Доследственная проверка

Доследственная проверка сообщения о преступлении. Роль защиты на процессуальной стадии проверки

Из общего содержания ст.ст. 144-145 УПК РФ следует, что дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно процессуальным законодательством, принять по нему решение:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по посредственности.

Проверка сообщения о преступлении предполагает проведение соответствующих комплексных проверочных мероприятий к которым можно отнести:

  • Получение объяснений от очевидцев происшествия

  • Осмотр места происшествия

  • Проведение экспертиз

  • Освидетельствование лиц

  • Получение образцов (биологических, почерка и т.д.) для исследований

  • Проведение документальных проверок

  • Производство выемки документальных материалов

  • Сбор документов, содержащих характеризующие сведения и другую информацию (прим.: данные информационного центра о ранее совершаемых лицом правонарушений или преступлений), не защищенную охраняемой законом тайной

  • Истребование и приобщение документов (копий или оригинал) из административного производства (например: протокол досмотра транспортного средства)

  • Истребование и приобщение материалов оперативно-розыскной деятельности.

Перечень проверочных мероприятий уголовно-процессуальным законодательством строго не ограничен, поэтому к ним могут относится и иные способы получения данных, вытекающие из общих определений проверочных мероприятий и незапрещенные законом.

Проводить такие проверочные мероприятия могут только органы дознания и следствия.

Для чего нужен защитник в процессе доследственной проверки:

При проверке сообщения о преступлении органы следствия уже определяют наличие состава преступления в действиях того или иного лица, а потому формируют свою позицию о том, кто является потенциальным преступником, и кто является объектом преступления (потерпевшим).

Есть несколько наиболее типичных вероятных ситуаций при проведении доследственной проверки:

  • Подавляющее большинство доследственных проверок не доходят до возбуждения уголовного дела, поскольку проверка сообщения просто не усматривает состава преступления в действиях конкретного лица либо самого события преступления.

  • При наличии явных признаков преступления, как в случае обнаружения трупа с признаками насильственной смерти, следственные органы возбуждают уголовное дело незамедлительно для возможности выполнять необходимые следственные действия.

  • Следственные органы находятся в длительных раздумьях и сомнения в принятии решения о возбуждении уголовного дела, поскольку явные и полные признаки состава преступления отсутствуют, а допустимые возможности по сбору сведений не дают должного результата. Например: обнаружен труп с признаками насильственной смерти, но эти признаки указывают на гибель при пожаре, а вот причина пожара и вероятность поджога остаются неисследованными в должной мере по ряду объективных и субъективных причин.

Лица, заподозренные в совершенном преступлении, могут стать сами источником сведений, достаточных для установления в их действиях умысла о совершенном преступлении, наличия доказательств в каком-либо месте, в том числе вещей, которые могут носить на себе следы преступлений и т.д.

Поэтому очевидцы могут опрашиваться для получения письменного объяснения. С участием очевидцев могут проводиться осмотры места происшествия. В отношении таких лиц также проводиться различного рода экспертизы и оперативно-розыскные мероприятия.

На этапе непосредственного участия в данных проверочных мероприятиях у подвергнутого проверке лица появляются определенные права, обязанности и ответственность. Гарантам соблюдения прав личности в данном случае выступает защитник – адвокат.

Адвокат не только допускается к участию в проверочных мероприятиях для формального присутствия, но и консультирует, помогает определиться с тактикой дачи пояснений по материалу проверки, с целью не допустить искажения полученных от лица сведений, которые могли бы скомпрометировать опрашиваемого.

Адвокат призван способствовать исключению неполноты проводимых экспертиз в рамках проверки и недопущению формального отношения к проводимым административным расследованиям, осмотрам места происшествия и т.д.

Часто следственные органы занимают «однобокую» позицию и заведомо накладывают ответственность за преступление в отношении одного конкретного лица, исключая проверку иных возможных версий.

В сущности лицо подвергается уголовному преследованию уже на стадии проверочных мероприятий, в то же время с юридической точки зрения следственные органы не скованны в тактике выбора действий относительно занятой ими обвинительной позиции. Именно поэтому на данной процессуальной стадии важно заранее формировать позицию защиты лица, заподозренного в преступлении.

Очередная задача стороны защиты не допустить необоснованного и незаконного давления со стороны следствия (дознания), действующего с целью понуждения конкретного лица предоставить сведения, компрометирующие его, указывающие прямо или косвенно на наличие в его действиях признаков преступления, не допустить применения в отношении лица незаконных методов дознания.

Главная цель защиты — это сделать все необходимое для того, чтобы исключить незаконное возбуждение уголовное дело в отсутствии полноты проведенной проверки при недостаточности необходимых признаков преступления.

Примером могут являться ситуации, когда решается вопрос о возбуждении уголовного дела, связанного с обнаружением трупа, где в качестве причины смерти лица экспертиза устанавливает образовавшуюся гематому, развивавшуюся от удара в течении нескольких дней.

Типично для такой ситуации следующее: достоверно неизвестна причина возникновения гематомы. Соударение с твердым тупым предметом не указывает на конкретный предмет и другие сопутствующие условия образования травмы: сказываться и давность получения травмы и неопределенность условий развития гематомы. В большинстве случаев она может образоваться и ввиду падения с высоты собственного роста и не является насильственной причиной смерти, вызванной действиями другого лица. Вместе с тем, можно косвенно связать смерть погибшего с наличием мотивов у кого-либо применить насилие в отношении потерпевшего (в силу сложившихся неприязненных отношений, долговых обязательств и пр.). При этом, часто, на признаки приступного умысла «недоброжелателя» указывают родственники погибшего.

При наличии давности причиненной травмы, состоящей в причиной связи со смертью, следует иметь ввиду, что разброс времени причинения повреждений может быть относительно существенным и органы следствия, проверяя версию о насильственной смерти, начинают анализировать соответствие времени и места нахождения заподозренного и погибшего для определения вероятности причинения травмы погибшему умышленно. В отсутствии прямых доказательств, таких как наличие на вероятном месте преступления следов борьбы, биологических следов крови и других признаков преступления, часто следствие предпринимает меры по «пристрастному отбору объяснений» с заподозренного, вкладывая сюда таки незаконные ресурсы как необоснованные административные задержания (в случае вменения административного правонарушения) и угрозы. Данные угрозы могут быть отличны по своему содержанию и часто носят форму исключительно психологического давления, призванные вызвать сильный эмоциональный дискомфорт, приводящий «пытаемого» к стрессу. В крайних случаях может дойти до угроз применения насилия и самому насилию. Последнее чаще становиться возможными при подключении к делу оперативных работников, действующих в соответствии с законом об оперативно-розыскной деятельности по поручению органов следствия (дознания).

Конечная цель «давления» – это добиться документальной фиксации полученных от лица сведений, подтверждающих его причастность к совершенному преступлению. Идеальным для следствия в таких случаях является получение явки с повинной, которая по своему значению уже является сообщением о преступлении, одновременно обличающим конкретное лицо в совершении конкретных преступных действий.

Таким образом, адвокат нужен именно для:

  • исключения возможного незаконного давления со стороны следственных органов,

  • изменения хода проверочных мероприятий из одностороннего обвинительного уклона,

  • обеспечения всестороннего изучения получаемых сведений, в том числе на подтверждение алиби заподозренного лица,

  • проведения необходимого комплекса проверочных мероприятий в полном объеме,

  • своевременного реагирования на допущенные незаконные действия следственных органов в активной форме (в т.ч. обжалование процессуальных действий должностных лиц).

Роль адвоката в представительстве заявителя (потерпевшего)

в доследственной проверке

В равной степени правовая помощь необходим и заявителю, сообщающему о преступлении. Чаще всего заявитель одновременно является потенциальным потерпевшим по делу.

Для пострадавшего от преступления вопрос об оперативности проверочных мероприятий играет первостепенное значение, поскольку должное качество проверки будет иметь решающую роль для своевременного и полного установления всех обстоятельств совершенных в отношении лица преступных действий.

Например: если речь идет о применении насилия в отношении заявителя, то необходимо быстро и качественно зафиксировать телесные повреждения, установить и изъять орудие преступления (при использовании такового), зафиксировать на месте происшествия следы преступления и механизм следообразования борьбы, а также иные сопутствующие признаки, указывающие на обстоятельства преступления, принять меры по сохранению следов, изъять вещи и предметы, которые могут носить на себе следы преступления и т.д.

В виду халатного отношения следственных органов, невнятной позиции заявителя (потерпевшего), активного противодействия стороны, причастной к преступлению, и иных вероятных причин (применяемых незаконных административных ресурсов, коррупционного элемента и т.д.), возникают случаи утраты большого количества доказательственной базы на стадии доследственной проверки, что нередко приводит к необоснованному отказу в возбуждению уголовного дела и лишает возможности заявителя на расследование уголовного дела, установления виновных лиц и привлечению к уголовной ответственности. В свою очередь такие последствия сведут на нет возможности привлечения виновного к гражданско-правой ответственности и компенсации причиненного ущерба и вреда.

Следует иметь ввиду и тот факт, что заявитель часто нуждается в правовой помощи и на стадии составления, оформления и подачи заявления о преступлении. Заявителю нужно определиться с вопросами квалификации преступления, определения обстоятельств, имеющих значение для отражения сведений о преступлении (место и время, в отношении кого подается заявление, орудие преступления и т.д.) принять самостоятельные допустимые законом меры к сохранению следов преступления, определиться с местом и порядком подачи сообщения о преступлении в соответствии с требованием уголовно-процессуального законодательства.

Заявитель также имеет права на адвоката с целью защиты своих прав и законных интересов на стадии доследственной проверки, что, при правильной и активной работе стороны защиты, позволит своевременно принимать решения, способствующие активному, своевременному и качественному проведению проверки сообщения о преступлении, с правильно выбранным эффективным алгоритмом действий.

О сроках проведения доследственной проверки

Сегодня срок проверки сообщения о преступлении ограничен законом 3 (тремя) сутками. Однако, такое ограничение носит формальный характер.

Так, подавляющее число решений по материалам проверки принимаются по истечению 10 суток или 30 суток, что соответствует положениям части 3 статьи 144 УПК РФ, согласно которой руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

В то же время не следует считать, что принимаемые в указанные сроки решения об отказе в возбуждении уголовного дела являются окончательными. Проверки могут длиться даже годами, набирая тома, порой, больше чем дело по убийству. Так бывает например с материалами проверок по экономическим преступлениям. Для возобновления проверки, руководители следственных органов могут отменять решения об отказе в возбуждении уголовного дела как незаконные и необоснованные, возобновлять проверку сроком до 30 дней. Таких процессуальных решений может быть много. Формальным поводом для этого могут являться затянувшиеся более одного месяца экспертизы, установление ранее неопрошенных очевидцев и т.д.

Правовая основа участия защитника – адвоката в доследственной проверке

Согласно части 1.1. статьи 144 УПК РФ лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 49 УПК РФ защитник участвует в уголовном процессе с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

#уголовныйпроцесс

По общему правилу все следственные действия, производимые сотрудниками следствия и дознания, должны начинаться лишь с момента возбуждения уголовного дела. Так гласит буква закона, но в реальности это не всегда уместно.

На практике нередко процесс возбуждения уголовного дела существенно осложняется бюрократическими трудностями, вследствие чего теряется драгоценное для раскрытия преступления время.

Для решения этой проблемы законодательством предусмотрены исключения, позволяющие производить следственные действия до возбуждения уголовного дела.

О том, какие следственные действия проводятся до возбуждения уголовного дела, расскажем в данном материале статьи.

Что такое следственные действия?

Следственные действия – это производимые в рамках уголовного дела уполномоченными сотрудниками мероприятия и действия, необходимые для установления обстоятельств произошедшего и сбора доказательств по делу.

Следственные действия всегда обеспечены силой государственного принуждения.

Разрешение на производство следственного действия выносит либо суд, либо сам следователь. Судебное одобрение требуется лишь для незначительного перечня следственных мероприятий.

Иногда к их осуществлению могут быть привлечены сотрудники оперативного розыска или эксперты, призванные к процедуре самим следователем.

Следственные действия должны отвечать следующим признакам:

  • Не должны угрожать жизни и здоровью участников следственных действий;
  • Не могут проводиться в ночное время, если нет на это веских оснований;
  • Могут производиться при помощи технических средств фиксации информации.

На основании постановления следователя проводятся такие следственные действия, как выемка, обыск, эксгумация и освидетельствование.

Проведение всех следственных мероприятий должно фиксироваться документальным оформлением протокола следственного действия за подписью всех его участников.

Виды следственных действий по УПК РФ

В УПК РФ представлен не однозначный перечень следственных действий. К ним могут быть причислены и иные действия сотрудников следствия, которые отсутствуют в этом списке, но имеют важность для уголовного дела.

Итак, к самым часто используемым следственным действиям относятся:

  • Очная ставка и допросы участников уголовного дела;
  • Выемка и обыск;
  • Осмотр места происшествия;
  • Проверка показаний на месте;
  • Следственные эксперименты;
  • Опознание и освидетельствование;
  • Экспертиза.

Помимо прочего в качестве следственного действия могут применяться: наложение ареста на почту подозреваемого, запись его переговоров, получение данных его связей от оператора и т.д.

Задержание преступника и арест его имущества не признаются следственными действиями.

Все протоколы следственных действий позже включаются в материалы уголовного дела. Некоторые из них даже сопровождаются фотографиями.

Обязательного судебного разрешению требует ряд следственных мероприятий:

  • Эксгумация трупа при несогласии на это его родных;
  • Обыск;
  • Осмотр жилища при условии, что другие жильцы против этого;
  • Выемка документации, содержащей конфиденциальную информацию;
  • Получение данных с банковских счетов;
  • Запись телефонных разговоров;
  • Запрос на распечатку звонков клиента оператора связи.

Весь выше обозначенный перечень действий, проводимых следователем, должен быть осуществим после возбуждения дела.

О том, какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения уголовного дела, поговорим далее.

Случаи, не терпящие отлагательств

Все досудебные разбирательства по делу зафиксированы во 2 части УПК РФ. Состоит она из двух разделов.

Раздел № 7 рассматривает все, что касается возбуждения уголовного дела. Раздел № 8 закрепляет порядок предварительного расследования, который, казалось бы, тоже относится к факту возбуждения уголовного дела.

Однако, сам Кодекс указывает, что в ряде случаев некоторые из следственных действий могут предшествовать возбуждению дела. Ряд случаев в этом контексте носит название – «не терпящие отлагательств».

В принципе, в ст. 144 УПК РФ дается расшифровка тех действий, которые могут осуществлять сотрудники следствия или дознания в тот момент, когда они получили сообщение о преступлении.

К ним, в частности, относятся:

  • Получение объяснений;
  • Получение образцов для сравнительного исследования;
  • Истребование документов и предметов;
  • Назначение судебной экспертизы;
  • Производство осмотра места происшествия и документов;
  • Осмотр трупа;
  • Освидетельствование;
  • Производство документальных проверок и ревизий.

Все это может иметь место до возбуждения дела тогда, когда ситуация не терпит отлагательств. Самой расшифровки такого понятия как «не терпящее отлагательств» в законодательстве нет.

А при этом очевидно, что, если возникнет вопрос об обоснованности совершенного следственного мероприятия, оно может быть признано незаконно осуществленным и вовсе отменено.

Остановимся на рассмотрении некоторых их тех действий, что допустимы для проведения до возбуждения уголовного дела.

Осмотр места происшествия

Осмотру места происшествия в УПК РФ посвящена ст. 176. Производится он для обнаружения обстоятельств дела и доказательств по нему.

Данное следственное мероприятие позволяет решить следующие задачи:

  • Изъятие следов преступления;
  • Выяснение обстоятельств совершенного преступления;
  • Сбор первичной информации;
  • Проверка вещей и предметов на месте происшествия на предмет значимости по делу в качестве вещественного доказательства.

Осмотр жилища в 2020 году может проводиться только на основании судебного решения или с согласия проживающих в нем лиц.

Все существенные записи по осмотру места происшествия отражаются в протоколе, в том числе, и отсутствие на следственном действии важных участников.

Протокол должен быть подписан всеми, кто был на осмотре. При нежелании оставлять в нем свою подпись, они обязаны написать разъяснение отказа.

Оперативность осмотра места происшествия обусловлена тем, что через время многие улики могут исчезнуть и выявить их потом уже будет невозможно.

Осмотр трупа

Осмотр трупа может быть, как самостоятельным следственным мероприятием, так и проводиться в рамках осмотра места происшествия. В первом случае его результаты заносятся в отдельный протокол, во втором случае – протокол для двух следственных действий является единым.

Осмотр трупа должен производиться в присутствии медицинского эксперта или врача.

Участие понятых в данном мероприятии обязательно. Труп тоже является той важной деталью расследования обстоятельств дел, оперативный анализ которой позволяет разрешить множество противоречий.

Труп человека быстро разлагается, начинает внешне и внутренне меняться. Обнаружить какие-то важные детали может быть трудно, спустя некоторое время после смерти человека.

Освидетельствование участников преступления

Освидетельствование представляет собой следственное действие, которое помогает определить без проведения судебно-медицинской экспертизы телесные повреждения, характер особых примет на человеке, установление или опровержение факта опьянения.

Освидетельствование может проводиться в отношении подозреваемого, потерпевшего или свидетеля с его согласия.

Проведение освидетельствования имеет свои ключевые особенности:

  • Осуществляется на основании постановления следователя.
  • Проводится самим следователем при участии врача или другого специалиста.
  • Когда требуется в рамках освидетельствования раздевание лица противоположного пола следственное действие проводит врач самостоятельно, без участия следователя.
  • Фото- и видеозапись освидетельствования возможна с согласия того, кого освидетельствуют.

Все, что было обнаружено в ходе осмотра, должно быть записано в протоколе освидетельствования. Обычно первичный осмотр уже дает точное представление о характере повреждений и особенностях совершенного деяния.

Судебная экспертиза, при этом, лишь описывает те процессы, которые происходят внутри организма и не видны обычному глазу.

В том случае, если проведение этих следственных действий будет признано не основательным, в отношении сотрудников следствия или дознания могут быть применены санкции в виде дисциплинарного взыскания.

Когда же будет доказана невиновность лица, в отношении которого производились следственные действия до возбуждения уголовного дела, могут возникнуть более серьезные последствия для следователя.

С огромным числом уголовных дел органы дознания, следствия и полиции нередко не справляются. Возбуждение уголовных дел у них откладывается при этом без законных оснований на неопределенные сроки.

Виновные при этом лица продолжают ходить по улицам и представлять опасность для общества.

Нередко именно проведение немедленных следственных действий, сразу после получения информации о возможном преступлении, может спасти чью-то жизнь или сохранить большую часть похищаемого имущества.

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Следователь наделен широкими полномочиями по ведению уголовного дела: проводит допросы, истребует любые доказательства, привлекает своим постановлением лицо в качестве обвиняемого и т.д. Все перечисленное реализуется на стадии расследования – то есть, после того, как уголовное дело уже возбуждено. До того, как постановление о возбуждении дела будет вынесено, проводится предварительная процессуальная (доследственная) проверка — кем, в каких случаях и в какие сроки – читайте в нашей статье.

Заявление о преступлении

Каждый из нас имеет право обратиться в полицию с заявлением, в котором подробно описать неприятности правового характера: украли велосипед, избили, отобрали телефон, разбили окно в машине и т.д. В таком заявлении обычно отражают события, произошедшие с заявителем, негативные последствия, а также просьбу привлечь к ответственности виновных лиц:

В дежурную часть
УМВД Ленинского района по г. Красноярску

от Матвеевой Людмилы Петровны,
проживающей в г. Красноярске, ул. Летняя, д. 30
тел. 89333333

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестных мне лиц, которые 20.11.2019 незаконно проникли в мой гараж на ул. Летняя, 49А, и похитили 4 автомобильные шины на общую сумму 20000 рублей (чек о покупке прилагаю).

Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупреждена.

Матвеева Л.П., 21.11.2019, подпись.

Фактически данное сообщение содержит информацию о том, что в отношении Матвеевой Л.П. совершено преступление – вероятно, кража (тайное хищение с незаконным проникновением в хранилище и с причинением значительного ущерба). Но сразу после получения такого заявления уголовное дело возбуждено не будет, поскольку обстоятельства необходимо проверить: опросить заявительницу, убедиться в наличии у нее гаража и шин, сопоставить стоимость и даты и т.д.

Проверка также необходима также для того, чтобы исключить ошибку – к примеру, вдруг бывший муж забрал из гаража свои собственные шины, а Матвеева подумала, что их похитили и считала это имущество общим.

Поводом для возбуждения дела является заявление гражданина, которое надлежащим образом проверено. Только после тщательной предварительной проверки, при наличии достаточных оснований полагать, что совершено преступление, возбуждается уголовное дело. Такая проверка называется «процессуальной», или «доследственной», поскольку проводится до возбуждения дела.

Заявление может быть подано лично в дежурную часть полиции города или района.

Рекомендуем запастись копией обращения, на которой дежурный поставит печать о принятии и идентификационный номер регистрации – именно по нему впоследствии можно будет узнавать, какое решение принято. На отметке также будет стоять время и дата принятия – эта информация также важна, поскольку рассмотрение заявления проводится в определенные сроки.

В качестве сообщения о преступлении может быть принята явка с повинной, информация по телефону, обращение через интернет-приемную или через иные источники. Каждое сообщение должно быть зарегистрировано в специальном журнале сообщений о преступлениях, с присвоением индивидуального номера.

Регистрация и прием сообщений о преступлениях ведется в соответствии со строгой отчетностью. В дежурной части не вправе отказать в принятии заявления о преступлении по тем основаниям, что неполно изложены сведения (к примеру, отсутствует фамилия злоумышленника или не указано место совершения нападения), что заявитель проживает в другом районе, что ранее уже было обращение такого же характера.

На правоохранительных органах лежит обязанность круглосуточного приема и регистрации сообщений о преступлении. И если человеку отказывают в приеме его заявления, это грубое нарушение конституционного права на правовую защиту. Деятельность полиции по приему и регистрации сообщений всегда находится под строгим контролем надзирающих органов, в том числе прокуратуры. Отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении можно обжаловать прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ или в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

Вопрос:
Можно ли обратиться с заявлением о преступлении не в полицию, а в иной орган – к примеру, в следственный комитет или ФСБ?

Да, закон позволяет подать заявление о преступлении в любой правовой орган, и оно всегда будет основанием для проведения доследственной проверки. Вместе с тем, следует знать хотя бы общие положения об исключительной подследственности — к примеру, сотрудники ФСБ в силу своей компетенции проводят проверки по сообщениям о террористических актах, а сотрудники следственного комитета – проверки о причастности к преступлениям несовершеннолетних лиц, а также по половым преступлениям. Если заявление гражданина попадет в орган, который не вправе проводить проверку по конкретной ситуации, обращение перенаправят в компетентный орган, и на пересылку потратится время. Поэтому лучше сразу правильно адресовать свою информацию о преступлении – о полномочиях органов можно узнать по многоканальному телефону любого ведомства в регионе.

Больше всего сообщений попадают в дежурную часть районного отдела полиции. После того, как сообщение зарегистрировано, начинается следующий этап — его проверка.

Уголовно-процессуальная проверка заявления о преступлении

Правила проведения проверки регламентируются статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В данной статье перечисляются должностные лица, которые вправе проводить доследственную проверку:

  • дознаватель и орган дознания, то есть участковые уполномоченные полиции и оперуполномоченные полиции, инспекторы ПДН;
  • руководитель следственного органа или следователь – названные должностные лица проводят проверочные мероприятия лично и поручают их проведение сотрудникам полиции (к примеру, сотрудникам отдела уголовного розыска по сообщению об убийстве).

На практике встречается поступление заявлений не о совершенном, а о готовящемся преступлении. В таких случаях к проверке сообщения привлекаются не только следственные органы, но и специальные группы быстрого реагирования, в зависимости от характера полученной информации и опасности возможных последствий.

Вопрос:
В чем заключается проверка?

В первую очередь, в необходимых мероприятиях, направленных на выяснение обстоятельств, изложенных в заявлении. Для выяснения, было ли преступление и кто к нему причастен, в обязательном порядке опросят самого заявителя, поскольку, как правило, в заявлении содержатся не все необходимые сведения.

Приведем пример. Гражданка Попова А.М. написала заявление в полицию о том, что у нее с дачного участка похитили шифер, указала свои данные – телефон, место проживания и стоимость похищенного. Но в ее заявлении отсутствовала информация о том, в какое время было совершено преступление, запирается ли та территория, с которой были вынесены листы, каков их размер и была ли она в это время дома, где находится дача и кто имеет доступ на участок. Все эти вопросы предстоит выяснить во время проверки. С Поповой А.М. созвонится и встретится участковый полицейский, который территориально относится к участку, где была совершена кража.

После того, как заявительницу опросят и составят объяснение, необходимо будет осмотреть место происшествия. Участковый полиции выедет на участок и составит протокол осмотра места происшествия, где будет описано расположение предметов, метраж, а также непосредственно место, где находились листы шифера. Все это покажет ему Попова А.М., которая распишется в протоколе как участвующее в действии лицо. Отметим, что осмотр места происшествия – это одно из немногих следственных действий, проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела.

Если Попова А.М. укажет, что кого-то подозревает, то участковый возьмет объяснение от данного подозреваемого лица. Если нет подозреваемых, участковый начнет работу по выявлению лиц, ранее судимых и замеченных в кражах с дачных участков, а также проверит рынки сбытов похищенных вещей. Это лишь примерный перечень тех мероприятий, которые могут быть проведены полицейским. У каждого сотрудника правоохранительных органов с годами вырабатывается свой подход по раскрытию преступлений. Чаще всего те участковые, которые длительное время работают в одном и том же районе, хорошо осведомлены о склонных к правонарушениям гражданах и вообще о криминальных личностях.

Основное проверочное действие – опрос — часто проводится и в отношении очевидцев совершения преступных действий и иных свидетелей (в том числе, косвенных). Так, по сообщению Поповой Л.М. в ходе процессуальной проверки будут опрошены не только лица, которые видели, как Иванов и Петров несли в темное время суток несколько листов шифера от участка заявительницы, но и Сидоров А.Г., который совместно с ней приобретал эти предметы – тем самым в своем объяснении он подтвердит время и место, а также стоимость покупки.

Другие проверочные действия включают в себя:

  • осмотр трупа. Обычно такой осмотр необходим, когда сообщение о преступлении поступило по телефону. Тогда на место выезжает следственная группа, в составе которой есть следователь. Кроме составления протокола осмотра места происшествия, он обязан составить протокол осмотра трупа – зафиксировать, какие видимые телесные повреждения на нем имеются, описать его расположение, признаки насилия, наличие или отсутствие трупных пятен, перечислить предметы одежды и т.д. Чтобы наиболее полно провести осмотр трупа, следователь приглашает специалиста.
  • истребование документов, имеющих отношение к сообщению о преступлении. Законодатель не уточняет, какая именно документация может быть изъята и откуда. В то же время, необходимо учитывать, что детализация телефонных переговоров, а также сведения по банковским счетам возможно получить исключительно по судебному решению. Без него дознаватель или следователь вправе истребовать иные документы: к примеру, договоры и платежные поручения из какого-либо учреждения, организации, а также добровольно выданные физическими лицами удостоверения, квитанции и т.д. Для граждан и организаций исполнение запросов сотрудников правоохранительных органов обязательны для исполнения. В противном случае за отказ в содействии могут привлечь к административной ответственности по ст. 17.7 КОАП РФ.
  • осмотр предметов. К примеру, если в результате проверочных действий шифер был обнаружен в спрятанном сарае Иванова, при добровольной выдаче им украденных листов следователь составит протокол осмотра предметов. Выемка и обыск на этой стадии не проводятся – это следственные действия, которые могут иметь место только по возбужденному уголовному делу.
  • исследование и назначение судебной экспертизы в рамках доследственной проверки. Для проведения исследования до возбуждения уголовного дела возможно получение сравнительных образцов (к примеру, для сравнительного почерковедческого исследования от лица получают образцы подписи). На практике чаще всего на стадии проверки проводятся экспертизы по оружию или наркотикам, по телесным повреждениям, оценочные. Результаты таких исследований напрямую влияют на принятие решения о том, есть состав преступления или нет.

По разным категориям дел имеются особенности в проведении проверки сообщения. Так, по делам о незаконном обороте наркотических средств могут быть проведены проверочные закупки, когда в качестве участника оборота внедряется привлеченное со стороны лицо, записывающее на аудио и видеотехнику разговор о покупке или продаже запрещенных веществ. Записывающие устройство и меченные денежные средства почти всегда применяются в ходе проверки сообщения о вымогательстве взятки.

Полученные в ходе процессуальной проверки сведения и изъятые документы, предметы, как правило, становятся доказательствами вины после того, как дело будет возбуждено. Но закон гласит, что только законно добытые доказательства являются допустимыми. Поэтому при собирании доказательств до возбуждения уголовного дела важно, чтобы следователь, дознаватель и органы дознания соблюдали права участников проверки.

Процессуальные действия налоговых проверок

Существуют некоторые особенности при проверке сообщения о налоговом преступлении. Ее проводит следователь Следственного комитета. В первую очередь, он устанавливает, нет ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. Если их нет, то сообщение направляется им в налоговый орган, вышестоящий по отношению к тому, где состоит на учете потенциальный нарушитель налогового закона.

В течение 15 дней налоговый орган обязан предоставить следователю заключение налоговой проверки с расчетом неуплаченных налогов или заключение об отсутствии налоговых нарушений. При этом УПК РФ не ставит следователя в зависимость от содержания заключения, и если для него будет очевидно, что состав преступления есть, то он вправе возбудить уголовное дело и до получения информации от ИФНС.

Вместе с тем, специальный проверочный режим именно по налоговым преступлениям способствует правильному установлению фактов – ведь вопрос о возбуждении преступлений, предусмотренных ст.ст. 198, 199 УК РФ зависит, прежде всего, от размера суммы налогов, на которую уклонялся плательщик. Правильный расчет недоимок является залогом законного возбуждения уголовного дела.

Соблюдение прав участников процессуальной проверки

На этапе проверки сообщения о преступлении еще нет потерпевших, свидетелей, обвиняемого. Чтобы Попову Л.М. признать потерпевшей, необходимо вынести постановление о признании ее таковой, что возможно только после возбуждения дела. До этого она называется заявителем.

Что касается свидетелей, они условно называются таковыми, но в полном смысле этого термина станут, опять же, только в ходе расследования в рамках возбужденного уголовного дела.

То же самое относится и к подозреваемому – пока он не задержан на месте преступления и дело не возбуждено, он считается участником доследственной проверки, не более.

В то же время, несмотря на отсутствие понятного и «официального» статуса по делу, все перечисленные лица обладают рядом прав. И если эти права не соблюдать, последствия могут привести к исключению собранных доказательств судом.

Основными правами данных лиц являются:

  • право не свидетельствовать против себя самого и отказаться от дачи пояснений в порядке ст. 51 Конституции РФ;
  • право не свидетельствовать против своих близких, в число которых входит супруги, дети, родители;
  • право пользоваться помощью адвоката – в любом проверочном мероприятии, будь то опрос или участие в исследовании, освидетельствовании и т.д. У адвоката есть также свои права – присутствовать при опросе, при осмотре, знакомиться с материалами проверки.
  • приносить жалобы на действия и бездействия следователя, дознавателя;
  • просить о применении мер безопасности (к примеру, сохранить в тайне свои ФИО или информацию о даче объяснения и вообще об обращении в полицию).
  • право на разумные сроки проведения проверки сообщения. В законе есть требование о неукоснительном соблюдении сроков проведения доследственной проверки. Недопустимо отложить в сторону заявление Поповой Л.М. и заниматься проверкой только лишь сообщения гражданина Петрова В.М. Заявитель имеет право на незамедлительные мероприятия по проверке своих сведений о преступлении, а в ряде случаев затягивание может быть опасно для жизни людей.

По общему правилу, проверка сообщения должны быть проведена в течение 3-х суток. Законодатель предусмотрел возможность продления этого срока до 10-ти суток. Заметим, что чаще всего срок продлевается, поскольку участковым уполномоченным, да и следователям часто недостаточно трех дней. В исключительных случаях возможно продлить срок до 30-ти суток. Обычно продление до месяца встречается по сообщениям об экономических преступлениях или других нарушениях закона, сбор доказательств по которым затруднен (к примеру, требуется эксгумация трупа с последующей сложной экспертизой).

Процедура продления срока заключается в обязательной даче согласия на увеличение срока руководителем органа дознания или следствия. Продление срока дознавателю до 30-ти суток утверждается прокурором.

По результатам проверки, на основании ст. 145 УПК РФ, выносится одно из двух постановлений: об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела.

Итог доследственной проверки

Если вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, с этого момента все участники приобретают определенный статус, процессуальная проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ считается оконченной и наступает стадия расследования.

Если в ходе проведенной проверки не подтвердилось совершение преступления, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, к примеру:

УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела полиции
по Ленинскому району УМВД по г. Красноярску
полковник полиции Минаев О.Л.

30.11.2019, подпись

(обращаем внимание: если постановление
выносится следователем,
а не участковым и не дознавателем,
утверждения руководителя не требуется)

г. Красноярск
30.11.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в возбуждении уголовного дела

Старший участковый уполномоченный УМВД Ленинского района по г. Красноярску Лебедев А.Д., рассмотрев сообщение о преступлении, зарегистрированное под номером КУСП 34353/19 от 21.11.2019,

УСТАНОВИЛ:

21.11.2019 в дежурную часть УМВД по г. Красноярску обратилась Матвеева Л.П. с заявлением в отношении неустановленных лиц, похитивших у нее имущество из гаража.

Из объяснения Матвеевой Л.П. следует, что 19.11.2019 она положила в свой гараж 4 автомобильные шины, которые купила 18.11.2019 за 20000 рублей. Гараж принадлежит ей, ворота гаража были ею 19.11.2019 закрыты на замок, ключ находился у нее. Со слов Матвеевой Л.П., доступ к гаражу имеет только она и брат Матвеев Р.П., проживающий по адресу г. Красноярск, ул. Минеральных источников, д. 10.

Из пояснений Репиной К.А., проживающей по адресу ул. Летняя, д. 29, являющейся соседкой заявителя, следует, что в ночь с 20.11.2019 на 21.11.2019 она видела, как двое неизвестных ей мужчин около 40 минут находились возле гаража Матвеевой и что-то оттуда выносили. Что именно, пояснить не может, поскольку не разглядела.

Опросить по обстоятельствам, изложенным в заявлении, брата заявителя – Матвеева Р.П., не представилось возможным, поскольку при неоднократном посещении по месту проживания он отсутствовал.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144, 145 УПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Отказать в возбуждении уголовного дела по преступлению, предусмотренного ст. 158 УК РФ, по заявлению Матвеевой Л.П. КУСП № 34353/19 от 21.11.2019 ввиду отсутствия состава преступления.

Направить копию постановления Матвеевой Л.П. и прокурору района для сведений.

Данное постановление может быть обжаловано в порядке ст. 124, 125 УПК РФ

Старший участковый уполномоченный полиции
Лебедев А.Д.

Примерно такое постановление будет вынесено, если не установят факт преступления. Если вчитаться в содержание, становится не совсем понятно – почему отказывают в возбуждении дела, если имущество похищено? Получается, из-за того, что не опросили брата Матвеевой Л.П.? Казалось бы, все факты о краже налицо, зачем опрашивать родственника? И все же в данной ситуации это необходимо, поскольку Матвеев Р.П. так же, как и заявитель, имеет доступ к гаражу и ключи, поэтому полицейскому следовало обязательно его опросить. С другой стороны, формулировка причины отсутствия опроса «не оказалось дома» в нашем примере – это показатель неполно проведенной доследственной проверки, что влечет признание незаконным постановление об отказе в возбуждении дела.

На практике участковые уполномоченные полиции часто указывают причину отказа – отсутствие события или состава преступления, а мотивы такого решения указаны в тексте как «не представилось возможным опросить», «не предоставлены документы о стоимости похищенного», «не исполнен запрос, направленный в учреждение». Все это свидетельствует о том, что постановление вынесено преждевременно.

В отдельных случаях неполнота проверок связана с нехваткой времени и сильной загруженностью полиции – тогда начальник отделения самостоятельно выносит ходатайство перед прокурором района об отмене своего же постановления, с целью дополнить проверку.

Заявитель или иное заинтересованное лицо, чьи права нарушены, самостоятельно могут обратиться в прокуратуру или суд с жалобой. Прокурор или судья вправе отменить постановление и направить материал на дополнительную проверку, одновременно обязав сотрудников правоохранительных органов выполнить конкретные указания.

Приведенный нами порядок проведения дополнительной доследственной проверки сообщения о преступлении относится к любому ведомству. Так, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено прокурором или судом вне зависимости от органа, принявшего обжалуемое постановление: участковым уполномоченным, оперуполномоченным, инспектором ПДН, дознавателем, следователем УВД или СК, ФСБ и т.д.

Учитывая надзорный контроль, копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следователь в обязательном порядке направляет заявителю и в прокуратуру. Причем прокурору постановление направляется вместе со всеми материалами проверки («отказной материал»).

Прокурор обязан проверить отказной материал в течение 5 суток и либо согласиться с принятым решением, либо отменить его, о чем выносится постановление:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отмене постановления органа дознания (дознавателя)
об отказе в возбуждении уголовного дела

г. Красноярск
03.12.2019

Прокурор Ленинского района г. Красноярска старший советник юстиции Омаров Е.Д., рассмотрев материал проверки № 6767/19 (КУСП № 34353 от 21.11.2019),

УСТАНОВИЛ:

21.11.2019 в дежурную часть УМВД России по г. Красноярску поступило заявление Матвеевой Л.П. о хищении у нее имущества на сумму 20000 рублей.

По результатам проведенной проверки 30.11.2019 УУП УМВД России по г. Красноярску Лебедевым А.Д. принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст.158 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Изучением материала проверки установлено, что данное постановление принято необоснованно, преждевременно.

В связи с тем, что проверка проведена не в полном объеме и не исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законного и обоснованного решения, указанное выше постановление подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1, 6 ч. 2 ст. 37 и ч. 6 ст. 148 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.11.2019 года вынесенное старшим УУП Ленинского района УМВД России по г. Красноярску Лебедевым А.Д.
  2. Дать следующие указания о выполнении дополнительных проверочных мероприятий:
    • установить местонахождение и опросить Матвеева Р.П. по обстоятельствам, указанным в заявлении;
    • установить возможных очевидцев реализации похищенного, путем опроса лиц на рынках района;
    • осмотреть место происшествия – гараж, приобщить к материалу протокол;
    • выполнить иные проверочные мероприятия, направленные на принятие законного и обоснованного решения;
  3. Направить настоящее постановление начальнику полиции Ленинского района УМВД России по г.Красноярска для организации и проведения дополнительной проверки.
  4. Установить срок проведения дополнительной проверки 10 суток;
  5. О принятом решении уведомить заинтересованных лиц.

Настоящее постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Прокурор Ленинского района
г. Красноярска
старший советник юстиции
Е.Д. Омаров

Таким образом, прокурор в рамках полномочий надзора вправе принять решение об отмене постановления правоохранительных органов об отказе в возбуждении дела.

Из содержания приведенного выше постановления следует, что прокурор, отменяя отказ, направляет вновь все материалы проверки для дополнительных мероприятий. На практике таких отмен может быть несколько по одному и тому же заявлению, и всегда устанавливается новый срок для дополнительных проверочных действий. К сожалению, нередко проверка затягивается, что негативно отражается на правах заявителя – а ведь речь идет о конституционном праве человека на правосудие (ст. 52 Конституции РФ).

Мы бы рекомендовали заявителю самостоятельно контролировать работу полиции по своему обращению. Отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела произойдет быстрее, если заявитель направит в прокуратуру района жалобу.

Обжаловать можно бездействие полицейского – подробнее об этом можно прочитать . Кроме того, закон наделяет заявителя обжаловать отдельное постановление, обратившись в прокуратуру или в суд (в конце текста постановления об отказе в возбуждении уголовного дела всегда присутствует ссылка на это право и на нормы).

Как обжаловать результаты доследственной проверки

Суть обжалования сводится к следующему:

  • необходимо узнать, какое решение по заявлению принято;
  • если оно не устраивает заявителя, нужно реализовать свое право на ознакомление с материалами проведения доследственной проверки, чтобы понять, по каким основаниям отказали в возбуждении уголовного дела;
  • написать жалобу в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ;
  • узнать, какое решение принято прокурором. Если им не был отменен отказ в возбуждении дела, можно обжаловать бездействие прокурора в вышестоящую прокуратуру или в суд. Если отказ был отменен – снова начать контролировать полноту проверки и, при необходимости, снова готовить жалобу.

В начале нашей статьи мы обращали внимание читателя, что желательно лично сдать в дежурную часть свое заявление о совершенном преступлении, чтобы знать номер регистрации в журнале сообщений о преступлениях (номер КУСП – Книги учета сообщений о преступлениях). Именно по этому номеру заявитель узнает, у какого конкретно должностного лица на рассмотрении находится сообщение, а также результат доследственной проверки. Для этого можно позвонить по телефону в дежурную часть, назвать свои данные (ФИО и место жительства), номер КУСП, дату обращения.

Узнав результат, можно подать заявление об ознакомлении с материалами:

Старшему участковому уполномоченному полиции
УМВД по г. Красноярску по Ленинскому району
Лебедеву А.Д.

от Матвеевой Людмилы Павловны,
проживающей по адресу
г. Красноярск, ул. Летняя, д. 30,
тел. 8933333

ХОДАТАЙСТВО
Об ознакомлении с материалами доследственной проверки
(образец)

21.11.2019 я обратилась с заявлением о совершенном хищении шин стоимостью 20000 рублей, зарегистрированом в КУСП под номером 34353/19.

На основании ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ,

ПРОШУ:

Предоставить возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по моему заявлению, а также сделать фотокопии.

Матвеева Л.П., число, подпись.

Обычно после поступления такого ходатайства участковый уполномоченный созванивается с заявителем и приглашает его в здание УМВД для ознакомления. После ознакомления (разрешено фотографировать или ксерокопировать за свой счет) заявитель ставит об этом отметку («ознакомился, копии сняты»). Если отказной материал уже был направлен в прокуратуру (обычно в течение 5 суток после вынесения постановления), то такое ходатайство можно направить в прокуратуру.

Ознакомившись с материалами и поняв, по каким основаниям было отказано в возбуждении уголовного дела, можно направить жалобу на постановление в прокуратуру района:

Прокурору Ленинского района
г. Красноярка
старшему советнику юстиции
Омарову Е.Д.
(сведения о должности и ФИО прокурора можно
получить на сайте или в приемной прокуратуры)

ЖАЛОБА
В порядке ст. 124 УПК РФ

21.11.2019 я обратилась в дежурную часть Ленинского отдела УМВД по г. Красноярску с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновных неизвестных мне лиц, которые 20.11.2019 похитили из моего гаража шины стоимостью 20000 рублей. Заявление было зарегистрировано в КУСП за номером 34353/19.

Процессуальная проверка проводилась участковым уполномоченным полиции Лебедевым А.Д., который 30.11.2019 принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела по надуманным основаниям.

Так, участковым Лебедевым А.Д. в постановлении указано, что не опрошен мой брат Матвеев Р.П., а также то, что отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 158 УК РФ (кража).

Вместе с тем, проверка проведена неполно и поверхностно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено незаконно. Так, участковый не произвел осмотр места происшествия, не установил возможных очевидцев, подомовой обход им не проводился.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ,

ПРОШУ:

Изучить отказной материал № 6767/19 по заявлению Матвеевой Л.П. №КУСП 34353/19.

Отменить постановление старшего участкового уполномоченного полиции Лебедева А.Д. об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.11.2019 как незаконное.

Дать указания по проведению конкретных проверочных мероприятий и направить отказной материал на дополнительную проверку в УМВД для принятия обоснованного решения о возбуждении дела.

Матвеева Л.П., число, подпись

Жалоба может быть подана прокурору в любое время (срок законом не оговорен) и вне зависимости от того, находится ли отказной материал в прокуратуре или уже был направлен обратно в полицию (как вариант – еще не «дошел» до прокуратуры).

В любом случае, при поступлении жалобы на отказ в возбуждении прокурор вправе истребовать материал и изучить его. Срок рассмотрения жалобы – от 3-х до 10-ти дней. Если она будет признана обоснованной, прокурор вынесет то самое постановление об отмене, пример которого мы привели выше. Тогда материал направляется на дополнительную доследственную проверку, итогом которой часто становится постановление о возбуждении уголовного дела с последующим расследованием дела.

Если в удовлетворении жалобы отказано, то, как мы уже писали, можно обратиться в вышестоящую прокуратуру или в суд, приложив все документы, имеющие отношение к спорному вопросу. Подробнее об обжаловании отказа в возбуждении дела, в том числе в судебном порядке, можно прочитать .

Куприянова Вера Николаевна Ссылки на законодательные акты

  1. Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
  2. Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 г. Москва

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведение исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.

2. Согласно положениям части 2 статьи 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

3. В целях обеспечения реализации участвующими в деле лицами их права на отвод эксперта (статья 70, пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 198 УПК РФ) в определении (постановлении) о назначении экспертизы необходимо указывать наименование экспертного учреждения (пункт 60 статьи 5 УПК РФ), в котором должна быть произведена экспертиза, а при невозможности производства экспертизы в этом учреждении — вновь выносить определение (постановление) о назначении экспертизы в другом экспертном учреждении. По ходатайству указанных лиц дознаватель, следователь, суд обязаны сообщать фамилию, имя, отчество эксперта, которому руководителем государственного судебно-экспертного учреждения поручено производство экспертизы.

При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения.

В случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы.

4. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний.

Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место — убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается.

5. В тех случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в статье 70 УПК РФ, т.е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

В определении (постановлении) о назначении экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований экспертным учреждениям либо конкретному лицу.

6. Справки, акты, заключения и иные формы фиксации результатов ведомственного или другого исследования, полученные по запросу органов предварительного следствия или суда, не могут рассматриваться как заключение эксперта и служить основанием к отказу в проведении судебной экспертизы.

Указанные положения не препятствуют приобщению к материалам уголовного дела и использованию в процессе доказывания заключения специалиста, полученного в соответствии с частью 3 статьи 80 УПК РФ.

7. По смыслу уголовно-процессуального закона, согласие подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, лица, в отношении которого рассматривается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, на проведение в отношении его судебной экспертизы не требуется.

Вместе с тем суду следует обеспечить лицу, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, возможность участвовать в судебном заседании при решении вопроса о проведении в отношении него судебной экспертизы и самостоятельно реализовать права, предусмотренные частью 1 статьи 198 УПК РФ, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

Недопустимо назначение и производство судебной экспертизы в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4, 5 статьи 196 УПК РФ, а также в соответствии с частью 5 статьи 56, частью 4 статьи 195 УПК РФ в отношении свидетеля без их согласия либо согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде.

8. Исходя из положений, указанных в пунктах 5, 9, 11 части 2 статьи 42, статьи 198 УПК РФ, суду надлежит обеспечить потерпевшему возможность знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы независимо от ее вида и с полученным на ее основании экспертным заключением либо с сообщением о невозможности дать заключение; право заявить отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении, о привлечении в качестве эксперта указанного им лица либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении, о внесении в определение (постановление) о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту.

Свидетель пользуется такими же правами, как и потерпевший, лишь при условии назначения и производства судебной экспертизы в отношении его самого.

Участники судебного разбирательства по их ходатайствам с согласия суда вправе присутствовать при производстве экспертного исследования, производимого вне зала судебного заседания, за исключением случаев, когда суд по ходатайству эксперта сочтет, что данное присутствие будет препятствовать производству экспертизы. Факт присутствия участника судебного разбирательства при производстве судебной экспертизы вне зала судебного заседания следует отразить в заключении эксперта.

9. Разъяснить судам, что подозреваемый, обвиняемый и их защитники, а также потерпевший должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы до ее производства. В том случае, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим после назначения судебной экспертизы, оно должно быть ознакомлено с этим постановлением одновременно с признанием его таковым, о чем составляется соответствующий протокол.

10. В описательной части судебного решения о помещении подозреваемого или обвиняемого в соответствующее медицинское учреждение для стационарного обследования при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании статьи 203 УПК РФ, следует обосновать такое решение, а в резолютивной части указать, в какое именно учреждение лицо направляется для обследования.

11. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинском стационаре может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней.

Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее чем за три дня до истечения 30-дневного срока. Такое ходатайство подлежит рассмотрению по правилам статьи 165 УПК РФ.

Лицу, в отношении которого решается вопрос о помещении в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы либо о продлении срока его пребывания в медицинском стационаре, следует обеспечить возможность участия в судебном заседании и реализации предусмотренных уголовно-процессуальным законом прав, за исключением случаев, когда физическое и (или) психическое состояние не позволяет ему предстать перед судом.

В течение трех дней со дня получения ходатайства о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре судье следует вынести постановление и уведомить эксперта или комиссию экспертов о принятом решении. В случае отказа в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно подлежит выписке из него.

В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. Общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней.

Руководитель медицинского стационара должен известить лицо, находящееся в указанном стационаре, а также орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, о заявленном ходатайстве и вынесенном судьей решении.

12. В необходимых случаях, когда исследование выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, в соответствии со статьей 201 УПК РФ может быть назначено производство комплексной экспертизы, осуществляемой несколькими экспертами на основе использования разных специальных знаний. Эксперты при этом составляют совместное заключение. В заключении экспертов должно быть указано, какие исследования провел каждый эксперт, какие факты лично он установил и к каким пришел выводам.

Каждый эксперт вправе подписать общее заключение либо ту его часть, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований.

Если эксперт обладает достаточными знаниями, необходимыми для комплексного исследования, он вправе дать единое заключение по исследуемым им вопросам.

Эксперт дает заключение от своего имени на основании исследований, проведенных им в соответствии с его специальными знаниями, и несет за данное им заключение ответственность в установленном законом порядке.

13. В соответствии с частью 1 статьи 207 УПК РФ основаниями для проведения дополнительной экспертизы, поручаемой тому же или другому эксперту, являются недостаточная ясность или полнота заключения эксперта либо возникновение новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела.

Под недостаточной ясностью следует понимать невозможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объектов, критериев оценки выявленных признаков, которые невозможно устранить путем допроса в судебном заседании эксперта, производившего экспертизу.

Неполным является такое заключение, в котором отсутствуют ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, не учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.

14. В зависимости от характера вопросов и объема исследуемых материалов дополнительная экспертиза может быть произведена в судебном заседании.

В тех случаях, когда возникает необходимость в разрешении новых вопросов в отношении исследованных ранее объектов, экспертиза назначается в порядке статьи 195 УПК РФ и ее производство поручается, как правило, тому же эксперту, если предстоящее исследование не выходит за рамки его специальных знаний.

15. Согласно части 2 статьи 207 УПК РФ при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в выводах экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту.

Необоснованным следует считать такое заключение эксперта, в котором недостаточно аргументированы выводы, не применены или неверно применены необходимые методы и методики экспертного исследования.

Суд также вправе назначить повторную экспертизу, если установит факты нарушения процессуальных прав участников судебного разбирательства при назначении и производстве судебной экспертизы, которые повлияли или могли повлиять на содержание выводов экспертов.

16. По уголовным делам частного обвинения, возбуждаемым по заявлению потерпевшего или его законного представителя (часть 1 статьи 318 УПК РФ), судья может решить вопрос о назначении экспертизы при подаче ими заявления в суд либо на стадии судебного разбирательства путем вынесения соответствующего постановления. При этом должны быть соблюдены права обвиняемого, подсудимого, а также потерпевшего, установленные уголовно-процессуальным законом.

17. Рекомендовать судам в случае производства экспертизы в суде (статья 283 УПК РФ) экспертом, ранее не участвовавшим в деле в этом качестве, в необходимых случаях выносить два процессуальных документа (определения, постановления): первый — о назначении экспертизы, в котором привести данные об эксперте, имея в виду, что эксперт вправе участвовать в исследовании обстоятельств дела, относящихся к предмету экспертизы, только после вынесения определения о назначении экспертизы, и второй — после выполнения соответствующей процедуры — о постановке вопросов перед экспертом.

Председательствующему в судебном заседании следует принимать предусмотренные законом меры к исследованию в суде обстоятельств, необходимых для дачи экспертом заключения, в том числе, о количестве, объеме и других характеристиках объектов и материалов, необходимых для производства исследований, и лишь после этого предлагать участникам судебного разбирательства представлять в письменном виде вопросы эксперту.

Если подсудимый в силу физических или психических недостатков не может изложить вопросы в письменном виде, участвующий в рассмотрении уголовного дела защитник в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 УПК РФ оказывает ему необходимую помощь в выполнении требований части 2 статьи 283 УПК РФ; при наличии таких недостатков у потерпевшего эти требования выполняет его законный представитель или представитель в соответствии со статьей 45 УПК РФ.

Замена производства экспертизы, если имеются основания для ее производства, допросом эксперта не допускается.

Согласно положениям статьи 283 УПК РФ в определении (постановлении) помимо вопросов, предлагаемых судом на разрешение эксперта, должно быть указано, какие вопросы, представленные участниками судебного разбирательства, судом отклонены с приведением мотивов их отклонения. При этом суд не связан формулировкой и перечнем вопросов, предложенных участниками судебного разбирательства, а также поставленных перед экспертом в процессе предварительного расследования.

18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются заключение и показания эксперта, которые, как и все доказательства (статья 240 УПК РФ), подлежат непосредственному исследованию в судебном заседании (за исключением случаев, предусмотренных разделом X Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

19. При оценке судом заключения эксперта следует иметь в виду, что оно не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществом перед другими доказательствами и, как все иные доказательства, оценивается по общим правилам в совокупности с другими доказательствами. Одновременно следует учитывать квалификацию эксперта, выяснять, были ли ему представлены достаточные материалы и надлежащие объекты исследования.

Для оказания помощи в оценке заключения эксперта и допросе эксперта по ходатайству стороны или по инициативе суда может привлекаться специалист. Разъяснения специалист дает в форме устных показаний или письменного заключения.

Суду надлежит указать, к каким выводам пришел эксперт в результате исследования, а не ограничиваться лишь ссылкой в приговоре на его заключение.

Оценка заключения эксперта может быть оспорена только вместе с приговором или иным итоговым судебным решением при его обжаловании в установленном законом порядке.

20. Обратить внимание судов на то, что заключение и показания специалиста даются на основе использования специальных знаний и, так же как заключение и показания эксперта в суде, являются доказательствами по делу (часть 2 статьи 74 УПК РФ). При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование вещественных доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами. Поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза.

Заключение и показания специалиста подлежат проверке и оценке по общим правилам (его компетентность и незаинтересованность в исходе дела, обоснованность суждения и др.) и могут быть приняты судом или отвергнуты, как и любое другое доказательство.

21. Специалист, участвовавший в производстве какого-либо следственного действия, при необходимости может быть допрошен в судебном заседании об обстоятельствах его производства в качестве свидетеля. Показания специалиста, приглашенного сторонами, даются им по правилам, предусмотренным для допроса лица в качестве свидетеля.

22. В силу положений части 4 статьи 271 УПК РФ суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства о допросе в судебном заседании лица в качестве специалиста, явившегося в судебное заседание по инициативе любой стороны. При рассмотрении такого ходатайства суду следует проверять, обладает ли данное лицо специальными знаниями в вопросах, являющихся предметом судебного разбирательства.

Суд вправе в соответствии с частью 1 статьи 69, пунктом 3 части 2 статьи 70, частью 2 статьи 71 УПК РФ принять решение об отводе специалиста в случае непредставления документов, свидетельствующих о наличии специальных знаний у лица, о допросе которого в качестве специалиста было заявлено ходатайство, признания этих документов недостаточными либо ввиду некомпетентности, обнаружившейся в ходе его допроса.

23. Возмещение расходов и выплату вознаграждения экспертам, за исключением случаев, когда обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания, в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, необходимо производить немедленно по выполнении этими лицами обязанностей независимо от фактического взыскания процессуальных издержек с осужденных (пункт 14 «Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд», утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г., в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 2 марта 1993 г. и от 4 марта 2003 г.).

24. Суд апелляционной инстанции вправе назначить судебную экспертизу, в том числе дополнительную и повторную (часть 5 статьи 365 УПК РФ). В суде кассационной инстанции непосредственно исследуется заключение эксперта в соответствии с требованиями главы 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а в надзорной инстанции проверяется законность и обоснованность судебного решения на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

При наличии сомнений в заключении эксперта, выводы которого повлияли или могли повлиять на правильное разрешение судом вопросов, указанных в части 1 статьи 299 УПК РФ, суд в кассационном, а также с учетом требований статьи 405 УПК РФ в надзорном порядке вправе отменить приговор и направить дело на новое судебное разбирательство.

25. С принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 марта 1971 года N 1 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

В. Лебедев

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации

В. Дорошков