Содержание
Цель и функции дополнительного образования в ГБОУ СОШ №1449
Целью дополнительного образования ГБОУ Школа №1449 является: формирование разносторонней социально активной, социально адаптированной личности ребенка, мотивированной к познанию, самообразованию и творческой деятельности, при этом сохраняющей эмоциональное, психическое и физическое здоровье.
На реализацию данной цели направлены следующие задачи:
- Стремиться к созданию единого «воспитательного, образовательного и развивающего пространства» путем интеграции основного общего образования и дополнительного образования.
- Работать в плане обеспечения эффективной профилактики асоциального поведения воспитанников, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования.
- Вовлекать учащихся в жизнь школы, содействовать проявлению социальной активности.
- Способствовать поиску и активному использованию интересных, современных разнообразных форм работы с учащимися в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ.
- Отрабатывать наиболее эффективные технологии преподавания предметов по различным направлениям деятельности в системе дополнительного образования.
- На занятиях в системе дополнительного образования внедрять методы, приемы и техники со здоровьесберегающей направленностью, стремиться к созданию правильного психоэмоционального режима занятий.
- Участвовать в патриотическом воспитании школьников в процессе занятий, концертов, выступлений, конкурсов различных уровней и других форм культурно-массовой работы, приобщая детей к культурному общенациональному наследию страны.
- Стремиться обеспечить повышение уровня квалификации педагогических работников, осуществляющих реализацию общеразвивающих дополнительных образовательных программ по различным направлениям деятельности.
- Развивать и укреплять внешкольные связи с учреждениями и организациями науки и культуры, общего и дополнительного образования, средними и высшими учебными организациями города Москвы, области и региона.
Работа системы дополнительного образования детей в ГБОУ Школа №1449 опирается на следующие приоритетные принципы:
- свободный выбор ребенком видов деятельности для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
- практико-деятельная основа образовательного процесса.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции:
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов, обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;
7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный перечень функций, принципов и приоритетных задач, решаемых, в процессе достижения основной цели системы дополнительного образования показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любой образовательной системы.
Во-первых, дополнительное образование оказывает положительное воздействие на весь образовательный процесс школы, а дополнительные обшеразвивающие образовательные программы:
— углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
— делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
— стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
— повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во вне учебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Дополнительное образование в соответствии предполагает
Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании»… 5. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является …
- 1) непрерывное образование
- 2) семейное образование
- 3) самообразование
- 4) экстернат
- тесты
- Юриспруденция
- Нормативно-правовое обеспечение образования
- законодательство, регулирующее отношения в области образования
- выбрать тему…1.
законодательство, регулирующее отношения в области образования2.
права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве рф3. особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности4. нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений следующая тема 1.
Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает с момента его …
- 1) государственной аккредитации
- 2) лицензирования
- 3) регистрации
- 4) аттестации
Нормативно-правовое обеспечение образования Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в РФ 1. 5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1. 16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Шпаргалка: нормативно-правовое обеспечение образования
Но статья 10 осталась неизменной, пункт 2 которой определяет место сверхплановой учебы в образовательной системе РФ.
Иными словами, ДО признано неотъемлемой частью российской образовательной системы.
Отдельное место в законе отводится развитию самых юных участников процесса получений знаний для обеспечения их профориентации и адаптации к жизни во взрослом обществе.
Государство также призвано выявлять и всячески поддерживать детей, имеющих выдающиеся способности.
Внешкольные программы общего развития, ориентированные на возрастные и личностные особенности предполагаются для всех.
Дополнительное образование в соответствии с законом об образовании предполагает
Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.
9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее – учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании) в Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы.
В соответствии с частью 6 статьи 10 и статьей 75 Федерального закона об образовании подвидом дополнительного образования является дополнительное образование детей и взрослых, которое направлено на:
- формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
- организацию свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы, которые должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы, в свою очередь подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
При этом дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (далее — Порядок организации деятельности). Указанный Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, а также для индивидуальных предпринимателей.
Согласно Порядку организации деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам организуется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (часть 11 статьи 79 Федерального закона об образовании).
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом об образовании.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, с целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно (Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств — письмо Минкультуры России от 21.11.2013 N 191-01-39/06-ГИ).
По окончании освоения общеразвивающих программ в области искусств выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.
Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам, утверждены приказами Минкультуры России (часть 5 статьи 83 Федерального закона).
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Указанные программы реализуются:
- в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
- в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
- в образовательных организациях высшего образования.
Перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 N 998.
Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержден приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145.
Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86. Оно определяет не только порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, но и порядок формирования и функции экзаменационных и апелляционных комиссий, порядок подачи и рассмотрения апелляций, а также порядок повторного прохождения итоговой аттестации. Указанное Положение распространяется на образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.
Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующей образовательной организации свидетельство об освоении указанных программ. Форма свидетельства утверждена приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975.
В соответствии со статьей 84 Федерального закона реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта реализуются следующие образовательные программы:
1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее — интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);
2) профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
3) дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.
Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя:
1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);
2) дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, утверждены приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 730. При этом, указанные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки, которые представляют собой совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с пунктом 24.1 статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 N 731 (далее-Порядок).
Согласно Порядку при приеме граждан на обучение по образовательной программе требования к уровню их образования не предъявляются. Однако образовательная организация осуществляет индивидуальный отбор, который проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ.
Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией (пункты 3 и 4 Порядка).
В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. За содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается (часть 6 статьи 84 Федерального закона).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, которая направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.
Целями Концепции являются:
- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
- развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения указанных целей необходимо будет решить, в том числе следующие задачи:
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
- создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи.
В Концепции определены принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, к которым, в том числе относятся:
- принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
- принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
- принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации указанной Концепции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р (далее-Стратегия развития).
В соответствии с пунктом 2 раздела VII Стратегии развития для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса таких мер, как:
1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:
- внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- оснащение общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;
- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;
- создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета «Физическая культура»;
- разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;
- установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;
3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:
- разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
- обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;
- создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;
- разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.