Деятельность без образования юридического лица

Содержание

Предпринимательство без образования юридического лица. Порядок регистрации и прекращения деятельности

Ст. 23–25 ГК РФ регулирует правовой статус индивидуальных предпринимателей. Лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица согласно законодательству Российской Федерации. При ведений деятельности таким образом, появляется индивидуальное (или частное) предприятие. Имущество этого предприятия составляется из имущества гражданина, его семьи, участвующей в предпринимательстве, полученных доходов и других предусмотренных законом источников. Индивидуальный предприниматель персонально получает весь доход от осуществляемой им предпринимательской деятельности и несёт весь риск от её последствий.

Индивидуальный предприниматель отнесён законом к субъектам малого предпринимательства. Правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, которые в свою очередь являются коммерческими организациями, применяются соответственно к предпринимательской деятельности граждан, которая осуществляется без образования юридического лица. Следовательно, в сфере потребительского рынка и услуг предприниматель, который осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, выступает на равных условиях с юридическими лицами.

Для предпринимательской деятельности без образования юридического лица предусмотрена упрощённая процедура регистрации, так как осуществление этой деятельности значительно проще в плане финансового и налогового учёта. Индивидуальный предприниматель имеет право на свой расчётный счёт, товарный знак, а также он вправе заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит.

Полученные от этого вида предпринимательской деятельности ставки налогообложения и доходов значительно ниже, чем у других субъектов предпринимательства, также индивидуальный предприниматель вправе использовать наёмный труд. Индивидуальный предприниматель (другие названия: частный предприниматель, предприниматель без образования юридического лица, ПБОЮЛ, ИП, ЧП) — это гражданин, зарегистрированный, как предприниматель без образования юридического лица. А поскольку все граждане считаются физическими лицами, то и гражданин-предприниматель — тоже лицо физическое. Однако, согласно статье 23 «Предпринимательская деятельность гражданина» Гражданского Кодекса РФ «К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482; в соответствии с которым граждане — предприниматели регистрируются администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства предпринимателя.

Основное отличие положения ПБОЮЛ от положения учредителя юридического лица — хозяйственного общества — объем ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то есть по решению суда взыскание может быть обращено на все имущество, кроме того имущества, на которое, в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Учредитель же юридического лица (ООО и АО) несет имущественную ответственность только в пределах внесенного вклада в уставный капитал общества.

Основное преимущество на данный момент — это упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности ПБОЮЛ. На втором месте стоит упрощенная система ведения бухгалтерского и налогового учета. Учет ведется в книге учета доходов и расходов котловым методом, то есть фактически не требуется специальное бухгалтерское образование. На втором месте — потому что и юридическое лицо может перейти на упрощенную систему налогообложения и отчетности, если является субъектом малого предпринимательства.

Налоговое бремя для ПБОЮЛ относительно не тяжелое, по сравнению с традиционной системой налогообложения у юридических лиц.

При известных условиях ПБОЮЛ является плательщиком акцизов, налога с владельцев транспортных средств, платы за пользование водными объектами.

Индивидуальный предприниматель вправе использовать в своей деятельности труд других граждан, но только привлекая их на основе договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, возмездного оказания услуг и т. д.).

Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что дает право на получение пенсии.

Индивидуальным предпринимателем может стать любой полностью дееспособный гражданин, то есть достигший совершеннолетия или эмансипированный несовершеннолетний с 16 лет. Исключение составляют государственные служащие, а также военнослужащие. Лица с ограниченной дееспособностью (злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет) могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия законных представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, то есть имеющие на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел, имеют право получить статус индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью по месту постоянного проживания.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Этап 1. Гражданин, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет в администрации района по месту жительства заявление /бланки. В заявлении указываются все те виды деятельности, которыми намеревается заниматься гражданин. Предприниматель может осуществлять только те виды деятельности, которые будут указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя. Необходимо иметь в виду, что для изменения (дополнения) видов деятельности потребуется новая регистрация с уплатой государственной пошлины. В настоящее время возможно осуществлять регистрацию ПБОЮЛ через представителя по нотариально заверенной доверенности. Некоторые палаты требуют при этом нотариального удостоверения подписи на заявлении и нотариального заверения фотографии.

Регистрация предпринимателя производится в 15-ти дневный срок с момента подачи заявления. Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью. Регистрирующий орган не может отказать индивидуальному предпринимателю в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Этап 2. Изготовление печати. Стандартный срок внесения оттиска печати в городской реестр печатей и изготовления печати составляет 4–5 дней. Ускорение возможно.

Этап 3: Постановка на учет в налоговом органе.

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей. Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца.

Этап 4: Постановка на учет во внебюджетные фонды.

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов. Страховые взносы уплачиваются, во-первых, с чистого дохода, представляющего собой разницу между полученными предпринимательскими доходами и расходами, непосредственно связанными с их извлечением (сумма указанного чистого дохода подтверждается справкой из налоговой инспекции). Во-вторых, с доходов, выплачиваемых в пользу физических лиц, работающих у предпринимателя по трудовым контрактам и выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.

При регистрации плательщику взносов выдается Извещение страхователю.

Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего регистрацию в органах Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Регистрация предпринимателя в Фонде социального страхования и Фонде занятости обязательна только в случае найма работников по трудовым контрактам и гражданско-правовым договорам.

Этап 5: Открытие расчетного счета в банке.

Индивидуальному предпринимателю банки открывают расчетные и другие (депозитный, ссудный, валютный и др.) счета на его имя. По доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица.

Этап 6: Получение лицензии. Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.

Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности с нарушением действующего законодательства (а именно без государственной регистрации, постановки на налоговый учет и без лицензии), подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Все товарные операции индивидуального предпринимателя делятся на два вида: поступление товаров и их выбытие, кроме этого существует такая товарная операция, как переоценка товаров, которая оформляется актами о переоценке товаров. Торговые операции должны быть документально оформлены в соответствии с правовыми требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. При оформлении торговых операций чаще всего используются договоры купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену).

Каждая партия реализуемых товаров должна сопровождаться сертификатом соответствия, подтверждающим качество товаров, безопасность их для здоровья и жизни потребителей. Каждый год перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждает Госстандарт РФ. Законодательством предусмотрены следующие формы документов по сертификации: сертификат соответствия; гигиенический сертификат; качественное удостоверение; протокол испытания.

