Дознание и предварительное следствие

Содержание

Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях: кража, грабеж, уничтожение или повреждение имущества по неосторожности и др. Как правило, это преступления небольшой и средней тяжести, по которым максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы. По письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия.

Дознание осуществляется в 3-х формах:

1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением УД и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения УД органом дознания до передачи УД следователю;

3. Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

К органам, имеющим право проводить дознания относятся:

— органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

— органы Федеральной службы судебных приставов России;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы Гос. пожарного надзора;

— капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по УД о преступлениях, совершённых на данных судах;

— руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по УД о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

— главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по УД о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений. (см. текст в предыдущей редакции).

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения УД. При необходимости этот срок м/б продлен прокурором до 30 суток. (см. текст в предыдущей редакции) Приостановленное дознание м/б возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, м/б продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания м/б продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по УД, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ В случае, если УД возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема по постановлению начальника органа дознания может осуществляться группой дознавателей. По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания.

В обвинительном акте указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного УД;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, и краткое изложение их содержания; (см. текст в предыдущей редакции);

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены (потерпевший или его представитель по ходатайству м/б ознакомлен) с обвинительным актом и материалами УД, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами УД. (см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции).

Прокурор рассматривает УД, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении УД в суд;

2) о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия установленным требованиям, установ срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более 3 суток; (см. текст в предыдущей редакции);

3) о прекращении УД по имеющимся для такого прекращения основаниям; 4) о направлении УД для производства предварительного следствия. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. (см. текст в предыдущей редакции)

Предварительное следствие — форма предварительного расследования, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли следователя и прокурора при ограниченном контроле суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого и направления дела о преступлении большой общественной опасности в суд.

Формами предварительного расследования являются предварительное следствие и дознание.

Термин соотношение предполагает, с одной стороны, выделение черт, признаков, объединяющих какие-либо явления, являющихся общими для них, а с другой — определение черт, признаков, которые различают соответствующие явления.

Предварительное следствие и дознание обладают следующими общими характерными признаками:

1) предварительное следствие и дознание являются формами предварительного расследования;

2) в рамках предварительного следствия и дознания разрешаются единые общие и непосредственные задачи;

3) процессуальными основаниями производства предварительного следствия и дознания являются единые нормы уголовно-процессуального законодательства России;

4) для предварительного следствия и дознания характерны единые правовые последствия: их материалы служат основанием рассмотрения уголовных дел в судебном разбирательстве.

Вместе с тем предварительное следствие и дознание являются самостоятельными формами расследования, хотя превалирующую роль играет предварительное следствие, поскольку дело о любом преступлении может быть расследовано в форме предварительного следствия. Поэтому они не могут быть идентичными. В связи с этим между ними существуют серьезные различия.

Они различаются:

1. По органам, осуществляющим предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 125 УПК органами предварительного следствия являются:

а) следователи прокуратуры, в том числе следователи военной прокуратуры;

б) следователи органов внутренних дел;

в) следователи органов федеральной службы безопасности;

г) следователи федеральных органов налоговой полиции.

Согласно ст. 117 УПК, органами дознания являются:

1) милиция;

2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений — по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

3) органы федеральной службы безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;

4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) органы государственного пожарного надзора — по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;

6) органы пограничной службы РФ — по делам о нарушениях режима государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

8) федеральные органы налоговой полиции — по делам, отнесенным законом к их ведению;

9) таможенные органы — по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193 и 194 УК.

По моему мнению, перечень органов дознания должен быть исчерпывающим и обязательно содержаться в ст. 117 УПК. Между тем права органа дознания предоставлены ГИБДД Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным указом президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». В соответствии с п. «к» ст. 11 указанного положения на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ возложена обязанность проведения дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

Среди органов дознания можно выделить универсальные и специальные.

Универсальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела в отношении любого преступления. К ним относятся милиция, капитаны морских судов и начальники зимовок.

Специальные — органы дознания, имеющие право возбуждения и расследования уголовного дела только в отношении преступлений, указанных в законе.

Органы дознания можно также подразделить на органы, имеющие и не имеющие оперативных подразделений. В частности, оперативные подразделения имеются в милиции, органах федеральной службы безопасности, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, органах пограничной службы, федеральных органах налоговой полиции.

Органы дознания представляют собой систему, состоящую обычно из двух элементов: руководителей учреждений, наделенных полномочиями органов дознания, и должностных лиц, называемых в законе «лицами, производящими дознание». Основной труд по расследованию преступлений лежит на плечах последних. Однако наиболее важные решения по делу этих лиц приобретают юридическую силу лишь после их утверждения начальником органов дознания.

2. По срокам производства дознания и предварительного следствия.

В соответствии со ст. 121 УПК дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения дела. Этот срок продлению не подлежит.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Этот срок может быть продлен прокурором, осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен по правилам продления срока производства предварительного следствия.

Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в 2-месячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу (ст. 133 УПК). Этот срок может быть продлен районным прокурором — до 3 месяцев.

По делам, расследование которых представляет собой особую сложность, прокурор субъекта РФ и его заместители могут продлить срок предварительного следствия до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Закон не устанавливает предельных сроков расследования. Тем не менее они определяются моментом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку наступление этого обстоятельства влечет за собой прекращение производства по уголовному делу.

При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях.

В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия.

Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.

3. По процессуальной самостоятельности следователя и органа дознания (ст. 120 и 127 УПК).

На орган дознания не распространяются правила ч. 2 ст. 127 УПК.

По общему правилу указания прокурора обязательны для следователя и органа дознания.

В то же время в случае несогласия следователя с указанием прокурора о:

а) привлечении лица в качестве обвиняемого;

б) квалификации преступления;

в) объеме обвинения;

г) направлении дела для предания обвиняемого суду;

д) прекращении дела.

Следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или производство следствия по этому делу поручается другому следователю.

В отличие от следователя орган дознания при несогласии с указаниями прокурора вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

4. По процессуальному режиму производства предварительного следствия и дознания.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе знакомиться с материалами дела (ст. 200 УПК). По окончании дознания указанные участники процесса лишь извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются (ст. 120 УПК).

Отличие дознания от предварительного следствия по процессуальному режиму и процессуальной самостоятельности не имеет достаточных теоретических и практических оснований. Лишение некоторых участников процесса права на ознакомление с делом противоречит принципу равенства прав, который должен действовать независимо от форм досудебной подготовки материалов. Возложение обязанности на органы дознания во всех случаях выполнять указания прокурора по основным вопросам определения направлений расследования противоречит правилу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК).

Общая характеристика стадии предварительного расследования

Предварительное расследование– это стадия уголовного процесса, в ходе которой органы следствия и дознания под надзором прокурора производят следственные и иные процессуальные действия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях установления имеющих значение для дела обстоятельств, готовят материалы для передачи дела в суд.

Задачи предварительного расследования:

1) быстрое и полное раскрытие преступления;

2) изобличение виновных лиц;

3) обеспечение правильного применения закона;

4) принятие мер по возмещению ущерба, причиненного преступлением (ст. 52 Конституции РФ);

5) обеспечение возможности осуществления субъектами уголовного процесса своих конституционных и процессуальных прав;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Субъекты стадии предварительного расследования:

1) государственные органы и должностные лица, в чьем производстве находится дело:

а) лица, производящие расследование:

– следователь;

– дознаватель;

б) осуществляющие контроль и надзор:

– суд;

– руководитель следственного органа;

– начальник подразделения дознания;

– прокурор;

2) участники уголовного процесса, имеющие правовой интерес:

– подозреваемый;

– обвиняемый;

– защитник обвиняемого (подозреваемого) (ст.47-51 УПК РФ);

– потерпевший (ст.53, 136 УПК РФ);

– гражданский истец (ст.54, 137 УПК РФ);

– гражданский ответчик (ст.55, 138 УПК РФ);

– их представители;

3) иные участники, содействующие расследованию преступления:

– свидетель;

– понятой;

– эксперт;

– специалист;

– переводчик.

Значение стадии предварительного расследования: она направлена на то, чтобы создать условия для успешного разрешения уголовного дела в суде либо обнаруживать основания, исключающие необходимость судебного разбирательства.

Предварительное расследование определяет границы обвинения, через которые суд не вправе переступить. Разбирательство дела в суде производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению, по которому они преданы суду. Следовательно, на предварительном расследовании определяются пределы судебного разбирательства.

Содержание данной стадии включает:

– производство следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого и полного раскрытия преступления, всестороннего установления обстоятельств дела, изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности;

– производство других процессуальных действий и осуществление мер процессуального принуждения в целях обеспечения целей УСП.

Характер процессуальных действий, равно как и их последовательность, зависят от обстоятельств и особенностей каждого отдельного дела и могут быть различными. Но при всех различиях предварительное расследование имеет общую систему.

Система предварительного расследования – это его этапы, включающие в себя определенные обязательные процессуальные действия и решения, которые выполняются в строгой последовательности и без осуществления которых дело не может быть направлено в суд.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания.

1. Предварительное следствие– включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования.

Предварительное следствие проводится по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично.

По делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

Одним из важнейших процессуальных действий следствия является привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ), которое состоит в том, что следователь при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, выносит соответствующее постановление. В нем он описывает инкриминируемое деяние, дает ему квалификацию, а затем в присутствии защитника предъявляет обвинение (ст. 172 УПК РФ).

После завершения всех необходимых следственных действий следователь знакомит участников процесса с материалами дела (ст. 215–218), составляет обвинительное заключение и направляет дело прокурору (ст. 220 УПК РФ).

2. Дознание– форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). К числу таких дел относятся уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (около 93 составов небольшой тяжести, 43 – средней тяжести, 1 – тяжкое (ч. 2 ст. 203 УК РФ).

Дознание производится в порядке, установленном для предварительного следствия, однако есть определенные особенности его производства (гл. 32, ст. 157 и др. УПК РФ).

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, о чем составляется протокол.

При производстве дознания обвинение не предъявляется, оно формулируется в итоговом документе – обвинительном акте.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по егоходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 6198;

Тема 16. Окончание предварительного расследования

16.1. Понятие и виды окончания предварительного расследования

Окончание предварительного расследования — это завершающий этап стадии предварительного расследования.
На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.
При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.
Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия:
1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;
2) прекращение уголовного дела;
3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Дознание заканчивается:
1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;
2) прекращением уголовного дела.
Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

16.2. Окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения и обвинительного акта

Предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства совершенного преступления, полностью доказана виновность обвиняемого и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела.
Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. О факте уведомления и разъяснения указанного права составляется протокол.
Об окончании следственных действий следователь также уведомляет защитника и законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле. Одновременно следователь должен сообщить о месте, дате и времени ознакомления с материалами уголовного дела.
Кроме того, правом на ознакомление с материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Следователь обязан сообщить им об окончании предварительного следствия и выяснить, желают ли они ознакомиться с материалами уголовного дела.
Если от кого-либо из этих лиц поступит устное или письменное ходатайство об этом, следователь знакомит вначале потерпевшего и его представителя со всеми материалами дела, а гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей — с материалами дела, относящимися к заявленному иску.
Если представитель потерпевшего гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то следователь откладывает ознакомление, но не более чем на 5 суток.
После ознакомления названных выше участников процесса с материалами уголовного дела следователь обязан ознакомить с ними обвиняемого и его защитника. Они могут знакомиться с делом как вместе, так и раздельно.
Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них материалы дела для ознакомления предъявляются отдельно.
В случае, если защитник, законный представитель обвиняемого по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то предъявление материалов дела может быть отложено на срок не более 5 суток. При невозможности явки избранного обвиняемым защитника следователь по истечении 5 суток вправе предложить ему избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в уголовном деле является обязательным.
Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников производства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.
Правила ознакомления с материалами уголовного дела одинаковы для всех участников процесса.
Материалы дела представляются для ознакомления в подшитом и пронумерованном виде. По ходатайству заинтересованных лиц им предъявляются также вещественные доказательства, фотографии, аудио-, видеозаписи и иные приложения к протоколам следственных действий. Однако могут не предъявляться материалы, касающиеся анкетных данных, биографических и иных сведений об участниках процесса, если это необходимо для обеспечения их безопасности, а также безопасности их близких. Если невозможно предъявить вещественные доказательства (в силу их громоздкости, нахождения на хранении у потерпевшего или других лиц и т.п.), следователь должен вынести об этом постановление.
При ознакомлении с материалами дела участники процесса вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. При этом они не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Вместе с тем, если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то судья по ходатайству следователя может установить для этого определенный срок. Если же и в этот срок они не ознакомятся с материалами дела без уважительных причин, следователь вправе своим постановлением прекратить ознакомление, о чем делается отметка в протоколе.
По окончании ознакомления участников процесса следователь выясняет, имеются у них ходатайства или иные заявления.
Обвиняемому следователь обязан разъяснить право ходатайствовать при наличии на то оснований: о рассмотрении его дела коллегией из трех федеральных судей; судом присяжных; о применении особого порядка судебного разбирательства; о проведении предварительных слушаний.
Если заявленное кем-либо из участников процесса ходатайство обосновано, следователь обязан его удовлетворить. В этом случае он вправе произвести дополнительные следственные действия, после чего предоставить участникам процесса возможность ознакомиться с дополнительными материалами уголовного дела.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит об этом мотивированное постановление, которое объявляется лицу, заявившему ходатайство, и разъясняется порядок его обжалования.
Кроме того, по окончании ознакомления с материалами дела следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для подтверждения позиции стороны обвинения или защиты.
Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол, в котором отмечается: где, когда и в течение какого времени происходило ознакомление с материалами дела (даты начала и окончания ознакомления); какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления; ходатайства и иные заявления.
По окончании дознания с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке знакомятся, при наличии ходатайства, потерпевший или его представитель и в любом случае — обвиняемый и его защитник.
Обвинительное заключение — это итоговый процессуальный документ, в котором на основе анализа всех собранных доказательств подтверждается формулировка предъявленного обвинения и делается вывод о необходимости направления дела прокурору для передачи его в суд.
Значение обвинительного заключения состоит в том, что оно определяет пределы последующего судебного разбирательства, которое проводится лишь в рамках обвинения, сформулированного в обвинительном заключении и только в отношении обвиняемых, указанных в нем. Суд не может признать подсудимого виновным в совершении тех преступлений, которые не нашли отражения в обвинительном заключении.
Копия обвинительного заключения вручается прокурором обвиняемому не менее чем за 7 суток до рассмотрения дела в судебном заседании, что дает ему возможность подготовиться к своей защите в суде.
С изложения обвинительного заключения государственным обвинителем начинается судебное следствие, что позволяет присутствующим в зале сразу узнать о сущности дела, квалификации преступления и личности подсудимого.
В обвинительном заключении указываются сведения о каждом обвиняемом (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства, гражданство, образование, семейное положение, место работы, наличие судимости и т.п.); излагается сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства; формулировка предъявленного каждому из обвиняемых обвинения; перечень доказательств обвинения и защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; сведения о потерпевшем; о характере и размере причиненного ему вреда; сведения о гражданском истце и гражданском ответчике.
В конце обвинительного заключения указывается, где и когда оно составлено, а также какому прокурору направляется уголовное дело.
Обвинительное заключение подписывается следователем, составившим его.
К обвинительному заключению прилагаются:
1) список лиц, подлежащих, по мнению следователя, вызову в суд. Указываются процессуальное положение, фамилия, имя, отчество и адрес этих лиц;
2) справка, в которой указываются сведения: а) о сроках следствия; б) об избранных мерах пресечения; в) о вещественных доказательствах; г) о гражданском иске; д) о принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества; е) о процессуальных издержках; ж) о принятых мерах по обеспечению прав иждивенцев обвиняемого и потерпевшего; з) об ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела; и) об ознакомлении с материалами уголовного дела потерпевшего; к) о дате направления уголовного дела прокурору.
Обвинительное заключение должно быть размножено в нескольких экземплярах: один — в уголовное дело, второй — надзирающему прокурору и по одному — для каждого обвиняемого. Копии обвинительного заключения с приложениями вручаются также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом.
По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; формулировка обвинения; перечень доказательств обвинения защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда. К обвинительному акту прилагаются список лиц, подлежащих вызову в суд, а также может быть составлена справка, аналогичная справке, прилагаемой к обвинительному заключению.
Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.
Значение обвинительного акта такое же, как и обвинительного заключения.
Прокурор рассматривает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным заключением в течение 5 суток, с обвинительным актом — в течение 2 суток и может принять решение об утверждении обвинительного акта, обвинительного заключения и направлении дела в суд; о направлении дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду; о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования; о возвращении дела для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта; о направлении дела для производства предварительного следствия после проведенного дознания.

16.3. Основания прекращения уголовного дела

Прекращение уголовного дела — это окончание предварительного расследования при наличии обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по делу либо оснований для освобождения лица от уголовной ответственности.
В новый УПК РФ введено также понятие «прекращение уголовного преследования», означающее прекращение уголовного дела только в отношении конкретного лица. При этом расследование уголовного дела в целом может быть продолжено.
В соответствии со ст. 212 УПК РФ основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования являются обстоятельства, предусмотренные в ст. 24-28 УПК РФ.
Основания, предусмотренные ст. 24 и 27 УПК РФ, были рассмотрены в главе «Возбуждение уголовного дела», поскольку при наличии хотя бы одного из них уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению.
Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования. А в случае прекращения уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых прекращению подлежит также и уголовное дело, за исключением тех случаев, когда установлена их непричастность, а преступление осталось нераскрытым.
Статьи 25, 26, 28 УПК РФ предусматривают следующие основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
1. Примирение сторон.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласил прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) примирился с потерпевшим и загладил причиненный вред;
3) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести.
В данном случае речь идет о прекращении дел публичного и частно-публичного обвинения.
Если же примирение обвиняемого с потерпевшим состоялось по делу частного обвинения, то основанием для его прекращения является ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
2. Изменение обстановки.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное
им деяние перестали быть общественно опасными;
4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного дела по этому основанию.
К числу существенных изменений обстановки относятся перемены объективного характера, вследствие которых ранее совершенное преступление утрачивает общественную опасность. Например, в период так называемой «перестройки» (начало 90-х годов прошлого века) еще существовала уголовная ответственность за спекуляцию и коммерческое посредничество, однако в результате изменений в экономическом укладе страны данные деяния потеряли общественную опасность и, как правило, такие уголовные дела не возбуждались или прекращались в связи с изменением обстановки. Кроме того, само лицо может потерять общественную опасность, например, в связи с призывом его в армию, тяжелым заболеванием и т.д.
3. Деятельное раскаяние.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) лицо деятельно раскаивается в содеянном;
4) данное лицо не возражает против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
О деятельном раскаянии свидетельствуют:
а) добровольная явка с повинной;
б) способствование раскрытию преступления; в) возмещение и заглаживание вреда, причиненного преступлением.
Статья 427 УПК РФ предусматривает еще одно основание прекращения уголовного преследования — применение в отношении несовершеннолетнего принудительной меры воспитательного воздействия.
Суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого, если:
1) он впервые совершил преступление;
2) преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;
3) его исправление может быть достигнуто без применения наказания;
4) несовершеннолетний и его законный представитель не возражают против прекращения уголовного преследования по этому основанию.
Прекратив уголовное преследование по данному основанию, прокурор, следователь или дознаватель возбуждает перед судом ходатайство о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия, после чего материалы уголовного дела направляются в суд.
Принудительные меры, которые могут быть назначены несовершеннолетнему, перечислены в ст. 90 УК РФ: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Контроль за исполнением назначенной принудительной меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной меры воздействия она может быть отменена судом по представлению указанного государственного органа. В этом случае производство по уголовному делу возобновляется в общем порядке.
До прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным в ст. 25, 26, 28, 427 УПК РФ обвиняемому или подозреваемому должны быть разъяснены основание прекращения и право возражать против прекращения по этому основанию.
Все основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования можно подразделить на две группы:
1) реабилитирующие и 2) нереабилитирующие.
К первой группе относятся обстоятельства, свидетельствующие о невиновности лица:
а) отсутствие события преступления;
б) отсутствие состава преступления;
в) непричастность обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления.
При установлении этих обстоятельств уголовное дело (преследование) подлежит обязательному прекращению и, кроме того, в соответствии с гл. 18 УПК РФ должны быть приняты меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного в результате уголовного преследования.
Все остальные основания относятся ко второй группе. Они не свидетельствуют о невиновности лица, т.е. не реабилитируют его. Установление большинства из этих оснований не влечет автоматического прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Такое решение может быть принято следователем с учетом всех обстоятельств дела при соблюдении условий прекращения, отсутствии возражений со стороны обвиняемого (подозреваемого), а в некоторых случаях — с согласия других лиц (родственников умершего обвиняемого, потерпевшего, прокурора, Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда, квалификационной коллегии судей и т.д.).

16.4. Процессуальный порядок прекращения уголовного дела

О прекращении уголовного дела (уголовного преследования) следователь выносит мотивированное постановление.
В постановлении указывается: когда, где и кем оно вынесено; обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; квалификация преступления, по признакам которого было возбуждено уголовное дело; результаты предварительного расследования; применявшиеся меры пресечения; основание прекращения уголовного дела или уголовного преследования; решение об отмене меры пресечения, наложения ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, контроля и записи переговоров, временного отстранения от должности; решение о вещественных доказательствах; порядок обжалования данного постановления.
Если прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, в постановлении должно быть отражено получение такого согласия.
Если по делу привлечено несколько обвиняемых (подозреваемых), а основания прекращения относятся не ко всем из них, следователь прекращает уголовное преследование в отношении конкретного лица (лиц), а производство по уголовному делу продолжается.
Копию постановления о прекращении дела следователь направляет прокурору.
Кроме того, следователь должен вручить либо направить копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, а также потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему и гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в гражданском порядке.
Если уголовное дело прекращено незаконно или необоснованно, прокурор вправе своим постановлением отменить постановление следователя о прекращении и возобновить производство по делу. Решение о незаконности или необоснованности прекращения уголовного дела может вынести и суд при рассмотрении жалобы. В этом случае решение суда подлежит направлению для исполнения прокурору.
Возобновление производства по прекращенному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств может иметь место лишь в случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Предварительное следствие

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

  • Следственный комитет РФ,
  • следственные подразделения органов внутренних дел;
  • следственные органы Федеральной службы безопасности.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

  • день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

  • время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);
  • время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства, возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

  • до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;
  • до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;
  • дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем — Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

  • возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;
  • возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования
  • возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

  • осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);
  • эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;
  • обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;
  • допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;
  • предъявление для опознания:
  • следственный эксперимент;
  • проверку показаний на месте;
  • контроль и запись переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами;
  • назначение и производство судебной экспертизы.

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

  • осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • обыск и выемка в жилище,
  • выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,
  • личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);
  • выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  • наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  • контроль и запись телефонных и иных переговоров;
  • получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан. Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья. Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.

Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых

Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.

В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.

Участники уголовного судопроизводства

Общие сведения об участниках уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

1. Суд

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

  • прокурор;
  • следователь и руководитель следственного органа;
  • орган дознания;
  • дознаватель и начальник подразделения дознания;
  • потерпевший;
  • частный обвинитель;
  • гражданский истец;
  • представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

  • подозреваемый;
  • обвиняемый;
  • законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
  • защитник;
  • гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

  • свидетель;
  • переводчик;
  • понятой;
  • эксперт;
  • специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P.S. В дополнение к данной консультации предлагаю прослушать доклад научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Марии Шклярук на тему «Уголовное следствие в России: теория и практика».

Уголовное следствие в России

Уголовное следствие в России

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

о прекращении уголовного дела. В отличие от П.с. в суде проводится судебное следствие. Правом на производство отдельных следственных действий или П.с. в полном объеме наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 127(1) УПК). В Прокуратуре, МВД, ФСБ и ФСНП созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения,основная функция которых — расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей.следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов. непосредственно осуществляющих П.с. Систему органов П.с. составляют. таким образом,следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел. ФСБ и ФСНП. Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным, контролем. П.с. — основная форма расследования преступлений, предусматривающая наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях несовершеннолетних, лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опас-ныхдеяниях невменяемых. По делам, не требующим обязательного П.с., оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. 126, 404 УПК). Гарантируя объективность П.с., закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям отвод ему могут заявить подозреваемый, обвиняемый, защитник, а также потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве П.с. все решения следователь принимает самостоятельно (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения)) от прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. П.с. осуществляется путем процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.), применение мер процессуального принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании П.с. и т.д. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым П.с. обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству П.с., не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения 10-дневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от них помощи. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить их соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше 10 суток.