Деофшоризация

Процесс деофшоризации в России — законодательные моменты

Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.

Расшифровка термина «деофшоризация»

Основные задачи в сфере деофшоризации

Деофшоризационные нормативные акты

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Деофшоризация и корректировка законодательства

Деофшоризация и «черные списки»

Итоги

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

  • направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
  • проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

  • с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
  • с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице):

Использование офшоров

Законное

Незаконное

Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерами

Уклонение от налогов

Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментов

Легализация полученных преступным путем средств

Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имущества

Аккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ

Благотворительная деятельность и др.

Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

  • необходимость усиления прозрачности офшоров;
  • выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
  • расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

  • определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
  • устранения (минимизирования) влияния этих причин;
  • стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

  • несовершенство отечественного законодательства;
  • плохой инвестиционный климат;
  • неразвитость фондового рынка;
  • иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

  • реализовать принципы правового государства;
  • соблюдать законные права и свободы граждан;
  • укреплять демократические институты;
  • искоренить коррупцию;
  • создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

  • указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;
  • послание президента Федеральному собранию от 12.12.2012 — среди поручений президента сформулирована необходимость разработки правительством комплексных предложений, направленных на реализацию системы мер по деофшоризации экономики;
  • перечни офшорных зон («черные списки») — их составляют ЦБ и Минфин, а также ФНС РФ;
  • закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ (с поправками 2015 и 2016 годов) о налогообложении контролируемых зарубежных фирм и доходов иностранных компаний — первый антиофшорный закон;
  • иные нормативные акты (закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках, закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе госзакупок, программа деофшоризации российской экономики «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса», разработанная экспертным управлением Президента РФ и др.).

Разъяснение содержания и назначения разных нормативных актов см. в размещенных на нашем портале материалах:

  • «Положения Закона о патентной системе налогообложения — 2016»;
  • «Новый закон о декретном отпуске в 2015–2016 годах — изменения»;
  • «Какими федеральными законами регулируется порядок использования электронной подписи?».

С содержанием положений основного нормативного акта, направленного на деофшоризацию российской экономики, а также иной нормативки, посвященной данной теме, знакомьтесь в следующих разделах.

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Одним из значимых законодательных документов, принятых в последнее время в рамках реализации национальной программы по деофшоризации российской экономики, выступает закон от 24.11.2014 № 376 (о внесении изменений в НК РФ). Неофициальное название этого нормативного акта — закон по деофшоризации бизнеса.

В НК РФ благодаря этому закону видоизменились отдельные статьи, появились новые определения и понятия, а также кодекс дополнился описанием отсутствующих ранее в законодательстве обязанностей отдельных лиц. В частности, благодаря закону № 376:

  • возникли новые для НК РФ термины: «контролируемая иностранная компания» (КИК), «контролирующие лица», «фактический получатель дохода» и др.;
  • предусмотрены не существовавшие ранее обязанности: уведомление налоговиков об участии лиц (физических или юридических) в зарубежных фирмах и декларирование их прибыли пропорционально доле участия.

Предельно сжато содержание закона можно уложить в 2 тезиса:

  • полученная резидентами РФ в офшорах прибыль должна облагаться российскими налогами;
  • обязанность по информированию налоговиков о факте прямого или косвенного участия в зарубежных компаниях возникает у российских налогоплательщиков.

Расшифровать отдельные понятия из закона № 376 поможет статья «Что такое контролируемые иностранные компании?».

О дальнейшей судьбе закона № 376 узнайте из следующего раздела.

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Закон о деофшоризации в 2016 году был откорректирован — поправки внесены законами от 15.02.2016 № 32-ФЗ и от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Корректировки в НК РФ, внесенные законом № 32-ФЗ:

  • ст. 25.14 — срок подачи уведомлений об участи в зарубежной фирме и прекращении такого участия увеличен с 1 до 3 месяцев, сокращен список случаев, когда необходимо уведомлять налоговиков, а также уточнен состав подаваемых сведений;
  • ст. 25.15 — уточнены особенности расчета доли прибыли контролируемой зарубежной фирмы, подлежащей налогообложению в РФ у контролирующего лица;
  • ст. 55 — уточнен порядок определения первого налогового периода для иностранных фирм, самостоятельно признающих себя налоговыми резидентами РФ по налогу на прибыль;
  • ст. 105.2 — детализированы правила определения доли участия лица в организации;
  • ст. 210 — дополнена нормами о том, что не признается факт получения дохода, если он получен в результате передачи прав на получение доходов между членами одной семьи (в отношении иностранного юрлица);
  • ст. 212 — уточнено, что к облагаемым НДФЛ доходам в виде матвыгоды не относятся доходы от покупки контролирующим лицом ценных бумаг контролируемой зарубежной фирмы по цене ниже рыночной;
  • ст. 214.1 — дополнена новыми пунктами по налогообложению операций по продаже ценных бумаг, приобретенных контролирующим лицом у своей контролируемой фирмы;
  • другие изменения и корректировки (в ст. 220, 232, 251, 277 и др.).

Дополнения и новшества, предусмотренные законом № 150-ФЗ:

  • уточнение понятия контролируемой иностранной компании и контролирующего лица;
  • детализированы условия освобождения доходов контролируемых зарубежных фирм от налогообложения в РФ;
  • предоставлена возможность проведения симметричных корректировок и установлена схема их проведения;
  • иные изменения и дополнения.

Какими еще нормами в последнее время дополнялось отечественное законодательство в рамках проведения деофшоризации — расскажем в следующем разделе.

С актуальными нормативными корректировками, которые необходимо оперативно учесть в своей работе, вас познакомят подготовленные специалистами нашего сайта материалы:

  • «Минфин готовит изменения в правила заполнения платежек»;
  • «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года»;
  • «Налоговые вычеты по НДФЛ в 2015–2017 годах — последние изменения».

Деофшоризация и корректировка законодательства

Помимо уже рассмотренных поправок, внесенных в НК РФ законами № 376-ФЗ и 32-ФЗ, в этом главном налоговом документе регулярно появляются корректировки и положения, связанные с процессом деофшоризации. К примеру, в НК РФ нашли отражение серьезные новации в сфере трансфертного ценообразования, предусматривающие:

  • обязательный контроль всех внешнеторговых сделок с офшорными компаниями на сумму более 60 млн руб. в год;
  • конкретизирован круг взаимозависимых лиц;
  • детализированы алгоритмы определения рыночной цены для налоговых целей.

Появились специальные статьи в УК РФ, направленные на борьбу с однодневками. Например:

  • ст. 173.1 — предусмотрены санкции за незаконное создание фирм через подставных лиц;
  • ст. 173.2 — установлена ответственность за незаконное использование документа, удостоверяющего личность, для создания однодневки.

В рамках проведения антиофшорных мероприятий активно проходят обсуждения, а также вносятся изменения и дополнения в разнообразные нормативные документы. Как влияют на деофшоризацию российской экономики «черные списки» — узнайте из следующих разделов.

Деофшоризация и «черные списки»

«Черным списком» (в том числе для целей деофшоризации) называют перечень стран, которые:

  • предоставляют льготный налоговый режим;
  • не раскрывают информацию при проведении финансовых операций.

Можно выделить 3 вида таких списков, которые разработаны для разных целей разными ведомствами, а именно:

  • Минфином РФ (приказ от 13.11.2007 № 108н в ред. от 02.10.2014 «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»;
  • ЦБ РФ (приложение № 2 к указанию ЦБ России от 07.08.2003 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций )»;
  • ФНС России (приказ от 30.09.2016 № ММВ 7-17/527@ «Об утверждении перечня государств , не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией»).

Остановимся на каждом виде отдельно.

Минфиновский «черный список»

Список офшорных зон в приказе Минфина характеризуется следующим:

  • установлен он в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ;
  • содержит перечисление государств и территорий со льготным налогообложением, не раскрывающих и не предоставляющих данные при осуществлении финансовых операций.

