Экономические зоны Китая

СЭЗ. Краткий ликбез по специальным экономическим зонам Китая

4 Декабря 2014 5394 Артем Жданов

Изображение: REUTERS/Bobby Yip

«Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны», — отмечал в свое время советский и российский дипломат, посол России в Китае Игорь Рогачев.

Действительно, специальные (они же особые и свободные) экономические зоны (СЭЗ, 经济特区) в КНР стали одной из ключевых составляющей «китайского экономического чуда».

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Такое определение дает ОЭЗ Википедия. Цель создания таких зон — решение стратегических задач страны или отдельных регионов.

Китайские СЭЗ ставят в пример, как одни из самых эффективных в мире. А началось все с Всекитайского Собрания Народных Представителей в августе 1980 года, когда постановлением Постоянного комитета ВСНП были созданы три из пяти ныне существующих в Китае специальных экономических зон. Все три было решено создать в южной провинции Гуандун: часть Шэньчжэня (с 2010 года статус СЭЗ распространился на всю территорию города), Чжухай и Шаньтоу. Затем в этом же году Пекин создал еще одну СЭЗ в городе Сямэнь провинции Фуцзянь. Пятая СЭЗ появилась в 1988 году, ей стала островная провинция Хайнань.

В 1990 году подобный статус получил и шанхайский район Новый Пудун, однако традиционно выделяют именно 5 китайских СЭЗ:

  • Шэньчжэнь;
  • Чжухай;
  • Шаньтоу;
  • Сямэнь;
  • Хашгар (получил статус СЭЗ в 2010 году);
  • провинция Хайнань.

Правительство Китая с помощью СЭЗ планировало активизировать привлечение иностранных инвестиций, на которые была сделана ставка в экономических реформах. Однако даже в этих зонах существуют определенные ограничения на объемы иностранных инвестиций -до 50 млн долл., но не менее 25% уставного капитала открываемого предприятия.

В отношении предприятий, базирующихся в СЭЗ, действует льготная ставка налога на прибыль и так называемые 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года — налог не взимается, последующие 3 года — 50% от действующей ставки).

Стоит отметить, что до 2008 года налог на прибыль составлял только 15% (вне СЭЗ — 33%). Однако с 2008 года был назначен переходный период на новые ставки по налогу на прибыль, и на настоящий момент она составляет 25%.

Отчасти это связано с тем, что СЭЗ уже не играют настолько важную роль, как это было изначально. И хотя привлечение иностранного капитала и технологий по-прежнему остается важным для китайской экономики, роль главных «ворот» Китая они уже не играют. Одним из «ударов» по СЭЗ стало вступление КНР в ВТО. Китайским властям пришлось пойти на многие уступки, чтобы сделать свой рынок более однородным по требованию ВТО. Постепенно упраздняются многие льготы, которые были введены для иностранных инвесторов. Многие эксперты считают, что со вступлением в ВТО эпоха специальных экономических зон закончилась и сейчас идет становление других, более эффективных, способов работы на китайском рынке. Но не нужно недооценивать вклад СЭЗ в экономическое развитие на современном этапе. Так, в 2013 году общий объем внешней торговли СЭЗ увеличился на 14,7% по сравнению с 2012 годом и составил почти $700 млрд.

Пекин, стремясь выровнять перевес, который образовался в пользу СЭЗ и прилегающих к ним территорий, активно начал развивать внутренние районы страны. С 90-х годов по всему Китаю начинают массово появляться десятки так называемых «зон технико-экономического развития государственного уровня» (ЗТЭР). На настоящий момент создано 90 таких зон (в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине, Даляне, Харбине, Урумчи, Ухане и других крупных городах).

Кроме того, существуют 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и недавно открытая Шанхайская зона свободной торговли. Все они по сути являются особыми экономическими зонами. В зависимости от вида, в них действуют те или иные льготы и преференции.

Интересно, что несмотря на многолетнюю историю развития СЭЗ, в Китае до сих пор нет единой законодательной базы, контролирующей деятельность подобных зон. Каждая из них утверждается отдельными постановлениями, а общую координацию осуществляет специальная межведомственная комиссия, куда входят представители различных министерств, валютных управлений и силовые органы.

