Что такое коносамент

Коносамент: назначение, порядок заполнения, виды, типы и практическое применение документа

Коносамент — это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии документа в оригинале. Нотариально заверенные копии, факсимильные документы и прочие копии не являются действительными.

Коносаментные перевозки регулируются Гаагскими правилами, Правилами Гаага-Висби, Гамбургскими правилами. Участниками процесса являются около 40 стран.

Для чего нужен коносамент?

Коносамент применяется в судоходстве как подтверждающий документ о принятии груза для транспортировки морским или речным способом.

Документ подписывает владелец судоходной компании либо лично капитан судна, на борт которого поступает груз. Его может оформить агент. При оформлении документа агентом в коносаменте прописывается, от чьего имени действует агент и на каком основании. Также в нём обязательно присутствует отметка о самом грузе, проставляется дата его сдачи перевозчику для транспортировки.

Функции коносамента довольно широки.

Он служит:

  1. Распиской, которая подтверждает факт принятия груза для перевозки;
  2. Основанием для выдачи товара в порту при получении;
  3. Подтверждением наличия договора морской перевозки.

Коносамент составляют в трёх экземплярах, каждый из них равноправен и считается оригиналом. На каждом экземпляре проставляют соответствующий штамп.

Судоходная компания на период транспортировки груза полностью отвечает за его надлежащее состояние и комплектацию.

Перевозчик не отвечает за груз при опасности моря.

Для выдачи груза необходим только один экземпляр, при этом остальные два становятся недействительными. С момента передачи товара перевозчик не отвечает за его качество и сохранность.

Если отправитель не имеет в наличии собственного оригинала коносамента, то при возникновении каких-либо сложных ситуаций во время транспортировки, он не может забрать товар либо оспорить проблемы по собственному грузу.

Коносамент — это ценная бумага, которая составляется транспортно-экспедиторской компанией, отправляющей груз для последующей транспортировки водным транспортом.

Перевозчик обязан проверить товар на наличие повреждений и дефектов. Если недостатки имеются, они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра документа. Такой перевозочный документ называют коносаментом с оговорками. Если замечания отсутствуют, документ остается чистым.

В документе может иметься одна из пометок «Товар отгружен» или «Товар принят к отгрузке». Разница между пометками состоит в том, что первая означает: груз находится на судне, вторая — он может находиться в порту в ожидании погрузки на судно. Этот факт имеет значение при оплате доставки получателем.

Получатель обязан осмотреть доставленный товар на наличие повреждений во время перевозки.
Если товар получателем не осмотрен, с судовладельца снимается ответственность, претензии по грузу не принимаются. Если в товаре при получении обнаружен брак, претензии принимаются с учетом оговорок.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Правила заполнения коносамента

Корректное заполнение коносамента очень важно. Ошибки, допущенные при заполнении документа, чреваты затягиванием процесса оформления груза.

Реквизиты коносамента, которые должен предоставить грузоотправитель:

  • Название судна в случае, когда груз принят к транспортировке на конкретном плавающем средстве;
  • Юридическое название перевозчика;
  • Наименование места оформления груза с передачей на погрузку или непосредственно погрузки товара на судно;
  • Юридическое название грузоотправителя;
  • Место прибытия груза, а в чартерном рейсе — место прибытия либо направление судна;
  • Наименование получающего лица (ФИО) для именного документа или иметь указание, что коносамент выдан определённому приказу на конкретное лицо;
  • Название товара, проставленную на нем маркировку, с указанием количества, веса и объёма товара либо упаковки, а в некоторых случаях дополнительно описывается внешний вид и состояние, а также пометки особых важных характеристик и параметров груза;
  • Договор фрахта и его оплата, прочие необходимые платежи, которые предназначены для вознаграждения перевозчика, либо иметь пометки, что фрахт оплачивается по условиям чартерного рейса, согласно прописанным в нем положениям или по сопроводительному документу, либо иметь пометку, что транспортировка полностью оплачена;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Количество подписанных оригиналов коносамента;
  • Подпись капитана судна или судовладельца, допускается подпись представителя перевозочной организации.

