Что такое профессиональная пригодность?

Не надо быть выдающимся детективом, чтобы с первого взгляда узнавать людей некоторых профессий.
Фотографов выдают морщинки около левого глаза, медики насквозь «пропахли» лекарствами, кондитеры – карамелью и ванилином, а музыканты остро реагируют на любой звук.

Узнать некоторые подробности о человеке часто можно с ходу. Ведь «говорящими» могут быть личные вещи, жесты, черты лица. «Газета…» убедилась, что «на глаз» вполне реально определить даже профессию незнакомца. Стоит только внимательно понаблюдать за его поведением и внешним видом. Само собой, везде есть исключения: учитель может больше смахивать на грузчика, а продавец на рынке напоминать модель или врача. Но в целом, работники «одного цеха» во многом похожи.
Фотограф: жилетка, взгляд и морщинки

Безусловно, самая узнаваемая черта фотографов – громадная камера с объективом-«хоботом». Тут уж не ошибешься. Но те, кто хоть немножко работал в обществе фотомастеров, узнают их и без профессионального инструмента.

25-летняя киевлянка Марина Овсянникова семь лет проработала моделью. За это время она успела изучить фотографов всех мастей и безошибочно узнает их в толпе.
– У меня нет четких критериев, как определить фотографа, – говорит девушка. – Но почему-то я всегда их вижу. То ли взгляд у них особенный, как у художника, выбирающего объект картины, то ли манера передвигаться – быстро, но при этом успевая оглядеть все вокруг… Внешне они бывают какие угодно: низенькие и высокие, словно на ходулях, толстенькие и худющие… Но практически у каждого фотографа есть удобная жилеточка с кучей кармашков. Ведь камера сама по себе нелегкая ноша, поэтому других вещей минимум: телефон, ручка, запасные батарейки – все по карманам. Даже вне работы фотографы по привычке предпочитают фирменные рюкзаки и удобную обувь.
Если присмотреться внимательнее, то возле левого глаза у фотографов всегда больше морщин, чем около правого. Объясняется все просто: в видоискатель фотоаппарата чаще смотрит правый глаз, а левый прищуривается. Даже если профессионал снимает простой цифровой «мыльницей», его сразу видно по необычным ракурсам съемки: то снизу вверх – стоя на колене, то почти лежа. Да и скорость реакции у профи заметна: пока обычный человек только откроет крышку фотоаппарата, мастер уже сделает несколько кадров.

Системный администратор: говорит не по-людски
Недаром системных администраторов сравнивают с шаманами: они также что-то бормочут себе под нос и «бьют в бубен» (то есть – делают что-то непонятное для других).

О том, как распознать истинного сисадмина, нам рассказал представитель этой специальности. Авторский стиль приводим без изменений…

– Админы бывают двух типов, – рассказывает Олег Рябченко. – Первый – худой, тощий, с нездоровым цветом лица и длинными пальцами – чтобы набирать текст на клавиатуре вслепую. Волосы чаще всего засаленные, как и все остальное. Иногда можно принять за бомжа. Повадки: постоянно озирается по сторонам, делает вид, что работает, пьет много пива, хоть и не толстеет от него. Разговаривает на непонятном простому человеку языке и спорит с коллегами по поводу прогрессивности версии программы 6,28,5 перед 6,28,47.


Второй тип админа – грушевидная фигура, глаза, которые ничего не выражают из-за полной апатии к пользователям и миру в целом. Сидит и круглыми сутками ест бутерброды. Раз в год ходит с «себе подобными» в поход в Карпаты, где пьет (быстро напивается, поскольку делает это крайне редко), внимательно слушает споры других админов о прогрессивности версии программы 6,28,5 относительно 6,28,47. Из одежды обычно носит рубашку (2 штуки на все случаи жизни), брюки (2 штуки на те же случаи), кроссовки. Словами непонятными почти не ругается, потому что в принципе мало разговаривает.

Врач: руки, как у пианиста

Лично у меня все, что связано с медициной, ассоциируется с запахом лекарств. В том числе и сами медработники. Даже едва уловимый лечебный «аромат» чувствую за версту. Вот недавно зашла в троллейбус, стою рядом с мужчиной лет сорока. Одет неброско – потертые джинсы, футболка. В руках папка. Пахнет чем-то вроде «Хьюго Босса». Но через две остановки, когда пришлось заметно потесниться, я вдруг поняла, что нахожусь рядом с медиком. Даже парфюм не смог скрыть запаха медикаментов. Показалось даже, будто чувствую запах марли, хлорки. Взглянула на его руки – так и есть, полностью соответствуют требованиям врачебной профессии – ухоженные, холеные. Присмотритесь, у большинства лекарей кожа мягкая, без заусениц и царапин, пальцы – чувствительные, как у пианистов. Ни разу в жизни мне не доводилось видеть медика с руками строителя.