Обозначенные Минфином в приказе № 108н офшорные зоны представлены на рисунке:

Взаимодействие с фирмами, зарегистрированными в попавших в указанный перечень государствах, может повлечь для российских компаний неблагоприятные налоговые последствия, такие как:

  • невозможность применения ставки 0% (по п. 3 ст. 284 НК РФ) в отношении получаемых российской фирмой дивидендов, если они получены от компании, зарегистрированной в государстве из «черного списка»;
  • лишение права на применение предусмотренной подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ льготы при получении российской фирмой имущества на безвозмездной основе от зарубежной компании с постоянным местонахождением на попавшей в «черный список» территории.

Кроме того, сделки с иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных минфиновских списках, признаются контролируемыми, что влечет:

  • повышенное внимание налоговиков, обладающих правом контроля цен таких сделок;
  • дополнительное декларирование сделок — если превышен установленный подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ годовой суммовой лимит.

Детализацию понятия «контролируемые сделки» дает статья «Критерии контролируемых сделок — таблица на 2016 год».

«Черный» минфиновский перечень обновляется по мере необходимости. К примеру:

  • с 2015 года из него исключена Республика Мальта, поскольку она ратифицировала правительственное соглашение об избежании двойного налогообложения;
  • с 2009 года перечень пополнился Сейшельскими островами по причине несоответствия республики стандартам прозрачности, справедливой налоговой конкуренции и обмена информацией.

Указанные ограничения и лишение российских резидентов определенных налоговых преференций являются одними из необходимых элементов в комплексной работе государства по деофшоризации экономики.

«Черный список» ЦБ РФ

ЦБ РФ разделил офшорные зоны на 3 группы с целью регулирования процесса открытия российских корсчетов в зарубежных кредитных учреждениях.

Об особенностях отечественного банковского обслуживания и планируемых нормативных корректировках в этой сфере расскажут материалы:

  • «Возможно ли открыть счет в банке через интернет?»;
  • «Блокировка расчетного счета налоговой в 2016–2017 гг.»;
  • «В закон «О бухгалтерском учете» готовятся поправки».

Центробанковское офшорное разделение представлено на схеме ниже:

Открыть российской фирме корсчет в финансовой компании, зарегистрированной в I группе территорий из указанного списка, можно без дополнительных ограничений. Если же партнер банка находится во II или III группах, ему требуется отвечать определенным требованиям. Например:

  • располагать собственными средствами величиной не менее 100 млн евро;
  • входить в список крупнейших банков мира (первые 500 позиций).

Помимо вышеуказанных условий предусмотрено банковское резервирование для компаний (в % от перечисляемых сумм):

  • I группы — 0% (резервирование не предусмотрено);
  • II группы — 25%;
  • III группы — 50%.

Центробанковские «черные списки» являются одной из мер, введенных в рамках исполнения ЦБ РФ процедур валютного контроля, которые способствуют процессу деофшоризации российского бизнеса.

С какими нюансами могут столкнуться владельцы заграничных счетов — узнайте из следующих публикаций:

  • «Куда и когда подавать уведомление о зарубежных счетах?»;
  • «Валютный контроль при переводе денег за границу»;
  • «Как компании открыть счет в иностранном банке?».

«Черный список» ФНС России

Налоговики составляют свой «черный список», обладающий следующими отличительными признаками:

  • составление такого списка предусмотрено подп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ;
  • основная цель его составления — использование информации для определения контролирующих лиц и контролируемых компаний;
  • перечень состоит из наименований государств и территорий, не обменивающихся с РФ информацией для целей налогообложения;
  • пересмотр с целью актуализации представленной в перечне информации производится ежегодно.

Действовавший в 2016 году перечень в 2017 году сократился:

  • по количеству стран — со 111 до 109;
  • по числу территорий — с 22 до 19.

«Черный» список ФНС на 2017 год представлен ниже:

В «черный» список ФНС — 2017:

  • не вошли ранее присутствовавшие в нем Грузия, Эстония, Маврикия, Гонконг, Каймановы острова, Бермуды, Аруба, так как усовершенствовали порядок обмена налоговой информацией;
  • из-за ухудшения практики обмена информацией добавлены Южная Корея и др.

Как ресурсы CRS смогут помочь отечественным налоговикам и иным госструктурам в раскрытии теневых офшорных схем — см. в материале «Кого проверит налоговая по зарубежным счетам?».

Итоги

Деофшоризация российской экономики — одно из важных направлений госполитики, представляющих собой набор целенаправленных комплексных мер по усилению контроля незаконных операций в офшорных зонах и созданию благоприятных условий для развития бизнеса в РФ.

Основной антиофшорный закон — № 376-ФЗ — внес важные новации и корректировки в НК РФ. Во многом деофшоризация зависит и от эффективного исполнения положений иных нормативных актов (закона № 115-ФЗ о противодействии отмыванию преступных доходов, закона № 140-ФЗ о добровольном декларировании активов и счетов в банках и др.).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

1. Введение

Российская экономика имеет «офшоризированный» характер. Большая часть крупных и средних российских предприятий используют офшоры в своей деятельности. При этом многие предприятия – российские резиденты непосредственно или косвенно (например, через вторые, третьи предприятия) тесно аффилированы с офшорными компаниями.

В настоящем докладе подробно анализируется масштаб использования офшоров и вред, ими приносимый, вскрываются истинные причины сложившегося положения и обосновываются основные направления необходимых деофшоризационных мер.

Деофшоризация – это снижение роли офшорного фактора в российском бизнесе, то есть 1) уменьшение количества офшоров, используемых российским бизнесом; 2) уменьшение в количественном и стоимостном выражении товарных и денежных потоков, проходящих из России и в Россию через офшоры.

Для решения задачи деофшоризации потребуется разработать и внедрить в российское законодательство комплекс мер, создающих условия, при которых российский бизнес будет вынужден снизить до достижимых пределов (а в идеале – минимально необходимых в силу объективных причин пределов, устанавливаемых регуляторами) использование офшорных институтов и в значительной степени перейти в российскую юрисдикцию.

Для того чтобы правильно определить направление и состав необходимых для решения задачи деофшоризации мер, прежде всего, необходимо выявить причины, заставившие российский бизнес уйти в офшоры. После этого следует, во-первых, устранить или минимизировать влияние этих причин; во-вторых — создать стимулы для возвращения бизнеса из офшоров в Россию. Эти две существенно различающиеся задачи придется решать с учетом возможностей российского государства.

Среди главных причин ухода российского бизнеса в офшоры многими экспертами выделяются следующие: плохой инвестиционный климат; несовершенное законодательство; плохая судебная система; незащищенность прав собственности; неразвитость фондового рынка и вообще плохие условия для бизнеса в России. Для устранения этих причин предлагаются меры по деофшоризации: улучшить, совершенствовать, развивать, сильнее защищать соответственно. В частности, ставятся задачи: упрочения демократических институтов; обеспечения соблюдения законных прав и свобод граждан; реализации принципов правового государства; устранение чрезмерного вмешательства государства и чиновников в экономику; искоренение коррумпированности госаппарата и так далее. В общем, предлагается создать настолько хорошие условия, что российские капиталы сами вернутся на родину и деофшоризация наступит «сама собой». Очевидно, что на устранение отмеченных причин ухода бизнеса в офшоры потребуется не один десяток лет, а желаемый эффект от предлагаемых мер наступит не ранее 10-15 лет. То есть — уже после истощения запасов высокорентных месторождений углеводородов, на экспорте которых держится вся российская экономика. При этом шансы на реализацию столь амбициозной программы невелики. Либертарианское экспертное сообщество России в докладе «Сценарии для Российской Федерации» обозначило три неблагоприятных сценария экономического, социального и политического развития нашей страны. При этом третий сценарий предполагает падение цен на нефть до 60 долл. за баррель с соответствующими драматическими последствиями. Показательно, что глава российской делегации Д. В. Медведев не согласился с пессимистичными выводами экспертов, заявив: «полностью уверен: ни один из этих сценариев не будет реализован». Тем не менее, участвовавшие в опросе эксперты во многом «определяют погоду» в научно-аналитическом обеспечении социально-экономической политики России. Поэтому весьма высока вероятность проведения деофшоризации российской экономики по их рецептам.

