Декларация на транспортный налог

Срок сдачи транспортного налога за 2019 год

Принципы установления сроков для налога на транспорт

Срок сдачи отчета по транспортному налогу за 2019 год

Итоги

Принципы установления сроков для налога на транспорт

Налог на транспорт входит в число налогов регионального уровня. Это обстоятельство приводит к тому, что НК РФ (гл. 28) определяет лишь базовые моменты, связанные с его начислением и уплатой:

  • круг плательщиков и обязательный перечень льготников;
  • объекты обложения и необложения;
  • пообъектные единицы оценки базы и возможные значения ставок;
  • алгоритм исчисления как самого налога, так и авансов по нему; применение в нем обязательных повышающих/понижающих коэффициентов;
  • длительный налоговый и отчетный периоды;
  • общие для всей России сроки, которых по этому налогу существует всего два и отвечают они конечным датам:
  • уплаты его физлицом;
  • представления отчетности по нему юрлицом.

Все остальные правила работы с этим налогом устанавливает регион, определяемый как место нахождения транспорта. При этом региональные власти могут:

  • расширить перечень льгот;
  • увеличить, уменьшить или дифференцировать ставки;
  • ввести или не ввести деление налогового периода на отчетные;
  • установить сроки для уплаты авансов и итоговой для года суммы налога.

Обязанность формирования отчетности (и соответственно, самостоятельного исчисления величины налога) НК РФ (п. 1 ст. 363.1) закрепляет только за юрлицами. Для физлиц налог рассчитывается налоговым органом (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Срок сдачи отчета по транспортному налогу за 2019 год

Подлежащая направлению в контролирующий орган отчетность представляет собой декларацию со сведениями, охватывающими налоговый период, т. е. год. А надо ли сдавать расчеты по данным отчетных периодов (если регионом принято решение об их введении)?

НК РФ не предусматривает создания по этому налогу отчетов промежуточного вида и не дает регионам права принимать решение об их введении. С чем это связано? С исключением из обращения излишних отчетных документов. Почему они оказываются лишними? Потому что:

  • НК РФ (пп. 2.1, 3 ст. 362) однозначно определяет формулу расчета авансового платежа зависящей от реальной информации о наличии транспорта, числящегося за юрлицом, и действительных для каждой единицы базы, ставки и повышающих/понижающих коэффициентов.
  • ИФНС (с учетом возможностей межведомственного взаимодействия) доступны актуальные сведения о транспортных средствах, зарегистрированных на налогоплательщика, и она способна оценить, насколько к действительным цифрам близка каждая уплаченная в качестве аванса сумма. При этом плательщику дается возможность самостоятельно скорректировать общую величину платежа до правильной по итогам года.

Представить годовую декларацию в налоговый орган следует не позже 1 февраля года, наступающего вслед за отчетным (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Для отчета за 2019 год срок подачи истечет 03.02.2020 года, т.к. 01.02.2020 — выходная суббота. Поэтому крайний срок переносится на следующий ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! С налога за 2020 год сдача организациями декларации по транспортному налогу отменяется, а ФНС будет рассылать им сообщения с суммой налога, рассчитанной на основании данных, представленных ей органами ГИБДД. Но это не означает, что с компаний снимается обязанность самостоятельно считать налог. Подробнее см. .

От крайнего срока, установленного для сдачи декларации по транспорту, начинается отсчет периода, к которому оказывается возможной привязка регионом конечной даты уплаты налога по итогам года. До его наступления назначить дату платежа нельзя (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Итоги

Периодичность отчетности по налогу на транспорт НК РФ устанавливает равной году, несмотря на наличие возможности введения в регионах отчетных периодов. Для региона установление отчетного периода не означает введения отчетности по нему. Последний день срока для сдачи годовой декларации соответствует 1 февраля года, наступающего после отчетного. Для отчетности за 2019 год он придется на 03.02.2020, т.к. 01.02 — выходной. К любому из дней, наступающих после нее, регион может привязать последний день срока уплаты налога по итогам года.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Глава 28 НК РФ. Транспортный налог

Где введена уплата транспортного налога

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет новую декларацию по транспортному налогу

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ. Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе. Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит транспортный налог

Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель. Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.

На что начисляется транспортный налог

На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в сервисе «Путевые листы и ГСМ» Попробовать бесплатно

На что не начисляется транспортный налог

В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил. Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно. Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с*. Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150 рублей на одну л.с.

У субъектов РФ есть право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за этот год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц. Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается. Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.

Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а 1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с. Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за этот год составит 141,75 руб.(0.25 х 7 руб. х 81 л.с.).

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. В частности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5. Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ). Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Кто занимается расчетом транспортного налога

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму транспортного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы. ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения. В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции. Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор). Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Сформировать платежку на уплату налога (пеней, штрафа) в один клик на основании полученного из ИФНС требования

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Физлиц, не исполнивших указанную обязанность, могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов транспортного средства.

Когда перечислять сумму налога

Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки. Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.

ВНИМАНИЕ. В 2020 году продлен срок перечисления авансовых платежей (в регионах, где они установлены) для организаций и ИП, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года и которые относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса (список таких отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.20 № 434; применяется с учетом дополнения, внесенного постановлением от 10.04.20 № 479). В частности, налогоплательщикам из числа МСП нужно перечислить:

— авансовый платеж за I квартал 2020 года — не позднее 30 октября 2020 года;

— авансовый платеж за II квартал 2020 года — не позднее 30 декабря 2020 года (см. «Перенесены сроки уплаты налогов и взносов»).

Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе транспортного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.

Как отчитываться по транспортному налогу

По транспортному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2019 год нужно отитаться не позднее 3 февраля 2020 года, так как 1 февраля — это суббота). Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

По транспортному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации деклараций не сдают.

Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.

Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.

Куда сдавать декларацию за 2019 год

Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию за 2019 год нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.

* Данное значение ставки действует c начала 2011 года (поправки внесены Федеральным законом от 27.11.10 № 307-ФЗ).

«Платоновская» плата и налоговые обязательства

О. В. Давыдова

Журнал «Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2016

Плату в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями федеральным трассам, можно зачесть в уменьшение транспортного налога и включить в состав расходов при исчислении налога на прибыль организаций и «упрощенного» налога. Как это сделать?

Как указали законодатели, в связи с введением платы в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями дорогам общего пользования федерального значения, финансовая нагрузка на владельцев таких ТС существенно возросла. Ведь указанные лица должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования: плату в счет возмещения вреда и транспортный налог. Данную «несправедливость» решили исправить (правда, ненадолго). Выясним, каким образом.

Ответ содержится в Федеральном законе от 03.07.2016 № 249-ФЗ, которым внесены изменения в ч. II НК РФ. Данный закон вступил в силу с 03.07.2016, но действие измененных им статей НК РФ определено в особом порядке. Начнем с того, в каком порядке теперь должны исчислять транспортный налог организации – владельцы большегрузных транспортных средств.

Налоговый вычет по транспортному налогу у организации

Если транспортная компания, на которую зарегистрировано ТС, имеющее разрешенную максимальную массу свыше 12 т и включенное в реестр транспортных средств системы взимания платы (так называемой системы «Платон»), вносит плату в счет возмещения вреда, причиненного федеральным дорогам указанным ТС, она имеет возможность уменьшить свои обязательства по транспортному налогу. Соответствующие положения об этом включены в п. 2 ст. 362 НК РФ (новые дополнительные абз. 12 – 14).

Основная норма звучит так.

Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Таким образом, снижение финансовой нагрузки на организации – владельцев большегрузных ТС реализуется путем применения налогового вычета.

Необходимо учитывать, что на сумму платы, перечисленной в течение налогового периода (то есть календарного года) по конкретному большегрузному транспортному средству, уменьшается величина транспортного налога, исчисленного по итогам указанного периода именно по этому автомобилю.

Возможна ситуация, когда сумма уплаченной платы превышает величину исчисленного по итогам года транспортного налога. При применении налогового вычета это, по сути, означает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение. Так вот в таком случае сумму транспортного налога следует считать равной нулю (абз. 13 п. 2 ст. 362 НК РФ).

Также следует обратить внимание на новый абзац (абз. 2) в п. 2 ст. 363 НК РФ.

Налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

Напомним, по общему правилу в течение налогового периода налогоплательщики-организации должны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. С учетом нововведения авансовые платежи в любом случае (вне зависимости от того, что определено законом субъекта РФ) не нужно уплачивать по большегрузным автомобилям, включенным в реестр ТС системы взимания платы (а вот их исчисление производить нужно, почему, станет понятно далее). По другим налогооблагаемым ТС авансовые платежи исчисляются и перечисляются, за исключением ситуации, когда иное установлено законом субъекта РФ.

Льгота по транспортному налогу для физических лиц

Физические лица (в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей) на основании новой ст. 361.1 НК РФ освобождаются от обложения транспортным налогом в отношении большегрузного автомобиля, если размер «платоновской» платы, перечисленной в течение налогового периода, превышает или равен сумме исчисленного налога за этот период. Если же размер исчисленного транспортного налога превышает сумму платы, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы. Соответственно, разница уплачивается в бюджет.

Для того чтобы воспользоваться озвученной налоговой льготой, физическому лицу нужно представить в налоговый орган:

– заявление о предоставлении льготы;

– документы, подтверждающие право на ее получение.

Следует учитывать, что использование льготы в отношении большегрузного ТС – это право (не обязанность) физического лица – плательщика транспортного налога. Поэтому, если о сделанном выборе заявлено не будет (путем представления в налоговый орган соответствующих документов), освобождение применено не будет. Напомним, исчисление суммы транспортного налога, подлежащей перечислению в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, производит налоговый орган на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию ТС (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Учет платы при исчислении налога на прибыль организаций

Сумма «платоновской» платы, использованной в качестве налогового вычета по транспортному налогу, при исчислении налога на прибыль транспортной компанией не учитывается. На этот счет в ст. 270 НК РФ теперь есть специальная норма – п. 48.21. По итогам отчетных периодов сумма платы, не учитываемая при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определяется исходя из суммы авансовых платежей, исчисленной в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении большегрузных ТС.

А вот разница (если сумма перечисленной платы превышает величину транспортного налога) включается в состав налоговых расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (другие расходы, связанные с производством и реализацией). (Подпункт 1 не работает, поскольку, как указали финансисты в Письме от 29.12.2015 № 03-05-06-04/77196, плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, не относится к налогам и сборам, регулируемым Налоговым кодексом.) В качестве подтверждающих документов в отношении расходов в виде «платоновской» платы служат (письма Минфина РФ от 11.01.2016 № 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 № 03-03-06/1/76740):

– отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения ТС;

– первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, обосновывающие использование названного транспортного средства на соответствующем маршруте.

Плата как расход у «упрощенца»

Если транспортная компания (ИП) применяет ­УСНО с выбранными в качестве объекта налогообложения доходами, уменьшенными на величину расходов, у нее есть возможность поступить согласно порядку, аналогичному тому, что установлен для плательщиков налога на прибыль. Если говорить точнее: в состав налоговых расходов «упрощенцы» могут включить сумму превышения уплаченной в течение налогового периода платы в счет возмещения вреда над суммой исчисленного за налоговый период транспортного налога (новый пп. 37 в п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При исчислении авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением ­УСНО, в расходах учитывается фактически уплаченная сумма «платоновской» платы за отчетный период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей по транспортному налогу.

То же самое касается плательщиков ЕСХН – об этом новый пп. 45 в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

К сведению

Ранее «упрощенцы» были лишены возможности включения в состав налоговых расходов «платоновской» платы (письма Минфина РФ от 18.01.2016 № 03-11-06/2/1319, от 06.10.2015 № 03-11-11/57133).

Период действия нововведений

Возможность применения налоговых вычетов по транспортному налогу организациями распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действует до 31.12.2018 включительно. В течение этого же периода, соответственно, налоговые расходы (при применении обычной или упрощенной системы налогообложения) формируются с учетом зачтенной в уменьшение транспортного налога суммы «платоновской» платы (она в составе расходов не учитывается). С 01.01.2019 налоговые вычеты применять будет уже нельзя, а вот возможность включения в состав налоговых расходов суммы платы в счет возмещения вреда сохранится.

Физические лица налоговую льготу (освобождение от налогообложения) по транспортному налогу могут использовать в отношении правоотношений, возникших начиная с 01.01.2015. Льгота перестанет действовать с 01.01.2019.

При этом следует особо подчеркнуть, что налоговый вычет (льгота) по транспортному налогу предоставляется налогоплательщикам транспортного налога в связи с уплатой ими в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 т, платы в счет возмещения вреда. Поэтому, если, допустим, в отношении большегрузных транспортных средств, зарегистрированных на лизингодателя, «платоновская» плата уплачивается лизингополучателем, то лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную лизингополучателем сумму платы в счет возмещения вреда (Письмо Минфина РФ от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940).

Декларация по транспортному налогу не сдана вовремя

Цитата (МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 января 2014 г. N 03-02-07/1/3242):
Вопрос: О применении п. 1 ст. 119 НК РФ в случае непредставления налоговой декларации в установленный срок.
Ответ:
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 119 Кодекса (в ред. п. 13 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», далее — Федеральный закон N 134-ФЗ) непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
Пункт 13 ст. 10 указанного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.
Федеральным законом N 134-ФЗ не предусмотрено придание обратной силы новой редакции п. 1 ст. 119 Кодекса.
Поскольку обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за 2013 г. возникает в 2014 г., в случае ее непредставления в установленный срок применяется ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 119 Кодекса в редакции Федерального закона N 134-ФЗ.
Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по п. 1 ст. 119 Кодекса (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона N 134-ФЗ) даны в п. 18 Постановления от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН

Декларация по транспортному налогу за 2016 год: сроки сдачи

Обновление: 22 декабря 2016 г.

Организациям следует помнить про сроки предоставления декларации по транспортному налогу. В случае их нарушения возможно привлечение к ответственности. Рассмотрим подробнее, куда (в какой налоговый орган) необходимо подавать декларацию, какие виды ответственности предусмотрены законодательством, для чего нужна своевременная перерегистрация транспортного средства при его фактическом выбытии из владения организации.

Куда и в какой налоговый орган подавать декларацию

Организации и индивидуальные предприниматели, за которыми в течение 2016 года были зарегистрированы транспортные средства, обязаны подать налоговую декларацию по транспортному налогу. При этом подача декларации должна произойти даже в том случае, если транспортное средство было реализовано и снято с учета до конца 2016 года. Однако в этом случае расчет налога и его уплата производятся не за весь год.

Подать декларацию следует в установленный законодательством срок. В противном случае налогоплательщики могут быть привлечены к налоговой ответственности, о чем будет сказано ниже. Срок подачи декларации закреплен Налоговым кодексом и не зависит от региона, в котором транспортное средство поставлено на учет (зарегистрировано). Этим указанный срок отличается от срока уплаты налога, который устанавливают уже субъекты РФ.

Напомним, что за 2016 год декларацию по транспортному налогу необходимо подать не позднее 1 февраля 2017 года.

Представлять налоговую декларацию следует в тот налоговый орган, в котором организация состоит на налоговом учете, если за ней зарегистрировано транспортное средство. Соответственно, если у организации имеется обособленное подразделение и транспортное средство зарегистрировано за ним, то декларацию следует подавать в налоговый орган по месту учета этого обособленного подразделения.

Отдельно урегулирован вопрос о подаче декларации крупнейшими налогоплательщиками. Такие организации должны отчитаться по транспортному налогу в тот налоговый орган, где они состоят на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков. Физические лица за свои транспортные средства подавать налоговую декларацию не должны.

Важно помнить, что, если налоговая декларация подана не в тот налоговый орган, она будет считаться непредставленной с возможностью применения предусмотренных законодательством штрафных санкций.

Ответственность за неподачу декларации

Штраф за несданную декларацию по транспортному налогу может быть и налоговым, и административным.

Так, согласно Налоговому кодексу за неподачу декларации либо ее подачу с нарушением установленного срока предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 30 процентов от суммы налога. При этом в любом случае придется заплатить не менее 1 000 рублей, это минимальная сумма, определенная санкцией статьи 119 Налогового кодекса.

Также должностное лицо организации может быть привлечено к уплате штрафа по Кодексу об административных правонарушениях, однако здесь размер штрафа ниже и составляет от 300 до 500 рублей.

Напомним, что указанные виды ответственности могут быть применены к налогоплательщику одновременно. Также важно знать, что наложение указанных штрафов никак не влияет на обязанность налогоплательщика уплатить сумму самого налога.

Дополнительно следует иметь в виду еще одно неблагоприятное последствие для налогоплательщиков: это потенциальная возможность блокировки налоговым органом расчетного счета. Соответствующее решение может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, и для него достаточно истечения 10-дневного срока. При этом Налоговый кодекс допускает достаточно длительный срок для вынесения такого решения, а именно оно может быть принято в течение трех лет.

Заполнение строк 110 и 130 декларации

У организаций наибольшие трудности вызывает заполнение строки 110 декларации по транспортному налогу. В этой строке необходимо указать период времени, в течение которого за организацией числилось транспортное средство. Этот срок должен быть указан в полных месяцах; строка предусматривает две ячейки, поскольку максимальное количество месяцев – 12.

Возможно, не все налогоплательщики знают, что порядок определения полных месяцев по этой строке с 2016 года претерпел изменения. Теперь при указании количества полных месяцев следует учитывать, до 15-го или после 15-го числа конкретного месяца прошла регистрация или снятие с регистрации транспортного средства. Для наглядности покажем это в схематичном виде.

Месяц учитывается (является полным) Месяц не учитывается (не является полным)
Регистрация ТС до 15 числа Регистрация ТС после 15 числа
Снятие ТС с регистрации после 15 числа Снятие ТС с регистрации до 15 числа

Здесь еще раз напомним, что факт уплаты транспортного налога ставится в зависимость не от даты заключения какого-либо вида гражданско-правового договора, направленного на приобретение или отчуждение транспортного средства, либо фактического получения этого имущества в пользование, а именно от момента, когда соответствующими государственными органами произведена перерегистрация транспортного средства с одной организации на другую. Поэтому для исключения случаев излишней уплаты налога за тот период, когда имущество уже физически выбыло из владения организации, необходимо своевременно и правильно это оформлять.

Соответственно, полученное значение по этой строке влияет на заполнение строки 130 декларации по транспортному налогу. Налогоплательщикам необходимо рассчитать коэффициент путем деления внесенного в декларацию значения по строке 110 на 12 (количество всех месяцев налогового периода). При этом при заполнении строки предусмотрено выведение дроби с указанием до четырех знаков после запятой.

Короткое резюме

Как мы показали в статье, несвоевременная сдача декларации по транспортному налогу может повлечь негативные последствия для организации. При этом ответственность ограничивается не только наложением штрафа на компанию и ее должностных лиц. Налоговым органам предоставлено право производить блокировку расчетных счетов организации, что может парализовать деятельность компании в целом. Вот почему компаниям необходимо помнить про установленные сроки сдачи декларации по транспортному налогу, а также вести полный учет транспортных средств, которые были за ними зарегистрированы в течение года, в том числе и выбывших из их владения.