Электронный редукцион

Что такое редукцион по 223-ФЗ и его отличие от аукциона

Заказчикам, которые приобретают товары и услуги в соответствии с нормами 223-ФЗ, разрешено применять нестандартные способы закупки. Одним из которых является редукцион. Он предполагает заключение контракта с поставщиком, предложившим минимальную цену. Суть редукциона аналогична аукциону, проводимому в рамках 44-ФЗ. В данной статье мы постараемся разобраться, в чем сходство и отличие этих процедур.

Что представляет собой редукцион

Редукционом называют конкурентный способ проведения закупки, при котором торги проводятся с понижением цены. Шаг снижения предложений участников варьируется в пределах от 0,5% до 5%. Процедура проведения такой закупки аналогична реализации аукциона. Заказчики оценивают заявки, поданные участниками, при наличии оснований отклоняют некоторые из них. После определения победителя заказчик может заключить с ним контракт.

Юридически редукцион не относится к закупкам. На него не распространяется действие статей 447 – 449 Гражданского Кодекса России. Извещение о проведении аукциона, размещенное в сети интернет, считается приглашением делать оферты.

Порядок проведения редукциона прописывается в положении о закупках. Заказчик не обязан составлять закупочную документацию. Все необходимые сведения он излагает в извещении.

Такую форму выбирают в том случае, когда предлагаемая цена становится приоритетным критерием определения поставщика. Целесообразно проводить редукцион при приобретении крупной партии однотипного товара.

Отличие редукциона от аукциона

Изначально термином редукцион обозначались торги на понижение цены, а аукцион – на повышение цены. При составлении законодательства в сфере государственных закупок проведение торгов на понижение стоимости контракта было обозначено понятием «аукцион». Таким образом, оба термина стали обозначать одно и то же.

Основным отличием этих процедур становится то, что на редукцион не распространяются нормы Гражданского Кодекса России. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках. После проведения редукциона заказчик не обязан заключать контракт с победителем. Если в приобретении товаров и услуг отпала надобность, то договор не оформляется.

Выделяют два вида редукциона:

  1. Открытый. О проведении закупки заказчик сообщает неограниченному числу потенциальных поставщиков. Открытые редукционы чаще проводятся в электронной форме.
  2. Закрытый. Участвовать в такой процедуре могут только те компании, которые получили специальное приглашение. Закрытые закупки проводят «вживую». В назначенное место все представители компаний-поставщиков собираются в определенном месте. Каждому присваивается номер, при помощи которого он будет подавать свои предложения. Со стороны заказчика назначается ведущий, который руководит процедурой. Закупка завершается после того, как определяется поставщик, предложивший наименьшую цену.

Выбор формы проведения редукциона будет зависеть от статуса заказчика и особенностей закупаемых товаров или услуг. Проводить процедуру можно в том случае, если на участие в ней подали заявки.

Порядок и сроки проведения открытого редукциона

Открытые редукционы чаще проводятся с использованием функционала электронной торговой площадки. Процедуру можно разделить на несколько ключевых этапов:

  1. Заказчик разрабатывает извещение, оно размещается в открытом доступе не менее чем за 5 суток до момента окончания приема предложений. В извещении прописываются реквизиты заказчика, описывается объект закупки, указывается стартовая цена контракта, даты окончания приема заявок и проведения торгов.
  2. Поставщики подготавливают и подают заявки на участие в процедуре. Для этого они должны пройти аккредитацию на ЭТП и внести обеспечение заявки. Обязательной частью любой заявки становится согласие поставщика на условия будущего договора.
  3. Рассмотрение заявок. В течение двух дней со дня окончания подачи предложений заказчик оценивает все заявки на их соответствие установленным требованиям. Если к моменту окончания срока подачи предложений поступила только одна заявка, то процедура признается несостоявшейся. Победителем признается единственный участник в том случае, если его заявка соответствует установленным требованиям.
  4. Проведение редукциона. В день и время, указанные в извещении, открывается доступ к подаче ценовых предложений. Процедура проводится путем понижения стартовой цены договора. Победителем признается участник, предложивший минимальную стоимость контракта.
  5. Оформление итогового протокола. Результаты проведения редукциона оформляются документально. В протоколе указывается длительность процедуры, перечисляются все участники, обозначается победитель и предложенная им цена контракта. Документ размещается на электронной торговой площадке.
  6. Заключение контракта. Если надобность в объекте закупки у заказчика сохранилась, он заключает договор с победителем редукциона. Если поставщик отказывается подписывать документ, то заказчик предлагает заключить контракт фирме, занявшей второе место по результатам торгов.