В настоящем докладе показывается, во-первых, несостоятельность политики деофшоризации, основанной на устранении причин ухода бизнеса в офшоры, обусловленных недостатками инвестиционного климата в России и, во-вторых, невозможность возвращения российских капиталов из заграницы только путем улучшения условий для бизнеса в России. При этом, бесспорно, достижение такого улучшения и необходимо, и весьма желательно для перехода экономики России на инновационный высокотехнологичный тип развития, проведения новой индустриализации и перехода в группу высокоразвитых стран.

Во-первых, и законодательство, и суды, и защищенность собственности, и в целом условия для бизнеса в России лучше, чем во многих и многих других странах, привлекавших и привлекающих иностранных инвесторов.

Во-вторых, офшорные государства предоставляют, как правило, компаниям, зарегистрированным в их юрисдикции, исключительно выгодные условия деятельности, такие как: 1) анонимность создания, владения и управления компанией; 2) освобождение от уплаты налогов; 3) практически полное отсутствие государственного регулирования; 4) защиту от проверок и расследований, проводимых налоговыми, и правоохранительными органами других стран, а также от наложенных судебными и административными органами санкций. Ни Россия, ни любое другое неофшорные государство, таких условий своим компаниям никогда не сможет предоставить.

Поэтому надо, конечно, совершенствовать законодательство и работу судов, защищать собственность, улучшать инвестиционный климат, развивать фондовый рынок. Но задачу деофшоризации этими мерами не решить.

Авторы настоящего доклада считают, что главной причиной ухода бизнеса в офшоры являются конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров. Компания, не использующая офшоры, проигрывает своим офшоризованным собратьям. Бизнес вынужден на том или ином этапе своего развития уходить в офшоры просто для того, чтобы сохранить конкурентоспособность.

В докладе подробно анализируется вред офшоров, антиофшорный опыт развитых государств и международных организаций, а также причины, по которым, несмотря на всемирную и всемерную борьбу с офшорами, офшорный бизнес бурно развивается все последние десятилетия.

В последнем параграфе обосновывается комплекс мер, реализация которых позволит уменьшить офшорный фактор в российской экономике.

2. Использование офшоров и вред, ими приносимый

Использование офшоров в бизнесе дает многочисленные преимущества. Но все их можно свести к трем основным :

— Обеспечение непрозрачности (скрытости), в том числе анонимности, владения офшорной компанией и получаемых благодаря этому доходов и иных выгод;

— Возможность платить очень низкие (или вообще не платить) налоги на операции, причем осуществляемые не только в офшорных, но и неофшорных юрисдикциях как самими офшорными компаниями, так и аффилированными с ними или их бенефициариями компаниями – резидентами неофшорных стран;

— Выход на международные рынки дешевых длинных денег.

Вследствие многочисленности форм, видов и способов применения офшоров в коммерческом обороте, в зависимости от контекста, вкладывается разное значение в офшорные термины. Некоторые понятия требуют расширения своего содержания.

В настоящем докладе термины употребляются в следующих значениях:

Офшор (офшорная компания) (англ. off-shore — вне берега) – юридическое лицо, зарегистрированное за пределами российской юрисдикции, пользующееся прямо или опосредованно существенно более льготным в сравнении с российским налоговым режимом и/или возможностью анонимного владения и управления.

Такое расширительное толкование связано с тем, что кроме офшоров, зарегистрированных в классических офшорных юрисдикциях — Британских Виргинских островах (БВО), Белиз, Панама и пр., к офшорным необходимо относить и компании, зарегистрированные в так называемых «налоговых гаванях» – Кипр, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург и пр. Также следует выделить такие респектабельные юрисдикции как Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария. Например, в Великобритании существует такой вид юридического лица, как партнерство с ограниченной ответственностью (англ. Limited Liability Partnership, LLP), не являющееся субъектом налогообложения. Как правило, обоими партнерами такого LLP являются классические офшорные компании. Таким образом, ни само партнерство не платит налоги, ни партнеры, его образующие. Номинальный сервис для LLP обеспечивается в полном объеме.

К опосредовано пользующимся налоговыми льготами можно отнести, например, английскую компанию с ограниченной ответственностью (Ltd.), действующую в паре с классическим офшором на основании агентского договора. Такая английская компания (агент) участвует в обороте от своего имени, но в пользу своего офшорного выгодополучателя (бенефициара). По оценкам экспертов, большинство английских компаний, потерявших свои деньги в кипрских банках, являются или LLP, или агентскими Ltd и принадлежат россиянам.

Практика использования офшоров в бизнесе велика и разнообразна. Всего насчитывается несколько десятков схем наиболее популярных налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации. Офшоры используются для манипуляций с ценами при трансфертных операциях, для создания холдинговых структур, для вывода из-под налогообложения прибыли, для инвестирования и кредитования, в том числе для самоинвестирования и самокредитования, для страхования и перестрахования, для учреждения трастов и передачи им имущества для защиты от обращения на него взысканий, для работы по агентским и комиссионным схемам, для лизинговых операций, для оказания транспортных услуг, для владения коммерческими судами и частными яхтами, для участия в строительстве, для производства товаров из давальческого сырья, для владения объектами интеллектуальной собственности и выплаты лицензионных платежей, а то и просто в качестве «кошелька», свободного от валютного контроля.

Внешняя легальность этих схем обеспечивается непрозрачностью. В абсолютном большинстве случаев при раскрытии реальных владельцев и управляющих системы офшорных компаний и их взаимосвязей, а также денежно-товарных потоков между ними, становится возможным доказать, что эти схемы противозаконны и подпадают под санкции, предусмотренные и российским, и зарубежным законодательством для притворных сделок, трансфертного ценообразования и уклонения от уплаты налогов (включая страховые взносы и таможенные пошлины), а также для нарушения правил валютного регулирования и валютного контроля.

Поэтому офшорные государства совсем не стремятся раскрывать сведения о реальных владельцах и выгодоприобретателях зарегистрированных у них компаний. И, соответственно, основной способ борьбы с офшорами, используемый в настоящее время, это обеспечение раскрытия информации о реальных владельцах и управляющих офшорных компаний посредством заключения соглашений об обмене налоговой информацией с офшорными государствами (естественно, под угрозой применения санкций со стороны неофшорных или менее офшорных юрисдикций).

Офшоры используются и для криминальной деятельности, в том числе, для отмывания доходов и финансирования терроризма. По оценкам Международного валютного фонда, общемировой объем отмываемых денег составляет 2 – 5% мирового ВВП. По данным ООН, ежегодно в мире легализуется 400 — 450 млрд. долл., в связи с чем ООН даже объявила «отмывание грязных денег» врагом общества номер один. За пределы страны ежегодно незаконно вывозится более 50 млрд. долл., что вполне сопоставимо с государственным бюджетом России (см. Приложение). По тем же расчетам за постсоветский период за рубеж было вывезено более 480 млрд. долл. – и это только перемещенных по криминальным цепочкам.

Различные эксперты дают различные данные об объеме мировой торговли, проходящей через офшоры, и о величине капиталов, аккумулированных в офшорных юрисдикциях. По данным ЦСА РАН в 2010 г. стоимость глобальных активов под управлением финансовых институтов в офшорах составляла 7,8 трлн. долл., т. е. 6,4 % глобального мирового богатства, которое оценивалось в 121,8 трлн. долл.. Эти данные носят оценочный характер ввиду непрозрачности офшорного бизнеса. Но очевидно, что офшоры играют гигантскую роль в мировой экономике. Так, например, из ста британских компаний с наибольшей капитализацией, включенных в листинг Лондонской фондовой биржи, лишь две не пользуются офшорами. Остальные имеют более 8 тыс. дочерних структур в офшорах по всему миру. 83 из 100 крупнейших американских корпораций, акции которых обращаются на бирже, имеют дочерние компании в офшорах. Бизнес транснациональных корпораций построен на офшорах.

Из развитых государств Россия по масштабам использования офшоров впереди планеты всей. Большая часть экономики России так или иначе завязана на офшоры. Оценки разнятся, но практически весь крупный и средний бизнес использует офшоры. Многие мелкие компании (даже те, которые никак не связаны с международной торговлей), приобретающие на внутреннем рынке все необходимые им товары, материалы, комплектующие, ресурсы и на внутреннем же рынке реализующие свои товары/работы/услуги, стремятся стать «международными». То есть стремятся учредить за границей компанию и построить на ней корпоративную цепочку и/или оформить на нее право собственности на основные средства и/или выплачивать ей роялти за пользование товарными знаками.

Использование офшоров российским бизнесом причиняет огромный вред интересам Российского государства.

Анонимность владения и управления офшором используется для криминальной деятельности, в том числе, для уклонения от уплаты налогов, коррупции и финансирования терроризма.

Налоговая оптимизация корпоративной структуры российских предприятий и их товарных потоков с использованием офшоров приводит к недобору налогов в бюджет РФ.

За границей Российской Федерации регистрируется собственность, проводятся сделки, берется заёмный капитал, разрешаются споры в арбитраже и судах, размещаются акции. В том числе — промышленных предприятий регионального и общегосударственного масштаба, продукция которых имеет важное значение для экономики и/или обороноспособности страны, а деятельность этих предприятий оказывает существенное влияние на социальную обстановку (например, градообразующие предприятия). Это напрямую затрагивает интересы государственной безопасности.

Российские предприятия, не пользующиеся офшорными налоговыми преимуществами и не имеющие выхода на зарубежный фондовый рынок, как и доступа к дешевым и длинным кредитам, находятся в дискриминируемом положении по сравнению с «офшоризированными» конкурентами.

Зависимость российского бизнеса от заграницы не только корпоративная, но и финансовая. Многие предприятия набрали длинных дешевых кредитов, заложили все свои основные средства и свои акции. С одной стороны, Россия обладает значительными золотовалютными резервами и относительно небольшим государственным долгом. Но с другой стороны, существует очень большая задолженность частных предприятий перед иностранцами. Корпоративный долг перед иностранными инвесторами не суверенен, частные заёмщики отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Значительная часть российских основных средства производства – заводы, фабрики, шахты, суда, самолеты и т.д. – заложена нерезидентам.

Внешний государственный долг России, по данным ЦБ РФ на 1 января 2013 г., составляет около 60 млрд. долл. — 3% российского ВВП. Это очень низкий показатель даже для развитых и благополучных стран. Незначительный государственный долг является результатом проводимой российским государством в течение двухтысячных годов экономической политики.

Частные предприятия, организации, коммерческие банки, в том числе с государственным участием, действуют по принципу «займем не глядя». Кризис 2008 – 2009 гг. поставил крупных должников на грань банкротства, но не отрезвил их. Они продолжают набирать все больше и больше.

Внешний корпоративный долг превышает государственный долг почти в пять раз и стремительно растет. По данным ЦБ РФ на 1 января 2013 г., составляет 564 млрд. долл., из которых долги коммерческих банков – 208 млрд. долл., а остальных предприятий и организаций – 356 млрд. долл.

Большую часть внешнего корпоративного долга составляют ссуды и займы. Задолженность по ссудам и займам российских банков уже превысила 100 млрд. долл., а предприятий и организаций 232 млрд. долл..

Хотя государство и не отвечает по долгам частных компаний, в критических ситуациях оно оказывает им помощь. В период кризиса 2008-2009 гг. государство предоставило огромные, измеряемые миллиардами долларов, кредиты Сбербанку, Банку ВТБ, Газпромбанку, Газпрому, Роснефти и другим крупным компаниям.

Внешние заимствования производятся и путем выпуска корпоративных облигаций, в том числе, европейских облигационных займов. Российские компании, из которых больше половины крупнейших должников — компании государственным участием, выпустили корпоративных облигаций на 90 млрд. долл..

Выплаты по долгам растут. В последние годы выплаты по внешнему долгу составляют уже значительную долю ВВП.

Вред офшоризации российской экономики состоит не только в огромном недополучении налоговых доходов. Не менее серьезны угрозы утраты государственного контроля над стратегическими активами в ТЭКе, металлургии, машиностроении, оборонных производствах, потеря управляемости экономикой и снижение обороноспособности страны.

3. Задача и цели деофшоризации

В Указе № 596 от 7 мая 2012 «О долгосрочной государственной экономической политике» Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации «обеспечить до конца декабря 2012 г. реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок». В Послании Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года это поручение было дополнено и значительно расширено. В.В. Путин решил, что «нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики» и поручил Правительству «внести соответствующие комплексные предложения по этому вопросу». При этом он акцентировал внимание на двух направлениях деофшоризации экономики России.

Во-первых, Президент РФ подчеркнул, что «нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений».

Во-вторых, он наметил несколько направлений работы по улучшению инвестиционного климата в России и обеспечению привлекательности российской экономики для российских и международных инвесторов. Это: 1) исправление недоработок в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов; 2) отказ от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике; 3) исключение из системы права зацепок, позволяющих превращать хозяйственный спор в сведение счётов при помощи заказных уголовных дел; 4) повышение ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификации и т.д. Им была сформулирована установка: «лучший способ сделать бизнес патриотичным – обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров, сделать привлекательной российскую юрисдикцию».

Авторы доклада считают что создание хорошего инвестиционного климата в России очень важно и в первую очередь – для нормального развития российского бизнеса. Что касается решения задачи деофшоризации, то повышение привлекательности России для иностранных инвесторов также полезно и актуально, если речь идет о законопослушных гражданах и организациях, в особенности — для резидентов развитых стран, осуществляющих инвестиции в Россию напрямую, а не через офшорные компании. Что касается лиц, нелегально вывозящих капитал, отмывающих незаконно полученные доходы, использующих офшорные компании для уклонения от уплаты налогов, то повышать привлекательность России для таких инвесторов смысла не имеет. Во-первых, они вывозили и будут вывозить капиталы в офшоры просто для укрытия его от внимания налоговых и правоохранительных органов. Во-вторых, и «обратный ввоз» криминального капитала – вещь опасная. Потери, вызванные привлечением таких капиталов (например, вследствие недопоступления налогов и усиления криминализации экономики), могут многократно перевесить возможные выгоды. Не случайно многие страны специально ставят препоны проникновению в их экономики офшорных капиталов.

Актуальность поставленной Президентом России задачи деофшоризации экономики несомненна. По данным Росстата, на конец марта 2013 г. объем накопленных иностранных инвестиций (без банков) в экономике России составил 364,6 млрд. долл. Из них только на три офшорные зоны (Кипр, Нидерланды и Люксембург) приходилось 178,4 млрд. долл. или 49%. В том числе: 67,6 млрд. дол. – прямых инвестиций; 1,6 – портфельных и 109,2 – прочих (в основном это долговые инструменты). А с учетом Великобритании, Ирландии и США, в которых существуют офшорные зоны или допускается существование, по существу, офшорных компаний, доля данной группы возрастает до 64%. Накопленные инвестиции из этих офшорных зон превышают инвестиции из Китая (30,0 млрд. долл.), Германии (22,5 млрд. долл.), Франции (16,2 млрд. долл.) и Японии (10,4 млрд. долл).

Еще более серьезной ситуация выглядит применительно к объему инвестиций из России, накопленных за рубежом. Из общей величины в 158,4 млрд. долл. на четыре лидирующих по объему накопленных инвестиций из России офшорных зоны (Британские Виргинские острова, Кипр, Нидерланды и Люксембург) приходилось 128,4 млрд. долл. или 73%. В том числе: 107,1 млрд. дол. – прямых инвестиций; 7,0 – портфельных и 14,3 – прочих. С учетом Великобритании, США, Австрии и Швейцария доля данной группы возрастает до 86%. И это объемы только по данным организаций, представивших статистическую отчетность, без учета органов денежно-кредитного регулирования и коммерческих банков, что объясняет относительно небольшие величины портфельных и прочих инвестиций (преимущественно долгового характера).

Прямые инвестиции – это вложения в акции предприятий, дающие право на участие в управлении. Сложившееся положение означает, что российское государство не знает, кто в конечном счете (через цепочки офшорных компаний) владеет и управляет российскими предприятиями. Возможно, что это ТНК из развитых стран, а возможно, — и инвесторы из стран, предъявляющих России территориальные претензии. Кроме того, российские предприятия, контролируемые из офшоров неизвестными лицами, могут сами владеть и управлять другими российскими компаниями и т.д. Столь непрозрачная система прав собственности и управления российскими предприятиями ставит под сомнение способность российского государства обеспечить реализацию законодательно установленные ограничения на иностранные инвестиции в оборонный комплекс, ТЭК, транспортную, информационно-коммуникационную и финансовую инфраструктуру и другие стратегически важные отрасли. Поставки на экспорт товаров по заниженным ценам и приобретение импортируемых товаров по заниженным ценам, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами между российскими и офшорными компаниями, принадлежащими к одним и тем же бизнес-группам, позволяет им незаконно вывозить доходы из России, минимизировать налоговые платежи в российский бюджет. Нелегальный вывоз капитала в офшоры является также способом легализации (отмывания) незаконно полученных доходов российскими коррупционерами и организованными преступными группами (ОПГ) и террористическими группировками. В связи с эти особую озабоченность вызывает возможность «обратного ввоза» преступниками вывезенного капитала с целью установления контроля над российскими предприятиями.

Немаловажно также еще одно последствие офшоризации, а именно – создание вокруг российской экономики «офшорной оболочки», в которой и функционируют рыночные механизмы, управляющие развитием предприятий, отраслей, регионов и народного хозяйства в целом. В Послании 2012 г. Президент РФ В.В. Путин констатировал, что «девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами». Деофшоризация, таким образом, — это «бегство от юрисдикции» наоборот, то есть перемещение под юрисдикцию российского государства экономических операций и процессов управления активами и российскими предприятиями, осуществляемых преимущественно в интересах российских бизнесменов и (или) под их контролем.

Несмотря на ясность постановки задачи деофшоризации российской экономики, до сих пор действенные меры по снижению роли офшорного фактора в российском бизнесе не осуществлены и даже не разработаны. Так, в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ОННП-2014), одобренных Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 г., говорится: «В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года планируется разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями (далее — Типовое соглашение) и на его основе провести переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.» Другими словами, пока только планируется разработка некоторого образца Соглашения об обмене налоговой информацией (СОНИ) и только после его разработки предполагается начать переговоры с правительствами, в юрисдикции которых находятся офшорные зоны. Эти переговоры, вообще говоря, неизвестно когда и непонятно чем закончатся. Ведь РФ – не член ОЭСР и не обладает таким влиянием на офшоры, как США, Великобритания, Франция, Германия и т.п. страны, с которыми офшоры подписали СОНИ. Кстати говоря, «черный» и «серый» списки ОЭСР уже пусты, так как для офшоров достаточно подписать 12 таких соглашений для признания его соблюдающим стандарты. Непонятно, в чем может состоять интерес властей офшоров к заключению «сверхнормативных» соглашений, тем более со странами — не членами ОЭСР.

Кстати говоря, в ОННП-2013 (в отличие от ОННП-2014) вопросам «противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций» был посвящен целый параграф. Более того, в нем сообщалось, что «принято принципиальное решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с такими юрисдикциями, обновленная статья об обмене информацией, а также статья, направленная на предотвращение необоснованного применения льгот, включены в типовое соглашение об избежании двойного налогообложения.» То есть получается, что в ОННП-2014 на ближайшие годы просто пролонгировано выполнение задачи, уже, по всей видимости, решенной еще в 2012 году. Более того, в ОННП-2014 ничего не сказано о планах относительно налогообложении прибыли контролируемых резидентами иностранных компаний, введения понятий налогового резидентства и «фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях», подробно раскрытых в ОННП-2013.

Следует отметить, что исполнители задачи деофшоризации, поставленной Президентом, имели достаточно времени для интеллектуальной подготовки к данной работе. О необходимости деофшоризации российской экономики В.В. Путин говорил задолго до приведенных выше документов. Так, на заседании Президиума Правительства 25 мая 2009 г. В.В. Путин заявил: «Нужно продолжить совершенствование налогового администрирования, ликвидировать уже известные схемы уклонения от налогов, которые, кстати, становятся все изощреннее в последнее время. Конечно, мы будем продолжать проводить либеральную экономическую политику, однако либерализм и жульничество — это далеко не одно и то же. Назрела необходимость решения таких застарелых вопросов, как налоговый контроль за использованием трансфертных цен, закрытие разного рода офшоров, используемых при незаконной минимизации налогов». На заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики на Саяно-Шушенской ГЭС 12 декабря 2011 г. В.В. Путиным уже фактически была поставлена задача деофшоризации всей российской экономики: «вывод национальной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача на ближайший период». В своей предвыборной статье он вновь подчеркнул: «большой резерв – в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства.». Наконец, данная линия подтверждена в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах: «необходимы дальнейшее упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, повышение качества налогового администрирования, реализация мер по противодействию уклонению от налогообложения, в том числе с использованием офшорных юрисдикций». Как видим, идее деофшоризации уже более 4 лет.

Более того, судя по выступлениям некоторых чиновников и экспертов, они предпочитают заниматься только теми аспектами задачи деофшоризации экономики, которые прозвучали в Послании-2012 (улучшение привлекательности российской экономики для инвесторов), оставляя борьбу с уклонением от уплаты налогов (уходом от налогов) без внимания. Подобный подход контрпродуктивен, так как без совершенствования законодательства (причем не только налогового и уголовного) деятельность налоговых и правоохранительных органов будет подобна «борьбе с ветряными мельницами». Ведь офшорная минимизация налогов осуществляется в России практически безнаказанно во-многом потому, что законодательство это позволяет. Например, при подписании соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром (транзитным офшором, между прочим) возникла возможность обеспечивать нулевую налоговую нагрузку для транслируемой через кипрские компании — «проводники» прибыли из российских компаний в, например, офшорные компании, зарегистрированные в Белизе. Такое соглашение следовало бы назвать «Соглашением об избежании налогообложения».

Именно поэтому авторы настоящего доклада решили привлечь вниман

В последнее время в России был принят ряд нормативных актов, направленных на воспрепятствование использованию оффшорных компании российским бизнесом. Также наблюдается всплеск различных инициатив по этой проблеме на международном уровне. Рассмотрим основные правовые акты, регулирующие применение оффшоров отечественными предпринимателями.

История вопроса (списки оффшорных зон)

Важное значение в так называемом “антиоффшорном” регулировании играют списки оффшорных зон, которые применяются в России более 10 лет и составляются различными государственными органами. Нередко их называют “черными списками”. В России подобные списки составляются Центральным банком и Министерством финансов РФ.

Согласно статье 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России. Во исполнение данной нормы 7 августа 2003 года Указанием Центрального банка №1317-У был утвержден перечень оффшорных зон.

📌 Реклама Отключить

Указанный перечень делит все юрисдикции на три категории с понижением респектабельности и доверия от первой к третьей группе в целях дифференциации порядка установления корреспондентских отношений с банками указанных в перечне стран.

К первой категории относятся наиболее респектабельные юрисдикции, среди них: Нормандские острова, Остров Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Черногория и другие.

Во вторую включены большинство “классических оффшоров”, в частности Белиз, Британские Виргинские Острова, ОАЭ, Сейшелы, Сент-Винсент, а также США (штаты Делавер и Вайоминг) и другие.