Коносамент оформляется как стандартный печатный документ либо фирменный бланк перевозчика, который заполняется печатным способом. Это товаросопроводительный документ, имеющий юридическую силу.

Сопроводительный экземпляр считается главным.

От главного (сопроводительного) остальные экземпляры отличаются по цвету и считаются копиями. На каждом из них для идентификации может проставляться порядковый номер.

  • Straight bill of lading — именной коносамент выдается на конкретного получателя. В документе прописывается наименование и адрес.
    Коносамент передают другому человеку только при наличии передаточных надписей, которые оформляются по правилам подобных долговых обязательств.
    Груз получает либо держатель перевозочного документа по его предъявлению, либо человек, который указан в передаточной надписи.
  • To-order bill of lading — ордерный коносамент. Бланк содержит пометки вида «приказу отправителя» либо «приказу получателя».
    Если в нём отсутствует пометка «приказу получателя», то такому документу автоматически будет присвоен статус «приказу отправителя». Такого рода пометки предполагают, что груз может передаваться третьему лицу согласно проставленной передаточной надписи.
    Если надписей несколько, товар выдаётся согласно последней пометке (индоссаменту).
    В случае отсутствия подобных надписей, груз получает лицо, отправившее товар, либо только получающее его на основании того, что прописано в статусе документа.
  • Bearer bill of lading — документ на предъявителя. Согласно этому виду коносамента груз выдаётся держателю бланка посредством простого вручения.
  • Домашний коносамент — документ, который оформляется с целью оградить отправителя груза от различных проблем, связанных с транспортировкой.
    Данный тип документа заключается также в таких случаях:
    • нужно скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • агент или отправитель оказывает дополнительные услуги, не предусмотренные морскими перевозками;
    • фрахт приобретён у перевозчика, не имеющего собственных судов, но являющегося членом NVOCC, и этой фирме необходимо скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • если коносамент нужен до погрузки товара на борт, например, если грузоотправитель работает по кредитной схеме.

При заключении внешнеторгового контракта ваш контрагент может предложить условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010. Ваша «святая» обязанность — знать базис поставки по этому термину.
Вы можете узнать условия DAP ИНКОТЕРМС 2010 , чтобы свободно ориентироваться в обязательствах и ответственности, возложенной на контрагентов.

Типы коносаментов

  • S. S. Co’s bill of lading — линейный (рейсовый) пароходный коносамент предназначается для прямых перевозок, содержит все действующие условия договора транспортировки, которые прописаны в самом документе.
    Подтверждает, что груз принят на борт, а также позволяет осуществлять различные операции с ним без фактической передачи груза другой стороне.
  • Charter B/L — чартерный (фрахтовый) коносамент. В нем прописаны условия чартера.
    Это не юридический договор транспортировки морем, а только расписка о приёме груза для доставки получателю.
    Все операции с грузом оформляются в бланке данного коносамента без фактической передачи груза лицам, которые приобрели его при транспортировке.
  • Through bill of lading — сквозной коносамент. Бланк оформляется в случаях, когда перевозка морем — это промежуточный этап общей перевозки. Такой документ обычно оформляют при транспортировке двумя и более плавающими средствами.
    Лицо, отправляющее груз, оформляет данный вид коносамента, подписывая его только с перевозчиком. Далее перевозчик организует перегрузки с последующими транспортировками, дополнительно взимая за услугу фрахт.
    Товар называют доставленным только после вручения его последним перевозчиком получателю груза на основании данного вида коносамента. Чаще всего такие коносаменты дополнительно страхуются полисом.
  • Custody B/L — береговой коносамент, выдаётся в качестве расписки о приёме на суше груза от отправителя на склад транспортной компании.
    При погрузке на борт судна товара, для которого оформлен такой вид коносамента, в документе отмечается факт погрузки товара на плавающее средство с указанием даты и прочих отметок. Такой коносамент может быть заменён бортовым коносаментом.
  • On board B/L — бортовой коносамент. Его выдают только по окончанию погрузки товара на борт судна взамен берегового документа.