Музыкант: дергается от каждого звука

Без гитары, скрипки, трубы или прочего музыкального добра музыканта узнать трудно. Но есть один секрет, который я не раз замечала у всех меломанов. Идет себе человек по улице, вдруг где-то негромко заиграла музыка. На нее никто не обращает внимания. А прохожий этот все равно резко обернется, словно гром грянул. Если мелодия нравится, губы растягиваются в улыбку, нет – хмурит брови. То бишь реакция на музыку у него есть всегда.

Мой хороший знакомый (он недавно основал группу, теперь солирует в ней) часто не может удержаться и начинает дирижировать пальцами прямо на улице. Кстати, кончики пальцев у него всегда стерты – от вечного бренчанья на старушке-гитаре.

Ну и конечно, настоящий музыкант слушает только настоящую технику. Никакие «совместное производство-сборка-в-Кантакузовке» не проходят. Только оригинальные плееры, наушники и музыкальные центры. И нестрашно, что в совокупности их цена приближается к стоимости автомобиля… Так что, видя на улице простачка с «техникс» в ушах – знайте: если он не профессиональный музыкант, то наверняка давний любитель.

По следам Шерлока Холмса
Уж кто-кто, а детективы буквально видят людей насквозь – не хуже рентгена. Им по долгу службы положено составлять досье на незнакомцев: кто такой, чем занимается, о чем помышляет… «Газета…» пообщалась с частным детективом агентства «Verum» Владиславом.

– Правду говорят, что встречают по одежке – она многое может рассказать о своем хозяине. Например, военные всю жизнь не расстаются с «армейским» цветом одежды – хаки. Даже уйдя в отставку, старые вояки будут верны этой привычке. По этой же причине многие милиционеры предпочитают серый цвет. Кстати, у них почти всегда стоптанные туфли, старенькие часы и потертые барсетки – грустно, но факт…. А вот медика, к примеру, легко узнать по рукам – у них всегда очень ухоженные ногти, пальцы.

Но все же основная информация приходит при общении. Тут важно не переиграть: если уж слишком целенаправленно спрашивать о работе и привычках, человек может заподозрить неладное. Нужно просто непринужденно общаться, время от времени задавая наводящие вопросы. Что-нибудь обязательно «выплывет». Был у меня случай, когда к нам пришел устраиваться на работу человек. Вроде бы нормальный, только одно меня насторожило: он больше интересовался не своей потенциальной работой, а самой компанией – сколько здесь человек, какие ресурсы… Словом, я быстро вывел его на чистую воду, он оказался шпионом от конкурентов.

Кстати, от моей работы очень трудно абстрагироваться: иногда не хочется узнавать о людях какие-то подробности, но волей-неволей все равно их замечаешь…

Бывает и такое

Внешность учительницы, но профессия – инженер

Моя соседка тетя Лена – инженер с 25-летним стажем. Но почему-то ее всегда принимают за учительницу или врача. Вплоть до того, что незнакомые люди умиленно узнавали в ней «любимую-первую-учительницу-марь-ванну»… В чем загадка внешности, Елена не понимает до сих пор.

– Сын тоже всегда говорит: «Мама, ты как наша учительница математики!» Похожа, и все тут. А чем именно – ума не приложу. Строгую одежду, костюмы, которые обычно носят преподаватели, я не люблю. Разве что нравится все неброское, приглушенных тонов. Носила очки, но недавно нарочно сменила их на линзы – надоело это клеймо «училки». Однажды даже примерила на себя молодежный стиль, благо фигура позволяет, но все равно «марь ванна» и «марь ванна»…

Определить педагога несложно: серьезный, слегка строгий взгляд, общая сдержанность и желание поучать – «это надо делать так, а не вот так…» В сумке – бесконечные тетрадки, на локтях часто слегка заметны следы от мела. Конечно, везде возможны исключения, но «среднестатистический» учитель выглядит именно так.

Личный опыт

«Я узнала свою начальницу по запаху»

Оксана Веретенник, администратор отеля:

– Был у меня случай, когда я повела себя, словно собака-ищейка: на нюх определила свою начальницу. Дело было так: однажды мы решили отметить день рождения коллеги. А в отеле любые сабантуйчики строго запрещены, вплоть до увольнения. Но в тот раз наша шефиня уехала на какой-то семинар в Токио. Вот мы и расположились вечерком, только открыли вино, как вдруг я заподозрила неладное: пахло тетей Леной (так мы зовем Елену Павловну за глаза). Все рассмеялись – мол, у тебя галлюцинации, она сейчас с японцами сакэ пьет… Но я явственно чувствовала запах ее любимых «Miracle Homme». Прошлась по коридору, холлу – нет никого. И тут из своего кабинета вышла… конечно, она! Запыхавшаяся, усталая. Забыла папку с документами. Пока мы с ней разговаривали, мои сотрудники тихонько разошлись, бутылки спрятали под стол, выключили музыку… Все обошлось. Благодаря моему нюху.