Специальные экономические зоны Китая

Все уже знают о специальных экономических зонах Китая, которые вытолкнули отсталую большую страну в ряд передовых держав, если не по качественным, то по количественным показателям. Мы планируем в течение года рассказать подробнее о каждой из СЭЗ, а сейчас напомним общие сведения о них.
Наследие Дэна Сяопина
Прежде всего, следует разобраться с терминами: аббревиатуру СЭЗ в разных СМИ толкуют по-разному – и как «специальную экономическую зону», и как «самоуправляемую» и как «свободную». По канонам КПК, идея СЭЗ принадлежит Дэн Сяопину, который в 1979 году предложил создать «экспортную зону» — сконцентрировать китайские предприятия для производства и продажи товаров за рубеж. В течение года архитектор реформ Дэн Сяопин с товарищами разрабатывал проект «экспортной зоны». По мере работы стало ясно, что «экспортная зона» — слишком узкий термин, более точной была признана формулировка, тоже принадлежащая Дэн Сяопину — «специальная экономическая зона». Сейчас в Китае действует только шесть СЭЗ — Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, Кашгар.
Тогда же, в 1980 году, были выработаны основные критерии СЭЗ, действующие до сих пор:
• Доступ к международным транспортным коридорам, предпочтительно к морским, трансокеанским.
• Особая законодательная база, способствующая привлечению зарубежных инвесторов.
• Комфортные условия деятельности предприятий иностранных инвесторов: щадящее налогообложение, облегченный вывод прибыли.
• Экспортоориентированность предприятий СЭЗ.
• Достаточно высокая степень самостоятельности местных властей в адаптации положений и правил к местным условиям. И ответственность за результат.
• Самостоятельность резидентов СЭЗ при определении сферы деятельности, которой они будут здесь заниматься, в рамках существующих законов и правил.
Первой специальной экономической зоной в Китае стал Шэньчжэнь, в августе 1980 года.
По данным ГТУ Китая
Зоны
Шэньчженьская СЭЗ
Специальная экономическая зона Шэньчжень представляет собой своеобразную витрину современного Китая. Когда возникает необходимость подтвердить успешность китайской модели экономики, Шэньчженьская СЭЗ упоминается обязательно. Место Шэньчженя в китайской экономической структуре хорошо поясняется местной поговоркой «Шэньчжэнь учится у Гонконга, Гуандун у Шэньчжэня, а у Гуандуна – вся страна».
СЭЗ Шэньчженя преимущественно промышленной направленности, здесь развиваются ядерная энергетика, электроника, машиностроение, высокотехнологичные отрасли, химическая промышленность, разработка месторождений нефти в Южно-Китайском море. СЭЗ основана в 1980 году, ежегодный темп роста ВВП превышал 37% и с 270 млн. CNY до 1031 млрд. CNY. Товарооборот СЭЗ Шэньчжень с 18 млн. CNY увеличился до 402,5 млрд. CNY, по экспорту и импорту Шэньчжэнь лидирует среди самых больших континентальных городов Китая. Цели СЭЗ Шэньчжэнь 1 трлн. CNY ВВП к 2015 году.
Чжухайская СЭЗ
СЭЗ Чжухай располагается на западном берегу в дельте реки Чжуцзян. Направленность СЭЗ – лёгкая, пищевая промышленность, производство стройматериалов, электроники, бытовой техники, портовое, дорожное строительство, большое значение имеет туризм. Чжухай расположен недалеко от Сянгана, Макао и Тайваня, большую часть инвестиций в инфраструктуру СЭЗ на первом этапе функционирования вкладывали хуацяо из этих городов и из Гонконга. Впоследствии увеличились инвестиции транснациональных корпораций в промышленность и торговлю. Предприятия СЭЗ размещены в 10 промышленных зонах площадью от 0,5 до 3,5 кв. км.
Шаньтоуская СЭЗ
СЭЗ Шаньтоу располагается на юго-востоке Китая и состоит из двух частей: восточных районов Шаньтоу (площадь территории 22,6 кв. км.) и юго-восточных районов полуострова Гуанчао (площадь территории 30 кв. км.). Шаньтоу ориентирован на развитие инвестиционных проектов в отрасли нефтехимии, портовую инфраструктуру, производства электроники, агропромышленный комплекс, производство одежды и обуви.
СЭЗ Сямэнь
Сямэнь — одна из первых китайских СЭЗ, сформированных в Китае, после оглашения политики реформ и открытости в 1978 году. В состав СЭЗ входят острова Сямэнь и Гуланьюй. 80% инвестиций в Сямэнь вкладывается тайваньскими предпринимателями в отрасли электроники, текстильной промышленности, пищевой промышленности, химической промышленности и портовую инфраструктуру.
СЭЗ Хайнань
Самая большая экономическая специальная зона Китая – Хайнань, — создана по решению 1-й сессии ВСНП 7-го созыва в апреле 1988 года, она располагается на юге страны, занимающая тропический одноименный остров. СЭЗ включает в свой состав 5 специализированных регионов. По данным администрации региона внешнеторговый оборот Хайнань рос темпами 16,8% в год и за 25 лет с 1988 года увеличился в 49 раз, объём финансовых доходов — в 50 раз, объём доходов в распоряжении у горожан – в 11 раз, объем чистых доходов сельчан – в 7 раз.
Спектр направлений развития СЭЗ очень разнообразен – промышленность, индустрия развлечений, туризм, тропическое земледелие, авиаперевозки, морские перевозки, кроме того, Хайнань обладает запасами полезных ископаемых.
СЭЗ Кашгар
Самая молодая из СЭЗ Китая – Кашгарская, находящаяся в процессе формирования. Цели создания СЭЗ Кашгар описаны формулой: «на востоке Китая — Шэньчжэнь, на западе Китая – Кашгар». То есть Кашгару предстоит сыграть роль драйвера экономики в регионе СУАР равного по эффективности Шэньчжэню. Отличительной чертой Кашгара от других китайских СЭЗ является то, что здесь транспортные маршруты проходят по суше. СЭЗ ориентирована преимущественно на сотрудничество со странами Западной Азии. Специализация ЭЗ Кашгар – импорт энергетических ресурсов и редких полезных ископаемых, водных ресурсов, сельскохозяйственных продуктов, инвестирование в легкой промышленности. В частности, потенциальную значимость СЭЗ для рынка Центральной Азии трудно переоценить – он может единственным полноценным экономическим центром в этом регионе. СЭЗ находится на стадии формирования, к 2015 году здесь планируется создать беспошлинную торговую зону.
Управление
Процесс создания и развития СЭЗ находится под неусыпным контролем государства. Центральные органы власти определяют стратегию развития формируемой СЭЗ, планируют этапы реализации проекта, определяют налоговую политику, занимаются проблемами землепользования. В частности, вопросами формирования СЭЗ в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне занималось Всекитайское собрание народных представителей, создание СЭЗ Хайнань контролировалось Государственным Советом КНР, вопросы территориального расширения СЭЗ Чжухай и Шантоу решались Центральным комитетом коммунистической партии КНР. Во всех СЭЗ с самого начала создания работают филиалы Центрального Банка КНР.
Для координации деятельности СЭЗ с субъектами вне СЭЗ, и для гармонизации внутризональных законов, правил, положений с общекитайскими правовыми нормами была создана «над-структура» — Канцелярия по делам специальных зон, высший орган управления СЭЗ, а внутри неё — Департамент по делам специальных экономических зон. Канцелярии подчинены комитеты при правительствах районов, в которых расположены СЭЗ, которые контролирующие деятельность внутри СЭЗ.
Теоретически стройная структура управления в реальности имеет недостатки, связанные с тем, что СЭЗ очень сложны сами по себе и плюс к этому намного опережают по уровню развития внезональный Китай. неизбежны трения, накладки в отношениях между центральными властями страны, управленческими структурами провинций, на территории которых расположены СЭЗ, внутризональными администрациями, отраслевыми ведомствами и так далее. Тем не менее, поскольку СЭЗ доказали свою эффективность на данном историческом этапе, значит удаётся находить баланс между всеми административными учреждениями.

