Экономические зоны в России

Под особой или свободной экономической зоной (принято сокращение ОЭЗ или СЭЗ) имеется в виду некая территория, де-юре обладающая особым статусом . Этот статус подкреплён соответствующими законами. В качестве СЭЗ в России могут выступать и сравнительно маленькие районы, и целые субъекты Российской Федерации.

В чём смысл особых экономических зон?

На территориях, получивших статус СЭЗ, создаются условия, упрощающие ведение предпринимательской деятельности, предоставляются таможенные и административные послабления, устанавливаются налоговые льготы. Также возможны определённые финансовые вливания из госбюджета. Заниматься бизнесом здесь могут как российские граждане, так и заграничные бизнесмены, желающие вкладываться в экономику РФ.

Суть их создания – освоение, а также развитие определённых территорий и/или отраслей. Предпринимательский режим в свободных зонах всегда планируется таким образом, чтобы он был привлекателен для резидентов. А они, используя плюсы этого режима, в свою очередь выполняют задачу развития определённой отрасли или территории, выпускают необходимую продукцию. Серьёзное развитие СЭЗ в России началось не так давно – в 2005-ом. Именно в этот год был принят первый законодательный акт, посвящённый данной теме.

Интеграционные и анклавные СЭЗ

Традиционно ОЭЗ разделяют на две категории по параметру вовлечённости в экономику России:

  • замкнутые (анклавные);
  • интеграционные.

К замкнутым обычно относятся территории, обособленные, в том числе, и географически (острова, анклавы и т.д.). Впрочем, есть случаи, когда такие зоны создаются внутри больших городов. Всё, что произведено в них, направляется не на внутренний рынок, а экспортируется за рубеж.

СЭЗ интеграционного типа обязательно имеют разнообразные связи с национальной экономикой РФ (впрочем, и взаимосвязи с экономиками иных государств не исключаются).

Классификация ОЭЗ по функциональному назначению

Также возможно разделить ОЭЗ России по параметру выполняемых функций. Разные эксперты здесь предлагают свои варианты классификации. Официальный орган – Минэкономразвития РФ – выделяет всего четыре категории:

  • Туристско-рекреационные. Это те зоны страны, где актуально работать над развитием туристического направления. То есть в этих зонах есть возможности для отдыха, исторические достопримечательности, места, имеющие культурную значимость.
  • Технико-внедренческие. Эти зоны созданы для лабораторий, занимающихся научными исследованиями, конструкторских бюро, технополисов, технопарков и прочих подобных объектов. Главные цели таких СЭЗ — развитие инновационных технологий и проектов, содействие научно-техническому прогрессу, разработка новых решений и продуктов. Здесь также специально создаются комфортные условия, которые могут быть привлекательны для заграничных высококвалифицированных специалистов.
  • Портовые. Как правило, располагаются на территории морских или речных портов, в непосредственной близости от глобальных транзитных путей. К данной категории относят и зоны свободной торговли, освобождённые от пошлин. Здесь создают хорошие предпосылки для видов бизнеса, имеющих отношение к доставке, разгрузке, погрузке, сортировке и складированию разного рода грузов.

  • Промышленно-производственные. В данных ОЭЗ развиваются конкретные форматы и направления производства. Инвесторам, которые вкладывают средства в эти направления, предоставляют значительные преимущества и льготы.

Существуют и комплексные СЭЗ, которые выполняют сразу несколько из перечисленных функций. Причём такой статус могут получить и целые регионы страны, например в том случае, когда есть необходимость предоставить льготы всем или практически всем предпринимателям для развития их экономики.