Основными документами, фиксирующими прибытие товара, являются счет-фактура, товарная накладная (униф. ф. ТОРГ-12), приходно-расходный кассовый ордер (Униф. ф. № КО-1) (См. приложение). Товарная накладная является основным перевозочным документом, в котором указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество, цена и общая сумма отпущенного товара. Подписывается накладная сдавшими и принявшими товар материально-ответственными лицами.

Для товара, следующего без оформления накладной, сопроводительным документом является счет-фактура. Он же выступает в качестве приходного товарного документа. Счет — фактура содержит: дату его выписки и номер, наименование и банковские реквизиты грузоотправителя и плательщика; наименование грузополучателя; краткое описание товара, его количество, цену, сумму; стоимость доставки, сумму к оплате получателя; фамилии, имена, отчества и подписи лиц, отпустивших и принявших товар. Приходно-расходный кассовый ордер необходим для подтверждения осуществления расчета. При доставке товара в отдел материально-ответственное лицо, как правило, продавец, работающий в данном отделе, вносит в «Журнал учета поступления товара» данные о поступившем товаре (дату отпуска, наименование, количество и сумму). Согласно инструкции ЦБ РФ № 118 от 04.10.93г. в последней редакции, определяющей порядок ведения кассовых операций в РФ, для осуществления расчетов наличными деньгами индивидуальный предприниматель, как и любое предприятие должен иметь кассу, вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Использование контрольной ленты обязательно при работе на всех контрольно-кассовых машинах. На кассовую машину заводится «Книга кассира — операциониста» по форме № 24, которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписью налогового инспектора.

Для индивидуальных предпринимателей, не перешедшим на упрощенную систему налогообложения и не являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход налоговое и финансовое ведомства разработали новые правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее — Порядок). Утверждена и новая форма книги учета упомянутых доходов и расходов (далее — Книга учета).

Ранее предприниматели руководствовались методическим пособием, утвержденным письмом Госналогслужбы России от 20.02.96 № НВ-6–08/112. Однако с 1 января 2001 года закон, на основании которого было разработано это пособие, утратил силу. Речь идет о Законе РФ от 07.12.91 № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц», утратившем силу (за исключением некоторых норм, не относящихся к рассматриваемому вопросу) с введением в действие главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. В итоге, публикуемый Порядок с момента его вступления в силу (т. е. с 1 июля 2001 года) заменит для предпринимателей указанное методическое пособие.

Стоит обратить внимание на то, что Порядок содержит одно очень существенное отличие от пособия. Дело в том, что в Порядке нет ссылок на нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета организациями. А значит, предприниматели теперь не должны руководствоваться механизмом отнесения объектов к определённой группе основных фондов (основные средства, МБП, нематериальные активы), применимым к организациям. Соответствующие нормы заложены уже в самом порядке.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Закон «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 года № 2000–1

3. Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б. А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.

4. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микро экономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А. В. Свиридович — М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.

5. Касьянова Г. Организация документооборота на предприятии // «Экономика и жизнь» 1998, № 1

6. Налоговый кодекс Российской Федерации

7. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»

8. Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

9. Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»

10. ФЗ от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»

Предприниматель без образования юридического лица

Предприниматель без образования юридического лица

Индивидуа́льные предпринима́тели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п.2 ст.11 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Основные сведения

Прежде в законодательных актах Российской Федерации использовались эквивалентные понятия — «предприниматель без образования юридического лица», «частный предприниматель», которые в настоящий момент последовательно заменены на термин «индивидуальный предприниматель».

По данным Федеральной налоговой службы на 1 июня 2006 года в стране зарегистрировано 2,77 млн индивидуальных предпринимателей.

Данная форма предпринимательства в условиях действующей системы российского законодательства во многих аспектах является наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, позволяющая уяснить основы предпринимательства в целом.

Регистрация

Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, причём государственная регистрация может быть осуществлена только по месту его официальной постоянной регистрации по месту жительства.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключённых им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об их недействительности.

К важной особенности осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. В отличие например от участника общества с ограниченной ответственностью, где участник отвечает по обязательствам учреждённого им общества в основных случаях только в пределах своей доли в уставном капитале этого общества и ни в коем случае не своим личным имуществом. Этот существенный факт относится к основному недостатку этой формы ведения предпринимательской деятельности.

Основные преимущества и недостатки

Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

  • упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса
  • свободное использование собственной выручки
  • не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности
  • упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности
  • упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.)

Основные недостатки:

  • отвечает по обязательствам своим имуществом
  • не может получать некоторые лицензии (например на розничную торговлю алкоголем)
  • согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с ИП
  • не подходит для совместного ведения бизнеса
  • требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора»

Российские особенности

Предпринимательская деятельность, которая в России требует регистрации как ИП, во многих странах мира (например, в США) не требует какой-либо государственной регистрации. 26 мая — день российского предпринимательства.

См. также

  • Малое предпринимательство
  • Предприниматель
  • Физическое лицо
  • Юридическое лицо
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
  • Классификатор видов экономической деятельности

Ссылки

  • Порядок государственной регистрации ИП в России
  • Разъяснение ФНС России об учёте индивидуальных предпринимателей

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют индивидуальные предприниматели.

В соответствии с ГК РФ любой гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, или же создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.

По мнению английского профессора А. Хоскинга, индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Согласно российскому законодательству индивидуальными предпринимателями могут быть:

  • • граждане (физические лица) Российской Федерации, не ограниченные в установленном федеральном законом порядке в своей дееспособности:
    • — совершеннолетние, дееспособные граждане Российской Федерации;
    • — несовершеннолетние граждане Российской Федерации (при наличии согласия родителей, попечителей; вступившие в брак; при принятии судом либо органом опеки решения о дееспособности);
  • • граждане (физические лица) иностранных государств и лица без гражданства в соответствии с требованиями, установленными законом.

Коллективными формами деятельности индивидуальных предпринимателей являются:

  • • полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное), создаваемое путем заключения договора о совместной деятельности между зарегистрированными индивидуальными предпринимателями;
  • • производственный кооператив.

Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность от своего имени и на свой риск.

Следует отметить, что деятельность индивидуального предпринимателя регламентируется теми же положениями ГК РФ и НК РФ, которые применяются для юридических лиц.

Таким образом, деятельность индивидуального предпринимателя приравнивается к деятельности юридических лиц, которые являются коммерческими организациями.

Индивидуальные предприниматели осуществляют различные виды деятельности, не запрещенные законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Кроме того, есть виды деятельности, требующие дополнительного разрешения и согласования с органами надзора (санитарно-эпидемиологическая служба, МЧС и т.д.). Например, для осуществления розничной торговли в Москве требуется разрешение районной управы.