Редукцион в закупках: что это и чем отличается от других торгов

Редукцион — это вид аукциона, в котором побеждает участник с наименьшим ценовым предложением. Проводят его и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Понятие редукциона

В гражданском законодательстве аукцион определяется как торги, в которых побеждает лицо, предложившее наиболее высокую цену (ч. 4 ст. 447 ГК РФ). Но в госзакупках наблюдается обратная ситуация. Победителем аукциона по 44-ФЗ признается участник, предложивший наименьшую цену. По сути, в госзакупках проводят редукционы — обратные аукционы, торги на понижение стоимости. Такие тендеры имеют аналогичную классификацию — выделяют открытые и закрытые, электронные и «живые» процедуры. Открытый редукцион в электронной форме — это заказ, в котором принимают участие все желающие поставщики. Сведения о закрытой процедуре сообщаются ограниченному списку участников. На торговых площадках проводится по такому алгоритму:

  1. Заказчик размещает извещение и документы госзакупки на торговой площадке.
  2. Участники, прошедшие аккредитацию, подают заявки оператору ЭП. У каждой заявки есть порядковый номер.
  3. Закупочная комиссия заказчика рассматривает заявки и принимает решение о допуске или недопуске участников к торгам.
  4. Отобранные потенциальные поставщики направляют окончательные ценовые предложения.
  5. Заказчик оценивает запросы поставщиков, определяет победителя и составляет итоговый протокол.

В результате состоявшейся закупки организация заключает контракт с победителем торгов.

Редукцион по 223-ФЗ

Закрепите возможность и порядок проведения редукционных торгов в положении о закупке. Учтите, что для таких заказов соблюдение сроков публикации извещения, установление предельных дат принятия заявок и заключение договора с победителем не является обязательным. Заказчик вправе предусмотреть эти условия в закупочной документации.

Рассмотрим примеры проведения процедуры. В закупочной документации у одного заказчика прописано, что такое редукцион в закупках по 223-ФЗ: это торги, которые проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении. Процедура проходит так:

  1. Участник, который предложил наиболее низкую цену договора, и заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным настоящей документацией, признается победителем процедуры.
  2. Если при проведении торгов стоимость снижена до нуля, редукцион проводится на право заключить договор. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за возможность заключения договора.
  3. Если участником предложена цена договора, равная предложенной другим участвующим, лучшим признается предложение, поступившее раньше.

У другого заказчика в документации закреплены правила проведения электронной процедуры. Заказчик осуществляет электронный редукцион по такой инструкции:

  1. Торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении.
  2. «Шаг» составляет от 0,5 процента до 5% начальной (максимальной) цены договоры (лота).
  3. Участники подают предложения, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене договора на величину в пределах «шага», установленного заказчиком.
  4. Любой участник закупки вправе подать предложение о цене договора независимо от «шага» при условии соблюдения следующих требований:
  • участник не вправе подавать предложение, равное или большее того, которое подано таким участником закупки ранее, и предложение, равное нулю;
  • участник не вправе подавать предложение о цене договора ниже чем текущее минимальное, сниженное в пределах «шага»;
  • участник не вправе подавать предложение ниже чем текущее минимальное, если оно подано этим же участником.
  1. При проведении редукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников о цене договора, составляющее десять минут от начала проведения процедуры до истечения срока подачи предложений, и десять минут после поступления последнего предложения. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене договора, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств после снижения начальной (максимальной) цены или текущего минимального предложения. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене договора не поступило, торги автоматически завершаются.
  2. Если в течение десяти минут после начала проведения тендера ни один из участников закупки в электронной форме не подал предложение, процедура признается несостоявшейся.
  3. По результатам заказа составляется итоговый протокол, который содержит следующие сведения: дата подписания протокола, количество поданных заявок на участие, дата и время регистрации каждой заявки, порядковые номера заявок и окончательных предложений в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, причины, по которым закупка признана несостоявшейся в случае признания ее таковой.

Редукцион — не самый популярный способ госзаказа. В Единой информационной системе есть актуальная статистика: в первом полугодии 2019 года 5% всех извещений по 223-ФЗ — это закрытые редукционы. Для сравнения извещений об обычных закрытых аукционов — 7%.