Важно учитывать, что капитан или агент имеют право отказаться от подписания документа, если в нём неправильно указан:

  • порт погрузки,
  • дата окончания погрузки,
  • дата выпуска коносамента.

Разновидности коносаментов

  • Clean Bill of Lading — чистый коносамент. В таком документе отсутствуют пометки (оговорки) о ненадлежащем состоянии груза, наличии дефектов.
    Эта разновидность коносамента является свидетельством того, что полученный груз отвечает регламентированному внешнему виду с надлежащим состоянием. Чаще всего он выдаётся взамен на гарантийное письмо грузоотправителя.
  • Foul Bill of Lading либо Claused Bill of Lading — «нечистый» документ. В нем фиксируются пометки о некачественной упаковке, ненадлежащем состоянии груза.
    Если в процессе транспортировки товар понёс дальнейшие повреждения в связи с вышеперечисленными отметками, данный факт можно доказать, с перевозчика снимается ответственность за сохранность груза в изначальном качестве.
    Вместо коносамента может использоваться морская накладная.
    Она так же, как и коносамент, подтверждает сохранность перевозки, но при этом не даёт право выполнения операций с товаром, например, покупки или продажи, в процессе транспортировки.
  • Negotiable bill — оборотный коносамент. В этом документе фиксируется доставка товара с пометкой: по приказу указанных в документе лиц либо по распоряжению, которое оформляется по всем правилам внешней торговли.
    Коносамент подразумевает выдачу товара в месте доставки указанным в нём лицам.
  • Bills in a set— накладные в комплекте. Данный вид документа подразумевает вручение груза по любому из оригиналов в комплекте.
    В этом случае на каждом экземпляре проставляется своя серия, которая свидетельствует, что доставленный груз не был выдан по другим документам.

Груз может оформляться посредством заключения письменного договора — Common Law (общего права). Документ выдается владельцем судна. Он является доказательством того, что груз получен надлежащего качества, и подтверждает сохранность перевозки в пункт назначения в полной исправности и комплектации.

Перевозчик не отвечает за хранение и качество товара по договору только в случаях, когда возникают опасности моря. Товар вручается лицу, которое указано в накладной к данному грузу.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Коносамент – что это такое?

Транспортировка грузов морским транспортом – один из распространенных и удобных видов перемещения товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Обратившись в морскую логистическую компанию и доверив ей свой груз, клиент должен получить от перевозчика специальный документ, который защищает права грузоотправителя, – коносамент. Что это за бумага, каковы ее функции, виды и особенности заполнения – расскажем об этом подробнее.

Коносамент – что это?

Коносамент – что это такое? Само понятие заимствовано из английского языка (сonsignment) и буквально обозначает отправление, груз. Если сформулировать простыми словами – это официальная расписка, которая выдается перевозчиком грузоотправителю в том, что первый получил товар и обязуется доставить его по назначению. Это оформленная соответствующим образом товарораспорядительная бумага, которая подтверждает право отправителя на перевозимую продукцию. Данный документ оформляется перевозчиком и выдается владельцу после того, как товар был отгружен.

Внимание! Коносамент является ценной бумагой и применяется при перевозках морским и речным транспортом, а также при осуществлении мультимодальных международных перевозок (т.е. несколькими видами транспорта). Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 143 предусмотрена возможность использования вместо коносамента иного документа, подтверждающего получение груза перевозчиком (например, морской накладной).

Функции коносамента

Сущность коносамента как ценной бумаги состоит в предоставлении возможности владельцу лучшим образом реализовать товар при условии его передачи перевозчику. Документ обязательно должен выполнять несколько предназначенных для него функций.