Экономические зоны современного Китая

Территория современного Китая поделена на семь экономических зон, а они в свою очередь состоят из провинций. Северная, Восточная, Северо-Восточная, Центральная, Западная, Юго-Западная и Северо-Западная. Транспортная инфраструктура Китайской Народной Республики развивается довольно динамично, а потому, доставка товаров из любой зоны этой страны не вызывает особых трудностей у современных логистических компаний. Больше того, именно транспортировка грузов из Китая в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений мирового бизнеса.

Северная экономическая зона.

В Северной экономической зоне Китая находится не только политическая и культурная столица государства – Пекин, но и крупнейший китайский порт Тяньцзинь, а также известные провинции Хэбэй и Шаньдун.

Пекин, кроме того, известен еще и как город, где расположены крупные предприятия электронной, компьютерной и фармацевтической промышленности. Доставка грузов из Пекина может быть организована практически любым удобным видом транспорта, однако многие транспортные компании предпочитаю использовать мультимодальные грузоперевозки, где задействованы сразу несколько видов транспорта. Так как наиболее сильными сторонами транспортной инфраструктуры Пекина являются авиационный транспорт и разветвленная сеть автодорог, то чаще всего используют схемы доставки с использованием автомобильного и морского транспорта, автомобильного транспорта и доставку самолетом, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Тяньцзинь является не просто крупнейшим портом Китайской Народной Республики, здесь находятся самые большие контейнерные терминалы в этой стране. Кроме того, в этом городе наиболее ярко представлены следующие отрасли экономики: автомобилестроение, сталепрокатные предприятия, микроэлектроника, предприятия по производству оборудования для связи и для механической промышленности, предприятия морской химической и нефтехимической промышленности.

Провинция Хэбэй также имеет один из крупнейших в Китае портов, а, кроме того, крупный железнодорожный узел. Здесь хорошо развита текстильная и легкая промышленность, фармацевтика и электроника. Провинция Шаньдун является энергетической базой страны, и вместе с тем, она расположена на трансконтинентальном торговом пути Азия – Европа.

Восточная экономическая зона.

Наиболее крупным городом государственного подчинения Восточной экономической зоны Китая является Шанхай. Ведущими отраслями экономики здесь широко представлены: машиностроение, химическая и металлургическая промышленность, предприятия по производству средств связи. Кроме того, Шанхай – это еще и один из крупнейших в мире транспортных узлов, а потому доставка товаров отсюда может быть осуществлена любым удобным видом транспорта. При транспортировке китайских товаров из Шанхая в Россию обычно используют авиатранспорт, либо доставку морским путем.

Провинция Дзянсу, которая также входит в Восточную экономическую зону Китая, имеет ряд крупных предприятий механической, электронной и нефтехимической промышленности, а также развитое машиностроение. Кроме того, трансконтинентальный Евразийский мост начинается именно здесь и заканчивается аж в Роттердаме. А развитая железнодорожная инфраструктура делает привлекательной эту провинцию для логистических компаний. То же самое можно сказать и Чжанцзяне, это тоже провинция Восточной экономической зоны. Кроме сети автомобильных и железных дорог, здесь налажено авиационное сообщение, действуют пять морских портов. В этой провинции довольно развита текстильная и фармацевтическая промышленность, электроника, производство обуви и одежды.

Южная экономическая зона.

В Южную экономическую зону входят Гуандун, Фуцзянь, Гуанси и много других провинций интересных российским импортерам. К примеру, Гуандун знаменит своей бытовой техникой, электроникой, пластмассовыми изделиями, производством одежды и текстиля. Транспортная инфраструктура этой провинции связывает более ста портов. Похожую производственную базу имеет и провинция Фуцзянь, однако здесь кроме этого располагаются еще и предприятия нефтехимической и машиностроительной промышленности, развито строительство и производство строительных материалов. Наиболее удобно при вывозе товаров из этой провинции использовать авиатранспорт, а также морские перевозки.

Северо-Восточная экономическая зона.

В Северо-Восточной экономической зоне находятся такие провинции как Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь. Причем провинция Ляонин является одним из опорных центров китайской индустрии. Здесь сосредоточены нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная отрасли, которые представляют основу экономики Китая. Кроме того, привлекательные в настоящее время для инвесторов информационные технологии находятся также здесь. Поэтому не удивительно, что здесь создана наиболее развитая железнодорожная инфраструктура этого государства, действуют шесть крупных международных аэропортов, которые связывают Китай с Россией, Японией, Южной Кореей и многими другими странами.

В провинции Цзилинь также довольно развитое железнодорожное сообщение, именно здесь проходит центральная магистраль Китайской Народной Республики, соединяющая Пекин и Харбин. Из отраслей экономики здесь широко представлены пищевая, нефтехимическая, фармацевтическая, хорошо развито автомобилестроение и электронная промышленность.

Если есть необходимость перевезти товары из провинции Хэйлунцзян, которая также относится к Северо-Восточному округу Китая, то лучше всего воспользоваться авиационным транспортом или доставкой по железной дороге, тем более что здесь проходит транспортная магистраль Маньчжурия – Харбин – Суйфэньхэ, которая входит в состав трансконтинентального транспортного моста Европа – Азия. Из отраслей экономики этого региона наибольший интерес, пожалуй, представляют химическая, пищевая, электронная и фармацевтическая промышленность, также хорошо развито здесь и автомобилестроение.

Северо-Западная экономическая зона.

Наибольший интерес в Северо-Западной экономической зоне Китайской Народной Республики представляют провинции Ганьсу, Шэньси. Причем провинция Шэньси является своеобразным транспортным узлом всего Китая. В западном направлении железные дороги идут отсюда аж до Амстердама (через центр провинции проходит трансконтинентальный транспортный мост Европа – Азия), на восток удобно перевозить грузы железнодорожным транспортом до порта Ляньюньган. В принципе из этой провинции можно осуществлять доставку практически любым удобным видом транспорта за исключением морского. Наиболее развитые отрасли экономики в провинции Ляньюньган – электроника и фармацевтика.

