Должности отдела продаж

Должностная инструкция начальника отдела продаж

І. Общие положения

1. Начальник отдела продаж принадлежит к категории «руководители».

2. Начальник отдела продаж непосредственно подчиняется генеральному директору.

3. Назначение и освобождение от должности начальника отдела продаж производится приказом генерального директора.

4. На должность начальника отдела продаж назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и опыт руководящей работы не менее двух лет.

5. В период отсутствия начальника отдела продаж права, функциональные обязанности, ответственность переходят к иному должностному лицу, о чем сообщается в приказе по учреждению.

6. Начальник отдела продаж руководствуется в своей деятельности:

  • Уставом организации;
  • законодательством РФ;
  • данной должностной инструкцией;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, иными руководящими актами учреждения;
  • распоряжениями и приказами руководства.

7. Начальник отдела продаж должен знать:

  • структуру, специализацию организации;
  • хозяйственное, гражданское законодательство;
  • правила финансового планирования;
  • планы экономического развития учреждения;
  • отчетные документы, принятые в учреждении;
  • основы ценообразования, маркетинга;
  • порядок разработки коммерческих соглашений;
  • правила оформления документации, заключения договоров;
  • нормы производственной санитарии, противопожарной защиты, охраны труда, техники безопасности;
  • нормы делового общения и этикета.

ІІ. Должностные обязанности начальника отдела продаж

Начальник отдела продаж выполняет следующие должностные обязанности:

1. Управляет работами по сбыту продукции организации.

2. Принимает участие в ценообразовании, программах покупательской лояльности.

3. Планирует текущие и долгосрочные планы сбыта продукции.

4. Налаживает и контролирует деятельность персонала, занятого в продажах.

5. Контролирует состояние кредиторской, дебиторской задолженности контрагентов.

6. Организует деятельность по ведению, анализу, обобщению информационной базы клиентов.

7. Разрабатывает порядок оплаты труда работников отдела продаж.

8. Участвует в организации и проведении выставок.

9. Производит обучение, организует тренинги для подчиненных сотрудников, совместно с отделом развития.

10. Принимает участие в принятии, обработке, анализе рекламаций на товары от клиентов. Оформляет соответствующую документацию.

11. Разрабатывает планы по снабжению отдела продаж, торговых заведений учреждения необходимым ассортиментом и объемом продукции в установленные сроки.

13. Контролирует взаимодействие между клиентами и подчиненными сотрудниками.

14. Разрабатывает и сообщает работникам индивидуальные планы продаж, привлечения новых клиентов.

15. Участвует в переговорах с ключевыми клиентами, их консультировании.

16. Контролирует эффективность работы подчиненных и принимает меры по ее повышению.

17. Анализирует информацию о продажах. Готовит отчеты о реализации продукции. Предпринимает меры, направляет рекомендации по повышению конкурентоспособности, скорости оборота товаров.

18. Изучает действия конкурентов, цены, порядок и условия сбыта их продукции.

19. Контролирует соблюдение правил сбыта товаров и обслуживания.

ІІІ. Права

Начальник отдела продаж имеет право:

1. Получать информацию о решениях руководства учреждения, касающихся работы отдела продаж и смежных подразделений.

2. Принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции.

3. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных сотрудников.

4. Направлять в адрес руководства предложения по совершенствованию собственной работы и деятельности учреждения.

5. Поощрять сотрудников, налагать на них взыскания после согласования с генеральным директором.

6. Участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, планов, договоров, иных документов.

7. Взаимодействовать с руководителями структурных подразделений учреждения по служебным вопросам.

8. Визировать документы в пределах собственной компетенции.

9. Требовать от руководства создания условий для выполнения своих функциональных обязанностей, сохранности материальных ценностей, документов.

10. Информировать руководителя о выявленных недостатках в деятельности учреждения, направлять предложения по их ликвидации.

11. Получать пояснения о причинах нарушения качества, сроков выполнения задач подчиненными.

12. Не приступать к выполнению своих должностных обязанностей при возникновении опасности для жизни или здоровья.

ІV. Ответственность

Начальник отдела продаж несет ответственность за:

1. Реализацию планов продаж и деятельность отдела.