  • Подтверждение права логистической компании на получение и перевозку товара. По сути это документ, который заменяет собой груз на период транспортировки. После получения товара транспортировщик выдает отправителю коносамент: это является доказательством того, что перевозчик получил груз.
  • Удостоверение факта заключения контракта между перевозчиком и владельцем груза. Коносамент – доказательство, что между логистической компанией и отправителем заключен договор, согласно которому транспортировщик несет за его доставку ответственность.
  • Основание для передачи товара получателю по прибытию в место назначения.
  • Содержание основной информации о транспортируемой продукции и данные об участниках контракта. В документе отражены данные о перевозимом грузе, его состояние, в том числе, все наличествующие дефекты, это способствует отслеживанию условий транспортировки. Так, например, если будет повреждена упаковка, либо будут нарушены другие условия контракта, на основании коносамента можно будет обратиться в суд и потребовать компенсацию за ущерб.
  • Обеспечение кредитования под отгруженный товар при необходимости.

Важно! Во время передачи товара получателю, он должен осмотреть груз на наличие повреждений. В противном случае с перевозчика снимается ответственность и претензии не принимаются. Для защиты своих прав в суде можно использовать только оригинал коносамента!

Виды коносаментов

В логистической практике существует много разновидностей коносаментов. При классификации учитываются личность получателя, тип транспортировки, схема перевозки грузов, сроки получения товара грузоперевозчиком. Основные виды коносаментов, применяемые в международной практике перевозок, представлены здесь.

Ордерный (Bill of lading to order)

Выписка ордерных коносаментов – наиболее распространенная практика в сфере внешнеторговых грузоперевозок. Суть данного вида документа состоит в том, что, например, продавец, желая иметь контроль над товаром до момента оплаты за него покупателем, не указывает в коносамент конкретного получателя. Либо покупатель хочет передать права на товар другому лицу. Сзади на бланке ордерного коносамента делается передаточная надпись (индоссамент) о том, кому можно получить груз.

Внимание! Индоссаментов может быть указано несколько, т.е. права на получение товара передаются от одного лица к другому. Груз будет выдан тому, кто указан в передаточных надписях последним.

Именной (Bill of lading to a named person)

После указания передаточной надписи ордерный документ становится именным. Это документ, где указано конкретное – физическое или юридическое – лицо, которое имеет право получить груз. Либо бумага сразу составляется с указанием получателя, либо коносамент становится именным по условиям передаточной надписи.

На предъявителя (Bill of lading to a bearer)

Данная форма коносамента встречается в логистической практике нечасто, однако иногда используется. Если в графе «грузополучатель» указано «to a bearer», груз выдается любому лицу, предъявившему коносамент. Ордерный и предъявительский коносаменты удобны тем, что в случае, если покупатель не может оплатить по каким-либо причинам груз, имя получателя можно изменить.

Оборотные и необоротные коносаменты

Необоротным типом документа (Bill of lading non-negotiable) предусматривается, что товар по прибытии примет сам получатель. Оборотная форма (Bill of lading negotiable ) дает возможность владельцу распоряжаться грузом в процессе перевозки или даже закладывать коносамент в банк. Документ такого типа выгоден продавцу, так как делает, по сути, оборотным процесс передачи груза. Оборотными можно назвать коносаменты на предъявителя и ордерные. На практике чаще применяется необоротная форма.

Линейный (Liner bill of lading)

Линейный коносамент – это документ, оформляемый при транспортировке товара на судне, следующем по четкому расписанию с остановками в указанных портах на специально определенных для этого причалах. Ответственность единственного перевозчика грузов начинается в месте погрузки и заканчивается при выгрузке. Такой коносамент оформляется для регулярных морских перевозок. Подтверждает принятие товара на борт судна и разрешает совершать операции с товаром без передачи его другой стороне.

Внимание! Транспортная компания может привлечь к перевозке стороннее лицо в качестве экспедитора грузов, в таком случае для осуществления перевозки, кроме линейного, используется так называемый домашний коносамент.

Домашний коносамент

Эта ценная бумага оформляется с целью избавить грузоотправителя от проблем с доставкой товара. Домашний коносамент используют в таких ситуациях:

  • необходимо засекретить маршрут следования груза и имя клиента;
  • грузоотправитель оказывает услуги, не предусматриваемые договором;
  • компания-фрахтователь не хочет, чтобы клиент знал, кому принадлежит транспорт;
  • документ нужно оформить до погрузки товара на судно.