В провинции Ганьсу сосредоточены металлургические и нефтехимические предприятия, а также заводы по производству стройматериалов, хорошо развита энергетика. А так как эта провинция, как это ни странно, является географическим центром Китая, ведь относится она к Северо-Западной экономической зоне, то транспортная инфраструктура здесь, конечно же, хорошо развита.

Центральная экономическая зона.

В Центральной экономической зоне наибольший интерес для российских импортеров представляют провинции Хэбэй и Хунань. Товары отсюда удобно доставлять автомобильным транспортом, либо через сеть крупных морских портов. Хорошо развит также и авиационный транспорт. В провинции Хэбэй широко представлена химическая и пищевая промышленность, хорошо развита строительная индустрия, металлургия и машиностроение. Металлургия и машиностроение также являются основой и в провинции Хунань, но наряду с этими отраслями здесь также развита электроника, энергетическая отрасль, много предприятий пищевой промышленности.

Юго-Западная экономическая зона.

В Юго-Западную экономическую зону входят такие провинции как Юньнань, Чунцин, Гуйчжоу, Сычуань, а также другие. Провинция Гуйчжоу известна своими предприятиями табачной и винокуренной отраслей, электронной промышленности. Кроме того, здесь сосредоточены крупнейшие в Китайской Народной Республике заводы по переработке алюминия. Для доставки товаров здесь используется только внутренняя китайская транспортная сеть.

А вот в провинции Сычуань хорошо развито железнодорожное транспортное сообщение. Именно этим способом и рекомендуется доставлять отсюда китайские товары. В этой провинции широко представлены предприятия медико-фармацевтической и телекоммуникационной отраслей экономики, достаточно развиты металлургия, гидроэнергетика и машиностроение.

Центром провинции Чунцин является город государственного подчинения с таким же названием. Более половины предприятий этого города относятся к фармацевтической отрасли, этим он собственно и интересен российским импортерам. При транспортировке грузов из этого региона Китая в Россию рекомендуется уделить внимание авиационной транспортной составляющей маршрута доставки.

Экономические районы страны

В 1958 г. в Китае были определены основные экономические районы: Северо-Восточный, Северный, Восточный, Центрально-Южный, Юго-Западный и Северо-Западный. Они рассматривались как основа при планировании размещения производительных сил. Главным принципом их выделения было включение в состав района «кооперирования» более развитых административных единиц, которым отводилась роль донора, и менее развитых — акцепторов. Их хозяйственные системы, взаимно дополняя друг друга, обеспечивали возможность независимости района в экономическом отношении.

Сейчас эти взаимосвязи утратили свое значение, сетка районов «кооперирования» перестала отвечать реальной ситуации, но с успехом используется для учебных, познавательных целей. В составе районов «кооперирования» можно выделить менее крупные экономические районы, отражающие реальные процессы районообразования и находящиеся на разных уровнях формирования.

Северо-восточный район

Северо-Восток (провинции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин) — целостный, внутренне спаянный хозяйственный организм. Богатые природные ресурсы (нефть, уголь, горючие сланцы, черные и легирующие металлы, гидроэнергоресурсы, лес, морепродукты), благоприятное международное экономико-географическое положение, история освоения — все эти факторы способствовали превращению Северо-Востока в наиболее высокоиндустриализованный, превосходящий другие регионы в стране по общему уровню экономического развития район.

Базовые топливно-энергетический, металлургический и лесопромышленный комплексы определяют лицо района. Сельское хозяйство Северо-Восточного Китая отличается более высоким уровнем товарности, агрокультуры, механизации и химизации. Выращиваются преимущественно гаолян, просо, кукуруза, пшеница, из технических культур — сахарная свекла, соя, подсолнечник. На Северо-Востоке находится сердце тяжелой индустрии Китая — промышленный район, включающий города Шэньян, Аньшань и Фушунь.

Шэньян (Мукден) — основан более 2000 лет назад, долгое время был столицей Маньчжурской династии. В его дворцах хранились сокровища маньчжурских императоров. Сейчас это крупный индустриальный центр, город машиностроителей. Машиностроение в основном металлоемкое, ориентировано на металл Аньшаньского металлургического комбината, расположенного в 90 км от Шэньяна. В Шэньяне много высших учебных заведений, в том числе университет.

Фушунь, город-спутник Шэньяна, — центр угледобывающего и сланцедобывающего района.

Развитие Даляня связано с его приморским положением. Это важный порт с развитой промышленностью, в значительной степени ориентированной на экспорт. В Даляне расположена крупная судоверфь, на которой строятся сухогрузы, танкеры и другие суда. Через Далянь экспортируется дацинская нефть, поступающая сюда по нефтепроводам.

Немалое значение имеет прибрежное рыболовство. Здесь вылавливают более 100 видов рыб, а также трепангов, креветок, устриц, гребешков, морских ежей, используемых для приготовления популярных блюд китайской кухни.

Город Харбин основан в 1898 г. на месте пересечения строившейся Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с р. Сунгари. КВЖД, построенная Россией, соединила кратчайшим путем Восточную Сибирь и Дальний Восток. Принятый строителями КВЖД принцип постройки линий дороги как бы с середины, из одного базового пункта, обеспечивал быстрый рост будущего города Харбина как такого центра. По одной из версий, название города происходит от маньчжурского слова «харба», обозначающего «брод», «переправа», «перевал», при этом «-ин» — исконно русский суффикс принадлежности. История Харбина неразрывно связана с Россией. Уже в 1899 г. в городе насчитывалось около 14 тыс. человек — выходцев из Российской империи, причем представителей самых различных ее национальностей — русских, поляков, евреев, армян, грузин. И сейчас соседство нашей страны чувствуется в Харбине повсюду: по характеру застройки город значительно отличается от других центров Северо-Восточного Китая, напоминая русские города, харбинцы употребляют много русских слов, например «хлеб», «ведро», а в некоторых магазинах города можно купить хлеб, выпекаемый по русскому рецепту. В 1984 г. в Харбине была восстановлена и открыта одна из более чем 20 православных церквей, действовавших до 60-х годов. Из транспортного и торгового в прошлом города Харбин превратился в крупный промышленный центр.

Северный Китай

Ядром Северного Китая является столичный Хэбэйский экономический район, включающий пров. Хэбэй, города центрального подчинения Пекин и Тяньцзинь

Столица Пекин — важнейший политический, экономический и культурный центр КНР. Пекин (название его на путунхуа — Бэйцзин), один из древнейших городов страны, был основан 3000 лет назад. В течение многих лет он был резиденцией императоров, до сих пор здесь сохранилось множество памятников, старинных зданий. Среди последних выделяется Гугун — императорский дворец, находившийся в центре “запретного города”

Пекин быстро растет, строятся современные многоэтажные отели, административные здания, некоторые из них высотой в 20-40 этажей. Реконструируются старые улицы, создаются магистральные развязки в черте города. Построено метро, оно помогло несколько ослабить остроту транспортной проблемы, имеющейся в Пекине. Но до конца еще эту проблему решить не удалось: пекинские автобусы, троллейбусы почти всегда переполнены. Комфортабельны, но дороги такси. Наиболее часто посещаемые места города связывают «маршрутки», чаще всего принадлежащие кооперативам. И конечно, если вы испытываете трудности с использованием общественного транспорта, вам всегда на помощь придет неизменный велорикша.В Пекине множество институтов Академии наук КНР, министерств, ведомств, ряд университетов, других высших учебных заведений. Известен он своим театральным и цирковым искусством, киностудиями и библиотеками. Столица просто наводнена туристами из-за рубежа и из других районов Китая. Они приезжают посмотреть памятники, музеи и парки самого Пекина, а также для того, чтобы побывать на Великой Китайской стене. За годы народной власти Пекин стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Его современный облик определяет тяжелая индустрия, а ведущая ее отрасль — машиностроение. Сложилась значительная химическая промышленность, черная металлургия. Выделяются и типично «городские» отрасли — текстильная, швейная, полиграфическая. Пекину присущи все современные проблемы большого города: недостаток жилья, загрязнение окружающей среды, шум, дефицит воды, электроэнергии, транспортные проблемы.Тяньцзинь находится на р. Хайхэ, в 70 км от ее устья, где функционирует порт Синьган. Во второй половине XIX — первой половине XX в. город был базой иностранных капиталистов, что определило черты архитектуры и планировки старой части города.

Внутренняя Монголия, входящая в состав Северного Китая, — одна из главных скотоводческих баз страны. На ее богатых сезонных пастбищах преимущественно монголы занимаются традиционными для них овцеводством, коневодством и верблюдоводством. Городов во Внутренней Монголии мало. Один из самых крупных — Баотоу, с развитой черной металлургией.

Восточный Китай широким фронтом обращен к Восточно-Китайскому и Желтому морям, вся жизнь этого региона связана с морем. Весьма благоприятно транспортно-географическое положение Востока, соединенного с другими частями страны густой сетью железных и автомобильных дорог, р. Янцзы.

Восточный район

Шанхайский экономический район — часть Восточного Китая — охватывает территорию Шанхая, города центрального подчинения, провинции Цзянсу, Фуцзянь, Аньхой и Цзянси. Очень высок уровень развития его промышленности, особенно легкой. Выделяются текстильная промышленность, а в ней хлопчатобумажная и шелковая, а также швейная, трикотажная, полиграфическая. Разнообразна по своему составу продукция машиностроения, выпускаемая на многочисленных предприятиях района. Другая ведущая отрасль — химическая, она выпускает полимерные материалы, различные лекарства, продукцию тонкой и бытовой химии. Заметное место занимают черная металлургия, пищевкусовая промышленность. Выделяется Шанхайский район и по производству сельскохозяйственной продукции — риса, хлопчатника, чая. Это важнейший в стране ареал шелководства.

Шанхай — самый крупный город в КНР. Название его стало нарицательным, символизируя беспорядочное нагромождение огромного количества бедняцких жилых построек. Современный Шанхай и похож, и не похож на этот стереотип. Есть застройки колониальных времен, где, тесно прижавшись друг к другу, множество домиков образуют узкие многочисленные улочки. Но Шанхай — это и знаменитая Наньцзинлу — главная торговая улица города, шумная, людная, это и небоскребы на берегу р. Хуанпу, и отели, построенные совместно с иностранцами, и роскошные европейские рестораны… Крохотная рыбацкая деревушка, которая была на месте Шанхая тысячу с лишним лет назад, превратилась, прежде всего благодаря выгодному географическому положению, в важнейший торгово-промышленный, транспортный центр страны. Шанхайский порт, морские ворота в Китай с Тихого океана, по величине грузооборота входит в число крупнейших портов мира. Шанхай — гигант китайской индустрии. Несколько сот научно-исследовательских институтов, 43 вуза, в том числе университеты, — все это обеспечивает лидерство Шанхая в развитии новых, наиболее сложных наукоемких производств.

Центрально-Южный район

Центральный район (провинции Хэнань, Хубэй, Хунань), расположенный в среднем течении р. Янцзы, занимает благоприятное экономико-географическое положение, главная черта которого транзитность. Его пересекают транспортные пути с севера на юг, с востока на запад, по которым удобно доставлять различные грузы. В районе сложилась многоотраслевая промышленность с ведущими базовыми отраслями — металлургией, химией, промышленностью строительных материалов, машиностроением. Это и район интенсивного земледелия с производством риса, пшеницы, кукурузы, батата, а также хлопчатника, рами, чая.

Ухань — город, возникший в результате объединения трех городов: Учана, Ханькоу и Ханьяна. Их соединил мост Дружбы через Янцзы, построенный с помощью СССР. Ухань превратился за последние полвека в мощный индустриальный центр. Здесь работает крупный металлургический комбинат, а на базе производимого металла развивается металлоемкое машиностроение. Существенную роль играет также химическая, строительная, текстильная промышленность.

Южный экономический район обладает уникальными географическими условиями для участия в международном разделении труда. Это прежде всего выгодное транспортно-географическое положение на оживленных международных торговых путях, близость к Сянгану и Аомыню. В состав района входят пров. Гуандун, на территории которой 3 специальных экономических зоны, Гуанси-Чжуанский автономный район и пров. Хайнань — остров в Южно-Китайском море, также получивший статус специальной экономической зоны. В последнее десятилетие основные направления развития хозяйства района определялись его «контактностью», через его территорию должны поступать в страну иностранные капиталы, техника, технология, новые методы хозяйствования.

