Содержание
Оглавление | Раздел 1. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Раздел второй |
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Оглавление | Раздел 1. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Раздел второй |
Источники власти
Понятие источников власти
Основания, или источники власти различны. Связано это с тем, что структура общественных отношений разнообразна.
Определение 1
Источник власти – это средства, используемые для воздействия на объект власти для достижения поставленных целей.
Определение 2
Ресурс власти – потенциальный источник власти, то есть средство, которое используется для достижения задач, но еще не были использованы.
Общество давно признало, что источник власти – это сила. Но и сама сила подразумевает определенные источники. Так, к ним могут относиться:
- Положение в обществе,
- Богатство,
- Опыт,
- Особые навыки,
- Владение информацией и т.д.
Таким образом, представляется, что определение «источник власти» звучит следующим образом:
Определение 3
Это совокупность общественных факторов, которые создают господствующую и преобладающую волю, то есть это социальные, экономические и психологические основы власти.
Власть государства может добиваться своих целей разными средствами (убеждением, стимулированием, идеологией и т.п.). Только государственной власти присуща монополия на принуждение с помощью социального аппарата.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Можно выделить следующие основания власти:
- Признание объектом права власти на занятие определенного положения,
- Власть принуждения либо вознаграждения,
- Соотношение субъекта власти с объектом,
- Наличие знания, которым обладает субъект власти.
Классификация источников
Наиболее полной и актуальной классификацией источников власти является классификация, которая предложена Хекхаузеном Х. Согласно классификации, выделяются шесть источников власти, и предлагается их характеристики.
- Власть вознаграждения. Сила данной власти представлена ожиданием объекта власти того, как именно субъект удовлетворит его потребности. В политике практически не применяется. Признан наиболее эффективным способом управлять человеческим поведением.
- Власть принуждения. Сила данной власти определена ожиданием объекта власти как именно субъект накажет его за выполнение нежелательных действий. Самый применяемый способ в политике и повседневной жизни. Подразумевает применение силы.
- Нормативная власть. Субъект контролирует соблюдение правил поведения и настаивает на них.
- Власть эталона. Объект власти стремится быть похожим на субъект власти по разным параметрам.
- Власть знания. Зависит от степени знания, умений и навыков субъекта власти.
- Власть информации. Имеется в виду обладание субъектом власти информацией, которая способна заставить объект власти видеть в новом свете свое поведение.
Виды власти
У власти имеются различные элементы:
- Ресурсы,
- Объекты,
- Субъекты.
Любой их указанных элементов может быть использован при основании типологии власти. Наиболее содержательной классификацией власти выступает деление в соответствии с ресурсами, на которые она основывается:
- Духовную,
- Принудительную,
- Социальную,
- Экономическую,
- Политическую.
В зависимости от субъектов можно различать:
- Профсоюзную,
- Партийную,
- Государственную,
- Семейную и т.п.
По широте выделяют мегауровень – это международные организации (ООН, НАТО и т.д.) и макроуровень – органы государства, мезоуровень – областные и районные центры, которые подчинены центру, микроуровень – власть в малых группах.
Также возможно классифицировать власть по функциям ее органов:
- Законодательная,
- Исполнительная,
- Судебная власти.
По способам взаимодействия объекта и субъекта – авторитарная или демократическая власть.
Замечание 1
Таким образом, существует обширное множество классификаций власти. Данные классификации необходимы для правильного определения источника власти.
Власть (понятие). Источники и виды власти.
Власть — возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека.
Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуаций. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; передачи менеджеру необходимой информации. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти. Баланс власти — это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя.
Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме.
Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения подчиненных; наложения на них взысканий; авторитета собственных профессиональных знаний; своих личностных достоинств. Кроме того, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.
Источники власти. Источник власти — контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.
В условиях рыночной экономики источники власти внутри предприятия в процессе его развития могут трансформироваться. Это особенно характерно для зарубежных компаний, работающих в условиях развитых рыночных отношений.
Обычно различают три источника власти.
Сначала власть принадлежит непосредственно основателям компании (или отдельной личности, ее основавшей) — власть личности (первый источник власти). Это их волей, желаниями и усилиями создается предприятие. Основатели несут за него полную ответственность, порой рискуя для ее создания личными сбережениями.
После того как предприятие создано, появляется второй источник власти — власть собственников. Этой властью обладают как основатели компании, так и ее инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия.
Однако когда оно начинает функционировать как самостоятельная организация, его деятельность начинает зависеть также от сотрудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь компания представляет собой организационную структуру, являющуюся источником ее мощи и власти. Это третий источник власти — власть самого предприятия.
Руководство предприятия никогда не должно забывать о том, что оно существует только благодаря тому, что сотрудники готовы работать с ним в тесном контакте. Между тем, именно высшее руководство предприятия легко поддается искушению считать, что судьба предприятия, рабочих и служащих зависит от решений руководства. На деле все обстоит иначе: существование руководства зависит от работы сотрудников и от рынка. Поэтому источником личной власти основателей предприятия является деятельность организации в целом. Сам же руководитель выступает в роли лидера, обладающего властью лишь по воле данной организации. Необходимо, чтобы учредители и владельцы компании, формирующие организационную структуру, политику и стиль работы предприятия, сами добровольно следовали собственным установкам. Нельзя делать исключений ни дня себя, ни для своих друзей, ни для своих родственников. Собственность предприятия может использоваться исключительно в интересах самой компании, а не ее основателей. Доходы компании не являются личной собственностью ее владельцев и основателей. Они должны в первую очередь обращать внимание на нужды предприятия, а уже затем определять свой доход.
Сотрудники предприятия не являются слугами ее учредителей, а трудятся в интересах организации. Таким образом, как для основателей компании, так и для ее владельцев важно понять, что ощущение собственной значимости и чувство собственника не может служить основным источником власти.
Виды власти.
Власть, основанная на принуждении. Менеджер может осуществлять власть путем принуждения, что дает ему возможность унижать, запугивать людей. Такой вид власти основан на влиянии на человека с помощью страха: угроза потерять место, быть понижение в должности и др. Чтобы использовать страх как инструмент влияния, необходимо иметь эффективную систему контроля. Однако в этом случае увеличивается желание человека сознательно пойти на нарушение, обман своего руководителя.
Люди в результате воздействия с помощью страха испытывают отчуждение, скованность, злобу. Поэтому там, где власть основана на принуждении, как правило, ниже производительность труда и качество продукции. Сотрудники в этом случае обычно испытывают неудовлетворенность своей работой. Власть, основанная на принуждении, может быть эффективна там, где нарушается трудовая и производственная дисциплина.
Власть, основанная на вознаграждении. Это один из самых эффективных способов влияния на других людей.
Главное для менеджера — правильно определить размер вознаграждения. В противном случае, при недостаточности вознаграждения степень мотивации будет незначительной. Еще хуже другая крайность, когда размер вознаграждения не соответствует скромным достижениям работника. Кроме того, при выборе варианта власти, основанной на вознаграждении, менеджер может действовать в условиях объективных ограничений. Причинами таких ограничений могут быть, например, незначительные финансовые возможности предприятия. В этой связи менеджер должен уметь использовать не только материальные, но и психологические приемы мотивации.
Власть, основанная на авторитете и знаниях. В данном виде власти влияние на сотрудника осуществляется благодаря тому, что он принимает на веру профессионализм менеджера, его опыт и знания. Именно поэтому данный вариант власти предполагает влияние через так называемую разумную веру. Влияние веры в авторитет и знания специалиста далеко неоднозначно. Нередки ситуации, когда новый руководитель, не обладая достаточным опытом работы в конкретной области деятельности, принимает на веру рекомендации своих более опытных подчиненных. Однако если этот период затягивается, сила его власти по отношению к сотрудникам может слабеть, авторитет снижаться.