Фрахтовый (Chartered bill of lading)чартерный))

Коносамент этого типа используется для нерегулярных перевозок. Для транспортировки груза заключается контракт между фрахтователем (отправителем или его представителем) и перевозчиком (фрахтовщиком). Последний предоставляет грузоотправителю все судно либо определенную его часть для товара, иногда – сразу несколько морских транспортных средств.

Прямой (морской)

Этот вид документа оформляется при договоре доставки груза от пункта отправки до места назначения на одном конкретном судне.

Сквозной (Through bill of lading)

Сквозной коносамент применяется при мультимодальных перевозках: товар перемещается разными видами транспорта либо несколькими судами. Этот тип бумаги оформлять удобнее, чем заключать несколько договоров с перевозчиками на различных этапах транспортировки товара. Товар считается доставленным после того, как последний из транспортировщиков передал его грузополучателю.

Фидерный коносамент

Одной из разновидностей сквозного коносамента является фидерный документ: морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне – например, если порт, где грузится товар, не обслуживают суда его компании.

Основной перевозчик оформляет коносамент, в котором указаны порты погрузки/выгрузки и перевалочный пункт, а локальный создает фидерный коносамент. Последняя бумага не является товарораспорядительным документом и выполняет роль договора между локальным и основным перевозчиком.

«Чистый» (Clean bill of lading) и «нечистый» (Foul или Claused bill of lading) коносаменты

«Чистым» называется коносамент, в содержании которого нет оговорок, т.е. повреждений товара, тары не обнаружено, количество соответствует заявленному. Если имеются записи о порче товара или упаковки или каких-либо других дефектах, такой документ квалифицируют как такой, который нельзя именовать «чистым» (его называют «с оговорками», «нечистым»).

Бортовой и погрузочный коносаменты

Бортовой документ составляется после того, как произошла погрузка товара на транспортное средство. Коносамент на погрузку оформляется после получения товара логистической компанией, находящегося под ее охраной, но перед тем, как его поместят на судно.

Береговой (Custody bill of lading) коносамент

Эта бумага выступает в качестве расписки о приеме транспортной компанией груза и помещения его на суше на склад транспортировщика. Когда эту продукцию грузят на судно, в коносаменте делается отметка о дате погрузки. В дальнейшем эта бумага может заменяться бортовым коносаментом.

Контейнерный коносамент

При осуществлении комбинированных перевозок транспортная компания имеет право выдавать специальный контейнерный коносамент, действующий на основании Гаагских правил 1921 г. Такие коносаменты обычно являются погрузочными. Если такой документ имеет страховой полис, он называется застрахованным.

Важно! Если в коносамент неверно внесены сведения о порте погрузки, дате ее завершения, а также дате оформления бумаги, капитан судна или агент имеют право отказаться подписывать такой документ.

Опасаетесь, что при заполнении коносамента Вы можете что-то пропустить или не учесть?

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!
С нами Ваш коносамент будет заполнен идеален и Вас минуют любые проблемы!

Получить расчет Задать вопрос

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты — info@east-import.com

Какую информацию указывают в коносаменте?

Основная информация, которая должна быть указана при заполнении коносамента, регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 144. В документе обязательно присутствуют следующие реквизиты:

  • наименование транспортного средства (судна);
  • полное название и юридический адрес транспортной компании, перевозящей груз;
  • наименование и адресные данные грузоотправителя и грузополучателя (юридического либо физического лица);
  • порты, где проводятся погрузка и выгрузка товара;
  • дата доставки в порт для погрузки;
  • данные о товаре (название, описание, характеристики, упаковка, количество товара, вес и т.п.);
  • сведения о состоянии транспортируемого груза и упаковочной тары;
  • стоимость фрахта, другие документы об оплате логистических услуг;
  • дата составления документа и место его выдачи;
  • количество экземпляров коносамента;
  • подпись транспортировщика, его агента или капитана торгового судна.

Коносамент может включать дополнительную информацию по договору участников соглашения. Следует указать факт наличия товара на борту конкретного судна с датой погрузки. Важно отразить степень ответственности перевозчика в случае невыполнения условий перевозки и возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Обычно коносамент оформляют в трех экземплярах, один из которых предназначен отправителю груза, второй – для транспортировщика и третий – для грузополучателя. Когда груз и один из коносаментов доставлен покупателю, два других оригинала утрачивают силу.

Порядок работы с коносаментом

Для выдачи коносамента сначала отправителю груза необходимо составить другой документ – погрузочный ордер, в котором указывается информация следующего характера:

  • наименование, вид груза;
  • количество транспортируемого товара;
  • упаковочная тара;
  • информация о порте погрузки;
  • данные грузополучателя;
  • наименование судна, перевозящего товар.

Штурманская расписка подтверждает факт нахождения груза на судне. На основании этих документов начинается работа над составлением коносамента. Его в трех экземплярах составляет компания-перевозчик. Покупатель товара, предъявив экземпляр коносамента, полученный от продавца, по этому документу получает груз.

Внимание! Перед погрузкой следует проверить товар на повреждения и в случае дефектов или недостатков поставить пометку «нечистый». Как составлять коносамент – на всю партию товара или на каждую отдельно – решает получатель (раздельное оформление практикуют, когда груз приходится получать частями).

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше. Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:

  • ошибаться нельзя, так как это может стать причиной срыва поставки товара;
  • отправитель может быть одновременно производителем и поставщиком груза;
  • правильно указать грузополучателя – это может быть покупатель товара, его агент, посредник, банк;
  • указать лицо, получающее уведомление о прибытии товара (грузополучатель, таможенный представитель или сотрудник экспедиторской компании);
  • указание в документе данных представителя перевозчика в порту прибытия упростит и ускорит отгрузку товара;
  • обязательно отметить особые свойства груза (ценный, опасный, хрупкий и др.).

Внимание! Исправлять информацию в коносаменте можно только при подтверждении данных от грузоотправителя и лишь с согласия последнего. Заполняя документ, следует учесть, что его корректировка займет много времени и повлечет дополнительные материальные расходы.

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

При составлении коносамента нужно быть очень внимательным и вооружиться знаниями законодательства или обратиться к помощи профессионалов. Последствия, связанные с неправильным заполнением документа, могут быть серьезными:

  • материальные расходы на исправление документа;
  • задержка с выгрузкой товара в порту прибытия;
  • простой судна из-за задержки отгрузки придется компенсировать;
  • задержка растаможки груза;
  • порча груза из-за вынужденного простоя.

Образцы коносаментов

Заполнение коносамента – дело непростое и может вызвать трудности, так как каждая торговая операция индивидуальна. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать примеры бланков коносаментов на русском и английском языках.

Образцы коносаментов будут добавлены позднее — приносим извинения за доставленные трудности

Для того чтобы избежать трудностей с оформлением коносамента и проблем, которые могут возникнуть впоследствии, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты заполнят любые товарораспорядительные документы, в том числе, и коносамент, юридически грамотно: мы досконально знаем таможенное законодательство, правила торгового мореплавания. С нашим опытом работы в сфере ВЭД Ваш товар всегда будет доставлен вовремя и без лишних расходов.

Связаться с нами

Фидерный коносамент – это коносамент на локальную перевозку судами небольшого водоизмещения, рассчитанных, как правило, на размещение 300 – 400 TEUs (эквивалент 20-футового контейнера). Фидерные перевозки часто практикуются на плече Стамбул/Констанца – Новороссийск. Фидерная компания и морская линия могут быть разными юридическими лицами, а фидерная перевозка оформляется отдельным коносаментом (фидерным) – однако груз выдается предоставившему 3 оригинала океанского коносамента лицу.

Для чего нужен фидерный коносамент и что это такое в практике международных морских перевозок? Согласно практике морская линия по своему усмотрению и без оповещения грузовладельца вправе перевозить груз по любому маршруту, выгружать его в любом порту, отправлять на любом судне. Для сокращения числа портов захода океанских судов широко применяется фидерная схема обслуживания, когда груз между портами захода океанских судов и портами региона перевозится малотоннажными фидерными судами.