В Южном экономическом районе очень благоприятный для выращивания сельскохозяйственных культур теплый и влажный климат. Произрастают тропические и субтропические растения, использующиеся для получения каучука, канифоли, камфарного масла, лака, лекарств. Из плодов тунгового дерева получают тунговое масло. Много садов с тропическими и субтропическими фруктовыми деревьями. Большую площадь занимают плантации сахарного тростника, возделываются кунжут, рапс, арахис, ценные сорта чая. Из продовольственных культур наибольшее значение имеет поливной рис. На побережье рыбаки ловят рыбу, трепангов, устриц, моллюсков, которые вам могут тут же приготовить в небольших ресторанчиках приморских городов. Промышленность района представлена отраслями, связанными с переработкой сельскохозяйственного сырья или обслуживающими аграрный комплекс, в последние годы выделяются отрасли и производства экспортного значения. Ведущими остаются текстильная, швейная, пищевая промышленность.

Юга- Западный район

Юго-Западный Китай крайне разнороден по природным условиям, по уровню экономического развития, структуре хозяйства. Он включает провинции Сычуань, Юньнань, Гуйчжоу, Тибетский автономный район.

Сычуаньский экономический район отличается высокой плотностью населения (на Чэндуской равнине — 900 человек на кв.км. Сычуаньскую впадину называют «Красным бассейном» за красноватую окраску распространенных там плодородных латеритных почв. Каждый пригодный и даже малопригодный для сельскохозяйственного производства клочок земли используется, склоны гор и холмов террасированы. Сельское хозяйство трудоинтенсивное. Здесь получают 2-3 урожая зерновых (рис, пшеница, кукуруза) и овощей. Из технических культур наибольшее распространение получили сахарный тростник, чайный куст, табак, лекарственные растения, хлопчатник. Всему Китаю известны сычуаньские цитрусовые.

Промышленность района разнообразна: имеются предприятия как легкой и пищевой, так и базовых отраслей. На местном сырье развивается черная металлургия. На базе разработки месторождений горно-химического сырья, нефти, природного газа сформировалась представленная различными производствами химическая промышленность. Главные хозяйственные оси экономического развития района — р. Янцзы с притоками.

Чунцин — главный экономический центр пров. Сычуань. Этот город называют «горным городом», «городом туманов» — дома его разбросаны по склонам гор, а большую часть года над ним стоит туман. Центр города расположен между р. Янцзы и впадающей в нее р. Цзялинцзян и ночью, когда все ярко освещено, напоминает гигантский корабль. Заводы Чунцина выпускают продукцию металлоемкого машиностроения, станкостроения, приборы, радиоэлектронику, металл и химическую продукцию, а также ткани, обувь и т. д. Множество предприятий, особенно мелких, расположено в котловинах, окруженных горами, и это существенно ухудшает экологическую обстановку.

Тибет — один из 5 автономных районов КНР, который вошел в ее состав лишь в 1951 г. Это высокогорная территория с холодным сухим климатом. Тибетцы занимаются разведением яков, выращиванием холодоустойчивого ячменя и других культур.

Тибет — Мекка ламаизма. Сюда стекаются потоки верующих, чтобы посетить знаменитые монастыри Лхасы — административного центра Тибета. С любого места Лхасы видна знаменитая Потала — дворец Далай-ламы. Комплекс напоминает усеченную пирамиду и служит как бы естественным продолжением холма, на котором он расположен. Потала была построена в VII в. в честь бракосочетания китайской принцессы Вэнь Чэн с правителем Тибета Сронзангамбо, с этого времени и началось распространение буддизма в Тибете. Много тут и туристов, особенно из-за рубежа, которые, несмотря на сложности с дорогой, стремятся полюбоваться уникальными культовыми зданиями и познакомиться с жизнью и традициями тибетцев, сильно отличающимися от китайских.

Северо-Западный район

В Северо-Западный Китай, самый большой по площади, входят провинции Шэньси, Ганьсу, Цинхай, а также Синьцзян-Уйгурский и Нинся-Хуэйский автономные районы. На его территории встречаются и мощные горные системы Тянь-Шаня, Куньлуня, Наньшаня, и полупустынные плоскогорья Цайдам, и впадины — Джунгарская, Таримская, Турфанская.

В оазисах Северо-Запада на склонах гор выращивают просо, кукурузу, пшеницу, кое-где рис, но продукция земледелия в основном потребляется внутри региона. Животноводство, напротив, имеет высокую товарность. Разводят преимущественно овец. Шерсть и кожевенное сырье вывозятся.

Промышленную специализацию Северо-Запада определяет добыча и переработка угля и нефти, электроэнергетика с преобладанием гидроэнергетики, энергоемкая цветная металлургия, химическое машиностроение. Северо-Запад стал важнейшим районом атомной промышленности, там ведется весьма энергоемкий процесс — обогащение урана (Ланьчжоу). Главные промышленные центры Северо-Запада — Сиань, Ланьчжоу, Урумчи — расположены вдоль основной экономической оси — железнодорожной магистрали.

У восточных берегов страны лежит самый крупный китайский остров — Тайвань. С 1895 г. Тайвань по Симоносекскому договору принадлежал Японии, в 1945 г. был возвращен Китаю. Площадь острова — 36 тыс. кв.км. Остров гористый. На прибрежных равнинах и холмах возделывают рис, сахарный тростник, чай, развито рыболовство. Очень высок уровень промышленного развития. Главные отрасли специализации — электроника и электротехника, приборостроение, текстильная промышленность. Тайвань активно участвует во внешнеэкономических связях, его главные торговые партнеры — США, Япония, Сянган, страны ЕЭС, в последние годы развиваются связи с континентальным Китаем.

Суперпроекты Китая: Шэньчжэнь. Как рыбацкий городок с 30-тысячным населением всего за 35 лет превратился в один из крупнейших мегаполисов мира

Еще в конце 1970-х это был небольшой городок, жители которого занимались рыбной ловлей в тени высоток Гонконга. Спустя 35 лет он вырос в один из крупнейших мегаполисов мира, живет в котором 15 млн человек. За беспрецедентное в современной истории время из богом забытой дыры Шэньчжэнь превратился в IT-столицу КНР, местную Кремниевую долину, родину «айфонов» и «айпадов». Onliner.by рассказывает о самом масштабном градостроительном эксперименте Китая, огромном городе без коренного населения, побратиме Минска, с которым сейчас во многом ассоциируется понятие «Made in China».

В средние века здесь добывали соль, затем, в эпоху империи Мин, в устье местной реки Чжуцзян возникла береговая крепость, но будущая судьба Шэньчжэня во многом определилась на рубеже XIX—XX веков. В 1910-м сюда пришла Коулун-Кантонская железная дорога, а по соседству возникла крупная военно-морская база Великобритании, из которой впоследствии вырос Гонконг.

Впрочем, небольшим городком, чьи обитатели занимались преимущественно рыболовством, Шэньчжэнь оставался до конца 1970-х. Небольшим, конечно, по китайским меркам: к 1979 году здесь жило около 30 тыс. человек. Уже в то время будущий мегаполис был и перевалочной базой для мигрантов, всеми правдами и неправдами старавшихся сбежать из светлого коммунистического сегодня в гонконгское царство чистогана и наживы.

В 1976 году на 83-м году жизни скончался многолетний глава Китайской Народной Республики Мао Цзэдун. К этому моменту страна пожинала плоды инициированных Великим кормчим программ «Большой скачок» и «Культурная революция». Их провал вскоре вынудил прагматическое крыло в китайской компартии во главе с Дэн Сяопином начать масштабные реформы, целью которых должна была стать модернизация экономики страны, построение «социализма с китайской спецификой».

Одним из средств немедленного повышения благосостояния широких народных масс и уровня жизни в Китае стала объявленная «политика открытости», разрешившая международную торговлю, совместные предприятия с иностранными компаниями и позволившая быстро привлечь в экономику масштабные международные инвестиции. Важным шагом на этом пути было и создание так называемых «специальных экономических зон», для размещения первой из которых и был выбран Шэньчжэнь.

Такой выбор был обусловлен в первую очередь соседством Шэньчжэня с Гонконгом и Макао, в то время еще колониями Великобритании и Португалии соответственно, главными центрами иностранного присутствия в этой части континента. Несмотря на такую близость, Шэньчжэнь при этом оставался глубоко провинциальным городком, где лишь в самом центре существовала относительно капитальная двух- и трехэтажная застройка начала века. Так будущий мегаполис выглядел в 1980 году непосредственно перед началом своего взрывного роста.

Окружали же его холмы, поля и болота дельты Жемчужной реки. Именно тут суждено было возникнуть одному из главных индустриальных двигателей современной китайской экономики.

Через 20—25 лет — всего одно поколение — этот пейзаж не просто изменился. Здесь был осуществлен, вероятно, самый значительный в новейшей истории по масштабам и темпам преобразований градостроительный эксперимент. Такой быстрой урбанизации планета еще не знала.

В 1979 году в самом Шэньчжэне жило около 30 тыс. человек, совокупное население его окрестностей достигало 300 тыс. К 2010 году эта агломерация (только по официальным данным) насчитывала уже 13 млн жителей.

Валовый внутренний продукт города за этот же период вырос с суммы, эквивалентной $250 тыс., до $120 млрд.

В отличие от прочих крупнейших городов Китая, чье население также драматически выросло с началом взрывной урбанизации в КНР, Шэньчжэнь фактически возник в чистом поле. Шанхай, Пекин, Чунцин, Гуанчжоу или Тяньцзинь были давно сформировавшимися населенными пунктами, в той или иной степени игравшими важную роль в исторической перспективе страны. Шэньчжэнь же уместнее сравнить с новыми советскими городами, систематически создавшимися на протяжении XX века в основном с целью освоения тех или иных природных ресурсов или в качестве жилого приложения к построенному промышленному гиганту.

Какой-либо узкой специализации у Шэньчжэня не было. Статус «специальной экономической зоны» подразумевал предоставление любым иностранным инвесторам значительных налоговых льгот при осуществлении экономической деятельности на ее территории. Зарубежные бизнесмены, умеющие считать деньги, с одной стороны, и оценивать риски «хозяйствования» в условиях специфической политической системы — с другой, в китайском случае сделали правильный выбор. Китай с его феноменальной дешевизной рабочей силы и практически неограниченным ее количеством действительно широко и гостеприимно открыл для них свои двери.

Шэньчжэнь очень быстро превратился в сборочную площадку для предпринимателей сначала из Гонконга и Тайваня, а потом и со всего мира. Особенную популярность при этом получила электронная и электротехническая промышленность. Именно здесь размещаются крупнейшие фабрики тайваньской корпорации Foxconn, специализирующиеся на контрактной сборке высокотехнологичных устройств, например iPhone и iPad для Apple. Здесь же, в Шэньчжэне, находятся и штаб-квартиры крупнейших китайских телекоммуникационных гигантов Huawei и ZTE.

Расцвет Шэньчжэня начинался с бытовой электроники, машиностроения, химической и легкой промышленностей, причем ориентировано это производство было в первую очередь на экспорт в страны «первого мира». Однако по мере роста квалификации рабочей силы, их заработков и общего уровня жизни в стране развитие получали все более высокотехнологичные отрасли: собираемая электроника усложнялась, ей начинала сопутствовать разработка программного обеспечения, за большой химией следовала биохимия, фармацевтика и микробиология, тяжелое машиностроение трансформировалось в машиностроение точное. Более того, многие фабрики Шэньчжэня постепенно переориентировались с экспорта на крайне емкий китайский внутренний рынок.

Всем этим производствам требовалась рабочая сила, и они ее без остановки получали: в 1980-е в Китае началось «великое переселение» народа из деревни в город, и Шэньчжэнь стал самым ярким примером этого процесса. Если в конце 1970-х в самом городе проживало чуть больше 30 тыс. человек, то уже к 1982 году его население увеличилось в 10 раз, а к началу 1990-х Шэньчжэнь стремительно стал «миллионником». Так происходила эта трансформация.