Вместе с тем, высокий профессионализм менеджера в конкретной области деятельности, например в технической сфере, далеко не всегда свидетельствует об эффективности его работы как руководителя. Так, в немецком концерне Schleman-Simag раньше главным конструктором был тот, кто лучше конструировал и имел большое количество патентов. Теперь главным конструктором является специалист, который умеет лучше управлять, кто может добиться максимального эффекта от работы подчиненных.
Оптимальным вариантом здесь является ситуация, когда менеджер является безусловным лидером для своих подчиненных, как в профессиональном, так и в организационном отношениях.
Власть, основанная на примере. В основе данного вида власти лежит потребность человека в принадлежности, причастности, отождествлении себя с некой харизматической личностью.
Харизма (от греч. charisma — милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность. Менеджер, наделенный харизматическими чертами, обладает властью, основанной в первую очередь на высоких личных качествах и выдающихся способностях. Такими качествами могут быть профессионализм, солидная внешность, умение достойно вести себя в обществе, независимость суждений, содержательное изложение своих мыслей. О таких людях говорят, что они излучают некую положительную энергию, благотворно действующую на окружающих. Власть примера, которой пользуется харизматический руководитель, является эффективным вариантом управления людьми. У харизматического руководителя всегда есть представление о том, как должна быть сделана работа. Такой менеджер умеет сформулировать свое видение будущего и изложить его так, чтобы оно было понятно другим. Это, в свою очередь, действует на подчиненных как сильный мотивирующий фактор. Сотрудники в этом случае стремятся быть похожими на менеджера, уважают или, как иногда говорят, «боготворят» его. Установлено, что подчиненные менеджеров, обладающих харизмой, достигали более высоких результатов в работе, чем те, -которые трудились под началом руководителей, такими качествами не обладающими. Доказано, что харизматический тип руководителя особенно важен в случае, когда предприятие переживает кризисную ситуацию.
Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Начальство всегда стремилось укрепить свою власть, что подтверждает богатый исторический опыт развития человечества. Поэтому влияние через традиции позволяет работникам реализовать свои потребности в принадлежности к социальной группе и безопасности, поскольку именно руководитель берет на себя обязанность планировать работу, принимать решения, отвечать за организацию ее выполнения. Однако в данном случае работник может переложить ответственность за собственные упущения в работе на менеджера. Поэтому влияние с помощью традиций имеет очень существенную особенность. Она заключается в том, что работник скорее подчиняется должности, а не конкретной личности руководителя. Отсюда прямой путь к слепому повиновению руководству, даже если менеджер недостаточно авторитетен в глазах подчиненных.
Методы влияния, с помощью которых руководитель может воздействовать на своих подчиненных, достаточно разнообразны.
Это может быть использование власти, основанной на зависимости работников от ресурсов, находящихся в распоряжении менеджера. Влияние можно оказать, используя власть, основанную на принуждении. Однако наряду с этими простыми и достаточно понятными методами, существуют другие, не менее действенные, которые при умелом их использовании менеджером могут оказаться более эффективными.
Характерной особенностью использования метода влияния посредством убеждения является то, что менеджер, исходя из необходимости выполнения конкретного задания, стремится передать (в отдельных случаях навязать) сотруднику собственную точку зрения. Основой метода является не власть, основанная на принуждении, а власть примера, авторитета, опыта и знаний. Основным достоинством данного метода является создание необходимой системы мотивации. К сожалению, реализация данного метода требует обычно больших затрат времени.
Метод влияния путем участия позволяет менеджеру направлять ход мыслей подчиненного в соответствующем направлении, чему способствует открытый обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. В результате сотрудник может удовлетворить свои потребности высшего порядка, реализовать свой творческий потенциал, что, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности работы.
Однако необходимо отметить, что при использовании данного метода влияния возрастает степень риска за своевременное выполнение поставленной задачи.
Лидерство и власть. Понятие лидерства. Понятие руководства. Качества лидера и его отличия от руководителя.
Лидерство — это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей. Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.
Роль лидера в менеджменте уникальна. Идея лидерства пронизывает всю систему менеджмента: от планирования до контроля. Сотрудники в первую очередь оценивают деловые качества менеджера по его способности быть лидером. Только настоящий лидер может эффективно управлять людьми, сплачивать коллектив, направлять его на решение стоящих задач.
Опытный менеджер — лидер действует здесь по определенному плану: определяет четкие цели, стоящие перед коллективом; организует членов коллектива на решение стоящих перед предприятием проблем; регулярно обсуждает ход выполнения работы; всячески поощряет инициативу и творчество; приветствует открытость в общении между людьми; делегирует подчиненным полномочия; регулярно контролирует подчиненных и совместно с ними работает над исправлением ошибок.
Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к нему людей. Доверие приобретается высоким профессионализмом и уважением к людям. Существует много различных мнений об облике современного лидера. Очень трудно составить некий усредненный, обобщенный образ. Тем не менее, можно отметить ряд качеств менеджера, определяющих его способность управлять эффективно, быть лидером.
Качества лидера — наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.
Менеджеру недостаточно знать лишь круг своих обязанностей, понимать технологию работы, ее процедурные тонкости или располагать информацией.
По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется, как правило, со следующими основными качествами руководителя:
стремление к достижению цели. Настоящий лидер тратит большие усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энергичен и настойчив;
желание быть лидером. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность;
честность и прямота. Лидер умеет строить отношения с подчиненными на основе взаимного доверия, так как слово у него не расходится с делом;
уверенность в себе. Люди хотят, чтобы их лидеры не сомневались в самих себе. Лидеры должны демонстрировать уверенность в себе, чтобы убедить других в своей правоте;
интеллектуальный потенциал. Лидеры должны обладать высоким уровнем интеллекта, чтобы уметь собирать и обрабатывать большие объемы информации. Они должны уметь строить долгосрочные планы и принимать правильные решения;
навыки и знания. Эффективный лидер знает свою отрасль и компанию. Это позволяют ему принимать правильные решения и понимать их последствия;
обратная связь. Лидер постоянно требует ответной реакции на свои указания и просьбы, для того чтобы убедиться в том, что подчиненные его правильно поняли;
контроль над эмоциями. Лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.
По мнению американских менеджеров, нельзя стоять на месте, так как конкуренты все время двигаются вперед. Поэтому менеджер внушает своим подчиненным, что все они также должны быть заинтересованы в улучшении методов производства. Если фирма побеждает в конкурентной борьбе, от этого выигрывают все, так как получают более высокие заработки и сохраняют работу. По мере расширения деятельности компании увеличиваются шансы на продвижение. Более высокие заработки означают более высокий уровень жизни, а продвижение означает не только большие заработки, но и лучшее положение в обществе. Если же фирма терпит неудачи в конкурентной борьбе, то все работники также несут потери: вводится сокращенное рабочее время, заработки уменьшаются, уровень жизни снижается, многие, возможно, потеряют работу.
Хороший руководитель, по мнению американских специалистов менеджмента, — это человек, который непрерывно изучает новое, готов прислушиваться к советам как работников своей компании, так и других.
Борьба за улучшение методов работы может быть эффективной только при условиях, если:
все рабочие и служащие осознают пользу улучшения методов работы. Для этого надо проводить воспитательную работу, вести соответствующую пропаганду, выдавать премии за рационализаторские предложения и выдвигать на административные посты способных, специально обученных людей;
рабочие поймут, что они приобретут или потеряют при внедрении новых методов организации производства, и если они будут знать, что их интересы будут защищены;
на младший административный персонал, в том числе и на мастеров, будет возложена полная ответственность за руководство на своих участках работы. Для этого они должны быть наделены соответствующими правами, а специалисты функциональных подразделений будут оказывать им необходимую помощь.
будут созываться совещания специалистов, связанных с работой по улучшению организации производства, на которых им будет дана возможность открыто высказать свое мнение и поделиться своими знаниями и опытом.
Можно добавить еще несколько важных качеств, присущих истинному лидеру:
проницательность — это способность лидера реально представлять себе будущее, что требует богатого воображения;
упорство. Лидер не должен сгибаться под тяжестью проблем и даже поражений;
энтузиазм. Люди, способные видеть будущее и проявлять упорство в его достижении, могут и не добиться успеха, если у них отсутствует такое качество, как энтузиазм. Оно заставляет подчиненных участвовать в инициативах лидера, превращаясь в его искренних союзников:
самопознание. Лидер должен досконально разбираться в своих человеческих качествах. Без богатой внутренней жизни ему недостает понимания проблем других людей;
прямота — умение беспристрастно излагать правду. Лидер уверен в своей правоте, а поэтому старается не лгать;
зрелость — это уникальная способность с благодарностью воспринимать критику как источник роста. Лидер не ожидает к себе особого отношения от других людей. Он умеет контролировать свое настроение и не считает себя вправе судить всех и вся. Он также обладает способностью приспосабливаться к обстоятельствам, мужественно переживает поражения и неудачи;
цельность — твердые морально-этические взгляды, которых лидер старается придерживаться постоянно. Подобное качество вызывает у окружающих доверие к нему;
смелость — не боязнь рисковать и относится к ошибкам как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний.
Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку номинальный руководитель обязан быть лидером своего коллектива.
Руководство — умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.
Стили руководства.
В теории менеджмента различают несколько стилей руководства. Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно с известной долей приближения выделить несколько типичных стилей руководства. В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты.
Авторитарный стиль руководства (от лат. auctoritas — власть, влияние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.
При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Отдельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Никто из сотрудников не знает, как их руководитель будет реагировать на те или иные события — он непредсказуем, из одной крайности бросается в другую. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера.
В результате деятельность такого руководителя парализует инициативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг себя негативную обстановку, которая, в том числе, угрожает и ему самому. Недовольные подчиненные могут в любой момент сознательно дезинформировать своего руководителя и, в конечном счете, просто подвести. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей сил и способностей, что, естественно, снижает эффективность производства.
Демократический стиль руководства (от греч. demos — народ и kratos — власть). Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива.
Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотрудники. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая обстановка, создаваемая демократическим стилем руководства, носит воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. В этом случае авторитет должности менеджера подкрепляется личным авторитетом. Управление происходит без грубого нажима, с учетом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.
Либеральный стиль руководства (от лат. Hberalis — свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.
Данный стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В организации, в которой трудится такой руководитель, важные вопросы часто решаются просто без его участия, поэтому в коллективе, возглавляемом этим менеджером, скорее всего, будет царить фамильярность. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий, Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам и не любит контролировать их работу. Такой руководитель не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым. Больше всего его волнует, что о нем думают сотрудники, и он всеми силами старается им понравиться. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. Такой руководитель может даже сам выполнить работу за нерадивого подчиненного, поскольку не любит и не хочет увольнять плохих работников. Главное для него — поддержание хороших отношений с подчиненными, а не результат работы. Создается подобие семейной обстановки, в которой все дружат и чувствуют себя расслабленно. Психологический комфорт обволакивает работников и отодвигает на второй план дело. Пока все спокойно, коллектив, возможно, будет исправно функционировать. Но стоит возникнуть кризисной ситуации, при которой потребуются энергичные, дружные действия всей команды, — и хорошие личные отношения исчезнут. Деловых же отношений просто не было. Есть хорошее правило: на работе между менеджером и сотрудниками не может быть дружеских, панибратских отношений.
Источники и формы власти
Наиболее полная классификация источников и форм власти предложена Х. Хекхаузеном .
Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый источник власти.
Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.
Власть эталона. Основана на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными — личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).
Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.
Основной постулат власти — зависимость. Зависимость увеличивается, когда ресурсы, которые вы контролируете, являются важными, ограниченными и незаменимыми.
Для того, чтобы другие зависели от вас, вы должны располагать ресурсами и возможностями, которые представляют для них интерес. Зависимость создает обладание только теми ресурсами и возможностями, которые другими воспринимаются как дефицитные. Чем меньше возможности найти замены имеющимся у вас ресурсам, и ценностям, тем большую власть над другими людьми дает обладание ими.
При этом можно выделить три основных источника получения власти:
— получение формальной власти, предусмотренной структурой организации (начальник отдела, руководитель проекта);
— власть, которую дают определенные личностные качества (например, харизматические качества);
— власть, которую дают знания (например, овладение искусством презентаций позволяет значительно усилить позитивное влияние оратора на аудиторию).
Для реализации своих целей люди, обладающие властью используют следующие основные приемы (тактические способы власти):
— убеждение (использование цифр, фактов, тщательно продуманная презентация идей и материалов);
— дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);
— коалиции (объединение усилий, получение поддержки со стороны других людей);
— соглашение (использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);
— требование считаться с установленными правилами (напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);
— обращение к авторитетам (получение поддержки на более высоком уровне управления, обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);
— применение санкций (использование системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).
Власть и влияние. Типы власти в организациях.Власть и влияние. Понятие власти. Власть и авторитет.
Возможность и способность оказывать влияние на поведение людей называется властью.
Определение власти как организационного процесса – подразумевает:
— Власть – потенциал, имеющийся у ее пользователя
— Обладание властью – возможность влияния на удовлетворение потребностей
— Без власти нет организации. Власть поддерживает структуру организации
— Власть никогда не бывает абсолютной и не сменяющейся
Полномочия – форма власти, которой обладает личность благодаря своему положению в организации.
Власть не является синонимом термина авторитет.
Авторитет – власть, возникшая на формальной основе, либо воспринимается починенными как то, с чем они согласны и считают правильным.
Различают рационально-легальный, харизматический и традиционный авторитет.
Рационально-легальный – основан на вере, право вышестоящего в организации иметь власть над подчиненными
Харизматический – основан на преданности конкретному носителю власти, основанной на его личных качествах.
Традиционный – основан на вере в установленный традиционный порядок
Источники и типы власти в организации
Источник власти – то, что дает власть, через что назначается тот или иной тип власти.
Все типы власти и их источники не являются независимыми, должны использоваться руководителями в различных сочетаниях в зависимости от ситуации и личности, на которое оказывается влияние.
Влияние– способность воздействовать на других людей, их поведение, отношение, ощущения различными способами (просьба, убеждение и т.д.)
Лидерство влечет влияние.
Лидерство – способность оказывать влияние на индивидов и групп людей, их поведение, вести за собой к достижению целей.
Функции лидера – постановка целей, мотивация деятельности, формирование организационной культуры.
Различают формальных и неформальных лидеров
Черты эффективного лидерства:
— Видение
— Доверие
— Коммуникации
— Гибкость
Лидерство и власть: понятия, общее и отличия.
Руководитель, лидер — это та фигура, которая оказывает наибольшее влияние на весь комплекс организационных, экономических и социально-психологических процессов, происходящих в организации. Анализ процессов, связанных с лидерством и властью, важен не только в плане оценки влияния на подчиненных, но и влияния на партнеров, клиентов, вышестоящих руководителей, поставщиков и т.д. Поэтому проблемам лидерства и власти посвящено большое количество исследований.
Начиная с античных времен и до настоящего времени интерес к этой теме не убывает. Проблема лидерства в управлении организацией активно изучается уже более 50 лет. В настоящее время для практиков и теоретиков доступны сведения о более чем несколько десятков тысяч независимых исследований только за указанный период. Однако до сих пор не сформулированы единые однозначные критерии, позволяющие выделить эффективных и неэффективных лидеров. Даже имеющая широкое распространение терминология и то нередко подвергается сомнениям и критике по поводу корректности и правомочности ее использования. Можно даже утверждать, что определений лидерства столько же, сколько и людей, занимавшихся исследованием этого вопроса.
Государство и власть
Власть – это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия.
Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.
Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственной, партийной, региональной, международной и т.д.
Важным выступает вопрос о структурных элементах власти. К ним относятся субъект и объект власти, источники, средства, ресурсы осуществления.
В роли субъекта власти выступает тот, кто обладает желанием властвовать, реальной властью и кто проявляет власть по отношению к другим. Это могут быть как отдельный человек, так и организация, общность людей, народ, государство, мировое сообщество и т.д.
К объектам власти относятся те, на кого воздействует субъект власти (человек, масса, социальные слои, группы и др.)
К источникам власти относят авторитет, силу, закон, богатство, знание и информацию, харизму (исключительные качества лидера), престиж, положение, занимаемое в обществе, статус.
К средствам осуществления власти относят право, авторитет, поощрение, убеждение, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.
К ресурсам власти относят совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствие с целями субъекта:
— экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.;
— силовые ресурсы – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные люди;
— информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения;
— политико-правовые ресурсы – конституция, законы, программные документы политических партий;
— демографические ресурсы – человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.
В правовом демократическом государстве имеет место разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Одним из субъектов власти выступает государство. В современной науке существует множество определений понятия государства.
Государство – это организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им.
Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития.
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление обществом и защиту его интересов, придающая своим велениям общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство – это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.
Все эти определения позволяют четко выделить основные признаки государства:
1. Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории. Это влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.);
2. Наличие публичной власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом, который состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам;
3. Издание общеобязательных правовых норм. С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений;
4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями);
5. Важнейший признак государства – суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости гос.власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.
Государственный суверенитет – это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа.
Суверенитет народа – это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства.
Национальный суверенитет – это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности.
Сущность государства – то, что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также принадлежность государственной власти.
Государство выступает частью политической системы общества.
Политическая система общества – это совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.
Содержание политической системы составляют политическое сознание, нормы, отношения между элементами политической системы, политическая практика.
Элементы (субъекты) политической системы общества представляют государство и его отдельные органы, политические партии, общественные организации, трудовые коллективы, фонды.
Как бы ни было велико влияние государства в рамках политической системы, общественные организации могут оказывать на него определенное воздействие. Например, политические партии ставят своей целью выражение политических интересов своих членов и участие в осуществлении власти путем участия в выборах.
Профсоюзы также могут оказывать влияние на государство. Их задача – защита интересов своих членов в сфере трудовой деятельности. Профсоюзы бывают государственные (не могут оказывать серьезного воздействия на государство) и независимые (обладают большей самостоятельностью в выборе средств давления на государство). Это проявляется в выдвижении требований экономического и политического характера, подкрепляемых угрозой приостановления работы.
Свое влияние на государство оказывают религиозные организации. Там, где религия является государственной (ряд стран мусульманского востока, Ватикан), церковь занимает ведущее место в политической системе общества, активно воздействуя на государство в правовой (издание законов) и организационной (занятие государственных должностей церковными деятелями) сферах.
В большинстве стран мира религия отделена от государства. В этом случае церковь не оказывает непосредственного воздействия на государство. Тем не менее часть граждан, будучи верующими людьми, прислушиваются к высказываниям деятелей церкви, принимая их иногда как руководство к действию.
Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства (королю, царю, султаны и т.д.)
Республика – форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы гос.власти избираются гражданами.
Контрольные вопросы:
1. Чем политическая власть отличается от всех ее видов?
2. Как власть связана с принуждением и насилием?
3. Что такое политическое господство? Как соотносятся между собой политическая власть и политическое господство?
4. Дайте определение понятия «демократия»
5. В чем отличие между такими формами государства, как монархия и республика?
6. Что является первичным: общество или государство?
7. Почему государство имеет тенденцию к доминированию над обществом?