Кстати

Наблюдательный человек сможет определить даже хобби незнакомца. Критерии – те же: внешность, привычки, слабости…

Собачники, кошатники и прочие любители живности

«О, да у тебя любовник-блондин завелся!» – воскликнула подруга, снимая с моего рукава белые волосы. «Да-а-а, натуральный блонд, короткостриженный», – отвечаю. Ничего не поделаешь, дважды в год собака линяет. Все собачники, да и кошатники, совершенно равнодушны к шерсти, щедро оставляемой на диванах, коврах, джинсах… А смысл бороться с неизбежным?.. Так что узнать «животновода» можно в первую очередь по «волосатости».


Впрочем, даже если ее ликвидировать, остается еще один признак – практически всегда у собачников где-нибудь есть изображения животных: на сумках, одежде. Некоторые и фотографии питомцев в кошелек кладут. Рядом со снимками детей.

Танцовщица – «лебедь, крепенький, как огурчик»
Танцоров узнать проще простого: осанка «лебедем», особенная походка – ноги при ходьбе выпрямляются резко, но в то же время очень легко и пластично. Среди неприметных особенностей – стертые большие пальцы ног, поскольку на них приходится весь упор, особенно в латиноамериканских танцах. Принято считать, что танцовщицы – худенькие «тросточки». На самом деле, это касается только балерин. А вот исполнительницы бальных и латиноамериканских танцев обычно крепенькие, как свежий огурчик, и с хорошо «подкачанными» ногами.

ПРИГОДНОСТЬ

Смотреть что такое «ПРИГОДНОСТЬ» в других словарях:

  • пригодность — соответствие, адекватность, годность, применимость, приспособляемость; удобность, приспособленность, полезность, дельность, доброкачественность. Ant. непригодность, несоответствие, неадекватность, недостаточность, негодность, неприменимость,… … Словарь синонимов

  • ПРИГОДНОСТЬ — ПРИГОДНОСТЬ, пригодности, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к пригодный; годность, полезность. Показать свою пригодность для работы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • пригодность — ПРИГОДНЫЙ, ая, ое; ден, дна. То же, что годный. П. для обработки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • пригодность — качественное состояние удовлетворительности определенным требованиям, соответствия некоим целям, предназначению. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

  • пригодность — — Тематики электротехника, основные понятия EN feasibility … Справочник технического переводчика

  • Пригодность — ж. отвлеч. сущ. по прил. пригодный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • пригодность — пригодность, пригодности, пригодности, пригодностей, пригодности, пригодностям, пригодность, пригодности, пригодностью, пригодностями, пригодности, пригодностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • пригодность — приг одность, и … Русский орфографический словарь

  • пригодность — Syn: соответствие, адекватность, годность, применимость, приспособляемость Ant: непригодность, несоответствие, неадекватность, недостаточность, негодность, неприменимость, неприспособляемость … Тезаурус русской деловой лексики

  • ПРИГОДНОСТЬ — англ. fitness/ suitableness (to/for); нем. Tauglichkeit. Эмпирически определяемая совокупность свойств личности, необходимых для той или иной деятельности … Толковый словарь по социологии

Понятие профессиональной пригодности, её виды и значение.

· При анализе ряда профессий с боле жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека используется понятие профпригодности.

· Существует ряд предрассудков относительно профессиональной пригодности : идея об одном единственном комплекте личностных качеств, подходящих для той или иной профессии; профессиональную пригодность ют неизменной характеристикой человека, и, следовательно, важно как можно раньше её обнаружить и диагностировать; профессиональная пригодность должна быть у человека до его включения в учебно-профессиональную деятельность .

· Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называются профессионально ценными. Так , хирургу, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным, чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Любое качество в одном случае может оказаться профессионально ценным, а в другом – будет препятствовать успешной работе. Так, общительный , приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности в одиночку ( например, в бухгалтерии). Это – факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии, факт профессиональной непригодности, хотя считает этот человек без ошибок. Вступив же на педагогический путь, он находит себя, работает не только с успехом, но и с удовлетворением.

· В «Кратком психологическом словаре»(1998) профпригодность характеризуется совокупностью психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.


· Профессиональную пригодность человека надо понимать как взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил в данное время. ( Е.А.Климов)

· А.К.Маркова (1996) подчеркивает, что профпригодность это не простое соответствие некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а результат некоторого процесса, в ходе которого психологические качества человека, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений, так или иначе формирующих профессиональный тип.

· Профессиональная пригодность не дана человеку изначально, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности; её возникновению и упрочению способствует система материальной и моральной стимуляции, удовлетворение, получаемое от деятельности, осознание общественной значимости её результатов и др.

· Способности человека вообще и способности, необходимые для той или иной профессии, в частности, развиваются в процессе самой профессиональной деятельности. Следовательно, очень многое зависит от активности самого человека, от труда и воли, которые он употребляет для достижения поставленной цели.

· Формирование профпригодности происходит по разному у различных людей в зависимости от возможностей компенсации, от пластичности способностей.

· Требования к профпригодности меняются в зависимости от обновления содержания профессии. Человеку в ходе жизни надо постоянно работать над своей профпригодностью, ибо требования со стороны профессии меняются, вследствие обновления содержания профессии, роста запросов общества.

· Кроме системы профессионального образования, учреждений по подготовке и переподготовке кадров, нет никакого таинственного фактора, который бы почему-то обеспечил появление профессиональной пригодности людей. Природа, образно говоря , «не знает», какие профессии, с какими требованиями к человеку появятся завтра в условиях бурного научно-технического прогресса. Государственный и гуманный подход к человеку как высшей ценности требует подумать об оптимальном трудоустройстве и тех, которые оказались «отсеянными» в ходе профессионального отбора на определенный вид труда или профессионального обучения.

· Профпригодность – это наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма , личности, требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.

· Профессионально пригодный подросток– это подросток, способный успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для своего здоровья. Здоровье школьников в последние годы вызывает обоснованную тревогу. Более половины выпускников ограничены в выборе профессии из-за отклонений в состоянии здоровья. Третья часть школьников имеет нарушение органов чувств и нервной системы, изменение осанки, сердечно-сосудистой системы. Результаты ряда исследований показывают, что учреждениям здравоохранения, педагогическим коллективам , общественным организациям необходимо активизировать работу , направленную на сохранение здоровья детей и юношества.

· Задача профессиональной консультации– установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии как по состоянию здоровья, так и по психофизиологическим особенностям. Профессиональное консультирование включает два раздела. Первый раздел традиционно медицинский : врачебная консультация, выбор профессии с учетом состояния здоровья. Второй раздел – сравнительно новый, развивающийся : выбор профессии с учетом индивидуальных физиологических и психофизиологических особенностей организма, психических особенностей личности.

· Медицинский аспекториентации является одним из важнейших.В соответствии с КЗОТ РФ , все подростки, поступившие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после освидетельствования подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии. Основная цель рекомендации подросткам того или иного вида деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на г здоровье, а стимулировал бы дальнейшее улучшение его физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда.

· Основными документами, которыми руководствуются врачи при проведении профессиональной консультации, служат перечни медицинских противопоказаний, определяемых на основе углубленного изучения санитарно-гигиенических условий труда в различных профессиях и базирующихся на данных научных исследований, включая изучение особенностей течения хронических заболеваний в подростковом возрасте, разработку и использование методов ранней диагностики и изучение преморбидных состояний ( то есть доболезненных), являющихся факторами риска развития хронических заболеваний.

· У здоровых подростков профессионально-производственные воздействия накладываются на функционально –устойчивые , с высоким уровнем саморегуляции механизмы поддержания гомеостаза. Благодаря этому, профессионально- производственный фактор при соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил оказывает на них благоприятный эффект, способствуя дальнейшему совершенствованию гомеостатических механизмов организма подростков, что проявляется в оптимизации их срочных и долговременных адаптированных реакций в процессе обучения профессии и труда. У подростков с морфофункциональными отклонениями и хроническими заболеваниями профессионально-производственная нагрузка может привести к напряжению и перенапряжению адаптивных механизмов, формировать неадекватные изменения функционального состояния и в итоге ухудшать состояние здоровья.

· Исходный уровень состояния здоровья рассматривают как одну из важнейших предпосылок деятельности подростков, не только как показатель , отражающий характер адаптированности организма к профессионально-производственным факторам, но и условие успешного формирования самой адаптации.

· Наряду с разработкой медицинских и психофизиологических критериев профессиональной пригодности в последнее время все большее значение приобретает психологический аспект профессиональной консультации. В ходе проведения функциональной диагностики дается оценка психологических свойств индивидуальности человека в целях профессионального отбора, профессиональной ориентации и распределения кандидатов по специальностям, совершенствования профессиональной подготовки, оптимизации профессиональной деятельности.

· Свойство профпригодности может приписываться человеку лишь как ситуативное – присущее, строго говоря, не ему, а конкретной системе «Субъект – объект». Ситуацию взаимной пригодности субъекта труда и трудового поста можно создавать одним или несколькими из следующих способов : подобрать человеку подходящую работу из числа существующих; сформировать у него дополнительно некоторые требуемые профессией качества ( знания, опыт, умение использовать свои «сильные» стороны и компенсировать те, которые противодействуют успеху); распределить трудовые функции, с которыми человек, как правило , не в силах справиться, между двумя и более людьми ( положив тем самым начало формированию двух или более новых профессий вместо одной прежней); снабдить его новыми более совершенными средствами труда.

· Рассмотрим случаи соответствия и несоответствия как человека профессии и профессии человеку, так и взаимной непригодности профессии и человека.

Явление большей или меньшей профессиональной непригодности человека профессии в ряде случаев правомерно понимать как невольно созданное самими людьми. Например, человек, не различающий зеленый и красный цвета ( дальтоник), считается явно непригодным для водительских профессий. Но ведь сигналы светофора, стоп-сигналы, аварийные – это не явления природы. Их придумали и сделали традиционными сами люди. Представим, что вместо зеленого сигнала будет вертикальная светящаяся белая полоса или три одноцветных точки одна над другой, а вместо красного – горизонтальная полоса или горизонтальный пунктир, вместо желтого – крест или окружность и т.п. В этом случае сотни и тысячи дальтоников перестанут рассматриваться как непригодные к водительской работе. Другой пример. Многие посты как бы специализированы для зрячих людей : на пульте преобладают зримые индикаторы – шкалы стрелочных приборов, кнопки с видимым для глаза обозначением и т.д. А разве нельзя сконструировать пульт так, чтобы сигналы стали звуковыми, осязательными? Пусть кнопки станут рельефными, различимыми на ощупь обозначениями ( «бугорками», «лунками» и пр.) Это приведет к тому, что во многих случаях операторами смогут стать незрячие люди. Они станут профпригодными к этому виду труда.

Профессия как область приложения сил человека может быть «неприспособленной» и в этом смысле непригодной для него. Так, в свое время для работы на тракторе нужно было иметь недюжинную силу. Не только женщины, но и не все мужчины могли эффективно повернуть рукоятку, чтобы завести трактор, нажимать на педали, перемещать рычаги. И чтобы не подбирать подходящих людей-силачей к неподходящей для многих технике, конструкторы пошли путем улучшения пригодности техники- приспособления её к особенностям человека. Теперь, как известно, тракторы заводятся не вручную, а от специального пускового двигателя, в систему управления введены устройства, заметно снижающие физические нагрузки на работника, а также вибрацию, тряску, шумы, перепады температур в кабине.

Картина взаимной непригодности профессии и человека может сложиться не только за счет технической, предметной, но и за счет социально-организационной стороны труда. Нельзя работать где-то «вообще»; человек всегда оказывается во вполне определенной обстановке как предметной, так и «микросоциальной» – трудится с кем- рядом, от кого-то получает задания, выслушивает замечания и т.д. В связи с этим возникают явления «соответствия- несоответствия» работников друг другу и одновременно вопросы профпригодности. Например, человек может очень точно, аккуратно, быстро выполнять определенную работу, но не переносит, если над ним подтрунивают или с ним невежливо обходятся. А сосед по рабочему месту как раз любит пошутить и не проявляет разборчивости в средствах общения. Возникает картина профессиональной непригодности – работать с таким человеком просто невмоготу, снижается внимание, ухудшается точность движений. Приходится принимать организационные меры.

Из сказанного ясно, что вопрос о профессиональной пригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно.

· Факт «соответствия-несоответствия» человека требованиям трудового поста имеет сложную структуру.

Наиболее очевидны факты соответствия –несоответствия работы и работника в связи с характеристиками личностных качеств человека –его идеалами, убеждениями, потребностями характером, хотя именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом определяют «крутые повороты» человека на профессиональном жизненном пути.

· От плохой досягаемости кнопки на пульте или «тугой» рукоятки никто профессию менять не станет, а вот от разочарования в трудовом коллективе, от рассогласования между своими убеждениями, ценностями , моральными понятиями и требованиями профессии – сменить профессию иногда приходится.

· Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются :

(1) её успешность;

(2) удовлетворенность человека избранным трудовым путем;

(3) преобладание благоприятных функциональных состояний человека в ходе трудовой деятельности ( таких, как хорошая внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, положительные эмоциональные переживания от контактов с предметной и социальной средой).

· Выделяют следующие степени выраженности профессиональной пригодности :

1. Непригодность к профессии – временная или практически непреодолимая, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с точки зрения медицины с работой в данной области.

2. Годность к профессии (или группе профессий) – в этом случае говорят : нет противопоказаний, но и нет показаний.

3. Соответствие данной области деятельности – противопоказаний к профессии нет, присутствуют некоторые личностные качества и интересы, способности.

4. Призвание – налицо явные признаки соответствия человека всем основным требованиям профессиональной деятельности. В этом случае говорят: » В этой и именно этой области деятельности ты будешь наиболее нужен и полезен людям»

· У человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность ( способности формируются в деятельности). В то же время некоторые необходимые слагаемые пригодности к профессии могут быть сформированы именно заблаговременно ( такие как гражданские качества, отношение к труду и общая дееспособность), даже должны быть заблаговременно сформированы. При конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека ( в связи с данной профессией) и при соответствующем воспитании, самовоспитании полезно помнить, что профессионально ценные качества в каждом случае не рядоположены, а образуют целую систему. В этой системе важно не упустить пять основных слагаемых.

Основные компоненты пригодности человека к работе ( Е.А.Климов,1998) :

1. Гражданские качества – идейный, моральный облик человека как члена общества. В профессиях , связанных с руководством людьми, обучением и воспитанием их, оказанием медицинской помощи, торговым обслуживанием, правоохранной и т.д. человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом.

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности . Если , например, профессия требует ответственной работы в одиночку, без частого внешнего контроля за исполнением ( объездчики, осмотрщики, контролеры), то такая черта характера, как добросовестность в отношении к труду, выступает в роли особенно важного звена профпригодности. Ещё: отсутствие интереса к человеку – важное препятствие для успеха работы в качестве медицинской сестры.

3. Дееспособность ( общая) Она образуется качествами , важными во многих и разных видах деятельности: состоянием физического и психического здоровья, так называемыми общими способностями, в основе которых лежат активность и саморегуляция человека как субъекта деятельности. Частным выражением общих способностей является, например, склонность к постоянной занятости, качества ума, развитый самоконтроль, инициативность, «творчесткость» — непредвзятый подход к решению возникающих на трудовом посту задач.

4. Единичные , частные, специальные способности. Это стойкие личные качества человека, которые важны для данной работы, профессии или узкого их круга ( например, цепкая память на эталоны вкусовых качеств для кулинара, товароведа, контролера пищевых продуктов; устойчивость к действию монотонных раздражителей для машиниста локомотива; тонкий звуковысотный и тембровый слух для настройщика пианино и роялей, приемщика продукции на фабрике музыкальных инструментов и др.)

5. Навыки, выучка, знания, опыт. Эта составляющая профессиональной пригодности обычно с большей или меньшей полнотой бывает представлена в специальных документах – профессионально-квалификационных характеристиках, составляемых в разных ведомствах и ориентировочно задающих, «что должен знать» и » что должен уметь» тот или иной специалист.

Изложенную выше структуру очень легко запомнить, объединив начальные буквы главных слов, которые выделены жирным шрифтом, получается – ГОДЕН.

· Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний: соматических или психологических к данной профессии.

В некоторых профессиях требования к профпригодности велики, существуют абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказаны водительские профессии всех видов транспорта людям с повышенной сонливостью в монотонной обстановке. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям некоторых групп профессий используется профессиональный отбор.

· Профессиональный отбор психологи рассматривают как процедуру определения соответствия человека данной профессии, пригодности человека к овладению специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. Иными словами, профессиональный отбор – есть определение профпригодности к конкретному виду труда.

· «Краткий психологический словарь» (1998) дает следующее определение «профотбору» — это разновидность психологического отбора, который представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях ( гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.

· Основой профотбора являются конкретные нормативные характеристики профессии :

1) социальные ( функции, задачи, цели);

2) операциональные ( точность исполнения, временные, пространственные, логические характеристики);

3) организационные (гигиенические, социально-психологические, психо-физиологические условия труда)

· Критерии отбора позволяют врачам, психологам, физиологам подбирать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

· В каких случаях проводится профотбор? Он нужен прежде всего там, где профессия предъявляет требования к личности специалиста ( например, специалист в судебных органах) или требования к деятельности специалиста, например, к скорости реакции ( в профессиях машиниста, водителя), где могут быть тяжелые последствия при профессиональных ошибках, авариях.

· Психологи отмечают, что профотбор целесообразно применять там, где научно доказано, что профессия требует особых природных данных, причем мало поддающихся развитию в течение жизни. Это профессии , связанные с трудом максимальной сложности, требующие высоких скоростей двигательных и рече-мыслительных процессов, быстроты двигательных реакций, оперативности принятия решений в ситуациях с изменением производственных условий, с резкими колебаниями в объеме поступающей информации. Профотбор здесь осуществляется для того, чтобы защитить самого человека – исполнителя от аварий, травм, а также , чтобы оградить других людей от последствий его профессиональных ошибок.

· Следует различать профотбор и профподбор. Профотбор – это выбор человека для профессии, а профподбор– это выбор профессии для человека, распределение работников по специальностям и местам работы.

· В большинстве же профессий не требуется строгого профотбора, ибо эти профессии требуют разных психофизиологических данных, многие из которых могут компенсироваться в течение жизни человека.

· Психологическая пригодность к профессии предполагает учет свойств личности, о ней можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом.

· Существует еще так называемый «естественный профотбор», состоящий в том, что человек, будучи не на своем месте, испытывает в вязи с этим неприятные переживания),и могут быть результирующим эффектом несоответствия его трудовому посту по самым разным признакам, начиная от несносного характера непосредственного руководителя и кончая вынужденной неудобной рабочей позой), из-за этого он уходит, увольняется с одного места работы в поисках наиболее подходящего. Такого рода факты ведут , с одной стороны, к тому, что часть людей » находит себя» в той или иной работе, а с другой _ общество сталкивается с явлениями повышенной текучести кадров, их нестабильностью, неоправданными миграциями и т.п.

· Можно сделать вывод, что творцом профпригодности является сам человек. Для этого важно ориентироваться в разнообразии тех личных качеств, которые ценятся в разных профессиях. Существуют примеры, когда люди компенсируют отсутствие у них необходимых психологических качеств или трансформируют личные качества, которые содействуют или препятствуют успешному осуществлению ими профессиональной деятельности.

· Основные рекомендации по формированию профпригодности средствами самовоспитания :

1) подробно разобрать требования избранной профессии к человеку, ориентируясь на изложенные выше пять пунктов ( Г,О, Д, Е, Н );

2) выделить те пункты, где можно с большей вероятностью ожидать удовлетворительное или хорошее соответствие своих качеств требованиям деятельности, и пункты, где такого соответствия нет или оно может быть достигнуто после значительных усилий;

3) имея в виду факты проявленного несоответствия, наметить план работы над собой, план самовоспитания ( расширения навыков, знаний, проб сил в практической работе). Завести личный дневник и отмечать в нем ход работы по самовоспитанию. Полезно различать некоторые степени профпригодности , хотя бы приблизительно.

Популярный, несложный и быстрый тест на профориентацию «Определение профессиональных склонностей» для школьников всех возрастов (включая выпускников школ и абитуриентов) от известного литовского психолога Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной. Отличается простотой прохождения и точностью результатов.

Методика Йовайши заключается в исследовании 6 склонностей к различным направлениям деятельности на основе Ваших увлечений, навыков и предрасположенностей. В результате Вы получите описание направлений и примеры подходящих профессий по следующим категориям:

  • Склонность к интеллектуальной и исследовательской работе
  • Склонность к работе с людьми
  • Склонность к практической деятельности
  • Склонность к планово-экономическим видам деятельности
  • Склонность к эстетическим видам деятельности
  • Склонность к экстремальным видам деятельности

Опросник Йовайши разделяет склонности по степени выраженности, а достоверный результат (на основе Ваших ответов, конечно же) написан понятным языком и, следовательно, поможет сделать один из первых шагов в решении задачи «Выбор профессии». Тест Йовайши онлайн прост и понятен, прохождение займёт не более 5-10 минут.

Инструкция к тесту «Определение профессиональных склонностей»

Вам будет предложено 24 вопроса с тремя вариантами ответов в каждом. Выберите один самый подходящий для Вас вариант ответа в каждом вопросе. Старайтесь отвечать честно, не подстраиваясь под ожидания окружающих Вас людей.

Время прохождения теста: 5-10 минут.

Стоимость теста: бесплатно, без регистрации и смс.

Возможная аудитория теста: школьники, выпускники школ, абитуриенты

Результат теста: доступен сразу после ответа на все 24 вопроса в виде 6 склонностей к различным направлениям профессиональной деятельности, отсортированным по степени выраженности склонности от большей к меньшей с описанием склонности и примерами подходящих профессий.

Что такое профессиональная пригодность?

Люди отличаются друг от друга своими личными качествами. И среди этих качеств есть такие, которые являются профессионально ценными. Так, например, для водителя важны внимательность и собранность, быстрая реакция и способность четко действовать в экстремальных ситуациях; учитель должен обладать склонностью к работе с детьми и развитыми коммуникативными способностями; хирург должен быть решительным, аккуратным и точным.
Таким образом, для каждой профессии можно составить список, где будут указаны профессионально ценные качества. Любая профессиональная деятельность выдвигает определенные условия, требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней, что накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Специалисты определяют профессиональную пригодность как взаимное соответствие человека и его профессии. Это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии.

Проявляется профессиональная пригодность в том, что специалист способен успешно освоить комплекс знаний, навыков и умений, творчески выполнять должностные функции, проявляя при этом самостоятельность, смелость и инициативу, испытывая чувство морального удовлетворения не только от результатов, но и от самого процесса деятельности.

Сущность категории профессиональной пригодности человека заключается в том, что она отражает:

  • выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека;
  • удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатами конкретного труда;
  • меру оценки способности и готовности к труду, эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда;
  • одно из проявлений социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде;
  • развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я – профессионал» и стремление субъекта деятельности к достижению эталонной модели профессионала.

Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество. Для овладения профессиональным мастерством необходимы соответствующие способности, на основе которых формируются знания и навыки, а также склонность к работе, то есть положительная профессиональная мотивация. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к мышлению, памяти, вниманию, моторике, другим психическим функциям и качествам личности. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых навыков, знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Разные профессии предъявляют различные требования к человеку: одни – к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие – к психическим процессам, третьи – к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.

Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях.

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий. Но определенные ограничения при выборе профессий все же существуют, и их надо учитывать. Особую роль здесь играют такие природные предпосылки, как здоровье и свойства нервной системы человека. Не зря человек, прежде чем устроиться на какую-нибудь определенную работу, должен пройти медицинское освидетельствование, чтобы выяснить, нет ли у него каких-либо медицинских противопоказаний, которые помешают ему эффективно осуществлять трудовую деятельность в выбранной профессии.