Центральное правительство Китая пыталось регулировать приток трудовых мигрантов в новый город, растущий по соседству с таким привлекательным Гонконгом. Для этого использовались так называемой «хукоу» — регистрацией по месту жительства. Такая «прописка» позволяла постоянным жителям Шэньчжэня в сравнении с приезжими получить существенные льготы, прежде всего в области социального и пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования. В 2010 году из 13-миллионного населения агломерации «хукоу» обладала только пятая его часть.

Еще почти 8 миллионов новых шэньчжэнцев в 2010-м имели лишь временную регистрацию, привязанную к месту работы, и жили в заводских общежитиях. В советской системе координат подобных мигрантов, ущемленных в правах в сравнении с постоянными жителями, называли «лимитой». Оставшееся же население не имело вовсе никакой регистрации, живя и работая в Шэньчжэне фактически на свой страх и риск.

В первой половине 1980-х развитие Шэньчжэня шло, по сути, стихийно. Исторический центр старого рыбацкого городка постепенно обрастал новыми кварталами, куда из деревни съезжались первые трудовые мигранты. Генеральный план, который вернул хаотические процессы урбанизации в цивилизованное русло, был принят только в 1986 году. Согласно документу, развитие города и его инфраструктуры концентрировалось вдоль трех широких проспектов-магистралей, пронизывающих весь Шэньчжэнь. На них проектировались шесть кластеров, исполнявших роль общественных центров, которые, в свою очередь, окружались жилыми районами.

Успешным первый генплан не был в основном потому, что не учитывал темпы урбанизации. Ежегодно население города продолжало увеличиваться на треть. Росли индустриальные парки, где открывались все новые и новые предприятия, остро вставал вопрос с инфраструктурой, прежде всего транспортной. Согласно второму генеральному плану, утвержденному в 1996 году, в Шэньчжэне начала строиться система автострад, учитывающая растущую автомобилизацию населения, возводилось метро, скоростные железные дороги соединяли его с прочими городами дельты Жемчужной реки и остальным Китаем. Наконец, увеличилась и собственно городская территория, отданная под новую застройку.

Работы шли с китайским размахом и скоростью. Например, первые две линии метро (20 станций, 22 километра) построили всего за шесть лет (1998—2004), затем темпы его возведения еще более ускорились. К настоящему времени шэньчжэнский метрополитен имеет 5 линий, 137 станций и протяженность почти 180 километров, строятся еще 3 ветки. Метрополитен, разумеется, интегрирован с системой китайских скоростных железных дорог и гонконгской системой электропоездов. Из центра Шэньчжэня до центра Гонконга теперь можно добраться за 45—50 минут, пройдя при этом еще и таможенный контроль.

Развивалась и прочая транспортная инфраструктура. Для обслуживания высокоскоростных железнодорожных магистралей, связавших Шэньчжэнь с Гуанчжоу, Шанхаем, Пекином, Уханью и прочими городами Китая, были построены сразу несколько новых крупных вокзалов, интегрированных в систему прочего общественного транспорта и исполняющих роль транспортных хабов.

В прошлом году открылся и новый терминал городского аэропорта. Гигантское здание длиной в 1,5 километра и площадью в 500 тыс. квадратных метров спроектировано известным итальянским архитектором Массимилиано Фуксасом и способно обслуживать до 45 млн пассажиров в год.

Безудержно рос и сам город. В 1990-е даже появилось утверждение, что в Шэньчжэне каждый день сдают одну высотку, а каждые три дня в городе появляется новый бульвар. Последнее утверждение имеет свои основания. При всей урбанизированности шэньчжэньского ландшафта и его индустриальности город, по китайским меркам, очень зеленый, что, конечно, облегчает местным жителям существование в мегаполисе такого масштаба.

К середине 2000-х, всего за 25 лет, Шэньчжэнь прошел путь, на который иным городам требуются столетия. У города, зажатого между Гонконгом с одной стороны и высокоурбанизированной дельтой Жемчужной реки с другой, начало заканчиваться место для развития. Муниципальные власти, обеспокоенные перспективой снижения экономического роста, начали программу регенерации уже застроенной территории. Для этого были определены около 200 квадратных километров с малоэтажными зданиями, которые Шэньчжэнь получил в 1980-е, в первые годы своего бурного роста.

Город выкупал эти участки у прежних владельцев и отдавал их под новую, уже куда более высокоплотную застройку, которой вскоре уже с удовольствием пользовались новые миллионы переехавших.

Сейчас Шэньчжэнь выглядит типичным китайским мегаполисом. В новых деловых районах выросли многочисленные небоскребы, сперва, как было принято в КНР, довольно безвкусные.

China Merchants Bank Tower (2001, 249 метров) Panglin Plaza (1999, 240 метров)

Но постепенно местные девелоперы начали разбираться в качественной архитектуре и стали привлекать к проектированию авторитетные международные бюро. Сейчас высочайшим зданием Шэньчжэня является башня Kingkey 100, построенная в 2011 году (442 метра, арх. Terry Farrell).

Но уже в 2016 году в городе планируется сдача в эксплуатацию небоскреба Ping An International Finance Centre. Башня высотой 660 метров, спроектированная компанией Kohn Pedersen Fox, должна стать высочайшим зданием Китая.

В настоящее время в городе насчитывается около 70 небоскребов, чья высота превышает 150 метров, и бум их строительства в самом разгаре.

Со свойственной китайцам в последнее время активностью в Шэньчжэне активно строятся и прочие крупные комплексы. Городской общественный центр с библиотекой и концертным залом украшает собой новый центр района Фуцян.

Новая штаб-квартира Шэньчжэньской фондовой биржи, построенная в 2013 году по проекту нидерландского бюро OMA

Но самое поразительное в этом мегаполисе, ставшем в январе 2014 года побратимом Минска, конечно, то, что еще 30 лет назад его просто не существовало.

Шэньчжэнь — «город без истории», «город миллионов приезжих», «город юности» (около 40% нынешнего населения составляют 20-летние), «город-импровизация», город, ставший одним из крупнейших урбанистических экспериментов второй половины XX века, экспериментов не планировавшихся, но стихийных, ставших прямым результатом того, что мы называем «китайским экономическим чудом».

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by