Сторонами договора морской фидерной перевозки являются океанская линия и фидерный перевозчик. Перевозка выполняется за счет океанской линии и покрывается фидерным коносаментом. Это значит, что в качестве отправителя в фидерном коносаменте указывается агент океанской линии в порту трансшипмента (перевалки груза), а в качестве получателя – агент линии в порту назначения.

Таким образом, использование фидерного коносамента возможно только в качестве служебного документа океанской линии. Ни океанский, ни фидерный перевозчики не обязаны передавать или предъявлять документ грузовладельцу. Использование фидерного коносамента как доказательства в отношении характера груза невозможно – фидер-коносамент оформляется агентом океанской линии, который оригинальной информацией о характере груза не располагает, лишь дублируя ее из океанского коносамента.

Таможня и фидерный коносамент

В качестве документа для растаможки фидерный коносамент не может использоваться – в таможню попадает только океанский коносамент: он, с точки зрения таможни, является единственно достоверным источником информации о грузе. Грузовладелец (как декларант) может вообще не знать о существовании фидерного коносамента, т.к. этот документ имеет хождение только в отношениях между перевозчиками. Впрочем, документы все же используются на практике, т.к. грузы в Россию попадают преимущественно на фидерах.

Также фидерный коносамент включается в судовой манифест для таможенного оформления прибытия судна и перевозимых на нем грузов и транспортных средств. Служебные отметки (штампы) на фидерных коносаментах ранее ставила Балтийская таможня – эта практика была признана устаревшей с 7 февраля 2014 года, за исключением отдельных групп товаров (подконтрольным иным государственным органам).

Т.е. фидерные коносаменты (наравне с морскими накладными) могут предоставляться капитаном судна для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора. Штампы и отметки в экземплярах (их количество определяется перевозчиком) проставляются таможней согласно «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора», утвержденной приказом ФТС России от 30.09.2011 № 1996.

В чем отличие фидерного коносамента от океанского (морского)

Основное отличие океанского (морского) коносамента от фидерного в том, что только первый является полноценным документом, выданным в рамках исполнения внешнеторговой сделки, содержащим достоверную информацию о перевозимом грузе. Фидерный коносамент заполняется на основании океанского (линейного), и в отличие от него, согласно правилам, не содержит необходимых и достаточных сведений для совершения таможенного оформления и декларирования товаров.

Второе различие между океанским и фидерным коносаментом – это стороны договора морской перевозки. По фидерному коносаменту сторонами выступают агент океанской (морской) линии и фидерный перевозчик, грузоотправителем является агент линии в порту захода океанского судна, а получателем – агент той же линии в порту назначения. По океанскому коносаменту отправителем является фактический грузоотправитель, а получателем – грузополучатель, или их агенты.

С технологической точки зрения: фарватер порта назначения не позволяет зайти океанскому судну, поэтому необходим трансшипмент (либо заход в конкретный порт экономически нецелесообразен). Драфт фидерного коносамента, если и выполняется, грузовладельцем фактически не отслеживается (под драфтом подразумевается согласование чернового варианта документа и сам этот документ).

Отличия фидерного коносамента от ордерного, сквозного понятны из содержания различных видов документов.

Требования к фидерным коносаментам по содержанию

  • Shipper – наименование грузоотправителя и его адрес;
  • Consignee – наименование и адрес грузополучателя;
  • Notify Party – сторона по коносаменту, которую фидерный перевозчик должен уведомить о прибытии груза – агент океанской линии в порту назначения;
  • Vessel – наименование фидера;
  • Voyage No. – номер рейса;
  • Port of Loading – порт погрузки (трансшипмента, захода судна морской линии);
  • Port of Discharging – порт выгрузки (назначения);
  • Kind of Packages and Description of goods – вид упаковки и описание товаров (здесь и далее – вся информация о грузе составляется исключительно на основании данных из океанского b/l);
  • Marks and Numbers – маркировка и номера;
  • Container No./Seal No. – номер контейнера, номер пломбы;
  • Number of Pieces — количество грузовых мест
  • Netto Weight – вес нетто;
  • Brutto Weight – вес брутто;
  • Measurement – объем;
  • Total number of containers or packages received by Carrier – количество контейнеров, полученных фидерной линией;
  • Number & Sequence of Original B(s)/L – количество коносаментов;
  • Place of Issue of B/L – место выпуска коносамента;
  • Date of Issue of B/L – дата выпуска коносамента;
  • Shipped on Board Date (Local Time) — время отгрузки на борт.

Это та информация, которая должна быть указана в фидерном коносаменте.

Коносамент

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

  • расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

  • товарно-транспортной накладной.

  • подтверждения договора на перевозку.

  • товарораспорядительного документа.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

  • Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

  • Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

  • Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

  • Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

Собственное наименование.

  • В строке Port of Loading – порт погрузки.

  • В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

  • Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

  • если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

  • обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

  • также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

  • далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.

  • отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

  • если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

  • также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

  • указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

  • зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

  • важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.

Виды коносамента

При отправке грузов морским путем оформляются различные виды коносамента. Различия оформления этих документов заключается в определенных условиях отправки.

Коносамент — (фр. connaissement):

  1. Документ, содержащий условия договора морской перевозки. Нормы о коносаменте содержатся в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 г (с изменениями в соответствии с Брюссельским протоколом 1968 г.), а также в настоящее время в действующем Кодексе торгового мореплавания СССР.;
  2. Товарораспорядительный документ, предоставляющий его держателю право распоряжаться грузом. Распространен во внешней торговле. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. В коносаменте определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Если обязательные условия для получателя в коносаменте не излагаются, то делается ссылка на документ, в котором они содержатся (как правило, чартер).

Может составляться:

  • на предъявителя, на имя получателя (именной);
  • приказу отправителя или получателя (ордерный).

Коносамент на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения. Именной коносамент — по индоссаменту или в иной форме, но с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По ордерному коносаменту груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка. Если не указано, что коносамент составлен «приказу получателя», то он считается составленным «приказу отправителя». Обычно коносамент составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остальные теряют силу.

Коносамент относится к ценным бумагам. Коносамент называют «чистым», если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и «нечистым», если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

В коносаменте указываются:

  • наименование транспортного средства,
  • перевозчик,
  • отправитель,
  • получатель,
  • место приема или погрузки,
  • назначение груза,
  • его наименование,
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи,
  • время и место выдачи коносамента,
  • число составленных экземпляров.

Передача коносамента осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный или на предъявителя) и равносильна передаче груза. Коносамент является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.

  • Бортовой коносамент — On Board Bill of Lading (Board B/L) — удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.
  • Долевой коносамент — Delivery order — товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент — распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.
  • Застрахованный коносамент — Insured Bill of Lading — представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, применяется при перевозке грузов в контейнерах.
  • Именной коносамент — Straight Bill of Lading (Straight B/L) — составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.
  • Коносамент на предъявителя — передается в обмен на груз путем простого вручения.
  • Коносамент на груз, принятый для погрузки — Received for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L) — коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.
  • Линейный коносамент — Liner bill of Lading (Liner B/L) — коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.
  • Коносамент с оговорками («нечистый» коносамент, «грязный» коносамент) — Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading) — коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.
  • Местный коносамент — Local bill of Lading — со ссылкой на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке. Местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не являются товарораспорядительными документами.
  • Ордерный коносамент или оборотный коносамент — Order bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L) — по которому груз передается либо «приказу» грузоотправителя, либо «приказу» грузополучателя, либо «приказу» банка, либо по передаточной надписи того, чьему «приказу» он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу» получателя, то считается, что он составлен «приказу» отправителя. «Приказ» — пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом.
  • Прямой коносамент — Direct bill of lading — коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.
  • Сборный коносамент или групповой коносамент — Combined (Collapsible) bill of lading — на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.
  • Сквозной коносамент — Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) — предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками — принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства — каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.