2. Проведение несанкционированного руководством представления интересов организации.

3. Нарушение положений принятых в учреждении руководящих документов.

4. Реализацию программ продвижения продукции на рынке.

5. Ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.

6. Последствия самостоятельных решений, собственных действий.

7. Причинение ущерба организации, ее сотрудникам, государству, контрагентам.

8. Нарушение норм этикета, делового общения.

9. Разглашение конфиденциальных сведений, коммерческой тайны, неправомерное обращение с личной информацией.

10. Предоставление заведомо недостоверной информации.

11. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, положений трудовой дисциплины, противопожарной защиты, норм техники безопасности.

Должностная инструкция руководителя направления

Руководитель направления — должностная инструкция очерчивает круг полномочий и обязанностей специалиста этого профиля для выполнения определенных задач, а также содержит квалификационные требования, которым ему необходимо соответствовать. Какую конкретно информацию заносят в должностную инструкцию, будет рассказано далее.

Структура должностной инструкции руководителя направления

Общий раздел инструкции

Должностные обязанности руководителя направления

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Права руководителя направления

Ответственность руководителя направления

Структура должностной инструкции руководителя направления

Должность руководителя направления часто встречается в сфере продаж. В компаниях, где на продажу выставляются товары в широком ассортименте, отдельные позиции включаются в группы. А руководитель направления организует продажи товаров одной из таких групп. В компании может быть несколько руководителей направлений. Поэтому в статье будет приведена примерная структура должностной инструкции, подходящей для каждого из них.

Лицу, ответственному за разработку инструкции, можно использовать следующую ее структуру:

Подпишитесь на рассылку

  • общий раздел;
  • раздел «Должностные обязанности»;
  • раздел «Права»;
  • раздел «Ответственность».

А теперь подробнее о каждом из разделов.

Общий раздел инструкции

Этот раздел содержит общие характеристики должности и квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику. Так, здесь указывается:

  • наименование должности (руководитель направления…);
  • порядок назначения на должность и увольнения (приказом руководителя компании);
  • порядок подчиненности – руководитель направления может находиться в непосредственном подчинении у руководителя компании или его зама;
  • кто выполняет обязанности руководителя направления во время его отсутствия;
  • кто непосредственно находится в подчинении у руководителя направления;
  • чем руководствуется в своей работе сотрудник (законами и другими нормативными актами, локальными актами компании);
  • квалификационные требования – здесь работодатель может выставить требования по своему выбору, например опыт работы в продажах на руководящих должностях от 3 лет.

Должностные обязанности руководителя направления

В этом разделе конкретизируются функции руководителя направления, задекларированные в его трудовом договоре, путем перечисления конкретных должностных обязанностей сотрудника. Так, руководитель направления может быть обязан:

  • проводить анализ работы дистрибьюторов и других торговых партнеров;
  • разрабатывать планы продаж на короткие и длительные периоды;
  • следить за выполнением планов продаж;
  • анализировать случаи невыполнения планов, искать решения для повышения эффективности деятельности;
  • вести отчетность согласно своей компетенции, организовывать сдачу отчетности в установленные сроки;
  • организовывать обучение и повышение квалификации своих сотрудников;
  • находить новых партнеров и развивать отношения с уже имеющимися.

Этот список может быть расширен и конкретизирован в зависимости от вида направления, которым руководит сотрудник.

Права руководителя направления

Среди основных прав руководителя направления, которые закрепляются в данном разделе должностной инструкции, можно выделить:

  • ведение переговоров с партнерами;
  • принятие решений по вопросам привлечения новых распространителей продукции;
  • принятие решений о приеме сотрудников в свою команду;
  • принятие решений о распределении средств, выделенных для развития направления.

Ответственность руководителя направления

Руководитель направления может быть привлечен к ответственности за совершение отдельных проступков. К какой именно ответственности и за какие проступки, указывается в этом разделе инструкции. Так, его могут привлечь:

  • за административный проступок или преступление — к административной или уголовной ответственности соответственно;
  • за нарушение трудовой дисциплины — к дисциплинарной ответственности;
  • за нанесение ущерба — к материальной ответственности.

Должностная инструкция руководителя направления может содержать в себе два блока информации: касающейся всех, независимо от вида направления, и характерной для отдельного направления. В этой статье представлена примерная структура должностной инструкции и информация из первого блока. Лицо, разрабатывающее инструкцию, может дополнить ее правами и обязанностями, которые возлагаются на руководителя направления именно в этой компании.

РОП

Время прочтения: 1 мин.

Руководитель отдела продаж (РОП) — это специалист, отвечающий за организацию продаж товаров или услуг и координирующий работу соответствующего подразделения фирмы.

Должностные функции руководителя отдела продаж

В обязанности РОПа входят:

— координация работы отдела продаж;

— составление плана продаж и отчетности;

— подбор и обучение новых работников;

— работа с клиентами (в т.ч. переговоры, поддержание и расширение клиентской базы и т.д.).

Также руководитель отдела продаж может представлять компанию на отраслевых конференциях, выставках и прочих мероприятиях, проводить анализ рынка, курировать рекламные кампании, разрабатывать систему мотивации и поощрения для сотрудников и т.д.

Профессиональные качества

Претендент на должность руководителя отдела продаж должен иметь профильное образование (менеджмент, маркетинг, торговля и т.п.) и релевантный опыт работы (как правило, не менее 1 года), который должен включать непосредственно активные продажи, а также подбор персонала. Кроме того, потребуется владение профессиональным софтом; пригодится и знание иностранных языков.

Личные качества

Руководитель отдела продаж должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами, умением мотивировать сотрудников и вести их за собой. Другое важнейшее качество для РОПа – ответственность, причем не только за себя, но и за других. Также на должности РОПа потребуется стратегическое мышление, умение выстраивать тактику и оперативно корректировать ее в зависимости от внешних условий. Кроме того, РОП должен обладать определенной степенью гибкости – это важно при взаимодействии как с высшим руководством, так и с клиентами.

Должностные обязанности руководителя отдела продаж включают стратегическое и текущее планирование, разработку ценовой и скидочной политики, контроль работы менеджеров по продажам. В небольших компаниях он может также заниматься маркетинговой политикой (проводить простые исследования рынка, разрабатывать рекламную стратегию), это тоже нужно отразить в должностной инструкции руководителя отдела продаж.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция руководителя отдела продаж
(Должностная инструкция начальника отдела продаж)

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Руководитель отдела продаж относится к категории руководителей.
1.2. Руководитель отдела продаж назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора.
1.3. Руководитель отдела продаж подчиняется непосредственно генеральному директору / коммерческому директору.
1.4. На должность руководителя отдела продаж назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, стаж работы в соответствующей области не менее года.
1.5. На время отсутствия руководителя отдела продаж его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.6. Руководитель отдела продаж должен знать:
— коммерческое, гражданское, финансовое законодательство;
— профиль, специализацию, особенности структуры предприятия;
— перспективы технического и финансово-экономического развития предприятия;
— основные принципы финансового планирования;
— порядок ценообразования, основы маркетинга;
— порядок разработки коммерческих условий и соглашений.
1.7. Руководитель отдела продаж руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности руководителя отдела продаж

Руководитель отдела продаж выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Руководит сбытом продукции компании, разрабатывает ценовую и скидочную политику.
2.2. Организует и контролирует работу менеджеров по продажам.
2.3. Координирует разработку перспективных и текущих планов сбыта продукции.
2.4. Организует работу по ведении, анализу и систематизации клиентской базы.
2.5. Контролирует состояние дебиторской и кредиторской задолженности клиентов.
2.6. Разрабатывает критерии оплаты менеджеров отдела продаж.
2.7. Организует обучение, тренинги для менеджерского состава (совместно с отделом развития).
2.8. Участвует в организации и проведении выставок.
2.9. Решает рекламационные вопросы по товару с клиентами, составлять необходимую документацию.

3. Права руководителя отдела продаж

Руководитель отдела продаж имеет право:
3.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с государственными органами, сторонними организациями и учреждениями по коммерческим вопросам.
3.2. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных работников.
3.3. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с решением коммерческих вопросов.
3.5. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.6. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность руководителя отдела продаж

Руководитель отдела продаж несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

К списку должностных инструкций