализации региональных адресных программ, этапов программ с учетом наличия судебных споров, указанных в п. 4.1 ч. 1 ст. 23 Закона;

5) разность между фактически достигнутыми значениями показателей с учетом наличия судебных споров, указанных в п. 4.1 ч. 1 ст. 23 Закона и запланированными значениями показателей, указанными в региональных адресных программах, этапах программ на дату подачи заявки, возникшая по другим причинам.

Вместе с этим регламентировано, что требования, установленные ч. 10 и 11 ст. 16 Закона, оцениваются как выполненные, если:

региональные адресные программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда или этапы этих программ выполнены в сроки, указанные в ч. 10 и 11 ст. 16 Закона (при этом оценка выполнения программы осуществляется в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка);

фактически достигнутое по результатам реализации всех программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда (этапов таких программ), оценка которых осуществляется при рассмотрении поданных в Фонд отчетов, значение показателя «Количество граждан» или показателя «Расселенная площадь» больше или равно сумме запланированных значений соответственно показателя «Количество граждан» или показателя «Расселенная площадь», на реализацию которых была предоставлена финансовая поддержка.

Обратим внимание, что с 01.04.2015 г. в соответствии с правилами ст. 19 Федерального закона от 31.12.2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» механизмы выплаты выкупной цены в нормах ст. 16 Закона заменяются механизмами выплаты возмещения, что отражено в положениях п. 4 ч. 2, ч. 6, ч. 10 и 11 Закона. Указанное изменение связано с общей гражданско-правовой доктриной возмещения, которая также отражена:

в правилах ст. 281 ГК РФ о возмещении за изымаемый земельный участок;

в нормах ст. 56.8 ЗК РФ об особенностях определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

в требованиях ст. 32 Закона об обеспечении жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

5. В ч. 12 комментируемой статьи положениями ФЗ от 25.12.2012 г. N 270-ФЗ с учетом возможного возникновения остатков средств Фонда ЖКХ введен новый механизм возврата так называемой «годовой» разницы: если по истечении 1 г. со дня принятия правлением Фонда ЖКХ решения о предоставлении финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда образуется разница между предоставленными средствами на развитие малоэтажного жилищного строительства и соответствующей доле софинансирования за счет средств Фонда частью суммы цен муниципальных контрактов в рамках соответствующей региональной адресной программы, то указанная разница подлежит возврату в Фонд.

При этом субъект РФ и Фонд в срок не позднее чем двадцать дней с даты истечения «годовой» разницы проводят сверку расчетов предоставленной финансовой поддержки за счет средств Фонда и суммы цен фактически заключенных договоров на основании отчетов о заключенных договорах, представленных субъектом РФ в соответствии с ч. 3.1. ст. 22 Закона. В случае, если в соответствии с отчетами о заключенных договорах, представленными в Фонд, подлежащая возврату разница средств отсутствует, указанная в настоящей части сверка расчетов не проводится.

В связи с развитием социальной и жилищной сферы, активизацией малоэтажного жилищного строительства в России множество изменений в содержание Закона внесено правилами ФЗ от 28.06.2014 г. N 200-ФЗ, которые обозначили изменения ст. 16 Закона о подсистеме региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда посредством:

корректировки в ч. 12 ст. 16 Закона условий возврата субъектом РФ в Фонд в связи с заменой муниципальных контрактов на договоры, заключенные субъектом РФ и муниципальным образованием в рамках выполнения мероприятий соответствующей региональной адресной программы;

дополнения новой ч. 13 ст. 16 о возмещении Фондом кредитных и иных заемных средств, связанных с реализацией принятых после 01.01.2013 г. и досрочно завершенных до 31.12.2015 г. региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (в пределах лимитов, установленных Правительством РФ для субъектов РФ).

Адресная инвестиционная программа города Москвы

Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2018–2021 годы составляет 2 трлн 102 млрд рублей, из них:

— в 2018 году – 452,8 млрд рублей;
— в 2019 году – 523,8 млрд рублей;
— в 2020 году – 519,5 млрд рублей;
— в 2021 году – 538,9 млрд рублей.

Перечень объектов Адресной инвестиционной программы (АИП) города Москвы на 2018–2021 годы сформирован в полном соответствии с предусмотренными проектом бюджета города Москвы на 2018–2021 годы бюджетными ассигнованиями на реализацию государственных программ (ГП) и мероприятий.

1,1 трлн рублей, или 68% бюджета Адресной инвестиционной программы, в 2019–2021 годах будет направлено на реализацию ГП «Развитие транспортной системы». Из них 561,3 млрд рублей предназначается для строительства объектов метрополитена. Указанные средства должны обеспечить ввод в 2019–2021 годах 21 станции метро, 70 км линий метрополитена и 3 электродепо. На строительство автомобильных дорог в 2019–2021 годах предусмотрено выделение бюджетных средств в объеме 459 млрд рублей. За этот период планируется построить и ввести в эксплуатацию около 281 км автомобильных дорог, 32 пешеходных перехода и 83 искусственных сооружения (мосты, путепроводы, эстакады).

Приоритетным направлением АИП остается реализация государственных программ по развитию социальной сферы, на нужды которой в 2019–2021 годах выделяется 254 млрд рублей. В течение трех лет на эти средства будет построено и введено в эксплуатацию:

  • 32 детских сада;
  • 61 школ и пристроек к ним;
  • 31 поликлиника, 15 больничных корпусов, 7 подстанций скорой помощи;
  • 41 спортивный объект;
  • 1276,1 тыс. квадратных метров жилья (проектирование и строительство).

В части спортивных объектов будут построены и введены в эксплуатацию 5 футбольных полей, 15 физкультурно-оздоровительных комплексов, 3 спортивно-оздоровительных плавательных бассейна, 3 BMX-велодрома и прочие объекты спорта.

109,2 млрд рублей предусмотрено на реконструкцию и модернизацию коммунально-инженерной инфраструктуры города в течение трех лет.

На строительство объектов ГП «Безопасный город» в 2019–2021 годах будет направлено 23,7 млрд рублей. Указанные средства позволят ввести в эксплуатацию 19 пожарных депо и 9 административных зданий.

На строительство объектов ГП «Градостроительная политика» в 2019–2021 годах предусмотрено 17,6 млрд рублей.

В рамках реализации ГП «Культура Москвы» будет построено и реконструировано 22 объекта культуры, в том числе 2 музейных здания, 5 театральных зданий и 2 объекта культурного наследия. В 2017 году благодаря программе были завершены работы по созданию парковой зоны «Зарядье», а 8 сентября 2018 года открылся концертный зал «Зарядье».