Дефицит бюджета

EREPORT.RU

Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг

Автор — Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ
«Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год

Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

• на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

• на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

• на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Виды состояний государственного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Дефицит государственного бюджета и его виды

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Концепции государственного бюджета

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е — 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:

• Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

•Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

• Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

• Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

• Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

• Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

• По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

• Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

• Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

• Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im, где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

Другие статьи раздела «Макроэкономика»

Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

Для выполнения своих функций в политической, экономической и социальной сферах государство в лице органов власти разных уровней образует и использует фонды денежных средств. Самый крупный денежный фонд в его распоряжении – государственный бюджет. Это годовой план (перечень) государственных расходов и источников их покрытия – доходов. Их состав определяется экономическим потенциалом страны, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений страны. Аккумуляция в бюджетной системе значительных де­нежных средств создает возможность для обеспечения равномерного развития экономики и социально-культурной сферы на всей территории страны. Наличие бюджета создает возможность для маневри­рования при распределении средств на потребности об­щества с учетом их приоритетности на протяжении оп­ределенного промежутка времени.

Существует и более расширенное определение бюджета государства как важнейшего звена его финансовой системы. Государственный бюджет – это экономическая категория финансо­вой системы страны, отображающая денежные отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами – с другой, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на расширенное воспроизводство, по­вышение уровня жизни и удовлетворение других обще­ственных потребностей.

Бюджет опосредствует свыше 70 % всех финансовых отноше­ний и объединяет разные финансовые учреждения, с по­мощью которых государство осуществляет свою финан­совую деятельность и перераспределяет значительную долю общественного продукта.

Почти 80 % от объемов доходов государственных бюджетов в развитых странах обеспечивают налоги.

Доходы Государственного бюджета:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления – доходы от собственности и государственного предпринимательства, административные сборы, штрафы;

3) субвенции – межбюджетные трансферты для использования с определенной целью;

4) доходы от операций с капиталом – процентные платежи по займам (кредитором выступает государство).

В Украине основными источниками доходов Государственного бюджета являются четыре налога – налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизный сбор, подоходный налог.

Расходы Государственного бюджета:

1) государственные услуги – содержание центральных органов власти, общественная безопасность, судопроизводство и национальная оборона, социальные и культурные нужды, наука и образование, здравоохранение;

2) финансирование национального хозяйства (субсидии, дотации);

3) финансирование местных бюджетов (субвенции);

4) выплаты государственного долга.

Состав расходов определяется функциями государства и потребностями общества на каждом этапе его развития. Согласно Бюджетного Кодекса Украины они делятся на текущие расходы и расходы развития (инвестиционные).

Структура бюджетной системы, объединяющей все бюджеты страны на единых принципах, зависит от государственного устройства (унитарность или федеративность). Сумма всех бюджетов страны (местных – областных и городских – и государственного) составляет сводный бюджет.

Принципы распределения доходов и расходов между бюджетами различного уровня определяются Законом Украины «О бюджетной системы Украины». Распределение средств между бюджетами разных уровней осуществляется каждый год по-новому в ходе утверждения государственного бюджета.

Разность между доходной и расходной частью бюджета – бюджетное сальдо. Если оно положительно, это означает излишек (профицит) бюджета, если отрицательное – то дефицит бюджета.

Увеличение государственных расходов при снижении налогов, хотя и препятствует падению производства, увеличивает дефицитность государственного бюджета и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждом данном году. Основные причины его возникновения: спад общественного производства и рост его издержек, инфляционное денежное предложение, увеличение финансирования социальных программ, рост затрат на содержание военно-промышленного комплекса, растущие масштабы теневой экономики, т.е. в общем смысле – снижение налоговой базы и рост государственных расходов. Активный дефицит возникает при стимулирующей фискальной политике, пассивный дефицит – при сокращении государственных доходов в результате падения экономической активности.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть негативным для экономики и динамики жизненного уровня населения: экономически развитые страны имеют дефицитный бюджет (10-30%). Все зависит от причин его возникновения и направления расходования бюджетных средств (если они используются на развитие экономики, то в будущем это обернется ростом производства; если же они используются неэффективно, то это приведет к нарастанию инфляционных процессов).

Существует две концепции сбалансирования государственного бюджета.Циклически сбалансированный бюджет характеризуется равенством объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах делового цикла. Он может быть использован для сокращения безработицы и преодоления депрессии (спада). При этом избытки бюджета в фазе подъема покрывают прирост государственного долга во время спада. Чтобы противостоять спаду экономики, необходимо понижать налоги и повышать государственные расходы – это приводит к дефициту бюджета. В результате следующего инфляционного подъема экономики повышают налоги и снижают государственные расходы.

Если бы правительство при проведении экономической политики стремилось иметь ежегодно сбалансированный бюджет – равенство объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах года – то это только усиливало бы конъюнктурные колебания, снижая эффективность фискальной политики (мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, см. формулу (8.3)). Во время кризиса и депрессии из-за снижения объемов производства поступления в бюджет сокращаются. Соответственное снижение в это время государственных расходов задержит выход экономики из кризиса. С другой стороны, полное расходование повышенных доходов бюджета в фазе подъема также может негативно влиять на состояние экономики («перегрев» экономики).

Так как спады и подъемы в национальном хозяйстве неодинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде, циклически сбалансированный бюджет несовместим с фискальной политикой. Поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий этой политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема, содействует сбалансированности бюджета.

При анализе взаимозависимости между фискальной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита – структурный и циклический дефициты. Их рассматривают во взаимосвязи с так называемым «бюджетом полной занятости».

Бюджет полной занятости – соотношение государственных доходов и расходов, которое сложилось бы при условии, если бы экономика в течение года развивалась при полной занятости.

С помощью бюджета полной занятости можно дифференцировать влияние дискреционной и недискреционной политики на состояние государственного бюджета и тем самым оценить качество фискальной политики.

Структурный дефицит – разность между текущими государственными расходами и теми доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Т.е. если экономика достигла уровня производства при полной занятости, а налоговые поступления меньше, чем государственные расходы, то образовавшийся дефицит носит структурный характер.

Циклический дефицит – разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Он вызывается спадом деловой активности и связанным с ним сокращением налоговых поступлений. Т.е. фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита. В целом циклический дефицит – это результат фискального бездействия правительства.

Можно утверждать, что структурный дефицит – это следствие дискреционной фискальной политики бюджетной экспансии, а циклический – это результат действия встроенных стабилизаторов.

Однако по величине дефицита бюджета невозможно судить, насколько активно правительство проводит фискальную политику.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и фискальной политики можно обобщить двумя тезисами:

1. Во время экономического спада фискальная политика будет тем эффективней, чем бόльшимбюджетным дефицитом она будет сопровождаться.

В трехсекторной экономике совокупный доход, заработанный домашними хозяйствами, направляется ими на уплату налогов, потребительские расходы и сбережения:

Y = C + S + T

В условиях равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов:

Y = C + I + G

Отсюда

C + S + T = C + I + G

S = I + (G – T) = I + Дефицит государственного бюджета

При наличии дефицита государственного бюджета для его финансирования правительство занимает средства из того же источника, что и частные предприниматели, – из сбережений домохозяйств. Поэтому все дополнительные сбережения, возникшие в результате роста совокупного дохода при проведении стимулирующей фискальной политики, пойдут на оплату возникающего при этом бюджетного дефицита, вместо того чтобы быть направленными на расширение инвестиционной активности частного сектора.

2. Во время экономического подъема фискальная политика будет тем эффективней, чем бόльшим бюджетным излишком она будет сопровождаться.

В период экономического подъемафискальная политика сводится к росту доходов и снижению расходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный излишек, который в дальнейшем можно использовать.

Стимулирующее действие бюджетного дефицита на экономику будет зависеть от методов его финансирования. Аналогично, при данной величине бюджетного излишка его влияние на экономику зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Использование профицита бюджета происходит по двум направлениям:

1) использование для погашения долгов. Выкупая свои долговые обязательства (ценные бумаги), правительство передает излишние поступления назад на денежный рынок, что вызывает падение ставки процента и стимулирует тем самым инвестиции и потребление. Но это может вызвать увеличение инфляции;

2) изъятие из обращения, приостановив дальнейшее использование этих сумм. Если излишние поступления не возвращаются в экономику, они не создают инфляционного влияния.

Следовательно, государственные сбережения (бюджетный профицит) могут быть использованы либо на покрытие государственного долга (∆N), либо для сокращения денежной массы (∆M):

, (8.5)

Данное выражение называют тождеством госбюджета. Следовательно, если имеется дефицит бюджета, то он может быть профинансирован выпуском денег или облигаций:

, (8.6)

При наличии бюджетного дефицита в связи с его негативным влиянием на макроэкономическую ситуацию государство обя­зано избрать наиболее оптимальные источники егопо­крытия (способы финансирования). В мире использу­ются два метода покрытия дефицита бюджета – не­эмиссионный (долговой) и эмиссионный.

Наиболее эффективен неэмиссионный (долговой) метод, с по­мощью которого можно избавиться от дефицита без до­полнительного выпуска денег в обращение, стимулирующего инфляцию. Он состоит в привлечении внешних и внут­ренних источников финансирования.

Внешними источниками могут быть кредиты между­народных финансовых объединений и иностранных госу­дарств, а также безвозмездная и безвозвратная финансо­вая помощь для осуществления целевых программ меж­дународного значения.

Внутренними источниками являются кредиты Цент­рального банка (в Украине – Национального банка), внутренние займы правительства (продажа государственных ценных бумаг – облигаций государственного займа) и прочие доходы.

Важно также отметить, что привлечение внутренних источников является фактором увеличения процентной ставки в экономике и создает эффект вытеснения частных инвестиций, описанный выше (сокращается экономическая активность частного сектора).

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита состоит в использовании денежно-кредитной эмиссии. Это не сокращает экономическую активность частного сектора, но такой метод является нецелесообразным, поскольку он отрицательно сказывается на экономическом и социаль­ном положении страны, вызывая инфляцию.

Выбор способа покрытия дефицита связан с конкретной макроэкономической ситуацией и его последствиями. Наименее проблемным в этой связи считается погашение бюджетного дефицита путем выпуска ценных бумаг.

Наличие внешних и внутренних кредитных источни­ков предопределяет возникновение, соответственно, внеш­него и внутреннего долга государства. Со стороны государства должен осуществляться контроль и управление государственным долгом.

Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных избытков за все прошедшие годы.

Основной формой внутреннего долга являются государственные займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг в двух видах – облигаций и казначейских обязательств (в Украине – это облигации внутреннего государственного займа ОВГЗ; облигации внутреннего государственного сберегательного займа ОВГСЗ, эмитентом которых выступает Сберегательный банк Украины, казначейские векселя и др.). К внутрен­нему государственному долгу относится и задолжен­ность государства по содержанию социальной сферы (за­долженность по выплатам заработной платы, пенсий, суб­сидий, дотаций, стипендий и т.п.).

Вся сумма задолженности кредиторам за пределами страны становится ее внешним долгом. Он образуется из-за следующих обстоятельств:

§ размещение долговых ценных бумаг на международ­ных финансовых рынках (например, Украина размещает государственные облигации на финансовом рынке Германии);

§ получение займов у специализированных финансово-кредитных институтов (Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Мировой банк реконструкции и развития и др.);

§ получение займов у других государств.

При значительной величине государственного долга затраты по его обслуживанию (выплата процентов и основной суммы) могут стать главной или даже единственной причиной дефицита бюджета, но по абсолютной величине долга нельзя определить, велика или мала государственная задолженность. Поэтому динамику государственного долга изучают по доле государственного долга в национальном доходе.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать займы, поэтому правительства прибегают к новым займам (рефинансирование государственного долга). Государство при этом выступает гарантом их возврата. Однако процесс рефинансирования нельзя считать бесконечным, так как превышение государственного долга над ВВП (ВНП) более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики.

Дефицит бюджета и го­сударственный долг имеют взаимное влияние и требуют от государства активной финансовой политики. Государство, управляя бюджетом и государственным долгом, имеет возможность влиять на экономическую ситуацию в стране через изменение налоговых ставок, выпуск и размещение государственных долговых обязательств, финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, бюджет является важнейшим инструментом государственного управления.

В будущем роль бюджета в социальных процессах бу­дет возрастать. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой основой для осуществления соци­альных преобразований, перехода на новый, более высокий уро­вень социального обслуживания населения. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать соци­альные следствия расслоения граждан по их материаль­ному достатку, которые вызваны переходом к рыноч­ным условиям хозяйствования.

Темы рефератов:

1. Теория экономики предложения – альтернатива кейнсианству

2. Налоги: сущность, виды и роль в регулировании экономики

3. Фискальная политика в современной Украине

4. Преодоление бюджетного дефицита и антиинфляционная политика

5. Современная бюджетная политика Украины

Контрольные тесты:

1. Препятствующая рецессии фискальная политика предполагает:

а) сокращение налоговых поступлений и государственных расходов;

б) увеличение налоговых поступлений и государственных расходов;

в) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов.

2. Теория экономики предложения утверждает, что стимулирующая фискальная политика предполагает:

а) рост уровня налогообложения; б) снижение уровня налогообложения;

в) достижение бюджетного излишка; г) увеличение государственных расходов.

3. Существует различие в эффекте мультипликатора при увеличении государственных расходов и снижении налогов на одинаковую сумму, вызванное тем, что:

а) снижение налогов оказывает более значительное влияние на бюджет, чем повышение гос. расходов;

б) сокращение налогов не окажет прямого влияния на величину потребительских расходов, так как произойдет некоторое увеличение сбережений;

в) изменение налогов непосредственно влияет на величину потребительских расходов и доходов, а изменение гос. расходов оказывает косвенное воздействие;

г) гос. расходы, повышая доходы в экономике, способствуют росту потребительских расходов.

4. Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что:

а) одинаковое увеличение гос. расходов и налогов увеличивает доход на величину их прироста;

б) одинаковое увеличение гос. расходов и снижение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

в) одинаковое снижение гос. расходов и увеличение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

г) разнонаправленные одинаковые изменения гос. расходов и налогов не приводят к изменению дохода.

5. Манипуляции правительства с государственными расходами и налогами для достижения желаемого уровня дохода и производства относятся к политике:

а) экономики предложения; б) сбалансирования государственного бюджета;

в) встроенных стабилизаторов; г) стимулирования совокупного спроса.

6. Влияние встроенных автоматических стабилизаторов проявляется в том, что:

а) они ослабляют эффект дискреционной политики;

б) они усиливают эффект дискреционной политики;

в) они полностью исключают цикличность экономического развития;

г) они сглаживают цикличность экономического развития.

7. Концепция сбалансированного бюджета предполагает:

а) бездефицитность бюджета за год; б) отсутствие пассивного дефицита бюджета;

в) наличие бюджетного профицита; г) бездефицитность в пределах экономического цикла.

8. Государственный долг – это сумма всех предшествующих:

а) государственных расходов; б) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

в) бюджетных дефицитов; г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов.

9. Эффект вытеснения, связанный с финансированием государственного долга:

а) приводит к сокращению производственных возможностей; б) ведет к снижению долга;

в) ведет к увеличению ставки процента; г) сокращает частные инвестиционные расходы.

10. Циклический дефицит бюджета – это следствие:

а) роста гос. расходов и снижения налогов в период спада;

б) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период спада;

в) роста гос. расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема;

г) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период инфляционного подъема.

Проблемы финансирования образования



В статье рассмотрены ключевые причины формирования основных проблем финансирования системы образования в Российской Федерации. Перечислены основные негативные процессы, наблюдаемые из-за текущего уровня развития отечественного образования. Проанализированы основные проблемы финансирования системы образования и характер их возникновения. Автором статьи приведен список мероприятий, с помощью реализации которых возможно решение проблемы финансирования образования, и в том числе, качества формирования человеческих ресурсов в России.

Ключевые слова: образование, система образования, финансирование образования, человеческие ресурсы, человеческий капитал, интеллектуальный капитал.

Немаловажным важным в разрезе социально-экономического права практически каждого гражданина России является право на образование. Степень реализации этого права находится в прямой зависимости от функционирования и развития, как общества, так государства в целом. Уровень образованности поколения напрямую зависит от реально качественных процессов образования. Гарантия со стороны государства в области образования представляется правом практически любого гражданина на получение достойного, бесплатного образования. Одна из ведущих ролей государства определяется сферой образования, на которое требуется достаточно высокая финансовая поддержки непосредственно со стороны государства .

В настоящее время финансирование образовательных учреждений является одной из основных проблем, на пути реального социально-экономического развития фактически всех региональных субъектов РФ. На данном этапе образовательных услуг в Российской Федерации характеризуются недостаточностью бюджетных мест. Проблемы обеспечения качественного образования в стране отходят на второй план, по причине прямой зависимости от недостаточности финансовых ресурсов. Перманентная задолженность по зарплате профессорско-преподавательскому составу и персоналу учебного заведения в образовательных учреждениях, носит в последнее время, достаточно актуальный характер. Не менее проблемными являются и положения связанный с дальнейшим трудоустройством выпускников ВУЗов.

Данное обстоятельство сопровождается различными негативными явлениями определяющимися:

– утечкой «отечественных мозгов» за рубеж;

– отходом интеллектуального капитала, представленного молодыми специалистами из бюджетных организаций непосредственно к коммерческим;

– снижением степени актуальности в необходимости получения высшего или среднего специального образования со стороны современной молодежи.

Среди важнейших проблем экономического развития РФ, особое место занимает достижение стабильного уровня прироста реального ВВП страны. Для достижения данной задачи необходимо проведение экономических реформ, среди которых переориентация на рыночную модель экономической системы, переориентация с сырьевой промышленности на научно-техническое производство и обновление основных фондов отечественных предприятий. В данном процессе ключевую роль отыгрывает человеческий и интеллектуальный капитал, формированием которых занимается система образования. Таким образом, проблема, связанная с финансированием образования, считается прямой причиной отсутствия результатов при достижении вышеперечисленных задач стратегического уровня.

Источники поступления финансовых ресурсов для обеспечения образовательных услуг в РФ многообразны. К ним относятся средства бюджета, а также внебюджетные источники, определяющиеся за счет собственных поступлений (платная система образования).

Бюджетное финансирование в большинстве своем осуществляется за счет денежных поступлений, определяющихся использованием механизма непосредственного межбюджетного перераспределения. В соответствии с законом (Бюджетным кодекс РФ) производить непосредственное финансирование образовательных учреждений представляется возможным исключительно из бюджета именно того уровня, к которому относится прямой учредитель того или иного учебного заведения .

Как правило, ключевой характер проблем, связанных с финансирования образования в РФ обусловлен дефицитом бюджетных средств. Но, как показывает практика, иногда проблема заключается не в хватке/нехватке средств, но и в их рациональном использовании. В связи с этим, к ключевым проблемам финансирования отечественной системы образования является не только дефицит бюджетных средств, но и неэффективность механизма бюджетного финансирования .

Для решения вышеперечисленных проблем, связанных с процессом финансирования образовательных услуг, становится необходимым решение следующих проблем:

– необходимо учесть и решить вопросы бюджетного со финансирования для дотации бюджетными средствами регионов, которые имеют низкий уровень системы образования;

– включить в процесс разработки бюджетной программы финансирования образования субъектов, получаемых эти средства;

– выделять денежные средства в большей части на такие направления, как закупка инвентаря и оборудования, а также капитальный ремонт образовательных учреждений и организация учебного процесса;

– выделять денежные средства на процесс приобретения оборудования с цифровыми и информационными технологиями, что делает высокой вероятность качественного образования в России;

– вырабатывать государственную политику, определяющуюся привлечением прямых частных инвестиций, на фоне предоставления им своеобразных субсидий;

– сформировать единую прозрачную систему, обусловленную анализом использования бюджетных средств непосредственно образовательными учреждениями;

– сформировать институты научной инфраструктуры, направленные на рост качества человеческого и интеллектуального потенциала в нашей стране;

– освободить от уплаты налогов образовательные учреждения, получающие бюджетные средства со стороны государства.

С помощью принятия перечисленных мер, возможны положительные сдвиги в решение общей проблемы финансирования образования, на фоне привлечения, как частных инвестиций, так и настройки механизма по рациональному использованию бюджетных средств. Немаловажным является фактором является последний пункт решения проблем, связанных с финансированием образовательных организаций, определяющихся формированием высококачественных человеческих ресурсов, столь необходимых для реализации государственной стратегии социально-экономического развития России.

Литература:

Причины возникновения бюджетного дефицита

Основные причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  • 1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • 2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • 3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • 4. Неэффективность финансовой системы государства.
  • 5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  • 6. Коррупция в государственном секторе.
  • 7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов, — когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита — это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.

Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Также основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70-90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными причинами дефицита бюджета Кыргызской Республики в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису.

Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации сома. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к дефицитному финансированию. Так, представители неоклассического направления, начиная с А. Смита, негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование — это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды нельзя повернуть обратно». В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала. Современные монетаристы (М. Фридмен, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению.

Объективная необходимость использования дефицитного финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами, прежде всего увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 30-х гг. ХХ в., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

Бюджетный дефицит негативно влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь позитивное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В странах, где хорошо развит рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет — объективное требование экономического развития государства.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов — как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный — подчиняется законам инфляции.

Бюджетный дефицит и его влияние на развитие экономики

Состояние бюджетного фонда в зависимости от различного соотношения доходной и расходной частей бюджет может быть дефицитным, профицитным и сбалансированным.

Когда расходы бюджета превышают его доходы, возникает отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходы и доходы равны. В экономической литературе встречается также мнение, что теоретически сбалансированным является бюджет, в котором дефицит или профицит не превышает 1 % совокупного объема расходов.

Различают понятия стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит, вызываемый кассовыми разрывами в исполнении бюджета. Его еще называют кассовым дефицитом — недостаток средств бюджета в результате несовпадения сроков поступления доходов и осуществления расходов.

По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый.

Открытый бюджетный дефицит — это официально признанный дефицит в законе о Государственном бюджете на соответствующий год.

Скрытый бюджетный дефицит возникает в результате завышения плановых объемов доходов и включение в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита.

причинами возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным и сознательным.

Вынужден бюджетный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны.

Сознательный бюджетный дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает целенаправленные изменения в размере государственных расходов, налогов и сальдо Государственного бюджета.

По направлению дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

Активный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП.

Пассивный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов (социальные трансферты, выплата зарплаты в бюджетной сфере и другие).

Основной причиной возникновения бюджетного дефицита является отставание темпов роста бюджетных доходов по сравнению с ростом бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания обусловлены:

— кризисными явлениями в экономике, сопровождающиеся спадом производства, снижением эффективности функционирования отдельных отраслей, инфляционными процессами;

— чрезмерными расходами на обеспечение государственного управления;

— милитаризацией экономики в мирное время;

— чрезвычайными обстоятельствами (войны, эпидемии, масштабные стихийные бедствия);

— чрезмерным ростом социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта;

— необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики с целью ее структурной перестройки. Это явление отражает не кризис в экономической жизни общества, а государственное регулирование экономики, направленное на обеспечение прогрессивных сдвигов в обществе.

В Украине бюджетный дефицит был обусловлен такими негативными явлениями: резким снижением эффективности производства, что сопровождалось сокращением объемов ВВП; значительным ростом и нерациональной структурой бюджетных расходов; наличием значительного теневого сектора в экономике и низкой налоговой дисциплиной; несовершенством и частыми изменениями законодательства. Эти и ряд других причин способствовали дестабилизации экономики, снижению доходов бюджета, наращиванию инфляционных процессов, росту цен на товары и услуги, что в свою очередь привело к снижению материального благосостояния населения.

Поддержание запланированных показателей дефицита происходило преимущественно благодаря регулировке наличных денег в обращении без необходимых структурных преобразований в хозяйственном комплексе, что повлекло массовое накопления бюджетной задолженности. Это привело к росту скрытого бюджетного дефицита (с учетом социальных обязательств государства и задолженности правительства предприятиям).

Уровень бюджетного дефицита принадлежит к числу важнейших индикаторов финансовой безопасности любого государства. Существуют различные оценки его предельного размера, однако согласно данным международной статистики «нормальная» величина бюджетного дефицита в индустриально развитых странах колеблется в пределах 3-4 % от размера ВВП за среднемировой его величины 4,5 %. Существует тенденция к стабилизации бюджетного дефицита в среднемировом измерении 4-5 % ВВП.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые взгляды. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов исходят из того, что бюджетный дефицит для национальной экономики не представляет угрозы, так как все расходы, в том числе и те, превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны. Если дефицит будет сосредоточен в бюджете развития, то в этом случае рост дефицитного финансирования способен привести к инвестиционному и инновационному росту. Кроме того, дефицит бюджета, согласно теории дефицитного финансирования, означает увеличение доходов субъектов хозяйствования и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, ведет к росту налоговых поступлений.

Экономисты неоклассического направления придерживаются противоположной позиции. По их мнению, хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переводу текущего экономического бремени на будущие поколения. Для финансирования дефицита должны привлекаться эмиссия денег и займов, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, рост внутреннего и внешнего долга государства.

До последнего времени считалось, что ежегодно сбалансированный бюджет — это одно из главных задач бюджетной политики государства. В основе такого подхода лежит концепция сбалансированности бюджета в процессе экономического цикла. Логическое обоснование этой концепции сводится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду производства, правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы, то есть провоцировать дефицит бюджета. Во время экономического подъема следует повышать налоги и снижать правительственные расходы. Положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Но, как свидетельствует практика, спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и протяженности. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинированные меры. Простота этих рекомендаций по преодолению бюджетного дефицита является достаточно иллюзорной. Как показывает опыт многих стран, такая политика требует очень тонкого сбалансированного сочетания мер по повышению доходной базы и сокращения государственных расходов. Ведь государственные расходы также имеют разный характер — потребительский и инвестиционный. Поэтому речь идет о сокращении непроизводительных бюджетных расходов и рост инвестиций в производство и в «человеческий капитал» — образование, здравоохранение, социальные компенсации.

В условиях рыночной экономики, как утверждают современные западные финансовые теории, дефицит может быть полезным в случае, когда при спаде производства государство тратит больше денег, чем получает: он обеспечивает увеличение спроса, в том числе покупательной способности населения. Потребители начинают больше покупать,

предприниматели — больше продавать. Вследствие этого растут объемы производства, сокращается безработица. Однако в период подъема экономики государство не может позволить себе дефицит бюджета, поскольку он будет стимулировать инфляцию. Следовательно, бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы, нужен не ежегодно, а для определенного периода, т.е. в течение экономического цикла. В отдельные годы с целью стимулирования деловой активности государство может допускать дефицит бюджета.

В мировой практике для финансирования дефицита бюджета используются как инфляционные, так и неінфляційні источники.

Неінфляційні источники это:

— финансирование дефицита бюджета за счет заимствований на внутренних и внешних финансовых рынках и за счет использования остатков бюджетных средств;

— трансферты — финансирование в виде безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи.

Уменьшить дефицит бюджета, правительство может и накоплением задолженности — просрочки платежей за долги или за купленные товары, а также за счет повышения налогов. Эти меры тоже имеют неинфляционный характер.

Инфляционным источником финансирования бюджетного дефицита является монетизация дефицита, которая происходит в результате займов центрального банка правительству и покупки центральным банком государственных ценных бумаг.

Дефицит бюджета могут покрывать также дополнительной эмиссией денег. В результате такой эмиссии развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для инвестиций, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

При монетизации дефицита государство получает сеньораж — доход от печатания денег. Сеньораж возникает в условиях превышения прироста денежной массы над приростом реального ВВП, следствием чего является рост среднего уровня цен. Учитывая это, все экономические агенты вынуждены платить так называемый инфляционный налог, который через более высокие цены перераспределяет часть их доходов в пользу государства.

Государственные займы как способ покрытия дефицита бюджета безопаснее, чем эмиссия, но они также в определенной степени отрицательно влияют на экономику страны. Во-первых, при определенных условиях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных бумаг правительства, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, ограничивают возможности получения кредита частными хозяйствами.

Финансирования дефицита бюджета рассчитывается на чистой основе, то есть из объемов валовых поступлений заемных средств вычитаются платежи по погашению основной суммы долга:

Финансирования дефицита = Заимствование — Погашение долга + Изменение остатков

Между дефицитом бюджета и его финансированием существует равновесие, то есть первое равно второму:

Дефицит = Расходы — Доходы = Финансирования дефицита

Государство обязано формировать свою бюджетную политику таким образом, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита.

Среди общепринятых в мировой практике методов борьбы с бюджетным дефицитом существует и такой метод как механизм секвестра расходов бюджета. Он вводится в случае, если в процессе исполнения бюджета имеет место превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета.

Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, будут способствовать возвращению Украины на путь социально-экономического развития.