К третей категории относятся наиболее «одиозные» по мнению Центробанка оффшорные юрисдикции: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Обращаем внимание, что в указанном перечне ЦБ РФ отсутствуют такие популярные у российского бизнеса юрисдикции как Панама, Кипр и Люксембург.

📌 Реклама Отключить

Перечень оффшорных зон Центрального банка РФ используется исключительно в целях регулирования деятельности российских банков и распространяется только на них.

13 ноября 2007 года Министерством финансов России был принят свой список оффшорных зон, утвержденный Приказом №108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

В настоящее время список Минфина включает в себя 41 государство, в том числе основные оффшорные территории (Белиз, Британские Виргинские острова, Доминика, Маршалловы острова, Панама, Сент-Винсент, Сейшелы и другие), также многие низконалоговые юрисдикции (Гонконг, ОАЭ, Мальта и другие).

Список Минфина имеет важное значение в двух основных случаях.

📌 Реклама Отключить

Во-первых, при получении российской организацией дивидендов от иностранной компании.

К дивидендам, полученным российскими организациями при условии владения не менее 1/2 капитала организации, платящей дивиденды в течение как минимум одного года, применяется ставка налога на прибыль ноль процентов. Однако она применяется только в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено рассматриваемый список оффшорных зон Минфина РФ. Если же нулевая ставка налога на прибыль не применяется, то доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций облагается по ставке 9% (пп.2 п.3 ст. 284 НК РФ).

Во-вторых, согласно положениям статьи 105.14 Налогового кодекса РФ сделки с резидентами оффшорных зон являются контролируемыми, если сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. рублей. Такие сделки контролируются налоговыми органами согласно положениям раздела V.1 Налогового кодекса РФ, в частности, на предмет соответствия цены сделки рыночному уровню.

📌 Реклама Отключить

Изменения 2013 года в законодательстве о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ были внесены изменения в Закон от 07.08.01 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступили в силу с июля 2013 года.

Данными изменениями в российское законодательство впервые было введено понятие бенефициарного владельца — физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В части выявления истинных бенефициаров организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,обязаны собирать и обновлять информацию о своих клиентах – юридических и физических лицах, и идентифицировать их. Также они обязаны предоставлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по запросу информацию об операциях клиентов, о движении денежных средств по счетам и о бенефициарных владельцах клиентов.

📌 Реклама Отключить

Установлена обязанность обновлять информацию о бенефициарных владельцах не реже одного раза в год.

Вместе с тем были внесены существенные изменения в статью 5 указанного закона, а именно расширен круг организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Помимо финансовых организаций, банков и страховых компаний, к таким организациям теперь относятся кредитные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Кроме того, помимо указанных организаций, названный закон теперь распространяет свое действие и на следующие категории индивидуальных предпринимателей:

📌 Реклама Отключить

  1. являющихся страховыми брокерами;
  2. осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  3. оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Важно, что теперь такие организации могут применять меры по незамедлительному замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества при включении организации-клиента или физического лица в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.

Кроме того, законом предусмотрены основания для документального фиксирования информации вышеназванными организациями, например, обязательно должно фиксироваться совершение всех операций клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию ранее направлялся запрос о предоставлении сведений об операциях (сделках). В данный момент основаниями для документального фиксирования информации являются запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации и т.д.

📌 Реклама Отключить

Кредитным организациям предоставили право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Также им предоставлено право расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по вышеуказанным основаниям.

Клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязали предоставлять указанным организациям информацию, необходимую для исполнения последними требований вышеназванного Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

📌 Реклама Отключить

В законе также установлено, что в случае, если в результате принятия предусмотренных законом мер по идентификации бенефициарный владелец не выявлен, то таковым может быть признан единоличный исполнительный орган клиента (директор, президент и т.д.).

По мнению судьи Арбитражного суда города Москвы Елены Николаевны Кондрат, вышеуказанная мера «является наиболее революционной и вводится в современное законодательство Российской Федерации впервые. Она позволяет осуществлять компетентными органами в рамках контрольной работы соотнесение декларируемых доходов физических лиц с их фактическими расходами в соответствии с информацией о движении средств по банковским счетам, а впоследствии выявлять соответствующие злоупотребления или правонарушения для последующего привлечения виновных либо к административной, либо к уголовной ответственности» (Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2013).

📌 Реклама Отключить

Правовой статус бенефициарного владельца законодательством пока не определен: информация собирается в целях противодействия незаконным финансовым операциям. Возможно она будет использоваться для противодействия применению соглашений об избежании двойного налогообложения при осуществлении сделок с иностранными компаниями в тех случаях, когда такие компании создаются исключительно для получения льгот согласно международным налоговым соглашениям.

Что касается судебной практики, то на данный момент отсутствуют решения судов, связанные с реализацией мер по раскрытию истинных бенефициаров.

Тем не менее, уже существуют судебная практика, связанная с необходимостью раскрытия истинных бенефициаров оффшорных компаний, в частности владеющих недвижимостью в Российской Федерации. В качестве примера можно привести Определение Высшего арбитражного суда РФ от 09 января 2013 года N ВАС-14828/12 по делу N А40-82045/11-64-444.

📌 Реклама Отключить

В этом Определении суд указал, что регистрация права собственности на недвижимое имущество, находящееся в Российской Федерации, за юридическим лицом, зарегистрированным в оффшорной зоне и потому не раскрывающим публично своего конечного бенефициара, сама по себе не является правонарушением. Однако подобная юридическая организация владения недвижимым имуществом на территории Российской Федерации не должна приводить к тому, что права и законные интересы неограниченного круга третьих лиц окажутся ущемленными или нарушенными в результате их участия (в том числе, и недобровольного) в правоотношениях, другой стороной в которых выступает оффшорная компания.

В этом случае вследствие непубличной структуры владения акциями (долями) в оффшорной компании доказывание недобросовестности приобретения имущества или иных фактов, с которыми закон связывает защиту интересов третьих лиц, может быть существенно затруднено вследствие наличия в соответствующих иностранных правопорядках особых правил о раскрытии информации о бенефициарах оффшорной компании.

📌 Реклама Отключить

В связи с этим в ситуации, когда вопрос о применении положений российского законодательства, защищающих третьих лиц, ставится в отношении оффшорной компании, бремя доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, защищающих такую компанию как самостоятельного субъекта в ее взаимоотношениях с третьими лицами, должно возлагаться на саму оффшорную компанию. Такое доказывание осуществляется, прежде всего, путем раскрытия информации о том, кто в действительности стоит за компанией, то есть, раскрытия информации о ее конечном бенефициаре.

Таможенное законодательство

Помимо внесенных изменений в законодательство о противодействии незаконным финансовым операциям, в Российское таможенное законодательство также внесены «антиоффшорные» поправки.

В Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» была введена новая часть 12 статьи 86 (ФЗ от 28 июня 2013 года №134-ФЗ). В соответствии с этими дополнениями уполномоченному экономическому оператору откажут в предоставлении специальных упрощений, перечисленных в части 1 статьи 86 указанного закона в случае, если:

📌 Реклама Отключить

1) уполномоченным экономическим оператором осуществляется ввоз в Российскую Федерацию товаров, отправителем либо продавцом которых выступает юридическое лицо, зарегистрированное в офшорной зоне;

2) если оплата товаров, ввозимых уполномоченным экономическим оператором в Российскую Федерацию, осуществляется путем проведения финансовых операций через офшорные зоны.

Очевидно, что во многих случаях вести деятельность напрямую от имени оффшорной компании, невыгодно. Целесообразно дополнительно использовать компании, зарегистрированные низконалоговых и так называемых “оншорных” юрисдикциях, с которыми заключены договора об избежании двойного налогообложения и которые не включены в перечни оффшорных зон.

Международное регулирование

Что касается основных «антиоффшорных» инициатив международного уровня, следует упомянуть о возможной ратификации Россией Конвенции ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) «О взаимной административной помощи по налоговым делам». Россия подписала указанную Конвенцию 03 ноября 2011 года с учетом Протокола от 27 мая 2010 года о внесении изменений в Конвенцию. 📌 Реклама Отключить

21 ноября 2013 года в Совете Федерации заместитель главы Министерства финансов РФ Сергей Шаталов в ходе парламентских слушаний о борьбе с уклонением от уплаты налогов, неналоговых и таможенных платежей заявил, что Правительство России в ближайшее время внесет в Госдуму проект закона о ратификации данной Конвенции. Однако по настоящее время Конвенция не ратифицирована.

По имеющейся на данный момент информации в Конвенции участвуют более 55 государств, включая большинство стран Европейского союза (включая Мальту, Люксембург, Нидерланды, Латвию, Эстонию), к Конвенции также присоединились и некоторые оффшорные юрисдикции, такие как Белиз. Княжество Лихтенштейн и Швейцарская конфедерация подписали указанную Конвенцию, но пока не ратифицировали ее. Кипр Конвенцию не ратифицировал.

Ожидается, что в Конвенции примут участие и зависимые британские территории, включая Британские Виргинские и Каймановы острова. Власти этих стран согласились еще в мае 2013 раскрывать данные о клиентах из Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании, между которыми уже действует многостороннее соглашение об автоматическом раскрытии налоговой информации.

📌 Реклама Отключить

В указанной Конвенции перечислено три основных вида сотрудничества налоговых инспекций и государственных органов разных стран. А именно:

  • обмен информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;
  • помощь по взиманию налогов, включая принятие мер обеспечения;
  • направление документов.

В Конвенции указано, что «стороны обмениваются любой информацией, в частности предусмотренной настоящим разделом, которая исключительно относится к исчислению и сбору налогов, взысканию и исполнению налоговых требований, и преследованию путем административного или судебного разбирательства».

Важно отметить, что в Конвенции предусмотрена возможность автоматического обмена вышеуказанной информацией. Конвенция применяется ко всем основным видам налогов — федеральным, региональным и местным.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, после ратификации Конвенции у ФНС РФ может появиться достаточно широкая нормативная база по взаимодействию с зарубежными налоговыми инспекциями и государственными органами. Однако, как отмечает заведующий лабораторией развития налоговой системы Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Наталья Юрьевна Корниенко, «все возможности Конвенции могут так и остаться на бумаге, если не будут разработаны внутрироссийские процедуры ее применения».

Помимо указанной Конвенции обмен налоговой информацией в мире осуществляется на основании международных договоров: соглашений об избежании двойного налогообложения и соглашения об обмене налоговой информацией.

Информация о заключенных государствами налоговых соглашениях доступна на сайте www.eoi-tax.org. В качестве примера приведем, что Белиз имеет 28 соглашений, BVI – 25 соглашений, Сейшелы – 35 соглашений, Панама – 24 соглашения, Гонконг – 29 соглашений, Кипр – 51 соглашение, Великобритания – 147 соглашений.

📌 Реклама Отключить

Россия в настоящий момент заключила 89 соглашений об избежании двойного налогообложения, при этом не подписала ни одного соглашения об обмене налоговой информацией, несмотря на неоднократные заявления представителей Министерства финансов о намерениях сделать это.

Однако в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с данными юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Ближайшие перспективы

Тема борьбы с минимизацией налогообложения посредством оффшорных компаний все чаще поднимается в заявлениях официальных лиц.

Так, по заявлению аудитора счетной палаты Сергея Штогрина в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Применение субъектами экономической деятельности трансфертного ценообразования и использования оффшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей» отток капитала из РФ за 6 месяцев 2013 года составил $27.9 млрд.

📌 Реклама Отключить

Аудитор также сообщил, что в последние три года происходит рост внешнеторговых операций с оффшорными компаниями. Объем оформленных товаров по таким внешнеторговым контрактам составил в 2010 году $242 млрд, в 2011 году — $305 млрд, в 2012 — $321 млрд.В своем докладе он отметил, что объем внешней торговли с оффшорными зонами в первом полугодии 2013 года составил 33.8% от всего объема внешнеторгового оборота РФ.

При этом 26 июня 2013 года Министр финансов А. Г. Силуанов защитил право компаний на оффшоры, заявив, что не столь важно, где зарегистрирована компания, важно, не уклоняется ли она от уплаты налогов. Офшорные юрисдикции намного удобнее с точки зрения права, подчеркнул министр: они необходимы для ведения бизнеса в той или иной стране.

Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в 2013 году подтвердил курс на “деоффшоризацию” отечественной экономики. Президент отметил, что в 2012 году через оффшоры были реализованы российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, что составляет пятую часть всего экспорта, половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлись на оффшоры.

📌 Реклама Отключить

Также было заявлено о необходимости запрета на оказание господдержки офшорным компаниям и заключение с ними муниципальных и государственных контрактов.

Согласно поручениям Президента Минфин РФ в настоящее время готовит соответствующие законопроекты и рассчитывает, что в Налоговый кодекс РФ будут введены два новых понятия — «налоговое резидентство юридических лиц» и «контролируемые иностранные компании».

Как следствие, иностранные компании, принадлежащие гражданам РФ и фактически управляемые с территории РФ, могут быть признаны плательщиками российского налога на прибыль, что таит в себе большие риски. Данная мера направлена на зарубежные компании, которые “на бумаге” зарегистрированы за рубежом только для применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, но их управление фактически осуществляется из России.

📌 Реклама Отключить

Это делает все более актуальным для бизнеса вопрос создания эффективного присутствия (substance) менеджемента иностранной компании на территории страны регистрации.

Что касается контролируемых иностранных компаний, то предполагается, что если российская компания или физическое лицо контролирует оффшорную компанию, получающую так называемые пассивные доходы (проценты, дивиденды, роялти) и не распределяет их в пользу российского собственника, то такие доходы в этой офшорной компании должны подлежать налогообложению в России.

Для эффективного налогового планирования необходимо внимательно следить за законопроектами и предстоящими изменениями в законодательстве. До 1 июля 2014 года Правительство должно подготовить перечень мер, направленных против использования оффшорных схем в деятельности российских компаний и представить их Президенту.

📌 Реклама Отключить

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что дальнейшие изменения в законодательстве будут плавными и последовательными. Основным условием “деоффшоризации” не могут быть запретительные меры, а бизнес перестанет уходить за рубеж, только если в России будут созданы соответствующие налоговые условия и благоприятный предпринимательский климат.

Деофшоризация российской экономики

Ключевые слова: офшор, антиофшорная политика, утечка капитала, деофшоризация экономики, офшорные финансовые сети.

Тема деофшоризации экономики России в современных условиях становится все более актуальной, по причине того, что сегодня, общегосударственным приоритетом становится остановка и дальнейшее предотвращение оттока капитала из страны. Общим позитивным эффектом в данной сфере стало то, что общие намерения государства по решению проблем деофшоризации, в современных условиях стали подкрепляться конкретным действиями со стороны государственных структур.

Сегодня можно предположить, что главная цель, которую преследует государство — это полное возвращение кровного капитала на родину, или его подавляющей части. Для того чтобы организовать крупномасштабную процедуру амнистии капитала при проведении антиофшорной политики, государству необходима стратегия, с помощью которой в дальнейшем возможно будет сформировать механизм возвращения капитала в Россию на основе принципов экономической целесообразности и социальной справедливости. Создание данной стратегии должно быть урегулировано законодательно на самом высоком уровне. Антиофшорная политика должна быть ориентирована на безболезненный для национальной экономики переход, от офшорного бизнеса к чистому.

Стремление развернуть антиофшорную кампанию в масштабах всей страны сформировалось в силу внешних и внутренних причин. Среди внешних причин стоит выделить:

— активизация антиофшорной политики в глобальном масштабе, т. е. сегодня мировое сообщество признает проблему офшоров, как одну из главных экономических проблем современности;

— общее стремление подавляющего большинства государств мира установить принцип «справедливого налогообложения» и предотвратить повышение криминализации мировой экономики.