У открытых заказов иная статистика. По сведениям, опубликованным в ЕИС, заказчики провели более 5000 редукционов. Торги на понижение используют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», ФГУП «Почта России», МУП «Ритуал»), открытые акционерные общества (ОАО «Росагролизинг»), публичные акционерные общества (ПАО ВТБ). Большую часть таких заказов признают несостоявшимися из-за отсутствия предложений.

Редукцион по 44-ФЗ

Понятие не имеет прямой законодательной силы и не закреплено в ГК РФ (ст. 447-449 ГК РФ). В Федеральной контрактной системе такая процедура не регламентируется. В рамках 44-ФЗ редукционные и аукционные торги — это одно и то же.

Отличие от других процедур

Если рассматривать торговые процедуры по определениям в гражданском законодательстве, то ключевое отличие редукциона и аукциона — это способ определения победителя. В аукционах побеждают те, кто предложит наибольшую цену, в обратных торгах — те, кто предлагает самую низкую стоимость.

В закупках по 44-ФЗ победителями аукционов становятся участники, предложившие наименьшую цену исполнения контракта. Все процедуры со снижением стоимости контракта — это аукционные закупки. Но иногда участники проводят аукцион наоборот — процедуру с повышением цены, к примеру, на возможность заключить контракт (ч. 23 ст. 68 44-ФЗ).

В некоторых ситуациях по решению заказчика торги проводятся «вживую». Вот чем отличается аукцион от редукциона: аукционная закупка осуществляется исключительно в электронной форме. При «живых» торгах потенциальные поставщики собираются в месте, прописанном в документации. Каждому участвующему присваивается номер, который он показывает в процессе переторжки. Ведущий процедуры объявляет максимальную цену и предельный шаг, а участники делают ставки — поднимают табличку и понижают НМЦК. Победителем становится тот, который предложит наименьшую стоимость поставки, выполнения работ или оказания услуг.

Еще одной формой торгов являются конкурсные процедуры. Вот чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: в конкурсных закупках побеждают лица, которые предложили лучшие условия исполнения контракта. Решение принимает конкурсная комиссия, сформированная заказчиком.

Вячеслав
E-mail: boss@bis077.ru
Сайт: kupim.ru

Что я отметил, посещая коммерческие информационные порталы, торговые, тендерные площадки и аукционы? Продавцы более активно осваивают Интернет, чем покупатели. (Они как в жизни, так и в Интернете более подвижны). Заявки покупателей составляют единицы процентов от предложений продавцов, тонут в этой массе информации и даже на одном сайте трудно отыскивать совпадения. Сравнивать предложения с разных сайтов еще хуже. На имеющихся тендерных площадках вроде бы доминируют заявки покупателей, но реакции на них не видно.

Я попытался представить, как нужно сделать, чтобы мне было удобно? И как покупателю, и как продавцу. Вспомнил себя на обычном рынке. Зная мое намерение купить, продавцы начинают «перетягивание каната». Все видно, легко могу сравнить.

На тендерной площадке, как продавцу, мне хотелось бы видеть, что предлагают другие, а такого почти нет. Просто заглянуть, посмотреть как другие делают (я ведь завтра могу или покупателем или продавцром выступить) тоже нельзя. Везде какие-то условия, от регистрации до оплаты. В общем, неудобно.

И последнее — перегруженность сайтов побочной информацией. Иногда уходишь с сайта с ощущением, что скоро «крыша» поедет.

Я подумал, как от всего этого уйти, и получился АУКЦИОН НАОБОРОТ — www.kupim.ru.

Это площадка СПРОСА. Только под конкретные заявки нужно принимать предложения. Продавцов много. На одну заявку должно! поступить несколько предложений. Главный здесь ПОКУПАТЕЛЬ. Он может выбрать наилучшее предложение. Сначала будет смотреть на цену. Почти как аукцион, только цены должны падать. Под каждой заявкой — предложения только к ней. Нет заявки, нет предложений, нет ненужной информации.

Сайт должен снять «головную боль» с покупателей. Разместил заявку и сравнивай поступающие предложения. Конечно, для этого большая часть продавцов должна знать, что есть площадка, где может потребоваться его товар.

Продавцам тоже полезно. Есть реальный покупатель. Предложи условия получше и продашь. Не нужно на каждом углу взывать «Купите».

Покупателям все и всегда бесплатно, лишь бы пришли.

Зарабатывать можно по-разному. Брать плату за открытое размещение предложений к конкретным заявкам (обычные информационные услуги). Тут рискует только продавец потерять деньги, если его не выберут.

Или путем посредничества. До определенного момента всем все бесплатно, никто ничем не рискует, но контактная информация закрыта. Пока покупатель не выбрал конкретного продавца, с которого сайт берет комиссионные за практически гарантированную сделку. Тот, видимо, согласится платить разумные проценты. А менеджеры сайта согласуют предварительно условия сделки и гарантии для продавца.

Наш проект рассчитан пока на корпоративных клиентов. Не исключаю, что придется учитывать и частных лиц. Они более «продвинуты» в Интернете.

Развитие возможно после нормальной раскрутки. Я вижу его в автоматизации работы менеджеров сайта, внедрении ЭЦП и систем электронных платежей.

Согласно Федеральному закону №223, при составлении положения о закупке заказчики имеют право указать любые типы возможных процедур. Это является основным отличием от закупок по Федеральному закону №44, где деятельность сторон строго регламентируется законодательством.

Рассмотрим, что такое редукцион в закупках и чем он отличается от аукциона, особенности его проведения и нормативную регламентацию.

Определение термина и особенности процедуры

Понятие аукцион знакомо если не каждому, то всем причастным к закупочным процедурам лицам точно. Согласно образу с телеэкранов или из литературных произведений, при аукционе в помещении находятся несколько человек с табличками, за трибуной стоит ведущий. Он выкрикивает стоимость лота, а участники, которые хотят купить его, выкрикивают ценовые предложения в сторону увеличения на заранее оговоренную сумму и поднимают таблички.

Когда установилась стоимость, больше которой никто не желает предложить, ведущий считает до трех и говорит «продано». Таким образом лот отходит последнему участнику с наибольшим ценовым предложением. Данная процедура и называется аукцион. Определение шага повышения цены регламентируется статьей 447 ГК РФ.

Согласно Федеральному закону №44, под аукционом понимается процедура, при которой сведения о закупке сообщаются неограниченному количеству лиц, которые соответствуют единым требованиям ЕИС и дополнительным от заказчика, а победителем становится участник с наименьшим ценовым предложением.

Вся закупочная документация, проект контракта и извещения размещаются только в ЕИС на Портале закупок zakupki.gov.ru.

Если учитывать определение аукциона со стороны очного проведения процедуры и определение по 44-ФЗ, то косвенно аукцион в контрактной сфере носит название редукцион.

Таким образом, под редукционом понимается закупочная процедура, при которой шаг ценового предложения от участников идет на уменьшение, и победителем признается тот, кто предложит наименьшую цену, но будет полностью соответствовать всем требованиям закупочной процедуры.

Стоит отметить, что заказчик имеет право задать плавающий шаг через оператора ЕИС. Единственный критерий оценки участников для определения победителя – цена.

Отличия аукциона и редукциона – это самый популярный вопрос среди предпринимателей, так или иначе участвующих в закупочных процедурах. Под аукционом принято понимать торги на повышение, под редукционом – на понижение.

На законодательном уровне был принят норматив по контрактной системе, в тексте которого термин «аукцион» подразумевает проведение торгов на понижение.

Таким образом, с точки зрения предпринимательской деятельности заказчики на самом деле проводят редукционы, согласно контрактной сферы – это аукцион.

Если заказчики проводят закупку по 223-ФЗ, то в положении о закупках они имеют право прописать возможность проведения «обратного» аукциона. Таким образом, схема проведения тендеров идентичная, только в случае закупочной процедуры по 44-ФЗ используется понятие аукцион, а по 223-ФЗ – редукцион.

Главное отличия между понятиями заключается в том, что термин «редукцион» никак не закреплен на законодательном уровне. Таким образом, если закупочная процедура не регулируется статьями 447-449 ГК РФ, то она не является торгами, и поэтому к заказчику не предъявляются обязательные требованиям по срокам размещения извещения, принятию заявок от участников и заключению контракта, если это предусмотрено закупочной документацией.

Существует два вида редукциона:

  1. Закрытый. Участие возможно только при получении приглашения. Они проводятся в назначенном месте, где собираются потенциальные победители, каждому из которых присваивается номер для подачи ценовых предложений, и ведущий, назначенный заказчиком, который руководит процедурой. Редукцион завершается определение победителя с наименьшим ценовым предложением.
  2. Открытый. Наиболее используемая форма проведения – электронная с помощью ЕИС и торговых площадок. Участники – неограниченное количество заинтересованных лиц. Оповещение о проведении происходит через извещение.

Важно знать, что выбор способа проведения редукциона напрямую зависит от объектов закупок и статуса заказчика. Процедура проводится только при наличии заявок на участие.

Порядок и сроки проведения торга

Для полного понимания специфики закупочной процедуры в форме редукциона по ФЗ №223, рассмотрим проведение данной процедуры по этапам.

  1. Разработка извещения заказчиком, которое в дальнейшем будет направлено потенциальным участникам. В нем необходимо прописать реквизиты заказчика, объект закупки, НМЦК и сроки по всем этапам.
  2. Размещение извещения в публичном доступе в течение пяти дней до окончания приема заявок с ценовыми предложениями.
  3. Открытие доступа к подаче предложений по исполнению контракта путем понижения стартовой стоимости.
  4. Подготовка и подача заявок от участников. Они должны обязательно пройти аккредитацию на площадке и иметь усиленную электронную цифровую подпись. Обязательная часть заявки – наличие согласия поставщика на условия проекта контракта.
  5. Заявки рассматривают на соответствие требованиям в течение двух дней. При поступлении только одной заявки торги не проводятся, а победителем признается тот единственный участник, кто ее и подал. При наличии нескольких заявок выбирают участника с наименьшим ценовым предложением, соответствующего требованиям заказчика и имеющим обеспечение исполнения контракта.
  6. Результаты торгов прописывают в протоколе. В документе следует указать сроки и длительность процедуры, выбор победителя с ценовым предложением и полный перечень участников. Протокол в обязательном порядке размещается в ЕИС.
  7. Заключение договора с победителем редукциона при желании. Если он отказывается, то договор заключают с участником, занимающим второе место.

Наиболее популярными сервисами, которые проводят редукционы согласно ФЗ №223, являются ПАО ВТБ, ФГУП «Почта России» и другие.

Стоит отметить, что большое количество редукционов признается несостоявшимися, так как подается только одна заявка либо ни один из потенциальных участников не готов к выполнению контракта и подаче ценового предложения.

Дополнительное сравнение аукциона и редукциона представлено ниже на видео.

Обеспечение заявок

Предоставление обеспечения исполнения контракта является одним из самых важных моментов при реализации закупки и выборе победителя. Участник обязан внести денежные средства в качестве обеспечения или предоставить банковскую гарантию на счет оператора той площадки, где будут проводиться торги.

Внесение денежных средств регламентируется положениями о закупке, в которых прописаны особенности проведения редукциона, и региональной документацией. Таким образом, размер обеспечения зависит от того, где именно проходят торги.

После предоставления обеспечения денежные средства возвращаются тем участникам, которых не выбрали в качестве победителей, в течение 7 дней после окончания торгов.

Победителю торгов обеспечение не возвращается, залог замораживается оператором торговой площадки до момента исполнения требований проекта контракта.

Исходя из предоставления обеспечения, между аукционом по 44-ФЗ и редукционом по 223-ФЗ разница существенная. Если победитель предоставил обеспечение вовремя, но не подписал договор о сотрудничестве, сделка признается несостоявшейся. В данном случае участнику не возвращается обеспечение, он признается уклонившимся от заключения договора. Все подобные действия могут поспособствовать исключению аккредитации на площадке.

Преимущества торгов на понижение цены

Редукцион – это одна из самых популярных и выгодных закупочных процедур по Федеральному закону №223. Между заказчиком и участниками устанавливаются взаимовыгодные отношения за счет обеспечения исполнения обязательств, что способствует уверенности в том, что торги пройдут без нарушений. Подобное нельзя отметить по отношению к другим способам закупок.

При торгах заказчики предлагают выгодные условия по гарантийным обязательствам и доставке, что повышает лояльность и заинтересованность за стороны потенциальных участников.

Важно знать, что для участия в редукционе, регламентированном ФЗ №223, нужно иметь соответствующую квалификацию и профессиональный опыт работы, для эффективности проведения процедуры, минимизации рисков и исключения возможных ошибок и несоответствий в закупочной процедуре.

Конечная стоимость исполнения контракта зависит от количества заявок от участников. Заказчики по ходу закупочной процедуры анализируют множество данных и характеристик для снижения стоимости, что уменьшает размер дохода. Участники же стараются перекрыть возникающие расходы. Бывают случаи, что при изменении условий сделки меняется и цена, что негативно сказывается на будущей прибыли заказчика.

Вебинар по определению редукциона представлен ниже.