fialan фиалан

Особые экономические зоны России. Бизнес-навигатор

Анализ инвестиционной деятельности на территории ОЭЗ России

Полный анализ и комплексная оценка инвестиционной деятельности особых экономических зон (ОЭЗ), представленные в данном исследовании, позволяют инвесторам получить всю необходимую информацию об ОЭЗ России, что активизирует сотрудничество в сфере реализации инвестиционных проектов и оказывает положительное влияние на развитие инновационных производств.
В исследовании подробно описаны практики развития и функционирования ОЭЗ в различных странах, среди которых Япония и Сингапур, и уделено особое внимание ключевым показателям ОЭЗ в России, которые показывают положительную динамику.
Так, совокупное количество резидентов ОЭЗ выросло с 246 в 2012 году до 656 в 2017 году, а выручка резидентов ОЭЗ в 2017 году составила 156 101 млн рублей. Примечательно также, что производительность труда резидентов ОЭЗ в 2017 году оказалась на 38% выше среднего показателя производительности по России.
Авторы доклада подробно останавливаются на особенностях функционирования ОЭЗ в России: рассматривается порядок получения статуса резидента ОЭЗ, основные требования для резидентов в зависимости от типа ОЭЗ, основные особенности создания ОЭЗ в зависимости от типа.

Оценка инвестиционной привлекательности ОЭЗ России

Кроме этого, в докладе описываются ключевые преимущества ОЭЗ для резидентов, среди которых федеральные и региональные налоговые льготы, государственные гарантии, развитая инфраструктура, льготная аренда и выкуп земельных участков, свободная таможенная зона. Отдельное внимание уделяется налоговым льготам, действующим на территориях ОЭЗ.
Значительная часть издания посвящена профилям особых экономических зон Российской Федерации. Также представлен национальный рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ России. Приводится методика расчёта показателей, что делает информацию более доступной для восприятия.
Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России в 2020 году

Благополучие любой страны напрямую зависит от уровня развития её экономики. В эпоху глобализации и плотного взаимодействия представителей разных государств в сфере бизнеса огромную роль в выборе территории для него имеют действующие условия: система налогов, таможенные пошлины, административное участие.

Чем комфортнее ведение бизнеса, тем привлекательнее место для инвесторов. Поэтому в последние 10 лет в России активно развивается организация особых экономических зон, отличающихся максимальным количеством льгот для их резидентов.

Понятие

Особой экономической зоной (ОЭЗ) называют ограниченную пределами субъекта РФ, или города, или иными рамками территорию, имеющую законодательно зафиксированный особый юридический статус.

На данных территориях созданы условия, облегчающие ведение бизнеса, предоставляются налоговые, таможенные, административные льготы и финансовая поддержка. Осуществлять предпринимательскую деятельность могут как граждане РФ, так и иностранные бизнесмены, готовые инвестировать в российскую экономику.

Первые попытки создать специализированные территории в России были предприняты в 1994 году, но это привело к несоответствиям с действующим законодательством, и проекты были свернуты. Полноценное развитие ОЭЗ в нашей стране началось с 2005 года, принят первый Федеральный закон об особенных экономических зонах.

Важно не путать это понятие с зоной свободной торговли. К последней относятся изолированные территории, на которых ведется торговля без таможенных пошлин. ОЭЗ подразумевают не только торговлю, но и производство, оказание услуг на особых условиях и не всегда или не в полной мере освобождаются от таможенных сборов.

Цели создания

Создание особых экономических зон экономически оправдано для государства и выгодно предпринимателям и инвесторам. В России каждый такой проект должен решать важнейшие стратегические задачи. Привлечение инвестиций в конкретный регион способствует его развитию. Кроме того, делается ставка на какую-либо отрасль и направление услуг, от успешной работы которых ожидается пополнение бюджета, расширение возможностей внешней торговли.

Создавая ОЭЗ, государство решает следующие задачи:

  1. Обеспечивает приток частного отечественного и иностранного капиталов.
  2. Способствует увеличению числа рабочих мест, в особенности для сотрудников высокой квалификации, что необходимо для мотивации лучших умов страны оставаться в её пределах.
  3. Реализует курс импортозамещения, делает возможным восстановление и создание отечественного производства.

В свою очередь, резиденты, компании, зарегистрированные на территории ОЭЗ, могут:

  1. Уменьшить свои расходы на производство и решение административных вопросов, благодаря сниженным ставкам по таможенным пошлинам, по налогам и т.д. Это дает большую свободу в обозначении цены продукта, что повышает его конкурентоспособность.
  2. Пользоваться созданной государством инфраструктурой, в большинстве случаев на начальном этапе эти расходы осуществляются за счет бюджета.
  3. Иметь преимущество при выборе квалифицированных специалистов.

Классификация

Существующие в РФ особые экономические зоны неоднородны. Различия обусловлены спецификой региона и целями предоставления данного статуса. Во-первых, все ОЭЗ можно разделить на две группы: замкнутые и интеграционные. К замкнутым относятся территории обособленные и в географическом плане, острова, полуострова, в редких случаях они организуются внутри городов. Все, что производится в этих зонах, направляется на экспорт. Интеграционные ОЭЗ имеют разного уровня взаимосвязи с экономикой родной страны и других государств.

По тому, какие функции должны выполняться, особые экономические зоны разделяются на несколько видов. Разные экономисты предлагают свои варианты классификации. Министерство развития экономики РФ выделяет 4 группы:

  1. Промышленно-производственные. На обособленной территории развиваются выбранные виды производства. Инвесторы, вкладывающие средства в эти направления, получают льготы и преимущества.
  2. Технико-внедренческие. Предназначены для размещения научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро. Сюда же относятся технополисы и технопарки. Главная задача — развитие инновационных проектов, научного прогресса, разработка новых продуктов технологий и решений. Создание комфортных условий необходимо для привлечения зарубежных специалистов и их достижений.
  3. Туристско-рекреационные. Части территории страны, где целесообразно развивать туризм: имеются исторически и культурно значимые места, зоны активного отдыха и т.д.
  4. Портовые. В данную группу входят зоны свободной торговли, освобожденные от таможенных пошлин. Как правило, это территории морских портов, авиапортов. Создаются особые условия для бизнеса, связанного с транспортировкой, упаковкой, сортировкой и хранением товаров, проведением контроля качества.

Существуют и комплексные особые экономические зоны, ими становятся целые регионы, когда есть необходимость предоставить льготы всем или почти всем предпринимателям для поддержки этого региона. Примером такого подхода является Крым, где специальный статус нужен для смягчения перехода местного бизнеса в российскую экономику, для перестройки под действующее в РФ законодательство.

Льготы

В зависимости от конкретной зоны и поставленных в связи с этим задач, резидентам предоставляется соответствующий набор льгот и послаблений.

  1. Налоговые. Инвесторы освобождаются от уплаты некоторых налогов на фиксированный процент или в полном объеме. Возможны льготы по налогам на НДС, собственность, имущество. Компании, зарегистрированные в промышленно-производственной зоне и, занимающиеся соответствующей деятельностью, имеют право на частичное освобождение от уплаты налогов на землю, имущество и транспорт, уменьшение процента по налогу на прибыль. В технико-внедренческих зонах вдвое снижается Единый социальный налог.
  2. Таможенные. Для организаций, которые в производственных целях закупают иностранное сырье или полуфабрикаты, применяются более низкие тарифы таможенных сборов или отменяется пошлина. Товары, произведенные на территории ОЭЗ частично или полностью освобождаются от экспортных пошлин. На самих предприятиях могут быть максимально упрощены процедуры таможенной регистрации и получения разрешений.
  3. Административные. Упрощение процесса регистрации организаций. Сведение к минимуму списка требований по вопросам охраны труда. Открытие привилегированного доступа к соответствующим отечественным и близко расположенным зарубежным рынкам. Предоставление больших прав и возможностей представителям зарубежных компаний и частным иностранным инвесторам.
  4. Финансовые. Со стороны государства оказывается финансовая помощь в виде субсидий, кредитов, дотаций на оплату аренды и покупку земельных участков или производственных помещений. Предоставление льготных тарифов на коммунальные услуги, обеспечение необходимой инфраструктурой.

Порядок регистрации резидентов

Присутствие организации на территории особой экономической зоны еще не означает право получения льгот. В полной мере на них могут претендовать резиденты. Для получения этого статуса необходимо, чтобы компания соответствовала ряду требований:

  1. В промышленно-производственной и портовой ОЭЗ резидентами могут быть только юридические лица, ведущие коммерческую деятельность и не относящиеся к унитарным. В остальных случаях допустимы и ИП.
  2. Компания должна быть зарегистрирована в том муниципальном объекте, в котором действует особая экономическая зона, и не иметь филиалов и представительств вне нее.
  3. Организация располагает достаточными финансовыми средствами для осуществления капиталовложений необходимого объема. В промышленно-производственных ОЭЗ минимальный порог составляет 3 000 000 евро, в портовых — от 2 000 000 до 30 000 000 евро.

Для получения статуса резидента особой экономической зоны нужно получить решение экспертного совета. Для этого сначала составляется заявка, в которой должны быть:

  • заявление на заключение соглашения об осуществлении деятельности;
  • бизнес-план;
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия учредительных документов;
  • копия ИНН.

Предварительно представить проект нужно непосредственно в управляющей компании ОЭЗ. На этом этапе выявляются ошибки бизнес-плана, его соответствие требованиям к виду деятельности, социальной и экономической пользе. После одобрения УК доработанного проекта, заявка отправляется в Минэкономразвития РФ

В течение двух месяцев она рассматривается. При положительном ответе экспертный совет выносит решение о заключении соглашения. На основании него компания вносится в реестр резидентов, и только после этого может пользоваться преимуществами полученного статуса.

Регламентирующие документы

Нормы по созданию и функционированию особых экономических зон в России зафиксированы в Федеральном законе от 22.07.2005 №116-ФЗ. В нем прописаны необходимые условия для присвоения статуса ОЭЗ, сроки его действия, процедура принятия решения, уполномоченные органы и формы соглашений.

Заявку о создании особой экономической зоны, согласно рекомендациям Минэкономразвития, подают органы региональных властей. Правительство РФ принимает решение и издает соответствующее постановлении, на основании которого заключается трехстороннее соглашение (Правительство РФ, глава субъекта РФ и муниципалитет).

Особые экономические зоны для России — относительно новое решение. И по итогам первых 10 лет результаты не оправдали ожидания ни с точки зрения привлечения частных инвестиций, ни с позиции предоставлении новых рабочих мест. Бюджетные средства были потрачены не эффективно, поэтому законодательная база продолжает развиваться с целью более подробного разъяснения требований к срокам окупаемости, оправданности присвоения статуса, рентабельности и прочему. В связи с этим ряд пунктов находится в стадии доработки.

Примеры для России

Претендовать на статус ОЭЗ могут территории, отвечающие следующим условиям:

  • выгодное расположение (близость к границам страны или к регионам, с которыми планируется взаимодействие, наличие выхода к морю, мест пригодных для организации зон отдыха);
  • наличие незанятых площадей, на которых возможно расположить предприятия и комплексы;
  • присутствие достаточного количества кадров необходимого уровня квалификации;
  • открытость к международным и межрегиональным контактам;
  • подходящая отраслевая направленность.

Алабуга

Промышленно-производственная особая экономическая зона «Алабуга» находится в республике Татарстан, близ федеральной автомагистрали и железнодорожной ветки. Занимает площадь в 20 кв. км, задействует около 5000 сотрудников. Более 40 предприятий резидентов занимаются производством: автобусов, бытовой техники, лекарств, мебели, сложных химических веществ, авиатехники.

Обязательным условием для резидентов является внесение инвестиций в размере от 1 000 000 евро в первый год работы и 10 000 000 евро за период, на который заключен договор.

Преимущества организации бизнеса в «Алабуге» заключаются:

  • в возможности размещать и использовать оборудование иностранного производства, не уплачивая НДС и таможенные сборы;
  • в освобождении от экспортной пошлины на вывоз изготовленной продукции;
  • в отсутствии обязательств внесения в региональный бюджет налогов на транспорт и землю;
  • в льготах на налог на прибыль до 2055 года (2% — первая пятилетка, 7% — вторая, 15,5% — последующий период)
  • в предоставлении по сниженным ценам земельных участков с подготовленной инфраструктурой.

Дубна

Территория технико-внедренческой ОЭЗ в 200 гектаров разделена на три фрагмента, каждый из которых выделен для программистов, нанотехнологов или физиков-ядерщиков. В основные направления деятельности входят: нанотехнологии, информационные разработки, развитие ядерной физики, биотехнологии, инновации в области медицины.

Резиденты особой экономической зоны «Дубна» получают следующие преференции:

  1. Налоговые льготы (первые 5 лет уплате подлежит только налог на прибыль, перечисляемый в региональный бюджет).
  2. Упрощенные процедуры оформления документов на землю.
  3. Субсидированные подключение к коммуникациям и аренда.
  4. Отсутствие таможенных ограничений.

Алтайская долина

В уникальном по своей природе месте в Республике Алтай в 2007 году была создана туристско-рекреационная ОЭЗ. В проекте было облагородить территорию и сделать её доступной и привлекательной для туристического отдыха. Задумывались обустройство необходимой инфраструктуры (что было в ответственности государства) и строительство туристических объектов (за счет вложений частных инвесторов).

Привилегии для бизнесменов:

  • отсутствие вмешательства и текущего контроля в реализацию инвестиционных проектов;
  • сниженные ставки по налогам;
  • уменьшена плата за аренду земли до 2%.

Главным привлекающим объектом должно было стать искусственное озеро. До настоящего дня оно так и не запущено в эксплуатацию. В ходе оптимизации расходов при планировании бюджета на 2018-2019 годы особая экономическая зона «Алтайская долина» могла быть упразднена, то есть государство больше не рассчитывает финансировать этот проект. Но площадка продолжает развиваться под управлением региональных властей с сохранением многих льгот.

Бирюзовая Катунь

Туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» самая большая по площади занимаемой территории — 3326 гектаров. Это единственный проект, реально принимающий туристов сегодня. Возведено 24 объекта, построена большая часть запланированных коммуникационных систем. По условиям подписанного соглашения предоставление налоговых и административных льгот предусмотрено до 2055 года.

Но из-за выявленного нарушения баланса капиталовложений со стороны государства и частных инвесторов, проект может быть передан в региональное ведомство или потерять статус особой зоны. Несмотря на это приток туристов растет с каждым годом, и интерес предпринимателей к региону тоже повышается. В любом случае по состоянию территории на 2020 год «Бирюзовая Катунь» привлекательна для бизнеса с точки зрения подготовленной платформы и комфортных условий аренды земельных участков.

Титановая долина

Один из ярких примеров промышленно-производственных особых экономических зон является «Титановая долина», размещенная в Свердловской области. Привилегии получают предприятия, занимающиеся переработкой титана и изготовление оборудования для тяжелой промышленности, производства строительных материалов.

В список предоставляемых преференций входят:

  • уменьшение налоговой нагрузки (налог на прибыль от 2%);
  • таможенные льготы;
  • готовые площадки для производственной деятельности;
  • ресурсное обеспечение;
  • упрощенная система администрирования;
  • подбор и обучение персонала под конкретного инвестора.

Ульяновск

Портовая ОЭЗ «Ульяновск» представляет собой часть авиационного кластера региона. Планируется срок действия особой зоны 49 лет. Помимо оптовой торговли важнейшими направлениями развития обозначены: авиастроение, техническое обслуживание самолетов, производство электрооборудования и приборов, изготовление композитов. Главная цель образования ОЭЗ — улучшение экономической ситуации в Ульяновской области.

Для функционирования предприятий созданы дорожная, инженерная и таможенная инфраструктуры. Инвесторы, вкладывающие в бизнес на данной территории, могут сэкономить до 30% своих расходов.

  1. Освобождение от всех налогов, кроме налога на прибыль, который первые десять лет составляет 2%.
  2. Предоставление готовых к использованию производственных и офисных помещений, включая авиационные ангары
  3. Отсутствие таможенных пошлин и акцизов при перемещении товаров, необходимых для организации или текущей работы предприятия.
  4. Минимальные издержки в процессе решения административных вопросов.

Компании, не входящие в список резидентов особых экономических зон, но и расположенные на их территории, также могут претендовать на часть льгот по согласованию с управляющей компанией.

Иная ситуация с регионами, которые целиком считаются ОЭЗ, например, республика Крым или Калининградская область. В данных субъектах РФ достаточно местной регистрации организации для получения льгот, так как все предприниматели в равной степени имеют права на соответствующие привилегии.

На 2020 год в Российской Федерации действуют 25 ОЭЗ. За время пребывания в особых экономических условиях компании должны выйти на стабильную эффективную работу и перестать нуждаться в льготах и дотациях, так как изначально ОЭЗ — это инструмент запуска новых предприятий, а не возможность уйти от уплаты обязательных платежей.

Новости относительно ОЭЗ в РФ представлены ниже.

Классификация особых экономических зон

Организационно-функциональная структура ОЭЗ достаточно многообразна и иногда трудно однозначно определить особенности той или иной особой зоны, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. Концептуально в организации особых экономических зон можно выделить дв подхода: территориальный и функциональный (точечный).

Территориальный подход — зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Пример: особые зоны Китая, зон «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах.

Функциональный подход предполагает применять льготный режим к определенному виду предпринимательской деятельности независим от местоположения соответствующей фирмы в регионе (стране). Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными фирмами (офшорные фирмы, магазины «дыоти фри» и др.).

ОЭЗ можно классифицировать по четырем основным критериям.

1. По характеру деятельности и функциональному предназначению.

Зоны свободной торговли (ЗСТ) — ограниченные территории, в пределах которых установлен льготный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Функции ЗСТ сводятся к ввозу, храпению сортировке, упаковке, перевалке товаров.

Экспортно-производственные зоны — создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.

Научно-промышленные парки — образуются в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся системой налоговых и финансовых льгот.

Сервисные зоны (офшорные центры и налоговые гавани) — территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги. Зоны привлекают предпринимателей благоприятны валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику.

Ориентированные на внешний рынок (экстраверт ивиые) зоны — имеют анклавный характер. В таких зонах создаются филиалы и дочерние компании ТНК.

Интегрированные в национальную экономику (интровертивные) зоны -имеют тесные экономические связи с внутренними районами страны. Эти зоны решают проблемы повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров.

  • 3. По отраслевому признаку. К зонам с ярко выраженной отраслево специализацией можно отнести торговые зоны, офшорные зоны, туристические, рекреационные зоны.
  • 4. По характеру собственности. Государственные, частные и смешанные. Наиболее распространенный формой собственности СЭЗ являетс смешанный тип.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны разных типов (рис. 20.1).

Рис. 20.1. Типы особых экономических зон, действующих в РФ

Промышленно-производственные ОЭЗ расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которы составляет не более 20 км2. Рассмотрим ряд примеров ОЭЗ, созданны в регионах РФ.

Особая экономическая зона «Астрахань». Цель ее создания — стимулирование социально-экономического развития Астраханской области, укрепление экономических позиций России в Каспийском регионе, увеличение доли на мировом рынке судостроения и высокотехнологичной продукции создание крупномасштабного промышленного и судостроительного кластера, что также станет дополнительным инструментом реализации шельфовых проектов.

Появление ОЭЗ позволит привлечь инвестиции в экономику Астраханской области и увеличить налоговые поступления в областной и федеральный бюджеты, а также стимулировать социально-экономическое развитие через создание новых промышленных объектов и высокопроизводительных рабочих мест. Планируется, что на территории ОЭЗ «Астрахань» буде создано порядка 13 тыс. рабочих мест, а общий объем привлеченных инвестиций комнаний-резидентов составит более 17 млрд руб. Строительств объектов на территории ОЭЗ и необходимых инфраструктурных объекто вызовет увеличение строительной активности в регионе, что также благоприятно скажется на развитии малого и среднего предпринимательства.

Особая экономическая зона в г. Владивостоке. Промышленно-производственная ОЭЗ расположена в вершине бухты Золотой Рог, в границах Владивостокского городского округа, в непосредственной близости к территории ОАО «Центр судоремонта “Дальзавод”».

Цель проекта — организация в г. Владивостоке Приморского края кластера высокотехнологичных производств в сфере автомобильной промышленности и машиностроения, конкурентоспособных на международном уровне, стимулирование социально-экономического развития Приморского края через создание дополнительных рабочих мест и новых промышленных объектов, привлечение инвестиций в экономику края, увеличени налоговых поступлений в краевой и федеральный бюджеты.

Основные задачи проекта — строительство современных автосборочных производств общей проектной мощностью до 100 тыс. авто в год, запус локализованного производства автокомпонентов с привлечением зарубежных инвесторов, в том числе производства автомобильных двигателей для целей экспорта на рынки стран АТЭС, создание инфраструктур для размещения и обеспечения функционирования автосборочных производств и производства автокомпонентов, развитие портовой инфраструктуры (причального фронта).

Потенциальными резидентами планируемой к созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Владивостоке Приморского края являются:

  • • ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» (СП Mazda Motor Coipo-ration (Япония) и ОАО «Соллерс») — автосборочное производство;
  • • логистическая компания ООО «Пасифик Лоджистик»;
  • • производители автокомпонентов (компании из Японии и Южно Кореи);
  • • другие компании — производители пластиковых деталей интерьера и экстерьера (бамперы, обивка дверей, модули крыши, панели инструментов и консоли), компании по сборке комплектов сидений, сборке стеклоочистителей (включая механизм) и др.

Предполагается, что территория ОЭЗ в период 2016—2018 гг. будет расширена для размещения новых проектов в сфере производства электроники, полимерных изделий (для целей экспорта на рынки стран ЛТЭС), компонентной базы для судостроения и судоремонта. Реализация проект позволит к 2022 г. достичь увеличения объема сборки автомобилей в Приморском крае на 25%, обеспечить локализацию производства автокомпонентов до уровня не менее 30%, организовать производство двигателе общей мощностью свыше 50 тыс. шт. в год, в том числе для целей экспорт на автозаводы в странах АТЭС, а также создать современный логистический комплекс проектной мощностью до 250 тыс. контейнеров в год. Эт позволит добиться двукратного увеличения рабочих мест (с 1700 до 3500) обеспечения до 8,5% прироста ВРИ Приморского края за 10 лет (с 2012В по 2022 г. ), увеличения к 2022 г. ежегодного объема налоговых отчислений в федеральный бюджет на 2,9 млрд руб. (27,2 млрд руб. за 10 лет) увеличения к 2022 г. ежегодного объема налоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края на 0,4 млрд руб. (3,9 млрд руб за 10 лет).

Особая экономическая зона «Липецк». ОЭЗ площадью 1024,34 га находится в европейской части России в центре крупного металлообрабатывающего кластера. Здесь в больших объемах производится сталь и прокат черных металлов. В Липецке выпускают холодильники и другую бытову технику. В непосредственной близости к особой экономической зоне находится Новолипецкий металлургический комбинат — одна из крупнейши в мире компаний с полным металлургическим циклом.

Приоритетные направления развития ОЭЗ: энергетическое оборудование; элементы и системы альтернативной энергетики; машины, оборудование, автокомпоненты; бытовая техника; медицинское оборудование; строительные материалы; био- и наноматериалы. На территории особо зоны планируется создание кластеров ОЭЗ: производство готовых металлических изделий; производство машин, оборудования и автокомпонентов;В производство строительных материалов. Запланированные государственные инвестиции в инфраструктуру — 17,9 млрд руб. Реализованные государственные инвестиции в инфраструктуру — 7,6 млрд руб.

Технико-внедренческие (инновационные) ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не боле 2 км. Технико-внедренческие ОЭЗ расположены в крупных российски научных центрах с высоким научно-техническим потенциалом. Преимущества для инвесторов ОЭЗ: доступ к быстро развивающемуся российском рынку информационных технологий и НИОКР; высококвалифицированные специалисты; высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами; бизнес-инкубаторы для стартап-проектов и др.

Особая экономическая зона «Зеленоград», г. Москва. Зеленоград является признанным центром электронной промышленности России. На территории округа сосредоточены научно-производственные предприятия, обладающие высоким научным потенциалом и современными технологиями Приоритетные направления деятельности: микро- и наноэлектроника органическая электроника; энергосберегающие технологии и возобновляемые источники энергии; информационная и коммуникационная техника;В сложные технические системы; нанотехнологии.

Особая экономическая зона «Дубна», Московская область. Дубна является признанным научным центром с располагающимся на его территории Объединенным институтом ядерных исследований, Центром космическо связи, НИИ ядерной физики им. М. В. Ломоносова и другими профильными учреждениями. Приоритетные направления деятельности: программное обеспечение, информационные технологии и телекоммуникации, нанотехнологии, ядерные технологии, биотехнологии. Приоритетны направления развития: информационные технологии, ядерно-физичсски и нанотехнологии, био- и медицинские технологии, композиционные материалы, проектирование сложных технических систем.

Особая экономическая зона г. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург много лет является центром точного приборостроения и электроники, которы развиваются на базе научного комплекса, образованного двенадцатью НИИ институтами РАН, научными центрами и учебными заведениями. Приоритетные направления деятельности: информационные технологии и телекоммуникации, медицинские технологии, нанотехнологии, точное приборостроение. Кластеры ОЭЗ: ГГ-технологии и телекоммуникации, фармацевтик и медицинские технологии, приборостроение, энергоэффективность.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации Туристско-рекреационные зоны расположены в наиболее живописны регионах с возможностями для развития пляжного, оздоровительного, приключенческого отдыха, экотуризма, экстремальных видов спорта.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщени и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленно порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского, речного порта, аэропорта.

Промышленные зоны России

Особые экономические районы уже давно используются в мировой практике. США, Китай, Великобритания, Индия, Бразилия и другие страны стали успешно применять методику еще в середине XX века. На территории КНР сегодня в промышленных зонах сосредоточено почти 50 тысяч предприятий, что составляет около 20% от их общего числа. В России же активное внедрение особых экономических зон (ОЭЗ) началось в 90-х годах прошлого столетия. Такая практика позволила привлечь прямые инвестиции для развития регионов и создать тысячи новых рабочих мест. Деятельность ОЭЗ сегодня регулируется Федеральным Законом № 116.

География особых экономических районов РФ

Промышленные зоны России включают в себя Псковскую, Самарскую, Свердловскую, Липецкую, Калужскую области и Республику Татарстан. На этих территориях запрещено добывать и перерабатывать природные ископаемые. Это компенсируется высокими объемами производства приборов и автомобилей, а также военного и медицинского оборудования. Кроме того, на территории промышленных зон действуют пониженные налоговые ставки. Миллиардные инвестиции исходят как из федерального бюджета, так и от российских и зарубежных бизнесменов. Это позитивно сказывается на уровне жизни людей в промышленных зонах: с 2005 года он вырос почти на 30%.

Индустриальные парки: в ногу со временем

Промышленные зоны России — это еще и огромные площадки, находящиеся в экономически выгодных районах возле крупных городов. Такие индустриальные парки, как правило, государственные и ориентированы на иностранных автопроизводителей. Впрочем, есть и исключения — частные площадки часто используются для создания дата-центров, крупных линий по производству или переработке различных материалов, логистических баз и других объектов. Индустриальные парки — это современное решение недостатка промзон в черте города, и возможность вдохнуть жизнь в старые объекты путем обновления инфраструктуры. Особой популярностью пользуются такие площадки возле крупных городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сургута, Омска и т.д.