Среди внутренних причин выделяют:

— угроза финансовой, экономической и общей национальной безопасности России при дальнейшем развитии национальной экономики в условиях негативного влияния офшорной зависимости

— повышение финансовой дефицитности бюджетов всей бюджетной системы РФ, в виду снижения бюджетных доходов по причине чрезмерной офшоризации экономики;

— общественное порицание офшорных олигархов и прочих бизнес-структур, которые оптимизируют свою деятельность, тем самым причиняя вред национальной экономике.

Совокупность вышеперечисленных причин является достаточным основанием для немедленного начала проведения жесткой антиофшорной политики. Однако при этом важно понять, что именно мы будем подразумевать под офшором, и против чего именно будет строиться антиофшорная политика.

Офшор — государство (юрисдикция), которая в силу внутреннего законодательства может обеспечивать комплекс преимуществ при ведении бизнеса:

— «комфортная правовая среда обитания бизнеса», выражающаяся в создании условий для организации и дальнейшего ведения бизнеса на упрощенной основе, т. е. упрощенные условия финансового, налогового и административного надзора, понижение прозрачности проводимых операций и возможность обеспечивать анонимность бенефициаров;

— возможность значительно снизить налоговые и другие платежи, обеспечив сверхприбыль офшорной компании.

Данный комплекс преимуществ ведения бизнеса в офшорных юрисдикциях порождает проблему офшоров в целом. С одной стороны, деятельность компаний в офшорных зонах (юрисдикциях) — источник корпоративной сверхприбыли и путь повышению налоговой оптимизации, с другой стороны, с позиции экономической безопасности государства, офшоры — это прямая угроза, которая требует немедленного решения.

Потребность в проведении антиофшорной политики в России вызвана тем, что значительная часть частного капитала в России контролируется холдинговыми центрами, инкорпорированными в юрисдикциях, входящих в офшорные финансовые сети . Офшорную финансовую сеть можно обозначить как определенную формально и неформально объединенную группу экономических акторов, целью которой является обеспечение оптимальной комбинации низкой налоговой нагрузки, удобных условий ведения бизнеса и анонимности конечных бенефициаров финансовых операций .

Так, из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» с совокупной выручкой 16 трлн. руб., принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46 % (т. е. 23 компании) либо зарегистрированы в офшорных или спарринг-офшорных юрисдикциях, откуда контролируется от 40 % до 90 % акций таких компаний, либо там находится центр прибыли или центр принятия решений .

Также, доказательством того, российская экономика подвержена явлению офшоризации являются данные основных потоков капитала в Российскую Федерацию и из нее (Таблица 1).

Таблица 1

Структура инвестиций в разрезе отдельных юрисдикций

Страна

Доля иностранных инвестиций, направленных из РФ в другие страны

Страна

Доля иностранных инвестиций, направленных в РФ из других стран

Нидерланды

25,9

Кипр

21,2

Кипр

25,1

Нидерланды

17,0

Швейцария

6,8

Люксембург

11,8

США

6,6

Китай

7,7

Великобритания

5,0

Великобритания

7,4

Другие

Другие

Всего

Всего

*составлено по материалам: данные Росстата (www.gks.ru).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные капитальные потоки как Россию, так и из нее идут «транзитом» через офшорные и спарринг-офшорные юрисдикции.

Активизация антиофшорной политики международного сообщества в 2000-е годы привела к значительному усложнению моделей использования офшоров. Все большее распространение получили связки компаний из классических офшорных юрисдикций и компаний из престижных юрисдикций, которые также предоставляли льготы по налогообложению доходов, получаемых за рубежом (спарринг-офшорные юрисдикции). Это требовало определенных дополнительных затрат, но создавало престижный имидж бизнесу. Не случайно, что компании из престижных юрисдикций у профессионалов налогового планирования часто назывались «компаниями- прокладками». В научной же литературе получил распространение термин SPE или SPV — Special Purpose Entity/Vehicle — «компания специального назначения», или «проектная компания», созданная для определенной цели, позволяющая эффективно управлять отдельными финансовыми потоками. Чаще всего спарринг-офшорными юрисдикциями выступают Нидерланды, Великобритания, Канада, Дания, Франция, Исландия, Испания, Италия, Австрия, Венгрия, Греция, Новая Зеландия, США и др.

Итак, ярким примером спарринг-офщорной юрисдикции могут служить Нидерланды — небольшое государство в Европе, не имеющее хоть какого-нибудь значительного места в мировой экономике. Однако именно эта страна является крупнейшим торговым партнером России в 2012 г. (на Нидерланды пришлось 12 % всего российского экспорта), что, несомненно, говорит об однозначно оффшорном окрасе данных взаимоотношений. Так по экспорту из России (62,6 млрд. долл.) Нидерланды опередили одну из крупнейших экономик мира — Китай (35,2 млрд. долл.). Данная пропорция экспортных потоков не является следствием сугубо экономических механизмов, она определилась в результате корпоративной оптимизации деятельности, основанной на широком применении офшорных схем.

Также, в рамках анализа проблемы деофшоризации российской экономики нельзя не упомянуть о самой популярной среди русских бизнесменов юрисдикции — Кипр. На Кипре инкорпорировано огромное количество российских офшорных компаний, многие из которых владеют крупными активами в России или являются важнейшей частью офшорных финансовых сетей, выстроенных российскими бизнесменами. Например, на Кипре зарегистрировано 14,4 тыс. компаний, которые имеют активные «дочки» в России, что составляет 34,1 % от общего числа российских «дочек» иностранных компаний .

Таким образом, подводя промежуточный итог, можно утверждать, что степень офшоризации российской экономики чрезмерно велика, что ведет к значительным экономическим издержкам для страны в настоящем и будущем. Офшоризация национальной экономики — одна из основных угроз национальной (экономической) безопасности государства, решением которой нужно заниматься незамедлительно.

Как показывает опыт многих российских реформ, зачастую реформаторская деятельность исполнительной вести власти носит частичный и фрагментарный характер, что ставит под сомнение возможность достижения поставленных целей развития страны.

В этой связи хотелось бы предложить систему мер по деофшоризации российской экономики, основанной на принципах:

1) институционального улучшения условий для экономической деятельности на территории Российской Федерации;

2) налогового маневра за счет пересмотра СИДН по перенесению центра тяжести налогового стимулирования инвесторов в российскую юрисдикцию ;

3) активного взаимодействия с международными правительственными и иными структурами по обмену налоговой информацией.

Среди конкретных мер по деофшоризации экономики можно выделить следующие:

— создание системы взаимодействия национальных налоговых органов с налоговыми органами других стран и международными организациями, посредством которой будет проводиться обмен налоговой информацией;

— усиление борьбы с коррупцией, т. к. она является прямой спутницей офшоризации экономики и порождает отток капитала в офшоры;

— введение налога на финансовые транзакции, связанные с движением спекулятивного капитала;

— продолжить преследование фирм-однодневок, конечные бенефициары которых могут быть задействованы офшорных юрисдикциях;

— усиление контроля за трансфертным ценообразованием, которое является основой перемещения капитала в офшоры;

— усиление ответственности за нарушение национального законодательства в части уклонения от уплаты налогов посредством офшорных схем;

— улучшение условий ведения бизнеса в России (обеспечение постоянства и защиты собственности, независимости судебной системы, стабильности законодательства, снижения административного давления и др.).

Таким образом, сегодня российская экономика испытывает на себе весь комплекс негативного влияния чрезмерной офшоризации (бюджетная дефицитность, повышение криминализации экономики, плохой инвестиционный климат и т. д.). Проведение жесткой антиофшорной политики способно вывести страну на новый уровень развития, однако для достижения поставленных целей деофшоризации необходима реальная политическая воля и продуманный комплекс действий, а не популистские лозунги.

Литература: