Экономическая система понятие

2. Понятие и типы экономических систем

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху.

В переводе с греческого «система» означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность. В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в

процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества называется экономической системой.

Экономическая система– сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

Экономическая система функционирует с помощью таких экономических институтов как собственность, денежная система, рабочие организации, правительственные органы, корпорации, налоги, деньги, доход и т.д.

Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы.

Основными элементами экономической системы являются:

— социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

—организационные формы хозяйственной деятельности;

—хозяйственный механизм.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем:

Критериями их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок).

3.1. ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Традиционная экономическая система — самая древняя система. Ведение натурального хозяйства. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине. Неукоснительно выполнение всех приказов и распоряжений органов власти.

3.2. КОМАНДНО – АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА.

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств. Её характерными чертами является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;

2. государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно — распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Гигантские монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

3.2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА.

На смену традиционной и командно-административной системам пришла рыночная система.

Основу этой системы составляют:

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности — это признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы.

Частная хозяйственная инициатива — это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственноручно изготовленные изделия, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

Рыночная система имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

2. Диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства.

3. Способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

4. Делает ставку на роль личной свободы, т.е. рыночная система координирует экономическую деятельность без принуждения, предоставляет свободу предпринимательства и выбора.

Недостатки:

1. Угасание конкуренции. источники ослабления конкуренции:

à критика больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью;

à сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции.

В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

2. Неравное распределение дохода.

3.3. СМЕШАННАЯ СИСТЕМА.

Если говорить о командно-административной или рыночной экономической системе, то в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Смешанной экономической системой мы можем назвать такую систему, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях.

1.многообразие форм и видов собственности

2.развитая система рынков, конкуренции и цен

3.открытость экономики

Причины возникновения и функции рынка.

Рынок – это система хоз связей между экономич агентами , основанная на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье).

В экономической тео­рии это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынкаявляется и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свобода) для каждого экономического субъекта обеспечивать свободу интересов предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов Конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Функции рынка:

  1. Интегрирующая (соединение сферы производства и сферы потребления)

  2. Регулирующая ( вне рынка на все сферы экономики)

  3. Стимулирующая (побуждает производителей к выпуску более качественной и новой продукции)

  4. Ценообразующая ( установление ценностных эквивалентов для обмена продукцией)

  5. Контролирующая ( проявляется в контроле за конечным результатом производства)

  6. Посредническая (встреча экономических агентов с целью обмена результатов производства)

  7. Информационная (предоставление всей необх информации хозяйствующим субъектам)

  8. Экономичности (сокращение издержек обращения в сфере потребления)

Классификация рынков.

  1. Неразвитый рынок (рыночные отношения носят бартерный характер)

  2. Свободный или классический (реализация экономическими агентами своего интереса)

Признаки свободного рынка: свободный вход на рынок , свободный доступ к информации, мобильность факторов производства, недопущение вмешательства государства в экономические отношения.

Недостатки: невозможность обеспечения социальной сферы, отсутствие справедливого распределения благ, отсутствие финансирования образовательной и научной деятельности.

  1. Регулируемый рынок (результат цивилизованного и гуманного общества, когда государство снижает «удары» рынка по интересам отдельных членов общества)

Признаки: рыночный механизм саморегуляции, государственное вмешательство.

Понятие легальности.

Легальность

( лат. legalisзаконный) :- понятие, выражающее формально-юридическую законность, объектом которой может быть власть, политические институты, политическая деятельность. Л. устанавливается и гарантируется властью. Л., в отличие от легитимности (которая может быть, напр., харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти — законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан Л. состоит в повиновении законам и их исполнении.

Теневая экономика.

Теневая экономика (скрытая экономика)— экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным — от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок.

При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.

Предприятия теневой экономики обычно не соблюдают стандарты (например ГОСТ), которыми окружён любой вид лицензируемой деятельности. Иногда теневой сектор развивается из-за повышенных административных барьеров для входа на рынок.

В среднем, чем больше сотрудников в фирме, тем меньше вероятность того, что они получают неоформляемую зарплату «в конверте», с которой не платятся налоги.

Чем больше замешано предприятие в теневой деятельности, например «обналичке», тем меньше срок её вероятного существования, так как ликвидация подобных фирм — ещё один способ скрыть следы своей деятельности.

Конкуренция и ее виды.

Конкуренция — борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров.

Основные сведения

В биологии говорят о конкуренции между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) или между особями разных видов (межвидовая конкуренция), в виду ограниченности ресурсов внешней среды — пищи, света, воды, убежищ и т. д.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

  • Как степень состязательности на рынке;

  • Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

  • Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Совершенная конкуренция— состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Требования совершенной конкуренции

  • отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

  • отсутствие государственных монополии;

  • лицензирование отдельных видов деятельности (выпуска и продажи продукции);

  • отсутствие ограничений или запрещений доступа к ресурсам, необходимым для производства товаров и т. д.

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Несовершенная конкуренция— состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Используемые средства

демпинговые цены

создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции

неоправданный рост цен

увеличение издержек производства и обращения

замедление научно-технического прогресса

снижение конкурентоспособности на мировых рынках

падение эффективности экономики

Монополия— исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства.Цель— извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии

  • единственный продавец;

  • отсутствие близких продуктов-заменителей;

  • диктуемая цена.

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;

продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Олигополия— тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополи.

Законодательство

В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Федеральная антимонопольная служба России должна осуществлять контроль за деятельностью монополий.

Антимонопольная политика

Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

Для государственной антимонопольной политики США, прежде всего, и безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю».

Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

— возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода.

Риск — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятного события;

Риск— характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.

Риск в узком смысле — количественная оценка опасностей , определяется как частота одного события при наступлении другого.

Виды рисков чистые (возможно получение -\0 результата) это торговые, транспортные, природно-естественные, экологические, политические; спекулятивные(возможно получение +\- результата) к ним относятся финансовые риски, инвестиционные, и связанные с покупательской способностью денег.

Пути снижения риска: диверсификация, получение доп инфы о ситуации, лимитирование расходов и пр, самострахрвание(создание резерва), страхование

Неопределенность- не вполне ясный, отчетливый, неточный ответ.

Виды неопределенности: объективная(не зависит от орг-ии, источник неопределенности вне орг-ии); субъективная(возникает из-за ошибок. Упущений, несогласованности. Источник внутри огр-ии)

Экономические системы: понятие, виды, специфика

Общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они отличаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Существуют различные типологизации экономических систем.

1. Типологизация по историческому признаку

Тип системы Доиндустриальная Индустриальная Постиндустриальная
Главная сфера экономики сельское хозяйство промышленность сфера услуг
Лимитирующий фактор земля капитал информация
Господствующая социальная группа землевладельцы собственники капитала собственники информации

В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство, человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них. Церковь и армия – главные институты общества.

Индустриальная система. Термин введен Сен-Симоном; далее данным вопросом занимались Дарендорф, Арон, Ростоу, Белл и др. Совершенствование созданных человеком орудий труда способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку увеличить меру власти над внешней природой. Техника выступает как «вторая природа», как природа, преобразованная человеком.

Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Однако эта формальная личная независимость имеет в качестве своей основы всестороннюю вещную зависимость от других товаропроизводителей (и, прежде всего, зависимость по линии производства и потребления жизненных благ). Овеществление отношений между товаропроизводителями выступает как зародыш отчуждения труда, характеризующего различные аспекты сложившегося при рыночной экономике господства прошлого труда над живым, продукта труда над деятельностью, вещи над человеком. Предпосылки для его преодоления складываются в процессе перехода от индустриального общества к постиндустриальному.

Постиндустриальная система. Концепция постиндустриального общества разработана Беллом. В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Если после неолитической революции сложилась постприсваивающая, производящая экономика, основой которой было сельское хозяйство, а результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, основу которой составляла первоначально легкая, а позднее тяжелая промышленность, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70 % населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной – капитал, то в современной лимитирующим фактором становится информация, накопленные знания. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную — вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.

2. Типологизация в зависимости от того, какая форма собственности составляет основу экономической системы.

Традиционная система – основана на обычаях и традициях, передающихся от поколения к поколению, и дающая ответы на основные вопросы экономики: сколько, как и для кого производить. Данная система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (то есть существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования). Огромное значение имеет мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, доминирующими в экономике. Для данной системы при решении ключевых экономических задач главную роль играет государство.

Административно-командная система. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства, централизованное экономическое планирование охватывает все уровни – от домашнего хозяйства до государственного. Государство полностью контролирует производство и распространение продукции, на основе долговременных приоритетов. В следствии, производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей.

Рыночная экономика – здесь все ответы на основные экономические вопросы: что? как? для кого? – определяют рынок, цены, прибыль и убытки. В рамках данной экономической системы существуют разнообразные модели (таблица 1).

Таблица 1

Модели экономической системы «рыночная экономика»

Признаки Рыночная экономика свободной конкуренции Современная рыночная экономика
Преобладающая форма собственности Единоличные предприниматели-капиталисты Экономическая деятельность на базе коллективной, частной государственной собственности
Регулирование экономики Саморегулирование при слабом вмешательстве государства Активное государственное регулирование национальной экономики
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случае безработицы болезни, старости Создание государственных и частных фондов социального страхования и обеспечения

Смешанная экономика – современная рыночная система представляет собой широкое разнообразие смешанных форм, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Наиболее известны следующие национальные модели (таблица 2)

Таблица 2

Основные национальные модели

Признаки Американская модель Шведская модель
Целевая направленность государственных программ Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике около 10 % незначительная
Социальная политика Задача социального равенства не ставится, малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет льгот Сильная политика, направленная на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных

3. По степени открытости.

Закрытая экономическая система (автаркическая) – независимая производственно-хозяйственная система с ограниченными внешне-экономическими связями.

Открытая экономическая система – всецело ориентирована на максимальное участие в мирохозяйственных связях и международном разделении труда.

В экономической жизни происходят постоянные изменения. Истолковывать их только как переход от одного состояния равновесия к другому представляется неверным. Правильнее говорить об эволюции экономических систем и их развитии как частном случае позитивного движения, а не росте и стремлении к равновесию.

Понятие экономической эволюции мало разработано в экономической теории. Существует скорее интуитивное, чем научное его понимание. Говорится об экономическом развитии как о некоем позитивном движении экономической системы в понимании того или иного исследователя, который основывается либо на экстраполяции предшествовавшего опыта другой подобной экономической системы, либо просто на здравом смысле. К сожалению, оценка эволюции системы в основном сводится к набору критериев типа «экономический рост – это хорошо». Оставаясь в рамках самой экономической теории, невозможно определить понятие эволюции экономической системы, поскольку, находясь внутри нее и являясь ее элементом, человек ограничен в определении целеполагания системы как таковой, несмотря на то, что экономическая политика задает известные параметры развития национальной экономики, а теперь в условиях глобализации отчасти и мировой экономики.

Общая теория эволюции сложных нелинейных систем, к которым относятся экономические системы, дает общие представления о возможном характере движения таких систем. Для них важнейшее значение имеет бифуркационный характер их эволюции, который подразумевает, что система, развиваясь случайным образом, накапливает новые свойства сначала количественно, а затем вероятностным путем переходит в новое качество. Равновесные, устойчивые состояния такой системы есть только моменты в их движении. Экономические кризисы в терминологии теории неравновесных систем являются точками бифуркации, перехода в новое состояние или же происходит уничтожение данной системы и возникновение принципиально новой системы.

В силу сложности, многофакторности экономического развития его причинно-следственные связи не могут быть определены как такие динамические закономерности, когда данное состояние экономической системы однозначно определяло бы ее последующие состояния. Да и знания (информация) о самом исходном состоянии не могут быть в достаточной степени полными.

Экономические закономерности имеют стохастический характер, при котором данное состояние системы определяется ее последующим состоянием лишь с определенной степенью вероятности, раскрывая возможности реализации заложенных в прошлом тенденций. Экономическое развитие в силу своей вероятности тоже в известной степени феноменально, поскольку оно столь же случайно, как и закономерно.

Среди факторов эволюции экономических систем можно выделить опору дарвиновские принципы селекции, среди которых важнейшие – наследственность, изменчивость, естественный отбор. В экономической среде передача информации во времени происходит путем имитации и обучения. В рамках экономических структур носителями информации выступают принципы организации производства и применяемые технологии. Следующим фактором эволюции экономических систем выступает их эмерджентность, то есть наличие свойств, которые, раз появившись, закрепляются и передаются по наследству в виде устойчивого стереотипа поведения. Любые хозяйствующие субъекты обладают также изменчивостью, причем они менее устойчивы, чем биологические организмы, так как сильно реагируют на изменения внешней среды. Кроме того, Р. Нельсон, подчеркивая роль фактора неопределенности в экономической жизни, назвал признание принципа случайности ключевым признаком эволюции экономических систем.

Функции каждого экономического субъекта (потребителя, производителя, инвестора, собственника рабочей силы, земли, капитала, информации и т.п.) реализуются посредством отношений собственности, то есть отношений, складывающихся между людьми в процессе пользования, распоряжения, владения и отчуждения – присвоения материальных и нематериальных ценностей.

В самом первом приближении собственность можно определить как отношение индивида или коллектива к принадлежащей ему вещи как к своей. Из элементарного определения собственности, следует, что собственность – это отношение человека к вещи. К этому, однако, содержание собственности не сводится. Поскольку собственность немыслима без того, чтобы другие лица, не являющиеся собственниками данной вещи, относились к ней как к чужой, собственность означает отношение между людьми по поводу вещей. На одном полюсе этого отношения выступает собственник, который относится к вещи как к своей, на другом – не собственники, т.е. все третьи лица, которые обязаны относиться к ней как к чужой.

Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним, в конечном счете, сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи.

Владение означает хозяйственное господство собственника над вещью. Во владении выражается статистика отношений собственности, закрепленность вещей за индивидами и коллективами. Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и личного потребления. Распоряжение означает совершение в отношении вещи актов, определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи. Это и отчуждение вещи, и сдача ее внаем, и залог вещи, и многое другое. В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности.

С учетом сказанного конкретизируем данное ранее определение собственности. Собственность – это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника.

В социально-экономической литературе широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной общественной формы или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение. Определение собственности с помощью категории присвоения восходит к работам К.Маркса, в которых категории собственности и присвоения действительно увязываются друг с другом. Особенно рельефно эта связь прослеживается во введении «К критике политической экономии». Такой подход к определению собственности в принципе возможен. Следует, однако, учитывать, что понятие присвоения нуждается в конкретизации, а потому едва ли может быть использовано для раскрытия содержания собственности без определения его самого. К тому же в понятие присвоения исследователи, в том числе и К.Маркс, вкладывали различное содержание. С этой точки зрения владение, пользование и распоряжение, как более конкретные экономические категории, обладают несомненными преимуществами по сравнению с предельно абстрактной категорией присвоения.

Собственность как экономическая категория человеческому обществу на протяжении всей его истории, за исключением, пожалуй, тех начальных его этапов, когда человек еще не выделился из природы и удовлетворял свои потребности с помощью таких более простых способов присвоения, как владение и пользование. Разумеется, на протяжении многовековой истории человечества собственность претерпевала существенные изменения, обусловленные, главным образом, развитием производительных сил, иногда довольно бурным, как, например, это имело место в период промышленной революции или имеет место сейчас в эпоху научно-технической революции.

Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Переход от одних форм собственности к другим может идти двумя путями: эволюционным – на основе поисков более эффективных методов пользования и распоряжения, и преодоления неэффективных методов, то есть на основе конкурентного процесса, и революционным, насильственно утверждающим господство новых форм собственности.

Изменение форм собственности отражают понятия «национализация» и «приватизация». Они являются методами, посредством которых изменяется акцент в системе стимулов к производственной деятельности и реализуются попытки повысить эффективность национальных экономик.

Национализация – это метод изменения формы собственности, в соответствии с которым осуществляется передача нации права собственности, на некоторые или все без исключения средства производства или предприятия. Осуществляется она либо революционным путем, либо эволюционным, в условиях которого постановление о национализации принимается государственной властью.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.

Приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

– формирование слоя мелких и средних собственников;

– сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

– перераспределение экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

Успешное проведение приватизации и особенно постприватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.

Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть обеспечен при продаже имущества на инвестиционных торгах, предполагающих передачу средств не государству, а предприятию. Явные противоречия существуют также между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3) низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны российской приватизации.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

В российской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Российской Федерации. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях. Отмена трехлетнего моратория на продажу акций способствовала выбору второго варианта акционирования большинством трудовых коллективов. Важное значение для приобретения дальнейшей самостоятельности приватизированными предприятиями имело принятие законодательных актов, регламентирующих продажу земельных участков.

Виды экономических систем

Экономическая система — это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика. Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества — альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы — как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика. Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются «невидимой рукой рынка».

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии — тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co.

Смешанная экономика

Смешанная экономика. Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия — кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики — народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Типы экономических систем и их особенности

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся на основе действующих в обществе отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В экономической теории выделяют следующие системы: традиционную, централизованную, рыночную и смешанную.

Традиционная. Суть этой системы заключается в том, что деятельность осуществляется на основе традиций предков. В чистом виде не применяется, только отдельные ее элементы.

При централизованной, или командной, или тоталитарной экономике большинство предприятий находится в государственной собственности и осуществляет свою деятельность на основе государственных директив. Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимает государство.

Суть этой системы заключается в государственном монополизме, т.е. в том, что государство господствует в экономике и других сферах общества.

Главными чертами централизованной (командной) экономической системе являются: государственная собственность на средства производства. Собственность отдельных граждан ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством; государственное планирование всей экономики, т.е. производства, обмена и распределения продукции. Неизбежные в таком планировании ошибки порождают многочисленные неувязки в экономике. Главным методом управления людьми является администрирование (приказы, контроль, наказание, поощрение), а главная цель деятельности предприятий – выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был); административные методы управления экономикой, т.е. цены на товары назначаются государством и не зависят от спроса на них и предложения. Объем прибыли и зарплата заранее четко определены, поэтому экономическое положение производителей мало зависит от их инициативы и творчества, т.е. нет стимулов к эффективной работе, новаторству.

Негативный результат такого хозяйствования – безынициативные работники, не заинтересованные в результатах своего труда, отсутствие научно-технического прогресса, дефицитность экономики, диктат производителей и бесправие потребителей, низкий уровень жизни народа.

В то же время централизованные экономические системы имеют свои преимущества – более устойчивая экономка, люди больше уверены в завтрашнем дне, меньше неравенства в обществе (более равномерное распределение в обществе жизненных благ), гарантированный минимум жизненных благ, нет проблемы трудоустройства (достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один человек, работают два).

Рыночнаяэкономика, или капитализм эпохи свободной конкуренции, — это хозяйственная система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров. Ее главными чертами являются: частная собственность на землю и другие средства производства, что служит материальной основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью и самостоятельно решает: что, как и для кого производить; свобода выбора потребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономических партнеров и приобретаемых товаров и услуг; личный интерес участника экономических отношений – лучший стимулятор человеческой активности – в большинстве случаев совпадает с интересами других участников (стремление работников иметь большую зарплату обусловливает повышение эффективности производства и т.д.); саморегулирование экономики рыночными факторами: свободные цены, свободный спрос и предложение, конкуренция. Например, если спрос на товар повысился, то его цена возрастает и это делает производство товара более выгодным; минимум вмешательства государства в экономику: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения субъекты принимают самостоятельно, на свой страх и риск (хотя вопрос о степени невмешательства — спорный).

Основные преимущества рыночной экономики: стимулирует высокую предприимчивость и эффективное хозяйствование; экономически препятствует созданию неэффективных и ненужных обществу производств; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства (по конечным результатам их труда); дает больше прав и возможностей потребителям; не требует большого управленческого аппарата.

Основные недостатки рыночной экономики: усиливает неравенство в обществе; нестабильность в экономике (подъемы, спады, а следовательно, периодическое обострение проблем безработицы, инфляция, снижение жизненного уровня людей); не обеспечивает создание необходимых обществу, но бесприбыльных благ; не учитывает возможный ущерб от бизнеса, наносимый человеку и природе, т.е. экологические и социальные последствия.

Все перечисленные «погрешности» свободного рынка требуют устранения или сглаживания, и это может сделать только государство – единственная социальная сила, способна действовать в интересах всего общества.

Смешанная экономика – это хозяйственная система, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; вмешательство государства в рыночную экономику не преобладает над регулирующей ролью рынка.

Большая часть хозяйственных ресурсов в смешанной экономике находятся в частных руках, многочисленные предприятия малого бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка.

Вместе с тем некоторые важные сферы экономики (например, железные дороги, топливно-энергетический и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита и др.) принадлежат государству и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы.

Однако ни одна из существующих экономических систем не может быть совершенной. Идеальные общества существуют лишь в теоретических построениях, а в реальности важно, какая из систем эффективна и жизнеспособна.