Диспозитивное правовое регулирование

Два основных вида методов правового регулирования:

  • •Учебная дисциплина: Теория государства и права
  • •1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
  • •2. Объект, предмет4 и структура теории государства и права
  • •2.1. Объект теории государства и рпава
  • •2.2. Понятие предмета теории государств а и права
  • •2.3 Структура курса теории государства и права
  • •3. Методология и виды методов теории государства и права
  • •3.1 Понятие методологи1 теории государства и права
  • •3.2 Виды методов теории государства и права
  • •3) Логические приемы познания
  • •Частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы научного познания
  • •1) Специально неюридические методы:
  • •2) Специально юридические методы:
  • •Принципы6 научного познания
  • •Тема: Происхождение государства
  • •Характеристика первого периода развития первобытного общества
  • •Характеристика второго периода развития первобытного общества
  • •3) Общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.
  • •1) Согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;
  • •2) Рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;
  • •3) Обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.
  • •1) Новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;
  • •Кривичи
  • •Дреговичи
  • •Древляне
  • •2. Предпосылки происхождения государства
  • •3. Теории происхождения государства
  • •Тема: Понятие и признаки (свойства) государства
  • •1. Понятие государства
  • •2. Признаки (свойства) государства
  • •3.1. Понятие государства
  • •4) Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века);5
  • •2) «Машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);6
  • •3.2. Признаки (свойства) государства
  • •1) Силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и вооружение);
  • •1) Демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;
  • •2) Недемократическая, неправовая, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.
  • •1) Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • •2) Разрешение на временное проживание;2
  • •3) Вид на жительство (ст. 10).3
  • •Тема № 4: Типология государства
  • •1. Понятие типологии государства
  • •2. Классификация типов государств
  • •1. Понятие типологии государства
  • •2. Классификация типов государств
  • •Тема № 5. Форма государства
  • •5.2. Политический (государственный) режим
  • •5.3. Форма правления государства
  • •1) Организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
  • •2) Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
  • •3) Компетенцию этих органов.1
  • •1) Вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу – монарху;
  • •2) Вся полнота государственной власти передается по наследству;
  • •3) Монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
  • •4) Отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.
  • •1) Высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
  • •5.4. Форма государственного (территориального) устройства
  • •1) Двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;
  • •6) В зависимости от статуса субъекта федерации –
  • •5.5. Формы межгосударственного устройства
  • •Виды форм межгосударственного устройства:
  • •Классификация мо по кругу участников
  • •1) Государства объединяются с определенными целями – экономическими, политическими, военными для решения международных задач и реализации своих интересов;
  • •2) Основой объединения государств является международный договор, заключаемый на добровольной основе;
  • •3) Для координации и решения общих задач могут создаваться соответствующие органы конфедерации;
  • •4) Государства имеют право свободного выхода из состава конфедерации.
  • •Тема № 6. Механизм (аппарат) государства
  • •1) Органы государственной власти и их компетенция;
  • •2) Ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.);
  • •3) Функции государства.
  • •Представительные (законодательные) органы публичной власти
  • •Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • •Комитеты и комиссии Совета федерации
  • •Временные комиссии
  • •Государственная Дума фс рф
  • •Аппарат Государственной Думы
  • •1) Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
  • •В Новосибирске представительный орган Совет депутатов. Его структура:
  • •Перечень структурных подразделений администрации новосибирской области
  • •2. Понятие и классификация государственных органов
  • •3. Государственная служба и государственные служащие
  • •1. Государственная гражданская служба подразделяется:
  • •Общие принципы служебного поведения государственных служащих
  • •Тема № 6: Функции государства
  • •8.2. Внутренние функции государства
  • •Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда
  • •Статья 39 Конституция рф
  • •3. Внешние функции государства
  • •4. Формы и методы осуществления функций государства
  • •Тема №8: Политическая система общества
  • •1) Институциональная (организационная) подсистема, включающая субъектов политических отношений;
  • •2) Нормативная или регулятивная подсистема, включающая –
  • •4) Коммуникативная подсистема, включает в себя формы взаимодействия между субъектами политического процесса.2
  • •9.2. Институциональная структура политической системы общества
  • •1. Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную власть в обществе.
  • •Основными целями политической партии являются:
  • •Общественное объединение обязано:
  • •9.3. Государство в политической системе общества
  • •Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
  • •1. Понятие и структура гражданского общества
  • •Структура гражданского общества
  • •2. Правовое государство и его принципы
  • •Тема №10: Происхождение права. Право древнего мира
  • •Источниками социальных норм первобытного общества были:
  • •1. Церемонии, ритуалы, обряды – это
  • •2. Мифы –
  • •3. Обычаи – это
  • •Религиозные обычаи – это
  • •Способы формирования источников права древнего государства:
  • •1. Древневосточное право,
  • •Источники индусского права:
  • •Структурными элементами Вед являются:
  • •Законы Ману
  • •Античное право.
  • •В нормах античного права закреплялись:
  • •Источники права Древнего Рима:
  • •Древнерусское право.
  • •В нормах древнерусского права закреплялись:
  • •Источники древнерусского права:
  • •Рецепция осуществлялась из следующих источников римского права:
  • •4. Княжеские церковные уставы:
  • •5. Русская Правда.
  • •1. Понятие и структура правовой системы
  • •2. Виды правовых семей
  • •§ 3. Правовые системы традиционного типа
  • •1. Теории правопонимания
  • •В Древней Греции
  • •В Древнем Риме
  • •2.4 Историческая школа права
  • •2.2 Учение о позитивном праве
  • •А. Классический позитивизм.
  • •Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
  • •В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
  • •А. Классический позитивизм.
  • •Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
  • •В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
  • •2.3 Соцологическая школа права
  • •2.7 Психологическая теория права
  • •2.8 Классовая ( экномическая) теория права
  • •3.1 Правопонимание в истории россии до 1917 года
  • •3.2 Правопонимание советского времени
  • •61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
  • •62. Современное правопонимание: основные концепции
  • •1. Право состоит из нормативных установок.
  • •2. Право выражает идеи справедливости и свободы.
  • •4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
  • •5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.
  • •Понятие права, его свойства (признаки) и принципы
  • •Тема Источники (формы) права
  • •Виды источников (форм) права
  • •1. Правовой обычай– это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.
  • •Глава 34. Порядок обращения и производство
  • •Раздел II Конвенции именуется «Европейский Суд по правам человека» и включает статьи с 19 по 51.
  • •Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:
  • •3. Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (международные договоры, федеративный договор)
  • •4. Нормативный правовой акт.
  • •2. Понятие и классификация нормативных правовых актов.
  • •Документ
  • •Решение
  • •Предписание
  • •Свойства нормативного правового акта
  • •3. Закон: понятие, виды.
  • •4. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды
  • •Процесс
  • •Процесс и деятельность
  • •Правотворческая деятельность:
  • •Правотворческий процесс:
  • •Принципы правотворчества — это
  • •Виды (формы) правотворчества:
  • •3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов органов муниципальных образований.
  • •Стадии законодательного процесса
  • •Стадии законотворческого процесса:
  • •2. Разработка текста и оформление законопроекта – это
  • •3. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти.
  • •4. Опубликование и вступление закона в юридическую силу — это издание закона в официальных источниках информации и его действие во времени, в пространстве и по субъектам права.
  • •Раздел III. Законодательная процедура
  • •Глава 12. Порядок внесения законопроектов в государственную думу и их предварительное рассмотрение
  • •Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов государственной думой
  • •Глава 14. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных советом федерации
  • •Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных президентом российской федерации
  • •Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений конституции российской федерации
  • •Российская федерация федеральный закон
  • •О порядке опубликования и вступления в силу
  • •Федеральных конституционных законов, федеральных
  • •Законов, актов палат федерального собрания
  • •I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных
  • •II. Государственная регистрация нормативных правовых
  • •Новосибирская область устав новосибирской области
  • •Новосибирский областной совет депутатов четвертого созыва
  • •Документ опубликован не был. Спс «Консультант Плюс»
  • •Положение о порядке подготовки правовых актов главы администрации новосибирской области
  • •1. Общие положения
  • •2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
  • •3. Полномочия по изданию правовых актов
  • •4. Основные принципы разработки правовых актов
  • •5. Стадии подготовки правовых актов
  • •6. Подготовка проектов правовых актов
  • •7. Структура правового акта
  • •8. Содержание правового акта
  • •9. Согласование проектов правовых актов
  • •10. Экспертиза проектов правовых актов
  • •11. Подписание и регистрация правовых актов
  • •Тема №15: Нормы права
  • •Свойства (признаки) нормы права
  • •1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
  • •3. Норма права формально определена, то есть:
  • •4. Юридическая норма – правило поведения общего характера.
  • •5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие.
  • •6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения,невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения.
  • •Виды (классификация) норм права
  • •1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
  • •2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений):
  • •Диспозиция –
  • •Отсылочная диспозиция –
  • •Часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса рф (последствия неисполнения обязанности передать товар):
  • •Бланкетная диспозиция –
  • •Санкция –
  • •Альтернативная санкция –
  • •Структура системы права
  • •1. Юридическая норма –
  • •2. Институт права или правовой институт:
  • •Примеры институтов права или правовых институтов.
  • •4. Отрасль права:
  • •1) Профилирующие (фундаментальные) отрасли –
  • •2) Специальные отрасли –
  • •3) Комплексные отрасли –
  • •5. Объемные структурные образования системы права –
  • •Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения междуорганами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.
  • •Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей.
  • •Система права в Российской Федерации включает в себя:
  • •2. Предмет и метод правового регулирования
  • •В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
  • •Метод правового регулирования
  • •К элементам метода правового регулирования
  • •Два основных вида методов правового регулирования:
  • •Императивный метод
  • •Диспозитивный метод
  • •Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
  • •1. Система законов:
  • •2. Система подзаконных нормативных правовых актов:
  • •2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:
  • •Классификатор правовых актов
  • •3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя
  • •2. Систематизация нормативных актов
  • •Виды систематизации нормативных правовых актов:
  • •Кодификация — это
  • •Инкорпорация – это
  • •Инкорпорация — это
  • •Консолидация — это
  • •Консолидация — это
  • •3. Действие нормативных правовых актов:
  • •3.1. Действие нормативных правовых актов во времени определяется:
  • •1. Сроки вступления нормативного правового акта в юридическую силу:
  • •2. Условия утраты юридической силы нормативного правового акта:
  • •3. Условия обратной юридической силы нормативного правового акта
  • •Условия:
  • •Часть 2 статьи 10 Уголовного кодекса рф (обратная сила уголовного закона),
  • •3.2. Действие нормативных правовых актов в пространстве
  • •3.3. Действие нормативных правовых актов по субъектам права определяется:
  • •Вопросы:
  • •К признакам правовых отношений в.К. Бабаев относит то, что:
  • •Особенности правового отношения
  • •Классификация (виды) правовых отношений
  • •2. Структура правового отношения: субъекты, содержание и объекты правовых отношений На примере договора купли – продажи
  • •Понятие субъектов правовых отношений
  • •Виды субъектов правовых отношений
  • •Виды субъектов правовых отношений:
  • •Физическое лицо
  • •Состав правосубъектности физического лица:
  • •Правоспособность физического лица
  • •Виды правоспособности физического лица
  • •2) Отраслевая правоспособность – способность физического лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующие отношения определенного рода (вида)
  • •Права и обязанности сторон в земельном праве
  • •Земельный кодекс российской федерации
  • •Права и обязанности субъектов в лесном праве
  • •Лесной кодекс российской федерации
  • •Права и обязанности лиц в водном праве
  • •Водный кодекс российской федерации
  • •Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  • •Права и обязанности сторон в воздушном праве
  • •Права и обязанности субъектов в жилищном праве
  • •Правила пользования жилыми помещениями
  • •Права и обязанности субъектов в административном праве
  • •Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
  • •Раздел I. Общие положения
  • •Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
  • •4) Ограниченная правоспособность – ограничение прав и обязанностей физического лица на основании требований закона
  • •1. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Правоспособность физических лиц может быть ограничена
  • •При этом не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями
  • •53 (Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц),
  • •Статья 56 Конституции рф
  • •2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  • •3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.
  • •Перечень
  • •Виды дееспособности физического лица
  • •2) Частичная (относительная) дееспособность физического лица (ст. 26 гк рф)
  • •3) Ограниченная дееспособность физического лица (ст. 22 гк рф)
  • •Понятие юридического лица
  • •§ 1. Основные положения
  • •Классификация (виды) юридических лиц:
  • •1) По цели создания юридического лица:
  • •2) По отношению к публичной власти:
  • •3) По организационной правовой форме своей деятельности:
  • •3) По организационной правовой форме своей деятельности:
  • •4) В зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
  • •Правовые свойства юридического лица
  • •Понятие и виды субъектов международного права
  • •Содержание субъективного юридического права
  • •Содержание субъективной юридической обязанности:
  • •Г) объекты правовых отношений
  • •Подраздел 3. Объекты гражданских прав
  • •Глава 7. Ценные бумаги
  • •Глава 8. Нематериальные блага и их защита
  • •Объекты, свободный товарооборот которых ограничен в правовых отношениях
  • •Указ президента российской федерации о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
  • •Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
  • •1. Введение
  • •2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации
  • •2.1.12. Предприятия по изготовлению государственных знаков.
  • •2.1.24. Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
  • •2.1.31. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны.
  • •2.1.35. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.
  • •2.1.38. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание.
  • •2.1.42. Крематории и кладбища.
  • •2.1.44. Метрополитен.
  • •5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
  • •Юридические факты Понятие юридических фактов
  • •Виды юридических фактов
  • •По характеру наступающих юридических последствий:
  • •Правообразующие юридические факты
  • •Правоизменяющие юридические факты
  • •Правопрекращающие юридические факты
  • •По связи с волей участников правоотношений
  • •Действия
  • •Юридический акт
  • •Юридический поступок
  • •События
  • •Относительные события
  • •Абсолютные события
  • •Фактический (юридический) состав
  • •Тема №19: Реализация норм права
  • •1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
  • •2. Применение норм права Понятие реализации норм права
  • •Формы (способы) реализации норм права
  • •Исполнение норм права –
  • •Использование норм права –
  • •Соблюдение норм права –
  • •2. Применение норм права
  • •Применение норм права необходимо
  • •Стадии (этапы) применения норм права:
  • •Б) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов.
  • •Требование относимости юридических фактов
  • •Требование допустимости юридических фактов
  • •Требование полноты юридических фактов
  • •Требование доказанности юридических фактов
  • •2) Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела
  • •3) Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление
  • •Акт применения норм права – это
  • •А) вводная часть
  • •Б) описательная часть (констатирующая часть)
  • •В) мотивировочная часть
  • •Г) резолютивная часть
  • •А) вводная часть решения суда по гражданскому делу должна содержать:
  • •Тема №20: Толкование норм права
  • •1. Понятие, необходимость и значение толкования норм права
  • •Структура процесса толкования норм права
  • •Необходимость толкования норм права обусловлена рядом причин:
  • •Значение толкования норм права:
  • •2. Способы толкования норм права
  • •Виды способов толкования норм права:
  • •1. Филологический способ толкования норм права – это совокупность
  • •2. Логически способ уяснения
  • •Выводы по аналогии нормы права
  • •Выводы от противного (основан на логическом законе противоречия)
  • •Логическое доведение смыслового содержания нормы права до абсурда
  • •2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
  • •4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.
  • •3. Систематический способ
  • •Правила систематического толкования:
  • •Б) если определение понятия термина содержится в нормах конкретного правового института, то он имеет такое же значение ко всем нормам этого института.
  • •4. Историко-политический способ толкования норм права – это
  • •Ограничительное толкование норм права
  • •4. Виды толкования норм права по субъектам
  • •Официальное толкование норм права – это
  • •Нормативное толкование –
  • •Нормативное толкование норм права подразделяется на:
  • •Неофициальное толкование норм права
  • •Виды (формы) социального сознания:
  • •3. Понятие, структура и виды правовой культуры.
  • •Социальная культура –
  • •Структура социальной культуры.
  • •Виды (формы) социальной культуры:
  • •Поведение человека – это
  • •Правомерное поведение – это:
  • •Виды правомерного поведения:
  • •2. Понятие и виды правонарушения.
  • •Свойства (признаки) правонарушения:
  • •Классификация (виды) правонарушений
  • •Виды проступков:
  • •1) Дисциплинарный проступок – это
  • •Дисциплинарные проступки можно подразделить на:
  • •1.1. Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) — это
  • •1.2. Служебные дисциплинарные проступки:
  • •1.3. Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это
  • •2. Административное правонарушение – это
  • •Виды административных правонарушений:
  • •3. Гражданско-правовые проступки – это
  • •Виды гражданских правонарушений:
  • •4. Конституционные проступки – это
  • •Виды конституционных проступков:
  • •Преступление
  • •Классификация (виды) преступлений.
  • •3. Состав правонарушения.
  • •Структура состава правонарушения:
  • •Субъект правонарушения – это
  • •Объект правонарушения – это
  • •Объектами противоправных посягательств могут быть:
  • •Виды умысла:
  • •1) Нематериальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
  • •2) Материальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
  • •Формы конституционной ответственности
  • •Федеральный закон
  • •Дисциплинарная ответственность
  • •Дисциплинарный устав вооруженных сил российской федерации
  • •Трудовой кодекс
  • •Кодекс об административных правонарушениях
  • •Глава 14. Особенности уголовной ответственности
  • •2. Понятие и виды государственного принуждения.
  • •Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
  • •Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • •Правовые основания освобождения от юридической ответственности
  • •Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
  • •Глава 12. Освобождение от наказания
  • •Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость

Диспозитивный метод

Смотреть что такое «Диспозитивный метод» в других словарях:

  • ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — метод, который предоставляет субъектам гражданско правовых отношений право самим определять возможность выбора варианта поведения, не противоречащего закону. См. также Диспозитивная норма права … Юридический словарь современного гражданского права

  • Метод правового регулирования — совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… … Элементарные начала общей теории права

  • МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Юридический словарь

  • МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

  • Метод муниципального права — способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

  • метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

  • МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

  • МЕТОД ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ) — система юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования гражданских отношений. Для гражданско правового метода регулирования характерно наличие следующих особенностей: 1) субъекты гражданско правовых отношений выступают как … Юридический словарь современного гражданского права

  • Метод правового регулирования — (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

  • Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь

Добавлено в закладки: 0

Что такое диспозитивная норма? Описание и определение термина

Диспозитивная норма – это такая правовая норма, при которой её участники могут изменить условия после подписания договорённости. Термин диспозитивная норма по своему значению похож на определение «определённый вариант поведения».

Данный вид нормы позволяет участникам договора варьировать своё отношение в установленных рамках, прописанных нормой.

Заинтересованные лица могут дополнительно устанавливать обоюдные права и обязанности, заключённые в определённые рамки, или в согласии с предоставленной альтернативой, в таком случае может быть предоставлен определённый перечень мер, а выбор одной из них осуществляется той стороной, которая применяет диспозитивную норму.

Природа диспозитивных норм права не может быть определена без четкого освещения категории «диспозитивность». Созданный термин «диспозитивный» (от позднелатинского dispositivus – распоряжающийся, усматривающий ) буквально имеющий значение как «допускающий выбор».

Понятие и сущность диспозитивности приобрели определенное освещение в основном в трудах ученых специалистов по гражданскому праву и процессу, в меньшей степени в области уголовного процесса. В общей теории права такое понятие как диспозитивности не дается и не исследуется. В литературе юристов упомянутое определение «диспозитивность» много значений Определение «диспозитивность» применяется также для обозначения особого правового института, который входит в основу развития мировой системы права. А вот в научной литературе распространен стереотип, по которому диспозитивные нормы права применимы в основном гражданскому праву и некоторым другим отраслям частного дела.

Но всё же диспозитивность нельзя считать категорией, присущей исключительно гражданскому праву или исключительно трудовому праву или только семейному праву.

Диспозитивность это общеправовая категория.

Свойство диспозитивности характерно для всех сфер как публичного, так и частного права на всей территории Российской Федерации.

Очевидно, что диспозитивность в гражданском праве не равна диспозитивности в праве конституционном, как не равна она диспозитивности в уголовно-процессуальном праве.

Рассмотрим более детально, что значит термин диспозитивная норма.

Диспозитивность это, по сути, базирующаяся на нормах права юридическая свобода (возможность) осуществлять субъективные права (приобретать, реализовывать или распоряжаться ими) по личному выбору и в рамках законодательства. Поэтому обязательно нужно строго разграничивать определение «диспозитивность» и «диспозитивные нормы права». По сути термин диспозитивности объёмнее термина диспозитивных норм права.

Диспозитивность как общее понятие

Диспозитивные нормы являются формой, средством, возможностью выражать и развивать диспозитивность в праве.

Диспозитивные нормы права давно являются предметом исследования в правовой литературе.

Диспозиция — это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, то есть права и (или) обязанности действовать (или не действовать) тем или иным образом; диспозиция указывает на права и обязанности сторон — участников правоотношений, возникающие и реализующиеся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, поскольку в ней формулируется само правило поведения.

Диспозиция

Диспозиция — это элемент нормы права, который определяет поведение человека, устанавливая определенные рамки прав и обязанностей, предписывающая, как должен (или может) действовать человек, определяет само правило поведения. Когда между людьми устанавливается какое-либо взаимодействие или связи (субординации или партнерства), диспозиция определяет их последующее взаимодействие в реальной жизни.

Диспозиции бывают простые и сложные. Простые подразумевают один вариант поведения . Сложные – несколько вариантов.

Методы диспозитивной нормы, их суть

Метод диспозитивной нормы (правового регулирования) показывает характер взаимоотношений участников правоотношения.

Выделяют два основных метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод точно определяет права и обязанности субъектов; в них содержатся правила, которым субъекты правоотношения обязаны неукоснительно следовать, не имея возможности изменять их в соглашении по своей воле, предполагает властное веление одних участников правоотношений другим.

Например, в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом подчинения, авторитарным методом, методом субординации;

Диспозитивный (автономный) метод предполагает равноправие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях — заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения и другие подобные.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

Диспозиция – это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Мы коротко рассмотрели термин диспозитивная норма, постарались раскрыть его суть и методы.

Система права

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их внешнее различие, тесно взаимосвязаны и внутренне согласованы между собой. Они образуют единую систему.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

Рассмотрим элементы системы права.

Норма права – первичный структурный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, тогда как для правового регламентирования отношения часто требуется взаимодействие комплекса норм, например, материальных и процессуальных.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

Например, отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право и т. п.

Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующая вид общественных отношений, существующий в рамках определенного рода отношений.

Подотрасль регулирует отношения, характеризующиеся своей спецификой и определенной видовой обособленностью.

Например, финансовые отношения многообразны, а само финансовое право подразделяется на подотрасли налогового, валютного и бюджетного права.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений.

В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Так, в уголовном праве имеются институты преступлений против:

— жизни;

— здоровья;

— достоинства личности;

— институт преступлений против собственности;

— институт должностных преступлений и др.

В трудовом праве можно увидеть институты:

— коллективного договора;

— трудового договора;

— дисциплины труда;

— материальной ответственности;

— охраны труда и др.

Правовой институт отличается от отрасли права тем, что регулирует не всю совокупность общественных отношений, а лишь один конкретный вид, тип отношений.

Например, в гражданском праве можно выделить институт права собственности, в государственном праве институт гражданства и т.д.

Субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений.

Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут, но можно привести пример, когда таковых несколько.

Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинститутыпреступлений:

— против жизни (его составляют различные виды убийств),

— против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и

— преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление).

В любой системе права выделяется своеобразный базис, на котором основываются другие элементы системы. В роли такого базиса выступает Конституционное право России.

Нормы конституционного права обладают наивысшей юридической силой, непосредственным действием и оказывают влияние на формирование и развитие всей системы права.

В системе права, помимо его основы, выделяют еще и профилирующие отрасли, к которым относят:

— конституционное право (это и основа, и одновременно профилирующая отрасль);

— административное право;

— гражданское право;

— уголовное право.

Таким профилирующим отраслям как уголовное и гражданское сопутствуют соответствующие процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право находятся в стадии формирования и их рассматривают как соответствующие подотрасли.

Вторую группу отраслей составляют специальные отрасли, которые максимально учитывают специфику тех или иных общественных отношений, а их появление было обусловлено объективными процессами отраслевой специализации.

К таким отраслям права относятся:

— трудовое право;

— семейное право;

— уголовно исполнительное право;

— финансовое право;

— право социального обеспечения;

— земельное право;

— экологическое право.

Деление системы права на отрасли, подотрасли, правовые институты, субинституты не является единственным. Так, в системе права выделяются два блока: процессуальное право и материальное право.

Соответственно нормы материального права определяют права и обязанности участников общественных отношений, а нормы процессуального права – сам порядок реализации прав и обязанностей.

Если сопоставлять материальное и процессуальное право с существующими отраслями права, то одни отрасли можно отнести к материальным, другие – к процессуальным, а некоторые, как, например, финансовое и уголовно-исполнительное право, представляют «симбиоз» материальных и процессуальных норм.

В структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: частное и публичное право.

Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.

Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право – область свободы и частной инициативы, то публичное – сфера власти и подчинения.

Здесь следует заметить, что не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права.

В любой отрасли права, относящейся к частно-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы.

Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.

Существуют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное – общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному – неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном – субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право – частных лиц с государством, либо государственных органов между собой).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования.

Нормы частного права, закрепляя права и обязанности человека, обеспечиваются соответствующим механизмом принуждения к соблюдению прав и обязанностей, однако, в отличие от публичного права, применение принуждения зависит от волеизъявления потерпевшей стороны.

Для деления системы права на отрасли и институты используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод – формальным.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты.

Некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права.

Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным.

Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно.

Становится, очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно, поэтому в науке существует и второй критерий – метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов, способов юридического воздействия на поведение субъектов общественных отношений.

Основные характеристики метода правового регулирования включают:

— основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения;

— способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

— характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенности санкций, юридических процедур и т.п.).

На основе указанных характеристик выделяют следующие методы правового регулирования:

— императивный,

— диспозитивный,

— поощрительный,

— рекомендательный.

Императивный метод правового регулирования характеризуется:

— неравноправием сторон,

— отношениями власти и подчинения, когда один субъект должен строго следовать предписаниям, указанным в правовых нормах и подчиняться требованиям, исходящим от другого субъекта правоотношения.

Правоотношения, основанные на императивном методе правового регулирования, возникают помимо воли одной из сторон, вне зависимости от ее желания.

К примеру, уголовно-процессуальное правоотношение возникает по факту обнаружения преступления и не зависит от волеизъявления преступника.

На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно- процессуальное и некоторые другие отрасли права.

Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение.

Например, на отдельных элементах диспозитивного метода в уголовном праве основан институт необходимой обороны.

Так, все граждане без исключения наделены правом на необходимую оборону, которую могут реализовать в случае общественно опасного посягательства, а могут и избежать нападения, т.е. не причинять вреда преступнику. Иными словами, можешь обороняться, а можешь и убежать, но в любом случае действия будут являться правомерными.

В уголовно-процессуальном праве существуют отдельные элементы диспозитивности, например, дела частного обвинения (о клевете, оскорблении и некоторые другие) возбуждаются по жалобе потерпевшего и прекращаются примирением сторон.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется:

— равноправием сторон и

— предоставляет субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему усмотрению.

Диспозитивный метод основан на дозволениях, но дозволения нельзя понимать как вседозволенность и возможность поступать любым образом.

Суть диспозитивного метода заключается в предоставлении субъектам права самим договориться о взаимных правах и обязанностях, по своему усмотрению вступать в правовые отношения.

Если они договорились о правах и обязанностях, то обязаны следовать установленным предписаниям, а их нарушение влечет применение мер государственного принуждения.

Характерной чертой диспозитивного метода является и возможность (в пределах закона) договориться о мерах ответственности в случаях нарушения обязательства.

Например, в гражданском праве существуют договорная и законная неустойка.

Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права.

Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойственен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным.

Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм – поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения.

Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение.

В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом.

Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания (их переводят на более мягкий режим, им предоставляются дополнительные свидания, передачи и т.п.), а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания.

Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат поощрительные нормы.

Рекомендательный метод – метод совета: поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диспозитивным методом.

Рекомендательный метод предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей.

Императивная норма и диспозитивная норма права

Все вопросы, связанные с гражданскими правоотношениями, регулируются соответствующими юридическими нормами. Конфликты, возникающие на почве отказа одной из сторон выполнять свои контрактные обязательства, решаются посредством привлечения судебных органов. Судебные органы, занимающиеся решением хозяйственных споров, используют различные сценарии, построенные с учетом стандартных вариантов развития событий. Главной задачей суда является соблюдение интересов пострадавшей стороны. Диспозитивность является одной из важных составляющих гражданского права и выражается порядком регулирования правоотношений между субъектами предпринимательства. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, что такое императивная норма и диспозитивная норма права.

Диспозитивная норма – это норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное

Нормы права: законодательная база

Любые виды юридических действий осуществляются в рамках действующих законов. Законодательные акты позволяют компетентно разрешить все вопросы, связанные с жизнедеятельностью субъектов предпринимательства и обычных граждан. В УК РФ содержится ряд правовых норм, согласно которым осуществляется выбор наказания за каждое нарушение закона. Данные правовые принципы разделены на несколько отдельных групп, различающихся видами правонарушений. В каждой из этих норм содержится регламент, определяющий поведение лиц и их действий. Этот регламент позволяет определить метод организации деятельности и её характер.

Каждый человек, проживающий на территории России, обязан соблюдать правила, установленные законом. Этих правил должны придерживаться не только рядовые граждане, но и представители бизнеса. Взаимоотношения между обычными людьми и субъектами коммерции регулируются законом. Однако в некоторых случаях применяются индивидуальные правовые нормы. Такие нормы определяются условиями договора или арбитражным судом. В данном случае реализация права является одной из задач каждого участника взаимоотношений. Реализация права может иметь вид обязательств или полномочий. Каждый из участников договорных правоотношений может требовать от своего оппонента соблюдения определенных договоренностей. Данные договоренности направлены на урегулирование различных вопросов, возникающих в ходе сотрудничества между предпринимателями. При составлении договора стороны обговаривают порядок выполнения своих обязательств.

Для того чтобы грамотно построить взаимоотношения с контрагентами, необходимо тщательно проанализировать характер партнерства. На основе этого анализа, в заключаемый договор вносятся дополнительные поправки и разъяснения. Важно отметить, что во время подобной оценки, установленный порядок рассматривается как с объективной, так и субъективной позиции. Характер толкования юридических принципов зависит от следующих факторов:

  1. Личные сложности участников правоотношений, связанные с восприятием юридических терминов и их значения.
  2. Обобщенный характер объекта соглашения.

При толковании норм могут использоваться официальные или неофициальные версии юридических понятий. Конечный выбор осуществляется с учетом возможных правовых последствий. За официальную интерпретацию юридических норм отвечают уполномоченные органы. В их обязанность входит предоставление сведений, позволяющих правильно понимать значение законов и порядок их использования в сфере предпринимательства. Неофициальная точка зрения свойственна для взаимоотношений, не обладающих юридической основой.

Классификация норм права

Все правовые нормы подразделяются на три отдельных группы. Каждой из групп свойственна уникальная и неповторимая специфика. Ниже мы предлагаем рассмотреть основные различия между различными видами правовых норм.

Императивные нормы гражданского права точно определяют права и обязанности субъектов; в них содержатся правила, которым субъекты правоотношения обязаны неукоснительно следовать

Диспозитивная

Диспозитивная норма права – это поведенческая модель, установленная участниками договорных отношений. Данный принцип определяет рамки свободы, связанной с использованием имущественных прав. Величина этого спектра регулируется действующим законодательством. Участники договорных правоотношений самостоятельно устанавливают порядок сотрудничества.

Выбор конкретной модели осуществляется с учетом действующих норм закона.

В данном случае, участники мероприятия должны в обязательном порядке отразить в заключенном соглашении законодательные акты, что будут использоваться для решения возникших конфликтов. Некоторые ситуации требуют обязательного внесения коррекции в документацию, с целью подробного отражения прав каждого участника.

К диспозитивным относятся правовые нормы, что явно демонстрируют степень ограниченности выбора действий каждого из участников договора. В ходе выполнения договорных обязательств, модель поведения участников регулируется свободой права. Использование этой методики позволяет гарантировать каждому субъекту широкий спектр возможностей. Помимо этого, участники договора имеют возможность внести изменения в сам договор при возникновении данной нужды.

Пример диспозитивной нормы можно увидеть в каждом документе, имеющем регламентирующий характер. Данная составляющая юридических правоотношений может использоваться при составлении контрактов, договоров или внутренних документов компании. Признак диспозитивных принципов проявляется в виде фразы «В том случае, когда иное не предусмотрено действующим контрактом».

Императивная

Каждый участник договорных обязательств имеет определенный набор прав и обязательств перед своим оппонентом. Императивные нормы используются для установки и идентификации подобных прав. Согласно действующим правилам, контракт, оформленный при использовании императивных норм, не может быть изменен или дополнен. Императивные нормы – это своеобразный запрет на любые изменения условий договоренности. Данному праву свойственна уникальная специфика, выражающаяся в виде фраз: «недействительный» и «недопустимость».

Использование императивных норм в правоотношениях субъектов позволяет установить характер обязательств и прав участников соглашения в рамках закона. Применение императивности позволяет выявить и проанализировать специфику юридических норм и порядок их внедрения в общую систему правоотношений. Императивные принципы в правоотношениях участников сделки могут выражаться в виде следующих свойств:

  1. Специфические, связанные с индивидуальными качествами.
  2. Общие, что являются базовым стандартом, применяющимся в различных ситуациях.
  3. Временные и постоянные.

Метод регулирования общественных отношений, примененный в конкретной правовой норме, позволяет разграничить нормы на императивные и диспозитивные

Императивность может выражаться в виде условий, регулирующих внешние правоотношения, а также использоваться с целью конкретизации условий соглашения. На основе данных норм выбирается способ регулирования модели поведения. Выбранный метод может быть выражен в виде предписания или запрета. В некоторых случаях сторонам необходимо учитывать материальную составляющую, обязывающую их придерживаться определенной поведенческой модели.

Коллизионная

Коллизионные нормы используются для того, чтобы определить, какие законодательные параметры имеют приоритет в сравнении с общим перечнем международных правил. Как правило, подобные принципы используются только в том случае, когда расстановка приоритетов позволяет устранить возникшие сложности. Коллизионное право используется в случае отношений двух или нескольких субъектов из разных стран. Как правило, в этом случае стороны часто спорят о том, законы какой из стран будут учитываться при составлении контракта. Коллизионное право позволяет решить данный вопрос за счет обязанности всех субъектов подчиняется законам того государства, где оформляется сделка.

Коллизионное право состоит из двух основных элементов, которые используются при урегулировании конфликтов международного характера. Первый элемент конкретизирует вид правоотношений, в отношении которых может быть использовано коллизионное право. Второй элемент указывает на конкретное право, составляющие которого необходимо использовать. При этом нужно учитывать международные и локальные законы.

Императивные нормы имеют категоричную форму и выражаются в виде требований, зафиксированных в контракте. Стороны, заключающие договор, не могут внести коррективы в данные требования. Под императивной коллизионной нормой понимается норма, от которой напрямую зависит выполнение в обязательном порядке каждому из участников условий договора. Диспозитивность используется для того, что участники международных правоотношений получили полную автономность. При относительно императивном характере сделки, стороны могут отказаться от соблюдения определенных обязательств. Однако для того, чтобы воспользоваться данным правом, сторонам необходимо сделать соответствующую отметку при составлении договора.

Нормы одностороннего характера используются для определения личных правовых границ. В случае с двусторонними правоотношениями учитывается как локальное законодательство, так и международные правовые установки. В случае с правоотношениями, имеющими коллизионный характер, участники сделки придерживаются не государственных законов, а международного регламента, регулирующего порядок оформления различных сделок.

Диспозитивные нормы чаще всего встречаются в отраслях частного права

Особенности использования

Как показывает практика, многие вопросы, возникающие в ходе правовых взаимоотношений, решаются лишь в судебном порядке. Как уже было сказано выше, императивные нормы устанавливают определенные обязательства для каждого из участников сделки. Диспозитивные нормы используются для определения степени свободы действий каждого субъекта, участвующего в подписании контракта. В ряде ситуаций одновременное использование этих принципов может стать причиной возникновения юридических конфликтов. Такие конфликты решаются на основе аналогии государственных законов.

В тысяча девятьсот девяносто восьмом году в действующее законодательство были внесены коррективы, с целью изменения характера правовых норм. Уже более двух десятилетий правовые нормы ориентируются на материальные права.

Когда может применяться аналогия закона

Рассматриваемые нормы устанавливаются по аналогии с государственными законами. При этом стороны выбирают аналогичную характеристику элемента взаимоотношений. Использование этого метода целесообразно в том случае, когда право имеет материальную характеристику. Необходимость применения рассматриваемых правовых принципов может объясняться отсутствием в действующих законах механизмов, регулирующих модель поведения субъектов, участвующих в сделке. Также аналогия закона может использоваться в тех ситуациях, когда в законе приводятся правила, регламентирующие аналогичные правоотношения. Единственным условием к подобным сделкам является использование аналогий, не противоречащих действующим законам.

Использование норм, аналогичных действующим законам, допускается в тех случаях, когда стандартные правовые нормы не могут быть использованы для решения возникших конфликтов. Совокупное соблюдение подобных правил позволяет преодолеть различные препятствия, причина возникновения которых связана с отсутствием официального регламента. Аналогии закона могут использоваться в различных сферах правоотношений участников сделки. Их использование позволяет исключить ситуацию, связанную с возникновением дальнейших конфликтов. В тех ситуациях, когда конфликт субъектов вызван отсутствием конкретных правил в действующих законах, используется расширенное толкование, рассматривающее порядок, касающийся конкретных ситуаций.

При каких обстоятельствах использование аналогии невозможно

Использование аналогии закона допускается лишь в той ситуации, когда возникший конфликт между участниками сделки невозможно решить стандартными методами. Сложности в урегулировании конфликта могут возникнуть в том случае, когда в законах отсутствуют нормы, регулирующие внешне идентичные отношения.

При использовании аналогии закона очень важно придерживаться непредвзятой точки зрения.

Использовать аналогии запрещается в тех случаях, когда подобные принципы ограничивают права граждан. Это правило зафиксировано в Гражданском Кодексе. Применять подобные нормы рекомендуется лишь в тех случаях, когда основой правоотношений являются лишь определенные обстоятельства.

Императивные правовые нормы характерны для публичных отраслей права – уголовного, административного, процессуального

Выводы (+ видео)

В данной статье мы рассмотрели вопросы о том, что такое императивная норма права и диспозитивная правовая норма. Это понятия имеют уникальные базовые характеристики и различаются возможностями, что предоставляются участникам сделки. Знание подобных юридических нюансов гарантирует минимизацию рисков возникновения конфликтов между участниками соглашения.