Должностной регламент

Технический регламент

Технический регламент — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ИСО, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение. Понятия «Регламент» и «Технический регламент» в России впервые введены изменением N 2 (1996 год) в ГОСТ Р 1.0-92. Согласно этим определениям Регламент — документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Технический регламент — регламент, устанавливающий характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию, либо быть целиком посвященным этим вопросам

История технических регламентов

Регламенты должны были прийти на смену прежней системе стандартизации и регулировать только вопросы безопасности. Устаревшие ГОСТы не соответствовали современным требованиям и были чрезвычайно запутаны. В результате обязательная сертификация всех товаров превратилась в формальность: сертифицирующие госорганы всегда имели возможность найти какие-либо «несоответствия» и товары, как правило, сертифицировались за взятку.

В 2003 вступил в действие закон «О техническом регулировании», предусматривающий замену десятков тысяч ГОСТов и СанПиНов несколькими сотнями технических регламентов. Подразумевалось, что регламенты будут вводиться законами прямого действия, что исключит возможность ведомств создавать дополнительные административные барьеры.

В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Своды правил, ГОСТ, ГОСТ Р в результате использования которых выполняется технический регламент имеют добровольное применение.

В декабре 2009 года президент Д.Медведев внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность применения иностранных (в частности, принятых в ЕС) регламентов по желанию производителя. Регистрацию международных регламентов будет осуществлять Ростехрегулирование. В официальной справке к законопроекту сообщается: «Практика применения Федерального закона „О техническом регулировании“ показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов — за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным — согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются … законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации.»

Понятие технического регламента введено Федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Закон разделил понятия технического регламента и стандарта, установив добровольный принцип применения стандартов. Технические регламенты, в отличие от них, носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимально необходимые требования в области безопасности, причем приниматься они могут только в определенных целях, а именно:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечения энергетической эффективности.

На переходный период, до принятия необходимых технических регламентов, с указанными целями должны применяться соответствующие требования ранее принятых ГОСТ (ГОСТ Р), санитарных и строительных норм и правил (СанПиН,СНиП).

Закон предусматривает закрытый список исключений, когда могут устанавливаться и другие обязательные требования к продукции (размещение госзаказа для оборонных нужд, регулирование в области систем связи и др.).

Целью принятия закона являлась либерализация процессов сертификации продукции и упорядочение существовавшей в СССР системы стандартизации, пришедшей в несоответствие с современной нормативно-правовой базой и административной конструкцией. В то же время степень проработки отдельных положений закона вызывает в профессиональных кругах противоречивые оценки.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В ряде федеральных законов установлены дополнительные требования к продукции и различным процессам. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности» принимаются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, а в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» – требования пожарной безопасности. При этом требуется выполнять не только нормы технических регламентов, но и соблюдать технические требования, установленные иными нормативными актами, в том числе подзаконными.

Технические регламенты Евразийского экономического сообщества

  • Действует с 2012 г.
  • Участники

Казахстан Россия Белоруссия Киргизия Таджикистан Армения Молдавия Украина

Зоны свободной торговли СНГ

  • Базовый принцип
    • Отменены экспортные и импортные пошлины
    • Отменены количественные ограничения

  • Действует с 2000 года
  • Участники

Казахстан Россия Белоруссия Киргизия Таджикистан

  • Документы
    • Технические регламенты ЕврАзЭС
  • Структура
    • Межгосударственный совет
    • Интеграционный комитет
    • Секретариат
    • Межпарламентская ассамблея
    • Евразийский банк развития (2006)
    • Антикризисный фонд ЕврАзЭС (2009)
    • Суд Сообщества (2012)

  • Действует с 2010 года
  • Участники

Казахстан Россия Белоруссия

  • Базовый принцип
    • Свобода передвижения товаров
  • Документы
    • Технические регламенты Таможенного союза
    • Таможенный кодекс Таможенного союза
    • Единый таможенный тариф Таможенного союза
    • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза

  • Действует с 2012 года
  • Участники

Казахстан Россия Белоруссия

  • Базовый принцип
    • Свобода торговли товарами
    • Свобода торговли услугами
    • Свобода передвижения финансового капитала
    • Свобода передвижения человеческого капитала
  • Евразийская экономическая комиссия
    • Совет комиссии
    • Коллегия комиссии (председатель В. Б. Христенко)

  • Планируется создание к 2015 году

  • Планируется создание после 2015 года
  • Описание
    • Политическое устройство
    • Экономика
    • Единая валюта
    • Вооружённые силы

  • Организация Договора о коллективной безопасности
  • Коллективные силы оперативного реагирования

  • Шанхайская организация сотрудничества

  • АСЕМ
  • БРИКС
  • Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ

  • СССР (1922—1991)
  • СНГ (с 1991)
  • Центрально-Азиатское сотрудничество (2002—2005)

  • Союзное государство России и Белоруссии (с 1996)

  • Европейско-Азиатский Союз (1989)
  • Союз Суверенных Государств (1991)

Интеграция в Евразии
Этапы интеграции
См. также
Актуальные объединения Предшественники Нереализованные проекты Концепции и общественные движения

В случае принятия технического регламента Евразийского экономического сообщества в отношении продукции, на которую принят технический регламент Таможенного союза, действие технического регламента Таможенного союза или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента Евразийского экономического сообщества.

Внесенные на публичное обсуждение

  • О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе
  • О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего назначения
  • О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков
  • Молоко и молочная продукция
  • О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта
  • О безопасности железнодорожного подвижного состава
  • О безопасности машин и оборудования
  • О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий
  • О безопасности химической продукции
  • Электромагнитная совместимость технических средств
  • Парфюмерно-косметическая продукция

Прошедшие публичное обсуждение и внесенные на внутригосударственное согласование

  • О безопасности пиротехнических изделий
  • Соковая продукция
  • Масложировая продукция
  • Безопасность игрушек
  • Безопасность упаковки
  • О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах
  • Безопасность лифтов
  • Безопасность низковольтного оборудования
  • О безопасности зерна
  • Требования к бензинам, дизельному топливу и мазутам

Технические регламенты Таможенного союза

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерации приступили к созданию единой системы технического регулирования. Правительственные инстанции трех стран передают свои полномочия по принятию технических регламентов Комиссии Таможенного союза. Одновременно с этим эта Комиссия осуществляет и координацию усилий трёх стран во всей сфере технического регулирования. В момент вступления в силу технических регламентов Таможенного союза национальные нормы прекращают своё действие. К 1 января 2012 года должны были функционировать только наднациональные нормы. Технические регламенты имеют прямое действие на территории трёх стран.

В график разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза на 2011 были включены 47 регламентов.

В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования создан единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в сфере технического регулирования. Не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза

  1. Машины и оборудование.
  2. Низковольтное оборудование.
  3. Высоковольтное оборудование.
  4. Аппараты, работающие на газообразном топливе.
  5. Оборудование, работающее под избыточным давлением.
  6. Сосуды, работающие под давлением.
  7. Оборудование для работы во взрывоопасных средах.
  8. Аттракционы, оборудование детских игровых площадок.
  9. Лифты.
  10. Колесные транспортные средства.
  11. Тракторы.
  12. Сельскохозяйственная техника.
  13. Машины для лесного хозяйства.
  14. Шины.
  15. Подвижной состав железнодорожного транспорта, в т.ч. высокоскоростной.
  16. Подвижной состав метрополитена.
  17. Легкий рельсовый транспорт, трамваи.
  18. Объекты морского транспорта.
  19. Объекты внутреннего водного транспорта.
  20. Маломерные суда.
  21. Здания и сооружения.
  22. Строительные материалы и изделия.
  23. Инфраструктура железнодорожного транспорта, в т.ч. высокоскоростного.
  24. Инфраструктура метрополитена.
  25. Автомобильные дороги.
  26. Пиротехнические составы и содержащие их изделия.
  27. Взрывчатые вещества гражданского применения и содержащие их изделия.
  28. Продукция легкой промышленности (готовые штучные изделия, ковры и ковровые изделия, изделия трикотажные, швейные и кожгалантерейные; обувь; меха и меховые изделия).
  29. Игрушки.
  30. Товары для детей и подростков.
  31. Изделия для ухода за детьми.
  32. Посуда.
  33. Изделия санитарно-гигиенического назначения.
  34. Парфюмерно-косметическая продукция.
  35. Средства гигиены полости рта.
  36. Тара и упаковка.
  37. Средства индивидуальной защиты.
  38. Средства обеспечения пожарной безопасности.
  39. Средства пожаротушения.
  40. Медицинские изделия.
  41. Изделия санитарно-технические.
  42. Мебельная продукция.
  43. Химическая продукция.
  44. Синтетические моющие средства.
  45. Товары бытовой химии.
  46. Лакокрасочные материалы и растворители.
  47. Удобрения.
  48. Средства защиты растений.
  49. Бензины, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут.
  50. Альтернативные виды топлива.
  51. Смазочные материалы, масла и специальные жидкости.
  52. Приборы и системы учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии.
  53. Приборы и системы учета нефти, продуктов ее переработки.
  54. Пищевая продукция.
  55. Алкогольная продукция.
  56. Корма и кормовые добавки.
  57. Зерно.
  58. Табачная продукция.
  59. Оружие охотничье и спортивное, боеприпасы к нему.
  60. Средства электросвязи.
  61. Уголь и продукты его переработки.

Действующие

  • С 15 февраля 2012
    • ТР ТС 006/2011 О безопасности пиротехнических изделий
  • С 1 июня 2012
    • ТР ТС 019/2011 О безопасности средств индивидуальной защиты
  • С 1 июля 2012
    • ТР ТС 005/2011 О безопасности упаковки
    • ТР ТС 007/2011 О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков
    • ТР ТС 008/2011 О безопасности игрушек
    • ТР ТС 009/2011 О безопасности парфюмерно-косметической продукции
    • ТР ТС 017/2011 О безопасности продукции легкой промышленности
  • О безопасности кормов и кормовых добавок
  • О безопасности рыбы и рыбной продукции
  • Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств
  • О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов её переработки
  • О требованиях к колесным транспортным средствам по обеспечению их безопасной утилизации
  • Технический регламент на молоко и молочную продукцию
  • О безопасности химической продукции
  • О безопасности мяса и мясной продукции
  • О требованиях к удобрениям
  • О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии
  • О безопасности лакокрасочных материалов
  • О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий
  • О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением
  • Технический регламент на табачную продукцию
  • О безопасности алкогольной продукции

Принятые

  • Вступает в силу с 31 декабря 2012
    • ТР ТС 013/2011 О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • Вступают в силу с 15 февраля 2013 года
    • ТР ТС 004/2011 О безопасности низковольтного оборудования
    • ТР ТС 010/2011 О безопасности машин и оборудования
    • ТР ТС 011/2011 Безопасность лифтов
    • ТР ТС 012/2011 О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах
    • ТР ТС 016/2011 О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе
    • ТР ТС 020/2011 Электромагнитная совместимость технических средств
  • Вступают в силу с 1 июля 2013 года
    • ТР ТС 015/2011 О безопасности зерна
    • ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции
    • ТР ТС 022/2011 Пищевая продукция в части её маркировки
    • ТР ТС 023/2011 Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей
    • ТР ТС 024/2011 Технический регламент на масложировую продукцию
    • ТР ТС 027/2012 О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания
    • ТР ТС 029/2012 Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств
  • Вступают в силу с 1 февраля 2014 года
    • ТР ТС 026/2012 О безопасности маломерных судов
  • Вступают в силу с 1 марта 2014 года
    • ТР ТС 030/2012 О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям
  • Вступают в силу с 1 июля 2014 года
    • ТР ТС 025/2012 О безопасности мебельной продукции
    • ТР ТС 028/2012 О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе
  • Вступают в силу с 2 августа 2014
    • ТР ТС 001/2011 О безопасности железнодорожного подвижного состава
    • ТР ТС 002/2011 О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта
    • ТР ТС 003/2011 О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта
  • Вступает в силу с 1 января 2015 года
    • ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств
  • Вступает в силу 15 февраля 2015 года
    • ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог
    • ТР ТС 031/2012 О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним

Российские технические регламенты

В настоящее время действуют

Утверждение о соответствии техническому регламенту на коробке с кефиром

  • Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, Федеральный Закон № 384-ФЗ от 30 декабря 2009г.
  • Технический регламент о требованиях безопасности крови, её продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно — инфузионной терапии. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 29.
  • Технический регламент о безопасности машин и оборудования, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. № 753.
  • Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720.
  • Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту, утвержден Постановлением Правительства РФ № 118 от 27 февраля 2008г.
  • Технический регламент на табачную продукцию, Федеральный Закон № 268-ФЗ от 22 декабря 2008г.
  • Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, Федеральный Закон № 178-ФЗ от 27 октября 2008г.
  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Федеральный Закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008г.
  • Технический регламент на масложировую продукцию, Федеральный Закон № 90-ФЗ от 24 июня 2008г.
  • Технический регламент на молоко и молочную продукцию, Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.
  • Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609
  • Технический регламент о безопасности лифтов. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 782. (вступил в силу с 12.10.2010 г.)
  • Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе Утвержден постановлением Правительства РФ от 11.02.2010 г. N 65 (вступил в силу с 1 января 2011 г.).
  • Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта. Утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620 (вступил в силу с 23 августа 2011 г.).
  • Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (с изменениями от 23 июня 2011 г.). Утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870 (вступил в силу с 8 ноября 2011 г.)
  • Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Утвержден постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 623. (вступил в силу с 23 февраля 2012 г)

Приостановлено действие

Комиссией Таможенного союза рекомендовано приостанавливать вступление в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС и (или) технических регламентов Таможенного союза.

С 31 декабря 2010 года по 1 января 2014 года приостановлено действие Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования».

С 1 января 2012 приостановлено действие:

  • Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах

Отменены

  • Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты (отменен с 1 июня 2012 г.)
  • Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

Утратили силу

  • О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий

Утверждены, но еще не вступили в силу

  • Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07. 2010 г. № 533. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
  • Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 525. (вступает в силу с 26.07.2013 г.)
  • Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава. Утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 г. № 524. (вступает в силу с 2.08. 2013 г.)

Украина

В настоящее время на Украине в течение 2003…2010 гг. приняты 30 технических регламентов.

Примечания

Должностной регламент

  • Должностной регламент

    Должностной регламент является составной частью административного регламента и в соответствии со ст. 47 Закона о гражданской службе вступает в силу после утверждения административного регламента соответствующего государственного органа. Вместе с тем должностной регламент является приложением к служебному…
    (Основы делопроизводства. Язык служебного документа)

  • Должностные регламенты

    Оптимизация деловых процессов, нашедшая отражение в административном регламенте, является основанием для корректировки должностных регламентов соответствующих служащих и регламентов структурных подразделений органа. Типовые (примерные) должностные регламенты утверждаются соответствующими органами по…
    (Основы государственного и муниципального управления)

  • 3.2. Должностной регламент государственной гражданской службы

    В соответствии с действующим Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего должна осуществляться в строгом соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью…
    (СОЦИОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ)

  • Практическое занятие «Оформление должностного регламента»

    Основа — подготовленные в порядке исполнения домашнего задания проекты нескольких должностных регламентов. Конкретные задания определяет преподаватель с учетом особенностей учебной программы и направления подготовки управленческих кадров в вузе. Нормативные источники 1. Конституция Российской…
    (ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ )

  • Должностной регламент. Служебная дисциплина. Режим труда и отдыха государственного служащего

    Должностной регламент Профессиональная деятельность на государственной службе регулируется должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является приложением к служебному контракту госслужащего. Должностной регламент госслужащего разрабатывается на основании так называемого…
    (ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА)

  • Профессиональная деятельность на государственной службе регулируется должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является приложением к служебному контракту госслужащего. Должностной регламент госслужащего разрабатывается на основании так называемого административного регламента…
    (ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА)
  • Должностной регламент государственной гражданской службы

    В соответствии с действующим законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего должна осуществляться в строгом соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью…
    (ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ)

  • Административные и должностные регламенты как правовая основа организации служебной деятельности

    Сущность прохождения государственным или муниципальным служащим государственной либо муниципальной службы заключается в первую очередь в исполнении им своих должностных обязанностей и реализации своих прав. Кроме того, в процессе прохождения службы служащий проходит периодическую аттестацию, сдает квалификационные…
    (СЛУЖЕБНОЕ ПРАВО)

  • Содержание должностного регламента государственного служащего

    Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются: 1) квалификационные…
    (ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ)

16.4.Формы законодательных актов.

Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна была весьма подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизни. Поэтому особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти 18в. были

1. Регламенты. Всего в этот период было утверждено 7 регламентов:

1711г.—регламент о выдаче жалования в полках;.

1719г.—о госрасходах;

1719г.—о торговле;

1720г.—о форме и деятельности коллегий;

1721г.—о городском устройстве;

1721г.—о Синоде и церковному управлению.

Регламенты были актами, определяющими общую структуру, статус и направление деятельности отдельных госучреждений.

Манифесты. Издавались только монархом и были обращены ко всем населению и всем учреждениям. В форме обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялась о вступлении монарха на престол, начало войны или подписание мира и т.д.

3.Именные указы. Издавались и подписывались монархом. В них формировались решения, относящиеся и адресованные к конкретным госучреждениям или должностным лицам.

4.Указы Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом, и нацелены на решение конкретного дела или случая, в ведение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и административные предписания.

5.Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (1716г.—Воинский устав, 1720г.—Морской устав, 1729г.—Вексельный устав.)

Для системы правовых источников в целом в данный период было характерным очевидное преобладание законодательной формы над судебной практикой и, особенно обычаем.

Должностной регламент государственного гражданского служащего: понятие, содержание, утверждение

Частью 1 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено:

  • что прохождение гражданской службы государственного гражданского служащего

  • осуществляется в соответствии с должностным регламентом,

  • утверждаемым представителем нанимателя и

  • являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Должностной регламент государственного гражданского служащего:

  • совместно с правами и обязанностями гражданского служащего,

  • являются существенными условиями служебного контракта государственного гражданского служащего.

пункт 3 части 3 статьи 24 «Содержание и форма служебного контракта» Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Должностной регламент государственного гражданского служащего является:

  • основным нормативным документом, определяющим содержание и результаты деятельности государственного гражданского служащего

  • при замещении им конкретной должности, учрежденной в соответствующем государственном органе.

Должностной регламент государственного гражданского служащего утверждается:

  • одновременно со служебным контрактом представителем нанимателя, а не руководителем структурного подразделения, как это имеет место в правоприменительной практике,

  • подписывается гражданским служащим в 2-х экземплярах, один из которых хранится в личном деле государственного гражданского служащего

  • как приложение к служебному контракту.

Должностные регламенты государственных гражданских служащих призваны:

  • обеспечить разделение служебных обязанностей государственных гражданских служащих в конкретном государственном органе,

  • содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров,

  • повышению их профессиональной квалификации,

  • совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением о государственном органе, структурном подразделении.

Положения должностного регламента учитываются:

  • при прохождении государственным гражданским служащим государственной гражданской службы;

  • проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,

  • аттестации, квалификационного экзамена,

  • планирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента учитываются:

  • при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,

  • включении государственного гражданского служащего в кадровый резерв,

  • оценке его профессиональной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Содержание должностного регламента государственного гражданского служащего

Частью 2 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются требования к содержанию должностного регламента государственного гражданского служащего.

В частности, в должностной регламент государственного гражданского служащего включаются:

  • квалификационные требования для замещения должности государственной гражданской службы;

К квалификационным требованиям относятся уровень образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности, направление подготовки.

Квалификационные требования к образованию по различным категориям должностей государственной гражданской службы установлены статьей 12 «Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу/опыту работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих», для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ, регулирующим вопросы прохождения государственной гражданской службы субъекта РФ.

  • должностные обязанности, права и ответственность государственного гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы;

В данном разделе должностного регламента конкретизируются должностные обязанности государственного гражданского служащего применительно к конкретной должности государственной гражданской службы.

Нормы должностного регламента, касающиеся прав государственного гражданского служащего, могут дублировать положения статьи 14 «Основные права гражданского служащего» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также включать дополнительные права государственного гражданского служащего по усмотрению государственного органа.

  • перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

Данная норма применяется, в первую очередь, к должностям государственной гражданской службы категории РУКОВОДИТЕЛИ.

  • перечень вопросов, по которым государственный гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и/или проектов управленческих и иных решений;

Указанный перечень включается в случае, если данная должность государственной гражданской службы предусматривает участие государственного гражданского служащего, ее занимающего, при подготовке проектов нормативных правовых актов и/или проектов управленческих и иных решений.

  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

Установление сроков подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений не всегда возможно, т.к. данные сроки могут определяться текущей необходимостью.

  • порядок служебного взаимодействия государственного гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими того же государственного органа, государственными гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

Например, государственному гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

В соответствии с возложенными на государственный орган полномочиями в его функции могут входить обязанности по оказанию государственных услуг. В этом случае в перечень прав и обязанностей государственного гражданского служащего могут входить права и обязанности по оказанию государственных услуг. Перечень этих услуг должен быть отражен в данном разделе.

  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

В данном разделе устанавливаются конкретные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего на основании определенных ему функций и должностных обязанностей.

На что влияет должностной регламент государственного гражданского служащего

Положения должностного регламента учитываются:

  • при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,

  • аттестации, квалификационного экзамена,

  • планировании профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

То есть, при проведении:

  • конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,
  • аттестации,
  • квалификационного экзамена,
  • планировании профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего

выясняется:

  • соответствует ли соискатель, государственный гражданский служащий квалификационным требованиям, установленным в должностном регламенте,

  • обладает ли он необходимыми знаниями и навыками,

  • способен ли выполнять функциональные обязанности, закрепленные должностным регламентом государственного гражданского служащего.

Часть 3 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Результаты исполнения государственным гражданским служащим должностного регламента учитываются:

  • при проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы,

  • включении государственного гражданского служащего в кадровый резерв,

  • оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

В данном случае оценка деятельности государственных гражданских служащих осуществляется, в том числе, с использованием показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, закрепленных в его должностном регламенте.

Утверждение примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих

Обязанность по утверждению примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих возлагается:

  • на специальный орган по управлению государственной гражданской службой.

Часть 5 статьи 47 «Должностной регламент» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

На основе этих примерных должностных регламентов:

  • должны разрабатываться должностные регламенты по каждой конкретной должности государственной гражданской службы,

  • которые утверждаются представителем нанимателя — руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность, либо лицом, осуществляющим полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ.

На сегодняшний день федеральный орган управления государственной службой не создан. На уровне субъектов РФ, как правило, функции органа по управлению государственной службой исполняют:

  • структурные подразделения кадровой политики и государственной службы в системе исполнительной власти субъекта РФ (г. Москва, Тюменская. Саратовская, Ярославская, Мурманская области) либо

  • данные функции возложены на государственные органы, в которых проходят службу государственные служащие (например. Тульская, Владимирская области).

До образования соответствующего органа по управлению государственной службой:

  • задачи и функции этого органа выполняются государственными органами в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Часть 6 статьи 71 «Вступление в силу настоящего Федерального закона» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Учитывая данную законодательную норму, федеральные государственные органы самостоятельно утвердили примерные должностные регламенты, например:

  • Приказ ФАС России от 24.08.2016 № 1189/16 (ред. от 17.11.2017) «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Федеральной антимонопольной службы»;

  • Приказ Министерства транспорта РФ от 29 февраля 2016 г. № 33 «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Министерства транспорта Российской Федерации» и др.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Должностной регламент государственной гражданской службы

В соответствии с действующим законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего должна осуществляться в строгом соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • 1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемых к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • 2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами, функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • 3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • 4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • 5) сроки, процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений; порядок согласования и принятия данных решений;
  • 6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также организациями;
  • 7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • 8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Качественная разработка и внедрение должностных регламентов — это только малая часть планируемых действий по унификации и совершенствованию служебной деятельности государственных гражданских служащих.

На сегодняшний день принят целый пакет нормативных документов, на основании которых будет выстраиваться модель исполнения государственных функций и оказания государственных услуг. Шаги по принятию административных регламентов органов власти, а на их основе административных процедур, которым будут следовать государственные гражданские служащие, являются интересной инициативой Правительства Российской Федерации по повышению прозрачности процессов, происходящих во властных структурах.

Фактически мы стоим на пороге всеобщей административной регламентации профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации. Предполагается, что профессиональное сообщество гражданских государственных служащих будет строго ограничено рамками прописанных и утвержденных административных процедур.

Подходы к повышению качества исполнения государственных функций строятся на обеспечении прозрачности, информационной открытости в деятельности государственных органов, отработке методической базы для разработки и внедрения административных регламентов, работающих инструментов подотчетности органов государственной власти гражданскому обществу. В таблице 4.6 представлены в обобщенном виде цели административной реформы и планируемые действия по их достижению в одном из ее ключевых аспектов — повышение качества исполнения государственных функций и доступности государственных услуг.

Процессы стандартизации и регламентации в деятельности государственных органов призваны упорядочить и внести более четкую организацию в административно-управленческие процессы, повысить эффективность в деятельности и взаимодействии органов государственной власти и государственных гражданских служащих.

Таблица 4.6

Повышение качества исполнения государственных функций и доступности государственных услуг: цели и средства

Цели реформ

Планируемые действия

Создание качественной модели исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг

Организационное разделение функций, касающихся формирования государственной политики, надзора, контроля, управления государственным имуществом.

Исключение дублирования функций и полномочий государственных органов.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти по административным процедурам

Повышение прозрачности и подотчетности государственной власти гражданскому обществу

Парламентский (общественный) контроль.

Более широкое привлечение к управлению организаций негосударственного сектора (включая госзаказ частному сектору). Доступ к информации о деятельности государственных органов.

Раскрытие информации о государственном бюджете

Укрепление

верховенства

закона

Завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Механизмы досудебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц

Таким образом, государственная гражданская служба — это открытая нелинейная социальная система, в идеале гармонично встроенная в иерархию социальных систем социума и выполняющая функцию обеспечения его жизнедеятельности для целей устойчивости и упорядочения (оказывающая социальные услуги обществу для его нормального развития). Государственная служба выполняет роль посредника во взаимодействии общества и государства, одновременно являясь подсистемой и того и другого. В случае недостижения цели, невыполнения системой государственной службы своего предназначения нарушается принцип взаимного социального обмена государства и общества, что влечет за собой неустойчивость социума и возникновение аномалий.

Государственная служба как социальный институт и статус государственного служащего не являются застывшими, окостеневшими явлениями. Они развиваются и видоизменяются с течением времени, с учетом социально-экономических изменений, протекающих в обществе.

  • Магомедов К. О. Социология государственной службы : учеб, пособие. 2-е изд.,перераб. и доп. М. : Изд-во РАГС, 2004.