К запрещенным для индивидуального предпринимателя видам деятельности относится производство алкоголя, оптовая и розничная торговля алкоголем; производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; производство лекарственных средств и др.

В табл. 2.4 представлены наиболее распространенные виды деятельности индивидуальных предпринимателей.

Виды деятельности индивидуальных предпринимателей

Таблица 2.4

Сфера деятельности

Виды деятельности

Производственная

деятельность

  • • Пошив одежды;
  • • изготовление головных уборов;
  • • выпечка хлебобулочных изделий;
  • • изготовление штучной мебели;
  • • народные художественные промыслы (производство художественных изделий);
  • • строительные работы;
  • • издательская и полиграфическая деятельность

Услуги населению

  • • Чистка обуви;
  • • ремонт одежды;
  • • ремонт бытовых приборов;
  • • парикмахерские услуги;
  • • ремонт мебели;
  • • фотоуслуги;
  • • сдача в аренду недвижимости;
  • • риэлторские услуги;
  • • прокат бытовой техники и предметов личного пользования и пр.

Услуги предприятиям

  • • Юридические;
  • • бухгалтерские;
  • • консалтинговые;
  • • бытовые (мойка окон, уборка офисов цехов, мастерских и пр.);
  • • переводческие (переводы с иностранных языков);
  • • секретарские;
  • • рекламный агент;
  • • программирование;
  • • ксерокопирование;
  • • переплетные работы и пр.;
  • • перевозки автомобильным транспортом (кроме грузовых свыше 3,5 т)

Образовательные

услуги

  • • Репетиторство;
  • • частные курсы, школы;
  • • обучение танцам;
  • • обучение плаванию и пр.

Организация досуга

  • • Организация отдыха населения — экскурсии, аттракционы и пр.;
  • • служба знакомств;
  • • организация шоу и т.д.

Торговля

  • • Оптовая и розничная торговля (с дополнительным разрешением);
  • • разъездная торговля;
  • • посредническая деятельность;
  • • продажа газет и журналов и пр.

По данным Росстата, на 20 июня 2017 г. в Российской Федерации фактически действует 5676,708 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Объем выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, продукции, работ, услуг по всем видам деятельности за этот же период составил 7 826 530 млн руб.

Прежде чем окончательно принять решение о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо изучить все его достоинства и недостатки.

К достоинствам осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) можно отнести:

  • • минимальный пакет документов для регистрации, так как отсутствует необходимость в разработке учредительных документов;
  • • достаточно простую процедуру регистрации ИП, которая не занимает много времени и средств;
  • • осуществление регистрации ИП по месту жительства, поэтому юридический адрес не нужен;
  • • упрощенный порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бухгалтерского образования;
  • • упрощенную систему налогообложения, которая освобождает от уплаты нескольких налогов;
  • • хозяйственную самостоятельность (от своего имени он заключает хозяйственные договоры, совершает сделки с физическими и юридическими лицами);
  • • упрощенный порядок принятия решений, так как не требуется проводить собрания и протоколировать их постановления и пр.;
  • • взыскивание имущества и денежных средств предпринимателя производится только в судебном порядке;
  • • легкость ликвидации ИП.

Кроме того, индивидуальный предприниматель в ряде случаев приравнивается по своему статусу к юридическому лицу в сфере потребительского рынка и услуг. Он вправе иметь свой расчетный счет в банке, личную печать, подписывать договоры и получать банковский кредит.

К основному недостатку индивидуального предпринимателя относится то, что он отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Кроме этого, можно отметить следующие недостатки:

  • • существующее ограничение на некоторые виды деятельности;
  • • сложности сотрудничества с крупными компаниями (как показала практика, большинство крупных компаний отказываются работать с ИП);
  • • не подходит для совместного ведения дела, так как индивидуальный предприниматель регистрирует бизнес только на себя;
  • • нельзя продать или купить;
  • • требуется постоянное личное участие предпринимателя из-за отсутствия возможности назначить директора (индивидуальный предприниматель не является организацией);
  • • повышение страховых взносов в ПФР и их обязательная уплата, независимо от качества осуществления предпринимательской деятельности;
  • • отсутствие возможности участвовать во многих тендерах и конкурсах;
  • • недостаточная правовая защищенность при временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя и пр.

Государственную регистрацию индивидуального предпринимателя осуществляет ФНС России. Предприниматель регистрируется в районной налоговой по месту прописки, в Москве — МИ ФНС России № 46.

Регистрацию ИП можно пройти самостоятельно или обратиться в юридическую компанию и возложить регистрацию на профессионалов. Зарегистрировать ИП самостоятельно обойдется примерно в 2500 руб., а при помощи юридической компании — от 2500 до 7000 руб. в зависимости от объема оказываемых услуг (табл. 2.5). Также можно зарегистрировать ИП через портал госуслуг.

Таблица 2.5

Пример стоимости регистрации ИП в Москве

Наименование расходов

Ставка, руб.

1. Государственная пошлина за регистрацию

2. Плата за получение разрешения на изготовление печатей и штампов

3. Изготовление печати

4. Услуги нотариуса

5. Открытие расчетного счета

Итого

Рассмотрим преимущества и недостатки регистрации «под ключ» при помощи юридической компании (табл. 2.6).

Преимущества и недостатки регистрации ИП «под ключ»

Таблица 2.6

Преимущества

Недостатки

Квалифицированная помощь и подробная консультация по регистрации ИП

Дополнительные финансовые затраты

Возможность избежать ошибок при регистрации (в том числе получение отказа в регистрации из-за некорректного заполнения заявления и прочих ошибок)

Потеря возможности получить опыт, который в последующем поможет решать вопросы самостоятельно

Нет необходимости заполнять самостоятельно заявление о государственной регистрации

Относительная простота процедуры регистрации ИП позволяет провести ее без значительных юридических знаний

Не нужно лично ездить в ИФНС

Не нужно искать фирму для заказа печати

Нет необходимости получать данные из Росстата и делать копии всех документов

При самостоятельной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему необходимо пройти следующие этапы.

Этап 1. Выбор кода деятельности ИП (по ОКВЭД). Перед регистрацией ИП необходимо выбрать коды в соответствии с осуществляемыми видами деятельности. В основном выбирают не более 20 кодов. Необходимо сразу определиться с выбором кодов, так как их дополнительная регистрация обойдется дороже.

Этап 2. Оплата государственной пошлины. В 2016—2017 гг. оплата госпошлины регистрации ИП составляла 800 руб. Реквизиты для оплаты регистрации ИП можно узнать в отделении налоговой, где будет проходить регистрация.

Этап 3. Переход на упрощенную систему налогообложения (при желании). Вновь регистрируемый ИП может сразу перейти на УСН, для чего необходимо заполнить заявление (форма 26.2-1), а при переходе на патентную систему (форма 26.5-1) — в двух экземплярах.

Этап 4. Подача документов в налоговую инспекцию на регистрацию ИП. Госз’дарственная регистрация предпринимателя производится на основании его заявления, в котором указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Для регистрации ИП необходимо подготовить следующие документы:

  • • заявление в одном экземпляре о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, составленное по установленной форме (форма Р21001 предоставляется в налоговой инспекции);
  • • копию паспорта с пропиской на одном листе (некоторые налоговые требуют копию всех страниц паспорта);
  • • копию ИНН;
  • • квитанцию об оплате госпошлины регистрации индивидуального предпринимателя;
  • • заявление о переходе на УСН (если необходимо перейти).

Если ИП открывают иностранные граждане либо лица без гражданства, они должны предоставить:

  • • перевод паспорта иностранного гражданина на русский язык, заверенный в нотариальной конторе;
  • • копию документа, который подтверждает право данного гражданина на пребывание на территории РФ (временное или постоянное);
  • • справку с места регистрации (выписка из домовой книги) — предоставляется дополнительно по требованию.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или отправляются по почте ценным письмом с описью вложения, или в электронном виде через портал госуслуг. Если документы отправляют по почте, то обратно они вернутся из налогового органа тоже по почте.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, которое обращается за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если документы подаются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, ему выдается расписка с указанием перечня и даты их получения.

Этап 5. Получение документов о регистрации ИП. Срок регистрации составляет не более трех рабочих дней. После чего регистрирующий орган должен выдать следующие документы.

  • 1) лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (лист записи ЕГРИП), свидетельствующий о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 2) уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

Отказ в государственной регистрации может быть но причине:

  • • предоставления неполного комплекта документов;
  • • предоставления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • • несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
  • • лишения нрава заниматься предпринимательской деятельностью по приговору суда, причем срок этого запрета еще не истек.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется заявителю с уведомлением о вручении. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Регистрация индивидуального предпринимателя всегда происходит одновременно с постановкой на налоговый учет, которая осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП.

Этап 6. Постановка на учет в Пенсионном фонде России {ПФР), Фонде обязательного медицинского страхования {ФОМС), Фонде социального страхования {ФСС), федеральной службе государственной статистики. С 1 января 2004 г. регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц производится налоговыми органами в режиме «одного окна».

С 2017 г. сбор и учет страховых взносов стал передаваться Федеральной налоговой службе России.

Регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в вышеуказанных фондах производится на основании сведений, представляемых налоговыми органами из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, в электронном виде в порядке, установленном Правительством РФ.

Как показывает практика, индивидуальным предпринимателям (ИП) часто приходиться самим становится на учет в вышеуказанные фонды (табл. 2.7).

Уполномоченные органы государственных внебюджетных

социальных фондов

Наименование органа

И н д и ви дуал ьн ы й пред и ри н и мател ь

Пенсионный фонд Российской Федерации

Постановка на учет осуществляется автоматически после регистрации в И ФНС.

При заключении договоров с работниками ИП осуществляется самостоятельная постановка на учет в качестве плательщика страховых взносов за работников. Максимальный срок подачи документов в ПФР со дня заключения договора с вашим сотрудником — 30 дней.

Фонд социального страхования

Постановка на учет обязательна, только если ИП нанимает работников. Осуществляется ИП самостоятельно после заключения договора с первым работником.

Если ИП не имеет наемных работников — постановка на учет осуществляется самостоятельно в добровольном порядке

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Постановка па учет обязательна

Федеральная служба государственной статистики

Сведения об ИП обязательно направляются регистрирующим органом для статистического учета. Уведомление о постановке на учет можно получить при необходимости (например, в целях открытия расчетного счета)

Пенсионный фонд России. Взносов в ПФР для ИII 2017 г. больше не будет, вместо них платежи на пенсионное страхование необходимо вносить в налоговую инспекцию, где предприниматель стоит на учете.

Новые платежи рассчитываются так же, как бы рассчитывались страховые взносы в ПФР в 2017 г. для ИП за себя.

В 2017 г. изменилась лимиты для начисления взносов: в ПФР — 876 тыс. руб. (в случае превышения взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%); в ФСС — 755 тыс. руб. (в случае превышения взносы больше не уплачиваются); в ФФОМС — предельная величина отменена. В табл. 2.8 отражены общие тарифы для страховых взносов в 2017 г.

Таблица 2.8

Общие тарифы для страховых взносов в 2017 г., %

Категория плательщиков

ПФР

ФФОМС

ФСС

Итого

Организации и ИП на ОСП, УСН, ЕНВД и ЕСХН за исключением льготников

5,1

2,9

ИП на ПСН (торговля, общепит, сдача в аренду имущества)

Категория плательщиков

ПФР

ФФОМС

фс:с

Итого

В случае превышения лимита в 755 тыс. руб.

5,1

27,1

В случае превышения лимита в 876 тыс. руб.

5,1

15,1

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. ИП уплачивают взносы в фиксированном размере только за самих себя. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ), составляющего в 2016-2017 гг. 7500 руб.

Взносы = МРОТ х Тариф х 12.

В случае если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ, с 01.01.2017) (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Расчет взносов, выплачиваемых ИП во внебюджетные фонды

Вид взноса

Сумма

Фиксированный платеж в ФФОМС, независимо от дохода

4590 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 5,1%)

Фиксированный платеж в ПФР, если сумма годового дохода ИП не превысила 300 тыс. руб.

23 400 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 26%)

Доплата в ПФР, если сумма годового дохода ИП превысила 300 тыс. руб.

1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 тыс. руб., но не более 163 800 руб. Максимальная сумма взносов, уплачиваемых ИП в ПФР в 2017 г., — 187 200 руб. (8 х 7500 руб. х х 12 мес. х 26%). За вычетом фиксированного платежа в ПФР получается 163 800 руб. (187 200 руб. — 23 400 руб.)

Фиксированный платеж на пенсионное страхование вырос в 2017 г. на 4044 руб. по сравнению с суммой взносов в ПФР в 2016 г., а на медицинское — на 793 руб.

Таким образом, в 2017 г. за себя предприниматель должен вносить минимум 27 990 руб. против 23 153 руб. в 2016 г., т.е. больше на 4837 руб.

Сроки уплаты в ИФНС: не позднее 31 декабря по фиксированным платежам и не позднее 1 апреля по дополнительному взносу.

Фонд обязательного медицинского страхования. Для получения свидетельства необходимо предоставить копию паспорта и ИНН. Затем в любой страховой медицинской компании нужно заключить договор и получить медицинский полис.

Фонд социального страхования. Индивидуальный предприниматель вправе не регистрироваться в качестве страхователя, а значит, не исчислять и не уплачивать страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что делается только в добровольном порядке (ч. 5 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Если индивидуальный предприниматель нанимает работников на основании трудового договора, то необходима их регистрация в ФСС в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.

Страхователи — физические лица обязаны уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанного договора. Если ИП производят выплаты физическим лицам, исчисление и уплата страховых взносов осуществляются в общем порядке на основании подп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ.

Федеральная служба государственной статистики. Для получения уведомления с кодами статистики необходимо представить в Федеральную службу следующие документы: оригинал и копию Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, копию ИНН, копию паспорта с пропиской на одном листе, копию ЕГРИП.

Примерный перечень документов, при предъявлении которых происходит выдача извещения о регистрации:

  • • лист записи ЕГРИП (нотариально заверенная копия);
  • • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная копия);
  • • письмо о присвоении кодов статистики;
  • • банковские реквизиты (в случае если у организации открыт расчетный счет);
  • • уведомление о применении упрощенной системы налогообложения (в случае ее применения).

После получения всех документов при желании индивидуальный предприниматель может приобрести печать и открыть расчетный счет в банке, что обязывает его предоставить в десятидневный срок сведения о нем в налоговые органы.

При ведении с клиентами наличных денежных расчетов индивидуальному предпринимателю необходимо приобрести кассовый аппарат, зарегистрировать который необходимо в налоговой службе по месту его прописки.

Регулирует деятельность по установке кассовых аппаратов Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карг» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 290-ФЗ с 2017 г. начался переход на онлайн-кассы, которые предусматривают передачу данных о продажах с каждого выбитого чека в налоговую инспекцию через Интернет, но передаваться они будут не напрямую, а через операторов фискальных данных, с одним из которых предприниматель обязан заключить договор (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Схема работы онлайн-кассы

Введение онлайн-кассы предполагает, что каждая торговая точка должна быть оснащена Интернетом. Если Интернет в какой-то момент пропадет, а кто-то совершит покупку — нестрашно, так как данные по каждой покупке сохранятся в ФН и будут переданы в ОФД позже. Главное, чтобы касса выходила в Интернет и передавала информацию о продажах чаще, чем раз в 30 календарных дней. Если за это время касса не сможет передать данные в ОФД, регистрировать продажи и печатать чеки с ее помощью будет невозможно. Ведь фискальный накопитель на борту ККТ будет заблокирован.

Также с 2017 г. но желанию покупателя можно будет отправить ему чек по e-mail или СМС в дополнение к распечатанному на ККТ. Документ из электронной почты или СМС-сообщение по закону приравнивается к чеку, отпечатанному контрольно-кассовой техникой.

Предприятия сферы услуг, владельцы торговых автоматов, а также лица, применяющие патентную систему и ЕНВД, которые до принятия этого Закона были не обязаны применять контрольно-кассовую технику, будут иметь еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 г.

  • Хоскинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 2006.
  • Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 46 (МИФНС). Адрес:г. Москва, Походный проезд, владение 3, корн. 1.
  • С 1 января 2017 г. свидетельство о государственной регистрации индивидуальногопредпринимателя (свидетельство ОГРНИП) больше не выдается, а свидетельство о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН) выдается не на защищенном бланке ФНС,а на обычном листе формата А4.
  • И ФНС — Инспекция федеральной налоговой службы.
  • URL: https://www.malyi-biznes.ru/nalogi-za-rabotnikov/vznosy/
  • Организации и ИII, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход(ЕНВД), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя(клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающегоприем денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличныхденежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» Что меняется в 2017году? URL: https://www.moysklad.ru/poleznoe/izmenenija-v-54-fz/

Согласно п. 2 стат. 11 НК РФ индивидуальный предприниматель без образования юридического лица – это физлицо, зарегистрированное официально в установленном законодательно порядке и ведущее деятельность без образования юрлица, главы КФХ. Осуществление предпринимательства без наличия регистрации признается нарушением и не дает право гражданину ссылаться на отсутствие статуса ИП при выполнении требований налогового законодательства РФ.

Предприниматель без образования юридического лица – основные нормативные сведения

По статистическим данным официального портала ФНС по состоянию на 01.06.17 г. в Российской Федерации зарегистрировано около 3,813 млн. индивидуальных предпринимателей, из которых приходится:

  • На граждан РФ – 3,758 млн.
  • На иностранцев – 54 тыс.
  • На лиц, не имеющих гражданства, – 645.

Приведенные цифры говорят о том, что форма ИП является наиболее простой и выгодной с точки зрения ведения малого бизнеса. Ранее в российской экономике существовали понятия – ЧП (частный предприниматель) и ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица). В настоящее время такие термины заменены и объединены в один – ИП.

Почему же индивидуальное предпринимательство настолько востребовано? Прежде всего, это упрощенная процедура открытия. Регистрация ИП в Едином реестре осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ от 08.08.01 г. и проходит с предъявлением минимального пакета документации:

  • Заявление ф. Р21001.
  • ИНН, паспорт.
  • Квитанция по оплате пошлины.

Срок регистрации занимает всего 3 рабочих дня. Регистрирующий орган выбирается только по месту постоянной регистрации физлица, в некоторых случаях допускается регистрация по месту временной прописки. Имущественная ответственность по обязательствам, возникшим в процессе рабочей деятельности, распространяется на принадлежащее физлицу имущество (стат. 24 ГК), кроме запрещенного к взысканию по ГПК. Это главное отличие ИП от ООО, участник которого отвечает по своим обязательствам в пределах величины уставного капитала.

Обратите внимание! Не признаются предпринимательством разовые сделки, не имеющие систематического характера и подлежащие налогообложению в зависимости от конкретных особенностей ситуации.

Преимущество ИП:

  • Упрощенная регистрация и ликвидация бизнеса.
  • Отсутствие необходимости ведения бухучета.
  • Использование выручки от доходов на любые цели.
  • Открытие расчетного счета и наличие печати не обязательны.
  • Низкая фискальная нагрузка – зависит от применяемого режима налогообложения.
  • Не требуется расчет лимита кассы.

Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица

Правовое регулирование предпринимательства, как и деятельности коммерческих организацией, осуществляется согласно требованиям гражданского законодательства РФ, а также другим нормативным актам. При этом отличительными чертами ИП являются:

  • Имущественная и юридическая самостоятельность – предприниматель вправе заключать сделки с другими физическими и юридическими лицами, заниматься производством или продажей товаров, выполнять работы и оказывать услуги, нанимать персонал.
  • Наличие рисков – деятельность ведется ради получения доходов и извлечения прибыли, но не исключено влияние различных неблагоприятных факторов, которые могут привести к необходимости закрытия бизнеса, вплоть до признания банкротства при выявлении факта платежной несостоятельности гражданина.
  • Ограничение доступных направлений деятельности – ИП не может заниматься отдельными направлениями, для ведения которых требуется статус ООО.
  • Территориальная доступность – ИП может работать по всей территории РФ вне зависимости от фактического места регистрации. Исключение – ПСН, требующая получения патента по месту ведения деятельности.

В заключение необходимо сказать несколько слов о процедуре банкротства ИП. Перечень причин, ведущих к признанию предпринимателя несостоятельным (невозможность отвечать по имеющимся текущим обязательствам), приведен в Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. и стат. 25 ГК. Это, в первую очередь, невозможность удовлетворить требования со стороны кредиторов или выполнить свои обязанности по оплате обязательных сумм платежей. Согласно правилам арбитражного законодательства, судебные органы принимают заявления, если величина долга превышает 10000 руб., а платежи не выполняются более 3 мес. от момента возникновения.

Обратите внимание! Процедура проведения банкротства для ИП и физлица не отличается, равно как и существующий порядок удовлетворения требований кредиторов. Но признание физлица банкротом возможно, если сумма невыполненных обязательств превышает 500000 руб. (п. 2 стат. 213.3 Закона № 127-ФЗ).

Квалификация деятельности физических лиц в качестве предпринимательской

Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каждый гражданин вправе заниматься любыми (не запрещенными действующим законодательством) видами деятельности. Но в определенный момент эта деятельность переходит установленную грань и становится предпринимательской со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Об основных признаках, свидетельствующих об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть в этом случае, и поговорим.

Обязательность наличия статуса индивидуального предпринимателя

По общему правилу, установленному действующим законодательством, физическое лицо вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – это виды деятельности, предусмотренные п. 70 ст. 217 НК РФ. В данном случае речь идет об оказании услуг для личных нужд, а именно по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, по репетиторству, по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Хотя законом субъекта РФ данный перечень может быть расширен.

Еще одним важным моментом является владение гражданином имуществом – недвижимостью, транспортными средствами. Проблема в том, что имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях. И если физическое лицо получает доходы от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, то на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный НК РФ для индивидуальных предпринимателей. Хотя владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматриваются сами по себе в качестве признаков предпринимательской деятельности, а считаются осуществлением правомочий собственника.

Соответственно, предпринимательская деятельность может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для целей осуществления предпринимательской деятельности.

Налоговые органы обращают пристальное внимание на физических лиц, владеющих имуществом, не предназначенным для личных нужд, например нежилыми помещениями, специальными транспортными средствами, и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а точнее на их доходы.

К сведению: бремя доказывания обстоятельств, указывающих на фактическое вступление гражданина в оборот в качестве субъекта предпринимательской деятельности и дающих основания для квалификации полученного физическим лицом дохода как связанного с предпринимательской деятельностью, лежит на налоговом органе.

Рассмотрим основные признаки, свидетельствующие об осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности, а также о налоговых проблемах, которые могут возникнуть, тем более что контролирующие органы вновь уделяют данному вопросу повышенное внимание (письма ФНС России от 16.04.2019 № СА-4-7/7164, от 07.05.2019 № СА-4-7/8614, Минфина России от 22.02.2018 № 03-11-11/11324).

Признаки предпринимательской деятельности

Еще в письмах Минфина России от 07.11.2006 № 03-01-11/4-82, от 28.05.2013 № 03-04-05/19341 и ФНС России от 08.02.2013 № ЕД-3-3/412@ разъяснялось, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

  • изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

  • хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;

  • взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;

  • устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.

Кроме этого, отмечалось, что квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности, в частности (Письмо ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-3-3/142@):

  • оснований, в связи с которыми получено право собственности на реализуемое имущество;

  • целей осуществляемых операций купли-продажи указанного имущества;

  • наличия свидетельств о систематическом осуществлении указанных операций.

Теперь контролеры отмечают, что самого по себе факта совершения гражданином сделок по приобретению имущества для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если последующие совершаемые им сделки не образуют предпринимательской деятельности. Определяющим фактором являются обстоятельства направленности на систематическое получение дохода от использования рассматриваемого имущества или систематичной перепродажи имущества. При этом в каждом конкретном случае вопрос о наличии признаков предпринимательской деятельности должен рассматриваться отдельно – в зависимости от вида недвижимого имущества, его целевого назначения (жилое и нежилое) и характера его использования (для личных либо коммерческих целей), его количества, площади, периодичности заключения сделок и иных фактических обстоятельств.

Приведенные выводы подтверждаются судебной практикой.

Например, все судебные инстанции, включая ВС РФ, поддержали вывод налогового органа, который квалифицировал доход от продажи спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности (Определение от 19.12.2018 № 310-КГ18-20868 по делу № А35-3121/2017). Гражданин приобрел ряд нежилых помещений, когда он не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Затем он изменил свой статус и, будучи предпринимателем, применял УСНО. В этот период он реализовал спорные объекты недвижимости, но доход от продажи указанных нежилых помещений отразил в декларации по НДФЛ, поданной им в качестве физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя. При этом сумма дохода, полученного от продажи недвижимого имущества, была уменьшена на сумму фактически произведенных расходов, связанных с приобретением указанных объектов.

Налоговики потребовали представить уточненную налоговую декларацию при УСНО, включив в налогооблагаемую базу доход от реализации имущества. Суды согласились с данным выводом и квалифицировали доход от сделок по реализации спорного имущества как доход от предпринимательской деятельности. Арбитры пришли к выводу, что спорное имущество по своим функциональным характеристикам изначально не предназначено для использования в иных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, приобретено налогоплательщиком не для личных целей, что им не опровергнуто, в связи с чем полученный доход от продажи нежилых помещений непосредственно связан с предпринимательской деятельностью, а поэтому подлежит обложению «упрощенным» налогом в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Аналогичные выводы были сделаны в Определении ВС РФ от 25.12.2018 № 309-КГ18-21893 по делу № А76-14703/2017.

Отметим, что указанные подходы применимы не только к реализации имущества, но и к уступке имущественных прав (Определение ВС РФ от 02.11.2016 № 309-КГ16-14303).

К сведению: в каждом конкретном случае необходимо устанавливать цель приобретения (получения) гражданином имущества, от которого им был получен доход с учетом, в том числе назначения этого имущества, исходя из функциональных характеристик такого объекта.

Признаки, не позволяющие квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

К сведению! Деятельность физического лица не подпадает под определение предпринимательской, если отсутствуют ключевые признаки, поименованные в ст. 2 ГК РФ, а именно если:

  • доходы получены не в связи с самостоятельной предпринимательской деятельностью;

  • отсутствует признак систематичности извлекаемой прибыли.

Что касается признака самостоятельности предпринимательской деятельности, в п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом ВС РФ 27.09.2017, по вопросу о применимости Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к клиенту банка изложена правовая позиция, согласно которой получение гражданином дохода при снятии с банковского счета денежных средств в иностранной валюте за счет курсовой разницы не свидетельствует об осуществлении им предпринимательской деятельности, если банковский счет не используется таким гражданином для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, указанные подходы применимы к «пассивным» доходам от использования и распоряжения имуществом, в том числе к дивидендам и процентам по вкладам, займам, доходам от сдачи имущества, приобретенного для личных нужд, в аренду и иным аналогичным по характеру выплатам, что само по себе не свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности.

Также недопустимо признание деятельности предпринимательской на основе единичных случаев совершения гражданско-правовых сделок. Очевидно, что не соответствуют определению предпринимательской деятельности, изложенному в ст. 2 ГК РФ, случаи нерегулярной по характеру реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Разовое оказание личных услуг также не может однозначно свидетельствовать о наличии признаков систематичности в деятельности физического лица и ее предпринимательском характере. Налоговые обязательства по удержанию НДФЛ в данном случае исполняются нанимателем – налоговым агентом как источником выплаты дохода по договорам гражданско-правового характера в порядке, установленном ст. 226 НК РФ.

Налоговые последствия: доначисление НДС

При любых обстоятельствах квалификация деятельности физического лица в качестве предпринимательской приведет к доначислению налогов, а также пеней и штрафов. Но хотелось бы в разрезе рассматриваемого вопроса отдельно сказать про НДС.

При исчислении НДС в данном случае возникает сразу ряд вопросов, в том числе:

  • об обязанностях налогового агента;

  • о реализации права на освобождение по ст. 145 НК РФ;

  • о начислении НДС в повышенном размере.

Остановимся на них подробнее.

Обязанности налогового агента

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

При применении данной нормы в разрезе рассматриваемого вопроса следует руководствоваться выводами, сделанными ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ от 31.08.2017 № 307-КГ17-11240 по делу № А21-1516/2016 сказано: признавая решение налогового органа законным, судебные инстанции исходили из доказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о том, что систематическая деятельность предпринимателя по приобретению и продаже большого количества недвижимого имущества без цели его личного использования фактически является видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода, и это влечет обязанность заявителя по уплате НДС и НДФЛ. Как следует из судебных актов по делу, налоговым органом была проведена проверка индивидуального предпринимателя, в ходе которой установлены обстоятельства покупки и продажи нежилых помещений в период, когда регистрация в качестве индивидуального предпринимателя у гражданина отсутствовала. Объекты недвижимости были приобретены заявителем на основании договоров купли-продажи муниципального имущества.

К сведению: предприниматель в нарушение п. 3 ст. 161 НК РФ не исполнил функции налогового агента по исчислению и уплате в бюджет НДС с выкупной стоимости муниципального имущества по договорам купли-продажи и не представил налоговые декларации по НДС.

В аналогичном деле суды отклонили доводы предпринимателя, что в спорных договорах купли-продажи он выступал как физическое лицо, и признали за ним обязанность уплатить НДС в качестве налогового агента (Определение ВС РФ от 10.07.2018 № 310-КГ16-17804 по делу № А09-10032/2015).

Право на освобождение по статье 145 НК РФ

В случае переквалификации деятельности физического лица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. Но в данном случае налоговики «забывают» о праве налогоплательщика на применение положений ст. 145 НК РФ, освобождающих налогоплательщика от обязанностей по уплате НДС при соблюдении определенных данной статьей условий.

При рассмотрении данного вопроса показательным является дело, проанализированное в Определении ВС РФ от 18.01.2019 № 78-КГ18-66.

Гражданин, владеющий тремя нежилыми помещениями, сдавал их в аренду. В отношении него была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой были начислены НДС и НДФЛ, а также штрафы и пени. Данное физическое лицо не согласилось с таким решением и оспорило его в судебном порядке. В обоснование своих исковых требований заявитель ссылался на то, что является собственником нежилых помещений, доход от сдачи в аренду которых, по его мнению, ошибочно квалифицирован налоговыми органами как доход от предпринимательской деятельности. Заявитель полагал, что его доход от сдачи в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений не является доходом от предпринимательской деятельности, а является исходя из положений ч. 1 ст. 34 Конституции РФ доходом от иной экономической деятельности, поскольку сдача в аренду принадлежащих ему нежилых помещений представляет собою реализацию его права на распоряжение этим имуществом. Кроме того, по мнению заявителя, в случае квалификации деятельности гражданина в качестве предпринимательской к налогоплательщику подлежат применению не только нормы, возлагающие обязанности по уплате соответствующих налогов, но и нормы, позволяющие претендовать на соответствующие льготы, в том числе на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС. Заявитель утверждал, что он узнал о своей обязанности уплачивать НДС только в ходе налоговой проверки. И если бы он знал об этом ранее, то зарегистрировался бы в качестве индивидуального предпринимателя и подал заявление на освобождение от уплаты НДС, поскольку его доходы соответствуют требованиям ст. 145 НК РФ.

Суды первых двух инстанций полностью отказали заявителю в удовлетворении его требований, а вот ВС РФ пересмотрел принятые решения.

ВС РФ согласился со своими коллегами в том, что суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обстоятельств осуществления данным гражданином предпринимательской деятельности по сдаче в аренду принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, учитывая цели и особенности его действий, коммерческое предназначение предоставляемой им в аренду недвижимости, установив при этом обстоятельства неисполнения им обязанностей налогоплательщика по уплате НДС.

ВС РФ отметил, что из положений п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следуют обязанности по исчислению и уплате НДС в отношении индивидуальных предпринимателей и граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющих предпринимательскую деятельность. При этом ВС РФ указал, что непредставление в налоговый орган уведомления об освобождении от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ не влечет за собой утрату права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, что являлось бы несоразмерным последствием с точки зрения цели установления данного института.

К сведению: для случаев, когда о необходимости уплаты НДС лицу становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, в частности, в случае изменения квалификации деятельности налогоплательщика, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога законом не предусмотрен.

Следовательно, само по себе то обстоятельство, что налоговый орган не учел положения п. 1 ст. 145 НК РФ при изменении квалификации деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, не означает утрату возможности предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки, если освобождение применялось им фактически (налог не исчислялся и не предъявлялся).

Отметим, что данный гражданин направил в налоговый орган требуемое уведомление после принятия оспариваемого решения о его привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Но налоговики при рассмотрении апелляционной жалобы пришли к выводу об отсутствии оснований для его освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, хотя приведенные данные соответствовали критериям, установленным ст. 145 НК РФ. ВС РФ признал названный вывод несостоятельным.

Дело направлено на новое рассмотрение.

Начисление НДС в повышенном размере

Если налоговым органом доказано осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и заключившим соответствующие договоры в качестве физического лица, то в отношении дохода от данной деятельности это лицо является, в частности, плательщиком НДС (определения ВС РФ от 03.09.2014 по делу № 304-ЭС14-223, от 08.04.2015 по делу № 59-КГ15-2, от 20.07.2018 по делу № 16-КГ18-17).

Но в приведенных делах подлежащий уплате в бюджет НДС был начислен налоговым органом сверх установленных в заключенных ими договорах цен, и вопрос, связанный с правильностью такой методики расчета налоговых обязательств, не являлся предметом спора между сторонами и предметом изучения судов.

Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128 по делу № А12-36108/2017 с таким подходом налогового органа и судов нижестоящих инстанций не согласилась, указав следующее.

В этом деле гражданин также сдавал в аренду принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, полагая, что доход в виде арендной платы не связан с ведением предпринимательской деятельности, из-за чего при оказании услуг по аренде не исчислял и не уплачивал НДС. При проверке деятельность этого гражданина была признана предпринимательской, ему были доначислены НДС, штрафы и пени.

При определении размера недоимки налоговый орган руководствовался положениями п. 1 ст. 154 и п. 3 ст. 164 НК РФ, исчислив налог по ставке 18% от согласованной между предпринимателем и арендатором арендной платы, то есть определил налог в дополнение к установленной арендной плате.

Суды трех инстанций, признавая правомерным избранный инспекцией порядок определения размера недоимки по НДС, исходили из того, что в договорах аренды отсутствовало упоминание о включении налога в согласованную сторонами арендную плату, а платежные поручения на перечисление арендной платы содержали указание об осуществлении расчетов «без НДС». Принимая во внимание, что включение налога в арендную плату не следовало ни из договоров, ни из обстоятельств, предшествующих их заключению, или прочих условий договоров, суды отметили, что в данном случае налог не может исчисляться по расчетной ставке 18/118.

Но ВС РФ не согласился с таким подходом, указав следующее.

По рассматриваемому делу судами установлено, что в договорах аренды плата за пользование имуществом установлена без выделения в ней сумм НДС. Налог не выделялся отдельно в расчетных документах и не указывался в платежных поручениях арендатора. Это означает, что в отношениях предпринимателя и арендатора цена услуг по аренде окончательно сформирована в тех размерах, которые отражены в договорах аренды, вне зависимости от того, признавался бы предприниматель плательщиком НДС на момент заключения договоров либо нет. Заключение договоров аренды налогоплательщиком изначально в статусе предпринимателя не привело бы к установлению большей арендной платы.

К сведению: вменение арендодателю статуса предпринимателя по результатам налоговой проверки не должно влечь нарушение разумных ожиданий налогоплательщика относительно налоговых последствий совершенных им сделок и приводить к исчислению НДС в повышенном размере, который невозможно предъявить к уплате арендатору.

В сложившейся ситуации изменение квалификации статуса гражданина может служить основанием для того, чтобы определить его права и обязанности как плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности налогоплательщика, – таким образом, как если бы НДС изначально предъявлялся к уплате арендатору в рамках установленных в договорах размерах платы за пользование имуществом, то есть с применением расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Дело было направлено на новое рассмотрение.

Аналогичные выводы сделаны в Определении ВС РФ от 12.11.2018 № 306-КГ18-13128 по делу № А12-36108/2017.

* * *

Деятельность физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, может быть признана налоговым органом предпринимательской со всеми вытекающими из этого налоговыми последствиями. Квалификация сделок по отчуждению товаров, работ, услуг и имущественных прав как хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возможна в том числе в силу длительности, систематичности и массовости действий, направленных на их приобретение и продажу.

В каждом конкретном случае, оценивая обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, налоговый орган будет выяснять, использовалось ли имущество в предпринимательской деятельности, и определять, занимается физическое лицо предпринимательской деятельностью или реализует свое право на осуществление гражданско-правовых сделок.

Что касается налоговых обязательств, сформированных по результатам контрольных мероприятий, с учетом имеющейся судебной практики можно сделать следующие выводы относительно доначисления НДС:

  • при приобретении государственного (муниципального) имущества граждане, чья деятельность признана предпринимательской, должны выполнить обязанности налогового агента, установленные п. 3 ст. 161 НК РФ;

  • изменение квалификации деятельности налогоплательщика не означает утрату возможности предоставления ему освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ по результатам рассмотрения уведомления, поданного после окончания проверки;

  • методика расчета НДС путем начисления его сверх согласованной сторонами договора цены подлежит применению налоговыми органами в ситуации переквалификации деятельности физических лиц в предпринимательскую только в том случае, если налоговый орган докажет недобросовестность действий самого физического лица на стадии согласования, заключения и исполнения им сделок, направленных на получение дохода от предпринимательской деятельности в отсутствие уплаты НДС, сопровождающихся сокрытием им своего реального статуса как предпринимателя для целей неуплаты данного налога по факту осуществления спорных сделок. В отсутствие соответствующих доказательств НДС определяется налоговым органом расчетным методом.