Профпригодность человека нужно понимать как взаимное соответствие конкретного человека в конкретной области, применения его сил в конкретное время. Вопросы профпригодности всегда нужно рассматривать индивидуально.

Степени профессиональной пригодности

Непригодность. Об этой характеристике говорят при отклонениях в состоянии здоровья, не совместимых с работой. Это значит, что деятельность в данной области может ухудшить состояние здоровья человека. Однако противопоказания могут быть не только медицинскими, но и психологическими (те или иные стойкие личные качества, которые могут выступать помехой для получения определенной профессии).

Кроме того, есть целая группа профессий, для которой необходимы специальные способности. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.

Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом – с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.

Скрытая профнепригодность не так очевидна – специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.

Пригодность. Пригодность характеризуется отсутствием противопоказаний к труду в той или иной области, однако она не означает явно выраженные склонности. Иначе говоря, противопоказаний нет, но и очевидные показания отсутствуют. «Можешь выбирать эту профессию, не исключено, что станешь хорошим специалистом» – примерно так можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

Соответствие. Это понятие означает, что нет противопоказаний, и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт работы в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям.

Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям выбранной профессии. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников и коллег, находящихся в равных условиях обучения и развития. Эта степень выявляется чаще всего в процессе работы.

Профессиональное призвание – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.

Не каждому дано найти свое призвание. И вовсе не потому, что одни умеют искать, а другие – нет. Творцов, профессионалов своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добивались благодаря трудовой мотивации, то есть побуждению к действию.

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для определенной профессиональной деятельности.

Типы профессиональной пригодности

Профпригодность определяет уровень требований профессии к исполнителям. Эти требования могут быть абсолютными и относительными. Выделяют два типа профессиональной пригодности:

  • абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности и безупречное здоровье: здоровая нервная и психическая системы, хорошие зрение и слух, хорошая функция опорно-двигательного, вестибулярного аппарата и т. д.);
  • относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека).

Абсолютная профпригодность характеризуется некоторыми природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы (основных свойств нервной системы, как сила и подвижность процессов возбуждения и торможения, их сбалансированность).

Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию при соответствующих условиях и желании (мотивации) человека.

Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима – там требуется абсолютная профпригодность. При абсолютной профпригодности человек должен соответствовать жестким требованиям профессии, относительная же профпригодность характерна для большинства профессий.

Иногда профпригодность определяют как отсутствие противопоказаний (соматических или психологических к данной профессии).

Так, в некоторых профессиях требования к профпригодности велики, если имеют место некоторые абсолютные противопоказания к профессии. Например, абсолютно противопоказана профессия пилота людям с повышенной утомляемостью в условиях монотонии. Противопоказаны профессии, требующие самообладания, людям неуравновешенным, забывчивым. Для таких лиц не рекомендуются профессии водителя, спасателя, полицейского и др. Абсолютные противопоказания чаще присутствуют в тех профессиях, где могут возникнуть неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь и безопасность людей, за большие материальные ценности. Для определения соответствия людей требованиям подобных групп профессий используется профессиональный отбор. Большинство же видов профессионального труда может осуществляться при относительной профессиональной пригодности, то есть при менее жестком перечне необходимых психологических качеств и свойств.

Пять структурных компонентов пригодности человека к работе

  1. Гражданские качества (отношения к обществу, идейный, моральный облик человека). В некоторых профессиях недостаточная выраженность именно этих качеств делает человека профессионально непригодным (учитель, воспитатель, врач, судья, следователь и т. д.).
  2. Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда (профессионально-трудовая направленность личности). Например, профессия такова, что требуется постоянная работа в одиночку, без внешнего контроля за исполнением. В данном случае такая черта характера, как добросовестность выступает в роли важного звена профпригодности. Недобросовестен – непригоден.
  3. Дееспособность общая (физическая и умственная). Включает интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические характеристики: состояние здоровья, силу, выносливость и т. д.
  4. Единичные, частные, специальные способности, то есть качества, необходимые в каких-либо определенных видах деятельности. Это свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Однако отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных, специальных способностей, образующих единство.

  1. Знания, умения, навыки, опыт. У человека не может быть полностью сформированной профессиональной пригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельностью. Навыки и знания формируются в процессе профессиональной деятельности на основании приобретенного опыта.

Профессиональная пригодность во многом зависит от отношения человека к труду вообще и, в особенности, к определенной профессии. Идеальная профпригодность достигается при совпадении трех компонентов:

  • «надо», то есть осознание общественной необходимости;
  • «хочу», то есть желание и интересы человека;
  • «могу», то есть наличие необходимых способностей к работе.

Профессиональная пригодность – не врожденное качество человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях.

Формирование профессиональной пригодности всегда является процессом индивидуальным. На формирование пригодности к профессии оказывает влияние большое число факторов, и определенный уровень развития способностей далеко не всегда является среди них главным. Профессиональное становление зависит от таких особенностей, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценка.