Что такое судопроизводство

СУДОПРОИЗВОДСТВО

Смотреть что такое «СУДОПРОИЗВОДСТВО» в других словарях:

  • судопроизводство — судопроизводство … Орфографический словарь-справочник

  • судопроизводство — См … Словарь синонимов

  • Судопроизводство — урегулированная нормами процессуального права деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных решений по разрешению юридических дел. Основными формами процесса (судопроизводства)… … Элементарные начала общей теории права

  • Судопроизводство — порядок судебного рассмотрения уголовных и гражданских дел. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • СУДОПРОИЗВОДСТВО — СУДОПРОИЗВОДСТВО, установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовки судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Российское законодательство устанавливает основные… … Современная энциклопедия

  • СУДОПРОИЗВОДСТВО — установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовки, судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Общепринятые демократические принципы судопроизводства: равенство всех… … Большой Энциклопедический словарь

  • СУДОПРОИЗВОДСТВО — СУДОПРОИЗВОДСТВО, судопроизводства, мн. нет, ср. (юр.). Разрешение судебных дел по установленному порядку, судебный процесс. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • СУДОПРОИЗВОДСТВО — СУДОПРОИЗВОДСТВО, а, ср. (спец.). Рассмотрение дел в суде. Гражданское, уголовное с. | прил. судопроизводственный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Судопроизводство — установленный законом порядок возбуждения, расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел; подготовки, судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Общепринятые демократические принципы судопроизводства: равенство всех… … Политология. Словарь.

  • Судопроизводство — регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание,… … Официальная терминология

  • судопроизводство — ведётся • действие, пассив на ся … Глагольной сочетаемости непредметных имён

судопроизводство

Русский

В Викиданных есть лексема судопроизводство (L167498).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. судопроизво́дство судопроизво́дства
Р. судопроизво́дства судопроизво́дств
Д. судопроизво́дству судопроизво́дствам
В. судопроизво́дство судопроизво́дства
Тв. судопроизво́дством судопроизво́дствами
Пр. судопроизво́дстве судопроизво́дствах

су-до-про-из-во́д-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -суд-; интерфикс: -о-; корень: -производ-; суффикс: -ств; окончание: -о .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. юр. деятельность судебных органов, связанная с рассмотрением уголовных и гражданских дел; судебный процесс ◆ Таков беспорядок, зверство, своеволие и разврат русского суда и русской полиции, что простой человек, попавшийся под суд, боится не наказания по суду, а судопроизводства. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1854—1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. производство

Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

  • существительные: суд
  • прилагательные: судопроизводственный

Этимология

Составное из сущ. суд + сущ. производство.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Украинскийuk: судочинство

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

      Этапы и основные процессы речепроизводства

      Для образования звуков речи нужны: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков.

      Источник образования большинства звуков речи (движущей силой) — струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. Легкие (движ.сила) — голосовые связки в гортани (тело, колеб.котор дает шумы и тоны)- полость глотки, рта и носа (резонатор).

      Весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи делится на три части:

      1) всё, что ниже гортани, 2) гортань и 3) всё, что выше гортани.

      Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образования звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

      Средний этаж — гортань- состоит из двух больших хрящей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого обращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединённых спереди и выступающих углом вперёд). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “адамовым яблоком” или “кадыком”.

      Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, причем верхние края этого занавеса прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, а нижние — к маленьким пирамидальным, или черпаловидным, хрящам, которые имеют вид треугольников и могут также раздвигаться и сдвигаться к центру; снизу пирамидальные хрящи прикреплены к внутренней стенке “печатки” перстневидного хряща. Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют голосовыми связками. Пространство между голосовыми связками называется междусвязочной щелью; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель, верхняя, большая часть которой расположена между связками, а нижняя, меньшая — между пирамидальными хрящами. Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами.

      Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель; при этом возможны следующие положения в гортани:

      1). Обе щели широко раскрыты; так происходит свободное дыхание без речи: при вдохе щель раскрыта шире, при выдохе – уже.

      2). Обе щели слегка раздвинуты, причем струя воздуха, проходя в узкую щель, трется о перенапряженные связки о пирамидальные хрящи, что образует гортанный шуршащий звук, придыхание.

      3). Обе щели сомкнуты; для выхода в резонатор струе воздуха нужно прорвать это препятствие, вследствие чего возникает щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв(«кнаклаут») – звук, который произносится в немецком языке перед гласными, начинающими слово.

      4). Междусвязочная щель закрыта, межхрящевая – открыта; так возникает шепот.

      5). Межхрящевая щель закрыта; а междусвязочная немного приоткрыта в верхней части, напряженный верх связок, колеблясь от движения струи воздуха, производит очень высокие звуки – это фальцет.

      6). Межхрязевая щель закрыта, а междусвязочная слегка приоткрыта, причем (в отличие от положения 3) связки напряжены, и воздух, проходя в междусвязочную щель, не шуршит, а колеблет голосовые связки (голосовые связки вибрируют), что вызывает образование голоса.

      Для звуков речи можно использовать:

      а)гортанное придыхание без голоса, в немецком Haus, в английском house – «дом», и с голосом, в украинском голова, в чешском hrad – «зáмок»;

      б)гортанный взрыв без голоса, в немецком Knaklaut: ;

      а также звучат без шума, озвончая и усиливая резонаторные тоны (что бывает при нормальном произношении гласных).

      Шепот и фальцет могут быть использованы в речи как выразительные средства (особенно шепот), но эти положения различать звуки не могут.

      Источником образования богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата — надставная труба, резонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

      Надставная труба начинается полостью глотки (ф а р и н к с — фаринкс — от греческого pharynx — “зев”), где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы — две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости нёбо, передняя часть которого твердая, это твёрдое нёбо (костное, palatum); задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо (бескостное, velum palati ), иначе -нёбная занавеска, заканчивающаяся маленьким язычком (uvula ).

      Если мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к , задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или| носовые звуки).

      Речевое (или фонационное) дыхание отличается от обычного, неречевого, тем, что, когда мы дышим, не говоря, выдох равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, и мы выдыхаем за один прием весь воздух из легких; когда же мы говорим, то вдыхаем на паузах, а затем выдыхаем постепенно, отдельными толчками.

      Полость носа — неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назальный) тембр, например при звуках , или при французских и польских носовых гласных. Полость рта, наоборот, может всячески менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгортанника.

      Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках ) или образовать с ней губное сужение (как при образовании английского или при тушении свечи), губы могут также дрожать (главным образом нижняя губа; как при произношении слова тпру!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при ) или округляться в колечко (как при ); нижняя губа может образовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при , ).

      Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому нёбу, образуя с ним сужение (с плоской поверхностью, как при русских корональных , , или с выгнутой горбом поверхностью, как при соответствующих дорсальных французских и английских звуках).

      Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только подыматься к твердому нёбу, образуя с ним сужение (как при й ) или же смыкаясь с ним (как при северновеликорусских звуках на месте и мягких в словах руки, ноги, звучащих .

      Задняя часть языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом, подымаясь вертикально или с подвижкой кпереди или кзади (как при разных к и г), или же образовать теми же движениями сужения (как при разного рода х).

      Кроме того, поднимаясь разными своими частями на тот или другой уровень и не образуя смыкания или сужения с нёбом, язык может перегораживать полость рта, тем самым разделяя рот на две резонирующие полости с разным объемом и разной формой, что создает различные условия резонанса, а это особенно важно при произношении гласных, чему способствует также поднимание и опускание нижней подвижной челюсти, меняющей этими движениями раствор рта.

      Маленький язычок может дрожать прерывисто, смыкаясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского — это картавое, или увулярное, р).

      Надгортанник, иначе, эпиглоттис (листовидный хрящ, расположенный в глотке под корнем языка над гортанью, откуда и название надгортанник), служит для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод. Не имея собственной мускулатуры, надгортанник связан с богатой мускулатурой подъязычной костью, благодаря чему он может не только прикрывать гортань, но и образовать сужение с задней стенкой глотки (эпиглот-е согласные арабского языка).

      Итак:

      1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источником струи воздуха, которая используется при образовании звуков речи как движущая сила;

      2) гортань является источником голоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв);

      3) полости рта и носа — источники обертонов и резонаторных тонов; в полости рта при смыкании и сужении органов возникают различные шумы.

      Звуковой состав языка: вокализм, консонантизм. Артикуляционные характеристики гласных и согласных. Артикуляционная классификация звуков. Артикуляционные особенности звуков в разных языках мира.

      Артикуляция — работа органов речи, направленная на производство звуков речи.

      Арт-я состоит из:

      приступа (или экскурсии) звука, когда органы “выходят на работу”,

      средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуляции, отступа (или рекурсии), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

      Все звуки можно разделить на гласные и согласные, исходя и из артикуляционных, и из акустических признаков.

      Вокализм литературного русского языка представлен треугольно й системой (треугольник Щербы) с пятью или шестью гласными фонемами (нет единого мнения, считать ли фонему отдельно от ). Гласные различаются по степени подъёма языка и по ряду (сопряжённому с наличием или отсутствием лабиализации). Согласные в русском языке противопоставлены по месту образования, способу образования, глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. Противопоставление по месту и способу образования является универсальным и характеризует любую систему консонантизма.

      В разных языках существуют свои особенности артикуляции. В белорусском или русском при образовании звука язык находится в нейтральном положении (не продвигается вперёд и не отодвигается назад). А во французском существует несколько разных : задний (похож на русский или белорусский), передний (язык продвигается вперёд, к зубам) и носовoй (мягкое нёбо опускается, и струя воздуха проходит не только через ротовую, но и носовую полости). Подобный носовой гласный был в языке древних славян и сохранился в польском.

      Существуют некоторые универсальные закономерности фонетики, которые во многом обусловлены строением речевого аппарата человека. Так, во всех языках мира звуки речи делятся на гласные и согласные.

      Струя воздуха идёт из лёгких и проходит через гортань, где находятся голосовые связки. При их вибрации образуется тон, из которого состоят гласные звуки. Они получают разное звучание в зависимости от того, продвигается ли язык вперёд, находится в нейтральном положении или отодвигается к заднему (мягкому) нёбу. Эти положения языка определяют ряд гласного звука. Звук – гласный переднего ряда, а – заднего. Кроме того, язык может подниматься вверх. Такие движения определяют подъём звука. При произнесении звука язык не поднимается вверх, это открытый (широкий) гласный. Если нижняя челюсть приподнята и язык поднимается вверх, то мы имеем дело с закрытыми (узкими) гласными и . Звуки и отличаются не только рядом, но и лабиализацией – участием губ в артикуляции. При произнесении губы вытянуты в трубочку, а при артикуляции они расслаблены. В белорусском и русском языках губы принимают участие только в произнесении гласных заднего ряда. А, например, в немецком языке губы работают и при произнесении гласного переднего ряда : schön «красивый, прекрасный». Когда струя воздуха, идущая из лёгких, встречает на своём пути какие-либо препятствия, то возникает шум (к примеру, кончик языка может соприкоснуться с зубами или проникнуть между зубов – произнесение русского и английского в слове think «думать») и образуются согласные звуки. Шума может быть больше и меньше, чем тона. Тон преобладает над шумом при произнесении сонорных согласных звуков, например русского или испанского . Когда тона меньше, чем шума, то мы имеем дело со звонкими согласными: или . Если голосовые связки не работают, то произносятся глухие звуки, к примеру русское или английское (придыхательное) .

      Классификация согласных звуков не исчерпывается их делением на сонорные, глухие и звонкие. Согласные также различаются в зависимости от того места в полости рта, где образуется преграда. Например, при артикуляции звука могут смыкаться губы – такие звуки, например , называются губными. Если при образовании звука основную работу совершает язык, то это язычный согласный (они делятся на типы в зависимости от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – принимает участие в артикуляции и с каким пассивным органом – например, с зубами или нёбом – она соприкасается). Выделяются и увулярные звуки: они произносятся, когда соприкасаются задняя часть языка и увула. Увула работает при произнесении «картавого» . Препятствие также может образовываться не в полости рта, а в гортани. Такие гортанные звуки есть в арабском и иврите.

      Если сравнить произношение первого звука в слове год по-русски и по-белорусски, то в обоих случаях преграда будет образовываться при помощи задней части языка. Однако при артикуляции русского в полости рта образуется смычка, которая резко прорывается струёй воздуха. Такие звуки называются смычно-взрывными. А при произнесении белорусского образуется узкая щель, воздух проходит через неё с трением — это фрикативные, или щелевые, звуки. Трение часто сопровождается шипением – / и свистом – /. В некоторых языках, к которым относятся русский и белорусский, многие согласные противопоставляются по твёрдости/мягкости. Смягчение звуков осуществляется следующим образом: органы речевого аппарата ведут себя привычным образом (как и при произнесении твёрдых звуков), но дополнительно работает средняя часть спинки языка – она приподнимается вверх, к нёбу, как при произнесении звука .

      Речепроизводство (2 час.).

      9-е издание

      Перевели с английского А. Маслов, О. Орешкина, А. Попов

      Е. Строганова

      Л. Винокуров

      И. Карпова

      А. Борин

      Т. Прохоренко

      О. Скотникова

      С. Маликова

      Н. Баталова, Н. Викторова

      И. Смарышева

      Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Выпускающий редактор Научный редактор Литературный редактор Художественный редактор Корректоры Верстка

      Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.

      Подписано в печать 27.10.04. Формат 70X100/16. Усл. п. л. 76,11.

      Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 951.

      ООО «Питер Принт». 194044, Санкт-Петербург, пр. Б. Сампсониевский, дом 29а.

      Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953005 — литература учебная.

      Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

      Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

      197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

      ЛЕКЦИИ

      Психолингвистика как междисциплинарная наука. Теоретические основы психолингвистики (3 час.).

      1.1. История возникновения психолингвистики. Понимание предмета психолингвистики на разных этапах ее развития. 1.2. Значение концепции Л. В. Щербы для психолингвистики: три аспекта языковых явлений, их взаимосвязь, понятие психофизиологической речевой организации индивида. 1.3. Психологические основы психолингвистики: 1.3.1. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского (индивидуальная и социальная природа психики человека, природа и специфика внутренней речи, орудийный характер деятельности, вторичный характер речевой деятельности, системный характер речевой деятельности). 1.3.1. основные положения теории деятельности А. Н. Леонтьева (социальная обусловленность человеческой, активный характер, мотивированность, целенаправленность человеческой деятельности; структура деятельности: действия, операции); 1.4. Физиологические основы психолингвистики: теория физиологической активности Н.А. Бернштейна (понятие цели деятельности, планирование деятельности, уровневое строение нервной системы и уровневая организация деятельности).

      Основные понятия психолингвистики (3 час.).

      2.1. Понятие речевой деятельности. Признаки, свойственные всякой человеческой деятельности (мотивированность, целенаправленность, «вертикальная» структура, «горизонтальная» структура, планирование, контроль). Специфика речевой деятельности: коммуникативная природа РД, знаковая природа РД, РД как процесс передачи информации (специфика познавательной деятельности человека, понятие выводных знаний, роль канала связи в процессе передачи информации. 2.2. Понятие языковой способности. 2.2.1. Общая характеристика языковой способности. Соотношение терминов «языковая способность», «речевая организация» и «внутренняя языковая система). Индивидуальная и социальная природа ЯС. Декларативные и процедурные знания. Структура языковой способности (фонетический, лексический, грамматияческий, дискурсивный, семантический компоненты). 2.2.1. Вопрос о природе языковой способности. Вопрос о качественных / количественных различиях между языком и коммуникативными системами животных. Радикальный нативизм (теория врожденных знаний: исходные положения и аргументация; универсальная грамматика как система Принципов и Параметров; роль инпута, понятие «языкового органа» – Н. Хомский), умеренный нативизм (теория врожденной способности: исходные положения и аргументация; понятие врожденных эвристик– Р. Джекендофф, В. Б. Касевич), конструктивизм (исходные положения и аргументация – Б. Скиннер, Л. С. Выготский, А. М. Шахнарович). Сравнительная характеристика трех теорий. 2.2.3. Факторы, обусловливающие развитие языковой способности в онтогенезе (потребность ребенка в общении, роль практической деятельности, когнитивное развитие, пластичность мозга. 2.3. Понятие внутренней речи. 2.3.1. Понимание внутренней речи Л. С. Выготским. Формирование внутренней речи в онтогенезе (функции внутренней и внешней речи, закон развития всех выших психических функций, интериоризация). 2.3.2. Значение трудов Н. И. Жинкина для понимания внутренней речи. Код как способ реализации языка. Кодовые переходы. Теория универсально-предметного кода.

      Речепроизводство (2 час.).

      3.1. Моделирование процессов речепроизводства в мировой и отечественной психолингвистике: уровневые, циклические и интегративные модели. Значение трудов Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкина, С. Д. Кацнельсона, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева для понимания процессуального характера речепроизводства. 3.2. Стадиальный характер речепроизводства (модель А. А. Леонтьева): формирование общего замысла, внутреннее программирование, грамматико-семантическая реализация внутренней программы (тектограмматический и фенограмматический этапы), синтаксическое прогнозирование, синтаксический контроль, внешняя речь. 3.3. Контроль в процессе порождения речи. Уровневое построение психических процессов и уровни осознаваемости (теория А. Н. Леонтьева и А. А. Леонтьева).

      Studopedia.info — Студопедия — 2014-2020 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия