Экологический сбор кто платит

Содержание

Экологический сбор за 2019 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора

1. Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
  • экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
  • экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

Заполнить и сдать через интернет всю отчетность по экологическому сбору Подать заявку

2. Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.
Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.
Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.
Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.
Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.
Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

3. Какая отчетность сдается по экологическому сбору?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
  4. Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.

Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.
Допустим, в 2018 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2019 году — 200 тонн. Указанная печатная продукция была реализована на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2019 год, нужно выполнить следующие действия.
Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2018 год — 100 тонн.
Далее необходимо сформировать отчетность о выполнении нормативов утилизации.Обратите внимание: в данной форме нужно учитывать массу или количество товаров, реализованных не за отчетный год, а за календарный год, предшествующий отчетному периоду (п. 6 Правил взимания экологического сбора). На 2019 год норматив утилизации в отношении издательской печатной продукции равен 15%, значит утилизировать необходимо 15 тонн журналов. Соответственно, издательство должно собрать устаревшие журналы в объеме не менее 15 тонн, и утилизировать их.
Предположим, было утилизировано не 15, а 10 тонн журналов. В связи с этим в отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно отметить, что было утилизировано 10 тонн журналов, и указать документы, на основании которых была произведена утилизация.
На следующем этапе надо составить расчет суммы экологического сбора в отношении неутилизированных журналов, то есть в отношении 5 тонн журналов (15 тонн — 10 тонн).

4. В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2019 год нужно до 1 апреля 2020 года включительно.
Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2019 год необходимо до 15 апреля 2020 года включительно.
Если плательщик экосбора не сдаст, либо сдаст с опозданием отчетность о выполнении нормативов по утилизации или декларации о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки), его ждет санкция по статье 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей;
  • для ИП — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — от 70 тыс. до 150 тыс. рублей.

В случае, когда узанная отчетность представлена не в полном объеме, либо с недостоверными сведениями, штраф составит:

  • для ИП — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей.

При неуплате эксобора или неполном внесении платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). Также за неуплату экосбора статьей 8.41.1 КоАП РФ установлен административный штраф:

  • для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;
  • для ИП — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 тыс. рублей;
  • для юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 тыс. рублей.

5. В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).
Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.
Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.
Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.
Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку

6. Какие справочники товаров и упаковки нужно использовать при подготовке отчетности?

При составлении «экологической» отчетности производители должны применять Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст в ред. от 10.07.18). Импортерам необходимо руководствоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).
Если организация является и производителем, и импортером товаров (упаковки), то для производимых товаров она должна использовать справочник ОК 034-2014, а для импортируемых — ТН ВЭД.

7. Какой объем товаров и упаковки нужно отражать в отчетности? Какими документами можно его подтвердить?

В пунктах 1.1 и 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства) сказано следующее.Производители товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ.

Импортеры товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, что при составлении декларации и последующих отчетов учитывается количество реализованных на территории РФ товаров и упаковки. Указанное в декларации количество товаров (упаковки) подтверждается первичными учетными документами или сведениями из таможенных документов.

Купить сервис для подготовки отчетности в РПН

8. Что понимается под термином «утилизация»?

Содержание понятия «утилизация отходов» раскрывается в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. В частности, возможно повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
При этом важно понимать, что утилизация не равнозначна обезвреживанию (термической обработке), поскольку обезвреживание не предполагает возврат отходов в производственный цикл.
На обезвреживание передаются отходы, образованные в результате деятельности организации или ИП. Эти отходы учитываются при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Если же производитель или импортер, обязанный утилизировать товары, которые утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы, передаст их на обезвреживание, это приведет к двойной оплате. Сначала он оплатит услуги исполнителя по договору на обезвреживание отходов, а затем должен будет внести экологический сбор.

9. Что такое норматив утилизации?

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров (п. 12 ст. 24.2 Закона об отходах производства).
Нормативы утилизации устанавливаются по каждой группе товаров и упаковки. Для подготовки отчетности по экосбору за 2019 год следует руководствоваться нормативами, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р (в ред. от 16.06.18).
Например, норматив утилизации журналов (группа № 16 «Издательская продукция печатная») на 2019 год составляет 15%. Это значит, что если издательство выпустило и реализовало на территории РФ в 2018 году 100 тонн журналов, то оно должно либо утилизировать 15 тонн журналов, либо заплатить за это количество товара экологический сбор за 2019 год.
Отметим, что если производитель или импортер перевыполнил норматив утилизации в предыдущем календарном году, то норматив утилизации на текущий год можно уменьшить на величину перевыполнения норматива за предыдущий год. Такая возможность предусмотрена пунктом 13 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

10. Как выполнить нормативы утилизации?

Закон об отходах производства предусматривает три способа выполнения нормативов утилизации (п. 4 — 6 ст. 24.2 этого закона):

  1. Самостоятельно утилизировать товары и упаковку. В этом случае производителю или импортеру необходимо организовать места сбора вышедших из употребления товаров и упаковки, а также выстроить технологический процесс утилизации. Для этого, как правило, требуется выделить определенные помещения, закупить технологическое оборудование и получить лицензию на деятельность по обращению с отходами (если речь идет об отходах I-IV классов опасности).
  2. Заключить договор со специализированной компанией. Если на утилизацию передаются отходы I-IV классов опасности, у специализированной организации должна быть лицензия. Для утилизации отходов V класса (картон, полиэтилен, лом черных металлов и т.д.) лицензия не требуется. отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить договор со специализированной компанией, копию ее лицензию (при необходимости), акт об утилизации.
  3. Вступить в ассоциацию (союз) производителей/импортеров. Важно учесть, что если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации либо выполнит их не в полном объеме, то отвечать за соблюдение нормативов должен будет производитель или импортер товаров.

11. Как рассчитать сумму экологического сбора?

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.
Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).
Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2019 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример
Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2018 год 100 тонн журналов.
Норматив утилизации журналов на 2019 год составляет 15%.
Утилизация журналов в 2018 и 2019 годах не производилась.
Ставка экологического сбора за 2019 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.
Сумма экологического сбора за 2019 год составит 35 670 руб. (100 тонн х 15% х 2 378 руб. за тонну).

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору Подать заявку

12. Как снизить сумму экологического сбора?

Экологический сбор был установлен, прежде всего, для того, чтобы ввести ответственность производителей и импортеров за судьбу товаров (упаковки) после их реализации потребителям; предотвратить складирование на полигонах отходов, в которые превращаются товары после утраты ими потребительских свойств, а также стимулировать вторичную переработку отходов.
В связи с этим, чтобы снизить суммы экологического сбора, можно воспользоваться следующими способами:

  • выполнить нормативы утилизации, установленные на отчетный год;
  • использовать упаковку из вторичного сырья. При этом есть возможность применить к нормативу утилизации понижающий коэффициент (п. 14 ст. 24.2 Закона об отходах производства). Однако данное правило не распространяется на товары из вторичного сырья.

Также необходимо помнить, что выполнить обязанность по утилизации товаров (упаковки) можно на всей территории РФ, а не только в том субъекте РФ, где располагается производитель или импортер (п. 8 ст. 24.2 Закона об отходах производства).

13. Можно ли выполнить обязанность по утилизации своего товара (упаковки) за счет утилизации аналогичного товара?

Пункт 4.1 статьи 24.2 Закона об отходах производства позволяет это сделать при соблюдении хотя бы одного из двух условий:

  • у товаров (упаковки) аналогичное назначение;
  • способы обработки этих отходов аналогичны.

Например, норматив утилизации печатных журналов можно выполнить за счет утилизации печатных газет.

14. С какого момента обязанность по утилизации считается исполненной?

Обязанность производителя или импортера по утилизации товаров (упаковки) считается исполненной:

  • со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации (если плательщик экосбора выполнил нормативы в полном объеме). К отчетности необходимо приложить подтверждающие документы;
  • со дня уплаты экосбора (если плательщик экосбора не утилизировал товары или упаковку, либо утилизировал их в меньшем объеме, чем положено по нормативу). Об этом сказано в пункте 9 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

15. Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).
Если у плательщика экосбора нет технической возможности подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Особенности

Способы подготовки и сдачи отчетности

Бумажная версия отчета

Cервисы РПН

(модуль природопользователя, личный кабинет природопользователя)

Сервис «Отчетность в Росприроднадзор»

(входит в состав системы «Контур.Экстерн» от оператора ЭДО «СКБ Контур»)

Расходы

Бумага, картриджи, командировочные расходы, почтовое отправление

Электронная подпись (ее можно купить в любом из аккредитованных удостоверяющих центров)

Оплата работы в сервисе (электронная подпись входит в стоимость)

Контроль изменений

Необходимо самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве на сайте РПН

Об изменениях законодательства можно узнавать на бесплатных вебинарах от экспертов сервиса

Установка обновлений

Нужно самостоятельно отслеживать изменения всех форм отчетности

Нужно самостоятельно следить за обновлениями форм отчетности и устанавливать обновления

Обновления устанавливаются автоматически, формы отчетности всегда актуальны

Подготовка и отправка отчетов

Заполнить отчет можно в различных программах. Составленный отчет можно либо направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдать лично

Заполнение отчета происходит в одном сервисе (модуль природопользователя), а отправка — через другой (личный кабинет природопользователя)

Заполнение и отправка отчета происходят в одном сервисе

Доставка и статус отчет

ов

Если отчет сдается лично, сотрудник РПН поставит отметку о приеме. Дата сдачи отчета, отправленного по почте, — это дата почтового отправления

Нужно контролировать статус отчета в личном кабинете природопользователя, чтобы не пропустить уведомления

Актуальный статус отчета можно в любой момент посмотреть в сервисе. Оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. За доставку отчетов отвечает оператор ЭДО

Экологический налог в России с 2020 года закрепляется в Налоговом Кодексе РФ. Он распространяется на те субъекты хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб окружающей среде. Из этого правила есть исключение. Ниже о том, кого коснутся изменения, по каким ставкам им придется уплачивать налоги, и кто исключен из-под налогообложения.

Кто будет платить экологический налог?

Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.

Для справки! Изначально планировался новый экологический налог с 1 января 2019. Затем проект предусматривал его введение через год. Переходной период рассматривается до 1 января 2021 года.

На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.

Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:

  1. Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
  2. Реализуется на объектах IV категории;
  3. Образует исключительно ТКО.

Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.

Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.

Что признается объектом налогообложения?

Все предприятия, которые наносят ущерб окружающей среде, признаются объектами налогообложения.

Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:

  1. Выбросы загрязнений в атмосферу;
  2. Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
  3. Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.

Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:

  1. Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
  2. Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
  3. Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.

Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.

С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.

Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Как рассчитывать и платить экологический налог?

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год.

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год. Его размер рассчитывается для каждого объекта посредством умножения налогооблагаемой базы, предусмотренной ставки и соответствующих коэффициентов. Полученные результаты по каждому объекту суммируются.

Законодатель обязывает в течение года вносить авансовые платежи по экологическому налогу. От этой обязанности освобождаются субъекты, применяющие спецрежимы. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере 25% от уплаченного налога за предыдущий период. По итогам периода доплачивается разница фискального сбора между периодами (текущим и предыдущим).

Уменьшить размер налога можно на размер затрат, которые пошли в связи с мероприятиями, целью которых было уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Эти расходы обязательно подтверждаются документально.

Сроки уплаты экологического налога

Срок уплаты экологического налога:

  1. За год – до 25 марта отчетного периода (ранее был до 1 марта);
  2. Авансовый платеж – до 25 числа каждого месяца, который следует за отчетным кварталом.

Налоговые декларации также нужно сдавать не позднее 25 марта отчетного года. Указанная в них информация перепроверяется сотрудниками налоговых органов с данными, которые получают фискалы из Росприроднадзора.

Штраф за неуплату эконалога

Если налог не уплачен, на субъект хозяйственной деятельности накладывается штраф:

  1. В размере 20% от неуплаченной суммы – за неумышленную просрочку;
  2. В размере 40% от неуплаченной суммы – за умышленные действия. Также начисляется неустойка.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Экологический налог – это плата за недобросовестную утилизацию отходов, отсутствие эффективных мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Их внедрение позволит снизить налогооблагаемую базу, что сразу решает две проблемы – уменьшает фискальные платежи и повышает экологическую эффективность предприятия.

Вслед за «мусорной» реформой, в России введут экологический налог.

Информация по экологическому сбору

Главная > Информация по экологическому сбору

С 01.01.2015 года Федеральным законом № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 г. в России был введен новый экологический сбор.

Данный сбор является обязательным, несмотря на то что относится к неналоговым платежам. Введение экологического сбора напрямую связано с обязанностью и ответственностью утилизировать отходы после использования товаров.

Экологический сбор по смыслу положения статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», представляет собой плату за утилизацию отходов от использования товаров в связи с утратой потребительских свойств таких товаров, в случае неисполнения производителями и импортерами данных товаров (включая упаковку товара) обязанности по самостоятельной утилизации в соответствии с нормативами утилизации.

Другими словами, производители и импортеры товара должны «авансировать» расходы, связанные с предстоящей в будущем утилизацией произведенного товара или ввезенной на территорию России товара, за исключением случаев, если указанные производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

То есть наступление обязанности по уплате экологического сбора является альтернативной мерой реагирования государства по отношению к лицам, которые не достигли нормативов утилизации соответствующих видов товаров (упаковки).

Экологический сбор не следует путать с платой за негативное воздействие на окружающую среду, определенную ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то есть «экологический сбор» является понятием самостоятельным и не отменяет понятия «плата на негативное воздействие на природу».

Кто платит экологический сбор?

Как уже стало понятно, плательщиками экологического сбора являются компании, которые производят или импортируют товары, включенные Правительством РФ в перечень готовых товаров, подлежащих утилизации, а также производители и импортеры товаров в упаковке, включенной в данный перечень.

Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Список товаров и услуг достаточно обширный, всего в нем 36 групп, а общее число позиций составляет более 400.

В отношении определения объекта обложения экологическим сбором следует выделить следующие особенности, определенные Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

  • экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки;
  • экологический сбор не уплачивается в отношении товаров, которые подлежат утилизации и вывозятся из Российской Федерации.

То есть предполагается, что товар или упаковка будут использоваться и в будущем утилизироваться на территории Российской Федерации.

В каких случаях компании не должны платить экологический сбор?

В этом случае компания должна сама обеспечить выполнение нормативов утилизации. Обеспечение правильной и своевременной утилизации отходов от использования товаров в связи с утратой потребительских свойств таких товаров (включая упаковку) может осуществляться как самой компанией, так и сторонними организациями, после заключения договора на утилизацию с лицом, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов.

При этом если компания самостоятельно осуществляет утилизацию, она должна организовать сбор, обработку и утилизацию отходов при помощи собственных объектов, для такой утилизации компании может потребоваться специальная лицензия.

Альтернативный вариант – обратиться к переработчику вторичного сырья — ГК «Мегаполоис». Мы имеем все возможности для того что бы обеспечить нормативы по утилизации.

Если плательщик сбора, в случае осуществления самостоятельной утилизации, не выполняет взятый на себя норматив по утилизации, то у него возникает обязанность по уплате экологического сбора на разницу между нормативом утилизации и фактическим количеством утилизированных отходов от использования товаров. В свою очередь перевыполнение производителем, импортером товаров в предыдущем календарном году нормативов утилизации, такие нормативы в текущем календарном году уменьшаются на разницу между фактическими показателями утилизации отходов от использования товаров и установленными нормативами утилизации.

В случае, если упаковка товара, подлежащего утилизации, произведена из вторичного сырья, к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый как разница между единицей и долей вторичного сырья, использованного при производстве указанной упаковки.

Стоит обратить внимание, что экологический сбор не уплачивается в том случае, если товары, которые подлежат утилизации, вывозятся из РФ и подлежат утилизации за ее пределами.

В каких случаях компании должны уплатить экологический сбор?

Если организации — импортеры и производители товаров, перечисленные в Перечне, при утилизации отходов не достигли установленных нормативов, или вообще не обеспечивают самостоятельную утилизацию, то они обязаны уплачивать экологический сбор в установленном законодательстве порядке. Обязанность выплачивать экологический сбор установлена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 24.2, ст. 24.5).

В настоящее время нормативы утилизации установлены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» на 2016-2017 гг. отдельно по каждой группе товаров.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования установлена форма расчета суммы экологического сбора. Суть расчета экологического сбора с 2016 года заключается в умножении массы готовых товаров, либо массы упаковки, использованной для производства такого товара или единиц готовых товаров подлежащего утилизации, выпущенных на территории РФ на ставку экологического сбора, а также на норматив утилизации, который выражается в относительных единицах.

Так, начиная с отчетности 2016 года, календарный год считается отчетным периодом по экологическому сбору. Срок уплаты данного платежа установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» определены сроки уплаты экологического сбора и представления расчета суммы экологического сбора, а также определен отчетный период:

  • начиная с 2017 года ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.

Форма отчётности по экологическому сбору:

  • декларация о товарах и упаковке. Порядок декларирования, так же, как и сама форма Декларации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417. Декларация о товарах и упаковке сдается ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом. Подается декларация в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Правила представления отчетности и ее форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342. Отчетность представляется за календарный год до 1 апреля года, который следует за отчетным, данная отчетность так же предоставляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
  • расчет экологического сбора производится по форме, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»).

Для уплаты экологического сбора эколог организации должен предоставить расчет экологического сбора, при этом к своему расчету Вы должны будете приложить копии платежных документов, которые свидетельствуют об уплате данного платежа, в свой территориальный орган Росприроднадзора.

Важно

Если Ваша организация должна уплачивать экологический сбор, а Вы не предоставите его расчет или не произведете оплату данного платежа в установленные законом сроки, то территориальный орган Росприроднадзора может взыскать с Вас задолженность через суд!

При этом в качестве предупреждения о несвоевременной или неполной уплате экологического сбора, Вам направляют требование о добровольной уплате задолженности. В случае, если в течение 30 календарных дней, Вы не выполняете данное требование территориального органа или проигнорируете его, то задолженность будет взыскана с Вас в судебном порядке.

За невыполнение требований по предоставлению отчетности по выполнению нормативов утилизации и расчета суммы экологического сбора юридические лица и ИП могут быть привлечены к административной ответственности на основание статей 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» или 19.7. «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ.